Научная статья на тему 'К преподаванию гигиены труда на лечебных и педиатрических факультетах в связи с шестилетним курсом обучения'

К преподаванию гигиены труда на лечебных и педиатрических факультетах в связи с шестилетним курсом обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — З.Д. Горкин, С.А. Брандис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К преподаванию гигиены труда на лечебных и педиатрических факультетах в связи с шестилетним курсом обучения»

'и и и продукта до 25% практически обезвреживает весь ядовитый госсипол;

б) при небольшой влажности продукта (около 10%) автоклавиро-вание при температуре 120° в течение 20 минут лишь частично переводит госсипол в неактивную форму, а при увлажнении до 25% практически полностью превращает госсипол в связанную форму;

в) автоклавирование при 120° в течение 1 часа обезвреживает госсипол как в воздушно-сухом жмыхе, так и в увлажненном;

г) в изделиях из хлопкового жмыха, изготовленных при воздействии высокой температуры в течение */г—1 часа и при достаточной влажности продукта, свободного госсипола практически не содержится;

д) действие очень высокой температуры, например, при жарении кофе даже без его увлажнения, обусловливает почти полный переход госсипола в неактивную форму;

е) количество свободного госсипола в изделиях из так называемой котлетной массы, содержащей около 30% жмыха, зависит от способа приготовления и размеров изделий: биточки, хорошо пропеченные или прожаренные, свободного госсипола не содержат; запеканки же, мало пропеченные внутри, содержат некоторое количество госсипола.

5. Проведенный на людях опыт употребления в пищу в течение 4—5 месяцев хорошо пропеченных бигочков, содержащих 60 г жмыха, «подтвердил полную безвредность последнего в указанном количестве.

Практические предложения

1. Хлопковый жмых не должен иметь вкуса прогорклого жира.

2. Жмых должен быть превращен в муку тонкого помола.

3. Жмыховая мука должна быть обязательно пропущена через магнит для удаления из нее ферропримесей.

4. Изделия из котлетной массы, содержащей до 30% жмыха, следует изготовлять в виде небольших (до 100 г сырой массы, не толще .2—3 см) биточков или котлет и тщательно прожаривать или пропекать.

5. Для правильного приготовления блюд с добавлением хлопкового жмыха в общественных столовых должна быть разработана соответствующая инструкция.

От редакции. В СССР применение хлопкового жмыха ограничено добавлением его в хлеб в количестве до 9>/а к весу муки.

Проф. 3. Д. ГОРКИН и доц. С. А. БРАНДИС

К преподаванию гигиены труда на лечебных и педиатрических факультетах в связи с шестилетним курсом обучения1

Из кафедры гигиены труда Харьковского медицинского института

Стремление повысить качество подготовки врачей в высших медицинских учебных заведениях, расширить и углубить общую теоретическую подготовку будущих врачей и дать студентам возможность без ущерба для общей медицинской подготовки овладеть комплексом знаний в связи с их будущей узкой специализацией легло в основу принятого правительством решения об удлинении срока обучения в медицинских институтах до шести лет.

' Статья печатается в порядке обсуждения. Р е д.

Как известно, в медицинских институтах, готовящих врачей-лечебников, а также на лечебных и педиатрических факультетах многопрофильных медицинских институтов гигиена труда не преподается в виде самостоятельной дисциплины, а входит как раздел в курс общей гигиены, излагающейся на шестом и седьмом семестрах. Удлинение срока обучения дает возможность расширить и углубить преподавание и этого предмета, столь важного для общей гигиенической подготовки будущего врача. Естественно, что и раздел гигиены труда также может быть-несколько расширен и в новой программе вместо 28—30 часов нам кажется необходимым предусмотреть для гигиены труда не меньше 36 часов.

Так как работа по пересмотру программ обучения сейчас, повиди-мому, проводится не только в нашем институте (см. статью проф. В. А. Белоусова, «Медработник», № 2, 1947), но во всех медицинских институтах, мы считаем возможным в порядке обсуждения поделиться некоторыми методическими соображениями о преподавании гигиены труда для студентов лечебных и педиатрических факультетов.

Прежде всего возникает вопрос о том, кто должен вести преподавание гигиены труда? Нам кажется совершенно бесспорным, что в тех институтах, где имеются санитарно-гигиенические факультеты, а следовательно, и кафедры гигиены труда, преподавание этой дисциплины на лечебных и педиатрических факультетах должно полностью (лекционный курс и практические занятия) проводиться коллективом кафедры гигиены труда. Такой модус и был принят в большинстве многопрофильных медицинских вузов Советского Союза до настоящего времени. Что же касается однофакультетных медицинских институтов, то там преподавание гигиены труда должно быть обеспечено кафедрой общей гигиены. Однако, учитывая специфические особенности и многогранность этой дисциплины, нам кажется необходимым, чтобы один из доцентов кафедры общей гигиены специализировался (прохождением специального курса в институтах по усовершенствованию врачей) в преподавании гигиены труда.

Второй вопрос — что преподавать, на каких разделах гигиены труда сделать акцент?

При решении этого вопроса мы исходили из следующих методических соображений, положенных в основу как обеих программ для лечебного и педиатрического факультетов, так и их диференциации в зависимости от профиля подготовляемого врача.

1. Каждый студент независимо от узкой специализации должен при прохождении раздела «Гигиена труда» ознакомиться с основными задачами и методами профессиональной гигиены и особенностями методики гигиенических исследований условий труда на производстве. Это диктуется тем, что каждый врач, работающий на производстве непосредственно или входящий в соприкосновение с контингентами промышленных рабочих в поликлиниках, диспансерах, врачебных комиссиях (ВКК„ ВТЭК) и в других медицинских учреждениях, должен не только знать, важнейшие условия производственной среды и ее факторов, так или иначе влияющих на физиологическое состояние и здоровье рабочих, но> и иметь хотя бы элементарное представление о тех методиках исследования упомянутых факторов производственной среды, с помощью которых ведется работа по оздоровлению условий труда и борьба за снижение заболеваемости промышленных рабочих.

2. Для студентов лечебного факультета тематическое построение занятий по разделу «Гигиена труда», наряду с вышеизложенными методическими кондициями, характеризуется уделением большого внимания следующим вопросам: клинике и лечению важнейших профессиональных заболеваний и профинтоксикаций, особенностям течения общих (не специфически профессиональных) заболеваний в связи с условиями труда

А. Тематический план занятий по разделу „Гигиена труда" для студентов

лечебного факультета

Тематика практических занятий

Структура и деятельность органов здравоохранения на предприятии, санитарнан работа врача-лечебника на здравпункте, учет и анализ заболеваемости и борьба за ее снижение. Периодические медицинские осмотр >1

Методика исследования основных физиологических функций у работающего человека (сердечнососудистая система, дыхание, газообмен, расход энергии, работоспособность)

Методика основных санитарно-гигиенических исследований на производстве (исследов ний пыли, освещен 'Я, вентиляции, метеорологических условий, воздушной среды)

Клиника некоторых профессиональных болезней и промышленных интоксикаций по материалам клиники профзаболевании Института гигиены труда и профзаболеваний (демонстрация больных и разбор историй болезни)

16 часов практических занятий

Б. Тематический план занятий по разделу „Гигиена труда" для студентов педиатрического факультета

о га О О

н и и Тематика лекций о V Тематика практических

г ш

ч ° в- ч о О £ занятий

2 Вступительная лекция. Гигиена труда, ее задачи и методы. Работа врача-педиатра на предприятии, его задачи по оздоровлению условий труда женщин и подростков и участие в борьбе за снижение заболеваемости рабочих 4 Структура и деятельность органов здравоохранения на предприятии, санитарная работа врача-педиатра на здравпункте, учет и анализ заболеваемости и борьба за ее снижение, периодические медицинские осмотры рабочих вредных цехов, в частности, жен-щин-работниц и рабочих-подростков

о га

ш Тематика лекций - и

о

О га о

в- ^

Вступительная лекция. Гигиена труда, ее задачи и методы. Работа врача-лечебника на предприятии, его участие в оздоровлении условий труда и в борьбе за снижение заболеваемости рабочих

Физиологические изменения в организме в связи с работой и окружающими метеорологическими условиями. Утомление. Гигиенические мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления

Промышленная пыль, ее значение и борьба с ней на производстве. Пневмокониозы (антракоз, силикоз), их клиника, лечение и профилактика

Промышленно-саннтарная техника: санитарно-бытовые устройства на производстве, освещение цехов, аэрация и вентиляция, защитные приспособления

Промышленные яды,их влияние на организм. Клиника острых и хронических отравлений, лечение и профилактика. Важнейшие профессиональные болезни и особенности течения общих заболеваний в связи с условиями труда. Законодательство

20 лекционных часов

Продолжение

о я

н

и

4)

С _

5- га

- О

о °

Тематика лекций

и

•ь в-

Тематика практических занятий

Физиологические изменения в организме в связи с работой и окружающими метеорологическими условиями. Утомление. Гигиенические мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления

Биологические особенности женского организма, их влияние на физиологические сдниги в организме женщин в связи с производственной работой, влияние некоторых специфических производственных условий на организм женщин-работниц. Законодательство

Физиологические особенности растущего организма в подростковом возрасте, значение их для организации труда рабочих-подростков на производстве, состояние здоровья и физическое развитие подростков и профподбор. Законодательство

Промышленная пыль, ее значение и борьба с нею на производстве. Пневмокониозы (антракоз, силикоз), их клиника, лечение и профилактика Промышленно-санитарная техника: санитарно-бытовые устройства на производстве, освещение цехов, аэрация и вентиляция, защитные приспособления

Важнейшие профинтоксикации и профзаболевания, особенности их клиники у женщин и подростков, лечение и профилактика. Законодательство

Методика исследования основных физиологических функций у работающего человека (сердечнососудистая система, дыхание, газообмен, расход энергии, работоспособность)

Методика основных санитарно-гигиенических исследований на производстве (исследование пыли, освещения, метеорологических условий, воздушной среды)

Клиника некоторых профессиональных болезней и промышленных интоксикаций у взрослых и подростк! в по материалам клиники профзаболеваний Института гигиены труда и профзаболеваний (демонстрация больных и разбор» историй болезни)

20 лекционных часов

16 часов практических занятий

на производстве (метеорологический фактор, промышленная пыль и т. д.),. а также делу организации медицинской помощи на предприятии, роли-врача-лечебника в борьбе за снижение заболеваемости промышленных рабочих. Удельный вес этих вопросов, освещаемых в лекционной части и практических занятиях, составляет до 45% всего количества учебных, часов.

3. Для студентов педиатрического факультета тематическое построение занятий по разделу «Гигиена труда», наряду с методическими кондициями, изложенными выше в п. 1, отличается акцентированием особенностей женского и подросткового труда как в специальных лекциях,, так и по ходу изложения других разделов: например, важнейшие профзаболевания и профинтоксикации, организация борьбы за снижение заболеваемости, организация периодических медицинских осмотров и т. п.

При изложении вышеприведенных методических соображений о' построении преподавания гигиены труда для однофакультетных медицинских вузов и для лечебных и педиатрических факультетов профилированных медицинских институтов невольно возникает еще один с нашей

точки зрения важный вопрос, это вопрос об учебных пособиях для студентов этих профилей.

Если студенты санитарно-гигиенических факультетов, молодые вра-чи-профгигиенисты и промышленно-санитарные врачи, врачи, проходящие курс усовершенствования в институтах для усовершенствования врачей по циклу «Гигиена труда», более или менее удовлетворительно обеспечены учебными пособиями [«Курсом гигиены труда» под редакцией А. А. Летавета, 1946; «Гигиеной труда» под редакцией В. А. Левицкого, 1936 (недостаточно полон и несколько устарел), «Лекциями по профессиональным болезням» Н. А. Вигдорчика, 1940 и другими пособиями], то студенты-лечебники и педиатры в этом отношении поставлены в менее выгодные условия. Раздел «Гигиена труда» в учебнике гигиены под редакцией А. Н. Сысина, написанный С. И. Каплуном и 3. И. Израэльсоном, явно недостаточен.

Нам кажется целесообразным обеспечить студентов этих факультетов специальным пособием, которое избавило бы их от необходимости пользоваться преимущественно конспектами лекций и записками, де-ляемыми ими во время занятий, и позволило бы им почерпнуть из учебника все необходимые сведения в объеме той программы, которая приведена выше, не делая выборок из больших и детальных руководств, рассчитанных на подготовку специалистов-гигиенистов в области гигиены труда и профессиональных заболеваний.

Статьи, поступившие в редакцию по вопросам санитарной бактериологии

(Краткое содержание)

Подполковник мед. службы доцент К. К. Боголюбов. Неустойчивое состояние жизнеспособности бактерий как реакция на действие повреждающего агента. (Из кафедры военно-морской гигиены Военно-морской медицинской академии.)

Нормальный ход отмирания бактерий при дезинфекции иногда нарушается вторичным нарастанием их числа в продезинфицированном субстрате. По данным автора, в ряде случаев это явление нужно объяснить тем, что бактерии были не убиты, а лишь приведены в особое обратимое, сублетальное состояние и что, согласно мнению Насонова и его школы, такое состояние паранекроза можно рассматривать как'наиболее общую ответную реакцию живого вещества на самые разнообразные раздражители.

В опытах хлорирования и аммонизации невской воды автор наблюдал при определенных условиях подобное состояние у кишечных палочек, находившихся в воде. Эти бактерии под влиянием хлора теряли на время способность к росту на искусственных питательных средах, а затем, спустя несколько часов или дней, выходили из этого состояния и вновь приобретали способность к размножению.

При наблюдении за ходом отмирания бактерий в первое время действия хлора — через 1, 5, 10, 30, 60 и 120 минут после его введения — было установлено, что кривая отмирания бактерий уже в это время может давать резко выраженные неправильности. Отступления от нормального хода отмирания наблюдались приблизительно в 25% опытов (в 51 опыте из 192) и носили следующий характер. Во-первых, приходилось наблюдать резкие, быстро сменяющиеся колебания титра кишечной палочки. Иногда появление и исчезновение кишечных палочек наблюдалось повторно, как бы быстро следующими одна за другой:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.