эмоциональный фактор (оценка ответов), оказывают существенное влияние на характер дневной динамики работоспособности.
2. Наиболее резкое ухудшение динамики работоспособности под влиянием учебных занятий выявлено у первоклассников, что связано с трудностями начального периода обучения в школе.
3. Изменения работоспособности в течение учебного дня зависят от состояния здоровья, дополни-
тельной нагрузки, режима дня, социально-бытовых условий жизни.
4. Изменение работоспособности школьников в течение учебного дня и года достаточно четко может быть выявлено с помощью анализа индивидуальных кривых работоспособности, что позволяет считать данный методический прием информативным для оценки влияния учебной нагрузки на работоспособность и ее динамику.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 60—63. Громбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье
учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 142—150. Попова Н. М., Куинджи Н. Н,, Зубкова В, М. — Там же, с. 7-47.
Поступила 12/1V 1979 Г.
PATTERNS OF WORKING CAPACITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN DURING
A SCHOOL DAY
G. M. Sapozhnikova
This study of the individual working capacity of children during the first three years at school has shown that the pattern of the working capacity over a day depends on the following factors: organization of the teaching and learning process, total amount of pupil work-load, health status, and domestic and family background. The greatest
deterioration of the working capacity during a school day occurred in first-grade pupils. From the very beginning of school attendance, different pupils were found to show differentfpattems of working capacity, and these patterns persisted throughout the first three years at school.
УДК 614.73:614.778
Э. И. Ашкинази
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИИ МАГНИЯ, КАЛЬЦИЯ, РАЦИЯ-226, ТОРИЯ-228 В ЗВЕНЕ ПОЧВА—РАСТЕНИЕ
Хмельницкая областная санэпидстанция
В настоящее время концентрация естественных радиоактивных изотопов (ЕРИ) в почве ежегодно увеличивается из-за внесения фосфорных удобрений. Концентрация радия-226 в фосфорных удобрениях варьирует от 0,2 до 43 пКи/г, тория-228— от 0,16 до 1,79 пКи/г (В. Ф. Дричко и соавт.).
Увеличение концентрации ЕРИ в почве может привести к повышению содержания ЕРИ в основных сельскохозяйственных продуктах, в конечном счете в рационе и организме человека. Накапливаясь в организме, ЕРИ вносят определенный вклад в общую дозу радиационного воздействия. Поэтому представляет существенный интерес определение количественных закономерностей перехода радия-226 и тория-228 из различных почв в важнейшие сельскохозяйственные растения в условиях обычного ведения сельского хозяйства.
Для решения этой задачи на глубину вспашки (30 см) были отобраны серые и черноземные опод-золенные, среднесуглинистые, дерново-подзолистые, песчаные, супесчаные и черноземные почвы и выросшие на них растения: пшеница, ячмень, горох, картофель, свекла, морковь.
В почвах и растениях определяли концентрацию радия-226, тория-228 эманационным методом (Л. И. Наговицына и И. Е. Мухин; А. Н. Несмеянов). Для того чтобы выяснить влияние стабильных химических аналогов радия-226 на его переход из почвы в растения, в пробах почвы и растений определяли концентрацию кальция н магния: содержание кальция —оксалатно-пермангзнатным методом, а магния — пирофосфатным методом (Е. В. Аринушкина).
Коэффициенты перехода химических элементов были рассчитаны по формуле:
_ Сраст Спочв '
где к — коэффициент перехода, СРаст — концентрация элемента в растении (в пКи/кг), Споч — валовая концентрация элемента в почве (в пКи/кг), Коэффициенты перехода магния, кальция, радия^ 226 и тория-228 приведены в табл. 1.
Коэффициенты перехода магния в растения, выросшие на серых и черноземных оподзоленных почвах, варьируют от 0,05 до 0,28, а растения, вы-
Таблица 1
Коэффициенты перехода магния (Мб), кальция (Са), радия-226 (22в1*а), тория-228 (228ТИ) из пахотных почв в растения
Почва
Растение
Коэффициент перехода
Мк Са »•йа »•ТЬ
0,079 +0,009 0,288+0,032 0,059 +0,002 0,215±0,016 0,052 +0,015 0,065 +0,017 0,018+0,003 0,099±0,019 0,002 +0,001 0,010+0,003 0,004 +0 0,003 ±0,001 0,0032+ 0,001 0,004 ±0,001 Не определялся 1 »
0,056+0,002 0,287+0,026 1,074 +0,107 1,131+0,113 0,345+0,041 1,762 ±0,176 0,074+0,040 0,070+0,017 0,554 +0,117 0,526+0,142 0,053+0,015 0,367±0,039 0,004 +0,001 0,014+0,003 0,026+0,007 0,019+0,004 0,042+0,027 0,027±0,005 0,004 +0,001 0,006 ±0,001 Не определялся » > » » * »
0,252+0,050 0,243+0,041 0,049±0,008 0,058+0,005 0,091 +0,005 0,016±0,003 0,005+0,001 0,001 ±0 » » » » » »
0,048+0,002 0,037+0,012 0,039+0,005 0,036+0,003 0,069+0,007 0,015+0,002 0,002 +0 0,002 +0,001 0,002+0 » » » » » »
Серая, оподзоленная среднесуглннн-стая
Серая оподзоленная среднесуглнни-
Жстая, слабо смытая
чернозем оподзоленный, средне-
суглинистый Чернозем оподзоленный, среднесуг-
линистый, слабо смытый Дер ново-среднеподзол иста я, гл еева я,
супесчаная Дер ново-среднеподзол иста я, глеевая,
пылевато-песчаная Чернозем глубокий, среднесуглинистый
Чернозем глубокий, малогумусный,
среднесугли и исты й Чернозем мощный, выщелоченный, тяжелосуглинистый
Свекла сахарная Ячмень Картофель Горох
Морковь
Пшеница »
Ячмень Картофель Горох
Пшеница
Горох Картофель
Свекла Морковь Картофель
росшие на дерново-подзолистых, песчаных — от 0,34 до 1,76, на черноземных — от 0,03 до 0,25. Коэффициенты перехода кальция из серых и черноземных оподзоленных почв в растения варьируют от 0,01 до 0,09, из дерново-подзолистых песчаных почв — от 0,05 до 0,55, из черноземных почв — от 0,01 до 0,09. Коэффициенты перехода радия-226 £ растения, выросшие на оподзоленных среднесуг-линистых почвах, колеблются от 0,002 до 0,014, на черноземных — от 0,001 до 0,005, на дерново-подзолистых, песчаных — от 0,02 до 0,4. Коэффициенты перехода радия-226 и тория-228 позволяют прогнозировать их концентрацию в растениях, выращиваемых на почвах с известной концентрацией этих изотопов.
Определение в почвах концентраций радия-226, магния и кальция позволило рассчитать коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция.
Коэффициенты дискриминации радия-226 от кальция и магния определяли по формуле:
_ ^Ча, раст'^ХЭ. поя Д СЯа. поч'СХЭ, рас»'
где кд — коэффициент дискриминации; Сиа раС1— концентрация радия-226 в растениях (в пКи/кг), Ся а , поч то же в почве (в пКи/кг), СХэ> поч — концентрация химического элемента в почве (в мг/кг), С1э> раст — то же в растениях (в мг/кг). Коэффициенты дискриминации радия-226 от кальция и магния приведены в табл. 2. ± Как видно из этой таблицы, коэффициенты дискриминации радия-226 от магния для одних и тех же растений зависят от типа почв и изменяются от 2 до 4 раз, коэффициенты дискриминации радия-226 от кальция — от 2 до 7 раз. Коэффициенты перехода
радия-226 из этих же почв в одни и те же виды растений изменяются от 2 до 27 раз, следовательно,
Таблица 2
Коэффициенты дискриминации радия-226 (22вЯа) от кальция (Са) и магния (ОД) при переходе из пахотных почв в растения
Коэффициент дискримина-
Почва Растение ции наловых концентраций
Иа— Мй Я а — Са
Серая, оподзолен-
ная среднесугли- Свекла 0,031+0,012 0,047+0,026
нистая Ячмень 0,035±0,001 0,157±0,081
Серая, оподзолен-
ная среднесуг- 0,204 +0,055
линистая, слабо Картофель 0,064+0,005
смытая Горох 0,014 ±0,008 0,031 ±0,022
Чернозем оподзо-
ленный, средне-
суглинистый Морковь 0,067±0,021 0,051 ±0,042
Чернозем оподзо-
ленный, средне-
суглинистый, 0,200+0,090
слабо смытый Пшеница 0,049+0,015
Дерново-средне- » 0,025+0.009 0,048+0,012
подзолистая, Картофель 0,121+0,089 0,501+0,451
глеевая супес- Ячмень 0,017 ±0,005 0,037±0,017
чаная
Дерново-средне-
подзолистая,
глееватая, пыле-
вато-песчаная Горох 0,015±0,004 0,074 ±0,021
Чернозем глубо- 0,091+0,021
кий, средне- Пшеница 0,021+0,007
суглинистый Горох 0,004 ±0,001 0,011 +0,003
Чернозем глубо-
кий, малогумус-
ный, среднесуг- 0,050 ±0,006
глинистый Свекла 0,037±0,003
Чернозем мощ-
ный, выщелочен-
ный тяжело- Морковь 0,054+0,041 0,029+0,016
суглинистый Картофель 0,043±0,017 0,115±0,026
коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция меньше зависят от типа почв, чем коэффициенты перехода.
Выводы
1. Установлено, что коэффициенты перехода в растения магния и кальция в 3—9 раз выше, а ра-дия-226 в 5—27 раз выше из дерново-подзолистых, песчаных почв, чем из черноземных.
2. Коэффициенты перехода радия-226 в зерно и корнеплоды можно расположить в ряд: к Са>/с Ра.
3. Выявлена дискриминация радия-226 от магния и кальция.
4. Коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция варьируют соответственно от 0,014 до 0,064 и от 0,031 до 0,204 для серых и черноземных оподзоленных почв; от 0,015 до 0,121 и от 0,037 до 0,501 для дерново-подзолистых, песчаных почв; от 0,004 до 0,054 и от 0,011 до 0,115 для черноземных почв. J|
5. Коэффициенты дискриминации радия-226 от магния и кальция можно использовать для оценки накопления радия-226 в растениях, выросших на различных почвах.
ЛИТЕРАТУРА
Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу
почв. М., 1962. Дричко В. Ф., Крисюк Э. М., Лисаченко В. П. и др.— В кн.: Радиационная гигиена. Л., 1975, вып. 5, с. 63. Наговицына Л. И., Мухин И. Е. Методическое письмо по
определению естественных радионуклидов в объектах внешней среды (Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены). Киев, 1971. Руководство к практическим занятиям по радиохимии. Под ред. А. Н. Несмеянова. М., 1968,
Поступила 6/1II 1979 г.
QUANTITATIVE ASPECTS OF MAGNESIUM, CALCIUM, RADIUM-226, AND THORIUM-228 MIGRATION FROM SOILS TO PLANTS
E.I. Ashkinazi
The author has determined transition coefficients of magnesium, calcium, radium-226, and thorium-228 from podzolized chernozem and gray medium loamy soils, soddy podzolic soils, and chernozem soils to wheat, barley, pea, potato, beet, and carrot plants. These coefficients are 2
to 27 times higher for soddy podzolic than for chernozem soils. Coefficients of discrimination of radium-226 from magnesium and calcium have been calculated; these coefficients may be used to predict the concentration of radium-226 in plants.
CN
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 616.89-053.2-02-07
В. В. Канеп, С. Л. Соломонов, П. Э. Икан
ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Рижский медицинский институт
Состояние здоровья детского населения во многом определяется психической и физической полноценностью воспроизводимого поколения.
В последние десятилетия на общем фоне улучшения состояния здоровья детей возрос удельный вес нервно-психической патологии, в происхождении которой немалая роль принадлежит неблагоприятным экзогенным и наследственным факторам.
Если влияние наследственной отягощенности на психическое здоровье новорожденных является в основном однотипным, то действие экзогенных факторов имеет более выраженные региональные различия.
Для изучения ряда социально-гигиенических и медико-биологических факторов, определяющих детскую психопатологию (в основном необратимую), мы выполняли на базе детского и подросткового отделения Латвийского республиканского психоневрологического диспансера исследование с помощью специально разработанной анкеты 1200 матерей, дети которых (1960—1976 гг. рождения) страдают шизофренией (133 ребенка), пограни^Ц ной умственной отсталостью в виде задержки умственного развития (391), олигофренией в степени де-бильности, имбецильности и идиотии (577); отдель- . но выделена болезнь Дауна (99 детей).