Научная статья на тему 'ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ '

ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ »

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

- — -

УДК 613:378.961 }(07)(049.3)

ОБ УЛУЧШЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Проф. И. И. Беляев

Горьковский медицинский институт

Вопрос о преподавании гигиены на лечебно-профилактических факультетах, ¡поднятый М. В. Антоновой на страницах журнала «Гигиена и санитария» (1966, № 12), не нов. Его не раз обсуждала гигиеническая общественность. И все же он до сих пор далек от разрешения.

М. В. Антонова совершенно права, утверждая, что «значение кафедр общей гигиены лечебных факультетов в ряде ¡институтов неоправданно понизилось... что отношение студентов лечебного факультета к этим занятиям (практическим — И. Б.) более чем равнодушное». Причин, вызывающих такую ситуацию, много. В статье рассматриваются в основном те из них, которые касаются организации преподавания.

Вряд ли могут вызвать возражения рекомендации автора об изменении направленности практических занятий в сторону приближения их к задачам практической деятельности будущих врачей лечебного профиля. Следует только заметить, что аналогичные предложения делались и ранее. К сожалению, М. В. Антонова почему-то проходит мимо ¡вопроса о постановке лекционного курса, а ведь именно лекции в первую очередь определяют отношение слушателей к .предмету.

Вот о преподавании теоретического курса гигиены (оставив пока в стороне другие более частные вопросы, поднятые М. В. Антоновой) нам и хочется высказать некоторые соображения. Выполнение основной задачи кафедры — воспитания у студентов гигиенического образа мышления — не может быть достигнуто без серьезной перестройки всего лекционного курса. В основу его мы положили ориентацию студентов на овоего рода гигиеническое осмысление заболеваний населения.

Общая часть курса посвящается истории гигиены, принципам советской гигиенической науки. При преподавании общей части курса освещаются также основные пути борьбы за здоровье и долголетие советских людей.

Все частные разделы рассматриваются под углом зрения этиологии и профилактики распространенных и наиболее опасных заболеваний. Так, при изложении раздела «Гигиена воздушной среды» особое внимание уделяется и заболеваниям, возникающим или обостряющимся под влиянием загрязнения атмосферы. Материал иллюстрируется данными, почерпнутыми из практики местных лечебно-профилактических и сан-эпидучреждений. Разбираются вопросы тактики лечащего врача, сталкивающегося с заболеваниями упомянутого типа.

В изложении раздела «Гигиена водоснабжения» большой удельный вес занимают материалы, характеризующие роль водного фактора в развитии эпидемических и эндемических материалов. Приводятся факты из практики работы участковых врачей и врачей-эпидемиологов, сообщаются сведения, показывающие связь распространения кишечных инфекций, кариеса зубов, эндемического зоба и других болезней с составом и качеством воды. В разделе «Гигиена населенных мест» показываются возможное влияние доместикации и урбанизации на здоровье населения, неизбежность так называемых болезней цивилизации в странах капитала, необходимость и возможность их предотвращения в нашей стране. Раздел «Гигиена питания» излагается с позиций использования алиментарного фактора в целях укрепления и развития здоровья людей, с позиций профилактики недостаточного, несбалансированного и избыточного питания.

Время, отводимое для изложения раздела «Гигиена труда», используется прежде всего с целью рассмотрения проблемы работоспособности в широком современном понимании этого слова. Дается характеристика производственной среды как фактора, способного оказывать на организм самое многообразное действие. На основе всех этих материалов приводится гигиеническая интерпретация профессиональной заболеваемости, освещаются пути ее профилактики.

Раздел «Гигиена детей и подростков» включает материалы, характеризующие особенности физического и умственного развития детей. Это даег возможность в дальнейшем показать действие различных факторов среды на организм детей и обосновать оздоровительные мероприятия.

Особое место занимают чтение раздела «Гигиена лечебных учреждений». Этот раздел мы стараемся построить в основном с использованием материалов, уже знакомых студентам IV курса, проработавших несколько месяцев на клинических базах. Такой подход позволяет представить им гигиену как науку медицинскую, как предмет, в котором внешняя среда рассматривается постольку, поскольку она может влиять на здоровье человеку, его развитие и работоспособность. Такой подход, кроме того, помогает возбудить у слушателей интерес к гигиене, понимание ее значения для врача лечебного профиля.

Следует заметить, однако, что какие бы усилия ни прилагал коллектив кафедры гигиены для воспитания у студентов гигиенического образа мышления, эта задача все же не может быть разрешена одними гигиенистами. Для успеха дела должна быть обеспечена полная «про-филактизация» преподавания теоретических и в особенности клинических дисциплин, о которой мечтал еще 3. П. Соловьев. Кафедра гигиены по своему положению и месту в медицинском вузе должна быть проводником и стимулятором такой «профилактизации» преподавания, для чего могут использоваться различные пути. В нашей практике, например, с успехом применен метод комплексного преподавания. После большой подготовительной работы прочитан ряд совместных клинико-гигиениче-ских лекций. Избраны темы, в изложении которых можно было особенно наглядно показать роль экзогенных факторов в возникновении и развитии некоторых заболеваний. В их число вошли лекции: «Гипертоническая болезнь», «Атеросклероз» (совместно с кафедрой факультетской терапии), «Рак легкого» (совместно с кафедрой факультетской хирургии), «Рахит», «Ревматизм» (совместно с кафедрой детских болезней), «Алкоголизм» (совместно с кафедрой психиатрии), «Воздушно-капельные инфекции» (совместно с кафедрой инфекционных болезней).

На долю гигиениста приходилось изложение этиологии и профилактики заболевания, клиницист сообщал о патогенезе, клинике и лечении болезни. Подобная связь гигиены с клиникой в преподавании производила большое и благоприятное впечатление на аудиторию. Хочется под-

черкнуть, что и лекторы—как гигиенисты, так и клиницисты — получали при этом полное удовлетворение. Ободряющие результаты первых опытов позволили нам развивать работу в указанном направлении и дальше. Мы думаем о комплексировании с кафедрой госпитальной терапии, сотрудники которой будут читать лекции по разделу профессиональных болезней; предполагаем разработать еще ряд тем совместно с кафедрами нервных болезней, со стоматологами и т. д.

Мы отнюдь не претендуем на исчерпывающее освещение всех тех путей, по которым можно идти, улучшая преподавание гигиены и осуществляя задачу «профилактизации» преподавания. Нами, например, вовсе не затронуты вопросы материально-технического обеспечения преподавания гигиены, вопросы комплектования и воспитания кадров преподавателей гигиены и многие другие. Быть может, и «конструктивные» предложения, сделанные нами, вызовут возражения. Что ж, в таком случае стоит потратить время и на споры. Ведь вопрос-то слишком серьезен, чтобы о нем молчать, а, как известно, incertamine Veritas gignitur — в споре рождается истина.

Поступила 16/11 1967 г.

УДК 613(07)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЕТЫРЕХФАКУЛЬТЕТНОГО ВУЗА

Проф. Я. М. Грушко Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института

Кафедра обслуживает 4 факультета: санитарно-гигиенический, лечебно-профилактический, стоматологический и фармацевтический. Занятия ведутся с 8 потоками, в их числе дневной и вечерний лечебный, основной и заочный стоматологический, фармацевтический, санитарно-гигиенический по общей гигиене на 7-м семестре, по радиационной гигиене на 8-м и по военной на 9-м. В преподавании гигиены в многопрофильном вузе трудности связаны с разными программами, учебными планами и темами занятий на каждом факультете. На лечебном учебный план рассчитан на 144 часа и в программу включены все разделы предмета. Стоматологическому факультету при почти такой же программе с дополнительным показом особенностей стоматологических заболеваний и их профилактики, а также гигиены труда стоматолога отведено 104 часа. На фармацевтическом факультете программа включает все разделы гигиены и, кроме того, студенты изучают особенности гигиены труда провизоров в аптеках и на химико-фармацевтических предприятиях. А учебным планом предусмотрено всего лишь 40 часов, причем половина из них отведена на лабораторные занятия. За 20 лекционных часов трудно осветить все вопросы, предусмотренные программой, на современном научном уровне.

На санитарном факультете для полного освещения запланированных вопросов нужно увеличить число лекционных часов на 10. Для стоматологического факультета нужны такая же программа и учебный план, как и для лечебного. Ведь по окончании лечебного факультета многие студенты становятся окулистами, отоларингологами, гинекологами и психиатрами. Для стоматологов гигиенические знания нужны в таком же объеме, как и для остальных специалистов. На разных факультетах преподавание гигиены имеет свои особенности. В лекциях для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.