Научная статья на тему 'О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды'

О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1867
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ СВАЛКИ / HEALTH LEGISLATION / AIR / WATER SUPPLY / WATER BODIES / TOXIC WASTE / ILLEGAL DUMPS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Онищенко Г. Г.

Среди множества факторов, влияющих на здоровье населения, огромное значение имеет состояние окружающей среды, характер питания и пр. В последнее время отмечается стабилизация основных показателей, по которым характеризуется санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране, и меры, принимаемые Роспотребнадзором, сыграли при этом немаловажную роль. Автотранспорт, однако, остается основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации. В неблагоприятных по водообеспечению регионах страны также создается угроза здоровью населения. Основная причина создавшегося неудовлетворительного положения с загрязнением воды водных объектов состояние сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Необходимо провести реконструирование очистных сооружений. Остро стоит проблема санитарной очистки населенных мест (широко распространены несанкционированные свалки). Отсутствуют полигоны для утилизации токсичных отходов, практически не разрабатываются методы их уничтожения. Таким образом, в первую очередь необходимо ликвидировать те экологические последствия, которые негативно влияют на группы риска детей, подростков, беременных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Онищенко Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL STATE OF THE ENVIRONMENT

Among the many factors that influence the health of the population, the environment, nutrition and any other have a significant importance. Recently there was noted stabilization of the main indicators, used for characterization of the sanitary-epidemiological situation in the country, and the measures taken by the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare have played no small part in this. Vehicles, however, remain to be the main source of air pollution in the Russian Federation. In adverse for water supply regions of the country also there is a threat to public health. The main reason of the arising unsatisfactory situation with water pollution of water bodies the state of wastewater discharged into the sewage facilities. It is necessary to carry out the reconstruction of waste treatment facilities. There is a sharp problem of sanitary cleaning of the occupied places (illegal dumps are widespread). There are no landfills for the utilization of toxic wastes, practically methods of their destruction aren't developed. Thus, first of all it is necessary to liquidate those ecological consequences which negatively influence on groups of risk children, teenagers, pregnant women.

Текст научной работы на тему «О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды»

дигиена и санитария 2/2013

Проблемные статьи

О Г Г ОНИЩЕНКО, 2013 УДК 614.3/.4

Г. Г. Онищенко

о САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Роспотребнадзор, 127994, Москва

Среди множества факторов, влияющих на здоровье населения, огромное значение имеет состояние окружающей среды, характер питания и пр. В последнее время отмечается стабилизация основных показателей, по которым характеризуется санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране, и меры, принимаемые Роспотребнадзором, сыграли при этом немаловажную роль.

Автотранспорт, однако, остается основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Российской Федерации. В неблагоприятных по водообеспечению регионах страны также создается угроза здоровью населения. Основная причина создавшегося неудовлетворительного положения с загрязнением воды водных объектов - состояние сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Необходимо провести реконструирование очистных сооружений. Остро стоит проблема санитарной очистки населенных мест (широко распространены несанкционированные свалки). Отсутствуют полигоны для утилизации токсичных отходов, практически не разрабатываются методы их уничтожения.

Таким образом, в первую очередь необходимо ликвидировать те экологические последствия, которые негативно влияют на группы риска - детей, подростков, беременных женщин.

Ключевые слова: санитарное законодательство, атмосферный воздух, водообеспечение, водные объекты, токсичные отходы, несанкционированные свалки

G. G. Onishchenko - ON SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL STATE OF THE ENVIRONMENT

The Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, 127994, Moscow, Russian Federation

Among the many factors that influence the health of the population, the environment, nutrition and any other have a significant importance. Recently there was noted stabilization of the main indicators, usedfor characterization of the sanitary-epidemiological situation in the country, and the measures taken by the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare have played no small part in this.

Vehicles, however, remain to be the main source of air pollution in the Russian Federation. In adverse for water supply regions of the country also there is a threat to public health. The main reason of the arising unsatisfactory situation with water pollution of water bodies - the state of wastewater discharged into the sewage facilities.

It is necessary to carry out the reconstruction of waste treatment facilities. There is a sharp problem of sanitary cleaning of the occupied places (illegal dumps are widespread). There are no landfills for the utilization of toxic wastes, practically methods of their destruction aren't developed.

Thus, first of all it is necessary to liquidate those ecological consequences which negatively influence on groups of risk - children, teenagers, pregnant women.

Key words: health legislation, air, water supply, water bodies, toxic waste, illegal dumps

Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 № 1351 утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни и преодоления демографического спада в стране.

Среди многих факторов, влияющих на здоровье населения, кроме социально-экономических, большую роль играет состояние окружающей среды, характер питания, социально-гигиенические условия труда, быта, воспитания, образ жизни. При этом среди причин, оказывающих негативное влияние на здоровье населения, до 30% приходится на воздействие факторов окружающей среды.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводится целенаправленная работа по контролю за

санитарно-эпидемиологической обстановкой в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время отмечается стабилизация основных показателей, характеризующих санитарноэпидемиологическую обстановку в стране, и некоторое их улучшение.

В стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки немаловажную роль сыграли принимаемые Федеральной службой меры, направленные на выполнение требований санитарного законодательства, реализацию региональных и местных планов действий по гигиене окружающей среды, региональных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем продолжается загрязнение атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы вредными для здоровья химическими веществами.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Вклад передвижных

4

источников в загрязнение атмосферы неуклонно возрастает, превышая в последние годы 80%. На долю стационарных источников (промышленных предприятий) приходится 11%, объектов теплоэнергетики - примерно 6% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ.

В 2010 г. контроль за качеством атмосферного воздуха в Российской Федерации осуществлялся на 3008 мониторинговых точках и постах наблюдения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), центрами гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора) и организациями (учреждениями), выполняющими мониторинг на территориях субъектов Российской Федерации. Из них на 594 мониторинговых точках и постах наблюдения контроль осуществлялся по полной программе исследований, на 2414 - по сокращенной программе исследований.

В 2010 г. в сравнении с 2009 г. в целом на 729 (5,9%) увеличилось количество постов наблюдения и мониторинговых точек по полной и сокращенной программам наблюдения, сведения по которым представлены в федеральный информационный фонд социальногигиенического мониторинга (СГМ).

В целом по Российской Федерации региональные и федеральный информационные фонды СГМ содержат сведения 594 постов наблюдения (или мониторинговых точек) по полной программе исследований, из них 333 - Росгидромета, 111 - аккредитованных организаций, 150 - ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора; 2414 постов наблюдения по сокращенной программе исследований, из них 204 Росгидромета, 182 аккредитованных организаций, 2028 ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора.

В 2006-2010 гг. на постах наблюдения Росгидромета, ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора и других аккредитованных организаций исследовалось более 100 веществ, из которых более 50 относятся к веществам

1-2 классов опасности (данные представлены в федеральный информационный фонд СГМ). В 2010 г. исследовалось 107 химических веществ.

Анализ работ по оценке риска здоровью населения, выполненных для обоснования расчетных границ санитарно-защитных зон (СЗЗ), позволил выявить приоритетные загрязнители атмосферного воздуха от промышленных предприятий.

Из 167 веществ, выделенных как приоритетные, 24 относятся к канцерогенам: сажа, бенз(а)пирен, бензол, этилбензол, хром (VI), свинец и его соединения, формальдегид, никель и его соединения, диоксины, тетрахлорметан, тетрахлорэтилен, мышьяк и его соединения, трихлорметан, эпихлоргидрин, 1,3-бутадиен, анилин, винилхлорид, оксид кадмия, трихлорэтилен, хлороформ, 1,1-дихлорэтен (1,1-дихлорэтилен), 1,2-дихлорэтан, гидразин гидрат, кадмий и его соединения.

Наиболее часто в списке приоритетных загрязнителей от выбросов встречаются азота диоксид - в 7,46% случаев; серы диоксид, сажа - в 5,77%; углерода оксид - в 5,6%; азота (II) оксид - в 4,55%; марга-

нец и его соединения - в 4,17; бенз(а)пирен - в 3,96%, керосин - в 3,88%.

По данным федерального информационного фонда СГМ, основными веществами (по количеству исследований), контролируемыми на территории Российской Федерации в 2006-2010 гг., являлись углерода оксид, азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, взвешенные вещества, формальдегид, озон, фенол, аммиак, свинец и его неорганические соединения, 3,4-бенз(а) пирен, хром (VI), бензол, этилбензол.

Ведущими загрязнителями атмосферного воздуха в 2006-2010 гг. (превышающими ПДКсс в 5 раз и более) были формальдегид, 3,4-бенз(а)пирен, этилбензол, фенол, азота диоксид, взвешенные вещества, углерода оксид, серы диоксид, свинец и его неорганические соединения.

Под воздействием вредных веществ, превышающих гигиенические нормативы (ПДКсс) в 5 раз и более, в 2006-2010 гг. проживало до 50 млн человек.

В 2010 г. наибольшее количество населения Российской Федерации проживало на территориях с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном, диоксидом азота, взвешенными веществами, формальдегидом, фенолом, углерода оксидом, серы диоксидом, что в первую очередь связано с ростом количества автотранспорта в городах.

Высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха могут влиять на рост заболеваемости болезнями органов дыхания, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, крови, а также онкопатологией.

Во время неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации (июль-август 2010 г.) в Москве, связанной с лесными пожарами и экстремально высокими температурами воздуха, был организован мониторинг за концентрациями химических веществ и состоянием здоровья населения по обращаемости за медицинской помощью и госпитализацией по данным из Мосгорстата и ЗАГСов о фактической смертности.

Приоритетными веществами в период смога определены взвешенные вещества, азота диоксид, озон, серы диоксид углерода оксид.

Оценка риска для здоровья населения показала, что от воздействия взвешенных частиц РМ10 дополнительное число случаев смерти составляло 12-23 (4, 6-9 августа 2010 г.). Увеличение дополнительного числа случаев смерти в дни суточного максимума высоких уровней концентраций вредных веществ достоверно связано с влиянием загрязнения атмосферного воздуха.

При оценке ежедневной динамики случаев смерти отмечен рост показателей смертности в 2 раза с 16 июля по 15 августа (до 618 человек в день). Максимальное число случаев смерти зарегистрировано 08.08.10 - 949, из них 68% приходилось на лиц 70 лет и старше.

Загрязнение атмосферного воздуха в сочетании с жарой сопровождалось увеличением обращений населения за скорой и неотложной медицинской помощью. Количество обращений в июле составило 44 000, в августе - 46 700.

5

[гиена и санитария 2/2013

Решению задач уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух препятствует низкое качество транспортной инфраструктуры (дорог, мостов, развязок), их низкая пропускная способность, не соответствующая быстрым темпам роста автотранспортного парка, переход автопарка на автомобили класса Евро-3, Евро-4, строительство наземных и подземных путепроводов. Автомобильный транспорт является также источником шумового воздействия на окружающую среду. Все автомобильные магистрали проходят по территории населенных пунктов области в непосредственной близости от жилых домов и поэтому вносят в условия проживания граждан акустический дискомфорт.

Одним из главных загрязнителей атмосферного воздуха автотранспортом являются углеводороды.

Анализ показал, что начиная с 2004 г. отчетливо прослеживалась тенденция к сокращению доли проб атмосферного воздуха городских поселений с превышением гигиенических нормативов среднего показателя по Российской Федерации с 4,2% (2004) до 1,4% (2009). В 2010 г. средний показатель по Российской Федерации по доле проб атмосферного воздуха городских поселений с превышением гигиенических нормативов возрос на 0,1% - с 1,4 (2009) до 1,5% (2010). Несмотря на ежегодное снижение доли таких проб, она по-прежнему превышала и превышает средние показатели по Российской Федерации: в течение 7 лет в Сибирском, в течение 6 лет в Уральском федеральном округе.

Наиболее загрязнен атмосферный воздух вблизи автомагистралей в федеральных округах, занимающих первые ранговые места: в Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском, Центральном, Приволжском, Южном.

Одним из приоритетных направлений оперативной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека остается проведение надзора и контроля за организацией и благоустройством СЗЗ предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Во многих регионах Российской Федерации (Московской, Белгородской, Воронежской, Орловской. Тамбовской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Пензенской, Ульяновской и Томской областях, Республике Коми и др.) были приняты и действуют постановления главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации относительно организации СЗЗ. Данными постановлениями предусматривается разработка проектов организации и благоустройства СЗЗ с последующим их согласованием и утверждением на уровне территориальных администраций.

Количество населения, проживающего в СЗЗ, уменьшается в основном за счет сокращения размеров этих зон в результате реконструкции, перепрофилирования или объективного доказательства достижения стабильного уровня техногенного воздействия объекта на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках или ниже нормативных требований.

По состоянию на 01.01.2010 г. общее количество населения, проживающего в пределах СЗЗ по стране, по сравнению с предыдущим годом уменьшилось и составило 2 416 489 человек против 2 788 266 в 2009 г., но остается на уровне около 2% от общей численности населения Российской Федерации. В 2010 г. было расселено 409 260 человек, что на 73 899 человек больше, чем в 2009 г. (в 2009 г. - 335 361).

Следует отметить, что количество населения, проживающее в СЗЗ, по-прежнему уменьшается в основном за счет сокращения размера СЗЗ предприятий и в меньшей степени за счет прекращения их деятельности. В связи с переводом жилья, расположенного в СЗЗ предприятий, в муниципальную собственность, отсутствием в городах программ по переселению жителей из СЗЗ, данный вопрос не решается. В ряде случаев переселение осуществляется за счет средств предприятий.

Путь решения существующей проблемы в сложившейся экономической и градостроительной ситуации, когда большинство городских селитебных территорий перекрывается СЗЗ предприятий, - внедрение новых экологически чистых технологий и современных методов очистки вентиляционных выбросов с последующей корректировкой размеров СЗЗ промпредприятий в сторону их уменьшения, что позволит улучшить условия проживания, сократить количество проживающих в СЗЗ жителей и высвободить территории для нового жилищного строительства.

Серьезная угроза здоровью населения создается в неблагополучных по водообеспечению регионах страны. Интенсивное загрязнение водоисточников, прежде всего открытых водоемов, недостаточная надежность систем питьевого водоснабжения (превышение проектной мощности очистных сооружений, несоответствие схем водоподготовки качеству воды водоисточника, практически повсеместное хлорирование питьевой воды, ветхость водоразводящих систем, неудовлетворительный в ряде случаев производственный контроль качества) определяют реальную опасность возникновения заболеваний, связанных с избытком или недостатком биогенных элементов, что приводит к возникновению вспышек кишечных инфекций.

Высокой остается доля проб воды водоемов I и II категории, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве источников питьевого водоснабжения (I категория), ухудшилось на 1,4% по санитарно-химическим показателям и на 0,4% по микробиологическим показателям.

Состояние водных объектов, используемых для рекреации (II категория), по санитарно-химическим показателям ухудшилось на 2,4%, по микробиологическим показателям - на 2,8%.

Во многих регионах эти показатели значительно выше, чем в целом по стране.

Основные причины создавшегося неудовлетворительного положения с загрязнением воды водных

6

объектов - состояние сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их объемы. Практически все очистные сооружения требуют реконструкции и устройства установок глубокой очистки сточных вод.

Нельзя не учитывать и то, что недостаточно очищенные воды могут представлять не меньшую опасность, чем сбрасываемые без очистки.

В числе причин сброса недостаточно очищенных сточных вод - разработка и внедрение малоэффективных, не отвечающих современному уровню развития канализационных и очистных сооружений; слабый производственный контроль; неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших и не соответствующих мощности и объему сброса сточных вод очистных сооружений; практически все очистные сооружения требуют реконструкции и устройства установок глубокой очистки сточных вод.

Около 28% населения страны потребляет воду с уровнем общей минерализации от 1,6 до 10 г/л, что повышает риск заболевания населения сердечнососудистой патологией и мочекаменной болезнью. Более 1/3 населения страны потребляет воду с повышенным содержанием железа, более половины населения - со значительным (в 2-5 раз ниже гигиенического норматива) недостатком фтор-иона, приводящим к кариесу зубов.

Влияние химического состава питьевой воды на состояние здоровья и заболеваемость населения установлено в исследованиях, проводившихся на протяжении ряда лет специалистами Роспотребнадзора совместно со специалистами НИИ гигиенического профиля. Основными факторами при этом являются:

- дефицит йода, обусловливающий развитие врожденных аномалий, снижение умственных способностей;

- недостаток фтора, обусловливающий заболеваемость более 60% детей кариесом зубов;

- повышенная концентрация фтора, способствующая развитию флюороза, полиневритов, изменению костей;

- низкая жесткость воды (недостаток кальция и магния), способствующая увеличению числа смертельных исходов и тяжести течения кардиоваскулярных заболеваний;

- избыток кальция, приводящий к развитию мочекаменной болезни, нарушению солевого обмена, замедлению роста костей у детей;

- дефицит селена, способствующий сердечнососудистой патологии и возникновению онкологических заболеваний;

- повышенное содержание железа, вызывающее аллергические заболевания, болезни крови.

Воду с повышенным содержанием железа потребляет около 50 млн человек (1/3 населения страны), в том числе в Ивановской, Калужской, Московской, Орловской, Ярославской, Тамбовской, Тюменской и ряде других областей, что повышает риск аллергиза-ции населения.

Питьевую воду со значительным недостатком фтор-иона (в 2-5 раз ниже гигиенического норматива 1,2—1,5 мг/л) потребляет 85,3 млн человек в Санкт-Петербурге, Москве, Калининградской, Ленинград-

ской, Курской, Саратовской, Иркутской, Магаданской и ряде других областей, а также в Хабаровском крае, республиках Удмуртия, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Хакасия. Пораженность детей кариесом зубов на этих территориях достигает 90-100%. В то же время около 740 тыс. населения потребляют воду с повышенным в 2-3 раза уровнем фтора в республиках Башкортостан, Чувашия, Марий Эл, Краснодарском и Ставропольском краях.

Низкое качество питьевой воды по микробиологическим показателям в ряде случаев привело к возникновению вспышек острых кишечных инфекций во всех федеральных округах. Вспышки водного характера регистрировались в 24 субъектах Российской Федерации (в 2009 г. в 20): Белгородской, Владимирской, Липецкой, Московской, Смоленской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Свердловской, Челябинской, Иркутской, Омской и Кемеровской областях, республиках Дагестан и Карачаево-Черкессия, Алтайском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях и в Ханты-Мансийском автономном округе.

В 2010 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 44 вспышки водного характера с числом пострадавших 2095 человек (в 2009 г. 34 вспышки с числом пострадавших 1305 человек). Из них с централизованным водоснабжением связаны 36 (число пострадавших 1645 человек), с открытыми водоемами - 2 (с числом пострадавших 380 человек), с другими водоисточниками - 6 (с числом пострадавших 70 человек).

Наибольшее число вспышек водного характера в 2010 г. было зафиксировано в Алтайском крае - 9, все были связаны с централизованным водоснабжением, число пострадавших составило 132 человека. При этом наибольшее число пострадавших зафиксировано в Республике Дагестан, где в ходе двух вспышек, связанных с централизованным водоснабжением, пострадали 777 человек.

В Российской Федерации в настоящее время сложилась крайне неблагоприятное положение с санитарной очисткой населенных мест.

Общая площадь занятых отходами земель превышает 2 тыс. км2. Более 0,6 тыс. км2 занято шламонакопителями и хвостохранилищами, более 1 тыс. км2 - отвалами, терриконами, золошлакоотвалами. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 0,35 тыс. км2. При этом практически отсутствуют отвечающие современным требованиям полигоны для промышленных и твердых бытовых отходов (ТБО). Широко распространены несанкционированные свалки, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья населения. Не соблюдаются правила сбора и захоронения токсичных отходов. Малоопасные отходы повсеместно смешиваются с токсичными отходами, после чего вместе захораниваются на полигонах ТБО. Полигоны для утилизации токсичных отходов отсутствуют, практически не разрабатываются современные технологии по уничтожению таких отходов.

7

[гиена и санитария 2/2013

Существуют проблемы, связанные с введением в хозяйственный оборот крупнотоннажных отходов (включая золошлакоотвалы, шламонакопители, хвостохранилища, терриконы и др.), образовавшихся до 1993 г. и не учтенных в процессе приватизации промышленных предприятий, хозяйственная деятельность которых послужила причиной образования этих отходов. Серьезной проблемой является также отсутствие законодательного регулирования вопроса, касающегося собственника отходов предприятий-банкротов. Процедура банкротства в настоящее время протекает по следующей схеме. Предприятие объявляется банкротом, выставляется на аукционные торги и продается. При этом предприятие продается без отходов, находящихся на его балансе. Токсичные отходы 1-го и 2-го классов опасности остаются практически бесхозными. Такие отходы оказываются в ведении органов местного самоуправления, которые не имеют собственных финансовых и технологических ресурсов для решения проблемы.

В Градостроительном кодексе отсутствуют положения, касающиеся механизмов предотвращения и возмещения вреда окружающей среде, нет механизма возмещения ущерба в случае неплатежеспособности лица, осуществляющего градостроительную деятельность. Кодекс не решает проблему несанкционированного размещения отходов от строительной деятельности в местах, где ведется строительство.

Отсутствует правовой механизм организации вывоза бытовых отходов садоводческих товариществ, что приводит к образованию многочисленных несанкционированных свалок в пригородной зоне крупных городов и сельской местности.

Особого внимания требует решение задач соблюдения законности при обращении с биологическими отходами. Например, около 3,5 млн т в год ТБО, а также около 3 млн т промышленных отходов, 4 млн т отходов строительного комплекса и 5 млн т осадков городских очистных сооружений образуется в Москве, что составляет 30% объема ТБО Центрального федерального округа (17 областей площадью около 17 тыс. км2). Основная масса отходов подвергается захоронению на территории сравнительно небольшой и плотно населенной Московской области.

Отсутствуют законодательно закрепленные требования к природопользователям по обязательной утилизации отходов, образующихся в горнорудном комплексе в результате хозяйственной деятельности.

В последнее время отмечается тенденция к росту количества полигонов, не отвечающих санитарным нормам. Полигоны не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных веществ по водоносным горизонтам; многие полигоны практически исчерпали свои объемы вместимости; у многих полигонов коэффициент заполнения - около 100%. Не соблюдаются требования СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В стране в настоящее время построено всего 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, 1/3 из них не работает, так как используются

зарубежные технологии, рассчитанные на изначально раздельный сбор отходов. Практически не ведется строительство новых полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов.

Во многих сельскохозяйственных областях России не решена проблема утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений (нет складов, отвечающих санитарным требованиям, отсутствуют полигоны для захоронения, средства для уничтожения агрохимикатов). В стране накоплено более 20 тыс. т запрещенных и непригодных к применению пестицидов. Наибольшее их количество приходится на Воронежскую область - 1032 т, Краснодарский край - 922 т, Ростовскую и Смоленскую области - по 680 т, Саратовскую область - 520 т, Белгородскую область - 517 т.

К основным нерешенным вопросам относятся отсутствие раздельного сбора ТБО и условий для утилизации отходов, накопление токсичных промышленных отходов, в том числе ртутьсодержащих, на территориях предприятий, а также хранение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений в сельскохозяйственных районах.

На большинстве территорий отсутствуют утвержденные схемы санитарной очистки. Расчетный объем мусоросборников не соответствует фактическому накоплению отходов, что приводит к захламлению мусоросборочных площадок, площадки не имеют бетонного основания, не огорожены. Нет достаточного количества специализированного транспорта для перевозки отходов, особенно в сельской местности, не осуществляется мойка и дезинфекция контейнеров. Многие полигоны ТБО переполнены, не огорожены, отсутствует гидроизолирующий слой, практически не ведется учет принимаемых отходов, что приводит к захоронению на них токсичных отходов, и т. д.

В большинстве населенных пунктов, особенно в крупных городах, высок уровень заселенности жилого сектора грызунами, при этом сохраняется низкий уровень охвата дератизацией.

Для улучшения сложившейся ситуации по санитарному содержанию населенных территорий необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принять действенные меры по организации сбора, сортировки, удаления и переработки бытовых и промышленных отходов;

- усилить разъяснительную работу в средствах массовой информации относительно негативных последствий нарушений в области санитарной очистки населенных мест для обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения;

- ужесточить правовую ответственность за организацию несанкционированных свалок;

- предусмотреть при реализации реформ жилищнокоммунального хозяйства принятие эффективных мер по стимулированию инвестиций в строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, транспортировку бытовых и промышленных отходов, благоустройство свалок, а также создание условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.

8

В последние десятилетия в Российской Федерации большое внимание уделяется состоянию здоровья населения в связи с возможным неблагоприятным влиянием факторов окружающей и социальной среды, определению последствий этих влияний для здоровья населения, что предопределило создание на федеральном уровне системы СГМ.

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 СГМ является государственной системой наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Государственная система СГМ отнесена к одному из механизмов обеспечения санэпидблагополучия населения. Организация и ведение СГМ в последние годы стало одним из ведущих направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В развитие Федерального закона № 52-ФЗ утверждено новое постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.06 № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга».

При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

- гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

На основе данных СГМ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд (ФИФ) данных СГМ, который представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, формируемую на основе постоянных системных наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и методических документов по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Особенностью ФИФ СГМ, отличающей его от форм госстатотчетности, является содержание данных исследований не только нашей службы, но и Росгидромета, водоканалов, учреждений, осуществляющих мониторинг среды обитания, Росстата.

В ФИФ СГМ включены данные о:

- качестве атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания;

- санитарно-эпидемиологическом состоянии почвы населенных мест;

- радиационной безопасности объектов окружающей среды и среды обитания людей;

- условиях труда и профессиональной заболеваемости;

- здоровье населения;

- социально-экономическом положении территорий;

- токсикологическом мониторинге;

- данные государственного водного реестра.

Следует отметить, что перечень показателей СГМ

гармонизирован с показателями Европейской информационной системы СГМ, перечнем социально значимых заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 № 715, перечнем показателей угроз национальной безопасности (А21-2162 от 29.08.03).

Для совершенствования гигиенической диагностики влияния среды обитания на здоровье населения в него включены:

- показатели, характеризующие концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и питьевой воде;

- сведения о географической привязке источников загрязнения среды обитания;

- сведения о точках отбора проб питьевой воды и др.

В настоящее время в России ведется масштабное строительство новых АЭС. Начато строительство первых блоков Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2. В стадии достройки находятся два энергоблока: четвертый блок Белоярской АЭС и четвертый - Калининской станции. Рассматривается в перспективе строительство Балтийской, Северской, Нижегородской, Центральной АЭС.

В связи с этим обостряется проблема утилизации отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Большая часть ОЯТ размещается в хранилищах, не предназначенных для обеспечения безопасности и изоляции радиоактивных веществ от окружающей среды и человека на весь период их потенциальной опасности.

Так, ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000 отправляется на централизованное хранение в хранилище ФГУП «Горно-химический комбинат», а ОЯТ реакторов типа РБМК-1000 хранится в специальных хранилищах на площадках атомных станций. При этом все имеющиеся на сегодняшний день хранилища почти заполнены.

ОЯТ, образующееся при эксплуатации атомных станций с реакторами типа ВВЭР-440 и некоторых других ядерных установок, вывозится на ФГУП ПО «Маяк», которое является единственным предприятием в России, осуществляющим переработку ОЯТ.

В такой ситуации необходимы меры для развития существующей базы по переработке ОЯТ и недопущению его накопления.

Отдельную проблему представляет утверждение проекта Федерального закона «Об обращении с радио-

9

[гиена и санитария 2/2013

активными отходами», который предусматривает создание в Российской Федерации системы обращения с радиоактивными отходами (РАО). Одним из основных принципов системы является их обязательное захоронение. Принятие данного законопроекта позволит прекратить практику «отложенных решений» в отношении проблемы хранения и накопления РАО, а также будет способствовать сокращению и упорядочению количества временных хранилищ РАО по стране. Проект закона прошел первое чтение в конце 2009 г., однако до настоящего времени не принят.

Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации направлено на достижение основной цели - социального и физического благополучия человека, показателем которого является его здоровье.

В настоящее время широкое развитие в мире и Российской Федерации получили различные технологии и устройства, использующие атомную энергию, различные источники ионизирующего излучения.

Сегодня уже трудно представить область человеческой деятельности, которая бы в той или иной мере не была связана с использованием таких источников. Однако наряду с рядом полезных свойств, обеспечивших широкое внедрение источников излучений в практику, они несут потенциальную опасность для здоровья людей, связанную с облучением лиц, контактирующих с ними или оказавшихся в поле их воздействия.

Гигиенические нормативы составляют основу системы радиационной безопасности на территории Российской Федерации, которая обеспечивает достаточную эффективность и приемлемый уровень радиационной безопасности населения.

В 2009 г. были переработаны «Нормы радиационной безопасности НРБ-99 (новое название НРБ-99/2009)», а в 2010 г. - «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010). Эти два документа определяют весь круг нормативных санитарно-гигиенических вопросов в области обеспечения радиационной безопасности населения и персонала. При разработке новых НРБ исходили из тщательного изучения и реализации публикаций МКРЗ, вышедших в свет после 1998 г., к которым относятся более 10 публикаций, стандартов МАГАТЭ, документов ВОЗ, в частности по качеству питьевой воды.

Помимо нормативной базы большое значение в системе регулирования имеет радиационно-гигиеническая паспортизация объектов, использующих источники ионизирующего излучения, и территорий (РГП).

По данным, полученным из радиационно-гигиенических паспортов организаций, санитарным надзором охвачено более 17 тыс. радиационных объектов,

на которых используется более 150 тыс. источников. Среди них 10 АЭС, десятки промышленных и исследовательских ядерных реакторов, сотни мощных гамма-установок и ускорителей, хранилищ РАО, десятки тысяч закрытых радионуклидных источников и рентгеновских аппаратов. В целом на этих объектах непосредственно с источниками ионизирующего излучения работает более 170 тыс. человек, в зонах наблюдения вокруг радиационно-опасных объектов проживает около 2,5 млн человек. Доза облучения персонала и населения не превышает установленных нормативов.

Результаты паспортизации показывают, что в структуре коллективных доз облучения населения во всех субъектах Российской Федерации ведущее место занимают природные и медицинские источники ионизирующего излучения независимо от наличия послеаварийных загрязнений (чернобыльских или в результате деятельности ПО «Маяк»). На долю всех иных источников, в том числе за счет прошлых радиационных аварий, в целом по Российской Федерации приходится менее 1%.

Анализируя полученные Роспотребнадзором данные, можно утверждать, что система ранжирования источников по степени их неблагоприятного воздействия на здоровье человека является оправданной.

В докладе Минприроды России приводится немало примеров «накопленных экологических ущербов». При этом не предлагается выделить первоочередные цели и основные усилия направить на их решение. В основу расстановки приоритетов и постановки задач по минимизации «накопленных экологических ущербов» должна быть положена методология оценки рисков для здоровья населения.

В первую очередь необходимо ликвидировать те экологические последствия (ущербы), которые оказывают непосредственное влияние на здоровье наиболее больших групп населения и/или групп, наиболее уязвимых с точки зрения воздействия на здоровье (дети, подростки, беременные и кормящие женщины и т. д.), или создают неприемлемый риск такого воздействия на здоровье в ближайшем времени.

Роспотребнадзор на протяжении последних десятилетий создал систему нормативно-правовых и методических документов по оценке рисков для здоровья населения.

Развитие методологии оценки риска для здоровья и управления им и обеспечение страховой защиты населения при воздействии негативных факторов среды обитания должны стать одними из ключевых элементов обеспечения экологической безопасности, а также гарантий безопасной среды обитания для населения с учетом накопленного экологического ущерба.

Поступила 10.11.11

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.