Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ '

МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ »

УДК 613:378.9в1](б7)(049.3)

МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Г. И. Сидоренко, 3. П. Барляева, О. Э. Гоева

II Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова

Одной из важнейших задач преподавания гигиены «а лечебных факультетах является привитие врачам лечебного профиля гигиенического образа мышления. Это будет способствовать осуществлению на практике одного из ведущих принципов советского здравоохранения — о единстве лечебной и профилактической медицины.

Сложность и важность задач, стоящих перед кафедрами общей гигиены медицинских вузов, вполне оправдывают обсуждение на страницах журнала «Гигиена и санитария» актуальных проблем преподавания общей гигиены на лечебных факультетах, начатое статьей доцента Витебского медицинского института М. В. Антоновой «О преподавании общей гигиены на лечебных факультетах»

В преподавании общей гигиены на лечебных факультетах медицинских институтов наметилось серьезное расхождение междучпостоянно расширяющейся программой его и систематическим сокращением часов, отводимых в учебных планах для изучения этой основной профилактической дисциплины. Разумеется, мы не можем остановить расширение учебной программы, обусловленное развитием новых отраслей народного хозяйства и прежде всего расширением наших представлений о вредно действующих факторах, патологическом влиянии их на организм и мероприятиях по ограничению или устранению их воздействия. Однако противостоять сокращению учебного времени, отводимого для преподавания общей гигиены па лечебных факультетах, крайне необходимо, ибо существует минимум, который обеспечивает определенный уровень его.

Дальнейшее сокращение учебных часов повлечет за собой ухудшение преподавания общей гипиены и как следствие этого снижение качества подготовки лечащих врачей в области профилактической медицины, а в конечном итоге нарушение ведущего принципа советского здравоохранения о единстве лечебной и профилактической работы. Несомненно, добиться значительного улучшения здоровья населения, уменьшения заболеваемости и увеличения продолжительности жизни людей можно только путем внедрения широких гигиенических мероприятий. Не нуждается, по-видимому, в доказательствах также тезис, что научные основы проведения оздоровительных мероприятий необходимо знать врачу любой специальности. Поэтому мы целиком поддерживаем идею создания Центральной методической комиссии по дисциплинам гигиенического профиля, которая, с одной стороны, могла бы отстаивать интересы профилактических дисциплин при внесении различных изменений в учебные планы и программы и, с другой стороны, своими рекомендациями должна способствовать разумной унификации преподавания иашей дисциплины.

В настоящее время для преподавания общей гигиены на лечебных факультетах отведено 144 часа, из них 72 для лекционного курса и 72 для проведения практических занятий.

Из общего количества учебного времени 24 часа выделены для изучения военной гигиены, иными словами, на преподавание общей гигиены остается 120 часов, что, безусловно, недостаточно. За это время можно

1 Гигиена и санитария, 1966, № 12.

успеть изложить только некоторые разделы курса. У студентов, безусловно, не будет цельного представления о предмете и о всех возможных областях их будущей профилактической работы. При этом особенно ощущается недостаток времени для практических занятий. Целесообразно увеличить время преподавания до 200 часов.

В значительной мере усложняет преподавание то, что общая гигиена на лечебном факультете изучалась на 6-м и 7-м семестрах и по новому учебному плану должна изучаться на 7-м и 8-м семестрах. Перенесение преподавания на 7-й и 8-й семестры — факт положительный, однако этого недостаточно, ибо оптимальное время преподавания общей гигиены на лечебном факультете —8-й и 9-й семестры. Для осмысленного усвоения гигиены, в частности таких разделов, как .профессиональная патология и гигиена труда, радиационная гигиена, таких вопросов, как пищевые отравления и их профилактика и т. д., необходимо, чтобы студенты имели не только знания по микробиологии, физиологии, фармакологии и др., но и по ряду клинических дисциплин — терапии, педиатрии, инфекционным, кожным, нервным и глазным болезням, рентгенологии и радиологии ,и др. В противном случае мы или встречаем непонимание со стороны студентов, «ли вынуждены растолковывать им такие положения, которые станут сами собой разумеющимися для них через 1—2 семестра. Отрицательным является также наличие большого разрыва между преподаванием таких родственных дисциплин, как общая гигиена и социальная гигиена, которые лучше всего было бы вести параллельно или в крайнем случае последовательно.

Для улучшения .преподавания гигиены следовало бы остановиться также на некоторых общих мероприятиях. Программа по общей гигиене для лечебных факультетов, утвержденная в 1963 г., сейчас уже несколько устарела и нуждается в дополнении и переработке. Прежде всего нужно усилить раздел гигиены труда и профессиональной патологии. Профессиональные заболевания включены в программы ряда дисциплин: внутренних болезней, кожных, глазных и нервных заболеваний, травматологии и гигиены, однако практически в большинстве .институтов вопросы профессиональной патологии затрагиваются только на кафедрах гигиены, ибо большинство вузов не располагает не только клиниками, но даже отделениями профпатологии; не имеют они и специали-стов-профпатологов. Поэтому профессиональные заболевания не изучаются вовсе или в лучшем случае изучаются теоретически без демонстрации, а тем более курирования больных. Это большой дефект в подготовке врачей-лечебников. Выпускники лечебных факультетов плохо знают профессиональные болезни.

В Программе КПСС ставится задача устранения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это потребует напряженной совместной работы врачей многих специальностей, в первую очередь гигиенистов и санитарных врачей по гигиене труда и профпатологии, токсикологов и врачей лечебного профиля. Нельзя забывать, что большая группа врачей, оканчивающих лечебные факультеты, направляется для работы .в медико-санитарные части и здравпункты заводов, и именно они первыми встречаются с начальными проявлениями профессиональных заболеваний. В связи с этим медицинские институты несут большую ответственность за подготовку квалифицированных специалистов в области профпатологии. Существующее разобщение и недостаточное преподавание профессиональной патологии на кафедрах общей гигиены и клинических кафедрах не дают возможности врачам лечебного профиля получить цельное представление о клинике и профилактике профзаболеваний, из-за чего впоследствии страдают их своевременная диагностика и .правильное лечение, а врачи-лечебники не чувствуют необходимости постоянного творческого контакта с санитарными врачами в проведении профилактических мероприятий на производстве.

В каждом медицинском .институте необходимо создать клиники или отделения профлатологии со штатами квалифицированных профпатоло-гоь; на базе таких клиник или отделений можно вести комплексное обучение студентов клиницистами и гигиенистами.

Помимо общих мероприятий, проведение которых сможет значительно улучшить преподавание общей гигиены на лечебных факультетах, для повышения его качества большое значение имеет правильное распределение времени в рамках установленного учебного плана и существующей программы. Для повышения заинтересованности студентов наиболее подробно следует излагать вопросы, непосредственно относящиеся к будущей практической деятельности врача-лечебника. Сюда, по нашему мнению, относятся вопросы профессиональной патологии, рационального питания здорового человека, профилактики и расследования пищевых отравлений, закаливания взрослого и детского организма, применения ультрафиолетовой радиации в профилактических целях, гигиенической оценки физического развития, физического воспитания и спорта и т. д. Несомненно, что интерес к преподаванию гигиены мог бы повысить освещение в гигиеническом аспекте проблемы профилактики болезней сердечно-сосудистой системы и злокачественных новообразований. По-видимому, настало время привлечь внимание студентов к возможности профилактики болезней, связанных с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды в условиях города. Сюда могут быть отнесены астенические состояния, неврастении, гипертоническая болезнь, стенокардия и т. п.

В отличие от учебного плана на кафедре общей гигиены II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова сокращено количество часов, отводимых для чтения лекций, с одновременным соответствующим увеличением времени для проведения практических занятий. Поэтому на кафедре лекции читаются только по избранным разделам курса и дополняют учебник по гигиене. В лекционном курсе большое место отводится профессиональной патологии и гигиене труда, рациональному питанию различных возрастных и профессиональных групп населения, пищевым отравлениям и их профилактике, закаливанию и профилактике ультрафиолетовой недостаточности, гигиенической оценке физического развития, физического воспитания и др.

В курсе практической подготовки определенное внимание уделяется занятиям в клинике профзаболеваний по профессиональной патологии, обследованию детских и медицинских учреждений, предприятий общественного питания и промышленных предприятий с целью не только обучения студентов самостоятельной работе, но и оказания помощи практическому здравоохранению. По-видимому, бесспорно то, что совершенствовать формы контроля знаний студентов и повышать требования к их знаниям нужно постоянно. На нашей кафедре получен положительный опыт в этом отношении при проведении курсовых экзаменов без билетов, проведении письменных коллоквиумов и внедрении элементов программированного безмашинного контроля знаний студентов на практических занятиях с .использованием метода так называемых конструктивных ответов.

Существенной помехой в работе гигиенических кафедр является также неудовлетворительное оснащение их демонстрационными материалами (таблицами, макетами, диапозитивами, учебными кинофильмами) и учебной аппаратурой (оообенно для радио- и дозиметрических определений). Гигиенические кафедры нуждаются в большой помощи со стороны Министерства здравоохранения РСФСР и треста «Медучпо-собие». В 1966 г. в московских медицинских вузах были разработаны табели на учебное оборудование гигиенических кафедр. Министерство здравоохранения РСФСР должно организовать централизованное снаб-

жение их согласно этим табелям. С выпуском оборудования для указанных целей промышленность вполне может справиться.

Совершенствование учебного процесса в намеченных направлениях позволит, по нашему мнению, значительно улучшить преподавание общей гигиены на лечебных факультетах и повысить интерес будущих 'врачей к вопросам профилактики.

Поступила 16/П 1967 г.

УДК 616.12-008.331.1 +6!6.12-008.46]:614.374

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ И КОРОНАРНАЯ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ И ЗАДАЧИ САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ

И. А. Рывкин Институт терапии АМН СССР, Москва

В течение 1963—1964 гг. Институт терапии АМН СССР обследовал около 200 тыс. рабочих и служащих промышленных предприятий Москвы. Артериальная гипертония (с давлением от 160/95 мм .и выше) была установлена у 5,5% мужчин и 5% женщин. Из числа лиц с янно повышенным давлением около 40% ранее о том не знали и по этому поводу не лечились. Отсюда очевидно большое практическое значение массовых профилактических осмотров населения.

Изучение распространенности артериальной гипертонии в различных профессиональных группах показало, что у инженерно-технических и финансово-счетных работников, а также телеграфисток, деятельность которых связана со значительным нервно-психическим напряжением, заболеваемость гипертонией выше, чем у рабочих и служащих в целом. Более часто, чем другие работники физического труда, страдают гипертонией шлифовщики и грузчицы.

Интересно отметить, что выраженная гипертония (с артериальным давлением от 160/95 мм и выше) редко встречалась у водителей такси и автобусов (в 3,5% случаев), тогда как умеренное повышение давления (от 140/90 до 159/94 мм) обнаруживалось в этой производственной группе чаще, чем во всех других (в 11,4% случаев). Это обстоятельство объясняется тем, что водители такси и автобусов, страдающие явной гипертонией, снимаются с рейсовых машин. Следовательно, вытекает необходимость при изучении связи между тем или иным заболеванием и профессией выявлять не столько клинически выраженные, сколько начальные формы заболевания или так называемые преморбидные состояния, которые еще не могли послужить основанием для профессионального отсева. Следует учитывать также, что представители ряда профессий при поступлении на работу подвергаются предварительному медицинскому осмотру и если у них выявляются различные патологические изменения, то они к ней не допускаются.

При сопоставлении возрастной структуры различных обследованных профессий установлено, что среди слесарей и станочников лица не старше 40 лет бывают значительно чаще, чем среди населения города в целом; ткачихи и телеграфистки в среднем еще моложе, тогда как инженера и бухгалтера старше 40 лет встречаются относительно чаще. Таким образом, при изучении связи между различной патологией и профессиональной деятельностью предпочтительнее ограничиться наиболее устойчивыми в возрастном отношении категориями, скажем, между 25 и 40 годами, т. е. такими возрастными группами, на которых еще не мог

5 Гигиена и санитария № 4

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.