Т.Л. Токарева
Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России в начале XX - начале XXI в.
В сентябре 2007 г. санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации отметила 85-летний юбилей своей деятельности.
Прошедший период её существования не был простым и лёгким. Санитарная служба претерпевала ряд перестроек, но как бы ни менялась её структура, суть и основные направления деятельности столь важного компонента государства оставались неизменными.
Деятельность санитарных организаций на протяжении всего периода существования способствовала значительному улучшению санитарного состояния населённых пунктов, снижению заболеваемости и укреплению здоровья населения. В современных непростых условиях развития рыночных отношений в России работа санитарных органов по-прежнему направлена на дальнейшее снижение заболеваемости среди населения, борьбу с вновь возникшими инфекциями, проведение мероприятий по оздоровлению условий труда и быта населения. Существенна роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в борьбе за устранение вредных факторов внешней среды, в целенаправленной пропаганде гигиенических знаний среди населения, в гигиеническом воспитании детей. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба участвует в проведении широких лечебно-профилактических осмотрах (медицинские осмотры, диспансеризация населения) и организует работу по профилактике важнейших неинфекционных заболеваний.
Весь период развития и становления санитарноэпидемиологической службы в нашей стране - это творческий поиск наиболее оптимальных и эффективных форм организации санитарно-эпидемиологической деятельности в обществе. Этот путь можно разделить на следующие организационные этапы, каждый из которых имеет свои особенности и непосредственно связан с решением ведущих экономических и социальных государственных задач.
1. Рубеж Х1Х-ХХ вв. характеризовался отсутствием единства, раздробленность медико-санитарного дела по многочисленным ведомствам.
Для борьбы с высокой заболеваемостью и смертностью от инфекционных заболеваний в 1886 г. в Одессе И.И. Мечниковым и Н.Ф. Гамалеей была открыта земская бактериологическая станция. В 1886 г. в Киеве, а в 1897 г. в Екатеринославле и Чернигове губернскими земствами были созданы бактериологические институты [1, с. 16]. В 1891 г. была создана Москов-
ская санитарная станция, организатором которой стал Ф.Ф. Эрисман - родоначальник научно обоснованного развития санитарного дела и гигиены в стране. В эти же годы было открыто несколько пастеровских станций, оспенных телятников, дезинфекционных станций. Основной функцией указанных учреждений было производство лечебных сывороток, а также научные исследования. Таким образом, в указанный период санитарно-эпидемиологическое дело формировалось благодаря существованию земской системы самоуправления [2, с. 21].
2. С 1918-1921 гг. осуществлялось создание санитарно-эпидемиологических подразделений в органах управления здравоохранением.
Первая мировая война (1914-1918 гг.), усугубившая и без того тяжёлую эпидемиологическую и социальную обстановку в стране, поставила первостепенную задачу - ведение оперативной борьбы с такими грозными инфекциями, как брюшной и сыпной, возвратный тиф, холера [3, с. 11].
Принципами построения санитарной организации с 1918 г. явились государственный характер санитарного дела, централизация его управления, специализация санитарного надзора, приближение санитарного обслуживания к населению, широкое участие трудящихся в санитарно-оздоровительных мероприятиях, тесная связь практической санитарно-эпидемиологической деятельности с достижениями медицинской науки, особенно гигиенической, эпидемиологии и микробиологии.
3. Период с 1922 по 1932 г. известен открытием санитарно-эпидемиологических учреждений. Декрет СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. стал началом комплексной санитарно-эпидемиологической деятельности.
В 1922 г. была создана первая в стране санитарноэпидемиологическая станция в Гомеле [4, с. 67]. В это время деятельность санитарных органов страны возглавлял А.Н. Сысин (1918-1932 гг.). В 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение «О Санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР», в состав которого вошли представители профсоюзов, Наркомтяжпрома, Наркомлеса, Наркомзема, Наркомсовхозов, Наркомнаба и других организаций.
Работа санитарной организации стала осуществляться на основе планирования. В соответствии с задачами развития народного хозяйства работа са-
нитарных органов была перестроена в направлении значительного повышения роли предупредительного санитарного надзора, создана сеть авторитетных органов санитарного контроля, твердой регламентации деятельности.
4. С 1933 по 1951 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы функционировала государственная санитарная инспекция, шло усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного надзора. Постановление ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1935 г. «О создании Всесоюзной Го -сударственной санитарной инспекции» способствовало установлению единых основ организации санитарно-эпидемиологической службы в стране [5, с. 27].
После образования Наркомздрава СССР (20 июля 1936 г.) началось формирование Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы.
В исключительно сложный и ответственный период довоенного и послевоенного строительства санитарноэпидемиологической службы ее возглавляли И. И. Николаев (1932-1934 гг.), В.А. Кангелари (1936-1937 гг.), Л.Г. Вебер (1937-1938 гг.), А.П. Прокофьев (19381939 гг.). В связи с созданием Всесоюзной госсанин-спекции (ВГСИССЦ) и создании НКЗ СССР сан-эпидслужбу в СССР в довоенный период возглавляли Г.Н. Каминский (1934-1937 гг.), И.И. Елкин (1937-1939 гг.), А.Я. Кузнецов (1940-1949), Т.Е. Болдырев (1947-1955 гг.).
Важными моментами этого этапа развития санитарно-эпидемиологической службы являются Постановления Совмина СССР от 19 августа 1948 г. «Об утверждении номенклатуры санитарно-эпидемиологических учреждений и организации их» и от 21 ноября 1949 г. «О создании Всесоюзной государственной санитарной инспекции и об организации санитарно-противоэпидемической службы». Приказом Минздрава СССР была разграничена деятельность Всесоюзной государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы, утверждено положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции, в 1951 г. введено в действие положение о санитарно-эпидемиологической службе. В Минздраве СССР, в Минздравах союзных республик организованы главные санитарно-эпидемиологические управления. На основании указанных документов на Всесоюзную государственно-санитарную инспекцию возлагался предупредительный санитарный надзор, а на санитарно-эпидемиологическую службу -текущий санитарный надзор на территории страны, предупредительный санитарный надзор за объектами городского и районного подчинения, организация мероприятий предупреждению распространения инфекционных, профессиональных и других заболеваний [6, с. 338].
5. В период с 1952 по 1955 г. происходило сосредоточение всех функций государственного надзора и
противоэпидемической деятельности в комплексном учреждении - санитарно-эпидемиологической станции, расширение и укрепление государственного санитарного надзора. Это было вызвано тем, что в начале 50-х гг. для усиления государственного санитарного надзора Государственная санитарная инспекция была ликвидирована.
В 1956 г. состоялся XIII Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, который дал критическую отметку организации санитарно-эпидемиологического дела, отметил отсутствие единого положения о службе, указал на недостаток официальных документов, регламентирующих работу службы.
6. Последующие годы (1956-1971 гг.) отмечены реорганизацией системы управления сельским здравоохранением и изменением в организации санитарноэпидемиологической службы. Одновременно с ликвидацией районного отдела здравоохранения в 1956 г. были упразднены районные санэпидстанции, которые с этого момента стали санитарно-эпидемиологическими отделами центральных районных больниц. Но уже в первые годы внедрения указанной организационной формы выявились большие её недостатки: потеря независимости санитарно-эпидемиологических учреждений в выполнении государственного санитарного надзора и противоэпидемической деятельности, снижение их активности при осуществлении контроля за санитарно-эпидемиологическим режимом работы лечебно-профилактических и других учреждений, нанесение ущерба её кадровой и материальной базе. По этим причинам на очередном XIV Всесоюзном съезде гигиенистов и санитарных врачей была критически оценена проведенная в 50-е гг. реорганизация санитарно-эпидемиологической службы в сельских районах.
В дальнейшем была определена главная функция санитарно- эпидемиологической службы - государственный санитарный надзор, установлена структура службы, номенклатура её учреждений и должностных лиц. Указанное связано с принятием 29 октября 1963 г. Постановления Совета Министров СССР «О Государственном санитарном надзоре в СССР» №1107, которое утвердило новое Положение о Госу -дарственном санитарном надзоре в СССР.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшения здравоохранения и медицинской науки в стране» (1968 г.) к 1972 г. было завершено преобразование санэпидотделов центральных и районных больниц в самостоятельные санэпидстанции сельских районов.
Руководство санитарной службой СССР осуществляли В.М. Жданов (1955-1960 гг.), М.Я. Никитин (1960-1961 гг.), Т.А. Николаева (1961-1964 гг.), Ю.Е. Данилов (1964-1965 гг.), П.Н. Бургасов (19651986 гг.).
7. С 1971-1985 гг. осуществлялось дальнейшее укрепление материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы, её лабораторий, усиление государственных надзорных функций. На всех административных территориях страны создавались самостоятельные санэпидстанции.
Важную роль в вопросах охраны здоровья населения страны сыграл принятый Верховным Советом СССР, а затем Верховным Советом РСФСР «Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о здравоохранении». Раздел III данного закона был назван «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и состоял из 21 статьи (22-42). В 1973 г. Постановлением Совета министров СССР №361 от 31 мая «О Государственном санитарном надзоре в СССР» было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР», в котором были определены основы проведения государственного санитарно-эпидемиологической службы различного уровня управления, а также права различных должностных лиц [7, с. 13].
8. 1986-1996 гг. Политические, экономические, социальные преобразования, имевшие места в стране на рубеже 80-90-х гг., дали мощный стимул для совершенствования организационного построения санитарной службы в общей системе здравоохранения. В период перестройки и демократизации общества одним из первых был принят Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (апрель 1991 г.), тем самым впервые в отечественной истории на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [8, с. 5]. Согласно закону санитарная служба была выведена из подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления и централизованного финансирования из федерального бюджета. Было изменено наименование учреждений службы, получивших название центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Постановление Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. №375 утверждено Положение о Го -сударственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР) [9, с. 12].
Существенно изменилась законодательная база Российской Федерации: принята Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), законы «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995), «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения» (1996) [10, с. 17].
Санитарную службу СССР в то время возглавляли Г.Н. Хлябич (1986-1987 гг.), А.И. Кондрусев
(1987-1991 гг.), в России - Е.Н. Беляев (1990-1996 гг.), с 1996 г. - Г.Г. Онищенко [11, с. 401].
9. С 1996 по 2003 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №1217 госсанэпидслужба вновь вошла в состав системы Минздрава России, был создан департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России с сохранением управления и финансирования санитарно-эпидемиологических учреждений на федеральном уровне [12, с. 5; 13, с. 207].
В первой половине 1999 г. (30 марта) принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Подзаконными актами в развитие данного Закона явились постановления Правительства Российской Федерации: от 5 января 2000 г. №11 «О введении форменной одежды для должностных лиц органов и учреждении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор»; от 1 июня 2000 г. №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»; от 24 июля 2000 г. №554 «Об утверждении “Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации”». Эти документы имеют для госсанэпидслужбы принципиальное значение [14, с. 59; 15, с. 19].
Наиболее обстоятельно следует охарактеризовать современный этап в развитии и функционировании отечественной санитарно-эпидемиологической службы. В связи с проведением административной реформы (Указ Президента Российской федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») образована Федеральная служба по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) путём слияния учреждений Госсанэпиднадзора, Министерства путей сообщения, госторгинспекции, части комитета по антимонопольной политике РФ. Таким образом, Федеральной службе по надзору прав потребителей и благополучия человека передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. В Федеральной службе образовано 90 территориальных управлений, в районах и городах в виде межрайонных структурных подразделений (отделов) 643 с общей численностью 22495 должностей.
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодей-
ствии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для обеспечения эффективного решения этой актуальной задачи, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, оказывающей негативное влияние на здоровье населения, Роспотребнадзору были переданы в подведомственное подчинение 29 научно-исследовательских учреждений (НИУ) гигиенического, эпидемиологического и противочумного профиля, в которых работают более 2600 научных сотрудников.
Основными полномочиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:
- осуществление надзора и контроля над исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
- выдача лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; в области использования источников ионизирующего излучения;
- регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, которая представляет потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.
Федеральная служба устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Она информирует органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке, оповещает о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения [16, с. 2].
Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторин-
га, деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, организует профессиональную подготовку работников аппарата службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет работу в установленном порядке по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности службы; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, на проведение научноисследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности организует проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; даёт юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы; осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций; создаёт совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в своей сфере деятельности.
В январе 2005 г. образован Федеральный центр гигиены и эпидемиологии для обеспечения Госсанэпиднадзора в результате слияния 2218 районных и городских центров ГСЭН в 90 федеральных государственных учреждениях здравоохранения и 1123 их филиала, с общей численностью 53426 должностей. Среди основных задач и функций Федерального центра гигиены и эпидемиологии следует выделить:
- участие в реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности службы;
- развитие и совершенствование лабораторного дела, аккредитация, стандартизация и метрология
в системе учреждений службы, кадровая и материальнотехническая политика развития службы;
- обеспечение и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в системе работы службы при чрезвычайных ситуациях;
- ведение на федеральном уровне социальногигиенического мониторинга; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и первичной профилактики заболеваний населения; проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Из наиболее важных задач государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на период до 2010 г. в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения следует отметить:
- разработку порядка реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в учреждениях госсанэпидслужбы;
- совершенствование программно-технического, лабораторно-диагностического обеспечения социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;
- введение единой технологии сбора, обработки, анализа и передачи информации, включая донозоло-гическую диагностику, биомониторинг, региональные стандарты оценки физического развития, новые критерии безопасности продовольственного сырья и др.;
- реформирование системы материально-технического обеспечения в соответствии с потребностями, функциями и задачами службы;
- оптимизацию системы до- и последипломной подготовки специалистов: медико-профилактического профиля путем усовершенствования и унификации программ подготовки студентов и курсантов, улучшения связи: центров Госсанэпиднадзора и медицинских академий (университетов);
- разработка мер по созданию гарантий социальной и правовой защиты работников службы при выполнении ими должностных обязанностей; реализация Национального плана действий по гигиене окружающей среды;
- создание постоянно действующей информационной систем пропаганды здорового образа жизни, профилактики заболеваний освещения санитарноэпидемиологической обстановки на конкретных территориях;
- пропаганда формирования здорового образа жизни, предупреждение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
- укрепление международных связей путем заключения двух- и многосторонних соглашений в области разработки и реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- использование международного опыта и результатов деятельное международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, МОТ, ЕС, ИСО др.) в развитии и совершенствовании национального санитарного законодательства.
В качестве перспективных направлений научной деятельности в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения следует считать в области эпидемиологии:
- создание системы эпидемиологического надзора, включающей мониторинг молекулярно-генетических характеристик микроорганизмов-возбудителей опасных инфекций, построение системы мониторинга, диагностики, обоснование принципов профилактики вновь возникающих инфекций;
- усовершенствование системы эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции путем внедрения новейших коммуникационных технологий, создания федеральных баз данных и компьютеризированных аналитических систем;
- создание новых отечественных и усовершенствование существующих диагностических систем и вакцин против инфекционных болезней, управляемых средствами специфической профилактики, в том числе ассоциированных вакцин против краснухи и менинго-кокковой инфекции (ЦНИИ эпидемиологии);
- разработку и внедрение в практику здравоохранения новых средств и методов диагностики, профилактики и терапии инфекционных заболеваний на основе достижений генной инженерии, молекулярной биологии и биотехнологии;
- разработку и организацию производства современных средств профилактики и диагностики особо опасных инфекций, в том числе геморрагических лихорадок;
- разработку методов использования генотипических и молекулярных технологий в диагностике и лечении ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, внедрение прогрессивных и комбинированных методов лечения больных ВИЧ/СПИД;
- создание новых методов дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обеспечивающих защиту от новых и возвращающихся инфекционных и паразитарных
болезней, не контролируемых средствами иммунопрофилактики;
- разработку теоретических основ биологической безопасности, создание базы данных по характеристикам биологических агентов, в том числе молекулярнобиологическое и эпидемиологическое типирование штаммов потенциальных агентов биотерроризма;
в области гигиены:
- развитие системы мониторинга среды обитания и репродуктивного здоровья населения при воздействии на организм вредных физических и химических факторов среды обитания с использованием биомониторинга;
- разработку научных программ по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения, проживающего в арктических районах и районах Крайнего Севера (Северо-Западный НЦ гигиены и общественного здоровья);
- разработку методологии гигиенического нормирования сочетанного воздействия физических, химических и биологических факторов среды обитания;
- разработку критериев оценки степени напряжения адаптационных резервов организма по показателям физического развития, функционального состояния, иммуноцитохимического статуса, психофизиологического состояния организма детского и взрослого населения в зависимости от степени загрязнения окружающей среды;
- разработку современных высокочувствительных методов обнаружения, идентификации и количественного определения загрязнителей пищевых продуктов химической и биологической природы, биологически активных добавок к пище, токсикологогигиенической оценки приоритетных загрязнителей пищевых продуктов;
- разработку пакета современных нормативных и методических документов, направленных на обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при хранении, транспортировке и переработке ядерного топлива энергетических реакторов;
- разработку стандартов ранней диагностики и профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, лечения и реабилитации
профессиональной и производственно обусловленной патологии;
- научное обоснование внедрения современных методов генодиагностики и определения персональных экспозиций детского населения к токсичным веществам, оценки риска и профилактики негативного влияния техногенного загрязнения среды обитания на состояние здоровья беременных и новорожденных детей первого года жизни.
Таким образом, основными задачами, которые предстоит решать госсанэпидслужбе и гигиенической науке в третьем тысячелетии, являются: усиление государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; совершенствование законотворческой деятельности, развитие санитарно-эпидемиологического нормирования. Важными вопросами деятельности Роспотребнадзора следует считать и дальнейшую разработку федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализацию Национального плана действий по гигиене окружающей среды, совершенствование научно-методического, материальнотехнического, кадрового обеспечения; завершение разработки экономического механизма управления деятельностью санэпидслужбы, осуществление организованных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, улучшение информированности населения, связи с общественными организациями по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия [17, с. 4].
Сложные задачи на ближайшее время стоят перед государственной санитарно-эпидемиологической службой России. Однако общая гуманная миссия и убеждённость в том, что здоровье человека - это высший национальный приоритет государства, главный критерий эффективности государственного управления, важнейший фактор национальной безопасности позволяют надеяться в выполнении СЭС всех задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны.
Библиографический список
1. Онищенко, Г.Г. Основные этапы развития санитарно-эпидемиологической службы России / Г.Г. Онищенко, Н.В. Шестопалов // Здравоохранение Российской Федерации. - 1998. - №3.
2. Страшун, И.Д. Русская общественная медицина в период между двумя революциями 1907-1917 гг. / И. Д. Страшун. - М., 1964.
3. Лотова, Е.И. Борьба с инфекционными болезнями в СССР в 1917-1967 гг. Очерки истории / Е.И. Лотова, Х.И. Идельчик. - М., 1967.
4. Марголин, Л.С. Первая санитарно-эпидемиологиче-
ская станция в СССР / Л.С. Марголин // Здравоохранение Белоруссии. - 1958. - №2.
5. Онищенко, Г.Г. Этапы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в ХХ столетии / Г.Г. Онищенко, С.И. Иванов, Е.Н. Беляев // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - Т. 1.
6. Хромченко, О.М. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / О.М. Хромченко, Л.Г. Подунова ; под ред. Ю.П. Лисицина. - М., 1987. - Т. 2.
7. Хромченко, О.М. Санитарно-эпидемиологическая служба / О.М. Хромченко, Г.И. Куценко. - М., 1990.
8. Беляев, Е.Н. Санитарная служба Российской Федерации на путях перестройки / Е.Н. Беляев // Здравоохранение Российской Федерации. -1989. - №2.
9. Шицкова, А.П. Гигиеническая наука и санитарная практика на современном этапе / А.П. Шицкова, А.И. Потапова // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1991.
10. Кондратенко, Т.А. Научные основы реорганизации и совершенствования деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора : автореф. дис. ... канд. мед. наук в виде научного доклада / Т.А. Кондратенко. - М., 1993.
11. Румянцев, Г.И. Современное организационно -правовое построение госсанэпидслужбы / Г.И. Румянцев, Г.И. Куценко, Н.В. Шестопалов // Гигиена и санитария.
- 1998. - №3.
12. Беляев, Е.Н. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации и основные направления совершенствования и деятельности / Е.Н. Беляев // Роль санэпидслужбы в обеспечении сани-
тарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. - М., 1996.
13. Куценко, Г.И. Санитарно-эпидемиологическая служба на новом этапе развития / Г.И. Куценко. - М., 1998.
14. Беляев, Е.Н. К 10-летию принятия закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Е.Н. Беляев, Л.Г. Подунова // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - Т. 1.
15. Онищенко, Г.Г. О практике применения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Г.Г. Онищенко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - №4.
16. Онищенко, Г.Г. О государственном регулировании в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения / Г.Г. Онищенко, А.В. Иваненко // Здоровье населения и среда обитании: Информационный бюллетень. - 2005. - №3.
17. Румянцев, Г.И. Законодательное и правовое обеспечение надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека / Г.И. Румянцев, Г.И. Куценко, В.А. Полесский // Гигиена и санитария. - 2007. - №1.