Научная статья на тему 'Казанскому государственному медицинскому университету 190 лет'

Казанскому государственному медицинскому университету 190 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казанскому государственному медицинскому университету 190 лет»

МАРТ

АПРЕЛЬ

2004

2

ТОМ

ЬХХХУ

ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАТАРСТАНА И КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 061. 75

КАЗАНСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕДИЦИНСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ — 190 ЛЕТ

14 мая 2004 г. исполняется 190 лет со дня открытия медицинского факультета Казанского императорского университета, одного из старейших в России высших учебных заведений и первого университета в российской провинции. При его создании преследовалась следующая цель - “учреждение университета должно наиболее клониться к просвещению юношей дворянского сословия, занимающих важнейшие должности в государстве”. Он был призван готовить государственных деятелей для обширной территории учебного округа, в который входили Поволжье, Пензенская и Тамбовская губернии, Прикамье и Приуралье (Вятская, Пермская, Оренбургская губернии), Сибирь и Кавказ. Казань для этого была выбрана отнюдь не случайно: во-первых, к началу XIX века она была крупным губернским центром с населением в 30 тысяч жителей; во-вторых, здесь имелись гимназия, духовная академия, мусульманские учебные заведения, главное народное училище, пансионы.

Первой памятной датой для Казанского университета стал день подписания Александром I Устава университета - 5/14 ноября 1804 г. В нем отмечалось, что "преподаваемы будут науки во всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служившие к образованию гражданина для разных родов государственной службы ”. Были

созданы 4 факультета - нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук, словесных наук с кафедрой восточных языков.

Первые годы университет существовал почти исключительно на бумаге -его первыми профессорами и адъюнктами стали учителя гимназии, на базе которой он был открыт. Для преподавания приглашались местные знаменитости. Так, на должность профессора патологии, терапии и клиники был приглашен из Пермской врачебной управы штаб-лекарь И.В.Протасов, который погиб в пути, не добравшись до Казани. С 1805 г. в Казань стали прибывать специально приглашенные из немецких университетов или российских столичных учебных заведений профессора, в числе которых были медики Иван Петрович Каменский, Федор Христофорович (Иоганн-Фридрих) Эрдман, Карл Федорович Фукс.

В январе 1811 г. в университете были проведены первые выборы ректора и деканов. Ректором был выбран профессор анатомии, физиологии и судебной врачебной науки Иван Осипович Браун, а деканом отделения врачебных наук -профессор патологии, терапии и клиники Федор Христофорович Эрдман. Министр не утвердил избранных членов, выборы повторились весной 1913 г., когда должностные лица были утверж-

© 6. "Казанский мед. ж.", № 2.

дены. Днем рождения медицинского факультета, а ныне Казанского медицинского университета считается 2/14 мая 1914 г. В этот день состоялось первое заседание совета медицинского факультета Казанского университета. Благодатным периодом для факультета стали 18271846 годы, когда ректором был избран Н.И. Лобачевский. При нем Казанский университет стал одним из лучших в стране. По его инициативе для подготовки научных кадров перспективные молодые люди направлялись в ведущие вузы. В Дерптский университет был командирован будущий заведующий кафедрой терапевтической клиники, душевных болезней и семиотики Н.А. Скан-довский (1828), в Петербургскую медико-хирургическую академию - врачебного веществословия Д.И. Протопопов (1829). При нем же были открыты анатомический театр, клиника, университетская аптека, решался вопрос обучения в университете талантливых купеческих и мещанских детей. Так, один из будущих видных медиков того времени Н.И. Розов пешком пришел из Сибири в Казань для обучения, не имея никаких средств, и первое время даже жил на квартире Н.И. Лобачевского.

В течение XIX века университет пережил несколько уставов. Так, первый устав 1804 г. предусматривал ежегодные выборы ректора и деканов и был достаточно лоялен к составу учащихся. По уставу 1835 г. на учебу принимались только лица свободных состояний, среди мер наказания появилась такая, как отдача в солдаты. С 1848 г. повысились требования при приеме на медицинский факультет по латинскому языку - его должен был знать каждый поступающий. В 1849 г. в 3 раза была увеличена плата за право слушания лекций, дабы ограничить доступ низших сословий в университет, но из-за нехватки врачей положение о строгом ограничении приема на медицинский факультет не распространилось, и до 40% его студентов имели недворянское происхождение. Более того, дефицит учительских, врачебных и чиновничьих кадров в Сибири вынудил правительство установить для сибиряков персональные стипендии на период обучения и ввести для них обязательную десятилетнюю службу в Сибири по ее окончании. Третий устав 1863 г. носил “уступочный” характер, предоставляя некоторую автономию

профессуре, увеличивал власть совета и ректора, студенты же были лишены всех прав, им категорически запрещались любые студенческие организации. Четвертый устав 1884 г. усилил роль попечителя, ухудшил положение студентов, попавших под полный надзор инспектора, имевшего право сажать их в карцер. В это время плата за обучение увеличилась в 5 раз. Резкое сокращение желающих учиться в университете в течение всего периода империалистической войны привело к разрешению в 1914 г. допускать женщин к обучению на физико-математическом и медицинском факультетах. Согласно проекту 1915 г. утверждалась выборность руководителей, автономия, сокращались сроки обучения студентов, но он не был принят в связи с революционными событиями.

Университетские уставы предписывали профессорам проводить научные изыскания и вовлекать в них студентов. Предполагалось, что наука развивает мышление и направляет помыслы молодых в благожелательное русло. Медики К.Ф. Фукс и Ф.Х. Эрдман сосредоточили свое внимание на проблемах социальной гигиены. На страницах местной прессы (“О состоянии здоровья жителей города Казани”) и в публичных лекциях К.Ф. Фукс описывал свои наблюдения за больными казанцами. Ф.Х.Эрдман сделал это в трехтомном издании, опубликованном в Германии “К познанию внутренней России” -одном из первых медико-топографических материалов о Поволжье и Западной Сибири. Очень интересна работа К.Ф.Фукса “Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях”, благодаря которой его считают основателем медицинской этнографии.

Вопросами земской медицины занимались И.И. Моллесон (монография “Земская медицина”), А.В. Петров,

А.Я. Щербаков (“Заметки о земской медицине в Казанской губернии”), доказывающие необходимость для земской медицины санитарно-гигиенического направления, создания санитарной организации, введения должности врача-гигиениста.

Широкую известность приобрели университетские хирурги А.А. Китер, Ф.О. Елачич, А.Н. Бекетов. Крупным специалистом по внутренним болезням был

профессор H.A. Виноградов, воспитавший целую плеяду талантливых учеников.

В экспериментальной медицине плодотворно работал профессор анатомии Е.Ф. Аристов, разрабатывая вопросы строения нервной системы (“О критическом разборе успехов новейшей микроскопической анатомии”) и изучения физических свойств крови и процесса кровообращения (“Лекции по общей патологической анатомии’’). К. А. Арнш-тейн создал казанскую школу гистологов, его труды и работы учеников положили начало отечественной нейрогистологии. Н.О. Ковалевский основал школу физиологов, и под его руководством начинал научную деятельность основоположник отечественной офтальмологии Е.В. Адамюк, получивший мировую известность благодаря исследованию внутриглазного давления. Его многотомное “Практическое руководство по изучению болезней глаза” стало настольной книгой для многих поколений врачей.

В 1874 г. В. В. Пашутин возглавил первую в истории медицины кафедру патологической физиологии, а в 1885 г. в Казани проф. H.A. Миславским в мозге была выявлена локализация дыхательного центра. Описание этого открытия вошло во все руководства по физиологии. В 1885-1893 гг. в Казани работал В.М. Бехтерев, основавший в университете первую в России психофизиологическую лабораторию для исследований в области анатомии и физиологии мозга, экспериментальной психологии (“Основы учения о функциях мозга”).

К началу XX века Казань была уже одним из передовых медицинских центров России. Здесь работали анатомы Н.Д. Бушмакин и В.Н. Тонков, хирурги

В.И. Разумовский и А.В. Вишневский, физиологи Н.А. Миславский и Д.В. По-лумордвинов, невропатолог Л.О.Дарк-шевич, психиатр В.П.Осипов, терапевты А.Н. Казем-Бек, С.С. Зимницкий, М.Н. Чебоксаров, фармаколог М.Ф. Болдырев, акушер-гинеколог B.C. Груздев, гигиенист В.В. Милославский. Здесь происходили события мировой значимости. В терапевтической клинике Казанского университета в 1908 г. А.Ф. Самойлов записал первую в России электрокардиограмму, в 1922 г. С.С. Зимницкий предложил метод определения фильтрационной способности почек, в 1928 г. А.В. Вишневский разработал футлярную

анестезию, в 1931 г. В. А. Энгельгардт открыл окислительное фосфорилирова-ние, а в 1933 г. А.В. Кибяков - механизм передачи нервного импульса в межней-рональных синапсах.

В 1930 г. на базе медицинского факультета Казанского университета был создан самостоятельный медицинский институт. В то время он состоял из одного лечебно-профилактического факультета, имевшего в своем составе два отделения - хирургическое и терапевтическое, но уже через год был образован санитарно-гигиенический факультет с двумя отделениями - эпидемиологии и промышленной санитарии. В 1932 г. был открыт факультет охраны материнства и младенчества, переименованный в 1933 г. в педиатрический факультет, также состоявший из двух отделений - педиатрического и акушерско-гинекологического. В 1954 г. в медицинском институте появился стоматологический факультет, в 1975 г. -фармацевтический, в 1991 г. - факультет социальной работы, в 1994 г. - менеджмента и высшего сестринского образования.

24 апреля 1994 г. Казанский государственный медицинский институт получил статус университета.

Сегодня на 7 факультетах Казанского медицинского университета обучаются более 5 тысяч студентов из 16 регионов Российской Федерации и 160 граждан иностранных государств. В университете функционируют 63 кафедры, профессорско-преподавательский корпус составляют 557 сотрудников, из них 119 докторов наук, 300 кандидатов наук. В рейтинге медицинских вузов России университет занимает шестое-седьмое место. Проведенная в мае 2003 г. комплексная проверка деятельности университета (аттестация, лицензирование, государственная аккредитация) подтвердила высокое качество подготовки специалистов по всем специальностям.

За последние 5 лет сотрудники нашего университета участвовали в написании 9 учебников федерального уровня и издали 71 монографию; 17 представителей нашего вуза участвуют в работе федеральных предметно-методических советов и комиссий. Новаторским для организации учебного процесса в вузах России является открытый около года назад Центр практических умений. Он организован на основе опыта как европей-

Студенты III курса на занятиях в Центре практических умений.

ских, так и американских медицинских школ, и вместе с тем имеет собственную эмпирию, поскольку не столько заменяет работу с больными, как это принято на западе, сколько готовит к ней.

Казанский медицинский университет продолжает оставаться базовым образовательным учреждением первичной специализации врачей-интернов для Татарстана и Республики Марий Эл. За последние 5 лет подготовку в интернатуре с получением сертификатов прошли 2020 врачей-интернов, в ординатуре - 259 специалистов.

Важным разделом учебной работы университета является повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, которая ведется по 23 специальностям. Новые среди них - циклы по функциональной диагностике, аритмологии, ревматологии, судебно-медицинской экспертизе, оториноларингологии, акушерству и гинекологии, кардиологии, нефрологии, уро-нефрологии, ортопедической, терапевтической, хирургической и детской стоматологии, социальной гигиене и организации здравоохранения, основам медицинского права и биомедицинской этике, основам борьбы против наркотизации населения. Впервые совместно с Министерством социальной защиты РТ проведены циклы для специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, родителей детей-инвалидов. В целом за пятилетие на 370 циклах тематического и общего усовершенствования прошли повышение квалификации 7646 врачей и провизоров.

В числе сотрудников университета работают академик и член-корреспондент Российской академии медицинских наук,

6 академиков и членов-корреспондентов

Академии наук Республики Татарстан, 29 заслуженных деятелей науки Российской Федерации и Республики Татарстан, 58 заслуженных врачей Российской Федерации и Республики Татарстан, 4 заслуженных работника высшей школы России. Научными работниками университета за последнее пятилетие получено 117 грантов из различных фондов поддержки науки на сумму более 14,2 млн рублей. Фактом признания значимости исследований наших ученых стало участие научных групп вуза в трех проектах федеральной целевой программы “Интеграция”, 10 программах отраслевых научно-исследовательских работ, программе научных исследований Российской академии медицинских наук,

7 межведомственных научных программах по охране здоровья матери и ребенка.

Кафедра нормальной физиологии нашего университета признана ведущей научной школой России. Мы поддерживаем исследования во многих научных областях, наиболее перспективными из которых являются изыскания в области медицинской генетики, кардиохирургии, трансплантологии, современных технологий использования стволовых клеток, создания и внедрения новых фармацевтических средств. На базе университета проведено 1 1 4 симпозиумов, съездов и конференций, наиболее значимы из которых всероссийские съезды неврологов и физиологов, 7 международных симпозиумов, 9 всероссийских школ молодых ученых.

В последние годы медицинский университет ведет значительные по своему объему хоздоговорные работы с такими крупными партнерами, как ОАО “Тат-энерго”, ОАО “Нижнекамскнефтехим”, ОАО “Татнефть”. Наш вуз вошел в число центров по испытанию лекарственных средств и медицинской аппаратуры, в его стенах образован испытательный лабораторный центр.

В канун 190-летия со дня образования Казанский государственный медицинский университет сохранил и упрочил свой кадровый и интеллектуальный потенциал, позволяющий иметь дополнительные возможности по подготовке высококвалифицированных медицинских кадров, продолжать научные исследования по широкому кругу научных проблем и развивать международную деятельность.

Акад. РАМН Н.Х. Амиров (Казань)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.