Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА '

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА »

Передовая линия сегодняшнего дня — это Большая химия. Усиленный размах химической промышленности сопровождается всесторонним объединением, комбинированием химических производств и смежных отраслей промышленности. Безусловно, в каждой области на базе существующих и действующих химических предприятий или на базе природных месторождений (уголь, нефть, газ) будут развиваться химические производства. В этих условиях, быть может, нужно в областных санэпидстанциях иметь должности инженера-химика.

С другой стороны, следует несколько изменить программу подготовки врачей на санитарно-гигиенических факультетах. Безусловно, из врача нельзя сделать инженера, но дать определенную инженерную подготовку санитарному врачу необходимо.

В городах области происходит значительная реконструкция и капитальный ремонт старых жилых помещений. Обычно проекты реконструкции жилых зданий (так называемый восстановительный ремонт), составляемые областными проектно-сметными бюро, не согласовываются с санитарной организацией и после восстановительного ремонта эти здания санэпидстанции не принимают. Необходимо, чтобы проекты восстановления и капитального ремонта жилых домов рассматривались и согласовывались с местными органами санитарного надзора. Санитарные врачи обязательно должны входить в комиссии, принимающие эти здания после ремонта и реконструкции.

Выводы

1. При решении вопросов о размещении промышленных предприятий необходимо учитывать не только их проектную мощность, но и перспективы развития, давая заключение по отводу земельного участка при соблюдении гигиенических требований в перспективе.

2. Санэпидстанции, особенно областные, необходимо укрепить специалистами инженерной квалификации; надо повышать квалификацию санитарных врачей.

3. Санитарно-технические советы должны быть организованы не только при областных санэпидстанциях, но и при крупных городских санэпидстанциях.

4. На крупных объектах строительства, имеющих промышленный и жилой комплекс, должны быть введены на период строительства должности главных санитарных врачей.

5. Органы санитарного надзора должны рассматривать проекты реконструкции, восстановления и капитального ремонта крупных жилых зданий и участвовать в их приемке в эксплуатацию.

Поступила 28/Х1 1963 г.

УДК 616-084 (07) : 61 (071.1)

ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

• .

Проф. И. И. Беляев

Кафедра гигиены Горьковского медицинского института

#

«Профилактика заболеваний — основное направление нашей медицинской работы», — говорил Н. А. Семашко.

Осуществляя задачи профилактики, наша страна добилась огромных и хорошо известных всем результатов, ликвидировав одни и резко

ба

снизив другие эпидемические заболевания. Но времена меняются. Другие заболевания представляют сейчас наибольшую угрозу для здоровья населения, другие задачи возникают перед современной медициной. Отсюда вытекает необходимость изменения форм и методов профилактической работы.

В самом деле, произошли серьезные изменения в социально-экономических условиях жизни населения: улучшилось питание, жилищные условия, поднялся уровень санитарного благоустройства населенных мест, повысились все показатели медицинской помощи. Изменился возрастной состав населения (если в 1939 г. в нашей стране было 6,8% населения пожилого возраста, то к 1959 г. его стало 9,4% — С. В. Ку-рашов). Все указанные обстоятельства привели к снижению общей и детской смертности и к изменению структуры заболеваемости населения, выражающемуся в снижении удельного веса инфекционной и относительном повышении неинфекционной заболеваемости.

Урбанизация также в известной мере способствовала поддержанию высокого уровня некоторых заболеваний, не связанных с действием микробных агентов: болезней сердечно-сосудистой системы, злокачественных новообразований, нервного расстройства, т. е. тех болезней, которые орган ВОЗ «Здоровье мира» не совсем правильно называет болезнями цивилизации.

Следует отметить, что профилактика неинфекционных болезней отличается многими специфическими трудностями: многообразие этиологических факторов, медленность их действия, чрезвычайно широкое распространение указанных болезней, естественно, весьма усложняют организацию предупредительных мероприятий. Поэтому совершенно ясно, что успех в профилактике неинфекционных болезней может быть достигнут только при участии в этой работе всех врачей, которые должны стать инициаторами вовлечения в трудную и многостороннюю работу по оздоровлению условий труда и быта всего населения страны.

Но для этого надо, чтобы уже в институте у будущих врачей формировался гигиенический образ мышления и образовывался достаточный запас конкретных познаний, необходимых для выполнения работы по профилактике заболеваний. В какой же степени осуществлялась и осуществляется в современной высшей медицинской школе эта задача?

Уже в первые годы советской власти были приняты серьезные меры по перестройке высшего медицинского образования. Большое участие приняли в этом Н. А. Семашко и 3. П. Соловьев. С полной отчетливостью те требования, которым должна была отвечать подготовка советского врача, были сформулированы 3. П. Соловьевым на совещании по медицинскому образованию еще в 1924 г. В докладе «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа?» 3. П. Соловьев говорил: «Болезнь и среда — вот проблема, которую должна поставить высшая медицинская школа в плане преподавания всех медицинских наук». От лечения отдельных лиц врач должен все более и более переходить к оздоровлению условий жизни целого коллектива, а для этого нужно дать врачу не только специальные клинические знания, но и обеспечить его общественное воспитание. Надо чтобы врач овладел методами изучения общественного здоровья и знал конкретные пути и способы оздоровления неблагоприятных условий труда и быта.

Принятый в 1926 г. учебный план медицинских факультетов предусматривал значительное повышение удельного веса социальной гигиены. Большое внимание уделялось в нем изменению содержания клинических дисциплин в сторону «профилактизации» преподавания. Виднейшие клиницисты М. П. Кончаловский, А. А. Кисель, Е. П. Марциновский, Р. А. Лурия и др. внесли большой вклад в развитие преподавания профилактических идей в медицине. В их клиниках студенты составляли трудовой прогноз для выздоравливающих, посещали жилища и места

работы курируемых больных в целях изучения среды, в которой зарождались и развивались болезни, принимали активное участие в работе диспансеров.

Большинство теоретических и клинических кафедр, каждая с конкретных позиций своей науки, могли бы и в настоящее время развивать вопросы профилактики болезней. Однако до сих пор далеко не все в подготовке врачей-профилактиков совершенно. Далеко не у всех студентов лечебного профиля институт развивает вкус к профилактической работе. Особенно резко отстает раздел, посвященный вопросам профилактики неинфекционных заболеваний. В чем причина этого явления? Анализ следует начать с того, что у молодежи, идущей в медицинский вуз, общая пресса часто создает неправильное представление о содержании работы врачей, о задачах советской медицины. Безудержно романтизируя профессию хирурга, наша печать, как правило, очень слабо отражает огромную роль участковых врачей, терапевтов, педиатров, санитарных врачей и эпидемиологов, которые выполняют трудную и незаметную, но чрезвычайно нужную работу по предупреждению заболеваемости населения. Лишь в последние годы вслед за острым выступлением в «Комсомольской правде» акад. А. Н. Бакулева1, поднявшего на щит врача-профилактика, стали появляться отдельные произведения, пропагандирующие романтические будни рядовых врачей. Эти попытки следует всемерно приветствовать и развивать в дальнейшем.

С первых же дней обучения в медицинском институте студент должен узнать, что в предстоящей ему врачебной работе будут превалировать элементы профилактики заболеваний. Именно на это должны ориентировать студентов вводные лекции I курса, институтская печать, комсомольские собрания. Студенты должны готовиться к тому, чтобы, имея любую врачебную специальность, быть прежде всего врачами-профилактиками. Вместе с тем следует изжить неверное представление о профилактике только как о сумме самых примитивных санитарных мероприятий (очистка территории, дезинфекция прививки и т. п.). Учебные программы (и планы) должны давать соответствующую направленность преподаванию. 3. П. Соловьев в работе «Вопросы профилактики в преподавании клинических дисциплин» писал: «Первый путь — это развитие преподавания собственно профилактического, второй — соответствующее проникновение профилактическими идеями принципов и практических подходов к преподаванию клинических дисциплин». Посмотрим, как реализуются эти пути нашими учебными планами и программами. Вот как менялось число лекционных часов, отводимых этому предмету. Ф. Ф. Эрисман — первый профессор гигиены Московского университета — в 1882 г. получал для этого курса 150 часов, в 1927 г. число лекционных часов снизилось до 128, в 1940 г. — до 105, а с 1950 г. — до 82 часов. Общее число часов по этому предмету, включая практикум, во времена Ф. Ф. Эрисмана равнялось 256, а сейчас—164. Как видно из сказанного, гигиена не пользуется популярностью в ГУУЗе. Но, констатируя данное обстоятельство, вряд ли реально сейчас поднимать вопрос об увеличении часов для преподавания гигиены. Скорее следует идти по второму пути, указанному 3. П. Соловьевым, — «проникновение профилактическими идеями» преподавания других дисциплин.

Касаясь второго пути, нужно подчеркнуть, что в медицинских вузах клинике и лечению заболеваний уделяют весьма большое внимание, а о профилактике их упоминают лишь вскользь. Соответствующее отражение получает указанная особенность преподавания и в ответах студентов на экзаменах. «Профилактизация» преподавания теоретических и клинических дисциплин должна предусматривать широкое освещение

1 «Комсомольская правда», 1956, 1/XI

5 Гигиена и санитария, № 8

65

роли среды и в первую очередь социального фактора в этиологии заболеваний, выявление преморбидных состояний и проблемы предупредительного лечения. Профилактический подход должен заключаться в том, чтобы все болезни рассматривать в гигиеническом аспекте и определить тактику врача в борьбе с началом болезни. Под этим углом зрения и должно быть пересмотрено содержание преподавания всех дисциплин.

Так, на кафедрах химии и физики следует усилить изложение разделов, посвященных вредно действующим примесям воздуха и воды, способам их определения, физическим агентам, которые могут быть факторами профессиональной вредности. Кафедра нормальной физиологии должна уделять больше внимания вопросам физического и умственного труда, разъяснению механизма закаливания организма, тренировки и упражнения, возрастной физиологии. Кафедра патологической физиологии должна ознакомить студентов с теми изменениями в организме, которые могут развиваться под влиянием профессиональных ядов и физических агентов, встречающихся на производстве. Не задачей является изучение и преподавание методов определения изменений в организме, появляющихся в процессе развития различных форм хронической патологии и в первую очередь заболеваний сердечнососудистой системы. Кафедре фармакологии следует проявить активность и вооружить студентов для борьбы с вредными привычками населения (никотинизм, алкоголизм), с профессиональными ядами. Предусматривается же учебной программой лишь лечение морфинизма.

Далеко не все нужное делают и на клинических кафедрах. Известно, что в воспитании определенных взглядов и представлений большое значение имеет наглядность в преподавании. Вполне понятно, что вопросы гигиены лечебных учреждений, гигиены детей и подростков, гигиены питания, вопросы, с которыми студенты постоянно сталкиваются в процессе обучения, легче всего могут быть усвоены в том случае, когда окружающая их обстановка будет представлять собой практическое отражение теоретически излагаемых правил и положений. На деле, однако, именно в этом в наших лечебных и детских учреждениях особенно велик разрыв между гигиенической теорией и санитарной практикой. Студенты прекрасно видят и понимают это, и у них складывается впечатление о необязательности и второстепенности вопросов оздоровления внешней среды.

Как видно из сказанного, внешняя среда, окружающая студента и долженствующая воспитывать у него гигиенические навыки, эту задачу выполняет далеко не всегда. Но еще большую тревогу вызывает то„ что зачастую и в преподавании клинических дисциплин еще недостаточно глубоко и конкретно разбираются вопросы этиологии, особенно профилактики заболеваний. Надо сказать, что и учебные программы недостаточно акцентируют внимание педагогов на указанных вопросах.

Так, например, в «Программе по детским болезням для студентов лечебных факультетов» (кстати, эти факультеты и именуются в «Программе» «лечебными», а не «лечебно-профилактическими», как следовала бы) в таких важных разделах, как «Гиповитаминозы и авитаминозы А, В, С, РР», «Заболевания печени», «Заболевания почек и мочевыводящих путей», «Эндокринные и нервные заболевания», даже не упоминается о профилактике. В «Программе по факультетской и госпитальной педиатрии для студентов педиатрического факультета» не предусматривается изложение мероприятий по профилактике столь серьезных заболеваний, как плевриты, некоторые болезни системы крови, диабет, болезни почек и мочевыводящих путей. В программе по терапии недостаточно представлен раздел профессиональных заболеваний, особенна болезней, развивающихся под влиянием некоторых профессиональных агентов, связанных с внедрением новой техники; радиоактивные излучения, шум, вибрации и т. д.

Не акцентируется внимание на изучении преморбидных состояний и организации предупредительного лечения.

В программе по производственной практике весьма недостаточно точно развит раздел профилактической работы. По существу он сводится только к краткому ознакомлению с гигиеной больниц.

Число примеров, показывающих несовершенство учебных программ, можно было бы еще увеличить. Правда, программы — это еще не все. Кафедры сами могут вносить в них необходимые коррективы. Однако делают это далеко не всегда.

Рассматривая содержание преподавания клинических дисциплин в свете задач профилактики, необходимо высказать несколько пожеланий. Это относится прежде всего к усилению раздела мероприятий по укреплению и развитию природных сил организма, к пропаганде вопросов личной профилактики, которые студенты пока еще плохо воспринимают. В тесной связи с этим стоит преподавание форм и методов борьбы с вредными привычками населения.

Большой вопрос, выдвигаемый современностью, который должен более глубоко и всесторонне рассматриваться в преподавании,—обозначение экзогенных факторов в развитии заболеваний и роль врача в борьбе с ними.

«Самый критический момент в жизни, — писал Ф. А. Андреев, — это начало болезни, переход здоровья в болезнь». В то же время зачастую «мы не можем ответить на важнейший вопрос: кто и почему заболевает той или другой болезнью». Однако чем дальше, тем острее встает этот вопрос перед нами, и в настоящее время уже разработаны некоторые методы, позволяющие выявлять преморбидные состояния. Более активно следует готовить для этой цели наших студентов. Более широко надо осуществлять связь преподавания с жизнью, с производством, с сельским хозяйством. Ведь нечего скрывать, что до сих пор обучение почти не выходит за пределы лечебных учреждений. Практически студенты почти не участвуют в диспансеризации населения.

Решение всех этих вопросов — не простая, но осуществимая задача.

4

Поступила 4/Х1 1963 г.

УДК 614 : 374

ВОПРОСЫ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ЗНАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е. Г. Карманова, Л. П. Заболоцкая

Центральный :нау4но-исследовательский институт санитарного просвещения, Москва

В Постановлении :июньского (1963) Пленума ЦК КПСС об очередных задачах идеологической работы имеется обращение к советской интеллигенции, в котором говорится: «Пленум придает важнейшее значение участию в идеологической работе интеллигенции: учителей, преподавателей, инженерно-технических работников, агрономов, врачей, деятелей литературы, искусства, печати. Партия призывает советскую интеллигенцию еще активнее умножать духовные богатства советского общества, помогать партии формировать коммунистическое мировоззрение народа».

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний — важный раздел идеологической работы, неотъемлемая часть деятельности медицинских работников, их профессиональный и общественный долг.

5*

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.