Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция меньше зависят от типа почв, чем коэффициенты перехода.

Выводы

1. Установлено, что коэффициенты перехода в растения магния и кальция в 3—9 раз выше, а ра-дия-226 в 5—27 раз выше из дерново-подзолистых, песчаных почв, чем из черноземных.

2. Коэффициенты перехода радия-226 в зерно и корнеплоды можно расположить в ряд: к Са>/с Ра.

3. Выявлена дискриминация радия-226 от магния и кальция.

4. Коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция варьируют соответственно от 0,014 до 0,064 и от 0,031 до 0,204 для серых и черноземных оподзоленных почв; от 0,015 до 0,121 и от 0,037 до 0,501 для дерново-подзолистых, песчаных почв; от 0,004 до 0,054 и от 0,011 до 0,115 для черноземных почв. J|

5. Коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция можно использовать для оценки накопления радия-226 в растениях, выросших на различных почвах.

ЛИТЕРАТУРА

Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу

почв. М., 1962. Дричко В. Ф., Крисюк Э. М., Лисаченко В. П. и др.— В кн.: Радиационная гигиена. Л., 1975, вып. 5, с. 63. Наговицына Л. И., Мухин И. Е. Методическое письмо по

определению естественных радионуклидов в объектах внешней среды (Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены). Киев, 1971. Руководство к практическим занятиям по радиохимии. Под ред. А. Н. Несмеянова. М., 1968,

Поступила 6/1II 1979 г.

QUANTITATIVE ASPECTS OF MAGNESIUM, CALCIUM, RADIUM-226, AND THORIUM-228 MIGRATION FROM SOILS TO PLANTS

E.I. Ashkinazi

The author has determined transition coefficients of magnesium, calcium, radium-226, and thorium-228 from podzolized chernozem and gray medium loamy soils, soddy podzolic soils, and chernozem soils to wheat, barley, pea, potato, beet, and carrot plants. These coefficients are 2

to 27 times higher for soddy podzolic than for chernozem soils. Coefficients of discrimination of radium-226 from magnesium and calcium have been calculated; these coefficients may be used to predict the concentration of radium-226 in plants.

CN

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 616.89-053.2-02-07

В. В. Канеп, С. Л. Соломонов, П. Э. Икан

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Рижский медицинский институт

Состояние здоровья детского населения во многом определяется психической и физической полноценностью воспроизводимого поколения.

В последние десятилетия на общем фоне улучшения состояния здоровья детей возрос удельный вес нервно-психической патологии, в происхождении которой немалая роль принадлежит неблагоприятным экзогенным и наследственным факторам.

Если влияние наследственной отягощенности на психическое здоровье новорожденных является в основном однотипным, то действие экзогенных факторов имеет более выраженные региональные различия.

Для изучения ряда социально-гигиенических и медико-биологических факторов, определяющих детскую психопатологию (в основном необратимую), мы выполняли на базе детского и подросткового отделения Латвийского республиканского психоневрологического диспансера исследование с помощью специально разработанной анкеты 1200 матерей, дети которых (1960—1976 гг. рождения) страдают шизофренией (133 ребенка), пограни^Ц ной умственной отсталостью в виде задержки умственного развития (391), олигофренией в степени де-бильности, имбецильности и идиотии (577); отдель- . но выделена болезнь Дауна (99 детей).

Одновременно на базе Рижской детской поликлиники № 5 проведено контрольное анкетирование среди 616 матерей, имеющих здоровых в нервно-психическом отношении детей аналогичного возраста.

Часть детей обследовали в медико-генетической консультации биохимическими, цитогенетически-ми, иммунологическими и другими методами.

С целью обеспечения статистической достоверности результатов, исходя из доверительной вероятности 0,95 методом случайной выборки, основанным на бесповоротном отборе (И. Андрейченко), была определена репрезентативность выборки с предельно допускаемой ошибкой выборочной доли 2,4 %.

Репрезентативный объем выборки определяли по формуле:

ЫРрд п= +

где N — численность генеральной совокупности; ¿-коэффициент доверия при данной вероятности достоверности расчетов (или зависящей от значения вероятности Р\ р — выборочная доля явления с данными признаками; <7 — выборочная доля явления, не имеющего данного признака; А — предельно допустимая ошибка выборочной доли.

При отсутствии предварительных данных, характеризующих соотношение величин генеральной совокупности и изучаемого признака значение произведения рц берется максимальным, т. е. ==0,25 Лри р=£=0,5. Исходя из формулы (1) и имеющихся конкретных числовых значений, предельно допустимая ошибка выборочной доли в проведенном исследовании равна:

ь = о.0*-2.4%.

Выявление закономерностей соотношений исследуемых факторов как в абсолютных, так и в относительных числах проводили с помощью специально составленной для ЭВМ АСВТ-4-М программы.

Разработанная нами анкета относится к смешанному типу и состоит из 36 вопросов, затрагивающих социально-демографические, медико-биологические и социально-гигиенические аспекты жизни респондентов. Особое внимание в анкете уделялось обнаружению неблагоприятных для здоровья новорожденных факторов, сопутствующих беременности и родам, а также отягощенной в нервно-психическом отношении наследственности ребенка.

Статистическую достоверность разницы показателей исследуемой и контрольной групп определяли по критерию Стьюдента при Р<0,05. Сравнение действия неблагоприятных для нервно-психического здоровья новорожденных факторов показало, что общее число последних, действующих на Женщину, плод и новорожденного в разные периоды развития, наиболее статистически достоверно (/><0,05) у изучаемой группы. В частности, их больше в периоде зачатия (17,7 % против 8,3 %

в контроле), во время беременности (73,3 % против 51,5 % в контроле) и в постнатальном периоде (среднее число факторов в исследованной группе 0,47, в контрольной — 0,35). Однако не отмечено статистически значимой разницы между суммой неблагоприятных факторов, действующих во время родов, у детей изученной (35,78 %) и контрольной (33,44 %) групп. По нашим данным, различие в действие неблагоприятных для нервно-психического здоровья новорожденных факторов особенно проявляется в отношении отягощенности родословной. Так, 40,42 % родителей и 25,5 % родственников детей исследованной группы страдали психическими заболеваниями, врожденными уродствами или алгоколизмом (в контроле эти показатели соответственно 7,9 и 17 %). Полученные нами показатели соответствуют данным С. В. Рацюте-Бути-навичене, указывающим на то, что часть родителей, в семьях которых выявлены дети с дефектом умственного развития, также имели сниженный интеллект. Подобные результаты получены Г. С. Маринчевой, Е. W. Reed и S. С. Reed.

Со статистической вероятностью 0,95 установлено, что к числу конкретных неблагоприятно действующих на здоровье новорожденных факторов (по сравнению с контрольной группой) относятся острые гинекологические заболевания матери (в 7 раз чаще) и обострение хронических экстра-генитальных заболеваний (в 2 раза чаще) в период зачатия ребенка. Это подчеркивает важность здорового фона при зачатии и свидетельствуют о необходимости профилактических мероприятий до наступления беременности.

В результате наших исследований выявлено, что к числу статистически достоверно (Р<0,05) действующих отрицательных факторов во время беременности относятся токсикоз (в 172 раза чаще), острые (включая грипп) и хронические (в 1V2 раза чаще) заболевания, потребление беременными лекарств, психоэмоциональные стрессы, значительная часть которых была вызвана пьянством мужа (в 11 раз чаще), оперативные вмешательства для родоразрешения (в 2 раза чаще), травмы (в 6 раз чаще), вредные привычки — курение, потребление алкоголя, беспорядочный образ жизни (в 2 раза чаще), тяжелый физический труд и вредности, связанные с производством кислот, лаков, красок, действием радиации и др. (в 2 раза чаще).

В изученной группе почти в 3 раза чаще, чем в контрольной, фиксировались заболевания и признаки уродств у новорожденных. Достоверно чаще (/><0,05) отмечалось действие неблагоприятных факторов социально-бытового характера. Так, в период зачатия ребенка 3% матерей употребляли алкоголь 2—3 раза в неделю или ежедневно (в контроле 0,16%), а 2,4 % страдали запоем (в контроле 0 %). Не употребляли алкоголь в этот период лишь 27,5 % отцов больных детей (в контроле 39, 3 %), потребляли 2—3 раза в неделю и ежедневно— 20,1 % (в контроле 4,8 %), а запоем 13,1 % (в контроле 0,65 %). Непосредственно перед зача-

■ -0.774}

12 3 4 5, 12 3 4 5/ 1 2345 12345 t 2 3 4 5, 12345,

Среднее число неблагоприятных факторов, приходящихся на 1 женщину, по нозологическим формам и в контроле.

/ — болезни матери в период зачатия ребенка; // — неблагоприятные факторы во время беременности; III — неблагоприятные факторы во время родов; IV — психические заболевания, врожденные уродства и алкоголизм у родителей; V ~ болезненное состояние новорожденного; VI — психические заболевания, врожденные уродства и алкоголизм у родственников; I — задержка психического развити! 2 — шизофрения; 3 — олигофрения; 4 болезнь Дауна; 5 — контрольные данные

к

ж

тр-

и-

тием больного ребенка алкоголь применяли 16 % отцов (в контроле 2,9 %) и 5,8 % обоих супругов (в контроле 1,6 %); не употреблялся алкоголь перед зачатием в 57,8 % случаев (в контроле 79 %).

Таким образом, выявляется статистически значимое отрицательное влияние неумеренного потребления алкоголя на здоровье новорожденного. Вместе с тем потребление его в отдельных случаях или не более 1 раза в неделю, по нашим данным, не влияло на психическое здоровье новорожденного. В общей сложности алкоголизм выявлен в 10 раз чаще у родителей больных детей. Однако частота алкоголизма у родственников больных и здоровых детей почти не различалась. Полученные нами результаты подтверждаются литературными данными. Так, Г. Н. Пивоварова выявила значительное преобладание как перинатальной патологии, так и явлений умственной отсталости, задержки психического и физического развития у детей с алкогольной отягощен ностью.

Важную роль в этиологии умственной отсталости и психических заболеваний играет отягощенная наследственность. Со статистической достоверностью (Р<0,05) установлено, что психические заболевания встречались в 4 раза чаще у родителей детей исследованной группы и в 2 раза чаще у родственников по сравнению с контролем. Отягощенная наследственность наблюдалась особенно (в 7 раз) чаще по сравнению с контрольной группой в семьях, где имеются дети с шизофренией, и в 5 раз чаще — в семьях, в которых есть дети с задержкой психического развития и олигофренией (см. рисунок). При исследовании выявлено достоверно (Р<0,05) значительно большее, приходящееся в среднем на 1 женщину, число неблагоприятных для здоровья новорожденного факторов в опытной груп-

пе (3,2), чем в контрольной (1,8). По отдельным нозологическим группам этот показатель различался незначительно: задержка психического развития 2,93, шизофрения 3,06, олигофрения 2,73, болезнь Дауна 2,87.

Из рисунка видно, что по рассматриваемым нозологическим группам действие неблагоприятны^ факторов во время зачатия в 2V2 раза чаще отмечалось среди женщин, у которых в послующем родились дети с болезнью Дауна. Во всех нозологических группах существенное влияние на нервно-психическое здоровье детей имело действие неблагоприятных факторов во время беременности. С одинаковой частотой действовали неблагоприятные факторы и во время родов. Болезненное состояние в периоде новорожденное™ почти в 2 раза чаще отмечалось у 4 детей, которые в последующем развивались с задержкой умственного развития, а также при болезни Дауна, в меньшей степени — при олигофрении.

Среди факторов, действующих неблагоприятно на женщину и потомство, выделяются относящиеся к отягощенной наследственности; значительная выраженность их наблюдается при шизофрении, в меньшей степени — при других нозологических формах, что согласуется с литературными данными (А. Ш. Кунин; В. П. Эфроимсон и JI. Г. Калмыкова; Kallmann).

Таким образом, имеющиеся в литературе и полученные в результате нашего исследования данные свидетельствуют о тесной взаимосвязи между нервно-психическим здоровьем ребенка и некотг^ рыми медико-биологическими, а также социальнсР гигиеническими факторами, непосредственно или косвенно влияющими на центральную нервную систему.

ЛИТЕРАТУРА

Андрейченко И. — Вестн. статистики, 1975, № 1, с. 26—27. Кунин А. Ш. — В кн.: Генетика психических болезней.

М., 1970, .с 161. Маринчева Г. С. — Там же, с. 35.

Пивоварова Г. Н. — В кн.: Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности. М., 1972, с. 132—134.

*

УДК 378.661:613/614

Рацюте-Бутинавичене С. В. — Там же, с. 87—93. Эфроимсон В. П., Калмыкова Л. Г. — В кн.: Генетика психических болезней. М., 1970, с. 210—227. Kallmann F. J. — J. nerv. merit. Dis., 1952, v. 155, p. 283—298.

Reed E. W., Reed S. C. — Mental Retardation: a Family Study. Philadelphia, 1965.

Поступила 10/IV 1979 r.

Проф. Г. В. Селюжицкий, Н. В. Волкова, Л. Я- Верб

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Кафедрой общей гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ЛСГМИ) в контакте с курсом педагогики высшей школы ЛСГМИ создана и успешно осуществляется система организации самостоятельной работы студентов санитарно-гигиенического и лечебно-про-филактического факультетов, включающая в себя: методы самостоятельной работы студентов во время учебных занятий; привлечение студентов к активной деятельности во внеучебные часы; формы и методы организации контроля знаний; участие ¿студентов в работах, связанных с их будущей профессией.

Придавая большое значение развитию всех сторон самостоятельной работы, особое внимание уделялось широкому использованию наиболее рациональных ее форм. В последние годы широко практикуется введение в рамки обязательных занятий учебно-исследовательской работы (УИРС). Мы ее начали с разработки методического пособия для преподавателей «Применение элементов учебно-исследовательской работы студентов в преподавании курса общей гигиены», преследуя при этом главную цель — унификацию используемых нами форм при работе со студентами.

УИРС проводится на санитарно-гигиеническом и лечебном факультетах с применением трех ее форм: учебно-реферативной, инструментально-об-следовательской и лабораторно-исследовательской. Последняя по ряду тем проводится в комплексе с работами других кафедр. Общее руководство УИРС осуществляется руководителем, утвержденным кафедрой, самостоятельную работу контролируют преподаватели, ведущие учебные группы.

Учебно-реферативная форма распространяется на все темы практического курса. На первом заня-¿тии преподаватель предлагает студентам для вы-гбора разработанные и утвержденные на кафедральной конференции темы с прилагаемым списком литературы, которую студенты могут получить в библиотеке института или кафедры. В последующем

студентам выделяется 10 мин для написания реферата по теме данного занятия, причем разбираемые в нем вопросы должны быть освещены с современных позиций. Оценка за реферат вносится преподавателем в учебную ведомость и является составной частью суммарного учета успеваемости. Охват студентов УИРС этой формы составляет 60—70%.

Преподаватель, который работает в нескольких группах, имеет возможность отбирать лучшие реферативные работы для представления на студенческие конференции или выставки. На кафедре имеется специальный стенд «УИРС в действии», на котором, в частности, представлены лучшие реферативные работы студентов. Такой стенд позволяет нам не только информировать, но и пропагандировать внедрение исследовательской работы студентов в учебный процесс.

Примером использования инструментально-обследовательской формы УИРС с положительным практическим выходом может быть работа, проводившаяся всеми студентами санитарно-гигиенического факультета на протяжении целого семестра по заданию институтской комиссии по оптимизации учебного процесса. По заранее разработанной программе студенты учебных групп под руководством преподавателей проводили в учебных классах и лекционных аудиториях измерение ряда показателей: температуры и влажности воздуха, содержания углекислоты, освещенности и т. д. Сведенные в таблицы данные представлялись на кафедру, а после их обобщения на последнем семинарском занятии легли в основу докладной записки в вышеуказанную комиссию с последующим обсуждением результатов на заседании ЦМК института. Эта работа вызвала большое удовлетворение у студентов.

В текущем учебному году объектом обследования были учебные комнаты кафедр микробиологии. На заключительном занятии каждой учебной группе поручалось обследование одной учебной комнаты. По заданию преподавателя каждый студент производил измерение того или иного показателя, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.