Научная статья на тему 'Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов'

Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
141
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МЕТОДЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / THEORETICAL FOUNDATIONS / METHODS / HEALTH / LIFESTYLE / STUDENT / HIGH SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Рапопорт И. К., Чубаровский В. В., Тимошенко К. Т., Гончарова Г. А.

Разработаны теоретические подходы к охране здоровья студентов с позиций рассмотрения процессов их биологической и социальной дезадаптации, особенностей возникновения, динамики и возрастного патоморфоза заболеваний как комплекса фундаментальных научных проблем. Обоснованы методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья обучающихся и преподавателей, рассматривая здоровье как открытую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Рапопорт И. К., Чубаровский В. В., Тимошенко К. Т., Гончарова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO INTEGRATED STUDY ON UNIVERSITY TEACHERS' AND STUDENT HEALTH

Theoretical approaches to students health care in terms of review of the processes of the biological and social exclusion, the characteristics of origin, dynamics, and age pathomorphism of deseases as a complex of fundamental scientific problems. Methodological approaches to the integrated study of the health of students and teachers, considering the health as an open bio-psycho-social system that

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов»

февраль №2 (227) ЗНСО

15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОМПЛЕКСНОМУ ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, К.Т. Тимошенко, Г.А. Гончарова

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO INTEGRATED STUDY ON UNIVERSITY TEACHERS' AND STUDENT HEALTH

T.Sh. Minnibaev, I.K Rappoport, V.V. Chubarowsky, K.T. Timoshenko, G.A. Goncharova

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздравсоцразвития РФ, г. Москва

Разработаны теоретические подходы к охране здоровья студентов с позиций рассмотрения процессов их биологической и социальной дезадаптации, особенностей возникновения, динамики и возрастного патоморфоза заболеваний как комплекса фундаментальных научных проблем. Обоснованы методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья обучающихся и преподавателей, рассматривая здоровье как открытую био-психо-социальную систему, изменяющуюся в результате воздействия экзогенных факторов.

Ключевые слова: теоретические основы, методы, здоровье, образ жизни, студент, преподаватель вуза.

Theoretical approaches to students health care in terms of review of the processes of the biological and social exclusion, the characteristics of origin, dynamics, and age pathomorphism of deseases as a complex of fundamental scientific problems. Methodological approaches to the integrated study of the health of students and teachers, considering the health as an open bio-psycho-social system that varies as a result of the impact of exogenous factors were substantiated.

Keywords: theoretical foundations, methods, health, lifestyle, student, high school teacher.

Студенты и преподаватели высших учебных заведений составляют непрерывное звено пополнения элиты общества, постоянный источник его прогресса, всестороннего благополучия населения. За последние десятилетия показатели здоровья студентов и преподавателей вузов продолжают ухудшаться [1]. Разработка подходов к проблемам укрепления их здоровья имеет первостепенное значение. Сегодня в системе совершенствования подготовки специалистов становится актуальным воспитание у абитуриентов и студентов установки на здоровый образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих [2; 4].

В 1 114 тыс. вузах России обучаются 7 млн 435 тыс. студентов, работает большой профессорско-преподавательский коллектив. Как студенты, так и преподавательский корпус вузов представляют собой отдельные социальные группы населения со специфическими условиями труда, организацией быта, досуга, уровнем культуры, потребностями и возможностями их удовлетворения, притязаниями, устремлениями, и т. п., которые, несомненно, оказывают существенное влияние на формирование их здоровья. В отечественной литературе существуют лишь единичные работы по оценке условий труда и здоровья профессорско-преподавательского состава [3]. Значительное число работ, посвященных изучению состояния здоровья студентов, различаются по направлениям и задачам исследования, методическим подходам, а, следовательно, полученные результаты трудно сопоставить.

Цель данного исследования — разработать теоретические основы и методические подходы к изучению состояния здоровья основных участников образовательного процесса в высшей школе на основе анализа данных литературы и

материалов собственных многолетних исследований состояния здоровья и образа жизни студентов и преподавателей вузов.

Был проведен анализ данных литературы более чем за 100-летний период. На протяжении ряда лет осуществлялись системные исследования состояния здоровья и образа жизни абитуриентов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов разного профиля в Москве, Орле, Курске, что дало возможность сделать нижеприведенные обобщения.

Теоретические основы изучения состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. До настоящего времени состояние здоровья участников образовательного процесса в большинстве случаев оценивается по критериям выявления соматической заболеваемости при анализе данных обращаемости или диспансеризации. Участники образовательного процесса высшей школы в силу специфики организации их учебно-профессиональной деятельности даже при необходимости редко обращаются за медицинской помощью и не всегда охотно проходят плановую диспансеризацию, что, несомненно, отражается на результатах показателей заболеваемости контингента. Кроме того, за последнее время произошло увеличение доли функциональных нарушений в общей картине заболеваемости, что не всегда выявляется в общих поликлинических условиях.

Изучение процессов психобиологической и социальной дезадаптации, особенностей возникновения, динамики и возрастного патомор-фоза заболеваний студентов является комплексом фундаментальных проблем, приобретающим в последние годы чрезвычайную актуальность. Психофизическое развитие юношей и девушек 15—17 лет (старшеклассников, будущих абитуриентов вузов) и студентов 18—25 лет в силу

16

ЗНиСО Февраль №2 (22/)

своей экосензитивности может рассматриваться как показатель уровня здоровья и качества жизни населения, как чувствительный индикатор состояния общества и происходящих в нем перемен. Широкомасштабный мониторинг состояния здоровья подростково-юношеской части популяции, включающий в себя оценку роли эндогенно-конституциональных, средо-вых, социальных и временных факторов, обусловливает необходимость разработки унифицированных методов оценки соматического и психического здоровья и развития личности на этапе онтогенеза в период 15—25 лет. Состояние здоровья студентов нельзя рассматривать в отрыве от состояния здоровья других участников образовательного процесса и, в первую очередь, от здоровья преподавателей.

Особенности современного развития методологических подходов к оценке полученных в ходе клинических исследований данных, в частности в отношении их достоверности (validity) и прогностической значимости, привели к созданию новой дисциплины — клинической эпидемиологии как основы доказательной медицины («evidence based medicine», Р. Флечер, С. Флет-чер, Э. Вагнер). Именно этот подход занимает в последние годы одно из ведущих мест в государственных научно-исследовательских программах многих стран Европы и лежит в основе исследований, проводимых лабораторией проблем университетской гигиены Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Основными задачами университетской гигиены в настоящее время являются:

— изучение основных показателей состоя -ния здоровья учащихся (будущих абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов) и молодых преподавателей высшей школы;

— разработка унифицированных методов оценки состояния психосоциальной адаптации учащихся и молодых преподавателей вуза;

— изучение психофизиологических показателей адаптации в процессе учебной и профессиональной деятельности в обычных и стрессовых условиях;

— разработка критериев оценки психофизиологической устойчивости учащихся в процессе обучения;

— разработка научных основ профилактики нарушений психического здоровья у будущих абитуриентов и студентов;

— изучение динамики умственной работоспособности студентов в период учебных занятий и экзаменационного стресса;

— изучение образа жизни и эффективности распределения и использования суточного и недельного бюджетов времени учащихся и молодых преподавателей вуза.

Была разработана основная концепция изучения состояния здоровья всех участников образовательного процесса на основе следующих принципов: комплексность, многоуров-невость, преемственность.

Реализация предложенных принципов возможна в рамках следующих методологических подходов:

1. Рассмотрение состояния здоровья участника образовательного процесса как открытой био-психо-социальной системы.

2. Использование унифицированных методов при оценке показателей различных составляющих открытой био-психо-социальной системы.

3. Динамический подход к оценке показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

4. Междисциплинарный подход к изучаемым научным проблемам при координирующей роли специалистов-гигиенистов.

Методические подходы к изучению состояния здоровья и профилактике заболеваемости всех участников образовательного процесса. Обобщение материалов многолетних исследований позволило представить периодизацию изучения состояния здоровья студентов и определить приоритетные методы исследования, использовавшиеся на каждом этапе. С конца XVIII до начала ХХ вв. проводились единичные оригинальные исследования по оценке физического развития, экономического положения студентов, образа жизни и показателей инфекционной заболеваемости и др. В 20—30-е гг. проводились плановые исследования в научно-исследовательских институтах и на кафедрах гигиенического профиля. В 40-е гг. исследования в этом направлении были сведены на нет. В 60—80-е гг. ХХ столетия проводились системные плановые исследования по изучению состояния здоровья, условий обучения, быта, организации питания, физического воспитания студентов вузов разного профиля. Была разработана общегосударственная программа «Здоровье студентов», в которой участвовали 82 вуза страны. Научное руководство осуществляли два ведущих вуза страны — 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова (Э.Э. Саркисянц, Т.Ш. Миннибаев и др.) и Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Н.А. Агаджанян, А.Е. Северин и др.) соответственно от Минздрава СССР и Минвуза СССР.

Начиная с 90-х гг. и по настоящее время, объем и направления психолого-педагогических и физиолого-гигиенических исследований здоровья и успешности обучения значительно сократились и носят, в основном, внутривузовский, межкафедральный инициативный характер. Снизился и методический уровень работ. Большая часть исследований базируется на результатах анализа статистической отчетности, данных медицинских осмотров, социологических исследований (анкетирование).

Одним из важнейших методов изучения состояния здоровья является анализ заболеваемости по обращаемости. Для получения более полных данных о заболеваемости по обращаемости, по нашему мнению, необходимо использовать все формы амбулаторной документации. Источ-

февраль №2 (227) ЗНиСО

17

никами информации для исследования должны служить учетные формы: медицинская карта студента ВУЗа (форма 025-3/у); справка о временной нетрудоспособности студентов (форма 095/у); контрольная карта диспансерного больного (форма 030/у); данные официальной государственной статистической отчетности: «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (форма 30); «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» (форма 12). Это позволит получить достоверные показатели заболеваемости.

Здоровье и условия труда преподавателей вузов мало изучены. Трудно сопоставить труд преподавателя вуза с другим видом трудовой деятельности. Общая продолжительность рабочего дня преподавателя составляет более 10 ч в день. У 82 % опрошенных рабочий день продолжается дома, включая воскресные дни.

Две трети опрошенных преподавателей высшей школы свою профессиональную деятельность совмещают с другой оплачиваемой работой. Одна треть преподавателей пользуется двухразовым питанием. У 65—70 % в наличии хронические заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, варикозное расширение вен и др.), органов пищеварения, вегетативной нервной системы и др. У них отмечается низкая медицинская активность: более 60 % опрошенных занимались самолечением, продолжая профессиональную деятельность при появлении признаков недомогания.

В настоящее время процессы формирования здоровья студентов и преподавателей вузов становятся все более и более сложной медико-социальной проблемой. Полученные научные данные способствуют выявлению этио-патогенетических механизмов формирования нарушений здоровья у подростков-абитуриентов, студентов, молодых преподавателей при воздействии экзогенных факторов, в т. ч. социальных и психологических. Показатели динамики и структуры заболеваемости и пограничных психических расстройств, психофизиологические и

социологические показатели, основанные на использовании унифицированных методических приемов, позволяют проводить оценку многоуровневых процессов адаптации юношей и девушек к комплексу различных факторов жизнедеятельности.

Результаты исследований являются предпосылками для:

— разработки профилактических программ и оздоровительных технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья различных кон-тингентов: подростков-абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей в условиях образовательных учреждений;

— оценки эффективности и коррекции проводимых профилактических и лечебно-оздоровительных программ и мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса //Гигиена и санитария, 2006. № 3. С. 48—50.

2. Глыбочко П.В. Бугаева И.О., Еругина М.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи //Саратовский медицинский журнал, 2009. № 1. С. 9—11.

3. Золотарев Ю.В., Микерова М.С. К вопросу о здоровье и образе жизни преподавателей медицинских вузов (по материалам Медицинского института Орловского государственного университета). Проблемы управления здравоохранением, 2006. № 4 (29). С. 41—47.

4. Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка образа жизни и состояния здоровья учеников 10—11 классов, ориентированных на получение высшего медицинского образования //Гигиена и санитария. 2008. № 4. С. 60—64.

Контактная информация:

Миннибаев Талгат Шайдуллинович, тел.: 8 (910) 406-54-55, e-mail: [email protected]

Contact information:

Minnibaev Talgat Shaydullinovitch, phone: 8 (910) 406-54-55, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.