дигиена и санитария 4/2012
Проблемные статьи
О Г Г ОНИЩЕНКО, 2012 УДК 614.3/.4(470+571)
Г. Г. Онищенко
итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения российской федерации
Роспотребнадзор, Москва
Освещаются вопросы дальнейшего развития научной и методической базы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения РФ в соответствии с реализацией Концепции деятельности Роспотребнадзора до 2015 г. За последние 5 лет характеризуются особенности этой деятельности, к которым относятся: изменения структуры поднадзорных объектов, интеграционные процессы в экономике страны, повышение внимания к социальным проблемам общества, усиление влияния эпидемической обстановки и природно-техногенных катастроф в мире и стране, совершенствование надзорных полномочий Службы, формирование новой ее структуры и выработка законодательного блока, включающего санитарное законодательство.
Ключевые слова: Роспотребнадзор, направления его деятельности, Федеральное законодательство, санитарноэпидемиологическая служба, охрана здоровья и среды обитания, Таможенный союз, научноисследовательские программы
G. G. Onishchenko - RESULTS AND PROSPECTS OF THE GUARANTEE OF SANITARY- EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
The Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, Moscow
The issues offurther development of scientific and methodological basis of the guarantee of sanitary-epidemiological welfare of population of the Russian Federation are highlighted in accordance with the implementation of the Concept of the activity of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare until 2015. Features of this work over the past 5 years have been characterized, they include: changes in the structure of the objects under surveillance; integration processes in the economy of the country, rise of attention to social problems of society, strengthening the influence of epidemiological and natural man-made disasters in the world and the country, improvement of the supervisory authorities of the Service, the formation of its new structure and development of legislative assembly, including sanitary legislation.
Key words: The Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, directions of its activity, Federal legislation, Sanitary Epidemiological Services, Care of health and environment, The Customs Union, research program
В свете решения задач, поставленных X Всероссийским съездом гигиенистов и санитарных врачей, в нашей стране получила дальнейшее развитие правовая, нормативная и методическая база в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; внедрена в практику научно обоснованная методология оценки риска; приняты дополнительные меры по оснащению лабораторий Роспотребнадзора современным оборудованием, разработана и реализована Концепция научного обеспечения деятельности учреждений Роспотребнадзора до 2015 г. и др. Все эти несомненные успехи являются логическим итогом 90летней деятельности санитарно-эпидемиологической службы России (далее Служба), направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны, в частности, в тяжелых военных хозяйственно-экономических условиях.
В тесной связи санитарной практики с медицинской наукой в области гигиены и эпидемиологии специалисты Службы в полной мере решали и решают задачи, поставленные руководством страны по охране здоро-
Онищенко Г. Г. - гл. государственный санитарный врач РФ, руководитель Роспотребнадзора.
вья населения - одного из важнейших факторов национальной безопасности.
За последние 5 лет деятельность Службы характеризовалась рядом особенностей, к которым относятся перечисленные ниже.
1. Изменения структуры поднадзорных объектов, связанные с дальнейшей диверсификацией экономики, выразившейся в сокращении количества предприятий, численности инженерно-технического персонала и рабочих в ряде отраслей промышленности с одновременным ростом количества предприятий мелкого и среднего бизнеса, в основном в сфере обслуживания населения.
2. Интеграционные процессы в экономике, связанные с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), созданием и функционированием Таможенного союза, подготовкой к вступлению России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Это определило выработку единой правовой политики в рамках таможенного союза, приоритетность осуществления государственного санитарного надзора в современных условиях, потребовало создания и внедрения новых стандартов, разработки технических регламентов не только на национальном, но и на межгосу-
4
дарственном уровне, разработки новых правил оценки и методов измерений. В рамках требований ВТО внесены коррективы в санитарное законодательство.
3. Повышение внимания политического руководства страны к социальным проблемам общества, прежде всего к сохранению и укреплению здоровья населения. Это в первую очередь касалось разработки и внедрения приоритетных национальных проектов, в том числе в области здравоохранения, решения вопросов оптимизации обучения, питания и отдыха детей, улучшения водоснабжения населения, усиления радиационной безопасности, развития сельского хозяйства, защиты прав потребителей.
Эти вопросы рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, президиума Государственного совета, Совета безопасности с принятием соответствующих решений.
4. Усиление влияния эпидемической обстановки в мире и в стране на состояние отдельных отраслей экономики, прежде всего птицеводства и животноводства.
Опасность пандемии птичьего, а затем и свиного гриппа, африканской чумы свиней вызвала необходимость принятия ряда профилактических мер, в том числе уничтожения поголовья птиц и свиней, что могло усугубить дефицит белка в рационе питания населения.
5. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в связи со случаями природно-техногенных катастроф и необходимость резкого усиления надзорных мероприятий, в частности, после аварии на японской АЭС «Фукусима-1».
6. Совершенствование надзорных полномочий Службы, что привело к завершению формирования новой структуры Службы и выработке законодательного блока, включающего санитарное законодательство, защиту прав потребителей и технические регламенты, что способствовало интеграции и усилению санитарного надзора и защиты прав потребителей в вопросах безопасности и качества товаров и услуг.
В соответствии с законодательными актами внедрены новые подходы к выполнению контрольных (надзорных) функций, расширены полномочия Федеральной службы по выявлению и привлечению к административной ответственности граждан и субъектов предпринимательской деятельности, при том, что этим законодательным актом введены ограничения, кратность обследования поднадзорных объектов.
В этот же период внесены и другие изменения в российское законодательство.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП) к полномочиям органов Роспотребнадзора отнесено право возбуждать дела об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.
С вступлением в силу этого закона штрафы на юридическое лицо, виновное в совершении правонарушения в области технического регулирования, назначаются в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Однако фактически при осуществлении надзорных функций специалистами Службы используются далеко не все статьи данного КоАП, при этом крайне незначительные суммы штрафов накладываются на лиц, виновных в нарушениях законодательства.
За 4 года Служба прошла большой путь внедрения практики судебных разбирательств по защите прав широкого круга лиц.
Примером успешного применения практики судебных разбирательств явилось решение суда, принятое в связи с возникновением в Республике Саха (Якутия) вспышки острой кишечной инфекции среди населения от употребления молочной продукции, изготовленной на молокозаводе с нарушением санитарного законодательства. Значительные штрафные санкции как за нанесенный ущерб здоровью, так и за моральный ущерб были наложены на предприятия и лиц, виновных в выпуске недоброкачественной продукции.
Следует отметить, что в последние годы значительно увеличилось количество обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей и санитарному надзору. Изменилось и отношение органов исполнительной власти, в том числе Роспотребнадзора, к жалобам и обращениям граждан.
С учетом названных выше особенностей в жизни страны работа Службы направлена на реализацию организационно-правовых мероприятий по обеспечению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, реализацию законодательства, ориентированного на оптимизацию контрольной и надзорной деятельности.
Сегодня деятельность Службы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации определяется рядом руководящих документов, в числе которых:
- «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.2007 № 1351);
- «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120);
- «Основы государственной политики в области здорового питания населения до 2020 года» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р);
- «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р);
- Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» и «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р);
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят Государственной думой 12 марта 1999 г.).
Реализация административной и бюджетной реформ потребовала совершенствования существующих, разработки новых правовых, экономических и организационных подходов в деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осущест-
5
[гиена и санитария 4/2012
вления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственному санитарноэпидемиологическому надзору придан федеральный уровень, впервые введено понятие «Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор».
С ноября 2010 г. в рамках реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам проводится государственная регистрация отдельных видов подконтрольных товаров по единой форме документа, подтверждающего безопасность товаров Таможенного союза.
За эти годы Федеральная служба приняла активное участие в подготовке 24 технических регламентов, принятых комиссией Таможенного союза, в том числе о безопасности пищевой, соковой, масложировой продукции, парфюмерно-косметической продукции, о безопасности продукции, предназначенной для детей, о безопасности игрушек. Прошли внутригосударственное согласование и вынесены на рассмотрение Евроазиатской экономической комиссии 16 проектов.
Специалисты Службы входят в состав экспертных и рабочих групп Таможенного союза по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований, унификации методов испытаний для оценки соответствия этим требованиям. Значительная работа проводится по санитарно-эпидемиологическому нормированию и гармонизации санитарно-эпидемиологических требований с международными стандартами. Осуществляется мониторинг изменений международного законодательства ЕС в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия.
Изменения в интеграционной политике, вступление в Таможенный союз и переход на новый уровень регулирования повлекли за собой и изменения в национальном законодательстве Российской Федерации.
Приведены в соответствие с международными документами положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающие исчерпывающий перечень форм обязательной оценки соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В направлении интеграции в мировое экономическое пространство и присоединения Российской Федерации к ОЭСР Роспотребнадзором проведен анализ Меморандума о позиции России в отношении актов ОЭСР и подготовлены дополнения по разделам «Экология», «Химические вещества», «Защита прав потребителей». Рассмотрен проект плана действий по имплементации в российское законодательство тех актов ОЭСР, по которым Российская Федерация просит установить переходный период.
В рамках работы по присоединению России к ОЭСР большое значение придается соблюдению принципов надлежащей лабораторной практики для всех испытаний в области медицинской и экологической безопасности, проводимых в целях регистрации лекарственных средств, пестицидов, пищевых и кормовых добавок, косметической продукции, ветеринарных препаратов, химических веществ промышленного назначения.
Научно-исследовательскими организациями Роспотребнадзора выполнялись и выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования в рамках ряда федеральных целевых, межведомственных и отраслевых программ. Завершены отраслевые научноисследовательские программы по гигиене и эпидемиологии на 2006-2010 гг.
Разработаны и утверждены среднесрочные отраслевые научно-исследовательские программы «Гигиеническое обоснование минимизации рисков для здоровья населения России» (на 2011-2015 гг.) и «Научные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации (2011-2015 гг.)».
Реализация указанных отраслевых научно-исследовательских программ Роспотребнадзора в сотрудничестве с научными учреждениями РАМН позволит решать вопросы, актуальность которых определяется санитарноэпидемиологической ситуацией, складывающейся в Российской Федерации в последнее время, и стратегическими задачами развития здравоохранения и медицинской науки, определенными руководством страны.
В последние годы отмечаются стабилизация и некоторое улучшение основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, чему способствуют принимаемые Роспотребнадзором меры, направленные на обеспечение выполнения требований санитарного законодательства, реализацию региональных и местных планов действий по гигиене окружающей среды, региональных целевых программ по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Указанная деятельность за последние 5 лет в определенной мере способствовала некоторому улучшению демографической ситуации в стране. Тем не менее главными проблемами демографического развития России остаются высокая смертность от внешних причин и болезней системы кровообращения, новообразований. В значительной степени это связано со злоупотреблением населением алкогольной продукции.
Однако в последние 4 года ситуация начала несколько улучшаться: вырос показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении: у женщин на 1,4 года, у мужчин на 2,4 года в основном за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте.
В связи с вышеизложенным важнейшей задачей является создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, а также усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения. Значительное внимание должно уделяться проблемам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганды здорового питания, борьбы с алкоголизмом.
В целях изменения сложившейся ситуации издано Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2009 г. № 46 «О надзоре за алкогольной продукцией».
Специалисты Службы приняли участие в подготовке Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Россия входит также в число самых «курящих» стран мира, среди которых Китай, Франция, Италия, Япония, США. Следует отметить, что смертность от заболеваний, непосредственно связанных с табакокурением, в отличие от других нозологических форм практически не связана с другими внешними факторами и при проведении соответствующих мероприятий может быть снижена.
Специалисты Службы приняли участие в разработке проекта Федерального закона «Об ограничении по-
6
требления табака» и проекта технического регламента Таможенного союза о табачной продукции. Принимаются меры по оснащению лабораторным оборудованием подразделений Службы для исследования качества табачных изделий.
Для снижения числа лиц, употребляющих вещества, оказывающие психоактивное действие, постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. № 72 запрещен оборот всех курительных смесей на территории Российской Федерации, принят ряд постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации о внесении дополнений в Перечень биологически активных веществ, компонентов пищи и продуктов, являющихся их источниками. В настоящее время в данный список внесено 352 растения, содержащих сильнодействующие, наркотические и ядовитые вещества.
Большое влияние на здоровье населения оказывает состояние среды обитания человека, в частности высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха бенз(а) пиреном, диоксидом азота, взвешенными веществами, формальдегидом, фенолом, оксидом углерода, диоксидом серы. Во многих городах основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия топливно-энергетического комплекса и автотранспорт.
К территориям «риска» по высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха (более 5 ПДКсс) относятся 49 административных территорий 24 субъектов Российской Федерации.
В целях оптимизации подходов к установлению санитарно-защитных зон, в том числе к устранению избыточных требований, в 2010 г. введены в действие изменения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
По состоянию на 01.01.2011 количество населения, проживающего в пределах санитарно-защитной зоны (СЗЗ), по сравнению с предыдущим годом несколько уменьшилось, однако оно продолжает составлять около 2% от общей численности населения Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 № 869-р утвержден комплекс мер поэтапного приведения наиболее загрязненных территорий населенных пунктов в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания человека. Федеральной службе в ближайшее время предстоит разработать соответствующий план действий.
В России проблема, связанная с производственными и бытовыми отходами, затрагивает практически все регионы и продолжает оставаться одной из актуальных, поскольку загрязнение ими окружающей среды неуклонно возрастает. Несоблюдение требований к размещению и содержанию полигонов, могильников, хранилищ опасных отходов ставит под угрозу загрязнения источники питьевого водоснабжения и почву.
К числу наиболее опасных тяжелых металлов, загрязняющих почву населенных мест, относятся кадмий, марганец, медь, мышьяк, ртуть, свинец, цинк.
Продолжает оставаться серьезной проблема пестицидов и агрохимикатов, хранение которых осуществляется на 5388 складах, из которых только 1895 (35,2%)
имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, а организованную СЗЗ - лишь 2737 (50,8%).
Остаются неутилизированными накопленные за предыдущие годы 78 783,9 т пришедших в негодность, просроченных и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов, с 2009 г. их уже 85 919,9 т, а специализированных складов для их хранения в стране недостаточно.
В рамках данного направления научно-исследовательскими организациями Роспотребнадзора изучены закономерности ответных реакций организма на воздействие пестицидов, а также закономерности миграции и транслокации токсикантов из почвы в сопредельные среды, загрязнения остаточными количествами пестицидов продовольственного сырья и пищевых продуктов. В 2011 г. дополнительно разработано и утверждено 267 гигиенических нормативов содержания действующих веществ пестицидов в продуктах питания (165) и других средах.
Важнейшим направлением социально-экономического развития России остается проблема обеспечения населения чистой питьевой водой.
Согласно Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и строительство новых водопроводных и канализационных сооружений, использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки.
Распоряжением Правительства РФ утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г., в рамках которой принят Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступающий в силу с 1 января 2013 г. Закон определяет порядок обеспечения населения качественной питьевой водой, горячей водой и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. В случае несоответствия нормам качества питьевой воды в законе определен порядок действия территориального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.
Проводится работа по внесению изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие качество и безопасность питьевой воды и объектов водопользования. Специалисты Службы приняли активное участие в подготовке проекта технического регламента «О безопасности питьевой воды».
С целью реализации Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 гг. во всех субъектах Российской Федерации при непосредственном участии специалистов Роспотребнадзора разрабатываются региональные целевые программы по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, поскольку в Российской Федерации около 40% водопроводных сетей нуждаются в замене и в крайне неудовлетворительном техническом состоянии находятся канализационные сооружения и сети, на каждом 5-м километре которых происходит по одной аварии в год.
За последние 3 года качество питьевой воды из водопроводной сети практически не изменилось и остается неудовлетворительным, особенно в Северо-Кавказском
7
[гиена и санитария 4/2012
и Дальневосточном регионах. Так, в 2010 г. на территориях 54 субъектов Российской Федерации питьевая вода не соответствовала гигиеническим нормативам по жесткости, около 50 млн человек потребляют воду с повышенным содержанием железа, 85,3 млн человек
- воду со значительным недостатком фтора, а 740 тыс.
- с повышенным в 2-3 раза уровнем фтора.
В последнее время увеличилось число источников различных физических факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на людей и среду обитания. К ним относятся прежде всего источники акустического шума (авиационный и автотранспорт) и электромагнитных полей (системы сотовой связи, теле-радиопередающие центры и др.), значимость которых по воздействию на население возрастает. В связи с этим возрастает значимость санитарно-эпидемиологического надзора за передающими радиотехническими объектами.
Для обеспечения оценки рисков, связанных с применением новых потенциально опасных факторов, Роспотребнадзором также проводятся фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по новым приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Одним из таких приоритетов является формирование отечественной системы надзора за нанотехнологиями и наноматериалами, реализуемое в Российской Федерации с 2007 г. по инициативе Роспотребнадзора. Научными коллективами РАН, РАМН, учреждений Роспотребнадзора разработано около 50 нормативнометодических документов по обеспечению безопасности нанопродукции, в том числе и по содержанию наночастиц и наноматериалов в пищевых продуктах.
Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения, является питание. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области здорового питания населения на период до 2020 г., в соответствии с которыми строится работа Службы, а также ее участие в мероприятиях, направленных на реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
В целях повышения качества и безопасности пищевых продуктов и качества питания населения Российский Федерации введены в действие федеральные законы, утвердившие ряд технических регламентов, в том числе на молоко и молочную продукцию, на масложировую продукцию, на соки из фруктов и овощей.
В последние годы большое внимание уделяется надзору за пищевой продукцией из генетически модифицированных организмов (ГМО). Создана законодательная, нормативная и методическая база, включающая все аспекты производства, оборота и контроля этой продукции. Утвержден порядок санитарноэпидемиологической экспертизы, основанный на системе оценки ее безопасности путем проведения комплекса медико-биологических, медико-генетических и технологических исследований, являющейся самой строгой в мире. При этом за последние 6 лет количество проб, содержащих ГМО, снизилось с 2,74% в 2006 г. до 0,1% в 20l1 г.
За прошедшие годы качество питания населения улучшилось за счет оптимизации структуры потребления пищевых продуктов, однако оно и ныне для большинства населения все еще не соответствует принципам здорового питания из-за потребления большого количества жира животного происхождения и простых
углеводов, сохраняющегося недостатка в рационе овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению, распространенность которых за последние 8-9 лет возросла с 19 до 23%, увеличивая риск развития сахарного диабета, болезней сердечно-сосудистой системы.
При осуществлении мониторинга за безопасностью пищевых продуктов Службой ежегодно проводится около 1 млн исследований по санитарно-химическим и 1,5 млн по микробиологическим показателям.
За последние годы показатели безопасности пищевых продуктов стабилизировались на относительно низком уровне, за исключением молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, а также консервов. На этом основании в 2011 г. были вынесены постановления о снятии с реализации 88 686 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1733,5 т.
В целом, существующая система государственного контроля обеспечивает безопасность пищевых продуктов. Однако следует учесть, что законодательное ограничение контроля предприятий (в том числе малого и среднего бизнеса) со стороны надзорных органов, а также возложение ответственности за качество продукции на производителя может отрицательно сказаться на конечных результатах, так как большинство предприятий малого и среднего бизнеса не имеют собственной лабораторной базы. Это требует создания независимых лабораторий, способных на современном уровне осуществлять контроль продукции этих предприятий.
Весомый вклад в решение определенных Доктриной задач вносят представители гигиенической науки, прежде всего сотрудники НИИ питания РАМН и ФНЦ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Научно обоснованы разработанные и утвержденные Рекомендации по рациональным нормам и требованиям здорового, лечебного и спортивного питания. Реализуются предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности меры по гармонизации российских требований к максимально допустимым уровням (МДУ) остаточных количеств пестицидов, антибиотиков и других веществ в пищевых продуктах с международными стандартами, в том числе с нормами, применяемыми в Европейском Союзе, и стандартами Комиссии ФАО/ВОЗ по международным пищевым стандартам «Кодекс Алиментариус».
Только за последние 2 года более 200 российских нормативов по двум десяткам веществ, включая МДУ для остаточных количеств антибиотиков и пестицидов, были пересмотрены и гармонизированы с международными стандартами.
Одним из основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было и остается обеспечение эффективного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями воспитания, отдыха и питания детей и подростков, в том числе при проведении летней оздоровительной кампании, приёмке образовательных учреждений к новому учебному году, при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Совершенствовалась нормативная база в области гигиены детей и подростков. Только за период 2008-2011 гг. разработаны и утверждены 8 нормативных документов, в том числе 7 СанПиН и 1 СП.
К факторам риска для здоровья российских детей,
8
помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, следует отнести снижение их физической активности, чрезмерную интенсивность воспитательного и образовательного процессов, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, снижение качества питания и недостаточное материально-техническое оснащение образовательных учреждений.
Исследованиями, проведенными научно-исследовательскими учреждениями данного профиля, установлено, что важными причинами ухудшения состояния здоровья школьников являются также интенсивные зрительные нагрузки, недостаточная освещенность помещений в учреждениях, несоответствие мебели ростовозрастным особенностям детей. Так, за период от поступления ребенка в дошкольную организацию до 15-летнего возраста доля детей с нарушениями зрения увеличивалась в 7 раз, со сколиозом - в 5 раз. Такая динамика сохраняется с 2006 г., в последние 2 года даже наметилась тенденция к увеличению данного показателя.
В то же время отмечается некоторое снижение показателей общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет, в том числе заболеваемости астмой и «астматическим статусом», бронхитом хроническим и неуточненным, эмфиземой, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Но при этом наблюдается рост показателей заболеваемости гастритом и дуоденитом.
За период 2007-2011 гг. количество детских учреждений уменьшилось на 22 886 объектов, тогда как по данным мониторинга, осуществляемого Роспотребнадзором, количество детей, нуждающихся в местах в детских дошкольных учреждениях, возросло с 600 тыс. в 2006 г. до 2 186 275 в 2011 г. В связи с этим в Российской Федерации реализуется около 500 региональных программ по строительству и реконструкции дошкольных организаций, в реализации которых Служба принимает участие в пределах своей компетенции.
Совершенствование в ряде регионов России материально-технической базы детских и подростковых учреждений привело к улучшению основных показателей, характеризующих состояние внутришкольной среды, уменьшению числа учреждений, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим нормативам по освещенности, микроклимату, уровню шума, электромагнитного излучения. Улучшилось обеспечение школьных учреждений мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям детей.
В период с 2008 по 2011 г. в стране реализовывался комплекс мер по реорганизации системы школьного питания на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов.
Основной целью этого проекта было обеспечение школьников общеобразовательных учреждений полноценным горячим питанием путем внедрения современных технологий.
В реализации этого экспериментального проекта в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации в 2008-2011 гг. принимали участие 39 субъектов Российской Федерации, 1945 школ с общим количеством учеников 1 млн 337,3 тыс. человек.
Общий охват горячим питанием по школам -участницам эксперимента составил 88,9%. В целом по школам-участницам Проекта отмечался несколько меньший удельный вес школьников с хроническими
заболеваниями по сравнению со школами, не участвовавшими в эксперименте (17,9% против 20,6%).
Кроме того, в большинстве субъектов Российской Федерации при участии Службы были приняты и реализованы региональные программы по организации питания в общеобразовательных учреждениях, а также программы по развитию образования, в которых предусмотрены мероприятия по улучшению материальнотехнического оснащения пищеблоков школ и организационные вопросы питания учащихся.
В большинстве регионов осуществляются мероприятия, направленные на выполнение постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом йода и других микронутриентов» и соответствующих постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации, что способствует расширению производства пищевых продуктов, в том числе молочных продуктов, соков, хлебобулочных изделий, обогащенных витаминами, железом и другими микроэлементами.
Одним из важных направлений в деятельности Службы является обеспечение эффективного отдыха и оздоровления детей, в том числе в период летней оздоровительной кампании. Особое внимание специалистами Роспотребнадзора уделялось укреплению материальной базы детских летних оздоровительных учреждений, созданию в них условий для физического воспитания и закаливания детей, организации полноценного сбалансированного питания, энтомологических обследований, противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах их размещения.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что только за период с 2005 по 2011 г. количество оздоровительных учреждений, используемых для летнего отдыха детей, уменьшилось с 61 328 до 52 024, а число детей, отдохнувших в них, - более чем на 1,7 млн.
В целях реализации соответствующего Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Роспотребнадзором в рамках осуществления своих полномочий был организован постоянный мониторинг за ходом летней оздоровительной кампании и подготовкой школ к новому 2011/12 учебному году. Материалы по результатам надзора направлялись в Правительство Российской Федерации, в Минздрав-соцразвития России и органам государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Проводимые мероприятия способствовали снижению заболеваемости детей, пребывающих в летних оздоровительных учреждениях. По результатам летней кампании 2011 г. выраженный оздоровительный эффект отмечен у 86,6% детей (в 2010 г. у 83,7%).
Одним из важных аспектов в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения является обеспечение радиационной безопасности населения. Хотя радиационная обстановка в Российской Федерации за последние 5 лет существенно не изменилась и в целом остается удовлетворительной, НИИ радиационной гигиены им. П. В. Рамзаева Роспотребнадзора проведена большая работа по подготовке, гармонизации и внедрению в практическую деятельность учреждений Роспотребнадзора ряда нормативных документов в области обеспечения радиационной безопасности населения, в том числе 6 СанПиН и 3 СП.
9
[гиена и санитария 4/2012
В последние годы удалось добиться 100% охвата радиационно-гигиенической паспортизацией радиационных объектов во всех субъектах Российской Федерации, что позволило наладить систему ежегодного получения достоверной информации о радиационной обстановке как на отдельных объектах, так и на территории страны в целом.
В рамках Единой государственной системы учета и контроля доз проводится оценка доз облучения населения от всех типов источников ионизирующего излучения. В настоящее время в Федеральный банк данных ежегодно поступает, анализируется и хранится дозиметрическая информация более чем на 110 тыс. человек, работающих с источниками ионизирующего излучения по всей стране более чем на 14 тыс. объектах. Налажен ежегодный выпуск радиационно-гигиенического паспорта России и сборника «Дозы облучения населения Российской Федерации».
Результаты паспортизации показывают, что в структуре коллективных доз облучения повсеместно ведущее место занимают природные и медицинские источники независимо от наличия послеаварийных загрязнений -чернобыльских или деятельности ПО «Маяк». Хотя за последние 5 лет средняя доза медицинского облучения по России имеет тенденцию к снижению, тем не менее в будущем следует ожидать роста медицинского облучения населения России за счет внедрения современных информативных методов медицинской диагностики, например, таких, как томография, и главные усилия необходимо направить на недопущение необоснованно большого роста этих доз.
Большой опыт, накопленный в Российской Федерации по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, оказался востребованным и актуальным в связи с радиационной аварией на АЭС «Фукусима-1» (Япония).
Эти две аварии во многом сходны: это и аварийное реагирование, и последствия загрязнения территории, и медицинские последствия. Поэтому вполне объясним неподдельный интерес японских специалистов к российскому опыту по преодолению последствий данной катастрофы.
С момента аварии на японской АЭС специалистами Роспотребнадзора проводился ежедневный радиационный мониторинг обстановки в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Фактов повышения радиационного фона, содержания радионуклидов в объектах окружающей среды до уровней, способных нанести вред здоровью населения, а также радиационно-загрязненной продукции на территории Российской Федерации не установлено.
В то же время проведение постоянного радиационного контроля позволило предупредить поступление из Японии на территорию нашей страны значительного количества загрязненных автомобилей и запчастей к ним и других видов грузов.
Авария в Японии еще раз показывает, что обеспечению радиационной безопасности населения и организации радиационного контроля за радиационной обстановкой в субъектах Российской Федерации следует уделять должное внимание постоянно.
Другим, не менее важным, направлением деятельности Федеральной службы является сохранение профессионального здоровья трудящихся, сокращение уровня заболеваемости и травматизма.
Сложившаяся в последние годы в Российской Федерации неблагоприятная демографическая ситуация сказывается на трудовых ресурсах страны, которые приобрели тенденцию к планомерному снижению за счет высокой смертности и инвалидизации граждан трудоспособного возраста. Это признано одним из приоритетных стратегических рисков, указанных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Озабоченность такого рода ситуацией на рынке трудовых ресурсов обозначена также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Профессиональная заболеваемость является важной государственной проблемой, несущей исключительно негативные последствия экономического, морального, социального характера.
Уровень профессиональной заболеваемости имеет тенденцию к росту, что объясняется, с одной стороны, ослаблением внимания многих предпринимателей к созданию надлежащих условий труда, а с другой - свидетельствует об улучшении диагностики и активной выявляемости профессиональных заболеваний при медицинский осмотрах, а также об улучшении качества их регистрации.
Основными причинами роста числа случаев профессиональных заболеваний и инвалидности являются: низкие темпы модернизации производств в условиях износа технических средств производства, в том числе машин и оборудования, который на многих предприятиях достигает 50-70% и даже 90%. Практически каждый четвертый работник, занятый в основных видах экономической деятельности, работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Отмечается несовершенство законодательства в области охраны и гигиены труда, имеются недостатки в оказании медико-санитарной помощи работающим, в том числе в тяжелых и неблагоприятных условиях труда, и пострадавшим на производстве. На многих предприятиях комплексные планы улучшения условий труда не разрабатываются или выполняются только на 20-75%.
В основных видах деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь) практически каждый третий работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. При этом около половины работающих во вредных и опасных условиях труда - женщины.
Уровень смертности населения трудоспособного возраста от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственно обусловленных, в настоящее время в нашей стране почти в 2,5 раза превышает показатели в развитых странах и в 1,5 раза - в развивающихся. При этом показатели регистрируемой профессиональной заболеваемости в России в сравнении с таковыми в других странах значительно, практически на порядок, ниже, что совершенно не соответствует истинному уровню профессиональной патологии. Тем не менее большая часть (порядка 75-77%) предприятий в стране относится к предприятиям с опасными и неблагоприятными для здоровья работающих условиями труда. Лишь менее одной четверти предприятий соответствуют требованиям санитарного законодательства.
Несмотря на осуществление государственными контрольными органами, администрацией предпри-
10
ятий, органами исполнительной власти комплекса мероприятий по оздоровлению труда, радикального улучшения состояния рабочих мест по ряду физических факторов, состоянию воздушной среды рабочей зоны не произошло.
Значительный удельный вес (до 50%) в структуре профессиональной патологии приходится на заболевания, связанные с воздействием повышенных уровней шума и вибрации, которые обусловлены прежде всего медленным переоснащением производств современным и безопасным для здоровья технологическим оборудованием.
Отмечается высокий удельный вес осложненных случаев - 67-75%, включая инвалидизацию - 18-22%. Требует улучшения диагностика у больных профессиональной патологией: в среднем по стране в ходе периодических медицинских осмотров выявляется всего около 70-72% профессиональных заболеваний.
Недостаточно полное и несвоевременное выявление профессиональных заболеваний ухудшает качество трудовых ресурсов, снижает производительность труда и негативно влияет на демографическую ситуацию в стране.
Следует отметить, что в стране все еще не создан эффективный механизм повышения заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда и соблюдении гигиенических требований, которые зачастую, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса, выполняются неудовлетворительно.
В целях совершенствования регламентирования Роспотребнадзором проводилась работа по гармонизации ряда нормативных требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору на соответствие международным нормативным документам ЕС. Роспотребнадзор принимает участие в работе по формированию технических регламентов, уже приняты: регламенты «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности средств индивидуальной защиты».
С целью дальнейшего совершенствования нормативного обеспечения Службы пересмотрен, разработан, утвержден и внедрен в ее деятельность ряд нормативно-методических документов.
Для профилактики онкологической заболеваемости населения, выявления и учета организаций, на которых работники могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, а также для оценки канцерогенного риска и формирования банка соответствующих данных во многих субъектах Российской Федерации активно проводилась работа по обеспечению проведения санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных предприятий.
В отношении профилактики профессионально обусловленных заболеваний на данном этапе необходимо обоснование социально-гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий по управлению рисками возникновения профзаболеваний в зависимости от условий труда. Следует использовать методы прогнозирования индивидуальных рисков возникновения различных видов таких заболеваний в зависимости от экспозиционных доз производственных факторов с учетом условий труда и стажа работы. На современной научной основе должен быть определен безопасный стаж работы по ведущим профессиям. Большая помощь в этом направлении оказывается НИИ медицины труда РАМН совместно с научноисследовательскими организациями Роспотребнадзора.
До введения технических мероприятий по ограничению влияния вредных факторов и с учетом низкой эффективности применяемых средств индивидуальной защиты рекомендуются все формы защиты временем (рациональные режимы труда и отдыха, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) с обязательным мониторингом здоровья работающих.
В связи с серьезными недостатками в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения немаловажной проблемой остается анализ общего риска здоровью населения. В качестве критериев безопасности окружающей среды для жизни и здоровья граждан целесообразно принимать допустимые (приемлемые) уровни риска для здоровья населения, что предусмотрено санитарным законодательством.
В связи с настоятельной необходимостью разработки оптимальных способов обоснования экономически эффективных управленческих решений в области сохранения здоровья человека и благоприятного качества окружающей среды возникла современная методология анализа риска, базирующаяся на данных Федерального информационного фонда по социальногигиеническому мониторингу.
Осуществлению работы в данной сфере способствовало принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, включая Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации. В соответствии с этим изменены организационные формы учреждений Роспотребнадзора, получивших статус федеральных бюджетных и федеральных казенных учреждений, а также основные принципы их финансирования.
В целях реализации административной и бюджетной реформ, подготовки проектов перспективного финансового планирования, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования для всех учреждений Роспотребнадзора подготовлены и утверждены государственные задания на 2012 г. и планируемый период 2013-2014 гг. Таким образом, с 01.01.2012 все учреждения Роспотребнадзора работают в рамках государственного задания.
Одной из важных задач сегодня следует считать модернизацию кадровой политики Роспотребнадзора, совершенствование подготовки кадров высшей квалификации, усиление притока молодых специалистов и разработку эффективных механизмов их закрепления и карьерного роста, организацию их непрерывного послевузовского образования.
В рамках этой задачи был разработан и внедрен в медицинских вузах Государственный образовательный стандарт по специальности «медико-профилактическое дело», в который не включен бакалавриат, но сделан акцент на специализации студентов.
Исходя из анализа деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оценивая эффективность проведенных мероприятий по организации и проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, основными задачами гигиенической науки и практики на ближайшую перспективу должны быть признаны:
11
[гиена и санитария 4/2012
- дальнейшее развитие и совершенствование правовой, нормативной и методической базы, включающей разработку и внедрение в практику технических регламентов, гармонизацию санитарно-гигиенических требований на соответствие международным нормативным документам;
- реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом приоритетов в соответствии со складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой;
- совершенствование существующих, разработка и внедрение новых правовых, экономических и организационных механизмов в деятельности Федеральной службы;
- повышение эффективности надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и норм на основе использования современного оборудования, внедрения инновационных лабораторных методов исследования, разработки современных технологий по созданию ускоренных, специфичных и чувствительных методов лабораторной диагностики;
- осуществление мероприятий по приведению организаций Роспотребнадзора в соответствие с принципами надлежащей лабораторной практики (GLP);
- совершенствование и внедрение в практику методологии оценки профессионального риска, раннего выявления групп риска; разработка стандартов ранней диагностики, профилактики и реабилитации профессиональных и экологически обусловленных заболеваний;
- гармонизация гигиенических нормативов на здоровье населения и научное обоснование их в соответствии с методологией оценки риска;
- оценка безопасности нанотехнологий и наноматериалов;
- анализ интегрального (многофакторного) риска;
- оптимизация путем повышения качества и эффективности надзорных мероприятий состояния детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений отдыха и оздоровления детей, питания населения, водоснабжения и условий труда населения;
- исследования процессов адаптации организма человека к средовым воздействиям и совершенствование методологии определения донозологических изменений функций организма человека;
- дальнейшая модернизация образования на факультетах медико-профилактического профиля, на дои последипломном уровне.
Поступила 25.04.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.5:001.8
Ю. Д. Губернский1, В. К. Лицкевич2, Ю. А. Рахманин1, Н. В. Калинина1
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И
концепция развития исследований на перспективу
'ФЕБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина Минздравсоцразвития России; Центральный научноисследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий, Москва
В статье представлены основные направления совместной деятельности гигиенистов и архитекторов по созданию экологически безопасной и комфортной жилой среды на современном этапе жилищного строительства. Подведены итоги данного творческого сотрудничества и указаны перспективы дальнейшего развития исследований по гигиене жилых и общественных зданий.
Ключевые слова: жилищное строительство, высотные здания, воздушная среда, микроклимат, шумовой режим, световая среда, безопасность внутрижилищной среды
Yu. D. Gubernsky1, V. K. Litskevich2, Yu. A. Rakhmanin1, N. V. Kalinina1 - PROBLEM QUESTIONS OF HYGIENE OF RESIDENTIAL AND PUBLIC BUILDINGS AND CONCEPT OF DEVELOPMENT OF STUDIES FOR THE FuTuRE
Federal State Budgetary Istitution «AN. Sysin Research Institute for Human Ecology and Environmental Health» of the Ministry of Health Care and Social Development; 2Central Research and Design Institute for Residential and Public Buildings
The article presents the main areas of cooperating activity of hygienists and architects on creating an environmentally safe and comfortable human habitat at the current stage of housing construction. This creative cooperation has been summed and the prospects for further development of research on the hygiene of residential and public buildings have been indicated.
Key words: housing construction, high-rise buildings, air environment, microclimate, noise mode, the light environment, safety of habitable inner space
Губернский Ю. Д. - рук. лаб. экологии и гигиены жилой среды, д-р мед. наук, проф. ([email protected]); Лицкевич В. К. - ученый секретарь, д-р арх. наук; Рахманин Ю. А. - директор института, д-р мед. наук, акад. РАМН ([email protected]); Калинина Н. В. - вед. науч. сотр. лаб. экологии и гигиены жилой среды, канд. мед. наук ([email protected]).
В последнем десятилетии в жилищном строительстве России происходят качественные и количественные изменения. Изменения в политике и экономике страны конца ХХ века привели к новому историческому периоду, характеризующемуся наличием как муниципального, так и коммерческого жилища как предмета купли-продажи.
12