© С.И. Морозова, Д.Е. Транковский, 2010 УДК 622.3
С.И. Морозова, Д.Е. Транковский
О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток
В Приморском крае сосредоточены крупнейшие транспортные узлы, имеющие региональное и федеральное значение.
Одним из направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах транс-порта и транспортной инфраструктуры. На контроле Управления находится 6754 водных, воздушных и автотранспортных средства и 1502 объекта транспортной инфраструктуры.
За пять лет работы Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в рамках меро-приятий по надзору обследовано 3489 объектов транспорта и транспортной инфраструктуры. При этом выявлено и пресечено 1416 нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Благодаря предписаниям должностных лиц об устранении выявленных нарушений на объектах приведён в соответствие с действующим законодательством порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, уменьшилось влияние вредных производственных факторов на здоровье работающих, улучшилось содержание производственных, санитарно-бытовых помещений и территорий предприятий, нормализовалось качество питьевого водоснабжения и питания работников плавсостава, что подтверждается снижением количества объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, относящихся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, с 15,5% в 2005 г. до 10% в 2009 г.
За период с 2005 по 2010 гг. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю расследовано более 150 случаев профессиональных заболеваний
у работников транспорта и транс-портной инфраструктуры и даны рекомендации по оптимизации условий труда на тех предприятиях, где профессиональная заболеваемость регистрируется.
В 2007 г. между Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю и Дальневосточным управлением государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта заключено соглашение о сотрудничестве в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на водном транспорте.
В 2008 г. Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю совместно с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» разработан и внедрён порядок обеспечения надзора за исполнением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозках опасных грузов водным транспортом на территории Приморского края.
В 2007, 2008 и 2009 гг. на всероссийских совещаниях по организации надзора на транспорте Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю были представлены доклады об опыте работы по надзору на транспорте, по надзору за оборотом опасных грузов в Приморском крае и о санитарноэпидемиологическом благополучии на судах промыслового флота и береговых объектах, осуществляющих переработку рыбы и нерыбных объектов промысла в Приморском крае.
В 2010 г. перед Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю поставлена задача по совершенствованию государственного санитарноэпидемиологического надзора и контроля,
направленного на дальнейшее улучшение условий труда, обитаемости на судах дальнего плавания, полноты и своевременности медицинского освидетельствования работников водного транспорта.
© В.И. Мурашкин, 2010 УДК 699.8 (083.74)
В.И. Мурашкин
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток
Разведка в зоне ЧС - вид обеспечения действий санитарно-эпидемиологической, (биологической),
сил и средств и РСЧС, заключающийся в своевре- химической, радиологической обстановке в зоне
менном сборе и передаче достоверных данных: ЧС; силах и средствах, необходимых для эффек-
тивного проведения аварийно-спасательных работ; сила и средствах при ликвидации ЧС и организации жизнеобеспечения населения
Результаты разведок в зоне ЧС служат основанием для организации экстренной меди-цинской помощи, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в мирное время
Органы и учреждения Роспотребнадзора организуют и проводят в медицинских целях санитарнорадиационную, санитарно-химическую, и санитарноэпидемическую разведку.
Цель: получение своевременных и достоверных данных по характеристике дейст-вующих в окружающей среде поражающих факторов ЧС (радиационной, химической и биологической природы), на основании которой специалисты управления и учреждений Роспотребнадзора могут принять решение о проведении необходимых мероприятий по локализации, нейтрализации и ликвидации санитарноэпидемиологических последствий ЧС.
1. Общие положения:
1.1. Настоящее методическое указание разработано в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.10.2006 г. № 796-ДСП «О совершенствовании организации работы специализированных формирований Ро-спотрбнадзора» и других нормативно - правовых документов Правитель-ства РФ и ФС Роспотребнадзора, в области повышения готовности формирований к работе в условиях чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемического характера и ликвидации их медико-санитарных последствий.
Специализированные формирования Роспотребнадзора являются мобильными формированиями постоянной готовности и предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
Специализированные формирования создаются на базе федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами ФС Роспотребнадзора.
Руководители управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов рамках компетенции осуществляют общее руководство и контроль за деятельностью специализированных формирований ФГУЗ, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени.
В соответствии с Положением о функциональной подсистеме надзора за санитарно-
эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в ФС Роспотребнадзора предусматриваются следующие виды специализированных формирований:
- санитарно-противоэпидемические отряды;
- санитарно-эпидемические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитар-но-гигиенические (токсикологические) бригады;
- группы: санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР), санитарно-химической разведки (ГСХР) и радиационной разведки (ГРР), которые являются нештатными специализированными формированиями быстрого реагирования, входящими в состав санитарно-противоэпидемического отряда.
2. Цели и задачи специализированных формирований.
2.1. Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного.
2.2. Специализированные формирования проводят:
- санитарно-эпидемиологическую разведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);
- собирают пробы объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и т.д., пищевых продуктов и продовольственного сырья и проводят их исследования на наличие ПБА, ОХВ и РВ);
- проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения о их пригодности;
- устанавливают зону возможного заражения (загрязнения) территорий и контингенты лиц, подвергнувшихся неблагоприятному воздействию;
- обобщенные результаты исследований и экспертиз предоставляются главному врачу ФГУЗ и руководителю управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации для принятия окончательного решения.
Анализ участия представителей специализированных формирований (радиационной, химической и биологической) ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за 2009 г., в составе оперативной группы, показало, что не имелось должной информа-ции:
- о характере ЧС, (время, обстоятельства обнаружения подозрительных объектов и веществ, их состояние);
- не обеспечивались в полном объеме подготовительные мероприятия (ФСБ России, МВД, МЧС), что не гарантированло обеспечение безопасности работающих при ЧС.
Вышуказанное, может привести к повышению риска опасности здоровья специалистов спец. формирований учреждений Роспотребнадзора
Специалисты химического и радиологического профиля в составе спец.формирова-ний, (оперативных групп), работают на внешней границы зоны очага (безопасной) и как правило привлекаются в составе «второго» эшелона для санитарнопротивоэпидемического обеспечения ЧС.
Не допускать выполнение работ с ИИИ сотрудников и организаций Роспотребнадзора (доставка в лабораторию, проведения испытаний и др.) т.к. такие работы требуют наличие обученного персонала и лицензии Россельхознадзора. Органы и организации Ропотребнадзора при расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии должны принимать участие выполнении задач, изложенные в п.6.18 СП 2.6.1.799 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)».
Принимать меры привлечения к ответственности с ЗК РФ юридических и физических лиц за нарушение санитарного законодательства. (Письмо ФС Роспотребнадзора № 01/2743-0-32 от 01.03.2010 г.)
Порядок действия органов управления, учреждений и действий специализированных формирований ФгУз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» при чрезвычайных ситуациях
Работа учреждений и формирований Роспотребнадзора - эта комплексная деятель-ность во взаимодействии с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями РФ, направленная на сохранение жизни и здоровья населения зонах катастроф.
1. Оперативные дежурные - ФСБ, МВД, МЧС России:
- уточняют место, время, обстоятельства обнаружения подозрительных объектов или веществ, их состояние;
- организуют подготовительные мероприятия по направлению оперативных групп на место обнаружения подозрительных объектов;
- немедленно информируют об угрозе применения ПВА, ООХБ и РВ дежурные службы ФСБ Приморскому краю, Управление МВД, Флот, 5-Армию ДВО, Управление Пограничных войск по Приморскому краю ФСБ России, МЧС России по Приморскому краю, департамент здравоохранения Приморского края, Учреждения Роспотребнадзора по Приморскому краю, Государственное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС, председателя КЧС, орган прокуратуры.
2. Подготовительные мероприятия со стороны ФСБ, МВД, Главное управление МЧС России по Приморскому краю, ТОФ, подразделения войсковых частей ДВО:
- участие в обеспечении безопасности на объектах, находящихся в оперативном подчинении;
- организация выезда на место оперативной группы, экипированной соответствующими средствами защиты и техническими средствами отбора и анализа и транспортировки проб;
- оцепление опасной зоны, охраны общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение охраны, сопровождение при транспортировке материала на исследование в учреждение;
- оказание содействие задейственным учреждениям (оперативным бригадам) в организации мероприятий по обеспечению безопасности работ, связанных с отбором проб, обезвреживанием и транспортировкой объектов, подозреваемых на наличие ПАБ, ООХБ и РВ;
- организация совместно с силами РСЧС проведение радиационной и химической разведки и определение зоны загрязнения (заражения)
- проведение совместно с представителями органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) предварительной оценки и подготовке прогноза возможной радиационной и химической обстановки в районе обнаружения подозрительных объектов, в случае необходимости обеспечение эвакуации граждан.
3. Учреждения Роспотребнадзора в Приморском крае. Алгоритм действий ФгУз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» при чрезвычайных ситуациях.
Информация об угрозе возникновения ЧС должна поступать в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»:
- из Центра управления кризисных ситуаций по Приморскому краю. или от ОД Госу-дарственного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
- от главных врачей филиалов ФГУЗ (форма донесения 1-5/ЧС).
Действия дежурного ФгУз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»:
1. После получения информации дежурный - секретарь (диспетчер) - оповещает главного врача и начальника штаба ГО ЧС «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».
2. Главный врач (заместитель главного врача, начальник штаба ГО ЧС) вызывает опе-ративную группу учреждения, в соответствии со схемой оповещения, уточняет маршрут следования автотранспорта (в нерабочее время), для сбора оперативной группы.
3. Начальник штаба ГО ЧС учреждения передает информацию о ЧС руководителю управления «Роспотребнадзора по Приморскому краю».
4. Специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
уточняют (у МЧС регионального, муниципального уровня (Управления, отделы по делам ГОЧС муниципальных образований) МВД, ФСБ, пожарной службы), всеми доступными средствами связи, о наличие радиационно-, взрыво-, пожаро- опасных веществ, характер ЧС, с учетом факторов которые могут повлиять на безопасность здоровья сотрудников специализированных формирований, оформляют предписание, за подписью Руководителя (заместителя руководителя) управления и направляют в адрес ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», с указанием оперативной информации о характере чрезвычайной ситуации (ЧС).
Действия специализированных формирований ФгУз «Центр гигиены и эпиде-миологии в Приморском крае»:
Оперативная группа выезжает на место совместно с представителями других служб (учреждение (управление, ФГУЗ) Роспотребнадзора по Приморскому краю, УВД, ГОЧС, ФСБ и др), на дежурном автотранспорте, согласно графику дежурств.
Место сбора (адрес), время определяет ОД Главного управления МЧС России по Приморскому краю, которые координирует взаимодействие всех спец. подразделений служб и ведомств.
1.1. Оперативная группа (специализированные формирования) формируется в соответствии с характером ЧС, в зависимости от ситуации из специалистов профильных отделов и лабораторий и включает не менее 2-х специалистов.
1.2. Специалисты оперативной группы (специализированные формирования) получа-ют комплект средств индивидуальной защиты и укладку для отбора проб, для доставки проб в лабораторию.
1.3. Обеспечивается автомобильным транспортом учреждения или спец. подразделе-нием УВД, ФСБ;
1.4. По прибытии на место специалисты оперативной группы проводят мероприятия в соответствии с их служебными полномочиями, но только после того, как исключено наличие радиационно-, взрыво-, пожаро-опасных веществ. (представителей МЧС, ГОЧС муниципальных образований, МВД, ФСБ, пожарной службы).
При подтверждении факта угрозы биотерроризма, при подозрении на наличие химически-радиационно-опасных веществ.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» производит по предпи-санию Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю:
- Санэпидразведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) биологическими агентами или в зоне загрязнения химическими веществами с отбором необходимых проб. Отобранные пробы, в зависимости от ситуации (подозрительные предметы, вода, пищевые продукты) доставляют в лабораторию особо опасных инфекций ФГУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» или лабораторию ФГУЗ «Приморская противочумная станция» (г. Уссурийск).
- Устанавливают по косвенным показателям вероятность наличия ОХВ и вид ПБА в очаге (зоне) возможного заражения (загрязнения), определение санитарно-эпидемиологического состояния объекта (помещения) ЧС;
- На базе лаборатории ООИ ИЛЦ ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» ПЧС в Приморском крае исследуют пробы, отобранные из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва, и т.д.), пищевых продуктов, продовольственного сырья и неизвестной подозрительной находки.
- Устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территории (границы очага) и лиц, контактировавших с подозрительным предметом, оформляют списки этих лиц и передают их в территориальную поликлинику для организации медицинского наблюдения и проведения экстренной специфической профилактики (по показаниям);
- Проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды, объектов окружающей среды с выдачей заключения об их пригодности по назначению.
- Проводят обследования, испытания, гигиенические и иные виды оценки, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- Вызывают специалистов дезинфекционного профиля для проведения дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий (зависит от ситуации).
- Результаты в виде протоколов лабораторных исследований, проекта донесения передаются в управление Роспотребнадзора по Приморскому краю.
*Для обеспечения безопасности доставки отобранных проб в лабораторию привлека-ется автотранспорт УВД (или в сопровождении сотрудников УВД).
Действия Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю:
После получения информации от ОД, администрации местного самоуправления му-ниципального образования, об угрозе возникновения ЧС, уточнят об отсутствии наличия радиационно-, взрыво-, пожароопасных веществ в зоне ЧС, которые могут нанести вред здоровью специалистам специализированным формированиям. (у оперативной службы МЧС, ГОЧС края, муниципальных образований, МВД, ФСБ, пожарной службы):
• готовят предписание о проведении мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации ЧС;
• в случае необходимости специалист Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю
выезжает на место ЧС совместно со специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», для уточнения данных и принятия мер;
• по результатам, полученным из ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» организуют мероприятия в соответствии с комплексным планом по санитарной охране территории от завоза и распространения карантинных и особо опасных инфекций, а так же в соответствии с действующими правовыми документами;
• выносят Предписание руководителю хозяйствующего субъекта, на чьей территории зафиксиро-
ван факт угрозы возникновения ЧС о мерах по предупреждению возникнове-ния и ликвидации последствий ЧС;
• организуют проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе ЧС;
• контроль выполнения рекомендованных мероприятий.
2. Окончательное донесение (проект) направляется в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и безопасности человека по Приморскому краю не позднее чем через 10 дней после ликвидации ситуации.
© Коллектив авторов, 2010 УДК 614.4
Е.М. Нечухаева, Д.В. Маслов, С.И. Афанасьева
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток
Актуальными задачами проведения СГМ в Приморском крае являются формирование регионального информационного фонда данных СГМ (РИФ), расширение межведомственного взаимодействия, совершенствование информационных технологий, повышения качества информирования органов власти и населения о результатах деятельности.
Реализация функции планирования деятельности Управления по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, придает особую значимость формированию регионального информационного фонда, росту объемов и повышению качества информационных ресурсов.
Расширение объема регионального информационного фонда СГМ происходит в соответствии с действующими нормативными документами Роспотребнадзора и необходимостью обеспечения надзорных отделов управления данными о динамике изменения среды обитания и состояния здоровья населения. Качество и достоверность собираемых сведений обеспечивается всеми участниками СГМ, базы данных которых являются источниками формирования РИФ и ФИФ.
Ежегодно расширяются партнерские связи управления с другими учреждениями и ведомствами, участвующими в проведении мониторинга. Действовавшие до 2005 г. Соглашения об обмене информацией при ведении СГМ в рамках межведомственного взаимодействия актуализированы, перечень и объем передаваемой информации по большинству ведомств расширен. Информационный обмен с
большинством ведомств осуществляется через электронные информационные каналы Интернет и электронную почту, что позволило сократить временные затраты на сбор и обработку полученных данных.
Все рабочие места сотрудников отдела СГМ компьютеризированы, с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет.
Большое внимание уделяется профессиональной подготовке специалистов. Тематическое обучение по вопросам ведения СГМ, проведению работ по оценке риска здоровью населения, применению геоинформационных технологий проходят как специалисты отдела СГМ, так и специалисты надзорных отделов, что повышает качество планирования деятельности, проведения аналитических работ и подготовки информационных материалов для информирования органов власти и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке. В 2009 г. два специалиста Управления прошли целевую подготовку по оценке риска на центральной базе и 13 специалистов на выездном цикле ММА им. Сеченова в г. Владивостоке.
Тесное сотрудничество отдела СГМ со структурными подразделениями Управления позволяет определять приоритетные направления деятельности для оздоровления населения, улучшения санитарноэпидемиологической обстановки, проведения анализа достижения целевых значений индикативных показателей ведомственной целевой программы «Проведение СГМ в Приморском крае».
Повышение качества подготовки информационных материалов для информирования органов власти, населения основывается на достоверности