Научная статья на тему 'Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России в начале XX начале XXI в'

Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России в начале XX начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3402
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токарева Татьяна Леонидовна

Показаны эволюционные этапы формирования санитарно-эпидемиологической службы, в ходе которых осуществлялся поиск наиболее эффективных и оптимальных форм организации деятельности службы с момента зарождения санитарно-эпидемиологического дела в дореволюционной России в годы земской медицины и создания первых советских санитарно-эпидемиологических учреждений в 1922 г. до административной реформы (2004 г.), согласно которой была сформирована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; содержится оценка значимости медицинско-профилактического дела в масштабах страны; отмечены основные задачи санитарно-эпидемиологической службы и её научных учреждений на ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токарева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Becoming and Development Sanitary-Epidemiological Service of the Russian Federation

Are shown its evolutionary stages during which search of the most effective and optimum forms of the organization of service activity from the moment of origin sanitary epidemiological affair in pre-revolutionary Russia (within Property medicine) was carried out and creations of the first Soviet sanitary-epidemiological establishments in 1922 before last administrative reform (2004) according to which was the Federal service on supervision in sphere of protection of rights of consumers and well-being of the person is generated; medical preventive affair the rating of the importance contains in scales of the country; primary goals Sanitary epidemiological service and its scientific institutes on the near future are marked.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России в начале XX начале XXI в»

Т.Л. Токарева

Становление и развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы в России в начале XX - начале XXI в.

В сентябре 2007 г. санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации отметила 85-летний юбилей своей деятельности.

Прошедший период её существования не был простым и лёгким. Санитарная служба претерпевала ряд перестроек, но как бы ни менялась её структура, суть и основные направления деятельности столь важного компонента государства оставались неизменными.

Деятельность санитарных организаций на протяжении всего периода существования способствовала значительному улучшению санитарного состояния населённых пунктов, снижению заболеваемости и укреплению здоровья населения. В современных непростых условиях развития рыночных отношений в России работа санитарных органов по-прежнему направлена на дальнейшее снижение заболеваемости среди населения, борьбу с вновь возникшими инфекциями, проведение мероприятий по оздоровлению условий труда и быта населения. Существенна роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в борьбе за устранение вредных факторов внешней среды, в целенаправленной пропаганде гигиенических знаний среди населения, в гигиеническом воспитании детей. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба участвует в проведении широких лечебно-профилактических осмотрах (медицинские осмотры, диспансеризация населения) и организует работу по профилактике важнейших неинфекционных заболеваний.

Весь период развития и становления санитарноэпидемиологической службы в нашей стране - это творческий поиск наиболее оптимальных и эффективных форм организации санитарно-эпидемиологической деятельности в обществе. Этот путь можно разделить на следующие организационные этапы, каждый из которых имеет свои особенности и непосредственно связан с решением ведущих экономических и социальных государственных задач.

1. Рубеж Х1Х-ХХ вв. характеризовался отсутствием единства, раздробленность медико-санитарного дела по многочисленным ведомствам.

Для борьбы с высокой заболеваемостью и смертностью от инфекционных заболеваний в 1886 г. в Одессе И.И. Мечниковым и Н.Ф. Гамалеей была открыта земская бактериологическая станция. В 1886 г. в Киеве, а в 1897 г. в Екатеринославле и Чернигове губернскими земствами были созданы бактериологические институты [1, с. 16]. В 1891 г. была создана Москов-

ская санитарная станция, организатором которой стал Ф.Ф. Эрисман - родоначальник научно обоснованного развития санитарного дела и гигиены в стране. В эти же годы было открыто несколько пастеровских станций, оспенных телятников, дезинфекционных станций. Основной функцией указанных учреждений было производство лечебных сывороток, а также научные исследования. Таким образом, в указанный период санитарно-эпидемиологическое дело формировалось благодаря существованию земской системы самоуправления [2, с. 21].

2. С 1918-1921 гг. осуществлялось создание санитарно-эпидемиологических подразделений в органах управления здравоохранением.

Первая мировая война (1914-1918 гг.), усугубившая и без того тяжёлую эпидемиологическую и социальную обстановку в стране, поставила первостепенную задачу - ведение оперативной борьбы с такими грозными инфекциями, как брюшной и сыпной, возвратный тиф, холера [3, с. 11].

Принципами построения санитарной организации с 1918 г. явились государственный характер санитарного дела, централизация его управления, специализация санитарного надзора, приближение санитарного обслуживания к населению, широкое участие трудящихся в санитарно-оздоровительных мероприятиях, тесная связь практической санитарно-эпидемиологической деятельности с достижениями медицинской науки, особенно гигиенической, эпидемиологии и микробиологии.

3. Период с 1922 по 1932 г. известен открытием санитарно-эпидемиологических учреждений. Декрет СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. стал началом комплексной санитарно-эпидемиологической деятельности.

В 1922 г. была создана первая в стране санитарноэпидемиологическая станция в Гомеле [4, с. 67]. В это время деятельность санитарных органов страны возглавлял А.Н. Сысин (1918-1932 гг.). В 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил положение «О Санитарном Совете при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР», в состав которого вошли представители профсоюзов, Наркомтяжпрома, Наркомлеса, Наркомзема, Наркомсовхозов, Наркомнаба и других организаций.

Работа санитарной организации стала осуществляться на основе планирования. В соответствии с задачами развития народного хозяйства работа са-

нитарных органов была перестроена в направлении значительного повышения роли предупредительного санитарного надзора, создана сеть авторитетных органов санитарного контроля, твердой регламентации деятельности.

4. С 1933 по 1951 г. в составе санитарно-эпидемиологической службы функционировала государственная санитарная инспекция, шло усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного надзора. Постановление ЦИК и СНК СССР от 26 июля 1935 г. «О создании Всесоюзной Го -сударственной санитарной инспекции» способствовало установлению единых основ организации санитарно-эпидемиологической службы в стране [5, с. 27].

После образования Наркомздрава СССР (20 июля 1936 г.) началось формирование Всесоюзной санитарно-эпидемиологической службы.

В исключительно сложный и ответственный период довоенного и послевоенного строительства санитарноэпидемиологической службы ее возглавляли И. И. Николаев (1932-1934 гг.), В.А. Кангелари (1936-1937 гг.), Л.Г. Вебер (1937-1938 гг.), А.П. Прокофьев (19381939 гг.). В связи с созданием Всесоюзной госсанин-спекции (ВГСИССЦ) и создании НКЗ СССР сан-эпидслужбу в СССР в довоенный период возглавляли Г.Н. Каминский (1934-1937 гг.), И.И. Елкин (1937-1939 гг.), А.Я. Кузнецов (1940-1949), Т.Е. Болдырев (1947-1955 гг.).

Важными моментами этого этапа развития санитарно-эпидемиологической службы являются Постановления Совмина СССР от 19 августа 1948 г. «Об утверждении номенклатуры санитарно-эпидемиологических учреждений и организации их» и от 21 ноября 1949 г. «О создании Всесоюзной государственной санитарной инспекции и об организации санитарно-противоэпидемической службы». Приказом Минздрава СССР была разграничена деятельность Всесоюзной государственной санитарной инспекции и санитарно-эпидемиологической службы, утверждено положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции, в 1951 г. введено в действие положение о санитарно-эпидемиологической службе. В Минздраве СССР, в Минздравах союзных республик организованы главные санитарно-эпидемиологические управления. На основании указанных документов на Всесоюзную государственно-санитарную инспекцию возлагался предупредительный санитарный надзор, а на санитарно-эпидемиологическую службу -текущий санитарный надзор на территории страны, предупредительный санитарный надзор за объектами городского и районного подчинения, организация мероприятий предупреждению распространения инфекционных, профессиональных и других заболеваний [6, с. 338].

5. В период с 1952 по 1955 г. происходило сосредоточение всех функций государственного надзора и

противоэпидемической деятельности в комплексном учреждении - санитарно-эпидемиологической станции, расширение и укрепление государственного санитарного надзора. Это было вызвано тем, что в начале 50-х гг. для усиления государственного санитарного надзора Государственная санитарная инспекция была ликвидирована.

В 1956 г. состоялся XIII Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, который дал критическую отметку организации санитарно-эпидемиологического дела, отметил отсутствие единого положения о службе, указал на недостаток официальных документов, регламентирующих работу службы.

6. Последующие годы (1956-1971 гг.) отмечены реорганизацией системы управления сельским здравоохранением и изменением в организации санитарноэпидемиологической службы. Одновременно с ликвидацией районного отдела здравоохранения в 1956 г. были упразднены районные санэпидстанции, которые с этого момента стали санитарно-эпидемиологическими отделами центральных районных больниц. Но уже в первые годы внедрения указанной организационной формы выявились большие её недостатки: потеря независимости санитарно-эпидемиологических учреждений в выполнении государственного санитарного надзора и противоэпидемической деятельности, снижение их активности при осуществлении контроля за санитарно-эпидемиологическим режимом работы лечебно-профилактических и других учреждений, нанесение ущерба её кадровой и материальной базе. По этим причинам на очередном XIV Всесоюзном съезде гигиенистов и санитарных врачей была критически оценена проведенная в 50-е гг. реорганизация санитарно-эпидемиологической службы в сельских районах.

В дальнейшем была определена главная функция санитарно- эпидемиологической службы - государственный санитарный надзор, установлена структура службы, номенклатура её учреждений и должностных лиц. Указанное связано с принятием 29 октября 1963 г. Постановления Совета Министров СССР «О Государственном санитарном надзоре в СССР» №1107, которое утвердило новое Положение о Госу -дарственном санитарном надзоре в СССР.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшения здравоохранения и медицинской науки в стране» (1968 г.) к 1972 г. было завершено преобразование санэпидотделов центральных и районных больниц в самостоятельные санэпидстанции сельских районов.

Руководство санитарной службой СССР осуществляли В.М. Жданов (1955-1960 гг.), М.Я. Никитин (1960-1961 гг.), Т.А. Николаева (1961-1964 гг.), Ю.Е. Данилов (1964-1965 гг.), П.Н. Бургасов (19651986 гг.).

7. С 1971-1985 гг. осуществлялось дальнейшее укрепление материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы, её лабораторий, усиление государственных надзорных функций. На всех административных территориях страны создавались самостоятельные санэпидстанции.

Важную роль в вопросах охраны здоровья населения страны сыграл принятый Верховным Советом СССР, а затем Верховным Советом РСФСР «Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о здравоохранении». Раздел III данного закона был назван «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и состоял из 21 статьи (22-42). В 1973 г. Постановлением Совета министров СССР №361 от 31 мая «О Государственном санитарном надзоре в СССР» было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР», в котором были определены основы проведения государственного санитарно-эпидемиологической службы различного уровня управления, а также права различных должностных лиц [7, с. 13].

8. 1986-1996 гг. Политические, экономические, социальные преобразования, имевшие места в стране на рубеже 80-90-х гг., дали мощный стимул для совершенствования организационного построения санитарной службы в общей системе здравоохранения. В период перестройки и демократизации общества одним из первых был принят Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (апрель 1991 г.), тем самым впервые в отечественной истории на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [8, с. 5]. Согласно закону санитарная служба была выведена из подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления и централизованного финансирования из федерального бюджета. Было изменено наименование учреждений службы, получивших название центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Постановление Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. №375 утверждено Положение о Го -сударственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР) [9, с. 12].

Существенно изменилась законодательная база Российской Федерации: принята Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), законы «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995), «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения» (1996) [10, с. 17].

Санитарную службу СССР в то время возглавляли Г.Н. Хлябич (1986-1987 гг.), А.И. Кондрусев

(1987-1991 гг.), в России - Е.Н. Беляев (1990-1996 гг.), с 1996 г. - Г.Г. Онищенко [11, с. 401].

9. С 1996 по 2003 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №1217 госсанэпидслужба вновь вошла в состав системы Минздрава России, был создан департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России с сохранением управления и финансирования санитарно-эпидемиологических учреждений на федеральном уровне [12, с. 5; 13, с. 207].

В первой половине 1999 г. (30 марта) принят Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Подзаконными актами в развитие данного Закона явились постановления Правительства Российской Федерации: от 5 января 2000 г. №11 «О введении форменной одежды для должностных лиц органов и учреждении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор»; от 1 июня 2000 г. №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге»; от 24 июля 2000 г. №554 «Об утверждении “Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации”». Эти документы имеют для госсанэпидслужбы принципиальное значение [14, с. 59; 15, с. 19].

Наиболее обстоятельно следует охарактеризовать современный этап в развитии и функционировании отечественной санитарно-эпидемиологической службы. В связи с проведением административной реформы (Указ Президента Российской федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») образована Федеральная служба по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) путём слияния учреждений Госсанэпиднадзора, Министерства путей сообщения, госторгинспекции, части комитета по антимонопольной политике РФ. Таким образом, Федеральной службе по надзору прав потребителей и благополучия человека передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации. В Федеральной службе образовано 90 территориальных управлений, в районах и городах в виде межрайонных структурных подразделений (отделов) 643 с общей численностью 22495 должностей.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодей-

ствии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для обеспечения эффективного решения этой актуальной задачи, стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, оказывающей негативное влияние на здоровье населения, Роспотребнадзору были переданы в подведомственное подчинение 29 научно-исследовательских учреждений (НИУ) гигиенического, эпидемиологического и противочумного профиля, в которых работают более 2600 научных сотрудников.

Основными полномочиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

- осуществление надзора и контроля над исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

- выдача лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; в области использования источников ионизирующего излучения;

- регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, которая представляет потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

Федеральная служба устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Она информирует органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке, оповещает о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения [16, с. 2].

Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторин-

га, деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, организует профессиональную подготовку работников аппарата службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет работу в установленном порядке по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности службы; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд службы, на проведение научноисследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности организует проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности; даёт юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы; осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций; создаёт совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в своей сфере деятельности.

В январе 2005 г. образован Федеральный центр гигиены и эпидемиологии для обеспечения Госсанэпиднадзора в результате слияния 2218 районных и городских центров ГСЭН в 90 федеральных государственных учреждениях здравоохранения и 1123 их филиала, с общей численностью 53426 должностей. Среди основных задач и функций Федерального центра гигиены и эпидемиологии следует выделить:

- участие в реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- информационное, научно-методическое и нормативное обеспечение по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора и деятельности службы;

- развитие и совершенствование лабораторного дела, аккредитация, стандартизация и метрология

в системе учреждений службы, кадровая и материальнотехническая политика развития службы;

- обеспечение и проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в системе работы службы при чрезвычайных ситуациях;

- ведение на федеральном уровне социальногигиенического мониторинга; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и первичной профилактики заболеваний населения; проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок; статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Из наиболее важных задач государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на период до 2010 г. в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения следует отметить:

- разработку порядка реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в учреждениях госсанэпидслужбы;

- совершенствование программно-технического, лабораторно-диагностического обеспечения социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-аппаратных комплексов;

- введение единой технологии сбора, обработки, анализа и передачи информации, включая донозоло-гическую диагностику, биомониторинг, региональные стандарты оценки физического развития, новые критерии безопасности продовольственного сырья и др.;

- реформирование системы материально-технического обеспечения в соответствии с потребностями, функциями и задачами службы;

- оптимизацию системы до- и последипломной подготовки специалистов: медико-профилактического профиля путем усовершенствования и унификации программ подготовки студентов и курсантов, улучшения связи: центров Госсанэпиднадзора и медицинских академий (университетов);

- разработка мер по созданию гарантий социальной и правовой защиты работников службы при выполнении ими должностных обязанностей; реализация Национального плана действий по гигиене окружающей среды;

- создание постоянно действующей информационной систем пропаганды здорового образа жизни, профилактики заболеваний освещения санитарноэпидемиологической обстановки на конкретных территориях;

- пропаганда формирования здорового образа жизни, предупреждение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

- укрепление международных связей путем заключения двух- и многосторонних соглашений в области разработки и реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- использование международного опыта и результатов деятельное международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕП, МОТ, ЕС, ИСО др.) в развитии и совершенствовании национального санитарного законодательства.

В качестве перспективных направлений научной деятельности в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения следует считать в области эпидемиологии:

- создание системы эпидемиологического надзора, включающей мониторинг молекулярно-генетических характеристик микроорганизмов-возбудителей опасных инфекций, построение системы мониторинга, диагностики, обоснование принципов профилактики вновь возникающих инфекций;

- усовершенствование системы эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции путем внедрения новейших коммуникационных технологий, создания федеральных баз данных и компьютеризированных аналитических систем;

- создание новых отечественных и усовершенствование существующих диагностических систем и вакцин против инфекционных болезней, управляемых средствами специфической профилактики, в том числе ассоциированных вакцин против краснухи и менинго-кокковой инфекции (ЦНИИ эпидемиологии);

- разработку и внедрение в практику здравоохранения новых средств и методов диагностики, профилактики и терапии инфекционных заболеваний на основе достижений генной инженерии, молекулярной биологии и биотехнологии;

- разработку и организацию производства современных средств профилактики и диагностики особо опасных инфекций, в том числе геморрагических лихорадок;

- разработку методов использования генотипических и молекулярных технологий в диагностике и лечении ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, внедрение прогрессивных и комбинированных методов лечения больных ВИЧ/СПИД;

- создание новых методов дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обеспечивающих защиту от новых и возвращающихся инфекционных и паразитарных

болезней, не контролируемых средствами иммунопрофилактики;

- разработку теоретических основ биологической безопасности, создание базы данных по характеристикам биологических агентов, в том числе молекулярнобиологическое и эпидемиологическое типирование штаммов потенциальных агентов биотерроризма;

в области гигиены:

- развитие системы мониторинга среды обитания и репродуктивного здоровья населения при воздействии на организм вредных физических и химических факторов среды обитания с использованием биомониторинга;

- разработку научных программ по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения, проживающего в арктических районах и районах Крайнего Севера (Северо-Западный НЦ гигиены и общественного здоровья);

- разработку методологии гигиенического нормирования сочетанного воздействия физических, химических и биологических факторов среды обитания;

- разработку критериев оценки степени напряжения адаптационных резервов организма по показателям физического развития, функционального состояния, иммуноцитохимического статуса, психофизиологического состояния организма детского и взрослого населения в зависимости от степени загрязнения окружающей среды;

- разработку современных высокочувствительных методов обнаружения, идентификации и количественного определения загрязнителей пищевых продуктов химической и биологической природы, биологически активных добавок к пище, токсикологогигиенической оценки приоритетных загрязнителей пищевых продуктов;

- разработку пакета современных нормативных и методических документов, направленных на обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при хранении, транспортировке и переработке ядерного топлива энергетических реакторов;

- разработку стандартов ранней диагностики и профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, лечения и реабилитации

профессиональной и производственно обусловленной патологии;

- научное обоснование внедрения современных методов генодиагностики и определения персональных экспозиций детского населения к токсичным веществам, оценки риска и профилактики негативного влияния техногенного загрязнения среды обитания на состояние здоровья беременных и новорожденных детей первого года жизни.

Таким образом, основными задачами, которые предстоит решать госсанэпидслужбе и гигиенической науке в третьем тысячелетии, являются: усиление государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, предотвращение влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; совершенствование законотворческой деятельности, развитие санитарно-эпидемиологического нормирования. Важными вопросами деятельности Роспотребнадзора следует считать и дальнейшую разработку федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, реализацию Национального плана действий по гигиене окружающей среды, совершенствование научно-методического, материальнотехнического, кадрового обеспечения; завершение разработки экономического механизма управления деятельностью санэпидслужбы, осуществление организованных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, улучшение информированности населения, связи с общественными организациями по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия [17, с. 4].

Сложные задачи на ближайшее время стоят перед государственной санитарно-эпидемиологической службой России. Однако общая гуманная миссия и убеждённость в том, что здоровье человека - это высший национальный приоритет государства, главный критерий эффективности государственного управления, важнейший фактор национальной безопасности позволяют надеяться в выполнении СЭС всех задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

Библиографический список

1. Онищенко, Г.Г. Основные этапы развития санитарно-эпидемиологической службы России / Г.Г. Онищенко, Н.В. Шестопалов // Здравоохранение Российской Федерации. - 1998. - №3.

2. Страшун, И.Д. Русская общественная медицина в период между двумя революциями 1907-1917 гг. / И. Д. Страшун. - М., 1964.

3. Лотова, Е.И. Борьба с инфекционными болезнями в СССР в 1917-1967 гг. Очерки истории / Е.И. Лотова, Х.И. Идельчик. - М., 1967.

4. Марголин, Л.С. Первая санитарно-эпидемиологиче-

ская станция в СССР / Л.С. Марголин // Здравоохранение Белоруссии. - 1958. - №2.

5. Онищенко, Г.Г. Этапы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в ХХ столетии / Г.Г. Онищенко, С.И. Иванов, Е.Н. Беляев // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - Т. 1.

6. Хромченко, О.М. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / О.М. Хромченко, Л.Г. Подунова ; под ред. Ю.П. Лисицина. - М., 1987. - Т. 2.

7. Хромченко, О.М. Санитарно-эпидемиологическая служба / О.М. Хромченко, Г.И. Куценко. - М., 1990.

8. Беляев, Е.Н. Санитарная служба Российской Федерации на путях перестройки / Е.Н. Беляев // Здравоохранение Российской Федерации. -1989. - №2.

9. Шицкова, А.П. Гигиеническая наука и санитарная практика на современном этапе / А.П. Шицкова, А.И. Потапова // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1991.

10. Кондратенко, Т.А. Научные основы реорганизации и совершенствования деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора : автореф. дис. ... канд. мед. наук в виде научного доклада / Т.А. Кондратенко. - М., 1993.

11. Румянцев, Г.И. Современное организационно -правовое построение госсанэпидслужбы / Г.И. Румянцев, Г.И. Куценко, Н.В. Шестопалов // Гигиена и санитария.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1998. - №3.

12. Беляев, Е.Н. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации и основные направления совершенствования и деятельности / Е.Н. Беляев // Роль санэпидслужбы в обеспечении сани-

тарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. - М., 1996.

13. Куценко, Г.И. Санитарно-эпидемиологическая служба на новом этапе развития / Г.И. Куценко. - М., 1998.

14. Беляев, Е.Н. К 10-летию принятия закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Е.Н. Беляев, Л.Г. Подунова // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - Т. 1.

15. Онищенко, Г.Г. О практике применения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Г.Г. Онищенко // Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - №4.

16. Онищенко, Г.Г. О государственном регулировании в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения / Г.Г. Онищенко, А.В. Иваненко // Здоровье населения и среда обитании: Информационный бюллетень. - 2005. - №3.

17. Румянцев, Г.И. Законодательное и правовое обеспечение надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека / Г.И. Румянцев, Г.И. Куценко, В.А. Полесский // Гигиена и санитария. - 2007. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.