Это письмо, подписанное старейшим деятелем общественной гигиены нашей страны 3. Г. Френкелем и группой видных ученых, является выражением общественного признания заслуг Г. В. Хлопина в подготовке кадров, научной и общественной деятельности.
Поступила 10/УШ 1967 г.
УДК 613.95(092 Мольков)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. В. МОЛЬКОВА В РАЗВИТИИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР
Канд. мед. наук В. Н. Кардашенко (Москва)
А. В. Мольков принадлежит к числу первых советских ученых-гигиенистов, является одним из зачинателей советского здравоохранения, основоположником гигиены детей и подростков в СССР. Он прошел путь от санитарного врача до крупного деятеля гигиены и санитарии.
Родился А. В. Мольков в 1870 г. в Иркутске; в 1890 г. он поступил на медицинский факультет Томского университета, а в 1893 г. перевелся в Московский университет, который окончил в 1895 г., получив диплом лекаря с отличием. Первое время А. В. Мольков работал врачом в Московском губернском земстве; вначале заведовал земской лечебницей Верейского уезда, а затем (с 1903 г.) был санитарным врачом Верейского и Звенигородского уездов.
Он активно участвовал в губернских врачебных совещаниях и съездах, принимал деятельное участие в работе Пироговского общества в качестве члена его правления,
председателя комиссии по распространению гигиенических знаний и ■ соредактора журнала «Общественный врач».
После победы Великого Октября А. В. Мольков неразрывно связал себя с деятельностью Коммунистической партии, членом которой оп состоял с 1919 г. В том же году он организовал и возглавил музей социальной гигиены и заведовал музейно-выставоч-ным подотделом Наркомздрава. В 1922 г. музей социальной гигиены был реорганизован в Институт социальной гигиены, которым А. В. Мольков руководил до 1931 г. С этого времени он стал ближайшим помощником Н. А. Семашко по разработке вопросов, связанных с новой отраслью медицинских знаний — социальной гигиеной.
При непосредственном участии А. В. Молькова издавался ряд периодических сборников «Социальная гигиена», освещавших вопросы этой новой науки на основе марксистско-ленинского учения. В том же 1922 г. он принял активное участие в организации первой в нашей стране кафедры социальной гигиены в Московском университете, а в 1925 г. организовал кафедру гигиены воспитания на медицинском факультете II Московского университета. Его имя значится в числе организаторов первого в нашей стране санитарно-гигиенического факультета, созданного при I Московском медицинском институте. В 1934 г. по его инициативе Институт социальной гигиены слился с гигиеническими кафедрами I Московского медицинского института. На этой основе был создан гигиенический институт, директором которого А. В. Мольков был до 1941 г.
Для него как ученого характерна широта и многогранность научных иследований. Почти в каждую отрасль гигиенической науки он внес свой вклад. Его исследования в области коммунальной гигиены касаются вопросов гигиены жилищ и планировки населенных мест, больничного строительства, гигиены водоснабжения и канализации. В области гигиены питания он занимался изучением бюджетов питания отдельных групп населения с социально-гигиенической стороны.
В сфере санитарного просвещения заслуга А. В. Молькова заключается в разработке теоретических основ. Он рассматривал санитарное просвещение как социально-гигиеническую проблему, считал необходимым вести широкую пропаганду санитарно-гигиенических знаний среди населения, организованно и систематически осуществлять гигиеническое воспитание детей и подростков. Большое внимание уделял ученый вопросам полового воспитания подрастающего поколения.
Будучи гигиенистом широкого профиля, А. В. Мольков сосредоточил деятельность главным образом на создании и развитии советской школьной гигиены — гигиены детей и подростков.
В 1926 г. он организовал кафедру школьной гигиены в I Московском медицинском институте, а в 1934 г.— в Центральном институте усовершенствования врачей. По его мнению, школьная гигиена как наука должна служить практике воспитания, образования и укрепления здоровья подрастающего поколения; необходим социально-гигиениче-ский подход к разрешению поставленных задач. Эти принципиальные положения определили место гигиены детей и подростков среди гигиенических наук.
Являясь бессменным руководителем методических совещаний бюро профилактических кафедр, проф. А. В. Мольков много трудов вложил в разработку программ и методов преподавания гигиенических дисциплин, особенно гигиены детей и подростков (школьной гигиены). Первый лекционный курс по школьной гигиене был составлен и прочитан им в 1926/27 учебном году. При чтении этого лекционного курса он исходил из того, что гигиенические мероприятия строятся с учетом анатомо-физиологическцх особенностей детского организма, указывал на взаимосвязь ребенка с окружающей его социальной средой, подчеркивая влияние последней на его здоровье и физическое развитие. Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) была определена им как самостоятельная профилактическая наука, которая призвана заниматься изучением влияния различных факторов внешней среды на растущий и развивающийся организм ребенка, разработкой гигиенических требований к организации воспитательно-оздоровительных мероприятий и нормированием факторов внешней среды дифференцированно в зависимости от возрастных особенностей.
В последующие годы А. В. Мольков совместно с учениками (П. М. Ивановский, Л. А. Сыркин, М. И. Корсунская, М. Д. Большакова и др.) разработали программу и методику преподавания школьной гигиены, написали учебник для студентов медицинских институтов, выдержавший 5 изданий, и практикум-справочник (1939). Эти учебные пособия получили широкое распространение в Советском Союзе.
Проф. А. В. Мольков был твердо убежден, что школьная гигиена как наука не может существовать без экспериментальной базы, без разработки научных проблем. Он первый в СССР организовал исследования по различным вопросам ее. Еще в Институте социальной гигиены под его руководством начало проводиться изучение физического развития и состояния здоровья детского населения различных мест нашей страны. Эти работы имели важное значение, так как они показывали воздействие улучшения социальных и материальных условий жизни на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Другие работы были посвящены созданию школьно-гигиенических методов исследования, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и других детских учреждений, изучению общественного питания детей, гигиеническому обоснованию физического воспитания, режима труда и отдыха детей и подростков, а также медицинскому обслуживанию и санитарному просвещению.
При проведении научных работ А. В. Мольков уделял большое внимание эксперименту. Придавая серьезное значение санитарно-гигиеническому методу как одному из главных при изучении влияния факторов внешней среды на здоровье населения, он вместе с тем считал возможным использовать различные физиологические и антропометрическую методики в школьно-гигиенических исследованиях. Для него было характерно умелое сочетание научной деятельности с запросами санитарной практики. Так, по поручению Наркомздрава СССР им вместе с сотрудниками были разработаны санитарные нормы и даны гигиенические обоснования к планировке, благоустройству и оборудованию школ, детских садов и пионерских лагерей. Учитывая, что результаты исследований могут принести пользу только в том случае, если они будут претворены в жизнь, он много сил и энергии отдавал медицинскому обслуживанию детского населения, вел борьбу против извращений в деятельности школьного врача.
Для разгрома педологического направления А. В. Мольков широко использовал печать и, в частности, выступил со статьей «О работе врача ^в школе», в которой определил объем деятельности и профиль врача детского учреждения как педиатра-гигиениста, в равной степени разрешающего как лечебные, так и гигиенические вопросы. Основные положения видного ученого-гигиениста сохранили свое значение в работе врача детского учреждения по сей день.
Автор огромного количества научных трудов (около 230, в основном по вопросам гигиены детей и подростков), А. В. Мольков создал школу советских специалистов, работающих в области гигиены детей и подростков, многое сделал для воспитания кадров научных работников в этой сфере. Большинство видных советских ученых и научных работников в области гигиены детей и подростков ныне являются представителями этой школы.
До конца дней своей жизни А. В. Мольков был видным общественным деятелем: он состоял членом Ученого медицинского совета Наркомздрава СССР и РСФСР, являлся председателем Всесоюзного гигиенического общества и возглавлял секцию школьной гигиены Московского гигиенического общества, был председателем гигиенической секции Высшей квалификационной комиссии, постоянным активным участником съездов санитарных врачей и эпидемиологов, многочисленных комиссий, а также редактором и соредактором ряда журналов и сборников по вопросам социальной гигиены, охраны здоровья детей и подростков, санитарного просвещения и школьной гигиены.
Многогранная деятельность А. В. Молькова на поприще науки и практического здравоохранения, его педагогическая и общественная деятельность ярко раскрывают образ этого видного советского ученого-гигиениста.
Поступила 31/У 1967 г.
УДК 613.6(092 Каплун)
С. И. КАПЛУН
Заслуженный деятель науки проф. 3. И. Израэльсом (Москва)
Победа Великой Октябрьской социалистической революции обусловила быстрое и эффективное разрешение многих задач рабочего движения, в частности вопросов охраны труда и здоровья рабочих. Уже на 4-й день революции в стране был установлен 8-часовой рабочий день и предусмотрено проведение первых важных мер по охране труда. С этого времени охрана труда стала важной отраслью государственной
и общественной деятельности, определяемой указаниями партии и правительства.
Как писал в 1919 г. С. И. Каплун, «охрана труда из области академических и теоретических дебатов и исследований перешла в реальную действительность и стала одной из животрепещущих сторон активного творчества рабочего класса» В дни 50-летия Советской власти наша страна отмечает большие достижения в деле охраны жизни, здоровья и труда советских людей. В СССР действует самое передовое трудовое законодательство, широко развитая сеть профилактических учреждений, в частности органов промышленно-санитарного надзора, опирающихся на систему научных институтов гигиены труда. Созданный в начале революции Народный комиссариат труда (НКТ) признал одной из важнейших задач усиленную охрану труда рабочих на вредных производствах. 1918 г. явился годом создания инспекции труда, а 1919 г. — санитарной инспекции. В НКТ была образована санитарно-гигиеническая секция, переименованная в 1919 г. з секцию профессиональной гигиены. Именно здесь закладывались основы той большой и разносторонней работы, которая объединяется понятием охраны труда и включает как научную базу и отрасль практической деятельности гигиену труда и санитарно-промышленный надзор.
С момента организации НКТ одним из активнейших деятелей в области охраны труда стал Сергей Ильич Каплун. Совсем молодым врачом он начал здесь в 1918 г. целенаправленный творческий путь и в течение последующих 25 лет самоотверженно работал над созданием и развитием советской гигиены труда, одним из основоположников которой о« по праву признан.
Родился он в 1897 г. в семье врача. В 1917 г. Сергей Ильич окоичил медицинский факультет Московского университета и в том же году вступил в Коммунистическую партию. В 1918 г., в возрасте 21 года, он начал работать в НКТ, где приступил к подготовке первых советских правил и нормативов в области санитарной охраны труда. Уже летом этого года были подготовлены первые списки профессий с вредными условиями труда. Тогда же началась подготовка обязательных постановлений НКТ, касающихся промышленной санитарии и техники безопасности. Первым было издано постановление об условиях труда в чугунолитейных цехах (февраль 1919 г.). «Это постановление,— писал С. И. Каплун,—разрабатывалось в недрах НКТ не инженерами, а врачом, автором этих строк» 2.
' Охрана труда и ее органы. М., 1919, в. 1.
2 Гигиена труда, 1927, № 11.