Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК в13.9&:658.386.3

А. Г. Сухарев, И. С. Фокина, В. И. Теленчи

роль центрального института усовершенствования врачей в последипломнои подготовке специалистов по гигиене детей и подростков

ЦОЛИУВ, Москва

Вопрос о планомерной подготовке школьных врачей путем организации для них специальных курсов был поднят на I Всероссийском съезде представителей медико-санитарных отделов Советов депутатов (июнь 1918 г.) в докладе правительственного комиссара по отделу школьной санитарии и гигиены В. М. Бонч-Бруевич (Величинной). «Школьный врач, — подчеркивала В. М. Бонч-Бруевич, — должен быть обязательной принадлежностью каждой школы, а отнюдь не предметом роскоши»

Первые 1'/2-месячные курсы для школьных врачей начали работать в июле 1918 г. Они были организованы школьно-санитарным отделом Народного комиссариата просвещения, которым руководила В. М. Бонч-Бруевич. Программа занятий ^включала широкий круг вопросов по гигиене, педиатрии, психологии, физическому и трудовому воспитанию детей. В 1919 г. отделом охраны материнства и младенчества Наркомата социального обеспечения, возглавляемым В. П. Лебедевой, в ряде городов страны созданы курсы для подготовки организаторов здравоохранения детей младшего возраста.

Курсы же для саиитарных врачей были открыты Московским отделом здравоохранения в сентябре 1922 г., а в ноябре начали работать 4-месячные курсы, организоваиные Иаркомздравом РСФСР2.

Однако решить проблему подготовки кадров путем проведения эпизодических курсов усовершенствования было невозможно, поэтому упор делается на переподготовку уже работающих врачей. Решение этой задачи подсказало необходимость создания государственной системы непрерывного последипломного образовании врачей. Декретом Совнаркома за подписью В. И. Лепнина (2/1Х 1921 г.) утверждается «Положение о высших учебных заведениях», а в сентябре 1934 г.

■Бонч-Бруевич В. М. (Величкина). Охрана здоровья детей и постановка физического образования. В кн.; Школыю-санитарпос дело в РСФСР. М., 1919, с. 73.

2 С т р а ш у н И. Д. К 35-летню декрета о санитлриых органах республики. «Гигиена и санитария», 1967, № 10, с. 84—88.

Центральным Исполнительным Комитетом СССР принимается постановление «О подготовке врачей», которое устанавливает единую систему подготовки врачебных кадров во всех союзных республиках. Ведущее место в этой системе отводится институтам усовершенствования врачей.

Созданный в 1930 г. в Москве Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) явился первой и единственной в стране базой по специализации и усовершенствованию кадров для детского здравоохранения. Уже с 1931 г. в институте стали систематически функционировать курсы повышения квалификации врачей по охране здоровья детей и подростков. До создания самостоятельной кафедры занятия проводились преподавателями кафедры школьной гигиены (гигиена воспитания) I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова проф. А. В. Молько-вым и доц, П. М. Ивановским. В 1934 г. в ЦИУ создана самостоятельная кафедра охраны здоровья детей и подростков и школьной санитарии, в 1936 г. переименованная в кафедру школьной гигиены, а в 1957 г. — в кафедру гигиены детей и подростков.

Организатор и первый заведующий кафедрой — крупный ученый-гигиенист, видный общественный деятель проф. А. В. Мольков. С 1938 по 1960 г. кафедру возглавляла проф. М. И. Корсун-ская, с 1960—1976 гг. — проф. Е. М. Белостоц-кая, с декабря 1976 г. — проф. А. Г. Сухарев.

Первые штатные преподаватели кафедры — доценты П. М. Ивановский, А. Г. Цейтлин и М. И. Корсунская, ассистент С. М. Громбах были либо учениками А. В. Молькова, либо ближайшими его сотрудниками. В последующем все они стали профессорами и ведущими школьными гигиенистами страны.

Первый период становления кафедры был связан с большими организационными трудностями, вызванными отсутствием достаточной материальной базы. Поэтому занятия проводились в помещении одноименной кафедры I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова и Института охраны здоровья детей и подростков, который размещался тогда в здании нынешнего

2 Гнгисия и санитария № 7

— 33 —

ЦОЛИУВ. Одновременно определялось содержание преподавания, разрабатывались программы и методические подходы с учетом специфики института усовершенствования.

В замечаниях к программе по школьной гигиене А. В. Мольков указывал: «...нужно обосновать необходимость различных учебных планов для врачей разных специальностей... Сделать это нужно, на основе общей характеристики задач и особенностей школьно-саинтарной деятельности врачей лечащих (участковых педиатров, школьных педиатров) и врачей санитарных (всех специальностей)... Только из такого анализа вытекает структура учебного плана и содержание программы»3. Объяснительная записка к первой программе усовершенствования врачей по охране здоровья детей и подростков (ОЗДиП), составленная кафедрой в 1934 г., начиналась словами: «Учебный план и программа должны отвечать задаче помочь врачу ОЗДиП овладеть теми знаниями и навыками, которые ему нужны для осуществления его практической деятельности». Далее давался краткий, но в то же время детальный анализ содержания работы врача, по сути дела его практической деятельности». Далее давался краткий, но в то же время детальный анализ содержания работы врача, по сути дела его про-фесснонально-должностные обязанности, перечислялись знания и умения, которыми он должен овладеть.

Рассматривая особенности методики преподавания на курсах усовершенствования, А. В. Мольков подчеркивал, что врачам, имеющим стаж, нужно давать больше времени на самостоятельные работы и упражнения в методиках обследования, на проведение экскурсий с одновременным выполнением заданий по оценке посещения объекта и последующим обсуждением на конференции. «Громадное количество лекций,— писал А. В. Мольков,— едва ли оправдано... и для ЦИУ на настоящем этапе его развития не годится»4. Этими положениями кафедра постоянно руководствуется в своей работе. Ею составлялись и регулярно каждые 5 лет пересматривались все программы специализации и усовершенствования по гигиене детей и подростков (школьной гигиене) как для врачей лечебного профиля (педиатров), так и гигиенистов (школьных государственных санитарных инспекторов и врачей санэпидстанций).

Многолетний опыт, накопленный коллективом ЦОЛИУВ, по определению объема и содержания преподавания различных дисциплин, а также анализ постановки преподавания в институтах усовершенствования врачей страны подсказали

3 Мольков А. В. Замечания к учебному плаву и про-

грамме по школьной гигиене. 1939. Рукопись. Архив кафедры гигиены детей и подростков ЦОЛИУВ.

'Мольков А. В. Замечания к учебному плану и программе по школьной гигиене. 1939. Рукопись. Архив кафедры гигиены детей и подростков ЦОЛИУВ.

целесообразность и необходимость сделать преподавание более единообразным, т. е. разработать единые унифицированные программы, которые смогли бы объединить все виды последипломного обучения и в то же время давали бы возможность излагать материал в разных объемах в зависимости от формы повышения квалификации (специализация, общее усовершенствование, те-( матическое усовершенствование). г

Осуществляя свою функцию методического центра, ЦОЛИУВ в середине 70-х годов приступил к разработке унифицированных программ по основным медицинским специальностям. Кафедра гигиены детей и подростков активно включилась в это важное дело. С участием экспертной комиссии специалистов ею были созданы унифицированные программы по гигиене детей и подростков для санитарных врачей санэпидстанций и педиатров.

Контннгенты врачей, знания которых кафедра совершенствовала, менялись в зависимости от развития системы советского здравоохранения и запросов практики. В начале 30-х годов проводились курсы для врачей по охране здоровья детей и подростков, работающих в детских и подростковых учреждениях различных типов. Эти врачи выполняли функции школьных педиатров и школьно-санитарных врачей5. С введением в 1934—1935 гг. в состав главной государственной санитарной инспекции школьной госсанннспекцни и с учреждением специальных должностей государственных санитарных инспекторов по школьной санитарии появилась необходимость совер * шенствовать знания новых контннгентов вр-зчей. Первые курсы для школьных государственных санитарных инспекторов были организованы для врачей Москвы уже в 1935 г. и в дальнейшем проводились регулярно 1—2 раза в год.

Подготовке организаторов детского здравоохранения кафедра придавала и придает особое значение. С 1935 по 1939 г. систематически проводились циклы для начальников ОЗДиП. В 1972 г. кафедрой организован новый цикл для заведующих отделениями детских поликлиник по оказанию лечебно-профилактнческой помощи в дошкольных учреждениях и школах.

В связи с задачами по улучшению медицинской помощи подросткам коллектив кафедры в 1970 г. приступил к усовершенствованию новых контннгентов — врачей-терапевтов подростковых кабинетов. За последние 10 лет на кафедре проведено 11 циклов и прошло усовершенствование более 300 подростковых врачей.

Наряду с основными циклами кафедра уже с** первых лет своего существования стала осваивать другие формы усовершенствования. Так, уже в 1935 г. проводились тематические краткосрочные

'- Положение о правах и обязанностях врача по охране здоровья детей (школьно-санитарного врача). Бюллетень НКЗ, 1923, № 21.

циклы по отдельным разделам гигиены детей и подростков (строительству и благоустройству школьных зданий, летней оздоровительной работе и др.). В феврале того же года был первый декадник для преподавателей школьной гигиены медицинских вузов страны. Планировались выездные циклы, осуществление заочного усовершенствования. Начало Великой Отечественной войны временно прервало занятия в институте и задержало выполнение намеченных планов. Но уже в 1948 г. работа кафедры возобновилась. В первое послевоенное десятилетие пропускная способность кафедры была весьма ограниченной. Одной из причин такого положения была большая продолжительность циклов (3—4 мес). Однако огромные задачи, возникшие перед практическим здравоохранением в послевоенные пятилетки, настоятельно требовали повышения эффективноостн работы как всего института, так и каждой кафедры, в связи с чем было принято решение увеличить число годовых циклов с 2—3 до 7—8. Этого удалось достичь путем сокращения продолжительности занятий на основных циклах до 2 мес, введением месячных тематических циклов по наиболее актуальным проблемам гигиены детей и подростков, а также циклов с предцикловой подготовкой, выездных и телевизионных. В результате число врачей, получивших возможноость пройти усовершенствование, стало из года в год увеличиваться. Если с 1956 по 1960 г. па кафедре усовершенствовалось всего 306 врачей, то с 1961 по 1965 г. — уже 694, с 1966 по 1970 г. — 855, 'с 1971 по 1975 г. — 1013, за последнее пятилетне — 1108 врачей. Всего с 1931 по 1980 г. непосредственно па кафедре прошли усовершенствование 5000 врачей различного профиля.

Сокращение времени усовершенствования поставило перед коллективом новые задачи по повышению эффективности преподавания, освоению современных его методов, оптимизации учебного процесса. Особое внимание стали уделять внедрению в учебный процесс разнообразных форм самостоятельной работы курсантов, улучшению методической оснащенности лекционных и практических занятий. Для этого был обновлен и расширен фонд наглядных пособий, созданы индивидуальные рабочие места с набором ситуационных задач, программированным контролем, иллюстрационным и справочным материалами. На кафедре созданы условия для индивидуальной работы врачей с литературой (библиотека, стенд новейшей литературы) и официальными инструктивно-методическими документами, которые постоянно ^обновляются и систематизируются.

Опыт по проведению слушателями самостоятельных работ обобщен в двух методических сборниках, опубликованных в 1967 и 1969 гг. В 1962 г. под редакцией проф. М. И. Корсунской выпущено первое «Руководство по гигиене детей и подростков для санитарных врачей», написанное коллективом кафедры. Для заочного усовер-

шенствования изданы 30 лекций по различным разделам программы, подробные методические разработки к самостоятельным заданиям, которые составлены с таким расчетом, чтобы врачи имели возможность использовать их в своей дальнейшей практической деятельности. Материалы контрольных работ курсантов используются в свою очередь сотрудниками кафедры в лекциях, докладах, публикуются в периодической печати.

С 1976 г. кафедра приступила к обобщению накопленного опыта и включилась в общеинстнтут-скую проблему «Научные основы усовершенствования врачей». Проведенные исследования (доц. В. И. Теленчи) позволили выявить наиболее эффективные формы преподавания и наиболее значимые для практических врачей разделы программы, оценить эффективность преподавания по отдаленным результатам (внедрение врачами, прошедшими усовершенствование, в практику здравоохранения передовых форм медицинского обслуживания детей и подростков), сформулировать профессионально-должностные требования.

Кафедра работает в тесном контакте с санитарно-эпидемиологической, педиатрической и подростковой службами Москвы. Особенностью научно-исследовательской деятельности кафедры является тесная связь с запросами практики.

Первые научные исследования были посвящены изучению физического развития детей. Гигиенические проблемы близорукости в детском и подростковом возрасте составили второе направление научных исследований кафедры. Проф. Е. М. Белостоцкой изучены закономерности становления рефракции у детей школьного возраста, выявлена роль состояния здоровья, местных природных факторов, объема зрительной работы и условий, в которых она протекает, в возникновении аномалий рефракции.

В соответствии с решениями XIX и XX съездов КПСС о введении в школах политехнического и трудового обучения кафедра одной из первых в стране приступила к. разработке проблемы гигиены трудового обучения. Определены оптимальные условия для занятий школьников в мастерских, даны рекомендации к врачебному контролю за трудовым обучением и режиму дня школьника с рациональным чередованием физического труда, учебных занятий и отдыха. Развитие в стране специальных школ-интернатов определило новое направление в научных исследованиях кафедры—изучение особенностей физического развития, функционального состояния и работоспособности детей с аномальным развитием и хроническими заболеваниями. Проведенные научные исследования позволили ввести новые разделы в преподавание дисциплины, создать учебные пособия для курсантов очных и заочных циклов. Литература. Белостоцкая Е. М.—Гиг. и сан., 1965,

№9, с. 71—73.

Теленчи В. И. — В кн.- Научные основы усовершенствования врачей. М., 1976, с. 66—68.

Поступила 20 01.81

2*

— 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.