Научная статья на тему 'Методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене'

Методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / RADIATION HYGIENE / STUDENT / EDUCATION / BUDGET TIME / HARD WORK / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Мельниченко Павел Иванович, Прохоров Николай Иванович, Гончарова Г. А., Архангельский Владимир Иванович

В статье рассмотрены психолого-педагогические и физиолого-гигиенические аспекты совершенствования обучения студентов радиационной гигиене на медико-профилактическом факультете медицинского вуза в рамках требований нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Мельниченко Павел Иванович, Прохоров Николай Иванович, Гончарова Г. А., Архангельский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the optimization of training students in radiation hygiene

In the article the psycho-pedagogical and physiological-hygienic aspects of improvement of student’s learning in radiation hygiene at the Health-prophylactic Faculty of the medical institution within a framework of the requirements of the new Federal State Educational Standard -3 are considered

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене»

Гигиена детей и подростков

О коллектив авторов, 2013

УДК 614.876:378.661

Т.Ш. Миннибаев, П.И. Мельниченко, Н.И. Прохоров, Г.А. Гончарова, В.И. Архангельский, К.Т. Тимошенко

методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119991, Москва

В статье рассмотрены психолого-педагогические и физиолого-гигиенические аспекты совершенствования обучения студентов радиационной гигиене на медико-профилактическом факультете медицинского вуза в рамках требований нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Ключевые слова: радиационная гигиена; студент; обучение; бюджет времени; работоспособность; образ жизни

T. Sh. Minnibaev, P. I. Melnichenko, N.I. Prokhorov, G.A. Goncharova, VI. Arkhangelskiy, K.T. Timoshenko — METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE OPTIMIZATION OF TRAINING STUDENTS IN RADIATION HYGIENE

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University Moscow, Russian Federation, 119991

In the article the psycho-pedagogical and physiological-hygienic aspects of improvement of student’s learning in radiation hygiene at the Health-prophylactic Faculty of the medical institution within a framework of the requirements of the new Federal State Educational Standard -3 are considered

Key words: radiation hygiene, student, education, budget time, hard work, lifestyle

Введение

Вопросы совершенствования обучения в соответствии с уровнем социально-экономического развития, достижениями науки, образования всегда находились в поле зрения ученых и специалистов [1, 2].

Актуальность исследования определяется двумя важными обстоятельствами - повсеместным обострением проблемы обеспечения радиационной безопасности, особенно после аварий на АЭС Японии, и интенсификацией обучения студентов в связи с внедрением в учебный процесс более высоких требований, вытекающих из Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3). В настоящее время особую остроту приобретает проблема обеспечения радиационной безопасности работников различных профессиональных групп и населения в целом, профилактики заболеваний, вызванных воздействием ионизирующих излучений, а также предупреждения загрязнения окружающей среды радионуклидами. Это в свою очередь требует существенного повышения качества подготовки специалистов в этой области и дальнейшего развития радиационной гигиены как самостоятельной отрасли науки, образования, производства и профилактики. Комплексные физиолого-гигиенические и психолого-педагогические исследования в этом направлении ни отечественными, ни зарубежными авторами в последние годы не проводились.

Материалы и методы

Комплексные исследования по физиологогигиенической и психолого-педагогической оценке эффективности оптимизации обучения по радиационной

Для корреспонденции: Миннибаев Талгат Шайдуллинович, minmbaev@mma. га.

гигиене проводились на базе кафедры общей гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова на протяжении весеннего семестра 2011/12 учебного года. Объектом исследования явились студенты IV курса. Всего обследовано 78 студентов, обучающихся по ФГОС-3. Исследования умственной работоспособности проводились в начале и конце занятий, детальный хронометраж - на протяжении всего занятия. Педагогическим коллективом кафедры под руководством заведующего кафедрой проф. П.И. Мельниченко проведена необходимая подготовительная учебно-методическая работа, обеспечивающая переход на преподавание дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС-3. Осуществлено совершенствование учебно-методической работы, включающее дополнение, обновление содержания лекционного курса, практических и семинарских занятий, форм и методов самостоятельной работы, контроля знаний и умений студентов. Предметом исследования явилась комплексная оценка гигиенической и педагогической эффективности системы оптимизации обучения радиационной гигиене в системе ФГОС-3. Критериями эффективности служили показатели успеваемости, умственной работоспособности, образа жизни студентов.

Для изучения функционального состояния центральной нервной системы, динамики умственной работоспособности и утомляемости под влиянием учебных занятий в работе использовались методы объективной (метод дозированного выполнения экспериментального умственного задания - "корректурный тест") и субъективной (тест САН, адаптированная социологическая анкета - "Анкета студента"). Надежность и валидность указанных методик были доказаны в многократных исследованиях авторов и др.

Важным критерием оценки эффективности занятий являются результаты изучения структуры среднесу-

57

[гиена и санитария 3/2013

точных бюджетов времени учащихся (метод еаморе-гистрации). С применением социологических методов (анкетирование по специальной программе, интервьюирование, индивидуальное собеседование) определялось отношение студентов к занятиям, своему образу жизни и здоровью.

Хронометраж учебной занятости студентов предусматривал определение плотности занятий (в %), доли самостоятельной работы на практических занятиях, а также оценку внешних проявлений умственного утомления (число отвлечений, занятие посторонними делами, зевота и т. п.).

Результаты и обсуждение

Теоретические основы изучения физиолого-гигиенической и психолого-педагогической эффективности оптимизации обучения студентов базируются на принципах двуединости основной задачи учреждений высшего профессионального образования на современном этапе развития общества - сочетании высокого качества образования и укреплении здоровья студентов за годы обучения в вузе. Концепция данного комплексного исследования постулирует единство совершенствования образования и мер по охране здоровья учащихся в учебном процессе.

Подготовка специалистов высокого класса, способных успешно конкурировать на рынке труда, требует постоянного совершенствования учебно-методической базы, что в большинстве случаев связано с увеличением объема учебной информации, интенсификацией учебно-профессиональной деятельности участников образовательного процесса, как студентов, так и преподавателей. Это особенно характерно для постоянно развивающейся отрасли гигиенической науки, какой является радиационная гигиена. Учебная дисциплина сопряжена со многими смежными науками, прежде всего с ядерной физикой, и достаточно сложна для понимания и усвоения студентами медицинского вуза. Именно поэтому важна рациональная организация как аудиторных, так и самостоятельных форм учебновоспитательного процесса. Это особенно актуально сейчас, так как в настоящее время в системе высшего профессионального образования осуществляется масштабный переход на качественно новый "компетент-ностный" образовательный уровень в рамках ФГОС-3. Принципиально новые стандарты представляют собой совокупность требований (компетенций), обязательных при реализации основных образовательных программ. Компетентностный подход предусматривает иную, чем до сих пор, роль студента в учебном процессе. В его основе активная самостоятельная работа студента в учебном процессе, что связано с интенсификацией умственной деятельности. Студент обучается умению не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным профессиональным жизненным ситуациям в области радиационной гигиены и обеспечения радиационной безопасности.

В учебном процессе по ФГОС-3 системно реализуются основополагающие признаки компетентностного подхода в обучении - профессиональные знания, умения, навыки - с учетом личностных качеств обучаемого (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.). У студента воспитывается способность применять свои знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной дея-

тельности в будущем. При этом социальная адаптация студента (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) рассматривается как важная составляющая педагогического процесса. В совокупности все эти компоненты направлены на формирование поведенческих моделей в деятельности выпускника по способности самостоятельно разбираться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним профессиональные задачи.

Для достижения педагогических целей обучения по ФГОС-3 проведена необходимая научно обоснованная корректировка содержания, форм и методов обучения. Оптимизация занятий направлена на повышение качества обучения на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности по радиационной гигиене. Важно отметить, что теперь учебная программа определяет не только цель, содержание занятий, но и перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций). Разрабатываются и используются в учебном процессе модульные технологии обучения. При этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю. Это подтверждается результатами хронометражных наблюдений. Исследования показали, что доля самостоятельных видов учебной работы на практических занятиях достигает 78% учебного времени по расписанию. Взаимодействие преподавателя и студента происходит на протяжении всего занятия: получение задания, теоретическое обоснование и практическое обсуждение методов и способов реализации учебного задания с последующим обобщением результатов выполнения практического задания. Развивающий эффект при этом достигается путем интенсивной интеллектуальной деятельности студента, так как ему заранее известно, что полученные на занятии обобщенные знания необходимо аргументированно разъяснить при индивидуальной оценке выполненного учебного задания. Следует отметить также, что осуществлена большая учебно-методическая работа по приведению контрольно-измерительных процедур в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Подвергнуты принципиальной доработке имеющиеся контрольно-измерительные материалы в соответствии с логикой ФГОС-3, позволяющие диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированное™ определенной социально-личностной компетенции. В связи с этим для достижения целей ФГОС-3 образовательный процесс по радиационной гигиене сориентирован на решение студентами медико-профилактического факультета следующих основных профессиональных задач:

- знать и уметь применять теоретические основы дисциплины для правильного понимания взаимодействия организма человека е радиационным фактором в условиях профессиональной деятельности и проживания населения;

- овладеть методами радиационного контроля за объектами среды обитания человека (воздух, вода, продукты питания, почва, строительные материалы, поверх-

58

ности) и условиями труда при работе с источниками ионизирующих излучений, в том числе в медицинских учреждениях;

- уметь осуществлять анализ результатов проведенных исследований и разрабатывать меры радиационной безопасности для персонала радиологических объектов и населения.

- уметь разрабатывать меры по профилактике и ликвидации последствий радиационных аварий;

- уметь применять знание санитарного законодательства в области радиационной гигиены при проведении текущего контроля и государственного санитарноэпидемиологического надзора;

- овладеть умениями эксплуатации радиометрической и дозиметрической аппаратуры.

В процессе обучения регулярно контролируются как практические умения, так и теоретические знания. При этом контроль практических умений осуществляется по следующим направлениям: умению работать с радиометрическими и дозиметрическими приборами, проводить экспертизу радиологических отделений больниц, работать с нормативными и законодательными документами, производить оценку доз облучения в условиях производства расчетными методами. Оценка практических умений осуществляется на отдельном зачетном занятии, в результате чего каждый студент получает соответствующую отметку в баллах (балльнорейтинговая система). Знания студентов оцениваются в их связи с практическими умениями, для чего студентам задаются вопросы теоретического курса, по смыслу близкие с практической ситуационной задачей. Сюда относятся вопросы, связанные с биологическим действием ионизирующего излучения, особенностями миграции и превращения радиоактивных веществ в различных средах биосферы, путями предотвращения и ликвидации последствий радиационных аварий, поведением санитарного врача при условии обнаружения источника ионизирующего излучения, опасного для здоровья работающих и населения, обеспечением радиационной безопасности радиологических отделений медицинских учреждений.

Еще одним этапом оценки знаний студентов является проведение тестовых текущих видов контроля по следующим темам: основы ядерной физики, биологическое действие и гигиеническое нормирование ионизирующих излучений, радиометрические и дозиметрические методы исследования, гигиена труда на радиологических объектах, охрана населения от воздействия ионизирующих излучений. Итоговый тестовый контроль охватывает все темы курса радиационной гигиены.

Следует отметить, что каждый вид контроля подразумевает определенную оценку в баллах, сумма которых соответствует искомой рейтинговой экзаменационной оценке. Заключительным этапом оценки освоения курса радиационной гигиены является Государственная итоговая аттестация на VI курсе, где наряду с другими дисциплинами представлены теоретические вопросы, тестовые задания и ситуационные задачи по радиационной гигиене. При этом контролируются практические умения и необходимые для этого теоретические знания.

С целью совершенствования преподавания радиационной гигиены на кафедре разработана модульная рабочая программа, которая включает следующие наиболее важные разделы дисциплины: "теоретические и прикладные основы радиационной гигиены"; "радиометрические и дозиметрические методы, применяемые

в радиационной гигиене"; "охрана здоровья человека от воздействия ионизирующих излучений и радиоактивных веществ на предприятиях атомной промышленности и в медицине"; "обеспечение радиационной безопасности населения".

Важным практическим решением совершенствования преподавания радиационной гигиены является разработка учебно-методического комплекса по дисциплине, в который входят рабочая программа, учебники и учебные пособия, методические материалы для преподавателя, учебно-методические материалы для студента, контролирующие материалы.

Все вышеизложенные инновации позволили совершенствовать методику преподавания радиационной гигиены, отвечающей фундаментальным требованиям ФГОС-3, что в значительной степени способствует повышению уровня профессиональных компетенций у студентов медико-профилактического факультета.

Научно обоснованное совершенствование учебного процесса способствовало изменению отношения студентов к учебному процессу. Об этом свидетельствуют материалы анализа социологических анкет, хрономе-тражных наблюдений, показателей умственной работоспособности, а также показателей самочувствия, активности и настроения студентов. Изучение особенностей структуры среднесуточных бюджетов времени выявило увеличение в ней доли учебного времени. У обследованной группы студентов суммарный показатель продолжительности всех видов учебной деятельности составляет в среднем 9,98 ч в сутки. В отдельные дни недели индивидуальные различия этих показателей колебались в пределах от 7 до 12 ч, что связано с существенным варьированием продолжительности самостоятельных занятий у разных индивидуумов. По сравнению с данными анкетирования 1990-х годов только по радиационной гигиене у студентов увеличилась доля времени на самостоятельную учебную работу - в пределах от 20 до 58 мин в день, составляя в среднем 37 мин, что также характеризует эффективность оптимизации учебного процесса. Интенсификация обучения не привела к ухудшению психофизиологических показателей работоспособности учащихся. Наблюдения в недельном цикле обучения не выявили существенного снижения умственной работоспособности студентов. При выполнении экспериментального дозированного во времени умственного задания показатели функционального состояния ЦНС, умственной работоспособности претерпевали определенные изменения от начала к концу занятий в недельном цикле обучения. Выявляемые сдвиги по количественным и качественным показателям работоспособности находились в пределах физиологических значений их суточных колебаний.

Таким образом, новая организация и методическая перестройка учебного процесса на базе ФГОС-3 обеспечили необходимый уровень подготовки специалистов. В учебный процесс внесены новое содержание, формы и методы обучения. У большинства студентов при новой форме обучения отмечается высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, в процессе занятий сохраняется высокий уровень умственной работоспособности, в структуре среднесуточного времени в среднем на 23% увеличивается доля самостоятельных занятий по дисциплине. К концу занятий у обследованной группы студентов не наблюдалось признаков выраженного умственного утомления, что в совокупности

59

[гиена и санитария 3/2013

в сочетании с высокими показателями успеваемости можно характеризовать как существенный показатель оптимизации обучения студентов на основе требований

фгос-з.

На основании анализа выполненных нами психофизиологических исследований определены основные показатели и разработаны критерии оценки эффективности занятий при изучении дисциплины: высокая успеваемость учащихся, полнота выполнения ими учебных заданий, положительная динамика умственной работоспособности (по количественным и качественным критериям оценки) в недельном цикле занятий, которые могут быть использованы при проведении комплексных физиолого-гигиенических и психолого-педагогических исследований в высшей школе.

Литер атура

1. Сыркин Л.А. К итогам дискуссии "О подготовке санитарных врачей". Гигиена и санитария. 1946; 4: 37-42.

2. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Вестник РАМН. 2010; 11: 16—21.

Reference s

1. Syrkin L.A. To discussion results "About preparation of health officers". Gigiena i sanitarija. 1946; 4: 37—42.

2. Minnibaev T.Sh., Timoshenko K.T. School of university hygiene of the I . M . Setchenov Moscow medical academy . Vestnik RAMN. 2010;11: 16—21.

Поступила 21.05.12

© а.и. Маркова, 2013

УДК 613.955:616-057.874-084

А.И. Маркова

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ и ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 119021, Москва

Обсуждаются детерминанты снижения здоровья школьников, связанные с обучением. Рассматриваются образовательные учреждения как субъекты по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся. Существует множество "школ здоровья", использующих в своей деятельности различные подходы и здоровьесберегающие методы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Показаны результаты деятельности этих школ.

Ключевые слова: школьники; здоровье; "школы здоровья"; педагоги; здоровьесберегающие технологии; концепции; программы; критерии оценки

A. I. Markova - HEALTH PROMOTING SCHOOLS AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN (ANALYTICAL REVIEW)

Scientific research institute of public health and healthcare management of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russian Federation, 119021

The determinants of the decrease in health of the school age children, connected with their studies are discussed. The educational institutions are considered as the subjects of healthy way of life formation and strengthening of health of schoolchildren. There is a number of "health schools", using in their activity various approaches and health promoting methods for preservation and strengthening of health of schoolchildren. The results of activity of these schools are shown.

Key words: school age children; health; "health schools"; teachers; health promoting technologies; concepts; programs; criteria of an estimation

На протяжении последних десятилетий сохраняется негативная тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков. Ежегодно увеличивается заболеваемость по обращаемости на 2—4%. Распространенность функциональных отклонений и хронической патологии продолжает увеличиваться, уменьшается число здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Отмечается низкий показатель физического развития, физической работоспособности и подготовленности [1—5].

В декларации по охране здоровья школьников в Европе (Дубровник, Хорватия, 2005) отмечено, что болезни в детском и подростковом возрасте в Европейском регионе изменились. Социальные изменения привели к новым проблемам в состоянии здоровья школьников, обусловленным питанием (избыточная масса тела — ИМТ, нарушение обмена веществ и др.), а также повсеместными стали нарушения осанки, близорукость,

для корреспонденции: Маркова Алла Иннокентьевна, e-mail: alelakov@yandex. ru .

неврастения, патология эндокринной системы. Протестные формы поведения подростков наносят существенный ущерб здоровью. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, 24% подростков в возрасте 15 лет курят; 29% еженедельно употребляют спиртные напитки и большинство из них ведут малоподвижный образ жизни; нередки случаи беременности в подростковом возрасте; распространены инфекции, передаваемые половым путем [6]. В проспективных исследованиях выявлена корреляционная зависимость таких поведенческих факторов, как курение и потребление алкоголя и рост частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, ЛОР-органов у подростков к окончанию школы [2, 7]. Таким образом, школы как структурированные коллективы являются наиболее массовыми образовательными учреждениями, в силу чего показатели здоровья подростков выступают индикаторами санитарно-гигиенического неблагополучия среды жизнедеятельности [8].

Установлено, что детерминанты образования и здоровья школьников взаимосвязаны. Выявлены типичные

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.