УДК 378.661.3/.41378« 145
Г. И. Румянцев, Е. П. Стромская, Н. Ю. Тарасенко О НОВОМ]УЧЕБНОМ ПЛАНЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
I .Московский медицинский институт
В свете решений XXV съезда КПСС и современных задач санитарно-эпидемиологической службы по проведению широких мероприятий с целью профилактики заболеваемости, улучшения условий труда, воспитания и обучения подрастающего поколения, оздоровления внешней среды, охраны атмосферного воздуха и водоемов, обеспечения эпидемиологического благополучия особое значение приобретает качество подготовки врачей санитарно-гигиенического профиля. Врач должен иметь широкую медико-биологическую подготовку, хорошо владеть основами теории и практики советской профилактической медицины. Вместе с тем он должен быть высококвалифицированным специалистом в определенной отрасли гигиены и эпидемиологии.
На достижение этих задач направлен новый учебный план, утвержденный Министерством здравоохранения СССР и Министерством высшего и специального среднего образования СССР от 26/IX 1975 г. Учебным планом предусмотрено последовательное преподавание общественных дисциплин на протяжении всех лет обучения в вузе, что обеспечивает планомерное формирование марксистско-ленинского мировоззрения будущего врача.
В основу нового учебного плана санитарно-гигиенического факультета положен принцип сохранения глубокой общебиологической и достаточной клинической подготовки врача — гигиениста и эпидемиолога. Общеобразовательная подготовка студентов первых курсов приведена в соответствие с запросами лечебных и педиатрических факультетов.
Новый учебный план обеспечивает углубление теоретических знаний по профильным гигиеническим дисциплинам и эпидемиологии, а также позволяет приблизить практическую подготовку студентов к их будущей деятельности. Достоинством нового учебного плана является система подготовки, которая создает возможность последовательного формирования гигиенического мышления у будущего врача — гигиениста и эпидемиолога. Наличие курса «Введение в специальность» позволит с самых первых дней обучения в вузе ориентировать студентов в избранной профессии, раскрыть перед ними горизонты профилактической медицины. Преподавание общей гигиены планируется на 2 семестрах (5-м и 6-м) и в большем объеме. Затем последовательно включаются профильные гигиенические дисциплины и эпидемиология, количество часов на преподавание которых в процессе общеврачебной подготовки также несколько увеличено. Преподавание микробиологии приближено к профилю подготовки будущих специалистов — уделяется особое внимание изложению вопросов санитарной микробиио-логии. Полновесно представлены курсы профессиональных и инфекционных заболеваний. В курсе психиатрии предусматривается преподавание психогигиены.
Последовательное распределение профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии способствует их комплексированию с медико-биологическими и клиническими дисциплинами, интеграции преподавания.
В связи с необходимостью улучшения качества подготовки специалистов с учетом выраженной специализации науки и практики новым учебным планом предусмотрена начальная специализация на 12-м семестре по одному из основных гигиенических профилей — гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене детей и подростков и эпидемиологии. Однако в учебном плане не оговорено, что расчет часов на 12-м семестре производится с учетом количества студенческих групп (по 10 человек в группе), занимающихся на данной кафедре.
3*
67
Изменена производственная практика после 6-го семестра — она приближена к профилю подготовки специалиста, ее студенты будут проходить в качестве лаборантов санэпидстанций.
Таким образом, новый учебный план обеспечивает глубокую теоретическую подготовку врачей — гигиенистов и эпидемиологов, их первичную специализацию, создает условия для последующего прохождения одногодичной стажировки специалиста по месту распределения на работу в соответствии с типовым планом стажировки, утвержденным Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР. Следует отметить, что установлена новая квалификация специалиста — врач-гигиенист, эпидемиолог. Новое наименование специальности более широко и полно отражает основные сферы деятельности врача профилактической медицины на современном этапе.
На коллективы медицинских вузов ложится большая ответственность за дальнейшее совершенствование учебного процесса в рамках нового учебного плана. Необходимы целенаправленный пересмотр учебных программ по дисциплинам, создание сквозных (межкафедральных) программ по отдельным разделам биологии и медицины. Становится очевидным, что перспективной является оптимизация преподавания в высшей школе, основанная на интеграции учебного процесса.
Поступила 6/У 1976 г.
УДК в13.9Е|378.6в1(470.311)(091)
Проф. В. Н. Кардашенко (Москва)
50 ЛЕТ КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 1 МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. И. М. СЕЧЕНОВА
По решению Государственного ученого совета главного управления профессионального образования Наркомпроса РСФСР , в 1926 г. в Московском университете была основана кафедра школьной гигиены (гигиены воспитания). Ее организатором и первым заведующим был видный санитарный деятель проф. А. В. Мольков (1870—1947). На протяжении 20 лет, с 1926 по 1947 г., он возглавлял и руководил кафедрой.
Новая кафедра должна была определить круг проблем, которые ей предстояло решать, разработать программу и учебный план, организовать учебный процесс и научную работу. При составлении программы и лекционного курса А. В. Мольков исходил из методологических позиций, согласно которым организм ребенка рассматривался как единое целое, в тесной взаимосвязи с окружающей средой, включая в понятие среды социальные и материальные условия жизни. А. В. Мольков подчеркивал, что новая профилактическая наука в условиях социалистического строя призвана разрабатывать гигиенические рекомендации не только применительно к внешним условиям среды, но и к условиям воспитания (физическое воспитание, питание, учебный процесс и т. д.) подрастающего поколения.
Первый лекционный курс был написан А. В. Мольковым в 1926 г. и выпущен Московским университетом как первое учебное пособие по школьной гигиене. Стержень предмета составили проблемы: физическое развитие детей и подротков, санитарное благоустройство школ, яслей и детских садов, аэрация, вентиляция, отопление и освещение детских учреждений, физическое воспитание и питание детей, режим дня, учебная нагрузка, школьное оборудование и учебные пособия.
В 1928 г. на 2-й конференции профилактических кафедр медицинских вузов страны были приняты основные установки проф. А. В. Молькова по преподаванию гигиены воспитания (гигиены детей и подростков). Наиболее совершенной формой организации учебного процесса был признан опыт кафедры школьной гигиены Московского университета. В последующем