растающие потребности в углублении знаний медицинских работников по этой дисциплине. Поэтому хочется высказать некоторые соображения по улучшению системы усовершенствования врачей в области гигиены детей и подростков.
Отсутствие в институтах усовершенствования врачей кафедр гигиены детей и подростков приводит к тому, что врачи либо совсем не изучают эти вопросы, либо изучают их на кафедре общей или коммунальной гигиены. При этом в каждом отдельном институте как количество часов, так и программа занятий очень различны, что, очевидно, определяется наличием в составе кафедр специалистов, имеющих склонность и подготовку к преподаванию гигиены детей и подростков. Нам представляется целесообразным выделить специальные часы и создать единую программу, охватывающую хотя бы минимум обязательных, наиболее важных теоретических и практических занятий для всех институтов усовершенствования врачей.
Вопросы гигиены детей и подростков должны быть включены и в программы педиатрических циклов институтов усовершенствования врачей. В последние годы в связи с переходом на краткосрочные тематические циклы по педиатрии даже в Центральном институте усовершенствования врачей, к сожалению, этот раздел не преподается. Между тем он может и должен быть включен в программу краткосрочных циклов по педиатрии, естественно, в меньшем объеме по сравнению с длительными циклами и применительно к тематическому циклу.
Многолетний опыт работы кафедры с врачами разного профиля показывает, что в их первоначальной подготовке (в вузе) по гигиене детей и подростков имеются существенные недочеты. Прежде всего это относится к лечебному и педиатрическому факультетам. На педиатрических факультетах мало профилактических дисциплин, в том числе недостаточно представлена гигиена детей и подростков. Необходимо дополнить программу по гигиене детей и подростков, разработав учебные планы с уточнением лекционных и практических занятий. На кафедрах гигиены педиатрического факультета следует выделить доцентуру по гигиене детей и подростков. Подготовка преподавателей для обеспечения этого раздела в настоящее время, когда в Центральном институте усовершенствования врачей ежегодно проводятся специальные семинары преподавателей институтов усовершенствования врачей и медицинских институтов, вполне осуществима.
Поступила 7/Х 1964 г.
УДК 613 (07) : 378.961 (470.65)
ОПЫТ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Проф. С. Р. Дихтяр, доц. Г. Ф. Океанова, С. Ч. Хоранова Северо-Осетинский медицинский институт, Орджоникидзе
В последнее время на страницах медицинской печати проходит оживленный обмен мнениями о сущности и путях дальнейшего развития гигиены. В частности, множество интересных мыслей высказал об этом проф. В. А. Рязанов в статье, опубликованной в журнале «Гигиена и санитария» (№ 6 за 1964 г.). Вместе с тем очень важно обсудить также вопрос о постановке преподавания гигиены, в особенности на факультетах по подготовке лечащих врачей.
7а
Кафедра гигиены Северо-Осетинского медицинского института в тематическом плане лекционного курса предусматривает прежде всего не изложение материалов по факторам внешней среды, а разбор практических гигиенических вопросов в связи с физиологическими особенностями и потребностями людей, с условиями их быта и труда. Две — три вступительные лекции посвящаются разъяснению основных понятий (гигиена, санитария, профилактика), характеристике методов гигиенических исследований и показателей здоровья (санитарной диагностике). Далее в лекциях излагаются вопросы возрастной гигиены, включая гигиену школьного и пожилого возрастов, гигиену питания, гигиенические вопросы, связанные с разными местами проживания и пребывания людей (коммунальная, больничная, транспортная гигиена и т. п.).
Ввиду того что в практической деятельности лечащих врачей важное значение имеет предупреждение профессиональных заболеваний и уменьшение потерь рабочего времени, вызванных болезнями, кафедра серьезное внимание уделяет преподаванию разделов гигиены труда с профессиональной патологией; ему отводится весь 7-й семестр. В лекциях излагается материал об этиологии, диагностике и профилактике профессиональных заболеваний и отравлений, наиболее часто встречающихся и представляющих особый интерес в связи с внедрением новой техники и химизацией народного хозяйства.
При изложении других разделов в лекциях разъясняются гигиенические вопросы профилактики важнейших общих заболеваний. Студентам не только даются общие теоретические сведения о гигиеническом значении тех или иных факторов, но конкретизируется дифференцированное значение гигиенических знаний применительно к решению практических лечебно-профилактических задач при медицинском обслуживании разных групп населения. При этом в лекциях надлежащее место занимает физиологическое и социально-гигиеническое обоснование соответствующих мероприятий.
Внесены изменения в план и содержание практических занятий. Уменьшен объем заданий по освоению специальных лабораторных методов гигиенических исследований, которые редко приходится применять лечащим врачам (например, некоторые методы лабораторного анализа воды, продуктов питания, загрязнений воздушной среды и т. п.). Вместе с тем резко увеличено количество занятий по составлению студентами гигиенических заключений на основе санитарного обследования жилищ, школ, больниц, предприятий общественного питания, условий труда и т. п. Эти обследования проводятся студентами по разработанным кафедрой схемам. Введены также практические занятия по гигиенической оценке питания на основе бюджетного (анкетного) обследования, по определению энергообмена и физиологических сдвигов при работе, по составлению фотографий рабочего дня, организации периодических и предварительных медицинских осмотров рабочих.
В соответствии с календарным планом лекций в весеннем (6-м) семестре студенты изучают на практических занятиях методы исследования в области возрастной гигиены, гигиены питания, коммунальной и больничной гигиены, а в осеннем (7-м) семестре — гигиены труда. При такой постановке преподавания встречаются определенные затруднения. Во-первых, по учебному плану преподавание гигиены начинается на 6-м семестре, когда студенты еще не закончили изучения основ патологической физиологии и не знакомы с клиническими дисциплинами. Во-вторых, значительная часть студентов недостаточно усваивает необходимые при изучении гигиены знания по химии, физике, биологии и физиологии, которые преподаются на первых курсах. В-треть-их, недостатком существующего учебного плана преподавания гигиены
является то, что вопросы и методы санитарной диагностики, в частности санитарной статистики, преподносятся по курсу организации здравоохранения, который начинается по окончании курса гигиены. Поэтому курс гигиены на лечебных факультетах целесообразно начинать на 7-м семестре с включением в программу преподавания санитарной статистики как одного из основных методов гигиенических исследований. В преподавание физики, химии, биологии и физиологии необходимо внести изменения, диктуемые важностью освещения соответствующих вопросов применительно к гигиеническому образованию.
Учебной базой кафедры является одно из крупнейших предприятий Северо-Осетинской АССР — свинцово-цинковый комбинат «Электроцинк» с его медико-санитарной частью. На этом же комбинате и некоторых других промышленных объектах научно-исследовательская работа ведется на договорных началах. Предусмотренные договорами тематические задания выполняются организованной при кафедре группой гигиены труда и промышленной токсикологии; к работе в ней, кроме сотрудников кафедры, привлечено 10 научных работников и лаборанты. На средства, получаемые по договорам с заводов, при кафедре созданы лаборатории промышленно-санитарной химии, биохимии и гематологии, кабинеты функциональной диагностики, энергообмена и статистический, а также виварий. В связи с этим с 1959 г. научно-иссле-довательская работа значительно расширена и сосредоточена на изучении гигиены труда и промышленной токсикологии на крупнейших предприятиях Северо-Осетинской АССР (по общесоюзной проблеме «Научные основы гигиены труда и профессиональной патологии»).
Если до 1959 г. на кафедре научная деятельность носила эпизодический характер, то за последние 5 лет сотрудниками ее защищено 2 кандидантские диссертации, вышел из печати сборник «Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии на предприятиях Северо-Осетинской АССР по добыче и производству цветных металлов» (выпуск XIII трудов института). Организованная и проводимая на кафедре научно-исследовательская работа создала условия для подготовки научных кадров через аспирантуру, учрежденную с 1960 г.
К научно-исследовательской работе кафедры привлекаются и студенты, которые, помимо составления и обсуждения обзорных реферативных докладов, выполняют исследования по плановой тематике.
Кафедра оказывает консультативную помощь работникам санэпидстанций и предприятий, выполняет задания Министерства здравоохранения и принимает активное участие в работе Северо-Осетинского научного общества гигиенистов, санитарных врачей, эпидемиологов и инфекционистов (отделение Научного общества гигиенистов и санитарных врачей РСФСР).
Поступила 21/1 1965 г.