Научная статья на тему 'НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ '

НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ »

требует систематического повышения их квалификации. Надо, чтобы областные (краевые) санэпидстанции имели планы по систематическому повышению квалификации санитарных врачей. Активную роль

в этих мероприятиях должны играть преподаватели гигиенических кафедр.

Дальнейшее повышение качества подготовки санитарных врачей невозможно без улучшения оснащения гигиенических кафедр лабора-торно-инструментальным оборудованием и современной аппаратурой. В нашем институте вопрос учебной площади для гигиенических кафедр в текущем году будет разрешен после окончания строительства гигиенического корпуса, однако с оборудованием дело обстоит неблагополучно. Отсутствие соответствующих заводов или мастерских, изготовляющих приборы и аппаратуру для гигиенических исследований, а также и учреждений, снабжающих ею, ставит в особо тяжелое положение факультеты периферийных институтов.

Министерству здравоохранения СССР следует уделить особое внимание этому делу и добиться организации или выделения специализированных предприятий по изготовлению различных видов приборов и аппаратуры для гигиенических исследований.

Исключительно большую роль в подготовке санитарных врачей играет научная и педагогическая квалификация профессорско-преподавательского состава гигиенических кафедр.

Все преподаватели гигиенических кафедр нашего факультета ведут научно-исследовательскую работу. Однако, как и в других вузах, рост научных кадров еще отстает от потребностей. В этом отношении требуется серьезная помощь со стороны головных институтов и Министерства здравоохранения СССР. Было бы полезно ежегодно в зимние каникулы проводить в Москве или Ленинграде декадники или семинары по научным и методическим вопросам, привлекая для участия в них ассистентский состав профильных кафедр. В настоящее время настоятельно требуется широкое совещание по вопросам производственной практики.

На гигиенических кафедрах факультетов к настоящему времени сформировались коллективы профилактиков, имеющих достаточный опыт преподавательской и научной работы, кровно заинтересованных в улучшении качества подготовки санитарных врачей. Нет сомнения, что для этого они сделают все зависящее от них.

• • Поступила 8/УШ 1963 г.

УДК 614.

НАСУЩНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Доц. И. А. Трутне в

Кафедра коммунальной гигиены Свердловского медицинского института

Вопрос об усилении внимания к социальным проблемам медицины давно назрел, и в настоящее время многие проблемы уже решены.

В Программе КПСС подчеркнуто, в частности, что укрепление и улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни советских людей обеспечиваются системой социально-экономических и медицинских мероприятий. Особое внимание обращено на роль профилактики, „оздоровление внешней среды, гармоническое развитие духовных и физических сил человека.

В этих положениях заложен глубокий, принципиальный смысл. В настоящее время встал вопрос о создании условий среды для человека, в которой жизнь его была бы продуктивной, творческой, радостной, а сопротивляемость организма вредным факторам достигала наибольшей устойчивости, естественный упадок сил в период старения организма был бы наиболее медленным, старость — более активной, а жизнь — продолжительной.

Этому немало способствует наша советская гигиена, которая рассматривает здоровье не только как функцию внешней среды, но и перестраивает среду в интересах общественного здоровья, изменяет окружающую обстановку в интересах общества. Появление и развитие болезни обусловлены не только естественными, биологическими факторами, но и социальными условиями. Этот естественный, биологический фактор действует не непосредственно, а преломляется через неблагоприятные условия, например санитарно-бытовые и др.

Таким образом, проблемы здоровья и болезненности (мы позволим себе применить такой термин) населения связаны как с природными, так и социальными условиями.

Этот комплекс вопросов и призвана ставить и изучать социальная гигиена, незаслуженно забытая до недавнего времени отрасль науки. В Большой медицинской энциклопедии (т. 30) в статье Б. Я. Смулеви-ча с исчерпывающей полнотой раскрываются сущность и задачи социальной гигиены. Там же, в частности, отмечается, что организация здравоохранения наряду с демографией и статистикой является составной частью социальной гигиены.

Прошло более 20 лет с тех пор, как социальная гигиена, имеющая своих выдающихся представителей (Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев и др.), свои кафедры, учебники, получила другое название — организация здравоохранения. Около 14 лет назад была поднята дискуссия вокруг вопроса о переименовании кафедр организации здравоохранения в кафедры социальной гигиены.

На 1 Всероссийском (Омск, 1960) и XIV Всесоюзном (Москва, 1962) съездах гигиенистов вносились предложения о включении в резолюции тезиса о восстановлении социальной гигиены как научной дисциплины и предмета преподавания, а также о соответствующем переименовании кафедр организации здравоохранения. Эти предложения поддерживались и вносились в резолюции. Еще в конце 1959 г. было принято соответствующее решение президиума АМН СССР. Таким образом, принципиальных разногласий не возникало.

Число сторонников восстановления в правах социальной гигиены значительно увеличилось. Поднимаемый вопрос диктуется, кроме того, и растущими международными связями. Так, социальная гигиена, или социальная медицина, преподается в медицинских институтах и на медицинских факультетах ряда стран социалистического лагеря и в некоторых капиталистических странах.

Быть может, дело и не в терминологии. Но все же она в какой-то

мере определяет направление и содержание научной дисциплины. На сегодня ряд важных разделов научных исследований на кафедрах организации здравоохранения не получил необходимого развития и мало удовлетворяет требованиям жизни. И здесь, разумеется, дело не только в инициативе этих кафедр, но и в узости их базы, материальных и штатных возможностях, отсутствии статистического бюро при кафедре и т. д.

Восстановление социальной гигиены требует четкого определения содержания и объема этой дисциплины; необходимо дать точную формулировку предмета и очертить круг задач, стоящих перед ним. Необходимо разработать также учебную программу, основанную на едином руководящем принципе. Существующие учебные программы не

5 Гигиена и санитария, № 7

65

нацеливают на изучение многих социально-гигиенических проблем, имеющих выход в практику.

Проблема народонаселения, оценка демографических показателей, умение пользоваться ими имеют исключительное значение при планировании сети здравоохранения, в частности яри расчете численности будущего населения, а также изучении показателей брачности, рождаемости, смертности во взаимосвязи с социальными факторами. Крайне ограниченно используются в научных исследованиях данные последней Всесоюзной переписи населения. В программе эти вопросы представлены весьма недостаточно, элементарно. Разве перспективные демографические данные не пригодились бы в условиях нашего жилищного строительства, когда практически решается вопрос, какое количество одно-, двух-, трехкомнатных квартир необходимо для последующего заселения? Экономическая значимость этого очевидна.

Проблема геронтологии, которая привлекает все большее внимание исследователей, не только клиницистов и биологов, но и гигиенистов, — это не только биологическая, но и социальная проблема. Однако гигиенисты и гигиенические общества еще далеки от непосредственного изучения проблемы геронтологии. Используя богатейший материал последней Всесоюзной переписи населения, необходимо выявить географическое размещение долголетних людей, проанализировать сложный комплекс факторов долголетия.

Алкоголизм еще со времени В. М. Бехтерева считался социально-гигиенической проблемой. Разве изучать эту проблему, а вернее, целенаправленно бороться с этим социальным злом должны только невропатологи и психиатры? В период развернутого строительства коммунизма неизмеримо возрастает роль морального фактора и сила общественного мнения. Воспитание нового человека, борьба с пережитками прошлого являются одной из главных практических задач. Их надлежит решать и врачебной общественности.

Вопрос о половом воспитании является одновременно и социальной, и медицинской проблемой. А где, на какой кафедре, в каком медицинском вузе перед будущими врачами ставится и излагается эта проблема? Разве теперь в деле коммунистического воспитания нашей молодежи, в оздоровлении быта, укреплении советской семьи эта проблема не имеет своего значения и не требует определенной трактовки с новых этических и врачебных позиций?

Краевая патология если и изучается в медицинских вузах, то в чисто клиническом освещении, без должной социально-гигиенической оценки. Что же касается медицинской географии, то эта отрасль знания вовсе обойдена.

Явно недостаточно внимания уделяется методике медицинской пропаганды. Последняя вместо того, чтобы действительно стать составной частью практической деятельности врача, существует как «довесок», на который всегда «не хватает времени».

Студенты-медики не получают почти никаких сведений по этим вопросам, слабо ориентированы в них. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося организатора советского здравоохранения 3. П. Соловьева: «Нам важно видеть врача — практического деятеля, который в состоянии брать больного и окружающую его среду в качестве объекта для организованного воздействия... Методы диспансерной работы, профилактические основы лечебной медицины, вопросы социаль-, ной помощи, санитарного просвещения, санитарной деятельности и т. д. должны перестать быть такими вещами, на которые молодой врач изумленно таращит глаза, выйдя за дверь медицинской школы».

Теперь настало время пересмотреть учебную программу по организации здравоохранения с учетом трансформации ее в курс социальной

гигиены, внести в эту программу социально-гигиеническую проблематику, исключить вопросы, дублирующие другие дисциплины; некоторые же вопросы следует передать клиническим и гигиеническим кафедрам.

Помимо практических задач, перед социальной гигиеной стоят задачи в области научно-исследовательской работы. Объектом изучения, кроме вышеперечисленных проблем, могут быть собственно гигиенические и клинические вопросы. В клиниках широко изучается заболеваемость, но ее анализ порой ограничивается лишь отдельными клиническими формами заболеваний. Однако статистика заболеваемости в условиях клиники, видимо, одно дело, статистика же заболеваемости как социальной проблемы — другое. Здесь и подход к проблеме, и аспект ее трактовки, и сами выводы приобретают иное освещение.

Министр здравоохранения СССР С. В. Курашов в одной из своих работ отмечал, что «усилия по изучению проблемы сердечно-сосудистых заболеваний неадекватны ее значению... Это создает дополнительные затруднения для выявления закономерностей и тенденций развития сердечно-сосудистой заболеваемости, а следовательно, и для правильно организованной на научных началах социальной и медицинской профилактики указанных заболеваний».

Известно, например, что проблема сердечно-сосудистых заболеваний изучается клиническими кафедрами многих медицинских институтов, но при этом обычно игнорируется роль условий среды, условий жизни в этиологии и патогенезе таких заболеваний. Иными словами, отсутствует социально-гигиенический аспект исследований, нет лечебного и профилактического единства.

Если гигиенисты изучают влияние природных и социальных факторов на здоровье населения, а лечащие врачи и клиницисты лечат больной организм, связывая данное заболевание с факторами среды, то представители социальной гигиены должны сочетать и обобщать эти исследования и на основе этого трактовать состояние и динамику здоровья, демографические показатели, вскрывать факторы, их обусловливающие, а также разрабатывать необходимые социально-профилактические мероприятия.

В этой связи возникает необходимость укрепления творческих контактов, поисков путей координации в деятельности клинических и гигиенических кафедр и кафедр общественных наук. На стыке этих отраслей знания находится социальная гигиена, которая должна органически войти в их сферу.

Необходим комплексный подход и в изучении вопросов профессиональной заболеваемости и промышленного травматизма не только медиками, но и физиологами, инженерами, экономистами, психологами. Режим труда и отдыха рабочих ввиду нервно-психического напряжения, связанного с работой на пультах управления и конвейерах, должен быть продуман с точки зрения гигиенической рационализации, физиологически обоснован, психологически оценен и экономически оправдан. Таким образом, комплексная механизация и автоматизация производства — весьма положительный фактор оздоровления условий труда и в то же время фактор стирания существенных различий между умственным и физическим трудом.

Нельзя, наконец, не видеть в социальной гигиене такую учебную дисциплину, которая призвана играть особую роль в идейном воспитании студенчества, когда речь идет о критике буржуазных теорий и кон-пеппий, пытающихся проникнуть в современную медицину, гигиену и биологию. Ведь не секрет, что кафедры организации здравоохранения до сих пор играли весьма скромную роль в воспитании

студентов.

5*

67

Права гражданства должно получить и конкретное социологическое исследование, основанное на марксистской методологии. Здесь приобретает значение метод научного анкетирования, к которому во времена культа личности относились с предубеждением. Разумеется, нельзя абсолютизировать анкетный опрос. Там, где он применяется рационально (подбор вопросов и их формулировка, выбор контингента, подлежащего изучению, и т. п.), собираемый конкретный материал служит основой научного анализа и способствует обобщению фактов и выработке практических рекомендаций. Хотелось бы подчеркнуть, что недооценка, а порой и полное игнорирование этого метода суживают фронт медико-социальных исследований.

Следует вспомнить письмо Б. Я. Смулевича в редакцию журнала «Коммунист» и материалы обсуждения в редакции данного вопроса К Мы видим, что центральный печатный орган Коммунистической партии, публикуя эти материалы, поддерживает рассматриваемую позицию в вопросе восстановления социальной гигиены в своих правах.

Укрепление новых кафедр, оформление научного общества, подготовка и проведение конференций, издание (в недалеком будущем) своего журнала или перепрофилирование журнала «Советское здравоохранение» — вот непременная предпосылка к тому, что социальная гигиена б>дет развиваться, привлекать новых молодых специалистов, обогащаться данными научных исследований.

Социальная гигиена, развиваясь и совершенствуясь, призвана сыграть организующую и мобилизующую роль в выполнении задач, поставленных новой Программой КПСС и июньским Пленумом ЦК КПСС.

Поступила 29/Х1 1963 г.

0

Ф

1 Коммунист, 1963, № 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.