Научная статья на тему 'Использование деловых игр в подготовке товароведов-экспертов: практический аспект'

Использование деловых игр в подготовке товароведов-экспертов: практический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1525
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худякова Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке выпускников специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование деловых игр в подготовке товароведов-экспертов: практический аспект»

Худякова Ольга Дмитриевна,

к.т.н., доцент, зав. кафедрой Омский институт (филиал) РГТЭУ 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-80

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ТОВАРОВЕДОВ-ЭКСПЕРТОВ:

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке выпускников специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных).

Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, товароведение и экспертиза товаров.

В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах - товароведах, коммерсантах, менеджерах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.

Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.

Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственнохозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:

- умение устанавливать личные контакты;

- воспитание предприимчивости, самостоятельности;

- умения анализировать и оценивать свои действия;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

- развитие способности к управленческой деятельности.

Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, навыков.

Проведение деловых игр является с одной стороны результативным методом обучения, с другой - достаточно сложным, так как для проведения деловой игры требуется большая подготовительная работа, а на саму игру - не менее 4 часов аудиторного времени.

На изучение дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» по учебному плану отводится 68 часов аудиторных занятий. Поэтому максимальное количество часов, которое можно отвести на деловые игры, на взгляд автора, составляет 8 часов. Это могут быть две деловые игры, как заключительные занятия после изучения соответствующих разделов «Товароведение и экспертиза зерномучных товаров», «Товароведение и экспертиза плодоовощных товаров».

Любая деловая игра включает следующие этапы:

1. подготовительный этап, на этом этапе студенты получают информацию о теме, цели, порядке проведения игры. Проводят сбор практического материала по сценарию игры, повторяют пройденный материал, получают необходимую консультационную помощь, готовят аудиторию;

2. проведение игры - решение конкретных производственных ситуаций, управление деятельностью участников;

3. заключительный - разбор и обсуждение результатов, подведение командных итогов, оценивание каждого игрока, выявление типичных ошибок.

При проведении деловой игры могут быть использованы знания только по одному, конкретном предмету - Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров (ситуация 1)

Исходя из условий ситуации 1, студенческая группа может быть разделена на 4 малых группы: товароведы магазина, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри.

Цель игры - овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.

Товароведы:

- принимают товар по количеству и качеству;

- определяют объем выборки;

- составляют акт отбора образцов и/или выборки;

- рассчитывают процентное содержание каждой фракции, сравнивают с данными, указанными в ГОСТе;

- заполняют необходимые документы, дают рекомендации по использованию принятых товаров;

- сообщают поставщику о результатах приемки, вызывают экспертов.

Эксперты:

- проверяют правильность отбора средней пробы;

- проводят органолептическую оценку качества продукции;

- проводят физико-химический анализ поступивших партий продукции;

- дают заключение о качестве продукции.

Поставщики:

- анализируют данные, полученные товароведами;

- выясняют причины обнаруженных отклонений от данных, указанных в сопроводительных документах;

- намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков;

- проводят совещания с товароведами магазинов по разбору конфликтной ситуации.

Жюри:

- оценивают каждый этап работы по 5 балльной системе;

- подводят итоги работы каждой команды.

Однако большую пользу приносят деловые игры, для решения которых необходимо применить комплексные знания по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Коммерческая деятельность», «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» (ситуации 2,3):

Учитывая, что одной из функций товароведа является формирование ассортимента товаров в торговом предприятии, можно провести деловую игру на тему «Формирование ассортимента плодоовощной продукции в супермаркете».

Цель деловой игры - закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки потребительских товаров для формирования оптимального ассортимента в условиях, имитирующих профессиональную деятельность товароведа.

Для проведения деловой игры группа студентов (30 человек) делится на 5 подгрупп по 5 человек в каждой, которые будут выполнять функции товароведов. Оставшиеся 5 человек будут составлять жюри, которое оценивает работу каждой группы. В состав жюри выбираются студенты, показавшие высокие результаты в течение семестра, занимающиеся исследовательской работой. Кроме оценки работы команд в их функции входит подготовка необходимых для проведения игры документов (качественных удостоверений, актов приемки, актов отбора проб, протоколов испытаний и др.).

Инструктаж задание подготовительного этапа деловой игры:

1. Повторить теоретический материал по следующим вопросам:

- порядок выбора поставщика;

- содержание договора-поставки;

- требования к качеству плодоовощной продукции;

- ассортимент плодоовощной продукции, показатели ассортимента;

- факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничном торговом предприятии.

2. Выполнить следующие виды работ:

- провести анализ регионального рынка для выявления поставщиков плодоовощной продукции. Для этого применяется поиск по Интернету, знакомство с информацией, размещенной на сайте компании. Недостающие данные выясняются по телефону (минимальная партия отгрузки, наличие товара на складе, срок поставки, возможность отсрочки платежа и т.п.). На основе полученных данных делают сравнительный анализ ассортимента, цен и условий поставки продукции, выбирая 2-3 оптимальных варианта;

- провести анализ ассортимента, предлагаемого в предприятиях разного типа, расположенных в одном административном округе по показателям: широта, глубина, устойчивость и новизна ассортимента. Анализ проводится по каждой товарной группе, в соответствии с товароведной классификацией (фрукты, овощи; свежие, поработанные; и др.).

Каждая группа проводит анализ ассортимента в одном из типов торговых предприятий: «Продукты», специализированный магазин «Овощи-фрукты», «Гастроном», «Супермаркет», магазин Эконом-класса (не менее 5 магазинов каждого типа);

- изучить потребительские предпочтения покупателей продукции в отношении новых товаров, а также выявить степень удовлетворения существующим ассортиментом и качеством. Для этого разрабатываются анкеты, либо опросные листы.

Задания по поиску поставщиков и оценке потребительских предпочтений являются обязательными для всех рабочих групп студентов.

На втором этапе деловой игры, который проводится непосредственно в аудитории, имитирующей торговое предприятие, осуществляется приемка поступившей плодоовощной продукции по количеству и качеству.

Приемка продукции может проводиться на основе разработанных преподавателем ситуационных заданий, либо образцах овощной продукции (картофеля, лука, моркови и т.п.). Образцы могут быть взяты в студенческой столовой, либо принесены студентами из дома. Поступившая партия проверяется на соответствие стандарту.

При этом определяют:

- внешний вид продукции, по показателям, определяемым стандартом на соответствующий вид продукции;

- проводят деление продукции на фракции, выделяя стандартную, нестандартную, отход.

- результаты приемки сравнивают с данными, указанными в стандарте, а также в сопроводительных документах поставщиков (качественное удостоверение).

На основании полученных данных составляется акт приемки, о чем уведомляют поставщика продукции.

По результатам проведенной оценки качества поступивших партий товаров, делается обоснованный выбор поставщиков продукции в торговое предприятие, заключение договора поставки и составление спецификации. Затем студенты составляют ассортиментный перечень, исходя из торговой площади, отведенной под плодоовощную продукцию в магазине, выявленных покупательских предпочтениях, наличия ассортимента у предприятий-конкурентов, а также с учетом контингента покупателей, предполагаемого для конкретного торгового предприятия.

Для этого проводится обмен информацией, полученной при анализе ассортимента в разных типах торговых предприятий. После составления каждой группой студентов ассортимента товаров, который будет предложен покупателям в супермаркете, проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов, для чего от каждой группы выделяют по одному эксперту. Окончательный вариант выносится на всеобщее обсуждение, при этом оценивается компетентность и активность самих экспертов.

Жюри в процессе всей деловой игры оценивает:

1) полноту анализа поставщиков продукции на региональном рынке, обоснованность из выбора;

2) результаты опроса покупателей продукции;

3) результаты анализа ассортимента в отдельных типах торговых предприятий;

4) результаты приемки продукции по количеству и качеству;

5) правильность заполнения документов: акта отбора проб, акта приемки, договора поставки, спецификации и др.

6) варианты ассортимента, предложенного каждой подгруппой участников;

7) работу экспертов по выбору окончательного варианта ассортимента для супермаркета.

На заключительном этапе подводятся окончательные результаты работы, объявляется

группа - победитель, набравшая наибольшее количество баллов, отмечаются ошибки, допущенные командами при выполнении отдельных видов работ.

На протяжении всей игры преподаватель (или преподаватели) выступают в роли консультантов и координаторов игры.

Одной из форм развития системы рыночных связей торговли и промышленности являются ярмарки. Закупка товаров на оптовых ярмарках позволяет оценить ассортимент, цены и качество продукции различных поставщиков, работающих на ярмарке, обговорить на месте условия договора, что экономит время торговых работников по выбору поставщиков и формированию торгового ассортимента.

Поэтому в рамках учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» можно провести деловую игру на тему: «Закупка товаров на оптовых ярмарках».

Для этого учебная аудитория оформляется как место проведения оптовой ярмарки. Студенческая группа разбивается на малые группы согласно следующей структуре:

- директор ярмарки - 1 человек;

- оргкомитет - 8 человек

- начальник торгового отдела администрации города - 1 человек;

- поставщики продукции - 7 человек;

- покупатели продукции (товароведы магазинов) - 7 человек;

- исследовательская группа - 6 человек.

На подготовительном этапе необходимо провести следующую работу:

1. Повторить теоретический материал по вопросам:

a. Пищевая ценность, потребительские свойства зерномучных товаров;

b. Классификация и ассортимент зерномучных товаров;

c. Организация работы оптовых ярмарок;

^ Закупка товаров на оптовых ярмарках

2. Оргкомитету:

a. Оформить аудиторию;

b. Подготовить рабочие места для работы на ярмарке;

c. Подготовить необходимые средства рекламы (информационные листы, визитки, плакаты и т. д.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Поставщикам:

a. Оформить свой офис-стенд на ярмарке;

b. Подготовить инсценировку-диалог работы на ярмарке с покупателями;

c. Подготовить образцы продукции и средства рекламы, а также необходимые документы (договоры, прайс-листы, сертификаты и т.п.)

4. Директору ярмарки и начальнику торгового отдела подготовить выступления на церемонию открытия и закрытия ярмарки

5. Исследовательской группе:

a. Ознакомиться с работой МВЦ «Интерсиб», а также других выставочных центрах по сети Интернет и материалами в средствах массовой информации;

b. Подготовить стендовые доклады на тему: «История возникновения ярмарок», «Развитие сибирских ярмарок», «Анализ рынка зерномучных товаров в Омской области»;

c. Взять интервью у ведущих специалистов департамента потребительского рынка г. Омска, Управления Роспотребнадзора по Омской области, Хлебной инспекции г. Омска о состоянии торговли и качестве реализуемых на рынке зерномучных товаров.

Во время работы ярмарки покупателям продукции:

- провести оценку качества продукции, представленной на ярмарке;

- выбрать поставщиков, исходя их анализа качества продукции, ассортимента и цены поставщика, непосредственной беседы с поставщиком на ярмарке;

- проанализировать условия договора, провести работу с поставщиками по принятию более выгодных для покупателя условий;

- проверить правильность оформления документов на продукцию.

Подведение итогов может проходить в виде «круглого стола», от организации работы которого зависит общее впечатление о целостности и завершенности занятия.

Оценку работы каждого студента на протяжении всего занятия оценивает жюри, которое может состоять из преподавателей смежных дисциплин, а также приглашенных специалистов-практиков. Также в составе жюри могут быть студенты заочного отделения, занимающие должности товароведов-экспертов, менеджеров по продажам, начальников отдела сбыта и других должностей.

Так как студенты обучаются по специальности Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных), то целесообразно проводить комплексную деловую игру, включая ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Такие деловые игры можно проводить во втором семестре на третьем и четвертом курсах. Ситуационные задания для проведения деловых игр:

Ситуация 1. В магазин 15.02. текущего года поступило три партии картофеля. В качественных удостоверениях на каждую партию указано:________________________

Наименование поставщика: Кировская плодоовощная база

Наименование продукции картофель

Ботанический сорт Лорх Темп смесь сортов

Класс 1 экстра 2

Масса брутто, кг 7000 2260 5810

Масса нетто, кг 6000 2000 4980

Вид транспортной тары ящики

Вид потребительской тары бумажные пакеты сетчатые мешки полиэтилено вые мешки

ГОСТ Р 51808-2001

Качество, (%): стандарт 95 98 90

нестандарт 4 2 8

отход 1 - 2

Сертификат соответствия отсутствует штамп с указанием органа по сертификации, даты выдачи, подписи заверившего лица приложен

Результаты приемочного контроля качества (по количеству клубней, кг):

1. Ботанический сорт Лорх:

- диаметром не менее 35 мм - 1,0

- с израстаниями - 1,0

- позеленевших до % поверхности - 0,5

- с механическими повреждениями - 2,5

- пораженных сухой гнилью - 1,5

2. Ботанический сорт Темп:

- позеленевших до % поверхности - 0,4

- позеленевших более % поверхности - 0,7

- с механическими повреждениями - 1,7

- подмороженных - 0,4

3. Ботанический сорт - смесь сортов:

- диаметром не менее 40 мм - 2,5

- диаметром не менее 30 мм - 3,0

- с израстаниями - 1,0

- с механическими повреждениями - 1,2

- пораженных:

а) грызунами - 0,5

б) мокрой гнилью - 0,5

в) фитофторой - 1,0

г) сухой гнилью - 0,5

Ситуация 2. Для вновь открываемого супермаркета необходимо сформировать ассортимент плодоовощной продукции исходя из следующих условий: торговая площадь супермаркета 800 м2, под плодоовощную продукцию отведено 30 % торговой площади. В зоне деятельности магазина расположен жилой массив, в котором проживает большое количество пенсионеров, с доходом от 3 до 5 тысяч рублей, строятся два элитных дома по 300 семей. В микрорайоне расположен 2 школы, 3 детских сада, офисы строительной компании и производственного предприятия «Омская мануфактура»; три предприятия общественного питания (1 ресторан, 2 кафе).

Ситуация 3. Дирекция розничного объединения «Ваш Дом», проведя анализ объемов продаж по группе бакалейные товары, выявила, что по таким группам товаров как крупы и макаронные изделия самый низкий уровень продаж. Проведенный по этим группам опрос покупателей показал, что они не удовлетворены качеством круп и ассортиментом макаронных изделий. Торговому отделу было поручено найти новых поставщиков по данным группам товаров.

Литература

1. Карташова, Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. Учебное пособие / Л.В. Карташова - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2004. - 320 с.

2. Пучкова, Ю.С. Товароведение и экспертиза товаров. Формы и методы активного обучения. Учебно-практическое пособие / Ю.С. Пучкова, С.С. Гурьянова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.