Научная статья на тему 'Образ жизни и здоровье студентов'

Образ жизни и здоровье студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1905
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ФАКТОРЫ РИСКА / УСЛОВИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / LIFESTYLE / STUDENT HEALTH / RISK FACTORS / CONDITIONS AND INTENSIFICATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермакова Нина Анатольевна, Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Матвеев А.А.

В статье приведены результаты оценки физиолого-гигиенических, психолого-педагогических исследований студентов II-IV курсов лечебного и медико-профилактического факультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Для оценки режима дня и образа жизни студентов при социологическом исследовании использован комплексный анкетный опросник «Образ жизни и здоровье студентов», разработанный в лаборатории проблем университетской гигиены Университета, включающий 5 основных разделов: общие сведения, учеба, бюджет времени и режим дня, успеваемость, самооценка здоровья. В соответствии с Руководством по качеству Первого МГМУ имени И.М. Сеченова в работе использована типовая анкета, разработанная отделом менеджмента качества Университета (раздел 8.2.1 «Удовлетворенность потребителя»). Проведено сплошное, очное, аудиторное анкетирование. Дана оценка заболеваемости по выданным справкам о временной нетрудоспособности (форма 095/у). Полученные данные свидетельствуют, что из общего числа факторов, оказывающих значительное влияние на формирование основ здорового образа жизни и здоровья студентов, наиболее типичными являются режим занятий, суммарная учебная нагрузка, материальное благополучие, благоприятные жилищные условия большинства современных студентов, а также условия питания, двигательная активность, наличие или отсутствие таких факторов как табакокурение, частота употребления алкогольных напитков. Большинство современных студентов информированы о значении соблюдения принципов здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Жилищные условия 78,8% студентов оценили как «очень хорошие» и «хорошие», а 21,2% как «удовлетворительные». Установлено, что большая часть студентов (65%) соблюдает режим питания по кратности приема пищи. Основная масса современных студентов Университета (76,0%) не курят. По результатам исследований можно прогнозировать, что самокоррекция образа жизни и физической активности студенческой молодежи позволит улучшить их здоровье, показатели работоспособности и успеваемости и качественно подготовиться к будущей профессии. Оценка образа жизни и уровня физической подготовленности во взаимосвязи с показателями самооценки здоровья может также рассматриваться как фактор положительной мотивации к формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермакова Нина Анатольевна, Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Матвеев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifestyle and health of students

The article presents the results of the evaluation of the most significant risk factors related to lifestyle and health of medical students of different courses andfaculties. The obtained data testify that out of the total number of factors that have a significant influence on the formation of bases of student's healthy lifestyle and health, the most typical are the mode of employment, the total workload, material well-being, living conditions of the majority of today's students, as well as the conditions of nutrition, physical activity, the presence or absence of such factors as smoking, frequency of consumption of alcoholic beverages.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и здоровье студентов»

гиена и санитария. 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563_

Оригинальная статья

9. Bayguzhin P.A. Hygienic assessment of tension mental work of students in a situation of testing theoretical preparedness. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ob-razovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kultura. 2011; (39): 16-8. (in Russian)

10. Shentsov A.A., Markina L.D. Evaluation and correction of psychophysiological characteristics of teenagers at lessons of computer science. Gigiena i sanitariya. 2008; (4): 58-60. (in Russian)

11. Musalimova R.S. Impact of Science Olympiads on the functional

status of high school students. Gigiena i sanitariya. 2012; (2): 61-3. (in Russian)

12. Rybakov V.P., Orlova N.I. Changes in short-term memory at pupils of 5-7 classes. Gigiena i sanitariya. 2014; (3): 60-3. (in Russian)

13. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Polenova M.A. Morbidity and mental capacity of the Moscow school. Gigiena i sanitariya. 2014; 93(5): 64-7. (in Russian)

Поступила 05.02.16 Принята к печати 13.05.16

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.2/.8-057.875:616-092.11

ЕрмаковаН.А., Мельниченко П.И., ПрохоровН.И., Тимошенко К.Т., Матвеев А.А., КочинаЕ.В., Миннибаев Т.Ш. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва, Россия

В статье приведены результаты оценки физиолого-гигиенических, психолого-педагогических исследований студентов II—IVкурсов лечебного и медико-профилактического факультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Для оценки режима дня и образа жизни студентов при социологическом исследовании использован комплексный анкетный опросник «Образ жизни и здоровье студентов», разработанный в лаборатории проблем университетской гигиены Университета, включающий 5 основных разделов: общие сведения, учеба, бюджет времени и режим дня, успеваемость, самооценка здоровья. В соответствии с Руководством по качеству Первого МГМУ имени И.М. Сеченова в работе использована типовая анкета, разработанная отделом менеджмента качества Университета (раздел 8.2.1 «Удовлетворенность потребителя»). Проведено сплошное, очное, аудиторное анкетирование. Дана оценка заболеваемости по выданным справкам о временной нетрудоспособности (форма 095/у). Полученные данные свидетельствуют, что из общего числа факторов, оказывающих значительное влияние на формирование основ здорового образа жизни и здоровья студентов, наиболее типичными являются режим занятий, суммарная учебная нагрузка, материальное благополучие, благоприятные жилищные условия большинства современных студентов, а также условия питания, двигательная активность, наличие или отсутствие таких факторов как табакокурение, частота употребления алкогольных напитков. Большинство современных студентов информированы о значении соблюдения принципов здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Жилищные условия 78,8% студентов оценили как «очень хорошие» и «хорошие», а 21,2% - как «удовлетворительные». Установлено, что большая часть студентов (65%) соблюдает режим питания по кратности приема пищи. Основная масса современных студентов Университета (76,0%) не курят. По результатам исследований можно прогнозировать, что самокоррекция образа жизни и физической активности студенческой молодежи позволит улучшить их здоровье, показатели работоспособности и успеваемости и качественно подготовиться к будущей профессии. Оценка образа жизни и уровня физической подготовленности во взаимосвязи с показателями самооценки здоровья может также рассматриваться как фактор положительной мотивации к формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: образ жизни; здоровье; студенты; факторы риска; условия и интенсификация обучения.

Для цитирования: Ермакова Н.А., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Матвеев А.А., Кочина Е.В, Миннибаев Т.Ш. Образ жизни и здоровье студентов. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 558-563. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563

Ermakova N.A., Melnichenko P.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Matveev A.A., Kostina E.V, Minnibaev T.Sh. LIFESTYLE AND HEALTH OF STUDENTS

I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation;

The article presents the results of the evaluation of the most significant risk factors related to lifestyle and health of medical students of different courses andfaculties. The obtained data testify that out of the total number of factors that have a significant influence on the formation of bases of student's healthy lifestyle and health, the most typical are the mode of employment, the total workload, material well-being, living conditions of the majority of today's students, as well as the conditions of nutrition, physical activity, the presence or absence of such factors as smoking, frequency of consumption of alcoholic beverages.

Keywords: lifestyle; student health; risk factors; conditions and intensification of training

For citation: Ermakova N.A., Melnichenko P.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Matveev A.A., Kostina E.V, Minnibaev T.Sh. Lifestyle and health of students. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(6): 558-563. (In Russ.). DOI: DOI: 10.18821/00169900-2016-95-6-558-563

For correspondence: Nina A. Ermakova, Senior lecturer of the department of General Hygiene of the I.M. Sechenov First

Moscow State Medical University, Moscow, 119991,Russian federation. E-mail: ninaok11@gmail.com

Information about authors: Timoshenko K.T., http://orcid.org/0000-0002-5147-7541

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received: 17 November 2015

Accepted: 13 May 2016

Введение

В Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова профессорско-преподавательский состав и руководство вуза традиционно огромное внимание уделяют совершенствованию организации учебного процесса и жизнедеятельности студенчества не только с передовых педагогических, психолого-педагогических позиций, но и с учетом санитарно-гигиенических требований относительно высшей школы. Эффективность мероприятий по улучшению с гигиенических позиций организации занятий, инноваций в части содержания, методов и условий обучения, а также организации быта, питания, физического воспитания оценивались путем сравнительного изучения режима дня, бюджетов времени, показателей здоровья студентов, как основных показателей и критериев университетской гигиены. Еще в 20-е годы прошлого столетия молодой ученый-гигиенист, ученик А.В. Молькова, доцент кафедры школьной гигиены Лев Абрамович Сыркин, освоив передовую методику инструментальной антропометрии, используя унифицированный металлический трубчатый антропометр (Martin), осуществил первые антропометрические исследования обследования студентов - учащихся Московского рабфака им. Покровского за 1923-1924 гг. [1], тем самым, заложив первые штрихи в основу развития университетской гигиены. Антропометрические исследования сопровождались изучением анкетным методом некоторых аспектов условий и образа жизни студентов того времени. В дальнейшем, разработку научных основ изучения системы «обучение и здоровье студентов» осуществляли в Первом МГМУ совместно с Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков (директор, член-корр. РАН, профессор В.Р. Кучма) и другими научно-исследовательскими институтами и кафедрами вузов России. Одним из важных итогов совместной научно-исследовательской деятельности ученых названных научно-образовательных организаций явились утвержденные на федеральном уровне методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья по результатам медицинских осмотров студентов [2]. Символично, что руководитель Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН, профессор П.В. Глыбочко постоянно уделяет огромное внимание не только современным проблемам совершенствования медицинского и фармацевтического образования, но и созданию необходимых условий эффективного обучения, охраны и укрепления здоровья обучаемых в университете. Он является автором ряда научных работ по охране и укреплению здоровья, формированию основ здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе [3]. Такое отношение руководителя к вопросам физического и духовного здоровья студентов имеет чрезвычайно важное методологическое значение для

Для корреспонденции: Ермакова Нина Анатольевна, ст. преподаватель кафедры общей гигиены ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва. E-mail: ninaok11@gmail.com

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563

Öriginärärticlä

создания условий эффективного обучения, охраны и укрепления здоровья обучающихся, так как здоровье студенчества, в конечном счете, определяется их образом жизни. Формируется повышенное внимание к вопросам взаимосвязи обучения и здоровья на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Сохранение и укрепление здоровья учащихся и студенческой молодежи зависит от многих составляющих, прежде всего ценност-но-мотивационных приоритетов, учебной нагрузки, образа жизни, условий проживания, организации питания, наличия вредных привычек [4, 5]. Вместе с тем до настоящего времени остаются мало изученными гигиенические аспекты комплексной оценки ведущих факторов, оказывающих влияние на формирование основ здорового образа жизни и способствующих сохранению и укреплению физического и нервно-психического здоровья участников образовательного процесса в высшей школе.

Цель исследования - изучить и оценить наиболее значимые для формирования здоровья факторы обучения, образа жизни студентов в процессе обучения в вузе.

Материал и методы

В комплексной работе для достижения поставленной цели определены задачи и выполнены конкретные физиолого-гигиенические, психолого-педагогические исследования студентов II-IV курсов лечебного и медико-профилактического факультетов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Для оценки режима дня и образа жизни студентов при социологическом исследовании использован комплексный анкетный опросник «Образ жизни и здоровье студентов», разработанный в Лаборатории проблем университетской гигиены Университета, включающий 5 основных разделов: общие сведения, бюджет времени и режим дня, режим питания, наличие или отсутствие вредных привычек, самооценка здоровья. В соответствии с Руководством по качеству Первого МГМУ имени И.М. Сеченова в работе использована типовая анкета, разработанная отделом менеджмента качества Университета (раздел 8.2.1 «Удовлетворенность потребителя»). Проведено сплошное, очное, аудиторное анкетирование. Роздано 865 анкет, не возвращены или не пригодны для анализа - 25, проанализировано - 840. Дана оценка заболеваемости по материалам диспансеризации (учетная форма 131/у - карта учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)) и выданным справкам о временной нетрудоспособности (форма 095/у) [6]. Статистическую обработку проводили по стандартным методикам с использованием пакета прикладных программ по общепринятым показателям (средние величины, ошибка измерения, сигмальные отклонения от средней, процентное распределение).

Результаты и обсуждение

Результаты социологических исследований методом анкетирования показали, что в бюджете времени обследованных студентов основную долю занимает

дигиена и санитария. 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563

Оригинальная статья

Таблица 1

Среднесуточные бюджеты времени обследованных студентов (п = 840)

Структура бюджетов времени, ч Среднее (М), ч тт-тах, ч

Учебное время:

суммарное учебное время 10,5 8,0-12,9

аудиторные занятия 7,0 6,0-7,8

самоподготовка 3,4 3-3,5

Время на дорогу (туда и обратно) 2,0 1,0-4,0

Время на удовлетворение физиологических потребностей:

личная гигиена, питание и др. Свободное время Прочее Итого

6,7 2,4 1,0 1,9 24,0 ч

6,0-7,8 1,0-3,5 0,5-2,5 0-2,5

суммарное учебное время (аудиторные занятия и самостоятельная учебная работа, см. табл. 1). Оно составляет в среднем 10,5 ч с индивидуальными различиями в отдельные дни недели от 8,0 до 12,9 ч в день в зависимости от характера занятий, наличия или отсутствия контрольно-зачетных занятий, коллоквиумов, зачетов. Время аудиторных занятий по расписанию с учетом фиксированных перерывов в среднем составляет около 7 ч в день (от 6 до 7,8 ч в различные дни недели).

На различные виды внеаудиторной самостоятельной работы, обследованные студенты тратят в среднем 3-3,5 ч в день. Интересно, что аналогичные показатели отмечены и у старшеклассников, специально готовящихся к поступлению в университет

[7]. Данные таблицы показывают значительные индивидуальные различия в продолжительности самостоятельных занятий. Таким образом, на учебную деятельность студенты тратят в среднем 51-53% суточного фонда времени, что значительно превышает продолжительность рабочего времени взрослого населения, занятого на различных видах производства

[8]. Данные литературы свидетельствуют, что у старшеклассников - будущих абитуриентов и студентов младших курсов суммарные затраты времени на учебные занятия также значительны и существенно не отличаются между собой. Возможно, 10-часовой отрезок времени является границей предельной возможности организма молодых людей 17-20-летнего возраста, мотивированно занимающихся учебой в вузе или только готовящихся поступать в высшее учебное заведение [9]. Однако в этом направлении требуется проведение исследований по специальным программам.

Для нормальной жизнедеятельности, успешного обучения при сохранении физического и психического здоровья важное значение имеет обеспечение правильного сочетания циклов сна и бодрствования. Результаты анонимного анкетирования позволили отметить, что продолжительность ночного сна студентов в среднем составляет 6,7 ч в сутки с индивидуальными колебаниями от 6,0 до 7,8 ч в различные

90-, 8070 60 50 40 30 20 10 0

69,7

52,1

51,5

18,5

25,5

36,7

3,9

Г77]

8,7

СО со со

рс рс рс

о аз

т

£ га о. с

ш > о а т ^

Ь Т О

с

19,5

3,9

7,9

СО СО СО р£ р£ р£

а си т

5 £ П О.

с

о >

о а ш ^

I-т о с

Завтрак

Обед

5,6

, Ш

га

о *

5

О

аз

т

£ га о. с

га р[

га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 0) и ш

о с

а>

о £

Ужин

Рис. 1. Характеристика режима питания студентов.

дни недели. В выходные дни продолжительность сна увеличивается в среднем на 2-3 часа. При этом 88,4% студентов в анкете отметили, что не испытывают дефицита сна.

Свободное время составляет в среднем 1,0 ч с индивидуальными колебаниями от 0,5 до 2,5 ч в день. Достоверных гендерных различий в структуре бюджета времени студентов не выявлено.

Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является режим питания. Физическое здоровье, состояние иммунитета, психическая гармония, даже долголетие - все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека. Нехватка времени, недостаточная компетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни студента - все это приводит к нарушениям приема пищи, режима питания, выбора пищевых продуктов. Материалы, характеризующие режим питания, по данным анкетного опроса студентов, представлены на рис. 1.

Анализ результатов анкетирования студентов по оценке регулярности приема пищи показал следующее: 3-разовое питание у 65% студентов, около 18,5% студентов не успевают позавтракать, не обедают или не ужинают 8,7% и 7,9% соответственно, следовательно, это та часть учащихся (35%), которые питаются менее 3 раз в день (р < 0,05). При этом следует подчеркнуть, что кроме традиционных приемов пищи - завтрак, обед и ужин, более 2/3 студентов «перекусывают» во время перерывов и переездов из одной учебной базы в другую.

Важным критерием здорового образа жизни является наличие или отсутствие так называемых вредных привычек: табакокурения, употребления алкоголя, энергетических напитков (безалкогольный или слабоалкогольный напиток, содержащий тонизирующие компоненты - кофеин, витамины и др.). На рис. 2 представлены данные, характеризующие распространенность и частоту табакокурения, употребления алкоголя и энергетических напитков у студентов.

Из представленных данных видно, что основная масса современных студентов, обучающихся в

сон

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563

70 n 58,9 605040 3020100

52,8

48,6

31,6

17.1 15,7

5,3

Ë S

X X

о га т s аз о

s

Q.

S

3

ю

?

3

о см

о

£ э

о см

а)

и ç

о ш

Курение (количество сигарет)

39,3

9,6

S

х

s S

s

X

9

га Q. С

О С

о

X

и ш

1

о

X

л

^

аз

X

аз

Алкоголь

7,1

S

I

2

2 s

X

s

(S

а.

с

о с

о

X

0 аз

1

о

X л

аз

S

х

аз

Й

Энергетические напитки

Рис. 2. Распространенность и частота табакокурения, употребления алкоголя и энергетических напитков у студентов.

университете (76,0%), не курят. На вопрос анкеты об употреблении алкоголя подавляющее большинство студентов (84,4 %) ответили, что не употребляют алкоголь или употребляют лишь по праздникам (31,6% и 52,8% соответственно). Среди опрошенных доля лиц, употребляющих алкоголь «еженедельно», составляет 6,0%, энергетические напитки - 5,0% (р < 0,05). С употреблением энергетических напитков выявилась аналогичная тенденция - 87,9% опрошенных студентов не употребляют энергетические напитки или употребляют лишь по праздникам (39,3% и 48,6% соответственно), еженедельно лишь 5,0% (р < 0,05). Мы полагаем, что этому способствовала широкая пропаганда среди обучающихся под девизом «Вуз - территория здоровья и благополучия».

Одним из критериев здорового образа жизни и фактором укрепления здоровья является двигательная активность. В высшей школе учебным планом занятия физической культурой предусмотрены только на младших курсах. По данным анкетирования студентов установлено, что только 5-10% обследуемых регулярно занимаются физической подготовкой и спортом в спортивных секциях.

Основную часть времени студент проводит в бытовых условиях вне учебного заведения. Поэтому комфортность и благоустроенность жилья имеет большое значение для восстановления работоспособности после трудового дня, для поддержания здоровья на должном уровне, для повышения культурного и образовательного уровня и т.д. Неблагоприятное влияние на жизнедеятельность человека оказывает несоответствие жилищных условий санитарным требованиям, в том числе и по экологическим показателям. Кроме этого, от качества жилья во многом зависит распорядок дня и выпол-

100-, 9080706050403020100-

Оriginal article

79,2

50,3

28,5

21,2

m

47,1

¡É

у

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

# /

л/ О/

/

Рис. 3. Оценка студентами своих жилищных условий.

нение других элементов здорового образа жизни. В нашем исследовании жилищные условия студентов оценивали в целом, вне зависимости от места проживания. Результаты анкетирования студентов по оценке жилищных условий представлены на рис. 3.

У подавляющего большинства студентов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова жилищные условия «очень хорошие» (28,5%), «хорошие» (50,3%) или «удовлетворительные» (21,2%), что в сумме составляет 100%. Экологическое состояние окружающей среды в местах постоянного проживания негативно оценили 79,2% опрошенных студентов по физическим (воздействие шума) и 47,1% - по химическим (запыленность, загазованность) факторам.

Результаты субъективной оценки здоровья и самочувствия опрошенных студентов представлены на рис. 4.

В структуре предъявляемых студентами жалоб первые ранговые значения занимают: повышенная утомляемость (73,5%), вялость (72,5%), раздражение слизистых глаз (49,4%) и головные боли (46,7%). Жалобы на боли в сердце, головокружения, шум в ушах, онемение конечностей, одышку и тяжесть в ногах составляют также высокий процент - представлены в диапазоне от 9 до 33%.

16,3

10,6 9,4

У /

Оч® «

<2.

Рис. 4. Структура предъявляемых жалоб на самочувствие.

гиена и санитария. 2016; 95(6)

РР1: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-558-563 Оригинальная статья

Травмы 10%

Мочеполовая -4,

система /н

5%

Нервная —5 система 15%

Органы пищеварения 9%

Рис. 5. Структура наиболее распространенных заболеваний (без ОРВИ) по выданным справкам с освобождением от занятий.

В структуре заболеваемости по выданным справкам временной нетрудоспособности согласно МКБ-10 (рис. 5) наибольший удельный вес занимают заболевания респираторной системы - 55%, пищеварительной системы - 9%, нервной системы - 15%, мочеполовой системы - 5%. На долю травм и инфекционных заболеваний приходится 10 и 6% соответственно.

Для выявления ведущих факторов риска возникновения наиболее распространенных хронических заболеваний проводили анализ причинно-следственной связи в системе «воздействие-заболевание» с применением аналитических методов и специальных показателей: относительного риска, этиологического риска, весового коэффициента (градаций факторов), нормированного интенсивного показателя прогностического коэффициента каждой градации фактора. Установлено, что на распространенность нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний наибольшее влияние оказывают пол студента (нервно-психические заболевания чаще встречаются среди девушек, а сердечно-сосудистые - среди юношей), большая учебная нагрузка (свыше 10 ч в день), совмещение учебы с оплачиваемой работой, табакокурение, недостаточная двигательная активность, отягощенная наследственность. На частоту заболеваний органов пищеварения наибольшее влияние оказывают пол (чаще у юношей старшего возраста), низкий уровень материальных доходов, табакокурение (длительность и количество выкуриваемых в день сигарет), кратность приема пищи, перенесенные в прошлом заболевания органов пищеварения.

Выводы

1. Большинство современных студентов информированы о значении для сохранения здоровья и успешного обучения соблюдения принципов здорового образа жизни. В университете и дома в быту они располагают необходимыми условиями для сохранения и укрепления здоровья и успешного обучения.

2. Установлено, что у абсолютного большинства обследованных студентов (100%) жилищные условия «очень хорошие» и «хорошие» (78,8%) или «удовлетворительные» (21,2%). Экологическое состояние окружающей среды в местах постоянного

проживания негативно оценили 79,2% опрошенных студентов по физическим (воздействие шума) и 47,1% по химическим (запыленность, загазованность) факторам.

3. Большая часть студентов (65%) соблюдает режим питания по кратности приема пищи. Основная масса современных студентов университета (76,0%) не курят. Среди опрошенных доля лиц, употребляющих алкоголь «еженедельно», составляет 6,0%, энергетические напитки - 5,0%.

4. В структуре предъявляемых студентами жалоб первые ранговые значения занимают: повышенная утомляемость (73,5%), вялость (72,5%), раздражение слизистых глаз (49,4%) и головные боли (46,7%). По выданным медицинским справкам временной нетрудоспособности наибольший удельный вес занимают заболевания органов дыхания (55%), нервной системы (15%) и пищеварения (9%).

5. Исходя из вышеуказанного, можно ожидать, что самокоррекция образа жизни и физической подготовленности студенческой молодежи может способствовать улучшению их субъективного здоровья, оптимизации процесса обучения и качественной подготовки к будущей профессии. Оценку образа жизни и уровня физической подготовленности во взаимосвязи с показателями самооценки здоровья можно также рассматривать как фактор положительной мотивации к формированию здорового образа жизни.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Сыркин Л.А. Физическое развитие учащихся Рабфака им. Покровского за 1923-1924 гг. Социальная гигиена. 1927; (8): 34.

2. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А., Катенко С.В. Комплексная оценка состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров: Методические рекомендации. М.: Первый МГМУ имени И.М. Сеченова; 2015.

3. Глыбочко П.В., Бугаева И.О., Еругина М.В., Глыбочко П.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. Саратовский научно-медицинский журнал. 2009; 5(1): 9-11.

4. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Школа университетской гигиены московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Вестник РАМН. 2010; (11): 16-21.

5. Алексеенко С.Н. Ценностно-мотивационные приоритеты студентов медицинского вуза в отношении здорового образа жизни. Фундаментальные исследования. 2013; (2-1): 16-9.

6. Приказ от 6 марта 2015 г. N 87н «Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению» Министерства здравоохранения РФ.

7. Тимошенко К.Т. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Москва. - 2009.

8. Кобзарь Е.Н. Продолжительность рабочего времени: тенденции и факторы изменения: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Москва. - 2004, 25 с.

9. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А. Социально-

Инфекционные заболевания

_ 6%

Органы дыхания 55%

гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов. Гигиена и санитария. 2012; (1): 48-50.

References

1. Syrkin L.A. Physical development of pupils it. Intercession for the 1923-1924 biennium. Sotsial'naya gigiena. 1927; (8): 34. (in Russian)

2. Minnibaev T.Sh., Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Timoshenko K.T., Goncharova G.A., Katenko S.V. A Comprehensive Assessment of the State of Health of Students Based on the Results of Medical Examinations: Guidelines [Kompleksnaya ot-senka sostoyaniya zdorov'ya studentov po rezul 'tatam meditsin-skikh osmotrov: Metodicheskie rekomendatsii]. Moscow: Pervyy MGMU imeni I.M. Sechenova; 2015. (in Russian)

3. Glybochko P.V., Bugaeva I.O., Erugina M.V., Glybochko P.V. Formation of a healthy way of life of students. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2009; 5(1): 9-11. (in Russian)

4. Minnibaev T.Sh., Timoshenko K.T. University school of hygiene

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Оriginal article

of the Moscow medical academy named after Sechenov. Vestnik RAMN. 2010; (11): 16-21. (in Russian)

5. Alekseenko S.N. Value-motivational priorities of medical students on healthy lifestyle. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; (2-1): 16-9. (in Russian)

6. Order of 6 March 2015. N 87n «On the medical documentation and form a unified statistical reporting form used during the clinical examination of certain groups of the adult population and preventive medical examinations, orders for their completion,» the Ministry of Health of the Russian Federation. (in Russian)

7. Tymoshenko KT Hygienic assessment profile obtscheniya in biomedical classes: Abstract. Dis. ... Candidate of medical sciences. Moscow. 2009. (in Russian)

8. Kobzar E.N. Works hours: trends and changes in the factors: Author. Dis. ... econ. nauk. - Moscow. 2004: 25. (in Russian)

9. Minnibaev T.Sh., Mel'nichenko P.I., Arkhangel'skiy V.I., Prokhorov N.I., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. Socio-hy-gienic and psycho-pedagogical adaptation of students. Gigiena i sanitariya. 2012; (1): 48-50. (in Russian)

Поступила 17.11.15 Принята к печати 13.05.16

О АБРААМЯН Э.Т., МИНАСЯН С.М., 2016 УДК 613.863-057.875:615.322:581.135.51].015.4

Абраамян Э.Т., Минасян С.М.

КОРРИГИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ АРОМАТЕРАПИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РИТМА СЕРДЦА СТУДЕНТОВ ПРИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СТРЕССЕ

Ереванский государственный университет, факультет биологии, кафедра физиологии человека и животных, 0025, Ереван, Республика Армения

Исследованы изменения показателей активности регуляторных механизмов ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе, а также возможность коррекции регистрированных сдвигов с помощью аромате-рапии. Установлено, что экзаменационный стресс сопровождается выраженными сдвигами интегральных и спектральных показателей ритма сердца студентов, свидетельствующими об активации симпатического контура вегетативной нервной системы (ВНС) при экзаменационном стрессе. Зарегистрировано также положительное релаксационное влияние эфирного масла апельсина на исследованные показатели. Последнее выражается слабовыраженными изменениями данных показателей или их отсутствием у студентов экспериментальной группы, что свидетельствует о стабилизирующем влиянии использованного эфирного масла на психо-физиологическое состояние студентов при экзаменационном стрессе.

Ключевые слова: ароматерапия; экзаменационный стресс; электрокардиограмма; показатели вариабельности ритма сердца; спектральный анализ.

Для цитирования: Абраамян Э.Т., Минасян С.М. Корригирующее влияние ароматерапии на показатели вариабельности ритма сердца студентов при экзаменационном стрессе. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 563-568. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-563-568

Abrahamyan H.T., Minasyan S.M.

CORRECTIVE EFFECT OF AROMATHERAPY ON INDICES OF HEART RATE VARIABILITY IN STUDENTS UNDER EXAM STRESS CONDITIONS

Yerevan State University, Yerevan, 0025, Armenia

There were investigated changes in indices of the activity of regulatory mechanisms of heart rhythm in student under exam stress conditions and the possibility of their correction with aid of aromatherapy. The examination stress was established to be accompanied by pronounced shifts of integral and spectral indices of heart rhythm in students, indicating to the activation of the sympathetic circuit of Autonomic Nervous System in conditions of examination stress. A positive, relaxation impact of the essential oil of orange on the investigated indices was also recorded. The latter is expressed by weakly pronounced changes or lack of them in data of integral and spectral heart rate indices in students from the experimental group, that indicates to the stabilizing effect of used ethereal oil on the psycho-physiological state of students in conditions of exam stress

Keywords: aromatherapy; exam stress; electrocardiogram; heart rate variability indices; spectral analysis.

For citation: Abrahamyan H.T., Minasyan S.M. Corrective effect of aromatherapy on indices of heart rate variability in students under exam stress conditions. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(6): 563-568. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-99002016-95-6-563-568

For correspondence: Hermine T. Abrahamyan, MD, postgraduate student of the Department of Human and Animal Physiology of the Faculty of Biology of the Yerevan State University. E-mail:ah200588@gmail.com

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study had no sponsorship.

Received: 22 June 2015 Accepted: 17 November 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.