Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

невская Е. И. и др.— Гиг. и сан., 1965, № 2, с. 41.— Шарова М. А. Гигиенические основы естественного освещения учебных помещений школьных зданий. Дис. докт. М., 1973.

Поступила 6/VII 1978 г.

HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE ANGLE OF LOOKING FOR YOUNG SCHOOL AGE AND PRESCHOOL AGE CHILDREN

B. Z. Voronova \

The minimal permissible angle of looking for younger school age children should amount to 35° and that for children aged 6 years must be 45°. The determined values of the minimal permissible angle of looking point to the necessity of increasing the distance from the board to the first row of desks or tables for young school age children and, consequently, the size of the class-room.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.95:378.661.3/.*

В. Н. Кардсииенко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» предусмотрено проведение в жизнь комплексной программы мер по дальнейшему улучшению охраны здоровья народа.

В современных условиях научно-технического и социального прогресса возникает сложная задача установления новых отношений человека с окружающей средой и преобразования среды в соответствии с потребностями здорового образа жизни людей. Важное место в этой проблеме отводится гигиенической науке и санитарной практике, в частности гигиене детей и подростков, ибо установления оптимальных отношений организма со средой следует добиваться на ранних этапах развития человека — в период его роста, развития и совершенствования.

Особое значение приобретает качество подготовки врача-гигиениста, способного на высоком научном уровне решать современные вопросы практического здравоохранения. Возникает необходимость настоятельного сочетания фундаментальной, общенаучной и практической подготовки будущего специалиста.

Новый учебный план санитарно-гигиенического факультета обеспечивает общебиологическую, клиническую и гигиеническую подготовку врача с учетом специализации гигиенической науки и санитарной практики, предусмотрена субординатура по основным гигиеническим дисциплинам и эпидемиологии.

Преподавание гигиены детей и подростков по новому учебному плану началось по утвержденной Главным управлением учебных заведений СССР в 1976 г. программе, в которой отражены теоретические исследования в области гигиены детей и подростков и новые гигиенические нормативы, регламентирующие факторы внешней среды. Так, в программе подчеркивается,

что гигиена детей и подростков является возрастной гигиенической наукой, имеющей свои принципы гигиенического нормирования. В программу включены новые вопросы: акселерация роста и развития детей и подростков, «школьной зрелости», проблема гиподинамии и гигиенические аспекты ранней спортивной специализации и др.

Объем знаний, необходимый современному специалисту, стремительно нарастает. В области гигиены детей и подростков значительно увеличилась научная информация: выявлен ряд закономерностей в реакциях растущего организма на изменившуюся величину и характер учебной нагрузки, получены новые материалы о характере адаптации детей к условиям школьной жизни на начальном этапе обучения, установлена связь между состоянием здоровья, работоспособностью и успеваемостью детей, появились новые данные по гигиене труда подростка, по изучению состояния здоровья детей и подростков в разных климато-географических зонах, разработаны •современные методические подходы к оценке уровня физического развития и состояния здоровья, имеются новые гигиенические рекомендации по строительству детских и подростковых учреждений различной вместимости.

Уровень подготовки специалиста должен соответствовать уровню развития науки, в то же время количество учебных часов и сроки обучения не позволяют идти по пути постоянного расширения объема учебного материала. Поэтому процесс обучения должен быть интенсифицирован. Лекционный курс следует излагать концентрированно, но на современном научном уровне. Необходимо прививать студентам умение теоретически мыслить и ориентироваться в большом потоке научной информации. Студентов следует вооружить методикой самообразования, воспитать потребность к постоянному повышению своей квалификации.

Интенсификация учебного процесса — это переход на проблемное обучение. В процессе лекционного курса целесообразно излагать основные проблемные вопросы гигиены детей и подростков, характеризовать современное состояние научных исследований по проблеме, ее значение для санитарной практики и перспективы ее разработки. Например 1. Гигиена детей и подростков — возрастная гигиеническая наука, ее задачи на современном этапе. 2. Физическое развитие — показатель здоровья детского и подросткового населения страны. 3. Социально-гигиенические аспекты акселерации роста и развития детей и подростков. 4. Деятельность как фактор роста и развития растущего организма и принципы гигиенического нормирования умственной и физической деятельности детей и подростков. 5. Проблема адаптации подростков к производственной работе и т. д. Проблемное чтение лекций целесообразно дополнять лекциями по частным проблемам дисциплины. Например. 1. Гигиена внеучебной работы детей. 2. Гигиена детской одежды и обуви. 3. Гигиена оборудования детских и подростковых учреждений и т. д. Большое значение имеет чтение комплексных лекций по таким разделам курса, как гигиена учебного процесса в школах различного профиля, гигиена труда подростка, санитарное благоустройство и планировка детских и подростковых учреждений и др. На комплексных лекциях, особенно с кафедрами клинического профиля, более глубоко раскрывается значение гигиены для сохранения здоровья и работоспособности детей и подростков.

На практических занятиях также следует создавать проблемные ситуации, предлагать студентам самостоятельно решать конкретные практические задачи.

Непременным условием перехода на проблемное обучение является наличие учебника, руководства к практическим занятиям, учебных пособий и обеспечение принципа самостоятельности в процессе обучения. Принцип самостоятельности — это самоподготовка студента дома и выполнение индивидуальных самостоятельных заданий на кафедре, в детских учреждениях и на санэпидстанциях с последующим обязательным отчетом преподавателю.

Одним из важных средств интенсификации учебного процесса является широкое привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Преподавание гигиены детей и подростков на завершающем этапе медицинского образования создает благоприятные предпосылки к введению учебно-исследовательской работы (УИР) в учебный процесс. УИР стала обязательным фрагментом учебного процесса для всех студентов и должна усложняться от семестра к семестру. Если в 10-м семестре исследовательский компонент содержится в анализе материалов по состоянию здоровья детей и подростков, в гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей, а также в составлении и обсуждении реферативных работ, касающихся методических сторон научных исследований, то в 11-м семестре выполнение комплексного задания по санитарно-гигиеническому обследованию дошкольного учреждения или школы ставит УИР в ранг курсовой исследовательской работы. Реферирование научной литературы в 11-м семестре должно быть ориентировано на углубление знаний по теоретическим вопросам курса.

Выполнение субординаторами научно-практического задания позволяет придать ему характер научного исследования. При выполнении научно-практической работы в 12-м семестре студенты решают вопросы выбора темы и объекта, составляют план и проводят экспериментально-обследовательскую или обследовательскую часть, в случае необходимости осваивают новые методики, осуществляют сбор и анализ материала, оформляют доклад, готовят иллюстрации и делают сообщения на научно-практической конференции.

Для студентов, проявивших интерес и склонность к исследовательской работе, научные исследования могут быть предложены в рамках студенческого научного кружка кафедры.

Совершенствование преподавания тесно связано с научно-методической работой кафедры. Так, должна систематически проводиться работа по определению конкретных целей и содержания обучения, построению логической структуры курса и определению оптимальной последовательности изучения предмета, по выбору оптимальных организационных форм проведения занятий и использования технических средств, по составлению и применению тестов и других форм контроля уровня знаний студентов, созданию учебных пособий и учебников. Для научного обоснования конкретных целей, содержания обучения, отбора учебного материала, построения логической структуры курса необходимо составление модели подготовки специалиста, наличие которой позволит на научной основе определить взаимодействие курса гигиены детей и подростков с общебиологическими, клиническими и гигиеническими дисциплинами и разработать согласованную программу курса гигиены детей и подростков.

Учебный процесс следует рассматривать не только как обучающий, но и как воспитывающий студентов. С этой целью содержание обучения соизмеряется с задачами идейно-политического коммунистического воспитания студентов. При чтении лекций следует широко рассматривать методологические основы предмета, развитие гигиены детей и подростков в СССР, социалистических и капиталистических странах, давать обоснованную критику буржуазным теориям в трактовке проблемы физического развития и акселерации роста и развития детей и подростков, проблемы «школьной зрелости» и ранней спортивной специализации, вопросов профессиональной пригодности подростков к производственной деятельности и др., более четко определять социал-гигиеническую направленность гигиены детей и подростков и ее роль в охране здоровья населения страны.

Чтение лекций «Введение в специальность» позволяет уже на I курсе раскрыть студентам санитарно-гигиенического факультета возможности и перспективы профилактической медицины, показать роль санитарной службы в борьбе за здоровье человека. В последующем при прохождении курса гигиены детей и подростков на V и VI курсах четко определяются задачи, стоящие перед будущими специалистами, студенты овладевают конкрет-

;ными навыками и умениями, необходимыми в практической деятельности врача-гигиениста.

Совершенствование преподавания гигиены детей и подростков повысит -качество подготовки будущего специалиста.

Поступила 26/УП 1978 г.

УДК 613/614:061.62.091.5(479.22)

Г. В. Абдушелишвили (Тбилиси)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ ИМ. Г. М. НАТАДЗЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГРУЗИНСКОЙ СОР 50 ЛЕТ

Исполнилось 50 лет со дня основания Научно-исследовательского .института санитарии и гигиены им. Г. М. Натадзе Министерства здравоохранения Грузинской ССР.

В 1926 г. Тбилисская городская лаборатория по исследованию пищевых лродуктов и питьевой воды была реорганизована в Институт Тбилисского городского отдела здравоохранения, который с 1936 г. перешел в систему Народного комиссариата здравоохранения Грузинской ССР.

С первых дней существования института в его деятельности активное участие принимали видные специалисты республики. Особо следует отметить выдающегося ученого, основоположника научных исследований по гигиене и микробиологии в Грузии С. А. Амиреджиби, который в 1927 г. руководил институтом, а в дальнейшем являлся его бессменным консультантом. Значительный вклад в развитие научной деятельности института внесли про-•фессора-химики: А. Цагарели, М. Шаламберидзе, доценты Г. Барнабиш-вили и Г. Цицишвили, химики Н. Мунблит, М. Сургунов, Е. Джапаридзе, Р. Кубцис, бактериолог Е. Чиджавадзе, заведующий кафедрой гигиены Тбилисского института усовершенствования врачей проф. А. Хмаладзе, заведующий кафедрой гигиены Тбилисского Государственного медицинского института член-корр. АМН СССР Г. Натадзе, проф. Ш. Хачидзе, доц. Л. Церетели.

В становлении института как научной организации активно участвовали заведующий кафедрой гигиены Тбилисского медицинского института главный гигиенист Министерства здравоохранения Грузинской ССР проф. В. Кацитадзе, заведующий кафедрой коммунальной гигиены и гигиены питания Тбилисского медицинского института профессора И. Шенгелия, А. Асатиани, заведующий кафедрой организации здравоохранения Тбилисского медицинского института проф. В. Цабадзе, доц. М. Гевондян-Церете-ли, канд. хим. наук П. Капанадзе, канд. мед. наук С. Рцхиладзе и многие другие.

За истекшее время институтом руководил В. Панцхава, С. Амиреджиби, И. Лорткипанидзе, Г. Сулава, И. Шенгелия, А. Асатиани, И. Фран-гулян, Л. Гомелаури, в настоящее время его возглавляет Г. Абдушелишвили.

В институте функционирует несколько отделов. Отдел коммунальной гигиены включает 6 лабораторий: гигиены атмосферного воздуха, гигиены воды и санитарной охраны водоемов, радиационной гигиены и гигиены почвы, гигиены населенных мест, санитарной бактериологии, гигиены детей и подростков.

В составе отдела питания 4 лаборатории: гигиены питания, лечебного питания, витаминов, гигиены пестицидов.

В результате токсикологических и гигиенических исследований разработано пять нормативов допустимых остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах и три ПДК в воде водоемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.