Назрел вопрос об организации в Москве постоянной всесоюзной
гигиенической выставки по типу всесоюзной сельскохозяйственной. Нужно добиться, чтобы Общество по распространению политических и научных знаний включило в круг своей деятельности и пропаганду гигиенических знаний среди сельского населения.
Далее, мы полагаем, что и наши общества — гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов могут и должны развить самую широкую деятельность по пропаганде и агитации среди населения знаний по гигиене и профилактике заразных заболеваний.
Академии медицинских наук следует учесть опыт Академии наук СССР и приступить к изданию серии научно-популярных книг по медицине.
Хочется сопоставить наши задачи и плзны в области сельской гигиены и эпидемиологии с VIII пироговским съездом, на котором 45 лет назад в докладе проф. Капустина впервые робко были поставлены задачи гигиены в сельской России. Тогда докладчик спрашивал себя и представителей общественной медицины: «Позволительно ли даже говорить о задачах гигиены в сельской России?»
Сейчас, в дни славной 30-летней годовщины Великой Октябрьской революции, мы, деятели советского здравоохранения, работники санитарно-эпидемиологического фронта, перекликаясь с нашими предшественниками, можем с гордостью заявить: советская власть разрешила все больные вопросы деревни, крестьянства и сельского хозяйства.
30 лет санитарная организация упорно и настойчиво оздоровляет наши села и насаждает в них санитарную культуру.
Как много сделано и как много достигнуто за эти 30 лет в области гигиены и эпидемиологии сельских населенных мест, доказала и подтвердила минувшая война.
Однако впереди еще предстоит много работы в области сельской гигиены и эпидемиологии. Достигнутые успехи нас еще далеко не удовлетворяют.
Нет сомнения, что задачи сельской гигиены и эпидемиологии будут успешно и скоро разрешены.
П. М. ИШНОВГКИЙ
Роль А. В. Молькова в развитии советской школьной гигиены
А. В. Мольков один из основоположников советской школьной гигиены. На протяжении всей своей более чем пятидесятилетней научной, педагогической и практической врачебно-санитарной деятельности А. В. Мольков уделял вопросам школьной гигиены и школьно-санитарной практике особое внимание.
А. В. Мольков временами очень далеко уходил от вопросов, имеющих отношение к школьной гигиене, и тем не менее он никогда не забывал школы.
В 1922 г. А. В. Мольков был введен в состав вновь организованного коллектива кафедры социальной гигиены медицинского факультета I Московского университета, созданной Н. А. Семашко; последний поручил А. В. Молькову (сначала ассистенту, а затем доценту кафедры) организацию практических занятий и. чтение курса школьной гигиены
ГОСУДАРСТВ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИЦИН»«. БИБЛИОТЕКА Министерства ЗдраедОХ£а><«»кя СССР
(1923 г.)..
3 Гнгиека и санитария, № !2
1.7
В 1925 г. А. В. Мольков организовал кафедру школьной гигиены на медицинском факультете II Московского университета, в 1926 г. он соз^ дал подобную же кафедру в I Московском университете и в 1934 г. — в Центральном институте усовершенствования врачей. Одновременно с этим А. В. Мольков энергично и настойчиво добивался того, чтобы подобные кафедры или доцентские курсы были созданы в составе кафедр других медицинских факультетов. А. В. Мольков содействовал организации ¡преподавания школьной гигиены в общегосударственном масштабе.
Как председатель бюро профилактических кафедр медицинских факультетов он объединял всех руководителей и сотрудников кафедр школьной гигиены. В дружеской, совместной методической работе кафедр школьной гигиены медицинских факультетов страны были проработаны не только учебные планы и программы школьной гигиены, проекты которых представлял А. В. Мольков, но и методические записки, в которых давались очень ценные и конкретные указания, какие темы курса школьной гигиены следует прорабатывать на практических занятиях; как организовывать практические занятия, чтобы каждый студент получал для самостоятельной работы задачи и решал их; какие для этих занятий нужны базы, учебные пособия и инструменты и в каком количестве и т. д. А. В. Мольков организовал и изготовление учебных пособий по школьной гигиене (таблицы, рисунки, альбомы, фотографии, планы детских учреждений, макеты и т. д.), а также инструментария по антропометрии (антропометры Мартина, циркули, ленты, динамометры и т. д.).
В 1927 г. А. В. Мольков через студенческое издательство выпустил конспект лекций по ¡школьной гигиене, а затем и учебник школьной гигиены, который до 1945 г. выдержал четыре издания. В 1939 г. в помощь преподавателям школьной гигиены и студентам А. В. Мольковым было издано методическое пособие в виде справочника—практикума по школьной гигиене.
А. В. Мольков считал, что в числе вспомогательных учреждений для учебно-образовательной работы гигиенических кафедр в целом и школьной гигиены, в том числе в медицинских институтах, должны создаваться гигиенические музеи, и не только разработал план такого музея, но и осуществил его во вновь выстроенном гигиеническом корпусе при I Московском медицинском институте. При музее были организованы фотостудия, модельные, художественные и чертежные мастерские, мастерские для изготовления учебных пособий, а также для ремонта инструментария.
А. В. Мольков считал совершенно обязательным для кафедры школьной гигиены тесную и органическую связь с детскими учреждениями: школами, детскими садами, яслями, детскими поликлиниками, пионерскими клубами, школами ФЗО как основными базами работы кафедры. Дополнениями к этим учреждениям являлись антропометрический кабинет, экспериментальный класс, музей, лаборатория. В центре внимания каждого студента и группы в целом на практических занятиях были классный коллектив учащихся и отдельные школьники. Студенты изучали в школе режим дня школьника, длительность урока, рекреации, занятия физической культурой, воздушный световой и тепловой режим, а также архитектурные решения школьных помещений и санитарно-технические сооружения и устройства в той мере, в какой это влияет на состояние здоровья и физическое развитие детей. Заканчивая практические занятия, студент обрабатывал собранный материал и представлял характеристику здоровья и физического развития школьника, учитывая и оценивая значение основных воспитательно-оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий в школе, а также влияние семейно-бытовых условий на школьника. Представленная характеристика за-
канчивалась проектом предложений, составленных студентом; в них он' указывал, как следует в школе и семье устранять недочеты в деле гигиены воспитания.
Организуя учебно-образовательные занятия по школьной гигиене, А. В. Мольков исходил из положения, что учебное без научного не может быть полноценным; научное питает и обогащает учебное; учебное же становится неполноценным без научной работы на кафедре. Научную работу по школьной гигиене А. В. Мольков организовал в следующих трех центрах: в Институте социальной гигиены, где им был создан кабинет по изучению физического развития детей и подростков, в Институте охраны здоровья детей и подростков и на кафедре I Московского медицинского института; в последнем им был устроен экспериментальный класс с панельным отоплением и климатической камерой, а также кабинет для изучения физического развития и состояния здоровья детей и подростков.
В научной работе А. В. Мольков добивался четкого планирования, разработки единого плана для всех учреждений, ведущих исследование в области школьной гигиены, актуальной тематики и проблематики, взятой из практики детских учреждений. А. В. Мольков чутко откликался на запросы, выдвигаемые как Министерством просвещения, так и Министерством здравоохранения в области школьной гигиены.
Школьная гигиена как наука должна служить практике воспитания, образования и укрепления здоровья подрастающего поколения. При участии А. В. Молькова были организованы систематические наблюдения и исследования физического развития и состояния здоровья советских детей и -подростков. В этом направлении сделан ряд исследований, имеющих государственное значение, и создан специальный работоспособный коллектив. Ведущую роль в этом деле играет один из учеников А. В. Молькова Л. А. Сыркин. Ряд работ сделан учениками А. В. Молькова — Д. И. Арон, М. Д. Большаковой, М. И. Корсунской, Г. П. Сальниковой, Н. П. Соколовым и др.
А. В. Мольков усиленно работал над вопросами санитарного благоустройства школы. Для этой цели руководимый им коллектив сотрудников (П. М. Ивановский, П. Л. Фрейдгейм, В. К. Варищев, М. И. Кор-сунская, С. М. Громбах, М. Л. Ляхович, М. М. Гринберг, М. Д. Большакова, А. И. Краснобаева, Г. П. Сальникова, Л. Н. Заглухинская, М. В. Антропова, В. К. Ржанович и др.) принимал активное участие в санитарной оценке проектов детских учреждений (особенно школ), в санитарной оценке выстроенных детских учреждений (школ, детских садов, пионерских лагерей, детских парков, детских поликлиник и т. д.), в разработке планировки детских учреждений на территории реконструируемых городов и поселков и т. д.
В связи с этим издан ряд пособий (некоторые совместно с НКПро-сом) по вопросам санитарного благоустройства детских учреждений и особенно школ, чтобы правильно ориентировать в этом деле архитекторов, инженеров, врачей и педагогов.
Учениками А. В. Молькова был разработан метод естественного Л гигиенического эксперимента. Для его осуществления создан экспери- а ментальный класс, климатическая камера, где были поставлены исследования микроклимата классов с панельным отоплением, воздушного режима в школе на основе широкой аэрации в связи с закаливанием, освещение классной комнаты. Были сделаны попытки применения этого метода в массовых детских учреждениях — в детском кинотеатре, а также в детской библиотеке. Большое внимание кафедра уделяла изучению вопроса физического воспитания в школе.
В вопросе санитарного благоустройства школы А. В. Мольков и его ученики работали над тем, как создать гигиенически полноценный воздушный, тепловой и световой режим в школе на основе широкой аэра-
Tj.itи классных комнат, рекреационных помещений, зала физической культуры, а также выноса занятий в условия открытого воздуха, как для этой цели планировать детские учреждения на территории городов
и поселков й т. д.
Создавая кафедры школьной гигиены и организуя учебно-образовательную и научную работу, А. В. Мольков в первую очередь обратил внимание на подготовку кадров. Он добивался оставления на кафедре и в названных институтах аспирантов, занятиям с которыми уделял особое внимание. Большинство ближайших учеников А. В. Молькова работает в области школьной гигиены в качестве преподавателей и научных сотрудников (Громбах, Ивановский, Корсунская, Ляхович, Сыркин, Фреидгейм и др.). При кафедре школьной гигиены А. В. Молькова работало большое число научных сотрудников и руководителей кафедр школьной гигиены периферийных институтов: Омска (Баландин), Казани (Смирнов), Баку (Эффенди-Заде), Молотова (Ершов) и других городов.
А. В. Мольков был председателем секции школьной гигиены Гигиенического общества, редактором соответствующих разделов журналов «Гигиена и санитария», «Педиатрия», «Большой медицинской энциклопедии» и др.
Такова огромная роль А. В. Молькова в развитии советской школьной гигиены.
Проф. Л. А. ГЫРКИН
А, В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров
Задача подготовки новых научно-педагогических кадров всегда привлекала к себе огромное внимание в нашей стране.
Только при условии тесной связи между старыми и молодыми научными работниками, только при быстрой подготовке научных и научно-педагогических кадров, проникнутых ленинско-сталинской идеологией, пламенных советских патриотов, способных двигать вперед советскую науку и культуру, возможно разрешение задачи, поставленной товарищем Сталиным, — «не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».
Недавно Центральный комитет ВКП(б) принял постановление «О подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру», имеющее важное значение.
Работа покойного А. В. Молькова по подготовке научно-педагоги-ческих кадров весьма поучительна. На его опыте большевистского руководства молодыми научными сотрудниками могут поучиться многие руководители кафедр и институтов.
Значительную долю своего времени и внимания, упорного вдумчивою труда уделял А. В. Мольков работе с молодыми научными сотрудниками и аспирантами. Основными средствами этой работы являлись личный пример повседневный контроль за работой молодых кадров, вовлечение их в самостоятельную научную и педагогическую работу, поручение им ответственных заданий, создание вокруг них живительной атмосферы товарищеской критики и самокритики.
Входившие в программу аспирантской подготовки всевозможные дополнительные курсы, лекции, семинарские и практические занятия не составляли основы подготовки молодого научно-педагогического работника.