Научная статья на тему 'Использование системы радиационно-гигиенической паспортизации территорий для обеспечения надзора за радиационной безопасностью населения на региональном уровне'

Использование системы радиационно-гигиенической паспортизации территорий для обеспечения надзора за радиационной безопасностью населения на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ / ПРИРОДНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЛУЧЕНИЕ / ТЕХНОГЕННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ / ДЕЗАКТИВАЦИЯ / АДРЕСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / RADIATION SAFETY / RADIATION AND HYGIENIC CERTIFICATION / NATURAL RADIATION / MEDICAL RADIATION / TECHNOGENIC RADIATION / ADDRESS TARGET PROGRAM / DEACTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ракитин И. А., Горский Г. А.

В статье рассмотрен опыт работы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, связанный с проведением радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий. Ежегодная оценка индивидуальных и коллективных рисков возникновения стохастических эффектов для населения и персонала радиационных объектов показывает значимость радиационно-гигиенической паспортизации для гигиенического обоснования мероприятий, направленных на снижение облучения населения за счет техногенных, природных и медицинских источников ионизирующего излучения. Многолетний анализ структуры и динамики годовых индивидуальных и коллективных эффективных доз облучения населения в рамках радиационно-гигиенической паспортизации и Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан позволяет оценить эффективность адресных целевых программ для решения актуальных проблем радиационной безопасности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ракитин И. А., Горский Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SYSTEM OF RADIATION AND HYGIENIC CERTIFICATION OF TERRITORIES FOR ENSURING SUPERVISION OF RADIATION SAFETY OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL

In article the experience of Department of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in St. Petersburg, related with performing of radiation and hygienic certification of the organizations and territories is considered. The annual assessment of individual and collective risks of emergence of stochastic effects for the population and the personnel of radiation objects shows the significance of radiation and hygienic certification for hygienic justification of the measures directed on a decrease in radiation exposure of the population from technogenic, natural and medical sources of ionizing radiation. The long-term analysis of the structure and dynamics of annual individual and collective effective doses of radiation of the population within the framework of radiation and hygienic certification and the Universal state system for control and accounting for individual doses of radiation of citizens allows to estimate efficiency of address target programs for the solution of actual problems of radiation safety at the regional level.

Текст научной работы на тему «Использование системы радиационно-гигиенической паспортизации территорий для обеспечения надзора за радиационной безопасностью населения на региональном уровне»

[гиена и санитария 1/2013

О И. А. РАКИТИН, г А. ГОРСКИЙ, 2013 УДК 614.73:005

И. А. Ракитин, Г. А. Горский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ

паспортизации территорий для обеспечения надзора за радиационной безопасностью населения на региональном уровне

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

В статье рассмотрен опыт работы Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, связанный с проведением радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий. Ежегодная оценка индивидуальных и коллективных рисков возникновения стохастических эффектов для населения и персонала радиационных объектов показывает значимость радиационно-гигиенической паспортизации для гигиенического обоснования мероприятий, направленных на снижение облучения населения за счет техногенных, природных и медицинских источников ионизирующего излучения. Многолетний анализ структуры и динамики годовых индивидуальных и коллективных эффективных доз облучения населения в рамках радиационно-гигиенической паспортизации и Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан позволяет оценить эффективность адресных целевых программ для решения актуальных проблем радиационной безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова: радиационная безопасность, радиационно-гигиеническая паспортизация, природное облучение, медицинское облучение, техногенное облучение, дезактивация, адресная целевая программа

I.A. Rakitin, G.A. Gorsky - USE OF SYSTEM OF RADIATION AND HYGIENIC CERTIFICATION OF TERRITORIES FOR ENSURING SUPERVISION OF RADIATION SAFETY OF THE POPULATION AT THE REGIONAL LEVEL.

Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in St. Petersburg, 195025, St. Petersburg, Russian Federation

In article the experience of Department of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in St. Petersburg, related with performing of radiation and hygienic certification ofthe organizations and territories is considered. The annual assessment of individual and collective risks of emergence of stochastic effects for the population and the personnel of radiation objects shows the significance of radiation and hygienic certification for hygienic justification of the measures directed on a decrease in radiation exposure of the population from technogenic, natural and medical sources of ionizing radiation. The long-term analysis of the structure and dynamics of annual individual and collective effective doses of radiation of the population within the framework of radiation and hygienic certification and the Universal state system for control and accounting for individual doses of radiation of citizens allows to estimate efficiency of address target programs for the solution of actual problems of radiation safety at the regional level.

Key words: radiation safety, radiation and hygienic certification, natural radiation, medical radiation, technogenic radiation, deactivation, address target program

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

действенным механизмом комплексной оценки показателей радиационной обстановки и безопасности населения на территории Российской Федерации является система радиационно-гигиенической паспортизации (РгП) организаций и территорий.

С 1997 г. РгП организаций и территорий в соответствии с Федеральным законом "О радиационной безопасности населения " [1] осуществляется на всей территории Российской Федерации. Подзаконными нормативными и правовыми актами федерального уровня в системе РгП являются Постановление Правительства Российской Федерации № 93 от 28. 01. 97 [2], а также постановления и приказы главного государственного санитарного врача Российской Федерации [3-6].

для организации регионального звена радиационногигиенической паспортизации Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу подготовлено Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О радиационно-гигиенических паспортах" (№ 1026-Р от 30.09.99), а в 2007 г. благодаря эффективному использованию результатов паспортизации для разработки и

реализации мер в области обеспечения радиационной безопасности населения паспортизация включена в качестве приоритетного направления работы в Постановление Правительства Санкт-Петербурга "Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы" (№ 1662 от 25.12.07).

Типовые формы паспортов утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко. Порядок ведения паспортизации утвержден Приказами Минздрава, Госатомнадзора и Госкомэкологии России.

На сегодняшний день радиационно-гигиеническая паспортизация Санкт-Петербурга включает в себя систему взаимодействия и обмена информацией между Управ -лением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, местными органами исполнительной и законодательной власти, радиационными объектами и иными организациями, представленными на рисунке.

Ежегодно каждая организация, эксплуатирующая радиационные источники, заполняет и представляет в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу паспорт объекта в едином программном обеспечении, разработанном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Базовое программное обеспечение размещено для свободного доступа в сети Интернет.

14

Схема радиационно-гигиенической паспортизации Санкт-Петербурга

Одновременно специалистами Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург обобщаются все данные о показателях радиационной обстановки, получаемые в рамках контрольных и надзорных мероприятий, а также при осуществлении социально-гигиенического мониторинга. Анализируются результаты контроля за содержанием техногенных и природных радионуклидов в воде открытых водоемов, источниках питьевого водоснабжения, атмосферном воздухе, атмосферных выпадениях, почве, продуктах питания [7]. Обобщаются результаты радиационного контроля в жилых и общественных зданиях, а также данные автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой (АСКРО).

Залогом достоверности принимаемых к анализу результатов является не только их сбор от учреждений Роспотребнадзора, но и обмен информацией на основании соглашений о взаимодействии с органами Росгидромета, управления ветеринарии, ведомственных органов санитарно-эпидемиологического надзора, получение результатов радиологических исследований от независимых аккредитованных лабораторий радиационного контроля.

После верификации и анализа данных в управлении Роспотребнадзора паспорта передаются в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга для формирования радиационногигиенического паспорта субъекта Российской Федерации. Все материалы, включая аналитические данные, направляются в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для подготовки радиационно-гигиенического паспорта России. На региональном уровне результаты паспортизации заслушиваются в Законодательном собрании Санкт-Петербурга.

Весь массив исследований, используемый для анализа радиационной обстановки в рамках РгП постоянен и составляет более 65 тыс. измерений. При этом только за последние 4 года управлению Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу удалось увеличить объемы радиологических исследований в рамках надзорной

деятельности и социально-гигиенического мониторинга практически в 2 раза.

Залогом такого изменения стало создание на базе управления и ФБуЗ центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург Северо-Западного межрегионального радиологического центра по оказанию организационной, методической и практической помощи территориальным органам Роспотребнадзора СевероЗападного федерального округа. центр создан в соответствии с приказом руководителя Роспотребнадзора. дополнительное приборное оснащение высокотехнологичным оборудованием, таким как комплексы для жид-косцинтилляционной спектрометрии, спектрометры с полупроводниковыми детекторами на основе особо чистого германия, позволили не только количественно, но и качественно изменить структуру выполняемых радиологических исследований.

Так, например, если в 2005 г. количество радиологических исследований питьевой воды не превышало 10 (в связи с использованием трудоемких процессов радиохимической пробоподготовки), то на сегодняшний день только расширенных исследований, включающих идентификацию и измерение индивидуальных активностей присутствующих в воде природных и техногенных радионуклидов, проводится более чем в 300 пробах ежегодно. Причем используемое оборудование и квалификация специалистов позволяют выполнять исследования пищевых продуктов и питьевой воды, например в случае аварийной необходимости, более 50 проб в сутки.

Следует отметить, что паспортизация Санкт-Петербурга основывается не только на исследованиях факторов среды обитания, но и на большом массиве данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан Российской Федерации (ЕСКИд).

Система функционирует на базе учреждений Роспотребнадзора уже более 10 лет и состоит в сборе и ведении региональных банков данных (РБд) о дозах техногенного облучения персонала в условиях нормальной и аварийной эксплуатации источников (учетные формы

15

[гиена и санитария 1/2013

№ 1-ДОЗ и 2-ДОЗ), а также РБД о дозах медицинского облучения пациентов (форма № 3-дОЗ) и природного облучения населения (форма № 4-дОЗ).

Причем Региональный банк данных индивидуальных эффективных годовых доз облучения персонала группы "А" содержит персонифицированные данные о каждом человеке, занятом на работах с техногенными источниками ионизирующего излучения.

Перекрестная проверка между системами паспортизации и ЕСКИд позволяет обеспечить достоверность оценки доз облучения населения и персонала.

Используя инструменты РгП и ЕСКИд, прежде всего ежегодно определяются уровни и структура не только индивидуальных, но и коллективных доз облучения населения Санкт-Петербурга от всех возможных видов и способов реализации дозовой нагрузки на население.

Наибольший вклад в облучение населения города -до 75% вносит облучение за счет природных источников ионизирующего излучения. Формируется эта компонента главным образом за счет внешнего гамма-излучения и внутреннего облучения человека изотопами радона, который выделяясь из почвы или строительных конструкций, изготовленных из минерального сырья, накапливается в воздухе зданий [8].

Именно превалирующее значение природных источников в структуре доз облучения населения заставило нас детально изучить геологические и антропогенные особенности формирования природного облучения, а также разработать ряд мер по усилению действенности надзора со стороны Управления за природными источниками ионизирующего излучения.

Условно такие меры были разделены на две группы: профилактические и адресные мероприятия (табл. 1).

Практическая реализация указанного комплекса профилактических и адресных мероприятий привела к существенному снижению уровней содержания изотопов радона в воздухе помещений сдаваемых в эксплуатацию жилых и общественных зданий.

Результаты мониторинга природного облучения населения и итоги паспортизации в соответствии с нашими предложениями использовались Правительством города для разработки и реализации ежегодных адресных целевых программ по радиологическому обследованию объектов социальной сферы (детских

Таблица 1

Комплекс мероприятий по ограничению природного облучения населения Санкт-петербурга

дошкольных учреждений, школ, подростковых клубов). Радонозащитные мероприятия выполнены в 12 детских садах и школах. Только в 2009-2011 гг. обследовано более 100 детских учреждений. Осуществляется детальный контроль за содержанием природных радионуклидов в питьевой воде подземных источников водоснабжения в период подготовки детских лагерей к летней оздоровительной кампании. В 2012 г. предполагается реализация двух адресных целевых программ радонометрического и радиометрического обследования образовательных учреждений.

Эффективность этой работы подтверждается снижением коллективных эффективных доз облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения (табл. 2) с более чем 18 тыс. чел-Зв/год в 1998 г. до 11,5 тыс. чел-Зв в 2010 г. Соответственно сокращаются и коллективные риски возникновения стохастических эффектов для населения за счет природных источников: с 1370 до 772 случаев в год.

В структуре годовой коллективной дозы облучение за счет использования источников ионизирующего излучения в медицинских целях занимает второе место формируя 24% коллективной дозы.

для снижения облучения населения в медицинских целях была разработана Концепция развития службы лучевой диагностики учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга. Существенное влияние на уровни облучения населения оказал приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, в рамках которого проведена замена технически и морально устаревшей рентгенодиагностической техники на оборудование с цифровой обработкой рентгеновского изображения.

В целом к основным направлениям работы по снижению уровней медицинского облучения населения можно отнести следующие мероприятия:

1. Оптимизация структуры и совершенствование методик радиологических медицинских исследований, включая обеспечение инструментального контроля и учета доз облучения пациентов.

2. Замена технически устаревшей рентгенодиагностической техники на аппараты с цифровой обработкой изображения.

3. Усиление контроля за соответствием применяемых радиофармацевтических препаратов и рентгеновской аппаратуры требованиям санитарных норм и правил.

4. Повышение квалификации и культуры радиационной безопасности специалистов служб лучевой диагностики.

5. Внедрение референтных уровней медицинско-

Профилактические мероприятия Адресные мероприятия

Введение системы производ- Обследование объектов соци- Коллективные эффективные дозы облучения и риски стохасти-

ственного радиационного кон- альной сферы, расположенных ческих эффектов для населения за счет воздействия природных

троля строительных материалов на потенциально радоноопас- источников

и изделий ных территориях

Радиологическое обследование Разработка адресных целевых Годовая коллективная доза об- Риск последствий для

земельных участков под строи- программам Правительства год лучения, чел-Зв/год здоровья, случаев/год

тельство Санкт-Петербурга

Радиологическое обследование Выполнение радонозащитных 1998 18 810 1370

законченных строительством мероприятий на объектах со 2000 15 598 1139

зданий и сооружений среднегодовой эквивалентной

Выбор источника водоснаб- равновесной объемной актив- 2002 13 325 973

жения и системы водоотве- ности (ЭРОА) радона в воздухе 2004 13 264 968

дения с учетом содержания помещений более 200 Бк/м3

природных радионуклидов в Корректировка системы водо- 2006 13 211 952

источнике подготовки питьевой воды с 2008 12 851 937

учетом содержания природных

радионуклидов в источнике 2010 11 528 772

16

го облучения ("критерий лучшей практики") в работу учреждений здравоохранения.

В результате реализации части из вышеуказанных мер к 2011 г. на более чем 20% уменьшилось количество высокодозообразующих рентгеноскопических исследований, заменяемых на рентгенографические или нелучевые методы диагностики.

В целом результаты паспортизации показывают, что в течение последних 5 лет, коллективные дозы медицинского облучения населения уменьшились с почти 7 тыс. чел.-Зв/год до чуть более 4 тыс. чел.-Зв/год. уровни медицинского облучения требуют не только тщательного мониторинга со стороны органов Роспотребнадзора, но и ежедневного внимания главным образом со стороны служб радиационной безопасности самих эксплуатирующих медицинских организаций. Это позволит исключить излишнее администрирование со стороны надзорных органов и придаст новый стимул для развития культуры радиационной безопасности в медицинских организациях.

характеризуя уровни облучения населения за счет техногенно-измененного радиационного фона необходимо отметить, что глобальные выпадения радиоактивных осадков после аварии на чернобыльской атомной станции не затронули территорию Петербурга в тех уровнях, которые достойны внимания, и требовали бы детального изучения и анализа. Однако нам досталось богатое наследие, связанное с последним десятилетием XIX - началом XX века, когда Санкт-Петербург стал научным флагманом в изучении свойств урановых руд.

До 1970 г. в городе размещалось большое количество предприятий военно-промышленного комплекса и научно-исследовательских учреждений, работа которых при отсутствии нормативной базы и системы централизованного сбора радиоактивных отходов привела к большому числу локальных участков радиоактивного загрязнения (уРЗ) в зданиях и на открытых территориях [9]. При формировании РГП Санкт-Петербурга стали логичными определение первоочередности и объемов выполняемых дезактивационных работ, а также разработка адресных целевых программ обеспечения радиационной безопасности населения Санкт-Петербурга. О каких итогах этой многолетней работы можно говорить?

Реализована Программа "По следам Ферганского общества", включавшая в себя радиологическое обследование ряда научно-исследовательских учреждений города, где по архивным источникам и данным литературы проводились работы с урановой рудой. По результатам этой программы были выявлены и дезактивированы радиоактивные загрязнения на площади более 250 м2 в историческом центре Санкт-Петербурга.

Выполнена Программа радиологического обследования средних учебных заведений, в том числе 615 школ, 150 ПТУ, 69 техникумов, в которых было обнаружено и сдано на захоронение более 5,5 тыс. различных радионуклидных источников содержащих светосоставы постоянного действия на основе радия-226.

В результате выполнения Программы радиологического обследования 29 высших учебных заведений города передано на захоронение более 23 тыс. источников излучения. Среди наиболее значимых находок - транспортный контейнер с источником кобальта 60, активностью 5 мг-экв радия. В трех вузах было выявлено радиоактивное альфа-загрязнение полов учебных классов на площади более 300 м2, а также мебели и оборудования с уровнями от 50 до 600 альфа-частиц/см2 мин. В учебных классах трех институтов мощность дозы у столов

студентов составляла до 1,2 мкЗв/ч. Во всех случаях выполнены дезактивационные работы.

Программа радиологического обследования домов пионеров и кружков технического творчества, а также учреждений ДОСААФ, где были демонтированы макеты пультов подводных лодок с мощностью дозы гамма-излучения на рабочем месте учеников до 10 мкЗв/ч.

В процессе реализации программы радиологического обследования территорий и помещений медицинских институтов, больниц, поликлиник и диспансеров изъято для захоронения более 2 тыс. изделий, содержащих радий-226, при этом часть изделий имели снимаемое альфа-загрязнение более 100 альфа-частиц/см2 мин.

Выявлено 24 предприятия, на которых обнаружены оставшиеся после прекращения работ с радиоактивными веществами загрязнения производственных помещений и территорий с уровнями радиационного фона до 50 мкЗв/ч, общей площадью около 10 000 м2. По ориентировочным расчетам в зонах повышенного облучения только на предприятиях ВПК находилось не менее 10 тыс. человек. За все время работы в этом направлении на территории города ликвидировано 37 местных могильников радиоактивных отходов.

Благодаря активному взаимодействию Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на сегодняшний день удалось добиться полной и немедленной дезактивации всех выявляемых участков радиоактивного загрязнения.

За 1998-2011 гг. всего дезактивировано более 350 участков локального радиоактивного загрязнения территорий и более 320 УРЗ в зданиях. В результате дезактивации городских территорий ежегодно сдается на захоронение от 7 до 120 м3 низко- и среднеактивных радиоактивных отходов.

На основании выполненной гигиенической оценки эффективности мероприятий, направленных на ликвидацию УРЗ за период с 1991 по 2011 г., с учетом площадей радиоактивного загрязнения и радиометрических характеристик УРЗ в зонах техногенно-измененного радиационного фона находились от 20 до 50 тыс. человек. Ежегодное дополнительное облучение критических групп населения в этих зонах могло составить от 0,5 до 2 мЗв/год на человека. Таким образом, предотвращенную коллективную дозу облучения жителей Санкт-Петербурга за счет ликвидации техногенных радиоактивных загрязнений консервативно можно оценить в 10 000 чел.-Зв, что, безусловно, свидетельствует об эффективности проводимой работы и указывает на необходимость ее продолжения как минимум в ближайшие 5 лет.

Для решения вопросов обследования территорий и дезактивации участков локального радиоактивного загрязнения в Петербурге разработаны и утверждены постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об экологической политике Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы" (№ 1662 от 25.12.07), а также "О перечне мероприятий по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности населения Санкт-Петербурга в 2011-2015 гг." (№ 539 от 03.05.11).

Заключение

Практика использования радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий показала безусловную эффективность этого инструмента для системного получения информации о радиационной безо-

17

[гиена и санитария 1/2013

пасности населения, достоверной оценки радиологических показателей факторов среды обитания, изучения, анализа и прогнозирования уровней облучения населения от всех возможных видов и способов воздействия источников ионизирующего излучения на человека.

В конечном итоге паспортизация позволяет не только разрабатывать, но и оценивать эффективность мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения.

литер атур а

1. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 09.01.96 г.

2. Постановление Правительства РФ "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" № 93 от 28.01.97 г.

3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении типовых форм радиационногигиенических паспортов" № 22 от 25.09.97 г.

4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения" № 8 от 22.11.2004 г.

5. Приказ Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "О совершенствовании радиационно-гигиенической паспортизации" № 203 от 02.07.2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" № 40 от 26.04.2010 г.

7. Ракитин И. А., Горский Г. А. Радиационная обстановка, организация и обеспечение надзора за радиационной безопасностью населения Санкт-Петербурга // Радиационная гигиена.

- 2008. - Т. 1, № 2. - С. 36-46.

8. Горский Г. А., Стамат И. П. К оценке эффективности предупредительного надзора за обеспечением радиационной безопасности населения при облучении природными источниками ионизирующего излучения // Радиационная гигиена.

- 2008. - Т. 1, № 3. - P. 41-45.

9. Ракитин И. А., Горский Г. А., Романович И. К., Стамат И. П. Радиационная обстановка в Санкт-Петербурге: характеристика, проблемы и пути решения // Современные проблемы обеспечения радиационной безопасности населения: матер. науч.-практ. конф. - СПб., 2006. - С. 39-41.

Поступила 29.05.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.7:005

М. Ю. Комбарова1, А. С. Радилов1, В. В. Романов2, Е. В. Олейникова1, Н. С. Овчиникова1, Д. В. Гуляев1,

И. О. Иванова1

МЕДИКО-САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА И

прилегающей к нему территории как регистр показателей санитарноэпидемиологической безопасности состояния здоровья и среды обитания

1ФГУП НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека ФМБА, Санкт-Петербург; 2Федеральное медико-биологическое агентство, Москва

В статье представлены основные положения медико-санитарного паспорта химически опасного объекта и прилегающей к нему территории. Показана необходимость разработки медико-санитарного паспорта для систематизации санитарно-эпидемиологических данных с целью комплексной оценки здоровья населения и персонала, работающего на химически опасных объектах, вредных факторов производственной и окружающей среды с учетом выбросов загрязняющих веществ химически опасных объектов.

Ключевые слова: медико-санитарный паспорт, химически опасный объект, здоровье населения, здоровье персонала, факторы, производственная среда, окружающая среда, риск, медико-экологическая напряженность

M. Yu. Kombarova1, A. S. Radilov1, V.V. Romanov2, E.V Oleynikova1, N.S. Ovchinikova1, D.V Gulyaev1, I.O. Ivanova1 - THE MEDICAL AND SANITARY PASSPORT OF CHEMICALLY HAZARDOUS FACILITY E AND THE SURROUNDING AREA AS THE REGISTER OF INDICATORS OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC SAFETY OF A STATE OF HEALTH AND HABITAT AREAS

1Federal state unitary enterprise "Scientific-Research Institute of Hygiene, Occupational Pathology and Human Ecology" of the Federal Medical-Biological Agency, 188663, the Leningrad Region, Russuan Federation; 2Federal Medical Biological Agency, 123182, Moscow, Russian Federation

Basic provisions of the medical and sanitary passport of chemically dangerous object and the territory adjoining to it are presented in article. Need of development of the medical and sanitary passport for systematization of sanitary and epidemiologic data with the purpose of a complex assessment of health of the population and the personnel working at chemically dangerous objects, harmful factors production and environment taking into account emissions ofpolluting substances of chemically dangerous objects is shown.

Key words: health passport, chemically hazardousfacility, public health, health of the personnel, factors, work environment, the environment, risk, medical and environmental stress

Одним из важнейших вопросов при формировании экологической политики является выявление основных ведущих причин дополнительной заболеваемости и смертности населения, обусловленных загрязнением

окружающей среды, особенно на территориях расположения химически опасных объектов (ХОО).

Вместе с тем обращает на себя внимание отсутствие отчетных нормативно-методических докумен-

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.