Изменена производственная практика после 6-го семестра — она приближена к профилю подготовки специалиста, ее студенты будут проходить в качестве лаборантов санэпидстанций.
Таким образом, новый учебный план обеспечивает глубокую теоретическую подготовку врачей — гигиенистов и эпидемиологов, их первичную специализацию, создает условия для последующего прохождения одногодичной стажировки специалиста по месту распределения на работу в соответствии с типовым планом стажировки, утвержденным Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР. Следует отметить, что установлена новая квалификация специалиста — врач-гигиенист, эпидемиолог. Новое наименование специальности более широко и полно отражает основные сферы деятельности врача профилактической медицины на современном этапе.
На коллективы медицинских вузов ложится большая ответственность за дальнейшее совершенствование учебного процесса в рамках нового учебного плана. Необходимы целенаправленный пересмотр учебных программ по дисциплинам, создание сквозных (межкафедральных) программ по отдельным разделам биологии и медицины. Становится очевидным, что перспективной является оптимизация преподавания в высшей школе, основанная на интеграции учебного процесса.
Поступила 6/У 1976 г.
УДК в13.9Е|378.6в1(470.311)(091)
Проф. В. Н. Кардашенко (Москва)
50 ЛЕТ КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1 МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. И. М. СЕЧЕНОВА
По решению Государственного ученого совета главного управления профессионального образования Наркомпроса РСФСР , в 1926 г. в Московском университете была основана кафедра школьной гигиены (гигиены воспитания). Ее организатором и первым заведующим был видный санитарный деятель проф. А. В. Мольков (1870—1947). На протяжении 20 лет, с 1926 по 1947 г., он возглавлял и руководил кафедрой.
Новая кафедра должна была определить круг проблем, которые ей предстояло решать, разработать программу и учебный план, организовать учебный процесс и научную работу. При составлении программы и лекционного курса А. В. Мольков исходил из методологических позиций, согласно которым организм ребенка рассматривался как единое целое, в тесной взаимосвязи с окружающей средой, включая в понятие среды социальные и материальные условия жизни. А. В. Мольков подчеркивал, что новая профилактическая наука в условиях социалистического строя призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним условиям среды, но и к условиям воспитания (физическое воспитание, питание, учебный процесс и т. д.) подрастающего поколения.
Первый лекционный курс был написан А. В. Мольковым в 1926 г. и выпущен Московским университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. Стержень предмета составили проблемы: физическое развитие детей и подротков, санитарное благоустройство школ, яслей и детских садов, аэрация, вентиляция, отопление и освещение детских учреждений, физическое воспитание и питание детей, режим дня, учебная нагрузка, школьное оборудование и учебные пособия.
В 1928 г. на 2-й конференции профилактических кафедр медицинских вузов страны были приняты основные установки проф. А. В. Молькова по преподаванию гигиены воспитания (гигиены детей и подростков). Наиболее совершенной формой организации учебного процесса был признан опыт кафедры школьной гигиены Московского университета. В последующем
на протяжении всего периода существования кафедры гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова ею разрабатывались все программы по дисциплине для санитарно-гигиенических факультетов; эти программы утверждались Главным управлением медицинских учебных заведений в 1939, 1949, 1951, 1953, 1961, 1968 и 1976 гг.
В 1934 г. был выпущен первый советский учебник «Школьная гигиена» под редакцией А. В. Молькова, написанный коллективом кафедры; этот учебник выдержал 5 изданий. В 1966 г. заведующая кафедрой М. Д. Большакова вместе с сотрудниками написала новый учебник «Гигиена детей и подростков». Первый практикум для студентов подготовлен и издан кафедрой под редакцией A.B. Молькова в 1939 г., в 1958 г. под редакцией М. Д. Большаковой и в 1972 г. под редакцией А. 3. Белоусова были выпущены новые практические руководства для студентов медицинских институтов. Многое сделано кафедрой, для создания учебного музея и различных наглядных учебных пособий, для ее материально-технического оснащения и удобности учебных баз. С 1963 г. кафедра проводит работу, связанную с повышением квалификации преподавателей других вузов.
Ее большая учебно-методическая работа всегда тесно увязывалась с научно-исследовательской, что повышало качество подготовки санитарных врачей по гигиене детей и подростков, позволяло решать ряд важных школьно-гигиенических проблем, вносить достойный вклад в развитие науки.
На протяжении ряда лет с момента ее основания кафедра была численно невелика. До 1936 г. А. В. Мольков руководил не только кафедрой I Московского медицинского института, но и кафедрой гигиены воспитания во II Московском медицинском институте, а также возглавлял отдел школьной гигиены в Институте социальной гигиены. На начальном этапе становления дисциплины научно-исследовательская работа проводилась объединенными усилиями этих| коллективов и под единым руководством. Это сыграло положительную роль в разработке основных проблем гигиены детей и подростков, в подготовке научно-педагогических кадров.
Основная проблема, над которой кафедра работала с момента ее основания и продолжает работать в настоящее время, это физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Изучение физического развития детей и подростков было начато под руководством
A. В. Молькова; в 1929 г. обследовалось физическое развитие детей и подростков Москвы и Тулы, детей поселка Глухово и деревень Волоколамского района, детского населения Дргестана и Марийской автономной республики (Д. И. Арон, М. Д. Большакова, Г. П. Сальникова, Л. А. Сыр-кин и др.). Эти исследования были повторены в 1935—1936 и 1938— 1939 гг., их результаты показали, что улучшение условий воспитания и быта положительно сказывается на уровне физического развития растущего организма. Кафедрой была разработана единая унифицированная методика антропометрических измерений, разработаны стандарты физического развития; J1. А. Сыркиным была выполнена фундаментальная докторская диссертация, а под редакцией А. В. Молькова написана монография «Даргинцы».
В послевоенные годы проводились более углубленные исследования по проблеме. Наряду с антропометрическими измерениями и изучением степени полового развития велось обследование состояния здоровья. При изучении физического развития и состояния здоровья дошкольников Москвы (В. И. Теленчи) установлена зависимость между уровнем физического развития ребенка и степенью развития его речи. Значительное место в работах по определению физического развития детей Тулы (1957) и Орла (1959) отводилось исследованию состояния опорно-двигательного аппарата и функциональных показателей (М. Д. Большакова; Е. П. Стромская;
B. Н. Кардашенко; Л. П. Кондакова-Варламова). Кроме того, изучалось физическое развитие детей с туберкулезной интоксикацией (Е. П. Стром-
екая), детей малых народностей Сахалина (П. П. Архипова). В 1957 г. проф. М- Д. Большакова (заведующая кафедрой с 1953 по 1962 г.), обобщив опыт изучения физического развития и состояния здоровья детей и подростков в ряде городов страны, выступила на Международном совещании в Берлине.
Проводя дальнейшее динамическое наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей и подростков Тулы (1963 и 1973 гг.) и Орла (1965 и 1975 гг.), кафедра углубленно изучала процесс созревания растущего организма. Рентгенологическое исследование процессов осси-фикации костей кисти и пpeдплeчьяíпозволило установить новый уровень окостенения скелета кисти у мальчиков и девочек 8—17 лет по сравнению с данными 1936 и 1947 гг. Тем самым объективно был доказан процесс акселерации физического развития (А. 3. Белоусов; В. Н. Кардашенко; Е. П. Стромская; Л. П. Кондакова-Варламова; М. В. Прохорова). Тщательный анализ параллелизма сроков окостенения с изменением основных морфологических признаков и степенью полового созревания позволил разработать новую схему комплексной оценки физического развития индивидуума (Е. П. Стромская; В. Н. Кардашенко).
В настоящее время проводятся исследования, позволяющие выявить значение и информативность морфологофункциональных показателей в определении биологического уровня развития организма в переломный период жизни ребенка (В. Н. Кардашенко; Е. П. Стромская; Т. Ю. Вишневская, и др.).
Многие годы успешно разрабатывались проблемы физического воспитания и гигиены обучения под руководством П. М. Ивановского (1885— 1953) — крупного советского ученого, который заведовал кафедрой с 1947 по 1953 г. В своей научной деятельности П. М. Ивановский исходил из того, что в основе гармоничного развития ребенка лежит деятельность — рациональное сочетание умственной и физической работы. П. М. Ивановский обосновал и впервые применил в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента. Проблема физического воспитания разрабатывалась им комплексно с проблемой санитарного благоустройства. Под руководством П. М. Ивановского был проведен ряд исследований, доказывающих благоприятное влияние УФ-облучения и закаливания на резистентность организма, разработаны гигиенические обоснования к проведению закаливания в детских учреждениях различных типов (М. В. Антропова; Л. П. Кондакова-Варламова; Л. Я- Кельштейн, и др.).
Большое место в научной работе кафедры заняли исследования по гигиеническому обоснованию режима дня в целом и отдельных режимных моментов в лесных школах для детей с туберкулезной интоксикацией (Е. Н. Очкина), для детей, больных ревматизмом (Н. Г. Дьячкова; Н. А. Матвеева), для детей с невротическими расстройствами (М. В. Прохорова), для соматически ослабленных детей (А. Р. Разиков). С 1953 г. научные исследования в этом направлении были расширены, проводились работы по гигиеническому обоснованию продолжительности перемен в общеобразовательной школе (И. М. Попова), гигиенической оценке проведения уроков биологии на учебно-опытном участке школы (В. Н. Кардашенко), гигиеническому обоснованию режима обучения учащихся токарей ремесленных училищ (А. Д. Спиридонов), режима производственного обучения учащихся ПТУ по профессии обувщиков (Л. П. Кондакова-Варламова; В. Н. Кардашенко; Е. П. Стромская; М. В. Прохорова), режима производственного обучения учащихся 9—10 классов по профессии телетайписта (В. М. Суханов).
В 1962 г. А. 3. Белоусовым (1911—1974), который заведовал кафедрой с 1962 по 1974 г., была организована лаборатория для исследований по гигиене обучения и состоянию здоровья учащихся — подростков средних учебных заведений и технических училищ химического профиля. С широким привлечением клиницистов и физиологов были проведены исследова-
ния, позволившие показать влияние условий обучения и режима работы в условиях химического производства на состояние здоровья подростков и молодых рабочих, определить гигиенические рекомендации к режиму труда и условиям обучения, разработать вопросы профессиональной пригодности (А. 3. Белоусов; Э. Э. Саркисянц; Н. С. Подгорнова; Т. Ш. Мин-нибаев; В. А. Доскин; Е. Н. Ковальчук; Ю. Д. Калашников; А. И. Гав-рилина; Г. В. Алимов).
Впервые в нашей стране на кафедре была начата разработка проблемы гигиены обучения и состояния здоровья студентов. Под руководством А. 3. Белоусова были организованы и успешно проведены комплексные работы, позволившие изучить динамику в состоянии здоровья и физическом развитии студентов, структуру заболеваемости в вузах различного профиля, уровень психического здоровья студентов, влияние различных режимов и характера обучения на состояние работоспособности и функциональное состояние студентов (А. 3. Белоусов; Л. А. Рыбакова; Э. Э. Саркисянц, Л. В. Баль, Е. П. Стромская; Р. В. Рожанец; Н. А. Лаврентьева; В. А. Доскин; В. Б. Шарай, Т. Ш. Миннибаёв, и др.). Результатом этой работы явилась проведенная в 1975 г. на базе каферы 1-я Всесоюзная конференция по гигиеническим вопросам университетской гигиены.
В настоящее время на кафедре гигиены детей и подростков (зав.— проф. В. Н. Кардашенко) проводится научная работа в 2 направлениях. Исследования по проблеме «Состояние здоровья, физическое развитие и заболеваемость детских, подростковых и юношеских контингентов» ставят целью дальнейшее выяснение процессов акселерации физического развития, определение биологического уровня развития растущего организма, изучение иммунобиологической резистентности в различные периоды развития, особенностей^липидного обмена у лиц с дисгармоничным развитием, выявление зависимости обучения от уровня биологического развития и степени «школьной зрелости», а также изучение заболеваемости в зависимости от ряда социально-биологических факторов. Научные исследования по проблеме «Гигиена умственной деятельности учащихся школ, ПТУ и вузов» направлены на изучение функционального состояния и работоспособности организма в зависимости от интенсивности, характера и режима учебного процесса, направленности сдвигов в функциональном состоянии организма с учетом возраста, биоритмологических особенностей и состояния здоровья. В результате предполагается разработать гигиенические обоснования к организации и режиму различных форм обучения школьников психоневрологических санаториев, учащихся ПТУ химического профиля и студентов медицинских институтов, а также разработать методические приемы и критерии для определения потенциальной работоспособности человека, занимающегося умственной деятельностью.
Кафедрой подготовлено много научных кадров в области гигиены детей и подростков. Воспитанники кафедры: М.В.Антропова — член-корр. АПН СССР, профессор, заведующая отделом гигиены обучения Института физиологии детей и подростков АПН СССР; С. М. Тромбах — профессор, заместитель директора Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР; Г. П. Сальникова — профессор; Р. А. Разиков — заведующий кафедрой гигиены Андижанского медицинского института; Н. А. Матвеева — заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Горьковского медицинского института; В. И. Теленчи — доцент кафедры гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей.
И сегодня кафедра посредством обучения студентов, через студенческий научный кружок и аспирантуру успешно готовит молодые кадры, пополняя армию врачей и научных работников в области охраны здоровья подрастающего поколения.
Поступила 6/У 1976 г.