Гигиена детей и подростков
©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.96-057.875:378.1
Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., ГончароваГ.А., Мишина С.А., Шашина Е.А.
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕВАЕМОСТИ И ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия
В статье рассмотрены теоретические основы, методические подходы и результаты комплексной оценки влияния условий и организации занятий, интенсификации обучения на успеваемость, функциональное состояние и работоспособность студентов. Определены показатели и критерии оценки эффективности интенсификации обучения на кафедре общей гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Ключевые слова: условия обучения; здоровье студентов; работоспособность; критерии оценки утомляемости; успешность обучения; инновации в образовании; интенсификация образовательного процесса.
Для цитирования: Гигиена и санитария, 2015; 94 (4): 57-60.
Minnibaev T.Sh., Melnichenko P.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Arkhangel'skiy V.I., Goncharova G.A., Mishina S.A., Shashina E.A. INVESTIGATION OF THE IMPACT OF CONDITIONS AND THE ORGANIZATION OF EDUCATION ON THE INDICES OF PERFORMANCE AND HEALTH OF STUDENTS
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation, 119991
In the article there are considered the theoretical basis, methodological approaches and results of a comprehensive assessment of the impact of conditions and the organization of education, the intensification of training on performance, functional status and working capability of students. There were determined indices and criteria for assessing the effectiveness of an intensification of training at the Department of General Hygiene of the I. M. Sechenov First Moscow State Medical University.
Key words: learning environment; the health of students; task performance; criteria for assessing fatigue; the success of training; innovations in education; intensification of the education.
Citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(4): 57-60. (In Russ.)
Введение
В настоящее время общепризнано, что главной целью развития науки и образования являются здоровье человека, его интеллектуальный потенциал, профессиональная компетентность. Научные и организационные основы оптимизации системы образования, повышения качества обучения и подготовки специалистов [1, 2], охраны и укрепления здоровья школьников и студентов [3—12] являются предметом исследования многих ученых и специалистов. Научная и учебная информации, необходимые для подготовки профессионально подготовленных специалистов, быстро растут и постоянно усложняются. Поэтому в современной системе высшего профессионального образования основное противоречие заключается в проблеме усвоения знаний в ограниченные сроки обучения. В деле подготовки врачебных и фармацевтических кадров разработка научно-методических основ решения сложившегося потенциального противоречия особенно актуальна. В последние годы существенно возросла потребность включения в учебный процесс новейшей научной информации не только «по своей отрасли», но и из смежных областей науки и практики, так как в системе здравоохранения рабочие места все больше оснащаются ранее не существовавшими современными технически сложными средствами диагностики, лечения и профилактики. Назрела необходимость гармонизации системы подготовки врачебных кадров в части научно-методического обеспечения соответствия содержания обучения студентов с характером предстоящей их профессиональной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Основным
Для корреспонденции: Миннибаев Талгат Шайдуллинович, minnibaev.t@gmail.com
For correspondence: Minnibaev Talgat, minnibaev.t@gmail.com.
методом и средством разрешения сложившегося противоречия, несомненно, являются научно обоснованное совершенствование учебно-методической работы на кафедре, оптимизация условий и организации обучения, а также комплексная психолого-педагогическая оценка их эффективности. Поэтому чрезвычайную актуальность и важность приобретает системная организация учебно-методической работы преподавателей кафедр - поиск, отбор, фильтрация новой научной информации, необходимой для подготовки современных специалистов и учебно-профессиональной деятельности студентов. На кафедре общей гигиены совместно с лабораторией университетской гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на протяжении ряда лет проводились комплексные психолого-педагогические и физиолого-гигиени-ческие исследования по научно обоснованному совершенствованию учебного процесса, поэтапной оценке его эффективности [13, 14]. На базе выполненных исследований определялись приоритетные задачи развития исследований в области университетской медицины, разрабатывались методические вопросы изучения и оценки здоровья и работоспособности студентов высшей школы [15, 16]. Вместе с тем физиолого-гигиенические и психолого-педагогические аспекты эффективности новых педагогических технологий интенсификации обучения до настоящего времени в систематизированном виде мало изучены.
Цель - оптимизация образовательного процесса, комплексная психолого-педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка его эффективности на кафедре общей гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели исследования проводились в двух основных направлениях: анализ результатов выпол-
ненной профессорско-преподавательским корпусом кафедры учебно-методической работы за последние 5 лет и комплексная оценка эффективности образовательного процесса и учебно-профессиональной деятельности студентов разных курсов на кафедре общей гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В общей сложности под наблюдением находилось 1539 студентов. В физиолого-гигиенических исследованиях участвовали 229 студентов.
Учебно-методическая работа кафедры оценивалась не только по числу подготовленных и изданных учебников, практикумов, учебно-методических пособий, но и инновациями в учебном процессе в форме систематического дополнения, обновления содержания лекционного курса, практических и семинарских занятий, форм и методов аудиторной и самостоятельной работы, контроля знаний и умений студентов. Эффективность оценивалась по показателям академической успеваемости, степени удовлетворенности студентов процессом обучения, для чего использована типовая анкета «Удовлетворенность потребителя», разработанная отделом менеджмента качества Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, раздел 8.2.1.
Состояние здоровья обучаемых оценивалось по материалам углубленных медицинских осмотров студентов на базе студенческого отделения клинико-диагностического центра университета. В медицинских осмотрах принимали участие врачи разных специальностей - терапевт, невролог, окулист, оториноларинголог, стоматолог, гинеколог, хирург-ортопед и др. Проводились необходимые клинико-лабораторные исследования. Дана комплексная оценка состояния здоровья студентов по группам здоровья.
Функциональное состояние центральной нервной системы, изменения в динамике умственной работоспособности и утомляемости студентов под влиянием учебных занятий изучались методом дозированного во времени выполнения экспериментального умственного задания (корректурный тест), теста дифференцированной самооценки функционального состояния -тест САН. Надежность и валидность указанных методик были доказаны в многократных исследованиях авторов и других исследователей. Социально-гигиенические исследования проводились с помощью адаптированной социологической анкеты «Анкета студента». Проводился хронометраж учебных занятий, определялись плотность занятий, доля самостоятельной работы. Общая методология исследования базировалась на теоретических основах и принципах гигиенического нормирования в гигиене труда, школьной и университетской гигиене, разработанных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАН, Первом МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России.
Результаты и обсуждение
Обучение и его методы как историческая и социальная категории, совершенствуясь, постоянно меняются. С педагогических и гигиенических позиций обучение в высшей школе мы рассматриваем как динамичный двусторонне активный процесс и результат учебно-профессионального взаимодействия преподавателя и студента, направленного на достижение конечной цели - повышение качества подготовки специалиста. На кафедре общей гигиены совместно с лабораторией университетской гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на протяжении ряда лет проводились комплексные психолого-педагогические и фи-зиолого-гигиенические исследования по научно обоснованному совершенствованию учебного процесса, поэтапной оценке его эффективности [13, 14]. На основе теоретического обобщения и многолетнего опыта организации учебного процесса, совершенствования учебно-методической работы на кафедре профессорско-преподавательским составом разработаны и реализуются на практике современные технологии обучения. На основе научно-педагогических исследований проведены системная оптимизация содержания, форм и методов обучения, совершенствование научно-методических, психолого-педагогических и физиолого-гигиенических основ организации и управления учебно-профессиональной деятельностью основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов. Осуществлен перевод учебного процесса от использования отдельных форм и методов обучения на систему педагогических технологий, представляющий собой системный процесс, направленный на качественное изменение в структуре учебной деятельности студента
в сторону увеличения доли самостоятельной работы. Данная система включает постановку цели и задачи занятия, определение содержания, форм и методов обучения. При этом критерием выбора технологии обучения является прежде всего уровень самостоятельности студента на занятиях. С первых занятий студент приучается к пониманию, что знания не передаются, а приобретаются в результате активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
На основе анализа результатов поэтапно выполненных исследований определялись ведущие направления совершенствования учебно-методической работы, повышения качества и комплексной оценки эффективности обучения на кафедре. Гигиена как наука и предмет преподавания относится к базовым профессиональным медицинским дисциплинам. На кафедре общей гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова преподавание ведется на лечебном, медико-профилактическом, стоматологическом, фармацевтическом, педиатрическом факультетах. Повышению качества обучения способствует тот факт, что кафедра обладает высоким потенциалом преподавательского корпуса. Все преподаватели кафедры имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Педагогический процесс обеспечен учебниками, пособиями, комплексом учебно-методических материалов по каждой теме занятия, подготовленных сотрудниками кафедры. За последние годы на кафедре подготовлены и изданы три учебника для лечебного и медико-профилактического факультетов, два руководства к практическим занятиям по общей и радиационной гигиене, три сборника тестов и задач для студентов лечебного, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Для каждой дисциплины разработаны учебно-методические комплексы, в состав которых входят рабочие программы, тестовые задания и ситуационные задачи для текущего и экзаменационного контроля, разработан банк тестовых заданий для централизованного тестирования. В результате увеличились инновационная составляющая в образовании, объем учебной информации, педагогическая нагрузка в целом.
Обучение ведется по дисциплинам: «общая гигиена», «гигиена с основами экологии человека», «радиационная гигиена» и «военная гигиена». В педагогическом процессе на кафедре приоритет отдается преподаванию основ первичной профилактики заболеваний и охраны здоровья здорового человека. Мы исходим из того, что эффективность процесса обучения прежде всего зависит от методически правильной организации учебно-профессиональной деятельности студента. Поэтому учебно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на то, чтобы самыми разнообразными приемами активизировать самостоятельную учебно-познавательную деятельность студента на занятиях. Студенты знакомятся с принципами гигиенического нормирования и прогнозирования благоприятного или неблагоприятного действия факторов окружающей среды на организм, а также оценки риска здоровью населения факторов среды обитания. В организации учебного процесса учебные темы рассматриваются в виде стройных внутридисциплинарных модулей. На кафедре в педагогическом процессе используются все основные современные методы обучения: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Значительная часть аудиторного времени уделяется формированию у будущих врачей и провизоров практических умений. С этой целью используются оригинальные ситуационные задачи, составленные преподавателями кафедры, при решении которых студенты отвечают не на один узконаправленный вопрос, а, изучив комплекс заданных условий, принимают обоснованное решение о путях разрешения возникшей санитарно-гигиенической ситуации, проведении соответствующих профилактических мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках конкретных условий ситуационной задачи. В построении педагогического процесса и соответственно в структуре учебно-профессиональной деятельности студентов среди основных методов обучения одно из центральных мест занимает их самостоятельная работа на кафедре и во внеаудиторное время. Для этих целей по каждой теме занятия разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс специальные методические материалы. Студенты самостоятельно решают индивидуальные версии учебно-профессиональных задач по теме занятия. Используют методические разработки кафедры, резуль-
таты предварительного обсуждения с преподавателем целей и условий выполнения самостоятельной работы, характер конечного продукта по теме занятия. Плотность аудиторных занятий достаточно высока и составляет в среднем 89-94%. В период самостоятельной работы студенты готовят научно-практические рефераты, научно-исследовательские доклады, с санитарно-гигиенических позиций оценивают проекты различных учреждений и готовят заключение о степени их соответствия установленным нормативам. Степень усвоения материала оценивается на контрольном семинарском занятии по результатам защиты реферата, протокола оценки проекта. Наряду с использованием модульной системы применяется система кредитов по отдельным модулям и дисциплине в целом. При этом учитываются абсолютное число аудиторных часов, отведенных на ту или иную тему, общая трудоемкость с учетом самоподготовки, самостоятельной работы под контролем преподавателя, факультативных и элективных занятий. Важно подчеркнуть, что использование в педагогическом процессе балльно-рейтинговой системы позволяет студентам «зарабатывать» оценочные баллы не только на экзамене, но и в течение всего семестра. Педагогически весьма ценно, что именно в процессе обучения студент получает до 60% всех возможных баллов за освоение практических умений, за полученные знания, результаты самостоятельной работы. При этом на экзамене студент может добавить лишь 40% оценочных баллов к накопленным в течение семестра. Результаты анкетного опроса показывают, что системное совершенствование учебного процесса у подавляющего большинства студентов способствует повышению интереса к занятиям (87,3%), повышению мотивации к самостоятельной работе в течение всего семестра (74,1%), осознанному отношению к сути изучаемых тем на занятиях (91,5%). С позиции педагогической дидактики важно было выяснить отношение студентов к качеству знаний, организации педагогического процесса на кафедре. С этой целью проводился анкетный (анонимно) опрос студентов. На вопрос анкеты «Удовлетворены ли Вы качеством занятий на кафедре общей гигиены?», ответы студентов всех факультетов были однонаправленными. На вопрос анкеты студенты лечебного факультета ответили: «удовлетворены полностью» - 70%, «скорее удовлетворены» - 29%, «скорее не удовлетворены» - 1%. Ответы студентов медико-профилактического и фармацевтического факультетов были еще более оптимистичными: «удовлетворены полностью» - 90%, «скорее удовлетворены» - 10%, а фармацевтического факультета - «удовлетворены полностью» - 93%, «скорее удовлетворены» - 7%. Как видно из представленных данных, подавляющее большинство студентов удовлетворено качеством обучения на кафедре. На итоговом экзамене 91,84% студентов III курса медико-профилактического факультета показали хорошие знания (13,27% - «отлично»; 78,57% - «хорошо») и лишь 8,16% получили оценки «удовлетворительно». По итогам экзаменов на протяжении с 2010/11 учебного года по 2013/14 учебный год средние показатели успеваемости студентов составляли в пределах 4,10 - 3,89 балла.
Безусловно, на показатели успешности обучения, работоспособности и здоровье студентов оказывают влияние социально-гигиенические условия жизни. В отличие от результатов социально-гигиенических исследований прошлых лет условия и качество жизни у студентов существенно улучшились [17]. Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса студентов. Для получения объективных результатов в анкете студентам предлагалось самим оценить свое материальное положение, выбирая ответ из трех предложенных обобщенных вариантов ответов: «выше среднего», «среднее», «ниже среднего», что позволяло оценить степень удовлетворенности студента своим материальным положением, не раскрывая уровня обеспеченности. Большинство студентов (89,1%) свое материальное положение оценили как «среднее», понимая под этим как «вполне удовлетворительное, нормальное», «выше среднего» - 10,9%. Свои жилищные условия опрошенные студенты оценили: условия проживания «очень хорошие» - 16,5% студентов, «хорошие» - 50,4%, «удовлетворительные» - 31,4%, «неудовлетворительные» -1,7% опрошенных. При изучении кратности питания студентов установлено, что большинство опрошенных (90,6%) имеет 3-4-разовый прием пищи. Преимущественно студенты завтракают и ужинают дома (соответственно 91,1 и 96,5%), обедают в
столовой, буфете - 75,7%, в лаборатории - 14,7%. При этом у значительной части студентов нарушен режим питания (поздний прием пищи, кратность приема горячей пищи, готовых блюд).
Заслуживает внимания и субъективная оценка общего состояния здоровья студентами. При субъективной оценке состояния своего здоровья считают себя практически здоровыми 65,6% юношей-студентов и 61,5% девушек, функциональные нарушения отметили соответственно 18,8 и 24,1% респондентов. Имеют хронические заболевания 15,6 и 14,4% соответственно. Следует обратить внимание, что более 1/3 (37,4%) студентов отмечают при оценке своего здоровья функциональные нарушения и хронические заболевания. Однако анализ результатов профилактических медицинских осмотров с участием бригады врачей-специалистов, включая стоматолога, отражает несколько иные показатели, характеризующие состояние здоровья студентов. К первой группе здоровья отнесены в среднем 14%, второй группе здоровья (лица с функциональными отклонениями) - 27%, к третьей группе здоровья (хронические заболевания и отклонения в физическом и нервно-психическом статусе) - 59% студентов (с учетом результатов обследования стоматологом).
Изучение функционального состояния центральной нервной системы и продуктивности выполнения тестового задания выявило благоприятные показатели умственной работоспособности студентов в процессе учебных занятий на кафедре. При выполнении дозированного во времени умственного задания у каждого четвертого (25,3%) студента выявлены высокие показатели работоспособности. У большей части студентов (57,2%) как по показателям скорости, так и точности выполнения тестового задания, работоспособность оценивается в пределах М ±15, что свидетельствует о среднем уровне работоспособности на занятиях. Лишь у 14,3% студентов на занятиях отмечались либо снижение скорости работы, либо увеличение числа допущенных при этом ошибок, у 3,2% студентов во время занятий отмечалось сочетание обоих показателей, т.е. снижение работоспособности по количественным и качественным критериям.
При анализе показателей функционального состояния студентов нами использованы не только абсолютные величины оценок самочувствия, активности и настроения, но и их соотношения. Установлено, что по мере нарастания усталости происходит увеличение разницы между показателями самочувствия, активности и настроения за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Так, в начале недели во время занятий показатели теста САН были: «самочувствие» 4,8±0,02, «активность» 4,6 ±0,03, «настроение» 4,9 ± 0,01. Различия в показателях теста САН в начале недели были несущественными (р >0,05). К концу недели отмечены значительные различия между средними величинами показателей самочувствия, активности и настроения - 4,4 ± 0,03, 4,3 ± 0,02 и 5,2 ± 0,02 соответственно. Различия между показателями «самочувствие», «активность», с одной стороны, и показателями «настроение» - с другой, статистически достоверны (р <0,01). Дивергенция показателей функционального состояния свидетельствует о проявлении признаков утомления у обследованных к концу недели. Однако к началу следующей учебной недели основные психологические показатели функционального состояния выравниваются, количественные и качественные показатели умственной работоспособности остаются на высоком уровне, что свидетельствует о соответствии условий и организации обучения на кафедре не только потребностям системы обучения, но и функциональным возможностям обучаемых. Созданные благоприятные условия обучения и научно обоснованные технологии педагогического процесса обеспечивают возможность дальнейшего расширения разработки и применения инновационных технологий преподавания, учебной деятельности студентов, направленных на повышение качества подготовки специалистов.
Заключение
В работе показано, что для достижения целей повышения качества обучения, сохранения и укрепления здоровья студентов наиболее эффективной является систематическая работа профессорско-преподавательского состава кафедры по созданию учебно-методической базы (написание учебников, практикумов, методических пособий). Инновации в образовании реализуются через подготовку и совершенствование учебно-методических
материалов, индивидуальных версий учебно-профессиональных задач по темам занятий, в лекционном курсе, на практических занятиях, в самостоятельной работе, учебной и производственной практике. Использование современных технологий обучения и контроля усвоения дисциплины студентами на кафедре общей гигиены способствует повышению качества подготовки специалистов в целом и направлено на улучшение эффективности лечебно-профилактической работы, системы санитарного благополучия населения в целом. На занятиях по общей гигиене у студентов сохраняется высокий и средний уровни работоспособности как по критериям скорости, так и точности выполнения дозированного во времени умственного задания. Условия и организация обучения на кафедре общей гигиены способствуют сохранению положительной динамики работоспособности в недельном цикле занятий и успеваемости студентов.
Лите р атур а
1. Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Моррисон В.В. Николенко В.Н. Повышение качества образования - основная задача модернизации системы образования. Саратовский научно-медицинский журнал. 2004; 4(6): 5-9.
2. Свистунов А.А., Моррисон В.В., Николенко В.Н. Содержание и проблема понятия качества образования, обучения и их критериев. Известия международной академии наук высшей школы. 2004; 3(29): 83-92.
3. Миннибаев Т.Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе. В кн.: Здоровье, обучение и воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы международного Конгресса РАМН. М.; 2004: 272-5.
4. Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2009.
5. Саркисянц Э.Э., Миннибаев Т.Ш., Маркин А.А., Шарай В.Б. Гигиеническая оценка продолжительности занятий при разной их напряженности. Гигиена и санитария. 1978; 2: 40-2.
6. Миннибаев Т.Ш. Изучение функционального состояния организма студентов при разных методах обучения. Гигиена и санитария.1985; 4: 44-7.
7. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов. Гигиена и санитария. 2012; 4: 61-3.
8. Кретова И.Г., Беляева О.В., Ширяева О.И., Комарова М.В., Чигарина С.Е., Косцова Е.А. Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Гигиена и санитария. 2014; 4: 85- 9.
9. Эмирвелиева О.П., Бражникова И.К. Организация медицинских осмотров студентов ГБОУ Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. В кн.: Сборник материалов научной конференции "Профилактика нарушений здоровья у школьников и студентов". М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; 2014: 227-8.
10. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015; 1: 104-7.
11. Геворкян Э.С., Минасян С.М., Абраамян Э.Т., Адамян Ц.И. Влияние музыки на функциональное состояние студентов. Гигиена и санитария. 2013; 3: 85- 9.
12. Зулькарнаев Т.Р., Салимгараева А.И., Поварго Е.А., Зулькар-наева А.Т., Агафонов А.И. Характеристика статуса питания и антропометрических показателей студентов Уфы. Гигиена и санитария.2012; 4: 63-5.
13. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Гончарова Г. А. Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов. Гигиена и санитария. 2012; 1: 48-50.
14. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Гончарова Г.А. Архангельский В.И., Тимошенко К.Т. Методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене. Гигиена и санитария. 2013; 3: 57-60.
15. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья сту-
дентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 2: 15-7.
16. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 3: 16-20.
17. Миннибаев Т.Ш. Гигиена учебного труда студентов (на примере студентов-медиков): Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М.; 1989.
References
1. Glybochko P.V., Svistunov A.A., Morrison V.V., Nikolenko V.N. Improving the quality of education - the main task of modernizing the educational system. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2004; 4(6): 5-9. (in Russian)
2. Svistunov A.A., Morrison V.V., Nikolenko V.N. The content and the problem of the concept of quality of education, training and criteria. Izvestiya mezhdunarodnoy akademii nauk vysshey shko-ly. 2004; 3(29): 83-92. (in Russian)
3. Minnibaev T.Sh. Topical issues of the university health at the present stage. In: Health, Education and Training of Children and Youth in the XXI Century. Proceedings of the International Congress. RAMS [Zdorov'e, obuchenie i vospitanie detey i molodezhi v XXI veke. Materialy mezhdunarodnogo Kongressa RAMN]. Moscow; 2004: 272-5. (in Russian)
4. Timoshenko K.T. Hygienic Evaluation of School Education in Biomedical Grades: Diss. Moscow; 2009. (in Russian)
5. Sarkisyants E.E., Minnibaev T.Sh., Markin A.A., Sharay V.B. Hygienic assessment of the duration of their studies at different intensity. Gigiena i sanitariya. 1978; 2: 40-2. (in Russian)
6. Minnibaev T.Sh. The study of the functional state of an organism of students with different learning methods. Gigiena i sanitariya. 1985; 4: 44-7. (in Russian)
7. Karpenko Yu.D. The dynamics of functional state and adaptation processes of students. Gigiena isanitariya. 2012; 4: 61-3. (in Russian)
8. Kretova I.G., Belyaeva O.V., Shiryaeva O.I., Komarova M.V., Chi-garina S.E., Kostsova E.A. The impact of social and psychological factors on the health of students during their studies in higher education. Gigiena i sanitariya. 2014; 4: 85- 9. (in Russian)
9. Emirvelieva O.P., Brazhnikova I.K. The organization of medical examinations of students I.M. Sechenov First Moscow State Medical University. In: Collection ofMaterials of Scientific Conference "Prevention of Health Problems Among Schoolchildren and Students " [Sbornik materialov nauchnoy konferentsii "Profilaktika narush-eniy zdorov'ya u shkol'nikov i studentov"]. Moscow: Izdatel'stvo Pervogo MGMU im. I.M. Sechenova; 2014: 227-8. (in Russian)
10. Trapeznikova M.V, Savkin V.V. Monitoring and forecasting of psychophysiological status and progress of students I-II course medical school. Gigiena i sanitariya. 2015; 1: 104-7. (in Russian)
11. Gevorkyan E.S., Minasyan S.M., Abraamyan E.T., Adamyan Ts.I. Influence of music on the functional state of students. Gigiena i sanitariya. 2013; 3: 85- 9. (in Russian)
12. Zulkarnaev T.P. Salimgaraeva A.I., Povargo E.A., Zulkarnaeva A.T., Agafonov A.I. Characteristics of nutritional status and an-thropometric characteristics of students in Ufa. Gigiena i sani-tariya.-2012; 4: 63-5. (in Russian)
13. Minnibaev T.Sh., Mel'nichenko P.I., Arkhangel'skiy V.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. Socio-hy-gienic and psycho-pedagogical adaptation of students. Gigiena i sanitariya. 2012; 1: 48-50. (in Russian)
14. Minnibaev T.Sh., Mel'nichenko P.I., Prokhorov N.I., Goncharova G.A. Arkhangel'skiy V.I., Timoshenko K.T. Methodological approaches to optimize student learning in radiation hygiene. Gigiena i sanitariya. 2013; 3: 57-60. (in Russian)
15. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Timoshenko K.T.,GoncharovaG.A.Theoreticalandmethodologicalapproaches to the comprehensive study of the health of students and professors. Zdorov'e naseleniya isredaobitaniya. 2012; 2: 15-7. (in Russian) 16. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Goncharova G.A., Chubarovskiy V.V., Timoshenko K.T. The health status of the students and the main tasks of the university medicine. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 3: 16-20. (in Russian)
17. Minnibaev T.Sh. Health Educational Work of Students (for example, medical students): Diss. Moscow; 1989. (in Russian)
Поступила 20.04.15 Received 20.04.15