Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ МЯСОКОМБИНАТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ МЯСОКОМБИНАТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ МЯСОКОМБИНАТОВ»

решение медицинским работникам, проводящим гигиеническую подготовку, организовывать эти занятия в рабочее время (без отработки часов).

2. Утверждение Министерством здравоохранения СССР «Положения о постоянно действующих курсах по гигиеническому обучению при СЭС или ДСП», которое унифицировало бы всю систему гигиенической подготовки.

3. Уточнение учета проводимой работы в связи с тем, что в форме № 36 санэпидстанции говорится только о числе лиц, обученных ее персоналом, что не дает возможности учесть лиц, подготовленных другими учреждениями, курсами или учебными заведениями.

4. Издание массовым тиражом популярного учебника, по которому обучающиеся могли бы готовиться самостоятельно.

Обсуждение данной темы на страницах журнала, по нашему мнению, поможет найти решение вопросов улучшения организации и качества гигиенического обучения декретированных контингентов, что, безусловно, способствовало бы дальнейшему повышению качества и эффективности санитарно-гигиенического воспитания населения нашей страны.

Поступила 4/УШ 1978 г.

УДК 614:3741:637.5-051

Канд. биол. наук Н. Г. Андреева

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ

МЯСОКОМБИНАТОВ

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва

В медицинской практике очень часто неправильно понимается смысл профилактики, которую часто сводят к элементарным санитарным мероприятиям, раннему выявлению заболеваний и предупреждению рецидивов. Намного важнее первичная, гигиеническая профилактика, однако осуществлять ее силами одних гигиенистов невозможно. В связи с этим нельзя недооценивать значение привития необходимых гигиенических знаний и навыков определенным слоям населения. В то же время до сих пор в некоторых отраслях промышленности, в частности мясо-молочной, не ликвидирован элемент случайности, недифференцированный подход к осуществлению гигиенического обучения соответствующих работников. К числу профессиональных гигиенических знаний персонала мясокомбинатов относятся сведения о мерах личной и общественной гигиены, связанные с особенностями условий труда.

В процессе получения и обработки сырья и продуктов животного происхождения работники мясокомбинатов могут из-за несоблюдения правил гигиены загрязнять продукцию возбудителями различных заболеваний (дизентерии, салмонеллеза), а через продукты — и население (Ю. А. Малахов; Г. П. Кирсанов). Кроме того, без достаточного соблюдения этих правил указанные лица могут подвергнуться риску заражения такими инфекционными заболеваниями, как бруцеллез, лептоспироз, токсоплазмоз, туберкулез и др. (Д. И. Дранкин и Л. С. Малафеева; П. А. Вершилова и А. А. Голубева; М. И. Райхлин). Данные проведенного нами ранее исследования (Н. Г. Андреева) позволили оценить уровень знаний работников мясокомбинатов в области некоторых антропозоонозов. Основные пути заражения этими заболеваниями правильно назвали лишь 40,9% опрошенных, несколько лучше они знакомы с мерами профилактики. Кроме того, у большинства опрошенных эти знания носили формальный характер, что, естест- ^ венно, сказывалось на их гигиеническом поведении. Такое положение закономерно, поскольку гигиеническое обучение работников мясокомбинатов

с точки зрения ознакомления с мерами профилактики указанных заболеваний построено методически не совсем верно. Основные профессиональные гигиенические знания рабочие мясокомбинатов получают при прохождении санитарного минимума для персонала предприятий мясной промышленности. Задачей обучения по программе санитарного минимума являются показ зависимости качества вырабатываемой продукции от соблюдения санитарно-гигиенических правил на производстве и преподавание сведений о личной гигиене. В то же время при поступлении на работу в любой цеумясо-комбината человек должен знать основные меры профилактики профессиональных инфекционных заболеваний (к которым относят группу антропозоо-нозов) с иных позиций, в аспекте предохранения себя от возможного заражения ими.

Вопросы же профилактики антропозоонозов в программе санитарного минимума, рассчитанной на 18 ч, не отражены с данной точки зрения достаточно четко и ясно, не сосредоточены в одной теме и занимают не более 30 мин. Все это позволило сделать вывод о необходимости разработки программ и содержания единого для всех мясокомбинатов страны вводного санитарного инструктажа, включающего вопросы личной гигиены, основу которых составляют меры профилактики профессиональных заболеваний. Такой инструктаж органически включаясь в правила по технике безопасности, позволил бы дать установку на правильное гигиеническое поведение работников мясокомбинатов. В связи с этим был проведен эксперимент по определению научно обоснованной программы гигиенического обучения для лиц, поступающих на мясокомбинаты. Разработано несколько вариантов различных по форме и единых по содержанию программ инструктажа: устный — 1-я экспериментальная группа, фильм-инструктаж — 2-я экспериментальная группа, заочное обучение — памятка-инструктаж — 3-я экспериментальная группа и 4-я группа — контрольная. Апробирование вариантов водного санитарного инструктажа проведено на Ленинградском мясокомбинате (в опыте участвовало 160 человек).

На первом этапе эксперимента нас интересовал также исходный уровень знаний в отношении общих представлений об антропозоонозах у лиц этого контингента. Главными вопросами, ответы на которые определяли уровень гигиенических знаний, были первые признаки заболевания бруцеллезом человека; пути передачи бруцеллеза и других антропозоонозных инфекций человеку и меры профилактики.

Для оценки гигиенических знаний до и после опыта разработали специальные анкеты. В основу оценки осведомленности об алиментарном, контактном и контактно-бытовом путях заражения были положены знания о возможности заражения через мясо и мясные продукты, наружный кожный покров (ссадины, трещины на руках) и загрязненные микробами руки (курение, питание на рабочем месте).

Знание мер профилактики включало представление о необходимости питания в столовой, роли санитарной и спецодежды, знание профилактических мероприятий, относящихся к уходу за руками, мытье рук (перед едой, курением), сведений о своевременной обработке мелких травм, дезинфекции, значении для профилактики работы в кольчужках и перчатках.

Данные первичного опроса об уровне гигиенических знаний в экспериментальных и контрольной группе показали следующее. Лучшие знания у всех групп о бруцеллезе, второе место занимает туберкулез, третье — леп-тоспироз, четвертое — сибирская язва. О первых признаках заболевания человека бруцеллезом получен удовлетворительный ответ в среднем 45% опрошенных. Однако среди экспериментальных групп имелась некоторая достоверная (¿>2) вариабельность в представлении об антропозоонозах и первых признаках заболевания (между 2, 1 и 4-й группой).

Знания о путях передачи бруцеллеза и других антропозоонозов у лиц разных групп были идентичными. На контактный путь передачи бруцелле-

за указали 46%, на алиментарный — 19%, на контактно-бытовой— 10% (разница в знаниях между группами недостатоверна).

Гигиенические знания, касающиеся мер профилактики различных путей заражения, были на одном уровне (в среднем 25, 1 и 38%; разница в знаниях между группами недостоверна). Некоторая достоверная разница отмечена в знании контактного пути между 3-й и другими группами. Таков исходный уровень гигиенических знаний во всех группах. £

После проведения трех специально созданных нами различных видов инструктажа (устного, фильма-инструктажа и заочного инструктажа) получены следующие результаты.

После устного инструктажа (1-я экспериментальная группа) правильно указали контактный путь передачи 75%, алиментарный — 42,5%, контактно-бытовой — 45,5%. Меры профилактики различных путей заражения соответственно назвали 57,5, 25 и 100% опрошенных (48% подчеркнули значение профилактики контактного пути — своевременную обработку ссадин, трещин, порезов и правильный уход за кожей рук).

После фнльма-инструктажа (2-я экспериментальная группа) полные правильные ответы о путях передачи дали: о контактном пути — 77,5%, об алиментарном — 37,5%, о контактно-бытовом — 57,5% от всего состава этой экспериментальной группы. Из фильма-инструктажа лучше усвоили меры профилактики контактного пути заражения 77,5% человек, контактно-бытового— все 100%.

После заочного инструктажа (3-я экспериментальная группа) 62,5% опрошенных знали контактный путь заражения, 57,5% — алиментарный; о мерах профилактики контактного пути правильно ответили 75%; 85% назвали меры предупреждения контактно-бытового пути заражения.

Как видно из приведенных данных, после осуществления всех видов вводного инструктажа наглядно повысился уровень знаний. В результате анализа гигиенических знаний после различных видов экспериментального обучения выявилась большая, хотя н несколько меньшая, чем предполагалось вначале, эффективность фильма-инструктажа. (Это, по нашему мнению, можно отнести за счет недостатков фильма, выявленных в ходе эксперимента.)

Эффективность такого обучения проведена через год методом повторного стандартизированного интервью. Наблюдалось уменьшение знаний во всех экспериментальных группах на 20% о контактном и контактно-бы-товом путях заражения. Наименьшее снижение уровня знаний отмечено в 1-й экспериментальной группе, подвергнутой устному инструктажу.

Таким образом, апробирование трех вариантов вводного санитарного инструктажа показало, что, несмотря на большую эффективность фильма-инструктажа, для закрепления знаний необходимо сочетать его с другими формами (эффективность учитывалась по уровню знаний о путях и мерах профилактики). Время инструктажа не менее 20 мин: 10 мин устный проводит медицинский работник (санитарный врач мясокомбината и врач медсанчасти) и 10 мин длится фильм-инструктаж (или выдается на руки памятка-инструктаж). Такой инструктаж обеспечит необходимый уровень гигиенических знаний и первичную установку на правильное профессиональное гигиеническое поведение на весь период работы. Исходя из данных литературы о том, что не менее 70% (В. П. Беспалько) знаний должно быть усвоено в любой профессиональной деятельности, можно считать, что полученные в ходе экспериментального обучения знания вполне достаточны и будут способствовать улучшению навыков и формированию правильного гигиенического поведения.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Н. Г. — Сов. здравоохр., 1975, № 9, с. 27—31. Беспалько В. П. Программированное обучение. М., 1970.

Вершилова П. А., Голубева A.A. Бруцеллез в СССР и пути его профилактики. М., 1970.

Дранкин Д. И., Малафеева Л. С. Эпидемиология и профилактика инфекционных заболеваний при профессиональных заражениях. М., 1972. Кирсанов Г. П. — Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 108—109.

Малахов Ю. А. Ветеринарно-санитарный надзор в пищевой промышленности. М., 1964, с. 67.

Поступила 22/XI 1978 г.

Методы исследован ня

УДК 6Н.71/.7»-07«

Кандидаты биол. наук И. А. Пинигина и Н. И. Казнина

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ САНИТАРНОЙ ХИМИИ В ИЗУЧЕНИИ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Институт общей и коммунальной гигиены иы. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Среди важнейших проблем современности особую актуальность в последние годы приобрела проблема охраны окружающей среды. Одним из мероприятий в решении этой проблемы является постоянный санитарный контроль за загрязнением внешней среды, в частности атмосферного воздуха.

В настоящее время число токсичных веществ с нормативами содержания в атмосферном воздухе приближается к 200. А это значит, что для определения их должно быть такое же число надежных методов, узаконенных официальными документами. На все вещества, имеющие нормативы, предложены методы их определения, а на некоторые — даже по нескольку методов.

Между тем для контроля и правильной оценки состояния загрязнения воздушной среды, своевременного проведения необходимых мероприятий и прогнозирования возможного загрязнения атмосферы городов требуются единые надежные методы определения каждого из загрязнителей. К сожалению, не на все токсичные вещества, имеющие нормативы, есть достаточно надежные методики их определения в атмосферном воздухе. Некоторые из них, не отвечающие современным требованиям, предложены много лет назад и поэтому нуждаются в серьезной доработке или вообще непригодны.

В то же время развитие химической промышленности влечет за собой увеличение численности загрязнителей воздушной среды все новыми токсичными веществами, для определения которых также нужны надежные методы.

Разработка методов определения токсичных веществ ведется во многих организациях: санитарно-гигиенических институтах, крупных санэпидстанциях. Занимаются разработкой методов и специалисты ведомственных лабораторий с использованием преимущественно новейшей аппаратуры. К сожалению, при этом не всегда учитывается специфика анализа микроколичеств.

Большинство вновь разрабатываемых методов анализа атмосферных загрязнений поступает с целью их оценки и рекомендации для практического применения в методическую комиссию по физико-химическим методам при проблемной комиссии «Научные основы гигиены окружающей среды». Только в 1977 г. рассмотрено около 120 методов: 65% составляют методы исследования атмосферных загрязнений, 20% — исследования почвы, 10%— питьевой воды и водоемов, 5% — полимерных материалов. Из предложенных методов 53% хроматографических (48% газохроматографических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.