Научная статья на тему 'А.В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров'

А.В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров»

Tj.itи классных комнат, рекреационных помещений, зала физической культуры, а также выноса занятий в условия открытого воздуха, как для этой цели планировать детские учреждения на территории городов

и поселков й т. д.

Создавая кафедры школьной гигиены и организуя учебно-образовательную и научную работу, А. В. Мольков в первую очередь обратил внимание на подготовку кадров. Он добивался оставления на кафедре и в названных институтах аспирантов, занятиям с которыми уделял особое внимание. Большинство ближайших учеников А. В. Молькова работает в области школьной гигиены в качестве преподавателей и научных сотрудников (Громбах, Ивановский, Корсунская, Ляхович, Сыркин, Фреидгейм и др.). При кафедре школьной гигиены А. В. Молькова работало большое число научных сотрудников и руководителей кафедр школьной гигиены периферийных институтов: Омска (Баландин), Казани (Смирнов), Баку (Эффенди-Заде), Молотова (Ершов) и других городов.

А. В. Мольков был председателем секции школьной гигиены Гигиенического общества, редактором соответствующих разделов журналов «Гигиена и санитария», «Педиатрия», «Большой медицинской энциклопедии» и др.

Такова огромная роль А. В. Молькова в развитии советской школьной гигиены.

Проф. Л. А. ГЫРКИН

А, В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров

Задача подготовки новых научно-педагогических кадров всегда привлекала к себе огромное внимание в нашей стране.

Только при условии тесной связи между старыми и молодыми научными работниками, только при быстрой подготовке научных и научно-педагогических кадров, проникнутых ленинско-сталинской идеологией, пламенных советских патриотов, способных двигать вперед советскую науку и культуру, возможно разрешение задачи, поставленной товарищем Сталиным, — «не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны».

Недавно Центральный комитет ВКП(б) принял постановление «О подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру», имеющее важное значение.

Работа покойного А. В. Молькова по подготовке научно-педагоги-ческих кадров весьма поучительна. На его опыте большевистского руководства молодыми научными сотрудниками могут поучиться многие руководители кафедр и институтов.

Значительную долю своего времени и внимания, упорного вдумчивою труда уделял А. В. Мольков работе с молодыми научными сотрудниками и аспирантами. Основными средствами этой работы являлись личный пример повседневный контроль за работой молодых кадров, вовлечение их в самостоятельную научную и педагогическую работу, поручение им ответственных заданий, создание вокруг них живительной атмосферы товарищеской критики и самокритики.

Входившие в программу аспирантской подготовки всевозможные дополнительные курсы, лекции, семинарские и практические занятия не составляли основы подготовки молодого научно-педагогического работника.

Очень скоро после того как молодой товарищ привыкал к коллективу, возглавлявшемуся А. В. Мольковым, и коллектив привыкал к нему, А. В. Мольков привлекал его к активному участию во всех стадиях подготовки практических занятий, лекций, научной работы.

Спустя 2—3 месяца после его появления на кафедре аспиранту поручалась подготовка материалов к лекции, рефератов новых работ, имеющих отношение к данной теме, составление эскизов наглядных пособий. Аспирант участвовал в подготовке профессора и доцента к очередной лекции и ассистента — к практическому занятию.

После лекций, семинарских и практических занятий на конференциях кафедры систематически производился критический разбор прошедшей лекции или занятия. В этом разборе А. В. Мольков принимал участие как руководитель и как «подсудимый», требовавший, чтобы и его лекция или занятие подвергалось особо беспощадной и прямой критике и чтобы в обсуждении принимали участие аспиранты.

На заседания обществ, на всевозможные конференции по вопросам теории и практики советского здравоохранения, школьной гигиены и т. д. А. В. Мольков приглашал своих учеников, заставлял их готовиться к выступлениям по вопросам, стоявшим на повестке дня; он требовал от них активного участия в дискуссии, смелой защиты взглядов своего коллектива, живо обсуждал с ними ход и результаты совещаний, конференций, съездов.

Присмотревшись поближе к индивидуальным качествам нового товарища по кафедре или научно-исследовательскому институту, А. В. Мольков, учитывая склонности и способности аспиранта, молодого ассистента и научного сотрудника, очень скоро предлагал ему выбрать тему для самостоятельной научной работы из круга тех вопросов, над которыми работала кафедра или отдел института. О каждом этапе своей работы молодой научный сотрудник отчитывался на конференции института, помимо повседневного контроля самого А. В. Молькова.

Барское отношение к черновой части научной работы не было терпимо в кругу научных сотрудников А. В. Молькова, аспиранты которого в шутку называли себя «кули», т. е. людьми, которым не была тяжела никакая ноша в своем научном коллективе.

Если молодой товарищ оказывался способным к научно-педагогической работе, достаточно работоспособным и ревностным в своем деле (а эти качества воспитывались в нем любовно и настойчиво с первых же дней его появления в коллективе кафедры и института), А. В. Мольков смело и решительно поручал ему ведение практических занятий, а вскоре и чтение избранных лекций в присутствии руководителя и старших товарищей. Это была суровая школа, учившая молодежь преодолевать трудности роста; она помогала им формироваться в самостоятельных научных работников и педагогов высшей школы.

Молодой научный работник рано привлекался А. В. Мольковым к участию в литературной деятельности. А. В. Мольков учил молодых сотрудников правке рукописи, корректуре, редактированию рукописей и правке гранок и верстки. Многие из молодых сотрудников А. В. Молькова быстро становились секретарями совещаний, научных обществ, редакций журналов и других изданий. Они настойчиво и систематически привлекались к участию в периодических изданиях, коллективных учебниках и руководствах, сборниках, энциклопедиях и т. д.

Подготовка молодых научно-педагогических работников была тесно связана с практической деятельностью в избранной данным работником области.

Ответственная работа по медико-санитарному обслуживанию детского учреждения, участие во всевозможных экспедиционных обследованиях бывшего Института социальной гигиены, различные поручения

органов здравоохранения — все это рассматривалось как органическая составная часть подготовки молодых кадров.

Многие ученики А. В. Молькова оказались способными легко и успешно справляться с различными врачебно-организационными функциями, которые им приходилось выполнять после окончания аспирантуры (руководство охраной здоровья детей и подростков в различных управлениях и организациях, заведывание районными, городскими и областными здравотделами).

Своим личным примером А. В. Мольков прививал молодым научным работникам привычку к напряженному творческому труду и стремление учиться у старших, равных и даже младших товарищей по работе.

А. В. Молькова можно было видеть в любом кружке и семинаре, на любом цикле лекций, организованном при кафедре или институте, если они имели какое-либо отношение к вопросам школьной и социальной гигиены. Современные проблемы биологии, методика антропометрии, санитарно-статистические вопросы, современные вопросы советской педагогики и т. д. — по любому из этих вопросов А. В. Мольков вместе со своими учениками слушал очередную лекцию, внимательно конспектировал ее и затем у себя на кафедре или в институте подвергал ожив- ; ленному критическому обсуждению.

Периодические издания и вновь выходящие брошюры и книги распределялись между всеми сотрудниками для рецензирования и совместного обсуждения.

Особое место в работе А. В. Молькова занимала забота об идейно-политическом росте своего коллектива. Не было ни одного руководящего партийного и советского документа, ни одной из ведущих теоретических и политических статей, которые немедленно после своего опубликования не подвергались бы оживленному обсуждению на кафедре с обязательным участием научной молодежи. Вместе с этой молодежью весь коллектив кафедры и отдела института работал над изучением основных трудов классиков марксизма-ленинизма.

Обильная поросль его учеников, воспитанных и взращенных неутомимым и требовательным учителем, — его заслуженная награда.

Л. О. КАНЕВСКИЙ

А. В. Мольков и вопросы санитарного просвещения

Из Института здравоохранения и ист рии медицины Академии медицинских наук

СССР

А. В. Мольков принадлежал к той славной плеяде русских ученых, имена которых пользовались широкой известностью в нашей стране. Это был деятельный представитель дореволюционной общественной медицины и активнейший работник советского здравоохранения.

Родился А. В. Мольков в 1870 г. в Сибири. По окончании Московского университета в 1896 г. А. В. Мольков свыше 20 лет был земским участковым и санитарным врачом.

С первого же дня своей врачебной работы А. В. Мольков пошел п<? пути служения народу, по пути широкой общественной деятельности, какая только была возможна в условиях царского режима.

В мрачные годы николаевской реакции А. В. Мольков берет на себя тяжелый труд руководства Пироговской комиссией по распространению гигиенических знаний и народе и бессменно руководит ею с 1901 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.