Научная статья на тему 'Омская государственная медицинская академия: краткая история и сегодняшний день'

Омская государственная медицинская академия: краткая история и сегодняшний день Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1496
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омская государственная медицинская академия: краткая история и сегодняшний день»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

А. И. НОВИКОВ

Омская государственная медицинская академия

ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ОмГМА) было создано в 1920 году как медицинское отделение Сибирского ветеринарно-зоотехнического института. В 1921 году отделение было преобразовано в самостоятельный ЗападноСибирский медицинский институт, имеющий один факультет — лечебно-профилактический. В 1924 году состоялся первый выпуск врачей по специальности «Лечебное дело».

В июне 1941 года были мобилизованы большое количество студентов и 153 сотрудника вуза. В порядке эвакуации 4 ноября 1941 года в Омск прибыли преподаватели и студенты II Московского медицинского института (ММИ). Его профессора, доценты и ассистенты были прикомандированы к соответствующим кафедрам Омского медицинского института. Именно в Омске начал свою работу военно-медицинский фа-

культет II ММИ. Всего за годы Великой Отечественной войны медицинский институт подготовил 1646 врачей. За героизм, проявленный на фронте и в тылу, 270 преподавателей института награждены орденами и медалями, более 400 сотрудников и студентов удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

В 1971 году за заслуги в развитии здравоохранения, медицинской науки и подготовки кадров Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1971 года Омский медицинский институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

За 90 лет работы ОмГМА выпустила около 40 тыс. врачей. Среди ее выпускников около 250 докторов, 1500 кандидатов медицинских и биологических наук. Почти 1000 сотрудников награждены значком «Отличник здравоохранения», 259 присвоено звание «Заслуженный врач РФ», девяти — «Заслуженный деятель науки РСФСР и РФ), пяти — «Заслуженный работник высшей школы РФ». Целый ряд выпускников стали

академиками, членами-корреспондентами АМН СССР, РАМН, зарубежных академий, известными организаторами здравоохранения. В стенах вуза преподавали три академика и два члена-корреспондента Академии медицинских наук. Выпускники ОмГМА работают не только во всех регионах России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья (Германии, Австрии, Израиле, США, Канаде и др.).

В настоящее время обучение ведется на 61-й кафедре пяти факультетов: лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, стоматологическом и фармацевтическом, а также в центре повышения квалификации врачей и преподавателей, академия располагает шестью корпусами, имеет три студенческих общежития. Клинические кафедры базируются в наиболее крупных областных и городских лечебных учреждениях. Учебные и научные лаборатории и клиники оснащены необходимым современным оборудованием.

Сегодня среди преподавателей ОмГМА 121 профессор и доктор наук, 335 доцентов и кандидатов наук, шесть заслуженных деятелей науки РФ, три заслуженных работника высшей школы, 12 заслуженных врачей РФ. На факультетах обучаются 3868 студентов по очной и 1124 — по заочной формам.

Лечебный факультет, старейший в вузе, за 90 лет существования провел 85 выпусков. Среди выпускников факультета выдающиеся ученые, профессора и академики, крупные организаторы здравоохранения, такие как академик АН СССР и АМН СССР П. Д. Горизонтов, лауреат премии Колумба профессор И. Т. Акулинин, ректоры медицинских вузов в России и стрнах СНГ, руководители отделов в НИИ, вузовских кафедр, федеральных служб (профессор В. Г. Корпачев, академик РАМН профессор Н. А. Беляков, профессор Н. Ф. Жвавый, профессор Э. А. Гряз-нухин, профессор В. А. Самарцев, профессор В. Д. Вагнер, член-корреспондент РАМН профессор В. Л. Коваленко, академик РАМН профессор В. К. Леонтьев, профессор Н. В. Юргель, В. Д. Вильгельм и многие другие).

В структуре лечебного факультета пять кафедр, являющихся выпускающими: госпитальной терапии; факультетской терапии; факультетской хирургии с курсом урологии; госпитальной хирургии; акушерства и гинекологии № 1. В целом подготовка выпускников по специальности «Лечебное дело» ведется на 46 кафедрах и 6 курсах по 64 учебным дисциплинам.

Созданный в 1930 году педиатрический факультет первоначально был единственным на территории Сибири и Дальнего Востока, что определило лидирующее влияние педиатров омской школы на востоке страны. Становление омской школы педиатров связано с именами двух известных ученых: академика АМН СССР профессора О. Д. Соколовой-Пономаревой (работала в вузе до 1953 года, затем возглавляла НИИ педиатрии АМН СССР), и Героя Социалистического Труда, почетного гражданина г. Омска, академика РАМН профессора В. П. Бисяриной. В настоящее время многие выпускники педиатрического факультета ОмГМА являются ведущими специалистами отрасли, главными врачами крупных лечебных учреждений, руководителями департаментов здравоохранения, депутатами Законодательных собраний Омска и Омской области. Девять выпускников — профессора, заведующие кафедрами ОмГМА. Среди них заслуженный деятель науки РФ профессор В. Н. Дроздов, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ профессор Л. А Ситко. Ректор ОмГМА заслуженный врач РФ, профессор А. И. Но-

виков также выпускник педиатрического факультета. Профессор кафедры детской хирургии Е. С. Бо-чарников в 2005 г. удостоен Всероссийской премии лучшим медицинским работникам страны «Призвание» за разработку нового метода лечения «Этапное лечение детей с ожогами пищевода». Кафедры детских болезней № 1, пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, детских инфекционных болезней и детской хирургии — выпускающие.

В 1938 году Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 2059 от 19.08.1938 г. с целью обеспечения регионов Западной Сибири высококвалифицированными кадрами гигиенистов, эпидемиологов, паразитологов и микробиологов создан санитарно-гигиенический факультет, переименованный в настоящее время в медико-профилактический. В его организации и становлении активное участие принимали профессора К. М. Гре-чищев, Л. М. Маслов, С. А. Пулькис, З. И. Израэльсон, А. М. Шумилова, доцент П. Н. Владимирский. Первым деканом факультета стал профессор В. Г. Елисеев — заведующий кафедрой гистологии. В 1939 году эту должность занял профессор Л. М. Маслов — ведущий отечественный ученый-гигиенист, основатель сибирской научной школы гигиенистов, талантливый педагог, общественный деятель, посвятивший 60 лет своей творческой жизни созданию и развитию санитарно-эпидемиологической службы и гигиенической науки в Западной Сибири.

Среди выпускников факультета немало известных ученых (профессора К. Г. Васильев, В. В. Далматов, Г. А. Оглезнев, И. А. Сохошко), организаторов здравоохранения и образования (профессора Л. П. Гуль-ченко, А. А. Матущенко, А. Д. Ботвинкин, доцент С. В. Моисеенко, министр здравоохранения Омской области доктор медицинских наук Ю. В. Ерофеев), ведущих специалистов Министерства здравоохранения и социального развития РФ (профессора В. В. Далматов, Н. В. Рудаков), руководителей санитарно-эпидемиологической службы субъектов федерации (доктора медицинских наук Ю. В. Ерофеев, И. П. Салдан, Ю. В. Устюжанин, кандидаты медицинских наук Ю. Н. Басов, С. В. Никитин).

В настоящее время учебно-педагогический коллектив медико-профилактического факультета объединяет 9 кафедр: гигиены, где ведется преподавание курса общей гигиены для всех факультетов и курса гигиены детей и подростков для педиатрического и медико-профилактического факультетов; микробиологии, вирусологии и иммунологии, где реализуют программы додипломного уровня на всех факультетах и курсах повышения квалификации бактериологов и вирусологов; медицины труда и профессиональных заболеваний; медицинской экологии, где ведется преподавание курсов коммунальной гигиены, гигиены питания, радиационной гигиены для медико-профилактического факультета; инфекционных болезней; общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и биомедицинской этики; эпидемиологии; биологической химии с курсами клинической биохимии и лабораторной диагностики; физической культуры.

Стоматологический факультет образован в 1957 году. Его основателем и деканом на протяжении 25 лет был профессор В. И. Карницкий. За 50-летний период своего существования стоматологический факультет ОмГМА прошел путь от становления и развития до официального признания его головным в России (1986) по подготовке специалистов, научно-педагогических кадров и научных разработок в области стомато-

логии регионов Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время подготовка выпускников по специальности «Стоматология» ведется на 43 кафедрах.

Среди выпускников факультета известные ученые, крупные организаторы здравоохранения и науки: академик РАМН, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, главный стоматолог Министерства здравоохранения РФ, доктор медицинских наук, профессор В. К. Леонтьев; лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Новосибирского государственного медицинского университета профессор П. Г. Сысолятин; заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Красноярской государственной медицинской академии, заслуженный врач РФ, профессор А. А. Левенец; проректор по научной работе Санкт-Петербургского института стоматологии, научный редактор журнала «Институт стоматологии», профессор Г. Г. Иванова; заместитель директора ЦНИИ стоматологии, президент Стоматологической ассоциации России, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Д. Вагнер.

Фармацевтический факультет в ОмГМА был открыт в 2002 году, в 2007 году состоялся первый выпуск 26 провизоров. Сейчас на факультете обучаются 122 студента по очной и 1124 — по заочной формам обучения. Таким образом, он стал самым большим фармацевтическим факультетом за Уралом.

Сегодня в структуре факультета 5 кафедр: общей и биоорганической химии, фармации, фармацевтической химии с курсами аналитической и токсикологической химии, фармацевтической технологии с курсом биотехнологии, фармакологии с курсом клинической фармакологии. Подготовка выпускников по специальности «Фармация» ведется на 18 кафедрах, основными базами для профессиональной подготовки студентов по специальности «Фармация» являются учебные лаборатории ОмГМА, учебные аптеки, МУЗ «Городская клиническая больница № 1 им. А. Н. Кабанова», Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области.

Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, осуществляющий послевузовское и дополнительное образование специалистов с высшим медицинским образованием, создан в 1998 году. Сегодня в его составе 9 кафедр (внутренних болезней и семейной медицины, акушерства и гинекологии, хирургических болезней, анестезиологии, реаниматологии, скорой медицинской помощи, стоматологии, онкологии, медицинской реабилитации и физиотерапии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы, педагогики и психологии) и 13 курсов последипломного образования. За последние пять лет образованы две кафедры последипломного образования — социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы и педагогики и психологии высшей школы. Базами обучения врачей-курсантов служат ведущие областные и городские лечебно-профилактические учреждения, в том числе Областная клиническая больница, Областная детская клиническая больница, Западно-Сибирский федеральный медицинский центр Федерального медико-биологического агентства, больницы скорой медицинской помощи, Диагностический центр. Из 67 преподавателей, занятых в последипломном образовании врачей, 14 докторов и 45 кандидатов медицинских наук. К педагогической работе привлекаются ве-

дущие специалисты практической медицины, главные врачи и их заместители по лечебной работе, что позволяет успешно сочетать педагогическую и лечебную работу, внедрять в практику новые образовательные технологии, оптимизирующие обучение врачей: методики онлайн-преподавания, видеолекции, онлайн-семинары.

По программам дополнительного профессионального образования (69 специальностей) ежегодно повышают квалификацию более 5 тыс. врачей.

Научно-исследовательская работа в ОмГМА нацелена не только на подготовку научно-педагогических и медицинских кадров в соответствии с концепцией непрерывного медицинского образования (подготовка специалистов в аспирантуре и докторантуре), но и на проведение фундаментальных и прикладных исследований. Академия имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования — аспирантуре по трем отраслям науки (03.00.00 — биологические науки; 14.00.00—медицинские науки; 09.00.00 — философские науки), включающим 34 специальности, а также в докторантуре по одной отрасли науки (14.00.00 — медицинские науки). В настоящее время в аспирантуре обучаются 135 человек, в докторантуре — три. Руководителями аспирантов являются 57 докторов наук, из них 54 профессора. Средняя эффективность аспирантуры за последние пять лет составила 42,5 %, докторантуры — 60,0 %.

Научные исследования в ОмГМА проводятся в Центральной научно-исследовательской лаборатории, на 61-й кафедре вуза, в проблемных лабораториях и академических центрах. Организацией и координацией научных исследований занимаются ученый совет академии, 8 научных проблемных комиссий, научное управление (включающее отделы аспирантуры и докторантуры, научно-инновационный сектор, патентный сектор, студенческое исследовательское бюро). В академии работают 4 совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по 9 научным специальностям.

В Инновационном центре академии разрабатываются следующие проекты, подготовленные для трансфера новых медицинских технологий:

1. Молекулярно-генетический прогноз и мониторинг риска рака желудка.

2. Дружелюбная статистика: анализ и прогнозирование: пошаговые инструкции.

3. Физиотерапевтический аппарат для лечения нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей «Ореол-У».

4. Разработка технологий применения продуктов переработки сапропеля в медицине: изучение фундаментальных и клинических аспектов лечебно-профилактического эффекта продуктов из органических и минеральных компонентов сапропеля.

5. Армированный артикулирующий спейсер коленного сустава.

В ОмГМА сложились ведущие научно-педагогические коллективы (школы). Одну из них возглавляет Александр Иванович Новиков — ректор, заведующий кафедрой дерматовенерологии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, депутат Законодательного собрания Омской области. А. И. Новиков — член редколлегий и редакционных советов трех профессиональных журналов, председатель диссертационного совета ОмГМА и член диссертационного совета при Новосибирском государственном университете. Основными достижениями научной школы являются разработка концепций мо-

лекулярно-клеточного и генетического прогноза, алгоритмов интерпретации биопсийного исследования как контроля качества терапии рецидивирующих дерматозов, принципов интегральной оценки эндо-телиальной дисфункции при сифилисе. За успехи, достигнутые в изучении псориаза и сифилиса, А. И. Новиков награжден почетными грамотами Президента РФ, Минздравсоцразвития России, Правительства Омской области, знаком «Ректор года» (2004), серебряной медалью Правительства Омской области (2004), орденом Почета (2006).

Алексей Владимирович Кононов — проректор по научной работе, заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом клинической патологии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат именной премии РАМН за лучшие научные исследования в патологической анатомии, член редакционных советов и редколлегий трех научных журналов. Член проблемной комиссии «Патологическая анатомия и патогенез важнейших заболеваний человека» Научного совета Миздравсоц-развития России и РАМН. Автор новой медицинской технологии «Молекулярно-генетический прогноз и мониторинг риска рака желудка», утвержденной Рос-здравнадзором. Возглавляемая им кафедра является одной из старейших в вузе и Сибири, на кафедре были подготовлены 2 члена-корреспондента РАМН, 4 заслуженных деятеля науки РСФСР и РФ, доктора и кандидаты наук — выпускники кафедры — работают в Германии, Греции. Создано приоритетное научное направление — молекулярно-клеточный анализ в интерпретации биопсий, в основу которого положены фундаментальные исследования генетической регуляции воспаления в слизистых оболочках, анализ клеточной кооперации, медиации и рецепции воспалительных клеток и эпителия. Отличительной чертой научно-педагогической школы, руководимой

A. В. Кононовым, является практическая реализация фундаментальных разработок в виде патологоанато-мических классификаций, медицинских технологий, проектов трансфера технологий.

Виктор Васильевич Далматов — профессор кафедры эпидемиологии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, автор и соавтор национальных программ эпидемиологического надзора за дифтерией, коревой, менингококковой и гнойно-септическими инфекциями. В. В. Далматов награжден сертификатом Европейского регионального бюро ВОЗ за личный вклад в ликвидацию полиомиелита в Европейском регионе.

Владимир Терентьевич Долгих — заведующий кафедрой патофизиологии с курсом клинической патофизиологии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член проблемных комиссий Минздравсоцразвития и РАМН, член трех диссертационных советов, лауреат премии

B. А. Неговского. Приоритетное направление коллектива — изучение механизмов гемодинамических нарушений и повреждения сердца при острой смертельной кровопотере получило высокую оценку и признание отечественных и зарубежных патологов.

Леонид Александрович Ситко — профессор кафедры детской хирургии, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки России, заслуженный врач России, автор новых медицинских технологий пренатальной профилактики, диагностики и ранней хирургической коррекции пороков развития у новорожденных. В медико-технической лаборатории при кафедре по организации малосерийных производств созданы промышленные образцы медицинских при-

боров, получившие медали и дипломы на международных выставках — во всемирных салонах инноваций, научных исследований и новых технологий BRUSSELS EUREKA (1996 и 2002).

Нечаева Галина Ивановна — заведующая кафедрой внутренних болезней и семейной медицины, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, является лидером в изучении проблемы дисплазии соединительной ткани. Созданное ею научное направление ориентировано на мониторинг и коррекцию состояний дисплазии соединительной ткани в течение всей жизни пациента. Исследования, организованные возглавляемым Г. И. Нечаевой научно-педагогическим коллективом, интегрированы в область семейной медицины и реализованы в четырех новых медицинских технологиях, утвержденных Рос-здравнадзором.

Научные и прикладные работы ряда ученых ОмГМА отмечены различными наградами. Так, в 2002 году Президиумом РАН присуждены государственные научные стипендии в области физиологии и фундаментальных проблем медицины профессорам В. Т. Долгих, А. В. Кононову, А. Г. Патюкову и В. В. Семченко. В 2006 году международной премией «Профессия — жизнь» в области медицины, индустрии здоровья и сохранения среды обитания человека отмечена работа Областного перинатального центра, созданного при активном участии сотрудников кафедры акушерства и гинекологии № 2. Почетное звание «За достижения в области охраны материнства и детства» и орден «За честь, доблесть, созидание, милосердие» в этой же номинации присвоены ректору академии профессору А. И. Новикову.

Студенческое научное общество (СНО) им. И. С. Новицкого на сегодняшний день объединяет 1757 студентов очной формы обучения. Среди кураторов СНО — 10 докторов наук и профессоров и 34 кандидата наук и доцента. Стало традицией проведение дня студенческой науки, объединяющего итоговую научную студенческую конференцию, конкурс на лучшую научную студенческую работу текущего учебного года, круглые столы и другие научные студенческие мероприятия. Ежегодно в дне студенческой науки принимают участие около 2 тыс. студентов ОмГМА. Кроме того, традиционными для академии являются такие научные студенческие мероприятия, как смотр-конкурс на лучший студенческий научный кружок, конкурс на лучший студенческий литературный обзор, конкурс на лучший научный стендовый доклад студентов.

Конференции, симпозиумы, круглые столы — широко распространенные в академии формы научно-учебной деятельности, которая способствует активному вовлечению специалистов в модернизацию системы образования и медицинской науки. Ежегодно ОмГМА организует и проводит порядка 55 научно-практических конференций различного уровня, в том числе межрегиональные, всероссийские и международные.

ОмГМА является соучредителем научного, информационно-аналитического журнала «Омский научный вестник», включенного в перечень ВАК Мин-обрнауки РФ. Отличительная особенность этого издания — ориентация на интеграцию вузовской науки региона. Именно на страницах «Омского научного вестника» находят отражение современные тенденции развития научных направлений различных отраслей науки. Традиционным стало издание посвященных юбилеям кафедр и подразделений приложений к журналу «Омский научный вестник».

Одно из приоритетных направлений в деятельности ОмГМА — оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению Омского региона. Это объясняется не только интегрированностью многих кафедр академии и медицинских учреждений Омска и Омской области, но и огромным авторитетом ее сотрудников среди врачей и пациентов клиник. Сегодня, пожалуй, ни одна отрасль знаний о человеке не развивается столь стремительно, как медицина. Постоянно внедряются новые методы лечения, современная техника, новейшие технологии. В такой ситуации роль интеграции вузовского потенциала с лечебными учреждениями резко возрастает. Академия самым активным образом откликается на это требование времени.

Сегодня клинические кафедры функционируют в 36 крупнейших лечебных заведениях области и города. Здесь работают более 300 преподавателей вуза, являющихся высококвалифицированными специалистами, имеющими богатейший врачебный опыт. Возглавляют кафедры профессора, известные в стране своими научными достижениями. Всего на кафедрах ведут клиническую работу 42 доктора наук и 111 кандидатов наук. Все сотрудники кафедр аттестованы, в том числе 164 имеют высшую и первую врачебную категории.

За предыдущий год сотрудники ОмГМА провели более 50 тыс. консультаций для больных стационаров и около 7 тыс. операций. Постоянно более 35 тыс. пациентов стационаров области и города курируют сотрудники кафедр, за которыми закреплены палаты. Большое значение для повышения качества лечения имеют своевременно и на должном уровне проведенные консилиумы для выработки тактики ведения проблемных больных. Ежегодно сотрудники кафедр проводят более 2500 консилиумов в лечебных учреждениях. На клинических конференциях в лечебных учреждениях рецензируются истории болезни, анализируются проведенные диагностические и лечебные мероприятия. Необходимо отметить и положительное влияние на качество лечения пациентов обходов заведующими кафедрами, профессоров, которые осуществляются при участии врачей отделений. Как показывает практика, в тех городах, где отсутствуют медицинские вузы, и даже в тех лечебных учреждениях, где нет кафедр, качество оказываемой пациентам медицинской помощи заметно ниже.

В повышении качества медицинской помощи несомненна огромная роль и привлечения практических врачей города к научной работе. Они являются соавторами научных публикаций и изобретений, участвуют в научных исследованиях и научно-практических конференциях всероссийского и межрегионального уровней, где выступают с докладами, защищают диссертационные работы. За последние пять лет практическими врачами защищено 6 докторских и 134 кандидатские диссертации.

Важнейшая задача ОмГМА — обеспечение высококвалифицированной медицинской помощью всех сельских жителей региона. Особенно это касается отдаленных северных территорий области. Ведущие профессора в составе специализированных бригад регулярно выезжают в районы, где, участвуя в консилиумах, разбирают наиболее сложные случаи, определяют методы лечения, направляют самых тяжелых пациентов в клиники Омска. По итогам таких выездов проводятся научно-практические конференции для сотрудников центральных районных больниц, на которых обсуждаются и анализируются насущные проблемы районного здравоохранения.

Ведущие профессора академии принимают непосредственное участие в организации работы омского здравоохранения, являясь внештатными сотрудниками министерства, главными специалистами области и города.

За последнее время сотрудниками академии разработано 143 методики профилактики, диагностики и лечения различных болезней, которые защищены патентами на изобретение или полезную модель, утверждены Росздравнадзором как новые медицинские технологии.

Международная деятельность ОмГМА осуществляется с 1997 года. Первая международная программа, в которую включилась академия, — это программа по профессиональному и исследовательскому обмену студентов-медиков под эгидой Международной федерации ассоциаций студентов-медиков (IFMSA), где Россия представлена Национальным союзом студентов-медиков. С 2007 года Национальный союз студентов-медиков стал также членом Международной ассоциации студентов-стоматологов (IADS). Всего за 13 лет в международных студенческих обменах приняли участие свыше 90 человек. География обменов обширна: Германия, Египет, Венгрия, Словакия, Польша, Израиль, Ямайка. Академия в свою очередь принимает иностранных студентов на клинических базах. В 2007 году была впервые получена стипендия Германской службы академических обменов (DAAD) на ознакомительную поездку в Германию группы студентов ОмГМА, состоявшуюся с 27 января по 7 февраля 2008 года. В 2003 году был подписан договор о сотрудничестве между ОмГМА и медицинским факультетом Университета им. Луи Пастера (Страсбург, Франция), который в 2007 году был продлен до 2011 года. С 2003 года студенты академии проходят годичное обучение на медицинском факультете Университета им. Луи Пастера, а французские студенты — стажировку в медицинских клиниках и центрах Омска. Стипендии на обучение для студентов выделяет посольство Франции. Важным событием 2006 года стал тот факт, что ОмГМА был выигран грант Tem-pus-Tacis «Совместные Европейские проекты» на сумму 470 тыс. евро. Данный грант является единственным в области медицины, выданным в 2006 году, и третьим в этой области в Российской Федерации.

Одно из ведущих структурных подразделений ОмГМА—научно-медицинская библиотека, которая была открыта в 1921 году. В настоящее время книжный фонд насчитывает более 650 тыс. документов.

С 2001 года на базе ОмГМА функционирует региональный центр телемедицины. За период с 2003 по 2007 год включены в зону охвата консультативно-лечебной помощью ряд сельских районов Омской области, северные территории Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также обеспечен выход на ведущие клиники Москвы, Западной Европы и Америки.

Патриотическое и нравственное воспитание студентов в ОмГМА традиционно является одним из основополагающих аспектов профессиональной подготовки будущих врачей. Оно осуществляется не только через изучаемые предметы, но и по другим направлениям. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. С этой целью созданы и активно развиваются КВН-клуб «АГАР», театр миниатюр «КОМА», ансамбль танца «Вдохновение». Более 50 студентов участвуют в хоре, ежегодно проводятся межвузовские концерты. Особенно любимы в ОмГМА праздники «Посвящение в студенты», «Мисс и мистер академия», «Студенческая

весна». Хороший воспитательный потенциал имеют Музей истории академии и Музей народного быта. Более 15 лет издаются поэтические альманахи студентов и сотрудников вуза. Большое значение для воспитания гражданственности имеют ежегодные целевые экскурсионные поездки в г. Санкт-Петербург, Ача-ирский монастырь (Омская область). Десятого мая 2005 года был подписан договор о сотрудничестве между ОмГМА и Омско-Тарской епархией в лице митрополита Омского и Тарского Преосвященней-шего Феодосия.

Совершенствование физического состояния, развитие мотивации к здоровому образу жизни — еще одно ключевое направление воспитательной работы. Студенты академии — постоянные участники разнообразных городских спортивных мероприятий. В ОмГМА работает спортивный клуб. В распоряжении студентов спортивные и тренажерные залы, специально оборудованный зал для занятий тяжелой атлетикой, стрелковый тир, бассейн, лыжная база. В вузе 14 спортивных секций, в которых занимаются 340 человек. В течение семи лет ежегодно проводится профессорско-преподавательский турнир по бадминтону. Для оздоровления студентов и проведения спортивно-массовых мероприятий используется спор-

тивно-оздоровительный лагерь «Смена», расположенный в зоне отдыха — пос. Красноярка. На территории лагеря 10 корпусов, два из которых эксплуатируются круглогодично. Постоянно функционируют лыжная база, баня, спортивные площадки для бадминтона, волейбола, баскетбола, футбольное поле. Имеется спортивный инвентарь для настольного тенниса и других видов спорта. В распоряжении отдыхающих бильярд, небольшой библиотечный фонд, периодическая печать, теле-, видео- и аудиоаппаратура.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что ОмГМА, являясь ведущим вузом России, с годами не стареет, не теряет темпов поступательного движения в направлении совершенствования и модернизации высшего медицинского образования.

НОВИКОВ Александр Иванович, доктор медицинских наук, профессор, ректор.

Адрес для переписки: 644001, г. Омск, ул. 5-я Линия, 117а (кафедра дерматовенерологии Омской государственной медицинской академии).

Статья поступила в редакцию 18.08.2010 г. © А. И. Новиков

УДК 618.173-06-053.87+615.357 И. В. БЕСМАН

Е. Б. РУДАКОВА

Омская государственная медицинская академия

ВРАЧЕБНАЯ ТАКТИКА ПРИ ОСЛОЖНЕННОЙ ФОРМЕ КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ЖЕНЩИН В ПЕРИМЕНОПАУЗЕ

В статье описаны особенности клинических проявлений и качества жизни женщин с осложненной формой климактерического синдрома, оценена клинико-лабораторная эффективность лечения, частота побочных реакций и динамика параметров качества жизни при приеме препаратов заместительной гормональной терапии и фито-селек-тивных модуляторов эстрогеновых рецепторов. На основании проведенных исследований обоснован дифференцированный подход к ведению женщин с осложненной формой климактерического синдрома.

Ключевые слова: осложненная форма климактерического синдрома, качество жизни, заместительная гормональная терапия, фитотерапия.

Интерес к осложненной форме климактерического синдрома (КС) связан с ростом общей заболеваемости женского населения во всех возрастных группах, в том числе в перименопаузе [1, 2]. В литературе представлены многочисленные данные о возможных клинических проявлениях типичной формы КС, однако крайне мало информации, касающейся частоты встречаемости и особенностей клиники достаточно широко распространенной в настоящее время осложненной формы климактерического синдрома, при которой симптомы основного заболевания и климактерические проявления отягощают друг друга [3]. У пациенток с КС на фоне экстрагениталь-ной патологии ограничена возможность использо-

вания заместительной гормональной терапии (ЗГТ), в лучшем случае им назначается фитотерапия, которая не всегда достаточно эффективна [4 — 6]. Это обусловливает необходимость выработки дифференцированного подхода к назначению терапии женщинам с осложненной формой КС с учетом противопоказаний, степени тяжести соматической патологии, а также прогнозируемого изменения качества жизни (КЖ) с целью улучшения результатов лечения.

Материал и методы исследования. Было проведено открытое проспективное контролируемое рандомизированное исследование — 100 женщин с осложненной формой КС были рандомизированы на 2 группы при помощи таблицы случайных чисел: первую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.