Научная статья на тему 'Государственная система надзора за безопасностью пищевых продуктов в России'

Государственная система надзора за безопасностью пищевых продуктов в России Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1507
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ / FOODSTUFF / THE SAFETY / GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Закревский Виктор Вениаминович, Зуйков В. А., Закревская А. В.

№ 6 (СанПиН 2.3.2.2340-08), № 8 (СанПиН 2.3.2.2354-08), № 9 (СанПиН 2.3.2.2362-08), № 10 (СанПиН 2.3.2.2401-08); с дополнениями № 11 (СанПиН 2.3.2.2421-08), № 12 (СанПиН 2.3.2.2422-08), № 14 (СанПиН 2.3.2.2509-09); с изменениями Проведен анализ структуры государственной системы обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в России. Обсуждены три составляющих этой системы: государственное нормирование, деятельность государственных надзорных и общественных организаций, деятельность самих сельскохозяйственных и пищевых предприятий в этой области. Представлен опыт законотворческой деятельности одного из субъектов Российской Федерации СанктПетербурга по разработке законов, обеспечивающих безопасность питания для детей в организованных коллективах, а также жителей СанктПетербурга, нуждающихся в диетическом питании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Закревский Виктор Вениаминович, Зуйков В. А., Закревская А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SYSTEM OF SUPERVISION OF SAFETY OF FOODSTUFF IN RUSSIA

The analysis of state system structure of foodstuff and safety of food raw materials in Russia was carried out. Three components of this system: state rationing, activity of state supervising and public organisations, activity of the agricultural and food enterprises in this field are discussed. The experience concerning the legislative activity on safety food for children at schools as wellas for St.-Petersburg citisens who require special diet is presented.

Текст научной работы на тему «Государственная система надзора за безопасностью пищевых продуктов в России»

УДК 613.261/.29:614.31(470)

государственная система надзора за безопасностью пищевых продуктов в россии

© 2010 г. В. В. Закревский, *В. А. Зуйков,

**А. В. Закревская

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова,

*Законодательное собрание Санкт-Петербурга,

**Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, г. Санкт-Петербург

Продовольственная безопасность России — одно из главных направлений обеспечения ее национальной безопасности. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов [1]. Для этого помимо контроля за безопасностью всей продукции, в том числе импортированной, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации на всех стадиях (пересечение государственной границы России, производство, хранение, транспортировка, переработка и реализация) необходимо также совершенствовать систему организации надзора и контроля за безопасностью пищевых продуктов.

Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов в России обеспечивается посредством государственного нормирования, деятельности государственных надзорных и общественных организаций, а также деятельности самих сельскохозяйственных и пищевых предприятий по контролю соответствия пищевых продуктов требованиям законодательства Российской Федерации [2] (рисунок).

Высокое качество и безопасность пищевой продукции для потребителя должно обеспечиваться в первую очередь благодаря адекватной нормативной базе в этой области федеральных законов, постановлений правительства, технических регламентов (ТР), санитарных правил и норм (СанПиН), санитарных правил (СП), гигиенических нормативов (ГН) и иных нормативных актов, которые обязательны для всех организаций, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, ввоза и оборота пищевых продуктов, а также организации услуг в сфере общественного питания и торговли пищевыми продуктами.

В настоящее время в РФ утверждены (в виде федеральных законов) и действуют три технических регламента, устанавливающих требования к безопасности некоторых видов продовольственного сырья и пищевых продуктов: «ТР на молоко и молочную продукцию»; «ТР на масложировую продукцию»; «ТР на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Из санитарных правил и норм основным документом, устанавливающим гигиенические нормативы безопасности пищевых продуктов для человека, является СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с изменениями и дополнениями № 2 (СанПиН 2.3.2.1280-03), № 5 (СанПиН 2.3.2.2227-

07), № 6 (СанПиН 2.3.2.2340-08), № 8 (СанПиН 2.3.2.2354-08), № 9 (СанПиН 2.3.2.2362-08), № 10 (СанПиН 2.3.2.2401-08); с дополнениями № 11 (СанПиН 2.3.2.2421-08), № 12 (СанПиН 2.3.2.2422-08), № 14 (СанПиН 2.3.2.2509-09); с изменениями

Проведен анализ структуры государственной системы обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в России. Обсуждены три составляющих этой системы: государственное нормирование, деятельность государственных надзорных и общественных организаций, деятельность самих сельскохозяйственных и пищевых предприятий в этой области. Представлен опыт законотворческой деятельности одного из субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербурга по разработке законов, обеспечивающих безопасность питания для детей в организованных коллективах, а также жителей Санкт-Петербурга, нуждающихся в диетическом питании.

Ключевые слова: пищевые продукты, безопасность, генетически модифицированные организмы.

Государственная система надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья в Российской Федерации

№ 13 (СанПиН 2.3.2.2430-08) и № 16 (СанПиН 2.3.2.2575-10); с дополнениями и изменениями № 15 (СанПиН 2.3.2.2567-09). Важными являются также СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок», СанПиН 2.1.4.111602 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиционной безопасности. НРБ-99/2009».

В этом документе эпидемиологическая безопасность пищевых продуктов как животного, так и растительного происхождения определяется прежде всего по микробиологическим показателям. Гигиенические нормативы включают контроль за следующими четырьмя группами микроорганизмов:

1. Санитарно-показательные:

• количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ) (в колониеобразующих единицах — КОЕ/г);

• бактерии группы кишечных палочек — БГКП (колиформы);

• бактерии семейства Enterobacteriaceae;

• энтерококки (Enterococcus).

2. Условно-патогенные: E. coli, S. aureus, бактерии рода Proteus, B. cereus, сульфитредуцирующие

клостридии, парагемолитический вибрион (Vibrio parahaemolyticus).

3. Патогенные, в том числе сальмонеллы, листерии (Listeria monocytogenes), бактерии рода иерсений (Yersinia). Обсуждается введение в качестве нормируемого микробиологического показателя безопасности пищевых продуктов «патогенных бактерий вида Enterobacter sakazakii».

4. Микроорганизмы порчи — в основном это дрожжи и плесневые грибы, молочнокислые микроорганизмы. В биологически активных добавках-пробиотиках нормируются еще микроорганизмы-пробиотики.

В продуктах массового потребления, для которых отсутствуют микробиологические нормативы, патогенные микроорганизмы, в т. ч. сальмонеллы и Listeria monocytogenes, не допускаются в 25 г продукта. Во всех видах доброкачественной рыбной продукции не должно быть более 10 КОЕ/г параге-молитического вибриона. Контроль содержания этого микроорганизма проводится при эпидемиологическом неблагополучии в регионе. При эпидемиологическом неблагополучии проводится и контроль содержания в готовых продуктах (салаты и смеси из сырых овощей) бактерий рода Versinia (не допускаются в 25 г продукта).

В продовольственном сырье и пищевых продуктах не допускается наличие возбудителей паразитарных заболеваний (гельминты, их яйца и личиночные формы). В мясе и мясных продуктах не допускается наличие возбудителей: финн (цистицеркоидов), личинок трихинелл и эхинококков, цист саркоцист и токсоплазм. Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что до последнего времени возбудителем трихинеллеза человека считался исключительно гельминт Trichinella spiralis. Другой гельминт, также принадлежащий к роду Trichinella, — T. Pseudospiralis, личинки которого не образуют капсулы, ассоциировался только с заболеваниями птиц, лис, енотов и т. п. В настоящее время в связи с появлением заболеваний человека, вызываемых T. Pseudospiralis, необходима разработка новых методов выявления в мясе животных и птиц личинок этих гельминтов, так как для этих целей существующие методы выявления Trichinella spiralis непригодны [7].

В рыбе, ракообразных, моллюсках, земноводных, пресмыкающихся и продуктах их переработки не допускается наличие живых личинок паразитов, опасных для здоровья человека.

Во всех видах продовольственного сырья и пищевых продуктов нормируются токсичные элементы: свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, за исключением меда, сухих специй и пряностей, где не нормируется ртуть. Дополнительно к перечисленным элементам в консервированных продуктах нормируются олово и хром. В продуктах переработки растительных масел и животных жиров, включая рыбный жир, наряду со свинцом, мышьяком, кадмием и ртутью нормируется никель. Дополнительно к свинцу, мышьяку, кадмию и

ртути в коровьем масле, топленых животных жирах, жировых продуктах на основе сочетания животных и растительных жиров нормируются медь и железо, в загустителях, стабилизаторах, желирующих агентах

— медь и цинк.

Во всех видах продовольственного сырья и пищевых продуктов нормируются так называемые «глобальные» пестициды: гексахлорциклогексан (а-, р-, у-изомеры), ДДТ и его метаболиты; в рыбе и продуктах ее переработки дополнительно нормируются 2,4-Д-кислота, ее соли и эфиры, а в зерне и продуктах его переработки — 2,4-Д-кислота, ее соли и эфиры, гексахлорбензол, ртутьорганические пестициды.

С 2008 года во всех видах продовольственного сырья и пищевых продуктов, кроме сахара и кондитерских изделий, плодоовощной продукции, жировых продуктов и напитков, нормируются диоксины. Их содержание не должно превышать допустимых уровней от 0,000001 до 0,00000075 мг/кг в соответствующих группах пищевых продуктов. При этом контроль за содержанием диоксинов в пищевых продуктах проводится только в случаях ухудшения экологической ситуации, связанной с авариями, техногенными и природными катастрофами, приводящими к образованию и попаданию диоксинов в окружающую среду, а также в случае обоснованного предположения о возможном их наличии в продовольственном сырье.

Полихлорированные бифенилы нормируются в рыбе и рыбопродуктах; бенз(а)пирен — в зерне, в копченых мясных и рыбных продуктах.

В отдельных пищевых продуктах нормируется содержание азотсодержащих соединений: гистамина — в рыбе семейств лососевых, скумбриевых, тунцовых; нитратов — в плодоовощной продукции; ^нитрозаминов — в рыбе, мясе и продуктах их переработки, в пивоваренном солоде.

В молоке и молочных продуктах нормируется меламин — его присутствие в пищевых продуктах не допускается (предел его обнаружения современными методами составляет менее 1 мг/кг). Однако контроль за содержанием меламина в этих продуктах осуществляется только в случае обоснованного предположения о возможном его наличии в продовольственном сырье.

Радиационная безопасность продуктов животного и растительного происхождения определяется их соответствием допустимым уровням удельной активности радионуклидов цезия-137 и стронция-90. В природных питьевых минеральных столовых, лечебно-столовых и лечебных водах нормируются удельная суммарная альфа- и бета-активность. При превышении суммарных показателей активности проводится анализ содержания радионуклидов в соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009.

В продуктах животного происхождения регламентируется содержание ветеринарных препаратов: стимуляторов роста животных антибиотиков (в том

числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), применяемых в животноводстве для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота и птицы. При этом контроль за указанными ветеринарными препаратами основывается на информации, представляемой изготовителем продукции об использованных при ее изготовлении и хранении стимуляторов роста животных и лекарственных препаратов.

В продуктах растительного происхождения помимо вышеперечисленных показателей нормируются: микотоксины (афлатоксин Вр вомитоксин, зеароленон, дезоксиниваленол, Т-2-токсин, патулин, охраток-син А), нитраты, нитрозоамины, бензпирен, вредные растительные примеси (спорынья, вязель, гелиотроп, триходесма и др.), фузариозные зерна, загрязненность и зараженность вредителями хлебных запасов. В продовольственном зерне и мукомольно-крупяных изделиях контролируется содержание охратоксина А.

В нерыбных объектах промысла (моллюски, внутренние органы крабов) контролируются фико-токсины.

Определяют нормы безопасности пищевых продуктов для человека и гигиенические нормативы: ГН 1.2.1323-03 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды» и ГН 2.3.3.972-00 «Предельно допустимые количества химических веществ, выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами».

В связи с развитием новых технологий производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, таких как генная инженерия (результатом внедрения которой являются генетически модифицированные организмы — ГМО растительного происхождения, генетически модифицированные микроорганизмы), производство органических продуктов питания и пищевой продукции, изготавливаемой с применением нанотехнологий, в России разработана государственной система обеспечения их безопасности для потребителей.

Так, создана строгая система оценки безопасности новых линий ГМО растительного происхождения, предназначенных для использования в пищевых целях. Реализация этой системы позволила провести медикобиологическую оценку безопасности и государственную регистрацию 17 линий ГМО растительного происхождения: 8 линий (сортов) кукурузы, 4 линий картофеля, 3 линий сои, 1 линии сахарной свеклы, 1 линии риса. Кроме этого осуществляется контроль за их оборотом в виде пострегистрационного мониторинга, который включает в себя анализ документации на представленную партию продуктов, от которой отбирается образец для лабораторного испытания, само лабораторное исследование, подтверждающее наличие ГМО, внесенных в Государственный реестр, а также их количественное определение [3]. При этом пострегистрационный мониторинг производства и оборота пищевой продукции, содержащей генетически

модифицированные компоненты, проводится:

• при ввозе из-за рубежа;

• разработке и постановке на производстве;

• изготовлении;

• расфасовке, упаковке и маркировке;

• хранении и перевозке;

• реализации.

Оценка безопасности и государственная регистрация ГМО растительного происхождения осуществляются в соответствии с изменениями и дополнениями № 6 к СанПиН 2.3.2.1078-01 (СанПиН 2.3.2.2340-

08) «Организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по осуществлению государственной регистрации и оценке безопасности пищевых продуктов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения». При проведении медико-биологической оценки такой пищевой продукции используются также методические указания МУ 2.3.2.2306-07.

Кроме этого вся пищевая продукция, полученная с применением ГМО (в том числе не содержащих ДНК и белок), должна иметь маркировку («генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов», если в ней присутствует более 0,9 % компонентов ГМО. При выявлении в ходе пострегистрационного мониторинга пищевых продуктов, содержащих более 0,9 % ГМО, но не имеющих соответствующей маркировки, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должна применять меры административного и иного воздействия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые производят такую продукцию.

В среднем за 2005—2008 годы в России учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводилось 35 777 исследований в год на наличие ГМО растительного происхождения. Удельный вес обнаруженных ГМО составил в среднем за эти же годы 2,8 %. Следует отметить, что в 2008 году таких исследований выполнено в 2,5 раза больше, чем в 2005-м, а удельный вес обнаруженных ГМО снизился в 10 раз [6].

В Санкт-Петербурге управлением Роспотребнадзора для определения наличия трансгенной ДНК в продовольственном сырье и пищевых продуктах в течение 2005—2008 годов в среднем за год исследовалась 641 проба пищевых продуктов. При этом удельный вес проб, содержащих более 0,9 % компонентов, полученных с применением ГМО, снизился с 5,7 % в 2005 году до 0,6 % в 2008-м. Результаты исследований на наличие ГМО по группам продуктов питания в Санкт-Петербурге за указанный период времени представлены в таблице.

Как показывает анализ результатов исследований, наличие проб, в которых обнаруживались ГМО свыше

0,9 % (до 2007 г. — свыше 0,5 %), отмечается в таких группах продуктов, как мясо, птица и мясопродукты, прочие продукты, а также хлебобулочные, кондитерские и мукомольно-крупяные изделия. Наибольший удельный вес пищевых продуктов, содержащих ГМО, во все анализируемые годы, за исключением 2006-го, был отмечен среди импортных продуктов питания — прочих и кондитерских изделий.

В России эко-стандарты для органических продуктов питания, которые в странах Евросоюза производятся в соответствии со специальными био-эко-органическими стандартами, еще не приняты и отсутствует механизм государственного стимулирования производства таких продуктов. Единственным документом по органическим продуктам является СанПиН 2.3.2.2354-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам», который регламентирует общие требования к условиям производства таких продуктов. Поэтому на первом этапе, когда еще не создана национальная законодательная база для сертификации органической продукции, предлагается привлекать для этой цели сертификационные органы стран Евросоюза. Параллельно следует проводить работу, связанную с разработкой и реализацией механизма государственного стимулирования фермеров, занимающихся органическим земледелием. Кроме того, так как экологическое земледелие всегда предусматривает соблюдение правил и подчинение системе контроля, необходимо организовать обучение вопросам органического производства фермеров, переработчиков продовольственного сырья, работников торговли и сертификационных органов, а также ученых, представителей исполнительной власти субъектов России.

В отношении пищевых продуктов, изготавливаемых с применением нанотехнологий, законодательная база только разрабатывается. В настоящее время обсуждаются проекты ряда документов, которые будут регламентировать показатели безопасности и проведение исследований по оценке безопасности такой продукции. Одним из таких документов является ГН «Временные гигиенические нормативы содержания приоритетных наноматериалов в объектах окружающей среды».

Надзорные функции по контролю за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии.

Качество и безопасность пищевых продуктов, производимых на пищевых предприятиях, обеспечивается

в основном двумя путями: действием сертифицированных систем качества и безопасности и осуществлением производственного контроля. Последний должен осуществляться на пищевых предприятиях в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических мероприятий» [4].

Российским законодательством разрешено разрабатывать документы санитарного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации, если они не противоречат федеральным нормам [5]. В этой связи для снижения риска негативного воздействия ГМО растительного происхождения на организм детей по инициативе авторов и постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга был разработан и принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга закон «О генетической безопасности продуктов питания для детей и подростков в организованных коллективах Санкт-Петербурга». Предметом правового регулирования этого закона являются общественные отношения в сфере обеспечения генетической безопасности продуктов питания для детей и подростков в организованных коллективах, осуществления деятельности по производству и обороту генетически безопасных продуктов питания, а также установления

требований к смежным работам и услугам, связанным с производством и оборотом генетически безопасных продуктов питания для детей и подростков с учетом социальных, экономических и иных особенностей Санкт-Петербурга.

Достижение цели закона — генетической безопасности продуктов для детей и подростков — осуществляется путем исключения из их рационов ГМО растительного происхождения, запрета на закупки продуктов питания с неясным происхождением или наличием в них ГМО за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, страхования ответственности поставщика (производителя) продуктов питания и страхования жизни и здоровья детей и подростков от рисков употребления продуктов питания, изготовленных с использованием ГМО растительного происхождения. Законом устанавливается, что в случаях фальсификации или недостоверности указанных данных продукты питания изымаются из оборота, а производители и поставщики такой продукции лишаются права поставки пищевых продуктов для детей и подростков сроком на 3 года. Закон обязывает также вносить в раздел регистра продуктов питания, используемых для детей и подростков в организованных коллективах, сведения о производителях, поставщиках пищевой продукции, условиях поставки, источниках финансирования, страховом обеспечении закупок, о результатах

Показатели исследований на наличие ГМО по группам продуктов в Санкт-Петербурге

за 2005-2008 годы

Наименование продукции 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Всего Всего иссле- довано проб Из них содержат ГМО >5% Всего иссле- довано проб Из них содержат ГМО >5% Всего иссле- довано проб Из них содержат ГМО >0,9% Всего иссле- довано проб Из них содержат ГМО >0,9%

419 24 630 21 819 5 697 4

В том числе мясо, птица, мясные и птицеводческие продукты 92 7 105 10 100 0 89 0

Молоко и молочные продукты, включая масло и сметану 3 0 2 0 13 1 9 0

Рыба, рыбные продукты и другие продукты моря 3 0 8 0 10 0 3 0

Зерно и зерновые продукты 22 0 10 0 7 0 11 0

Хлебобулочные, кондитерские и мукомольно-крупяные изделия, сахар, мед и продукты пчеловодства 69 0 114 4 152 0 139 3

Овощи, бахчевые, столовая зелень, плоды, ягоды, дикорастущие 18 0 15 0 53 0 33 0

Жировые растительные продукты 26 0 57 0 25 0 10 0

Безалкогольные, алкогольные напитки и минеральные воды 0 28 0 81 0 43 0

Продукты детского питания 0 0 0 0 8 0 1 0

Консервы 27 0 65 0 86 0 91 0

Кулинарные изделия 0 0 0 0 43 0 19 0

Биологически активные добавки к пище 0 0 0 0 0 0 0 0

Прочие 158 17 226 7 241 4 249 1

исследования и идентификации ГМО растительного происхождения в продуктах питания.

Помимо этого закона в настоящее время рабочей группой экспертов постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга разрабатывается закон «О поддержке Санкт-Петербургом деятельности по производству и обороту продуктов питания для отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга, нуждающихся в лечебном, профилактическом и специальном питании». Предметом его регулирования являются общественные отношения по установлению и реализации организационных, экономических и других мер поддержки деятельности организаций по производству и обороту продуктов питания для отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга, нуждающихся в диетическом и специальном питании. Приоритетными направлениями поддержки деятельности в сфере производства и оборота продуктов питания для отдельных категорий жителей города явятся разработка, производство и реализация продуктов питания для детей и подростков, беременных женщин и кормящих матерей, больных сахарным диабетом, целиакией, фенилкетонурией, муковисцидозом. Реализация закона позволит указанным категориям населения Санкт-Петербурга обеспечить свое питание в соответствии с физиологическими потребностями и патогенетическими изменениями в организме.

По нашему мнению, принятие и реализация подобных законов в других субъектах Российской Федерации позволит обеспечить дополнительные гарантии безопасности пищевых продуктов для отдельных категорий населения, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения этих регионов.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : утв. указом Президента Российской Федерации № 120 от 30.01.2010 г. // Российская Газета.

— 2010. — 3 февр.

2. Закревский В. В. Безопасность пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище : практическое руководство по санитарно-эпидемиологическому надзору / В. В. Закревский - СПб. : ГИОРД, 2004. - 280 с.

3. Закревский В. В. Генетически модифицированные источники пищи растительного происхождения : практи-

ческое руководство по санитарно-эпидемиологическому надзору / В. В. Закревский. — СПб. : Изд-во «Диалект», 2006. - 152 с.

4. Закревский В. В. Российское законодательство в области безопасности пищевых продуктов / В. В. Закревский // Пищевые ингредиенты, сырье и добавки. — 2004. — № 2. — С. 16—22.

5. О качестве и безопасности пищевых продуктов : федеральный закон : утв. указом Президента Российской Федерации № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. // Российская Газета. — 2000. — 2 янв.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году : государственный доклад. — М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. — 467 с.

7. Сергиев В. П. Инфекционные болезни на рубеже веков: биологические угрозы / В. П. Сергиев, Н. Н. Филатов ; Центр исследования проблем безопасности РАН. — М. : Наука, 2006. — 572 с.

THE STATE SYSTEM OF SUPERVISION OF SAFETY OF FOODSTUFF IN RUSSIA

V. V. Zakrevskiy, *V. А. Zujkov, **А. V. Zakrevskaya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

St.-Petersburg State Medical Academy named Mechnikov, *Legislative Assembly Sankt-Petersburg,

**St.-Petersburg Scientific Research Institute Epidemiology and Microbiology named Pasteur, St.-Petersburg

The analysis of state system structure of foodstuff and safety of food raw materials in Russia was carried out. Three components of this system: state rationing, activity of state supervising and public organisations, activity of the agricultural and food enterprises in this field are discussed. The experience concerning the legislative activity on safety food for children at schools as wellas for St.-Petersburg citisens who require special diet is presented.

Key words: foodstuff, the safety, genetically modified organisms.

Контактная информация:

Закревский Виктор Вениаминович — доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, академик МАНЭБ

Адрес: 195067, г. Санкт-Петербург, К-67, Пискарев-ский пр., 47, павильон 7.

E-mail: [email protected]

Статья поступила 23.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.