Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЕТЫРЕХФАКУЛЬТЕТНОГО ВУЗА '

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЕТЫРЕХФАКУЛЬТЕТНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЕТЫРЕХФАКУЛЬТЕТНОГО ВУЗА »

черкнуть, что и лекторы—как гигиенисты, так и клиницисты — получали при этом полное удовлетворение. Ободряющие результаты первых опытов позволили нам развивать работу в указанном направлении и дальше. Мы думаем о комплексировании с кафедрой госпитальной терапии, сотрудники которой будут читать лекции по разделу профессиональных болезней; предполагаем разработать еще ряд тем совместно с кафедрами нервных болезней, со стоматологами и т. д.

Мы отнюдь не претендуем на исчерпывающее освещение всех тех путей, по которым можно идти, улучшая преподавание гигиены и осуществляя задачу «профилактизации» преподавания. Нами, например, вовсе не затронуты вопросы материально-технического обеспечения преподавания гигиены, вопросы комплектования и воспитания кадров преподавателей гигиены и многие другие. Быть может, и «конструктивные» предложения, сделанные нами, вызовут возражения. Что ж, в таком случае стоит потратить время и на споры. Ведь вопрос-то слишком серьезен, чтобы о нем молчать, а, как известно, incertamine Veritas gignitur — в споре рождается истина.

Поступила 16/11 1967 г.

УДК 613(07)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В УСЛОВИЯХ ЧЕТЫРЕХФАКУЛЬТЕТНОГО ВУЗА

Проф. Я. М. Грушко Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института

Кафедра обслуживает 4 факультета: санитарно-гигиенический, лечебно-профилактический, стоматологический и фармацевтический. Занятия ведутся с 8 потоками, в их числе дневной и вечерний лечебный, основной и заочный стоматологический, фармацевтический, санитарно-гигиенический по общей гигиене на 7-м семестре, по радиационной гигиене на 8-м и по военной на 9-м. В преподавании гигиены в многопрофильном вузе трудности связаны с разными программами, учебными планами и темами занятий на каждом факультете. На лечебном учебный план рассчитан на 144 часа и в программу включены все разделы предмета. Стоматологическому факультету при почти такой же программе с дополнительным показом особенностей стоматологических заболеваний и их профилактики, а также гигиены труда стоматолога отведено 104 часа. На фармацевтическом факультете программа включает все разделы гигиены и, кроме того, студенты изучают особенности гигиены труда провизоров в аптеках и на химико-фармацевтических предприятиях. А учебным планом предусмотрено всего лишь 40 часов, причем половина из них отведена на лабораторные занятия. За 20 лекционных часов трудно осветить все вопросы, предусмотренные программой, на современном научном уровне.

На санитарном факультете для полного освещения запланированных вопросов нужно увеличить число лекционных часов на 10. Для стоматологического факультета нужны такая же программа и учебный план, как и для лечебного. Ведь по окончании лечебного факультета многие студенты становятся окулистами, отоларингологами, гинекологами и психиатрами. Для стоматологов гигиенические знания нужны в таком же объеме, как и для остальных специалистов. На разных факультетах преподавание гигиены имеет свои особенности. В лекциях для

студентов лечебного факультета, ломимо обычных сведений по гигиене, более подробно освещаются меры профилактики эндемичной для Восточной Сибири зобной болезни, профессиональных заболеваний, которые могут встречаться на предприятиях Иркутской области. В связи с низкой температурой атмосферного воздуха в Сибири зимой и резкими колебаниями ее в течение суток подробно излагаются меры закаливания организма, что особенно важно для акклиматизации рабочих с семьями, прибывающих с Запада. При изложении темы «Климат» указывается на необходимость широкого использования для гигиенических целей солнечной радиации Восточной Сибири, живописного горно-таежного ландшафта и умеренно разреженного чистого воздуха на берегах Байкала и сибирских рек. Лекция иллюстрируется материалами исследований кафедры.

В лекциях на санитарно-гигиеническом факультете подробно излагается история развития гигиены и санитарного дела не только в стране в целом, но и в Восточной Сибири. Гигиеническое значение факторов внешней среды тоже иллюстрируется в масштабах как всей страны, так и Восточной Сибири. В качестве одного из показателей благоприят- ф ного действия внешней среды на организм отмечается продолжительность жизни (число долгожителей, т. е. лиц, достигших возраста 100 лет и старше, во многих областях и краях Сибири, например в Якутской АССР, во миого раз больше, чем в некоторых местах на Западе. И это не удивительно. Количество часов солнечного сияния за год в Хабаровске больше, чем в Риме, а в Якутске, Благовещенске, Иркутске и Новосибирске значительно больше, чем во многих столицах западноевропейских стран. Приводимые на лекции соответствующие данные сопровождаются таблицами и диаграммами. Преподаватель подчеркивает, что в освоении Сибири важную роль играют санитарные врачи, систематически осуществляющие предупредительный и текущий надзор.

Студентам стоматологического факультета разъясняют на лекциях, что (недостаточное содержание фтора в источниках водоснабжения, например в Иркутске, Норильске и других городах, вызывает необходи- • мость организации профилактических мер (фторирова,ние воды, обогащение суточного рациона пищей, содержащей больше фтора, и т. п.). Подробно обосновывается необходимость санации полости рта школьников и др. На фармацевтическом факультете более подробно рассматривается значение средств личной гигиены для профилактики массовых заболеваний (инфекционных, паразитарных, авитаминозов и т. п.), освещаются меры предупреждения профессиональных отравлений провизоров и специалистов химико-фармацевтической промышленности.

Практические замятия на каждом факультете также имеют свои особенности. На лечебном факультете студенты знакомятся с методикой исследования внешней среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье населения, с особенностями гигиены питания больных (исследование продуктов, составление меню-раскладок, оценка содержа- ® ния в них разных компонентов и т. 'п.). На санитарно-гигиеническом факультете изучается методика исследования внешней среды, в том числе и радиоактивности, пищевых продуктов солдатского рациона. На фармацевтическом факультете осваиваются методы изучения микроклимата и оовещешюсти аптек и предприятий химико-фармацевтической промышленности, определяется содержание аскорбиновой кислоты в специально приготовленных студентами настоях хвои. На стоматологическом факультете они получают представление о методах исследований внешней среды и социальных условий, влияющих на болезни полости рта (простудные, кариес зубов, флюороз, профессиональные отравления ртутью, свинцом и т. п.).

В работе кафедры имеется и ряд трудностей. Для занятий нехва- ^ тает учебных пособий. Отсутствуют учебники гигиены для санитарно-

гигиенического, стоматологического и фармацевтического факультетов, а учебник для лечебного факультета не отражает особенностей программы названных ранее 3 факультетов. Острую нужду испытывает кафедра в учебных фильмах, макетах, действующих .моделях. Трест «Медучлосо-бие» их не изготовляет. Нет достаточного количества самых необходимых приборов для практических занятий — термометров, кататермометров и т. п.

Знания студентов .по гигиене нужно закреплять в процессе дальнейшего обучения. Но, к сожалению, вопросы гигиены не включаются в программу производственной практики на лечебном, стоматологическом и фармацевтическом факультетах; зачет по этому разделу практики не обязателен.

Сейчас в печати широко обсуждается вопрос о подготовке на лечебном факультете специалистов по 4 профилям. По нашему мнению, несмотря на профилирование, программу по гигиене на этом факультете необходимо сохранить в прежнем объеме.

Все преподаватели кафедры ведут идейно-воспитательную работу среди студентов как во время учебного процесса, так и во внеучебное время. Ассистенты прикреплены к студенческим группам, начиная с 1-го курса, организуют доклады и лекции на политические м общекультурные темы, обсуждают с ними содержание художественных произведений, театральных и кинопостановок, они же оказывают помощь студентам в улучшении их быта, участвуют в работе комиссий по распределению стипендий и мест в общежитиях. Каждый ассистент закреплен за определенным факультетом и готовит к обсуждению на совещании кафедры учебно-методические вопросы, связанные с преподаванием и подготов-кой к экзаменам, информации о состоянии дисциплины и успеваемости студентов.

При кафедре систематически работает студенческий научный кружок. Ряд студенческих работ был опубликован и доложен на научной студенческой конференции в Ленинграде; некоторые из них удостоены почетных грамот. За 5 лет (1962—1966) на студенческой научной конференции было сделано 42 доклада, причем половина из них на основе результатов экспериментальных исследований. Тематика их совпадает с проблемой научной работы кафедры. К участию в деятельности привлекаются главным образом студенты санитарно-гигиенического факультета.

Уопеваемость студентов по общей гигиене примерно такая же, как и по другим дисциплинам. Хорошие и отличные оценки получает 70— 80% экзаменующихся. У слушателей вечернего отделения оценки не ниже таковых у студентов дневного отделения, учатся они прилежно.

Для улучшения преподавания общей гигиены в многопрофильных медицинских вузах необходимо издать дифференцированные учебники гигиены и практикумы для санитарно-гигиенического, стоматологического и фармацевтического факультетов; пересмотреть программу преподавания для этих 3 факультетов, а также учебные планы; включить в программу производственной практики на этих факультетах минимум исследований по гигиене. Зачет по производственной практике должен проводиться с обязательным участием представителя кафедры общей гигиены, а не только руководителем практики. Кафедры общей гигиены необходимо оснастить лабораторным имуществом, современными приборами и наглядными пособиями.

Поступила 26/1У 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.