Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Группы здоровья'

Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Группы здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
1136
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ СТАТУС / МКБ-10 / STUDENT''S HEALTH / COMPREHENSIVE ASSESSMENT / HEALTH GROUPS / PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / MORBIDITY / INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Рапопорт И. К., Чубаровский В. В., Савчук О. А., Тимошенко К. Т.

Представлены теоретическое обоснование и современная методика комплексной оценки состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Уточнены показатели, критерии и методическая схема определения группы здоровья с учетом данных о физическом статусе, заболеваемости и состоянии здоровья. Схема значительно переработана и дополнена в соответствии с современной структурой заболеваемости студенческой молодежи, отечественными клиническими классификациями и Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Уточнён список наиболее часто встречающихся при профилактических осмотрах заболеваний и функциональных расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миннибаев Талгат Шайдуллинович, Рапопорт И. К., Чубаровский В. В., Савчук О. А., Тимошенко К. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE HEALTH ASSESSMENT OF THE STUDENTS BASED ON THE RESULTS OF PROPHYLACTIC HEALTH CHECK-UPS. HEALTH GROUPS

The authors have presented the theoretical foundations of modern technique and integrated assessment of the students' health based on the results of preventive medical examinations. They specified performance criteria and methodical scheme of the definition of health, taking into account data on the physical status, morbidity, and health. The scheme was considerably revised and supplemented in accordance with the modern structure of morbidity students, domestic clinical classifications and International Classification of Diseases 10 (ICD-10). The authors revised the list of the most common diseases in preventive examinations and functional disorders.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Группы здоровья»

16

ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (259)

шириной, где сосредоточено большое количество как стационарных, так и передвижных источников загрязнения атмосферы, и создаются неблагоприятные условия для рассеивания загрязнений;

— при изучении качества атмосферного воздуха в г. Оренбурге установлено, что уровень загрязнения воздуха является повышенным (ИЗА равен 5,93). Наиболее загрязнённой является центральная часть города;

— на всех маршрутных постах наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Оренбурге в 2009 г. периодически наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по взвешенным веществам, диоксиду азота и оксиду углерода. Исследования по максимально-разовым пробам дают представление только о ситуационном загрязнении на момент исследования и не позволяют дать оценку качества атмосферного воздуха в городе и определить вклад источников загрязнения в сложившуюся ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березин И.И. и др. Риск здоровью населения промышленных городов, связанный с содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе / И.И. Березин, В.В. Сучков

//Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 10 (247). С. 39—42.

Быстрых В.В. и др. Комплексная оценка состояния атмосферного воздуха Оренбургской области / В.В. Быстрых, В.Д. Баширов, Л.А. Белослудцева, А.И. Богатов, С.А. Кузьмин //Вестник ОГУ. 2006. № 1. Т. 2.

Мешков Н.А.и др. Ретроспективный анализ состояния атмосферного воздуха и распространения болезней системы кровообращения и органов дыхания среди населения городов Томска и Оренбурга / Н.А. Мешков, Е.А. Валь-цева, А.В. Марасанов, Е.Н. Ориничева, А.З. Куликова, С.И. Мануйлов, А. Ефимова //Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 3. Т. 1.

Ханхареев С.С. и др. Управление качеством атмосферного воздуха с использованием методологии оценки риска для здоровья населения (на примере г. Улан-Удэ Республики Бурятия) / С.С. Ханхареев, Е.Е. Багаева, Е.В. Мадеева, М.В. Ткачева, Ю.В. Говорина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 5 (242). С. 7—9.

Контактная информация:

Бархатова Людмила Алексеевна, тел.: 8 (3532) 77-71-26, e-mail: [email protected]

Contact information:

Barkhatova Lyudmila, phone: 8 (3532) 77-71-26, e-mail: [email protected]

-♦+♦-

УДК 613.96

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ. ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Т.Ш. Миннибаев1, И.К. Рапопорт1,2, В.В. Чубаровский1,2, О.А. Савчук1,3, К.Т. Тимошенко1, С.В. Катенко1

1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, г. Москва 3ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России, г. Саратов,

Представлены теоретическое обоснование и современная методика комплексной оценки состояния здоровья студентов по результатам профилактических медицинских осмотров. Уточнены показатели, критерии и методическая схема определения группы здоровья с учетом данных о физическом статусе, заболеваемости и состоянии здоровья. Схема значительно переработана и дополнена в соответствии с современной структурой заболеваемости студенческой молодежи, отечественными клиническими классификациями и Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Уточнён список наиболее часто встречающихся при профилактических осмотрах заболеваний и функциональных расстройств.

Ключевые слова: здоровье студентов, комплексная оценка, группы здоровья, диспансеризация, физический статус, МКБ-10.

T.S. Minnibaev, I.K. Rapopot, V.V. Chubarovsky, O.A. Savchuk, K.T. Timoshenko, S.V. Katyenko □ COMPREHENSIVE HEALTH ASSESSMENT OF THE STUDENTS BASED ON THE RESULTS OF PROPHYLACTIC HEALTH CHECK-UPS. HEALTH GROUPS □ Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow; Research Institute of hygiene and protection of health of children and adolescents Moscow; Saratov State Medical University Ministry of Health of Russia, Saratov.

The authors have presented the theoretical foundations of modern technique and integrated assessment of the students' health based on the results of preventive medical examinations. They specified performance criteria and methodical scheme of the definition of health, taking into account data on the physical status, morbidity, and health. The scheme was considerably revised and supplemented in accordance with the modern structure of morbidity students, domestic clinical classifications and International Classification of Diseases 10 (ICD-10). The authors revised the list of the most common diseases in preventive examinations and functional disorders.

Key words: student's health, comprehensive assessment, health groups, preventive medical examination, physical development, morbidity, International Classification of Diseases.

g

S

Актуальность. В настоящее время увеличение общей численности студентов сопровождается ухудшением показателей их здоровья при одновременном снижении медицинских противопо-

казаний к обучению в высшей школе. Особую актуальность приобретает совершенствование комплексной оценки состояния здоровья с выделением групп здоровья по результатам еже-

ОКТЯБРЬ №10 (259) ЗНиСО

17

годных профилактических медицинских осмотров и организации медико-социальной помощи О студентам в процессе обучения в вузах. Общие принципы формирования групп здоровья в ги-^^ гиене детей и подростков были сформулированы ° С.М. Громбахом [1]. Многолетняя практика организации лечебно-профилактической работы в области университетской медицины и здоровья показала эффективность и медико-социальную значимость формирования групп здоровья по результатам профилактических медицинских осмо-^ тров [2]. Формирование групп здоровья необхо-3 димо также для организации оздоровительных мероприятий, а также воспитания и самовоспитания обучающихся основам культуры здоровья, формирования здорового образа жизни.

Материал и методы. В работе обобщены результаты многолетних исследований условий обучения, состояния здоровья, работоспособности и успеваемости старшеклассников профильных медико-биологических классов как будущих потенциальных абитуриентов и студентов вузов, а также данные литературы.

Результаты и обсуждение. В организационном и методическом плане важно, чтобы комплексная оценка состояния здоровья на момент обследования с определением соответствующей группы здоровья давалась сразу по завершении профилактического обследования (профилактического осмотра). При этом острое заболевание, а также вероятность возникновения нового заболевания, обусловленного наследственной предрасположенностью или условиями жизни, не учитываются. Наличие или отсутствие заболеваний и функциональных расстройств определяется при профилактическом медицинском осмотре с обязательным участием врачей-специалистов. При этом врачами в обязательном порядке принимаются во внимание данные ранее проведенных диагностических исследований, учитывается вариант клинического течения и стадия заболевания, а также степень сохранности (утраты) основных функций органов или систем организма, пораженных патологическим процессом. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами, а также при использовании функциональных проб и тестов, проводимых как в процессе врачебного обследования, так и на доврачебном этапе осмотра.

Физическое развитие — важный показатель и критерий оценки состояния здоровья обучающихся. Основными характеристиками его являются антропометрические данные: длина и масса тела, обхват груди (окружность грудной клетки), физиометрические показатели [3, 4]. Оценка физического развития студентов проводится по региональным справочным (референтным) таблицам. Сравнивая данные индивидуума с показателями оценочных таблиц (стандартов) устанавливают группы физического развития с определением степени его гармоничности. «Вклад» физического развития в общую характеристику состояния здоровья определяется в соответствующих разделах методики комплексной оценки состояния здоровья.

В целях унификации системы комплексной оценки состояния здоровья обучающихся в выс-

шей школе переработана «Схема определения групп здоровья у студентов по результатам профилактических медицинских осмотров». По сравнению с «Методическими рекомендациями по комплексной оценке состояния здоровья студентов при массовых профилактических осмотрах» 1988 года рабочая Схема значительно переработана и дополнена в соответствии с современной структурой заболеваемости студенческой молодежи, отечественными клиническими классификациями и Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Кроме того, с учетом сформировавшихся в последние годы особенностей состояния здоровья студентов, пересмотрен список наиболее часто встречающихся при профилактических осмотрах заболеваний и функциональных расстройств. При выявлении у студента патологии, не представленной в схеме, оценка состояния здоровья будет осуществляться врачом на основании изложенных выше принципов и с обязательным учетом варианта течения, степени тяжести заболевания, нарушений соответствующих функций, наличия осложнений и других признаков.

Используя «Схему определения групп здоровья у студентов по результатам профилактических медицинских осмотров» все обследованные юноши и девушки могут быть отнесены к одной из следующих групп здоровья:

— к I группе здоровья относятся здоровые студенты, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов и функциональных расстройств;

— ко II группе здоровья относятся студенты, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные расстройства, а также: реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; юноши и девушки с нарушениями физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, дефицит массы тела, избыточная масса тела); студенты, часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; юноши и девушки с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

— к III группе здоровья относятся студенты, страдающие хроническим(и) заболеванием(ями) в стадии клинической ремиссии при компенсации функциональных возможностей; или с хроническим заболеванием с редкими обострениями при отсутствии осложнений основного заболевания; юноши и девушки с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения и последующей трудовой деятельности молодого специалиста;

— к IV группе здоровья относятся студенты с хроническими заболеваниями в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с неполной компенсацией (субкомпенсацией) функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; с хроническими заболеваниями при высокой вероятности возможных осложнений основно-

18

ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (259)

го заболевания; с хроническими заболеваниями, требующими поддерживающей терапии; юноши и девушки с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или последующей трудовой деятельности молодого специалиста;

— к V группе здоровья относятся студенты, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма; с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; студенты с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или последующей трудовой деятельности молодого специалиста.

В большинстве случаев студенты, отнесенные к V группе здоровья, нуждаются в особых условиях обучения. Поэтому они могут получать высшее образование только в специализированных учебных заведениях или на специализированных факультетах и отделениях вузов.

Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья, так как функциональные возможности студентов, отнесенных к этой группе, еще не снижены, но у них, как правило, существует высокий риск формирования хронической патологии. Юноши и девушки этой группы, зачастую, нуждаются в проведении определенных оздоровительных и коррекционных мероприятий и диспансерном наблюдении. При отсутствии медицинского контроля и адекватной лечебно-оздоровительной работы на фоне функциональных расстройств могут сформироваться хронические заболевания.

По результатам профилактического осмотра каждого студента выносится заключительный развернутый клинический диагноз, определяется группа здоровья, к которой отнесен студент, даются рекомендации по профилактике и коррекции заболеваний, оздоровлению, лечению, реабилитации. Определяется необходимый круг мероприятий медицинского, а иногда и психолого-педагогического характера, направленных на улучшение морфофункционального статуса, психофизиологической адаптации студента [5, 6, 7]. Нередко студенты с выраженными нарушениями здоровья нуждаются в материальной помощи и социальной поддержке, которые оказываются администрациями вузов в соответствии с пунктами коллективного договора или специальных социальных программ. Такой положительный опыт имеется в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова и других вузах страны.

Определение у каждого обследованного студента группы здоровья позволяет решить вопрос о кратности диспансерного наблюдения в течение года. Так, юноши и девушки, отнесенные к I группе здоровья, должны проходить периодические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные нормативно-методическими доку-

ментами. Контроль за состоянием здоровья студентов, отнесенных ко II группе здоровья, целесообразно осуществлять не менее 1 раза в год с обязательным обследованием врачом-специалистом ^^ по профилю выявленного функционального рас- ^^ стройства. Студенты, отнесенные к III—V группам здоровья, подлежат диспансерному наблюдению и обследуются в соответствии с порядком ( наблюдения за лицами, имеющими соответствующее хроническое заболевание, определенным нормативно-методическими документами. Кроме того, контроль за их состоянием здоровья и оцен- ^ ка эффективности лечебных и реабилитацион- 3 ных мероприятий осуществляется терапевтом и врачом-специалистом по профилю заболевания. s=

Следует отметить, что результаты комплексной оценки состояния здоровья способствуют, в определенной степени (в качестве скрининга), решению прикладных медико-социальных задач: отнесение каждого студента к медицинской группе для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов при выборе специальности, специализации и трудоустройстве, при призыве на военную службу и др.

В заключении следует подчеркнуть, что анализ результатов комплексной оценки состояния здоровья студентов по итогам профилактических медицинских осмотров не может и не должен подменять данные анализа официальной статистической отчетности, которая отражает сведения о заболеваемости по обращаемости в медицинские организации и диспансеризации. Результаты комплексной оценки состояния здоровья студентов являются дополнением к заключениям и выводам, получаемым при анализе параметров официальной статистической отчетности.

Кроме того, методику комплексной оценки состояния здоровья целесообразно использовать для изучения и оценки влияния на здоровье студентов различных факторов жизнедеятельности (условий обучения и проживания, питания, двигательной активности, поведенческих факторов риска, организации медицинской помощи и др.) с целью научного обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тромбах С.М. Социально-гигиенические аспекты оценки состояния здоровья детей и подростков //Вестник АМН СССР. 1984. № 4. С. 65—67.

2. Миннибаев Т.Ш. и др. Школа университетской гигиены Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова / Т.Ш. Миннибаев, К.Т. Тимошенко //Вестник РАМН. 2010. № 11. С. 16—21.

3. Добровольский Г.А. и др. Анатомо-функциональные особенности физического развития саратовских женщин 17—25 лет в таблицах / Г.А. Добровольский, И.Г. Добровольский, В.Н. Николенко / Под общей редакцией Г.А. Добровольского. Саратов, 2008.

4. Мартынова А.Г. и др. Роль психофизиологических и антропометрических характеристик в возникновении психосоматической патологии: недостаточная масса тела — фактор риска / А.Г. Мартынова, А.И. Кодочигова, В.Ф. Киричук, В.Н. Николенко, Т.М. Демина, Т.И. Ма-реева //Саратовский научно-медицинский журнал. 2007. № 3 (17). С. 25—28.

5. Миннибаев Т.Ш. и др. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины / Т.Ш. Миннибаев, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, Г.А. Гончарова, К.Т. Тимошенко //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3 (228). С.16—20.

ОКТЯБРЬ №10 (259) ЗНиСО

19

g

Миннибаев Т.Ш. Изучение функционального состояния организма студентов при разных методах обучения. Гигиена и санитария. 1985. № 4. С. 44—47. Аристова И.С. и др. Особенности физического развития девушек-славянок с различными вариантами форм тазового пояса и свободных нижних конечностей / И.С. Аристова, В.Н. Николенко //Морфологические ведомости. 2006. № 1—2. С. 13 —16.

Контактная информация:

Миннибаев Талгат Шайдуллинович, тел.: 8 (499) 242-03-00, e-mail: [email protected]

Contact information:

Minnibaev Talgat, phone: 8 (499) 242-03-00, e-mail: [email protected]

g

УДК 504.75:504.064.2

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ 1-6 ЛЕТ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Е.А. Бакаева, А.В. Еремейшвили, А.В. Мильто Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

Представлены результаты мониторинга содержания цинка, меди, свинца и кадмия в волосах 240 детей 1—6 лет в условиях антропогенной нагрузки. Исследование показало, что 54 % детей имеет избыток меди, 51 % — свинца. Для всей выборки детей г. Ярославля характерна средняя концентрация меди и свинца, превышающая допустимое содержание. Ключевые слова: биосубстраты, дети, микроэлементы, окружающая среда.

E.A. Bakaeva, A.V. Eremeyshvili, A.V. Milto □ ECOLOGICAL AND BIOLOGICAL MONITORING OF THE TRACE ELEMENT STATUS OF CHILDREN AGED 1-6 YEARS IN YAROSLAV □ P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl.

The paper presents the results of monitoring of the content of zinc, copper, lead and cadmium in hair of 240 children aged 1-6years under the influence of anthropogenic load. The research showed that 54% of children have excess of copper, 51% - of lead. For all sampled population of children in Yaroslavl average concentration of copper and lead is more than the permissible content. Key words: biosubstrate, children, trace elements, environment.

Одной из особенностей промышленно развитых регионов является поступление вредных веществ в окружающую среду, в том числе микроэлементов из группы тяжелых металлов. Поступая в окружающую среду, тяжелые металлы мигрируют по трофической цепи и поступают в организм человека, избыток или дефицит микроэлементов в окружающей среде может привести к возникновению различных заболеваний [1, 3, 7]. Химические элементы, поступающие в организм, накапливаются в биологических средах человека, что делает возможным их использование в качестве маркеров экологического неблагополучия территории и связанных с этим заболеваний [1, 7]. В связи с этим важное значение имеет контроль за состоянием микроэлементного статуса населения, особенно детей, что обусловлено их большей чувствительностью к влиянию загрязнений окружающей среды [4, 7—9].

Цель работы: изучение особенностей микроэлементного статуса (на примере цинка, меди, свинца, кадмия) детей, проживающих в районах г. Ярославля с различной антропогенной нагрузкой.

Материалы и методы. Для исследования были выбраны следующие административные районы г. Ярославля (см. рисунок): № 1 — Ленинский, № 2 — Красноперекопский, № 3 — Заволжский, а также микрорайон Резинотехника Заволжского района (№ 4), расположенный обособленно на севере города в непосредственной близости от завода ЗАО «Ярославль-Резинотехника», чем обусловлено выделение данного места отбора проб в отдельную категорию.

Для г. Ярославля характерна планировка, когда центральная часть города окружена промышленными предприятиями и характеризуется большой транспортной загруженностью, а жилые районы

города располагаются по отношению к промышленным зонам без учета рельефа и преобладающих ветров. На территории Ленинского района располагаются машиностроительные предприятия и крупные автомагистрали. Заволжский район является относительно благополучным районом г. Ярославля по состоянию окружающей среды [5]. Район № 2 находится в окружении крупных транспортных магистралей, а с юго-западной стороны от района расположено крупнейшее в области нефтеперерабатывающее предприятие ОАО «Славнефть-ЯНОС».

Обследованы дети в возрасте от 1 до 6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения г. Ярославля. Методом инверсионной вольтамперометрии в биосубстратах (волосах) обследуемых 240 детей (из них 124 мальчика и 116 девочек) определено содержание цинка, меди, свинца и кадмия. Исследования проводились с 2009 по 2014 г. Полученные в результате исследования данные сравнивали с уровнем нормального содержания микроэлементов в волосах [10].

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программ Microsoft Office Excel 2003, Statistica 6.0. Значимость различий между средними значениями оценивали с использованием t-критерия Стьюдента либо U-критерия Манна — Уитни (в зависимости от вида распределения в выборке). Различия считались достоверными при p < 0,05.

Результаты и обсуждение. В результате исследования выявлены различия в содержании микроэлементов в биосубстратах обследованных детей, проживающих на территории различных районов г. Ярославля (см. таблицу).

Наибольший уровень цинка в биосубстратах детей обнаружен в районах № 1 и 3 (р < 0,05). Средняя концентрация цинка у детей обеих воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.