Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 613.95 : 374.6

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Доктор мед. наук Е. М. Белостоцкая Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Охрану здоровья детей школьного возраста, как известно, организуют два неразрывно связанных между собой и дополняющих друг друга звена — санитарно- и лечебно-профилактическое. Непосредственными исполнителями этой работы являются школьные врачи (педиатры) и школьно-санитарные врачи (гигиенисты).

Задачи, стоящие перед этими специалистами, требуют непрерывного усовершенствования их знаний в области гигиенических и клини-ко-физиологических исследований. Такое усовершенствование особенно важно для школьных врачей, так как в деятельности педиатров по-прежнему превалирует лечебное направление, а не профилактическое, которое служит основой советского здравоохранения и должно находить четкое отражение в медицинском контроле за здоровьем детей.

Существует много путей усовершенствования знаний школьных врачей-педиатров и школьно-санитарных врачей. Наряду со специальной кафедрой гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей повышением знаний врачей занимаются научно-исследовательские институты, организуя декадники и месячники по отдельным вопросам дисципЛины, кафедры гигиены детей и подростков и общей гигиены медицинских институтов, а также крупные санэпидстанции (областные и городские). В последние годы усовершенствование врачей по отдельным вопросам, требующим охвата большого числа их в короткий срок, практикуется непосредственно на местах. Так, вскоре после выхода в свет закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в СССР» по специально разработанной Министерством здравоохранения СССР программе многие врачи по месту своей работы изучали наиболее важные разделы гигиены трудового (^учения школьников.

Естественно, что наибольшие возможности для регулярного и достаточно длительного повышения квалификации врачей имеет кафедра гигиены детей и подростков, существующая в Центральном институте усовершенствования врачей с 1934 г. Основным видом ее деятельности до последнего времени были трехмесячные циклы, которые проводились в соответствии с программами, разработанными кафедрой и утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

Видное место в этих программах отводится практическим занятиям. Формы их очень разнообразны: практические занятия на самой кафедре; широкое знакомство с организацией учебно-воспитательной работы и постановкой медицинского контроля за здоровьем детей непосредственно в детских учреждениях всех существующих типов; производственная практика в течение нескольких дней (до 5) на базе районных санэпидстанций и медицинских кабинетов основных типов детских учреждений, а главное, самостоятельная работа слушателей: гигиеническое обследование и оценка детского учреждения в целом или отдельных конкретных условий обучения и воспитания детей (например, режим, организация трудового обучения, освещение и др.). Гигиеническая оценка делается по специально разработанной на кафедре программе, которая предусматривает использование объективных лабораторных методов исследования. Результаты производственной практики слушатели оформляют в виде сообщений на конференции кафедры в присутствии руководителей практики. Такие сообщения нередко

вызывают интересные дискуссии и выявляют весьма полезный для указанных конференций материал.

Школьные врачи проводят производственную практику в школе, школе-интернате и детском саду, где подробно знакомятся с комплексом своей работы.

В последние годы созданы новые типы дошкольных учреждений и школ, что вызвало необходимость расширить и углубить знания врачей по ряду частных вопросов. В связи с этим с 1961 г. наряду с основными 3-месячными циклами были введены такие формы усовершенствования врачей, как тематические циклы, позволяющие в короткий срок (1 месяц) дать врачам необходимые теоретические знания и практические навыки. Тематические циклы полностью себя оправдали. Их следует проводить и в дальнейшем по разным разделам гигиены детей и подростков. Тематические циклы особенно полезны для врачей, уже имеющих достаточный практический опыт и нуждающихся лишь в углублении теоретических знаний по тем или иным новым вопросам.

С 1959 г. кафедра гигиены детей и подростков систематически проводит предцикловую (заочную) форму повышения квалификации школьных врачей и педиатров, работающих в школе и дошкольных учреждениях. В процессе заочной подготовки курсанты, пользуясь высланными им специально разработанными сотрудниками кафедры текстами лекций и методическими письмами, содержащими темы контрольных работ и список новейшей литературы по этим темам, выполняют 3—4 контрольные работы. Контрольные работы — и это очень важно —■ могут быть выполнены с использованием материала того учреждения, в котором работает тот или иной врач. Контрольные работы охватывают, например, следующие темы: «Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательного режима и организации физического воспитания в школах и детских садах», «Медицинское обслуживание детей и оценка состояния здоровья и физического развития детского коллектива», «Гигиеническая оценка занятий учащихся в школьных мастерских» и т. п. Выполняя задания кафедры, врач углубленно изучает условия, существующие в его учреждении, и состояние здоровья находящихся в нем детей. Нередко уже в процессе заочной подготовки благодаря советам, даваемым кафедрой, удается улучшить условия воспитания и обучения детей. Таким образом, заочная форма повышения квалификации врачей способствует и улучшению организации работы детских учреждений.

Предцикловая подготовка позволяет усовершенствовать знания и практические навыки большого числа врачей-педиатров, работающих в профилактических учреждениях и школах, без отрыва от производства на длительный срок.

Хочется, однако, подчеркнуть, что заочная система усовершенствования требует значительных усилий от врачей. Успех может быть достигнут только при их серьезном отношении к делу, желании улучшить показатели своей работы, стремлении повысить уровень теоретических знаний. Поэтому очень важно, чтобы руководители учреждений на местах всячески помогали врачам и стимулировали их к этой форме самообразования.

В 1964 г. на кафедре гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей впервые был проведен семинар преподавателей институтов усовершенствования врачей и медицинских институтов. Задачей семинара являлось «усовершенствование кадров для кадров», что в перспективе должно занять ведущее место в работе Центрального института усовершенствования врачей.

Единственная в системе повышения квалификации этой категории врачей кафедра гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей, естественно, не может обеспечить все воз-

растающие потребности в углублении знаний медицинских работников по этой дисциплине. Поэтому хочется высказать некоторые соображения по улучшению системы усовершенствования врачей в области гигиены детей и подростков.

Отсутствие в институтах усовершенствования врачей кафедр гигиены детей и подростков приводит к тому, что врачи либо совсем не изучают эти вопросы, либо изучают их на кафедре общей или коммунальной гигиены. При этом в каждом отдельном институте как количество часов, так и программа занятий очень различны, что, очевидно, определяется наличием в составе кафедр специалистов, имеющих склонность и подготовку к преподаванию гигиены детей и подростков. Нам представляется целесообразным выделить специальные часы и создать единую программу, охватывающую хотя бы минимум обязательных, наиболее важных теоретических и практических занятий для всех институтов усовершенствования врачей.

Вопросы гигиены детей и подростков должны быть включены и в программы педиатрических циклов институтов усовершенствования врачей. В последние годы в связи с переходом на краткосрочные тематические циклы по педиатрии даже в Центральном институте усовершенствования врачей, к сожалению, этот раздел не преподается. Между тем он может и должен быть включен в программу краткосрочных циклов по педиатрии, естественно, в меньшем объеме по сравнению с длительными циклами и применительно к тематическому циклу.

Многолетний опыт работы кафедры с врачами разного профиля показывает, что в их первоначальной подготовке (в вузе) по гигиене детей и подростков имеются существенные недочеты. Прежде всего это относится к лечебному и педиатрическому факультетам. На педиатрических факультетах мало профилактических дисциплин, в том числе недостаточно представлена гигиена детей и подростков. Необходимо дополнить программу по гигиене детей и подростков, разработав учебные планы с уточнением лекционных и практических занятий. На кафедрах гигиены педиатрического факультета следует выделить доцентуру по гигиене детей и подростков. Подготовка преподавателей для обеспечения этого раздела в настоящее время, когда в Центральном институте усовершенствования врачей ежегодно проводятся специальные семинары преподавателей институтов усовершенствования врачей и медицинских институтов, вполне осуществима.

Поступила 7/Х 1964 г.

УДК 613 (07) : 378.961 (470.65)

ОПЫТ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Проф. С. Р. Дихтяр, доц. Г. Ф. Океанова, С. Ч. Хоранова Северо-Осетинский медицинский институт, Орджоникидзе

В последнее время на страницах медицинской печати проходит оживленный обмен мнениями о сущности и путях дальнейшего развития гигиены. В частности, множество интересных мыслей высказал об этом проф. В. А. Рязанов в статье, опубликованной в журнале «Гигиена и санитария» (№ 6 за 1964 г.). Вместе с тем очень важно обсудить также вопрос о постановке преподавания гигиены, в особенности на факультетах по подготовке лечащих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.