Научная статья на тему 'Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в современных условиях'

Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / САНИТАРНО-КОНТРОЛЬНЫЕ ПУНКТЫ / МОДУЛИ / SANITARY PROTECTION OF A TERRITORY / STATIONS OF SANITARY CONTROL / MODULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Топорков В. П., Шиянова А. Е., Дмитриева Л. Н., Иванов М. П., Морозова С. И.

Проведен анализ осуществления санитарно-карантинного контроля в 37 пунктах пропуска через Государственную границу в период после реформы Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и предложен модульный принцип обеспечения и нормирования отдельных звеньев и в целом всей его технологической схемы (алгоритма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Топорков В. П., Шиянова А. Е., Дмитриева Л. Н., Иванов М. П., Морозова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving National Sanitary and Epidemiologic Surveillance at the Frontier Entry Points of the Russian Federation under the Present Situation

Sanitary and quarantine control activities were analyzed at 37 RF Frontier Entry Points during the period after the reform of the Federal Executive Power Bodies of the Russian Federation and the module principle was offered to provide for and to standardize both its separate sections and the entire technological layout (the algorithm).

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в современных условиях»

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант 04-04-48205).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А.Н., Филимонов Е.С., Куклев Е.В., Кутырев В.В. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов,

2005. - Вып. 1 (89). - С. 19-20. - 2. Дятлов А.И. // Труды противочумных учреждений СССР. - Саратов, 1990. - С. 3-9. -3. Князева Т.В., Кузнецов А. А., Матросов А.Н. и др. «Методические указания по сбору, учету и подготовке к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих-переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций». МУ 3.1. 1027-01. - М., 2002. - 54 с. - 4. Корнеев Г. А., Тарасов М. А., Кузнецов А. А. и др. Методические указания по отлову, учету и прогнозу численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций. МУ 3.1.1029-01. -М., 2002. - 71 с. - 5. Кутырев В.В., Куклев Е.В., Попов

Н.В. и др. Организация и проведение эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории РФ. МУ 3.1.1098-02. - М., 2002. - 103 с. - 6. Попов Н.В., Калошина Л. А., Куклев Е.В. и др. // РЭТ-инфо. - 2001. - № 2. -С. 14-16. - 7. Попов Н.В., Куклев Е.В., Кутырев В.В. // Эпидемиол. и инф. бол. - М.: Медицина, 2006. - № 2. - С. 710. - 8. Попов Н.В., Куклев Е.В., Слудский А.А. и др. // Противочум. учр. России и их роль в обеспеч. эпид. благополучия населения страны. - М., 2004. - С. 27-31. -

9. Попов Н.В., Матросов А.Н., Князева Т.В. и др. // Сибирь-Восток. - Иркутск, 2004. - Вып. 1 (73). - С. 11-15. -

10. Попов Н.В., Слудский А. А., Попов Ю.А. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2005. - Вып. 2 (90). -

С. 32-35. - 11. Попов Н.В., Тарасов М.А., Удовиков А. И. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов, 2002. -Вып. 1 (83). - С. 73-79. - 12. Попов Н.В., Удовиков А.И., Кузнецов А. А. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов,

2006. - Вып. 1 (91). - С. 24-27. - 13. Природные очаги чумы Кавказа, Прикаспия, Средней Азии и Сибири / Под ред. Г.Г.Онищенко, В.В.Кутырева. - М.: Медицина, 2004. - 192 с. -14. Popov N.V., Kooklev E.V., Sludskiy A.A. et al. // Эрдэм шинжил гээний БУЕЭЭЛ ДУГААР 11, Уланбатар хот 2003. - С. 195-199.

N.V.Popov, E.V.Kouklev, V.V.Kutyrev

Actual Issues of Geoinformational Support to Provide for Monitoring and Prognostication of Epizootic Activity in Natural Foci of Plague and Other Zoonotic Infections in the Territory of the Russian Federation

Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe ", Saratov

The necessity of elaboration of a unified GIS technologies-based information-analytical program was grounded by the authors with the purpose of further perfection of epidemiologic surveillance of plague and other particularly dangerous zoonotic infections. The program ought to be aimed at working out a wide spectrum of epizootiologic and epidemiologic predictions, that would make it possible to substantiate modern strategies for the monitoring of natural focal territories including the designation of the priorities for financing preventive measures and activities.

Key words: GIS technologies, natural foci of plague and other zoonotic infections, ecologic and epizootiologic monitoring, information-analytical ecologic and epidemiologic program, epizootiologic and epidemiologic predictions, minimization of negative epidemiologic consequences

Поступила 17.08.06.

УДК 614.3(471)

В.П.Топорков\ А-Е.Шиянова1, Л.Н. Дмитриева1, М.П.И ванов2, С.И.Морозова3,

В.А.Селезнев , Т.П.Груничева4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1 Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», 2Центр гигиены и эпидемиологии в г. С. -Петербурге на транспорте, 3ТУ Роспотребнадзора по Приморскому краю,

4ТУ Роспотребнадзора по Калининградской области

Проведен анализ осуществления санитарно-карантинного контроля в 37 пунктах пропуска через Государственную границу в период после реформы Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и предложен модульный принцип обеспечения и нормирования отдельных звеньев и в целом всей его технологической схемы (алгоритма).

Ключевые слова: санитарная охрана территории, санитарно-контрольные пункты, модули.

В современных условиях в связи с распространением в мире новых эпидемиологических и санитарно-гигиенических угроз здоровью населения и международным сообщениям соответственно вырабатываются новые концептуальные подходы к санитарной охране территорий и их нормативнометодическому обеспечению. В новых Международных медико-санитарных правилах (ММСП), принятых на 58-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 г., в качестве объекта глобального надзора определено собирательное понятие - чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное

значение. В содержание данного понятия, согласно Приложению 2 ММСП, включены пересмотренная номенклатура инфекционных болезней, требующих неотложного уведомления ВОЗ, а также другие угрозы здоровью населения, в том числе санитарногигиенического порядка. Последние связаны с трансграничным перемещением товаров, химических, биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов, других грузов, создающих так же, как и инфекционные болезни, риск нарушения международных сообщений.

Практически в таком же единстве эпидемиологического и санитарно-гигиенического направлений

Схема учреждений, осуществляющих мероприятия по санитарной охране территорий

определено содержание санитарной охраны территории в статье 30 закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ РФ от 12.03.99 г. № 52-ФЗ).

Одним из основных направлений работы в пограничной сфере нашей страны является создание полномасштабной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность государственных контрольных органов, в том числе подразделений санитарнокарантинного контроля Роспотребнадзора, по отношению к которым стоит задача привести национальную нормативно-методическую базу обеспечения санитарной охраны территории в соответствие с требованиями ММСП, а также адаптировать техническое и кадровое обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу к новым реалиям в области санитарной охраны территорий.

В нашей работе представлен анализ алгоритма санитарно-карантинного контроля за прибывающими пассажирами, товарами и грузами после реформирования Федеральных органов исполнительной власти, проведенный с целью выявления путей совершенствования мероприятий по санитарной охране территорий в современных условиях.

Были проанализированы материалы по 37 международным пунктам пропуска на всех видах транспорта в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае, в том числе осуществляющих санитарную охрану территории Российской Федерации на магистральных транспортных направлениях, характеризующихся интенсивными пассажиро-и грузопотоками.

Проведенный анализ показал, что нормативная база по вопросу набора, площади и размещения помещений для санитарно-карантинных подразделений отсутствует, вследствие чего они размещены в приспособленных арендуемых помещениях. При этом набор помещений варьирует. Часть СКП (в основном грузовых пунктов пропуска) не имеют

изолятора. У 17,1 % помещений СКП отсутствуют централизованное водоснабжение и канализация,

8.6 % не канализованы, 8,6 % (в приспособленных вагончиках и домиках) используют для отопления бытовые электроприборы.

Помещения только 4 СКП - в Калининградской области - соответствуют гигиеническим нормативам: либо это отдельное сооружение (рабочий кабинет 18 м22, изолятор 16 м22, вспомогательное помещение 12 м , 1 санузел 2 м ); либо помещение европей-ского стандарта в здании таможенного терминала (приемная 10,5 м2, кабинет врача 13 м2, изолятор

4.7 м2, 1 санузел 2 м2).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на транспорте и санитарно-карантинный контроль физических лиц и грузов осуществляют структурные подразделения ТУ Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (рисунок). Непосредственное участие и работа специалистов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации предусмотрена лишь при проведении противоэпидемических мероприятий в пунктах пропуска по локализации и ликвидации очагов заболеваний, представляющих опасность для человека.

Результаты санитарно-карантинного контроля прибывших из-за рубежа лиц представлены по пунктам пропуска Калининградской области, Приморского края и аэропорта Санкт-Петербурга. Медицинский досмотр лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных районов, производится в 100 % случаев. При этом в 2005 г. выявлено 54 больных (подозрительных на заболевание) пассажира и членов экипажа, из них обследовано 98 %, лиц с особо опасными инфекциями не выявлено (табл. 1).

Санитарно-гигиенический контроль импортируемых грузов в настоящее время включает экспертизу сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение партии груза, досмотр партии груза и при необходимости

Санитарно-противоэпидемические мероприятия в отношении прибывших лиц в 2005 г.

Таблица 1

Пункты пропуска Транспортные средства Выявлено Обследовано, %

прибыло осмотрено с выявленными больными, % больных контактные больных контактные

Приморский край

Морские 9297 9297 0,13 41 109 100 100

Автомобильные 34145 34145 0,01 6 138 100 93,5

Воздушный 1055 1055 0,09 1 65 - -

Всего 44497 44497 0,04 48 312 97,9 76,2

С.-Петербург

Аэропорта 1243 0,4 5 997 100 -

Калининградская область

Автомобильный 6637 6637 0,015 1 - 100 -

отбор проб для санитарно-химических, радиологических и микробиологических исследований, проводимых ФГУЗ ЦГиЭ. Первичный радиационный контроль в пунктах пропуска осуществляется либо стационарными таможенными системами (в Приморском крае), либо с помощью дозиметров (в Калининградской области), имеющимся в оснащении СКП.

Единые требования, определяющие показания к досмотру груза, отбору проб, а также порядок ограничения ввоза грузов не регламентированы. Так, в пунктах пропуска Санкт-Петербурга досмотр проводится только при отсутствии надлежащих сопроводительных документов или при признаках явной или документальной порчи груза. В Калининградской области и Приморском крае досмотру подвергался весь груз, подлежащий санитарно-эпидемиологической экспертизе.

Досмотр груза включает: для пищевых продуктов - оценку соответствия температурного режима (если требуется) и условий транспортировки; для всего груза, подлежащего санитарно-эпидемиологической экспертизе - контроль соответствия маркировки на товаре и в сопроводительных документах; если груз следует из эпидемически неблагополучных стран - контроль отсутствия в грузе грызунов и насекомых (переносчиков).

Критериями направления груза на экспертизу являются: визуальные признаки недоброкачественности продовольственных товаров; отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения; не соответствие маркировки на товаре, упаковке и в сопроводительных документах на груз; плановый контроль за показателями качества и безопасности.

Результаты санитарно-карантинного досмотра грузов представлены по 10 пограничным пунктам пропуска в Приморском крае (табл. 2). Все задержанные партии следовали из КНР и Кореи, в основном строительные материалы и товары хозяйствен-

но-бытового назначения (82,4 %). Среди выявленных нарушений основные - отсутствие сопроводительных документов.

Сложилась ситуация, когда при выборочном исследовании импортной продукции, реализующейся населению на территории нашей страны, удельный вес проб продуктов питания и продовольственного сырья, не отвечающих гигиеническим нормативам по химическим показателям, на протяжении последнего десятилетия сохраняется стабильным и составляет в среднем 2,6 % от количества исследованных проб импортной пищевой продукции. В связи с этим актуальным видится досмотр всех партий груза, пересекающих границу.

В целях обоснования единого подхода к материально-техническому и кадровому обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в пунктах пропуска через Государственную границу при имеющемся дифференцировании санитарно-карантинных подразделений, исходя из объема пропуска транспортных средств, людей, грузов, спектра функциональных направлений деятельности и места расположения пункта пропуска может быть предложен модульный принцип организации работы и, соответственно, оснащения.

I. Модуль, обеспечивающий медицинский (санитарный) досмотр.

II. Модуль, обеспечивающий долабораторную санитарно-эпидемиологическую экспертизу грузов.

III. Модуль, обеспечивающий проведение санитарно-гигиенических и токсикологических лабораторных исследований груза с выдачей санитарноэпидемиологических заключений.

IV. Модуль, обеспечивающий санитарно-гигиенический мониторинг и контроль транспортных средств, а также транспортных предприятий, функционирующих в пункте пропуска через Госграницу.

V. Модуль, обеспечивающий внедрение и фун-

Санитарно-карантинный досмотр грузов в 2005 г. (по данным ТУ Роспотребнадзора по Приморскому краю)

Таблица 2

Пункты пропуска Досмотрено партий грузов В т.ч. дозиметрический контроль, % Ввоз запрещен или временно приостановлен, % от всех партий груза Направлено на экспертизу, % Структура груза, ввоз которого запрещен или временно приостановлен, % Причины выбраковки, %

Отсутствие документов Нарушения условий перевозки Про- чие

Пищевые продукты Опасные грузы Прочие

Морские 2553 13 3,4 3,4 10,8 6,0 16,1 4,5

Автомобильные 114247 1,4 0,4 0,1 6,8 76,4 71,6 0,9 1,6

Всего 116800 1,7 0,44 0,18 17,6 82,4 97,2 0,8 2,1

32

кционирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

VI. Специализированный подвижный модуль.

Модуль I предполагает выполнение следующих задач: опрос пересекающих госграницу людей и досмотр транспортных средств; временную изоляцию больных людей; санитарные стоянки (тупики, площадки, причалы) транспортных средств с условиями для проведения их дезинфекции и деконтаминации.

Данный модуль является первичным звеном в алгоритме санитарно-карантинного контроля, касается всех санитарно-карантинных подразделений и в материально-техническом отношении должен представлять собой следующее: помещения для сотрудников с рабочими местами, оснащенными офисной техникой, оборудованные средствами оперативной связи, места для отдыха и личной гигиены, обеспеченные горячим и холодным водоснабжением, канализацией, с необходимым бытовым оборудованием (холодильник, кондиционер), при работе в полной автономности (типовой вагончик и т.д.) модуль оснащается необходимой системой жизнеобеспечения (биотуалет, отопительные приборы); помещения (шкафы) для хранения оборудования и инвентаря; изолятор с отдельным входом и санузлом, имеющий удобные подъездные пути; санитарные стоянки (тупики, площадки, причалы) транспортных средств с условиями для проведения их дезинфекции и деконтаминации, т.е. оборудованные водопроводом, электроосвещением, компрессорной установкой достаточной мощности для подачи подогретого воздуха на водные суда и т.д.

Кроме того, в зависимости от места расположения пункта пропуска через госграницу и оперативных транспортных возможностей его оснащенность дополнительно может быть дифференцирована определенным образом.

При расположении пунктов пропуска в населенных пунктах, имеющих силы и средства для экстренной госпитализации и изоляции больных, наиболее удобной формой работы по предупреждению распространения на территории инфекционных заболеваний является работа с «колес». В таком случае помещением временной изоляции больного считается транспортное средство (судно, самолет, автомобиль), к которому доставляются эвакуационные средства, обеспечивающие быстрое снятие больного с борта и немедленную транспортировку его в соответствующую больницу. Визуальный осмотр, опрос, работа с контактирующими лицами проводится на борту судна, при необходимости эти лица с борта судна прибывшим транспортом перемещаются в помещения временной изоляции, предусмотренные общегородским планом по предупреждению распространения особо опасных инфекций. Таким образом, исключается риск увеличения контактировавших лиц в связи с тем, что больные и контактировавшие изолируются непосредственно в месте их последнего пребывания, а борт транспортного средства является изолятором.

При принятии данной схемы работы требуется обеспечение пограничного и таможенного контроля переносной техникой, необходимой для оформления пограничных и таможенных процедур непосредственно на борту судна, и средствами индиви-

дуальной защиты.

В пунктах пропуска, лишенных возможности оперативных транспортных сообщений, первый модуль должен быть представлен в полном объеме как отдельно стоящее здание, или автономный комплекс помещений.

Оснащение в настоящее время регламентировано методическими указаниями 2001 г. [4] и Приказом Руководителя Федеральной службы Роспотребнадзора от 18.09.2006 г. № 320 [5] и включает укладки для забора нативного материала от больных, для доставки в лабораторию трупов грызунов, средства экстренной помощи больному холерой и средства личной экстренной профилактики медперсонала, дезинфекционные средства и оборудование. Для выявления больных санитарно-карантинные подразделения оснащены термометрами, в отдельных случаях - бесконтактными термометрами или электротермометрами для быстрой термометрии. Часть санитарно-карантинных подразделений оснащена бактерицидными рециркуляторами типа «Де-зар». Для полноценного функционирования модуля в современных условиях необходимо дооснащение его образцами современной защитной одежды, средствами мобильной связи, транспортом, форменной одеждой. Для выявления лиц с повышенной температурой в пассажирских пунктах пропуска с высоким пассажиропотоком оптимальны приборы для быстрой термометрии типа тепловизора.

Модуль II обеспечивает долабораторную санитарно-эпидемиологическую экспертизу грузов, а именно: экспертизу сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение партии груза; досмотр партии груза; дозиметрический контроль; отбор проб для проведения санитарно-химических, радиологических, микробиологических исследований; места временного хранения опасных химических, биологических веществ, товаров, отходов, других опасных грузов.

Данный модуль может быть предусмотрен независимо от режима работы пункта пропуска и его удаленности от районных центов. На оснащении должны быть приборы радиационного контроля (в случае отсутствия в пунктах пропуска при въезде -выезде автотранспорта стационарных таможенных систем) и укладки для забора проб продукции.

Модуль III предполагается для обеспечения лабораторных исследований груза с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений. Предусматривается в ТУ Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии на транспорте» независимо от режима работы пункта пропуска, его функциональной и количественной нагрузки.

Модуль IV обеспечивает санитарно-гигиенический мониторинг и контроль транспортных средств, а также транспортных предприятий, функционирующих в пункте пропуска через государственную границу. Это может быть модуль ТУ Роспотребнадзора по субъекту РФ, либо отдела, обеспечивающего санитарно-карантинный досмотр и усиленного в таком случае специалистами, имеющими квалификацию санитарных врачей, в связи с тем, что санитарно-карантинные вопросы находятся в тесной взаимосвязи с вопросами охраны окружающей среды, гигиены труда, питания.

Модуль предусматривается в крупных портах с интенсивным грузопотоком. Опыт работы такой структурной единицы существует в портах Санкт-Петербурга, где с 1996 г. в санитарно-карантинном отделе функционировало отделение гигиены водного транспорта, обеспечивающее предупредительный и текущий санитарно-эпидемиологический надзор за плавсредствами [3]. После реорганизации, проведенной в 2005 г., отделение гигиены на водном транспорте включено в состав филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге на транспорте». В портах Южного региона (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог) решение этих задач возложено на состоящего в штате СКО врача по общей гигиене, взявшего на себя весь объем работы санитарно-гигиенического направления, которую врачи-эпидемиологи из-за большого объема карантинных досмотров практически не осуществляли [6]. Вопрос ввода в штат СКП врача общегигиенического профиля получил особую актуальность в период формирования новой инфраструктуры водного транспорта, обусловленной изменением его принадлежности как предмета, поскольку были практически полностью сокращены должности судовых врачей, выполняющих эти задачи, т.е. было ликвидировано важное звено в противоэпидемическом обеспечении транспортных средств [3].

Модуль V обеспечивает внедрение и функционирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Модуль VI - специализированный модуль. Включение данного модуля в технологическую схему санитарно-карантинного контроля обусловлено тем, что с введением в действие Международных медико-санитарных правил возникнет необходимость в получении, в частности, водными транспортными средствами новых разрешительных документов. Для включения порта, открытого для международных сообщений, в международный перечень портов, имеющих право на выдачу этих документов, необходимо наличие такого модуля, выполняющего лабораторные и инструментальные исследования на борту транспортного средства и соответственно оснащенного средствами экспресс-индикации химических веществ для оперативного лабораторно-инструментального контроля грузов. Обеспечение вышеуказанных исследований должно быть возложено на филиалы ФГУЗ на транспорте, имеющие необходимую лабораторную базу.

При территориально близком расположении крупных портов их санитарно-карантинные пункты объединены в одно отделение, которое в этом случае также может быть обеспечено данным модулем.

Серьезную проблему, по литературным данным [1, 2], представляют мелкооптовые поставки, осуществляемые частными предпринимателями, они составляют значительную часть импортной продукции (так называемый челночный бизнес). В этом случае контейнер следует с челноком как багаж, что позволяет ввозить груз без внешнеэкономического контракта, лицензирования, документов. При этом специалисты Украины отмечают ряд особенностей производства таких товаров, в частности, в Турции, затрудняющих контроль их безопасности: это производство на мелких предприятиях незначительных

по объему партий продукции, случайный характер поставок сырья на эти предприятия, отсутствие сертификатов происхождения, качества, использование в ряде случаев в производстве детской продукции аллергенных материалов.

В связи с этим важным представляется проведение экспертизы именно при пересечении государственной границы, поскольку затем товар поступает сразу же к потребителю, что затрудняет надзор за ним.

Таким образом, рассмотренный модульный принцип, на наш взгляд, позволяет выработать единый алгоритм государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, являясь возможным направлением структурно-функциональной и материально-технической его модернизации. Это необходимо в условиях современной социально-экономической и санитарно-эпидемиологической конъюнктуры. Всю структурно-функциональную технологическую схему санитарно-карантинного контроля целесообразно дифференцировать на отдельные составляющие, удобные для материально-технического и кадрового их нормирования и, в целом, всего алгоритма санитарно-карантинного контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубятников Н.И. // II Межгос. науч.-практ. конф. по взаимодействию гос.-уч. СНГ в области санитарной охраны. - Алматы, 2001. - 77 с. - 2. Голубятникова Л.Н., Ми-хайлюк А.М. // Совершенствование мероприятий по санитарной охране территории в пунктах пропуска через государственную границу. Матер. Междунар. семинара и совместного учения гос.-уч. СНГ по особо опасным инф. - Ильичевск, 2001. - С. 110-111. - 3. Иванов М.П. // II Межгосударственная научно-практическая конференция СНГ. - 2001. - С. 5457. - 4. Методические указания МУ 3.4.1030-01. «Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения РФ и международного сообщения». - М.: Минздрав России, 2001. - 5. Приказ Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.09.2006 г. № 320 «О регламенте оснащения пунктов пропуска». - 6. Рыжков Ю.В., Богунов И.И., Стахова В.А., Трут И.В. // ЗНиСО. - 2005. - №12. -С. 27-31.

V.P.Toporkov, A.E.Shiyanova, L.N.Dmitrieva, M.P.Ivanov, S.I.Morozova, V.A.Seleznyov, T.P.Grunicheva

Improving National Sanitary and Epidemiologic Surveillance

at the Frontier Entry Points of the Russian Federation under the Present Situation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe ", Saratov; Hygiene and Epidemiology Center for Tranport in St. Petersburg; Territorial Agency

of Rospotrebnadzor for Primorsky Region; Territorial Agency ofRospotrebnadzor for Kaliningrad Region

Sanitary and quarantine control activities were analyzed at 37 RF Frontier Entry Points during the period after the reform of the Federal Executive Power Bodies of the Russian Federation and the module principle was offered to provide for and to standardize both its separate sections and the entire technological layout (the algorithm).

Key words: sanitary protection of a territory, stations of sanitary control, modules.

Поступила 25.07.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.