ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
УДК 371.62 : 69] : 614Л
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ШКОЛ
И ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Главный инспектор по школьной гигиене К. И. Лучина
Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения
СССР, Москва х
В СССР построено и ежегодно сооружается большое количество-школ и детских дошкольных учреждений. Достаточно указать, что в 1962/63 учебном году насчитывалось 197 600 школьных зданий, сейчас имеется свыше 52 000 детских садов и яслей — садов.
Широкое строительство школ и детских учреждений обеспечивается индустриальными методами на основе типизации и унификации строительных изделий.
Санэпидслужба обязана разрабатывать и утверждать гигиенические нормы и правила гигиены детей и подростков, осуществлять государственный контроль за их выполнением в форме предупредительного и текущего санитарного надзора и путем изучения условий, режима обучения и воспитания детей и подростков разрабатывать предложения по проведению необходимых оздоровительных мероприятий.
Практическое осуществление этих больших и ответственных задач основано на глубоком всестороннем анализе соответствия конкретных условий внешней среды и режима обучения и воспитания детей их возрастным особенностям и возможностям. Результатом правильных взаимоотношений между организмом ребенка и конкретными условиями его обучения и воспитания являются гигиенические нормативы. Участие ученых-гигиенистов в разработке гигиенических нормативов строительства, планировки и оборудования зданий для детей и подростков позволит осуществить предупредительный санитарный надзор на достаточном теоретическом уровне. Практические работники должны систематически контролировать обеспечение гигиенических условий обучения и воспитания детей и совместно с учеными изучать и обобщать опыт проектирования, строительства и эксплуатации зданий школ и детских учреждений, разрабатывать предложения по пересмотру или по обоснованию гигиенических нормативов в связи с новыми типами зданий и новыми задачами, стоящими перед школой и детским учреждением.
Проведенные за последние годы научные исследования дали возможность выработать ряд гигиенических требований к планировке зданий для детей и подростков, к их размещению, размерам отдельных помещений, оборудованию и т. п. Результаты научных исследований широко внедрены в практику с помощью санитарных правил, инструк-
ций и циркулярных писем, а также в виде норм проектирования дошкольных учреждений и школ.
Продолжавшаяся в течение почти трех лет работа над новыми нормами проектирования детских учреждений и школ, согласно которым будут сооружаться новые благоустроенные здания для детей и подростков, закончилась довольно успешно. В этом — немалая заслуга сотрудников Института гигиены детей и подростков АМН СССР, Московского научно-исследовательского института гигиены им. Эрисмана и бывшего Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР.
Новые нормы проектирования школ и школ-интернатов значительно отличаются от предыдущих. Предусмотрено создание трех залов — физкультурного, актового и обеденного; выделены кабинеты труда, домоводства, черчения и т. д.; введены зальные рекреации; ограничено число классов на одну рекреацию; значительно уменьшена наполняемость спальных помещений; в школах-интернатах запроектированы комнаты для игр младших школьников и многое другое. Можно быть уверенными, что выстроенные по новым нормам школы будут подлинными очагами здоровья для подрастающего поколения.
За последние три года органами и учреждениями санэпидслужбы многое сделано для осуществления предупредительного санитарного надзора. Так, дано более 33 ООО заключений по отводу земельных участков под строительство школ и детских дошкольных учреждений, рассмотрено более 40 ООО проектов строительства и реконструкции. Под контролем санэпидстанций находилось более 70 000 строящихся и реконструируемых зданий для детей и подростков.
Следует отметить, что санэпидслужба улучшила качество рассмотрения проектов и контроль за строительством. Одним из косвенных показателей этого служит количество отклоняемых проектов и число непринятых в эксплуатацию выстроенных объектов. Вместе с тем это свидетельствует и об отсутствии должного контакта между санитарными врачами и архитекторами, а также, видимо, и о недостаточном контроле в процессе строительства.
Министерства здравоохранения союзных республик, как правило, стали настойчивее требовать выполнения санитарных норм в разрабатываемых проектах, проявлять большую принципиальность в постановке вопросов перед строительными органами о повышении качества проектирования школ и детских дошкольных учреждений, о снятии типовых проектов, не отвечающих гигиеническим нормам и современным требованиям (РСФСР, УССР, Молдавская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР и др).
Произошли существенные изменения в организации типового проектирования. Организован Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР; на этот комитет возложена разработка и утверждение типовых проектов, в частности детских и подростковых учреждений для городов и поселков городского типа. В составе комитета организованы Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, детских учреждений, средних и высших учебных заведений и комплексные зональные институты в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ташкенте и Новосибирске. Это обеспечит проведение единой технической политики в области массового строительства зданий для детей и подростков.
Подавляющее большинство школ и детских учреждений выстроено и строится по проектам, согласованным с органами санэпидслужбы. Однако и в зданиях, которые сооружены по таким проектам, не всегда удается создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей. В ряде случаев это объясняется тем, что некоторые вопросы планировки, благоустройства и санитарно-технического оборудования зданий
школ и детских учреждений научно не обоснованы или остаются спорными и не проверены в эксплуатации. В этом отношении ученые в боль-
шом долгу перед практикой.
До сих пор, например, не даны гигиенические рекомендации к расположению школ и детских учреждений в городской застройке, к их максимальной вместимости, этажности и высоте помещений. Спорными остаются вопросы изоляции групповых комнат детского сада; гигиенистами не выработано свое отношение к таким типам детских учреждений, как детские ясли — сад — начальная школа, детские городки на 2000—3000 мест, к системам и режиму воздухообмена в основных помещениях детских и подростковых учреждений и др. Все эти вопросы должны лечь в основу научных исследований ближайших лет.
Ученые-гигиенисты наравне с практическими работниками обязаны нести ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и учреждениями санэпидслужбы. Деятельность научно-исследовательских институтов необходимо подчинить одной цели — обогащению практики гигиеническими нормативами. Без научной теории вопроса практика бедна, а следовательно, и мало действенна. Но и этого недостаточно. Работники, ведущие исследования в области гигиены строительства, должны не только не отставать, не только идти в ногу со временем, развивать и расширять масштабы исследовательской деятельности одновременно с развитием архитектурно-строительной мысли, но и заглядывать вперед. Этого можно достигнуть, если гигиенические институты будут координировать свои планы с работами, проводимыми в архитектурно-строительных институтах, вплоть до проведения комплексных исследований.
Одной из ближайших задач санэпидслужбы является обобщение опыта строительства и эксплуатации зданий, выстроенных по различным типовым проектам, в масштабах страны, с учетом многообразия климатических зон, планировочных решений, различной вместимости школ и детских учреждений и т. д. Благодаря этому будут уточнены основные гигиенические рекомендации и, исходя из практики эксплуатации, внесены некоторые поправки в существующие нормы проектирования. Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР совместно с Институтом гигиены детей и подростков АМН СССР организует в 1964—1965 гг. изучение и обобщение этого опыта силами работников санэпидстанций под руководством и при непосредственном участии сотрудников научно-исследовательских институтов и кафедр гигиены медицинских институтов. Такое изучение, кроме достижения главной цели, позволит паспортизировать большое число школ и детских учреждений, обобщить материалы обследования в масштабах города, области и республики, использовать эти данные для разработки санитарных требований, а также выдвинуть новые вопросы, нуждающиеся в дальнейшей научной разработке.
Некоторый опыт гигиенической оценки выстроенных зданий школ и детских дошкольных учреждений у нас есть (БССР, РСФСР, Эстонская ССР и др.). В процессе предупредительного санитарного надзора особое значение имеет участие санитарных врачей и гигиенистов в контроле за экспериментальным проектированием и строительством школ и детских учреждений. Задача и цель экспериментального проектирования и строительства должна определяться при участии врачей для проверки новых планировочных решений, например конфигурации отдельных помещений, нового санитарно-технического оборудования и т. п.
Постановлением Совета Министров СССР от 29/Х 1963 г. «О государственном санитарном надзоре в СССР» органам и учреждениям санэпидслужбы предоставлены большие права. Но эти права требуют большой ответственности за порученное дело, высокой квалификации, хорошо организованной работы. Немалая роль в повышении квалифи-
кации санитарных врачей принадлежит научным сотрудникам институтов и преподавателям кафедр медицинских институтов; они должны шире популяризировать результаты научных исследований путем непосредственных выступлений перед практическими работниками, а также
выступлений в печати.
Необходимо правильно организовать рассмотрение проектных материалов. Эта работа должна быть начата с установления порядка рассмотрения проектов строительства и реконструкции школ и детских учреждений в республике, с точным разграничением этих функций между санэпидуправлением, республиканской санэпидстанцией и санэпидстанциями области, города и района. Сейчас в союзных республиках этот вопрос решается по-разному. Например, в РСФСР, УССР, Эстонской ССР, Таджикской ССР и др. рассмотрение проектов сосредоточено в аппарате управления; в других республиках (Латвийской ССР, Грузинской ССР и др.) — в республиканских санэпидстанциях.
Постановлением правительства от 29/X 1963 г. руководителям органов и учреждений санэпидслужбы предоставлено право возлагать в необходимых случаях на научно-исследовательские учреждения и лаборатории санитарно-эпидемиологического профиля независимо от их подчиненности проведение гигиенической экспертизы. Этим правом надо пользоваться широко. Гигиеническая экспертиза проектов может быть организована в научно-исследовательских институтах (как это делается в РСФСР, УССР и БССР) и на кафедрах гигиены медицинских институтов (Грузинская ССР).
Правильная организация предупредительного санитарного надзора зависит от хорошо налаженной информации местных органов санэпидслужбы о планах (ежегодных и перспективных) строительства детских учреждений и школ, о действующих типовых проектах и изменениях в перечнях типовых проектов, о санитарных правилах и строительных нормах, необходимых для осуществления государственного санитарного надзора, и др.
Органы и учреждения санэпидслужбы должны работать в тесном контакте с проектными организациями, организовать силами научно-исследовательских институтов и кафедр предварительный просмотр проектных материалов. Такая содружественная работа является на примере Института гигиены детей и подростков АМН СССР и в какой-то степени Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР, лучшей формой пропаганды и даже, если можно так сказать, гигиенического воспитания архитекторов и проектантов в духе тех требований, которые должны быть положены в основу проектирования наравне с требованиями СНиП. Кроме того, это послужит хорошей школой обучения и для нас, гигиенистов.
Большое значение имеет методическое руководство местными органами и учреждениями санэпидслужбы и систематический контроль за осуществлением ими государственного санитарного надзора. Оправдывают себя проверки на местах, анализ отчетов и донесений, обобщение результатов работы, изучение и популяризация лучших образцов, разработка методических указаний, служебных писем, приказов и т. д.
Нельзя оставлять без внимания ни одного случая утверждения типового проекта или ввода в эксплуатацию объекта без положительного заключения органов и учреждений санэпидслужбы. Перед санэпид-службой СССР стоит ответственная задача — на высоком научном уровне обеспечить государственный санитарный надзор за проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий для детей и подростков. Эта задача должна быть выполнена успешно.
Поступила 13/У1 1964 г..