ПОйХОйЫ К ОРГЙНИЗЛаИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ХУДЯКОВА ОД,
к.т.н., доцент кафедры «Торговое дело»
Омского института (филиала) РГТЭУ ШУЛЬКИН Л.Л.,
к.м.н., доцент кафедры «Торговое дело»
Омского института (филиала) РГТЭУ
Аннотация: Рассматривается важность преподавания дисциплин, связанных с практикой работы, контролирующих органов в сфере торговли.
Ключевые слова: экспертиза товаров, гигиеническое образование, гигиена, санитария.
Одним из важнейших аспектов подготовки специалистов по экспертизе товаров является получение первичного гигиенического образования. Преподавание основ гигиены и санитарии в торгово-экономическом вузе имеет свои особенности. Прежде всего, гигиеническое образование является частью профессионального, поскольку охватывает весь аспект универсальной гигиенической науки.
Теоретический курс построен на изучении причинно-следственных связей в системе «Человек-среда обитания».
Основные принципы, составляющие основу гигиенического образования в торговоэкономическом вузе - непрерывность и профессиональная направленность.
Начиная с 1 курса, при подготовке бакалавров по профилю товароведения и экспертизы товаров, студенты изучают дисциплину «Радиационная безопасность товаров», научной основой которой является радиационная гигиена. На вводной лекции студенты знакомятся с историей ее развития, приводятся примеры использования радиоизотопов и ионизирующего излучения в энергетике, промышленности, медицине. Знакомятся с радиационной обстановкой на территории Омской области. Лекционный курс предполагает рассмотрение вопросов о законе радиоактивного распада, основных свойствах ионизирующих излучений, единицах их измерения. В разделе о закономерностях действия радиации на организм человека представлены основные его реакции на действия повышенных доз ионизирующего излучения, дается гигиеническая регламентация облучения человека. Основная часть теоретического обучения направлена на получение знаний по обеспечению радиационной безопасности населения и объектов внешней среды (питьевая вода, пищевые продукты и т.п.).
На практических занятиях студенты знакомятся с законодательной базой в области радиационной безопасности населения, приборами и методами дозиметрических исследований. Самостоятельно проводят замеры на радиоактивность воды, продуктов питания, естественного радиационного фона.
Важным этапом формирования гигиенической грамотности студентов-товароведов-экспертов является освоение на Ш курсе дисциплины по выбору «Роспотребнадзор - как организационно-правовая форма регулирования».
В условиях осуществления государственной политики по созданию эффективной экономики, поддержки малого бизнеса, вхождения России во Всемирную Торговую Организацию уменьшается доля государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих изготовление и реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, оказание бытовых услуг населению. В связи с этим, многократно возрастает роль специалистов - товароведов по исполнению санитарного законодательства в указанных отраслях деятельности. Кроме этого государством декларируется экономическая заинтересованность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Поэтому, эффективная хозяйственная деятельность напрямую зависит от специалистов обладающих необходимыми знаниями в области гигиены и санитарного законодательства.
В настоящее время уже недостаточно научить студентов знаниям определения уровня
опасного компонента внешней среды и, сравнив его с санитарно-гигиеническими нормами, сделать заключение.
В современных условиях будущий товаровед-эксперт должен уметь разрабатывать на этой основе оздоровительные программы по улучшению условий труда и производственного контроля деятельности торговых организаций, предприятий общественного питания, пищевой промышленности и бытовых услуг.
В рамках данной дисциплины для решения задачи формирования гигиенического мышления у студентов предусмотрено преподавание материала по вопросам «здоровье-болезнь».
Задача преподавателя кафедры состоит в том, чтобы суметь убедительно донести до сознания студентов, что проявление безграмотности, в отношении гигиенических проблем, неизбежно ведет к возникновению санитарных правонарушений, порой сопровождающихся тяжелыми последствиями для людей.
Решению данной задачи способствует использование в педагогическом процессе современных форм и методов обучения, позволяющих выявить региональные санитарногигиенические проблемы предприятий.
К числу таких занятий следует отнести выездные занятия на предприятия.
При изучении вопросов гигиены и санитарии, до каждого студента доводятся данные о санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области на основе материалов ежегодных Государственных докладов Управления Роспотребнадзора региона.
Все практические занятия по дисциплине проводятся непосредственно в организациях торговли, общественного питания, предприятиях пищевой промышленности и сферы бытовых услуг. В конце каждого выездного занятия студенты заполняют специально разработанную карту санитарного осмотра объекта.
Это позволяет им получить практические навыки, а используя изученные материалы, давать оценку соответствия санитарно-эпидемиологического состояния и содержания объектов существующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Выполнение подобных заданий и формирует у студентов гигиеническое мышление.
Опыт преподавания дисциплин: Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров, Товароведение и экспертиза кондитерских и вкусовых товаров, Товароведение и экспертиза молочных и жировых товаров, Товароведение и экспертиза мясных и рыбных товаров убедительно доказывает наличие серьезной методической базы для дальнейшего изучения гигиенических аспектов разнообразных практических проявлений, оказывающих непосредственное влияние на здоровье человека.
Изучение основ гигиены и санитарии в торгово-экономическом вузе предполагает поэтапное преподавание, включая все виды как учебно-практической, так и научноисследовательской деятельности будущих товароведов-экспертов. Оно направлено на мотивацию необходимости гигиенических знаний, выработки гигиенического мышления, умения с научных позиций видеть сферу приложения полученных знаний в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Худякова О.Д., Шулькин Л.Л. Актуальные проблемы формирования учебной дисциплины «Роспотребнадзор как организационно-правовая форма контроля» / Материалы П международной научно-практической конференции (У1 Омские торгово-экономические чтения) Омск, 2008. с. 55-57 /
2. Шулькин Л.Л., Роспотребнадзор как организационно-правовая форма регулирования. / Учебно-методический комплекс. РГТЭУ Омский институт (филиал). Омск, 2011. /