Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА 50 ЛЕТ'

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА 50 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА 50 ЛЕТ»

ки санитарных норм, правил, инструкций и других официальных документов Министерства здравоохранения СССР. Таким путем оздоровляются предприятия пищевой промышленности и общественного питания, детские, больничные и другие учреждения, связанные с обеспечением питания населения, вводятся ведомственные нормы потребления наборов пищевых продуктов для ремесленных училищ, школ-интернатов и других организованных групп населения.

В заключение несколько слов о подготовке и усовершенствовании санитарных врачей. Этому вопросу у нас стало уделяться внимание еще в 1921 г., когда санэпидотдел Наркомздрава РСФСР организовал 2—4-месячные курсы для санитарных врачей общего профиля. С конца 20-х годов были созданы курсы для санитарных врачей-пищевиков и других специальностей. Широкий размах подготовка и усовершенствование врачей, в частности санитарных, получили в 1930 г., когда были образованы санитарно-гигиенические факультеты в составе медицинских институтов, а также институты усовершенствования врачей.

Начало систематической подготовки научных кадров было положено в 1927 г. с введением аспирантуры и 2-годичного совершенствования практических врачей на рабочих местах в научно-исследовательских учреждениях. Огромные сдвиги достигнуты и в издании специальной учебной, научной и периодической литературы. До Великой Октябрьской социалистической революции гигиене питания отводилось крайне незначительное место в учебниках по общей гигиене; с 1932 г. начали выпускаться специальные учебники по гигиене питания. Вместе с тем издаются монографии по различным проблемам гигиены, физиологии и биохимии питания, сборники трудов, отражающие деятельность гигиенических учреждений, кафедр, съездов и конференций. С 1932 г. выходит журнал «Вопросы питания», статьи по гигиене питания регулярно публикуются на страницах журнала «Гигиена и санитария». Достижения советской гигиены питания за прошедшие полвека бесспорны. В интересах дальнейшего укрепления здоровья населения, однако, предстоит еще сделать многое.

Поступила 4/У1 1967 г

613.955/.956(47)(091)

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗА 50 ЛЕТ

Проф. С. М. Г ромбах, Г. Н. Сердюковская (Москва)

Забота о благе подрастающего поколения — один из важнейших принципов Советского социалистического государства, отмечающего свое 50-летие.

В тяжелых условиях голода и разрухи, 14/1Х 1918 г., Совет Народных Комиссаров издал декрет об усилении детского питания. В январе 1919 г. постановлением Совета Народных Комиссаров был создан Совет защиты детей. Как указывалось в этом постановлении, основанием для создания такого органа явилась «лежащая на революционной власти обязанность беречь в опасное переходное время подрастающее поколение». У всех в памяти героические меры, предпринятые для спасения детей во время Великой Отечественной войны. Годы мирного строительства также ознаменовались многочисленными действиями Советского правительства и Центрального Комитета Коммунистической партии, направленными на благо детей и подростков, на улучшение учебно-воспитатель-ной работы среди них, на охрану и укрепление их здоровья.

С первых дней революции охрана здоровья детей и подростков в нашей стране было поставлена в ряд «вопросов первостепенной государственной важности» В 1918 г. при Народном комиссариате просвещения был создан школьно-санитарный отдел во главе с В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной), перешедшей вскоре на работу в Наркомздрав. В марте 1919 г. состоялся I, а в августе II Всероссийский съезд по школьной санитарии. В 1921 г. декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В. И. Лениным, утверждено положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР. Создавались и специальные научные учреждения.

Первым научно-учебным учреждением, организованным школьно-санитарным отделом Народного комиссариата просвещения, был Институт физической культуры. Задачи этого института сформулированы следующим образом: «Внести физическое образование... в единую трудовую школу — первая задача школьно-санитарного отдела, где и должно быть заложено основание гармонического и телесного, и душевного развития ребенка. В области физической культуры школьно-санитарным отделом создана лаборатория труда и физических упражнений — спорта и гимнастики. Лаборатория эта — Институт физической культуры»2. А затем наряду с учреждениями, изучающими и разрабатывающими вопросы борьбы с различными формами детской патологии, стали возникать и институты профилактического направления.

Царизм оставил тяжелое наследие — высокую детскую смертность. Поэтому после победы Октября были созданы институты охраны материнства и детства, направленные на научную разработку вопросов охраны жизни и здоровья детей раннего возраста. Первый такой институт (ныне Институт педиатрии АМН СССР) возник в Москве в 1922 г. Вскоре было уделено должное внимание и научной разработке вопросов охраны здоровья более старших возрастных групп — детей дошкольного и школьного возраста и подростков.

Первым научно-методическим центром по школьной гигиене стал организованный еще в 1919 г. Институт социальной гигиены, собравший в своих музеях обширный школьно-гигиенический материал. В 1924 г. из кафедры социальной гигиены II Московского университета выделилась самостоятельная кафедра гигиены воспитания, в 1926 г. такая кафедра организуется на медицинском факультете I Московского университета.

Институт социальной гигиены вместе с кафедрами гигиены воспитания под общим руководством проф. А. В. Молькова изучал физическое развитие детей, вел научную работу по стандартизации детской мебели на основе массовых антропометрических исследований, по стандартизации школьных учебников с учетом требований гигиены, а также обследовал санитарное состояние школ и разрабатывал показательные планы и чертежи школьных зданий. Но этого было недостаточно. Жизнь требовала разрешения широкого круга вопросов, как давно стоявших перед школьной гигиеной, так и возникавших в связи с созданием новой, советской школы, с введением трудового обучения в общеобразовательной школе.и профессиональных учебных заведениях.

Наряду с распространенной в то время педологией, которая уделяла очень большое внимание исследованию ребенка, необходимо было не менее тщательно и объективно изучать среду и ее воздействие на организм детей, причем не среду «вообще», как нередко говорили педологи, а конкретные ее факторы. Для этого нужен был научно-исследователь-ский центр. «Идея центральной школьно-гигиенической лаборатории носится в воздухе», — писал А. В. Мольков в статье «Школьно-санитар-ные задачи современности» (1928)3. Эта идея вскоре получила свое воплощение. В 1928 г. в Москве был создан Институт охраны здоровья

1 Известия, 2/1 1919 г

2 Школьно-санитарное дело в РСФСР. Л., 1919, с. 319.

3 Гигиена и эпидемиология, 1928, № 5, с. 36.

детей и подростков (ОЗДиП) имени 10-летия Октябрьской революции (ныне Институт педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР); в его составе наряду с клиниками имелись большой отдел здорового ребенка, крупный отдел гигиены, отдел рабочего подростка с лабораторией профессионального отбора, лаборатории морфологии, физиологии, высшей нервной деятельности и т. д. В меньшем масштабе, но по тому же образцу создавались и действовали институты ОЗДиП в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Томске, Нижнем Новгороде (ныне Горький), Тбилиси и других городах.

Параллельно возникли и кафедры школьной гигиены на всех санитарных факультетах медицинских институтов и в педагогических институтах. В ряде институтов гигиены труда и профзаболеваний были организованы отделы рабочих подростков.

Великая Отечественная война значительно задержала развитие гигиены детей и подростков. Эвакуация ряда институтов ОЗДиП, уничтожение тех из них, которые оказались на временно оккупированной территории, а главное, большой урон, который нанесла война здоровью детей раннего возраста, привели к тому, что в тот период на первый план были решительно выдвинуты вопросы борьбы за жизнь и здоровье маленьких детей. Сохранившиеся институты, переименованные в институты педиатрии, приобрели по существу клинический характер и занимались по преимуществу, если не полностью, детьми раннего возраста. Это привело, между прочим, и к тому, что отделы гигиены старшего детства были в них либо резко уменьшены, либо ликвидированы вовсе.

Потребность в научной разработке вопросов гигиены детей и подростков, однако, не отпала, а, наоборот, увеличилась: нужно было ликвидировать санитарные последствия войны. А затем возникли и новые задачи в связи с созданием новых учебных учреждений — школ-интернатов, групп и школ с продленным днем, объединенных детских дошкольных учреждений, развитием политехнического и производственного обучения и т. п. И в ответ на эту потребность гигиена детей и подростков стала развиваться в институтах гигиенических. В Московском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, в Украинском институте коммунальной гигиены, в Новосибирске, Тбилиси, Таллине и других институтах гигиены были организованы отделы школьной гигиены. Гигиена работающих подростков продолжала разрабатываться в институтах гигиены труда.

В 1944 г. был организован Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, преобразованный впоследствии (1964) в Институт возрастной физиологии и физического воспитания. Становление гигиены детей л подростков в институтах гигиенического профиля знаменовало новый, более высокий этап ее развития. Это было связано с тем, что гигиенисты, работая в институтах ОЗДиП, были близки к вопросам физиологии и патологии детей, но по существу оказались оторванными от гигиенической науки, ее общих проблем и направлений. Работа же в гигиенических институтах приблизила их к общим гигиеническим проблемам, способствовала развитию гигиены детей и подростков и повышению ее значения среди других гигиенических дисциплин.

На всесоюзных съездах гигиенистов школьная гигиена заняла место наравне с другими отраслями гигиенической науки. Но она перестала уже быть только школьной гигиеной.

Выше было отмечено, что уже на заре своего существования, в 20-е годы, советская школьная гигиена приняла другое название — «гигиена воспитания»; это подчеркивало, что она не ограничивается изучением только школы, а включает в сферу своего внимания все факторы, воздействующие на растущий организм и воспитывающие его в том или ином направлении. Термин «гигиена воспитания» был употреблен впервые Ф. Ф. Эрисманом (1904) и по существу правильно отражал содер-

жание дисциплины. Но он не помогал преодолеть многолетней традиции преимущественного (если не исключительного) внимания к детям школьного возраста. Между тем миллионы детей дошкольного возраста, охваченные общественным воспитанием в яслях и детских садах, а также миллионы подростков, работающих в различных отраслях народного хозяйства или обучающихся в профессиональных училищах, наравне со школьниками требовали научного обоснования условий их жизни, обучения и воспитания. Гигиена работающих подростков получила особенно широкое развитие ввиду неослабного количественного роста этих контин-гентов, возросшего значения гигиены их труда в общем оздоровлении рабочего класса и своеобразия их реакции на условия труда.

Рамки школьной гигиены стали узкими для науки, призванной научно разрабатывать меры по охране и укреплению здоровья всего подрастающего поколения в целом. И с 1954 г. эта научная дисциплина стала именоваться гигиеной детей <и подростков. Дело, однако, было не только в перемене названия. Изучая не только школьников, но и детей дошкольного возраста и подростков, гигиена детей и подростков приобрела новое качество — гигиены растущего организма, выявляющей влияние условий жизни на подрастающее поколение в его развитии, динамически, преемственно.

В 1959 г. в Москве был организован специальный Институт гигиены детей и подростков, ведущий разработку основных вопросов гигиены подрастающего поколения, координирующий исследования в этой области по всей стране и руководящий ими. Создание этого института в свою очередь послужило толчком для дальнейшего развития гигиены детей и подростков в Советском Союзе. С 1960 г. гигиена детей и подростков утверждена как научная проблема союзного значения. Научно-исследовательскую работу по этой проблеме проводит около 70 научных учреждений, ежегодно разрабатывается около 200 тем.

Советская гигиена детей и подростков коренным образом отличается от дореволюционной школьной гигиены. Если последняя в значительной степени сводила свою задачу к противодействию так называемым школьным болезням, то советская гигиена детей и подростков не удовлетворяется такой «оборонительной» ролью и видит свое назначение не только в сохранении, но и в укреплении здоровья, в обеспечении оптимального уровня функций, благоприятного и гармонического развития организма детей и подростков.

Вместе с тем советская гигиена детей и подростков идет путем, отличающимся от того направления, которого придерживается школьная гигиена капиталистических стран. Отличие заключается не только и не столько в том, что, помимо школьников, в сферу ее внимания входят дошкольники и подростки. Несколько сузив свои границы, исключив из них такие вопросы, как ранняя диагностика и специфическая профилактика заболеваний, организация школьного здравоохранения и др., которые на Западе входят в понятие «школьная гигиена», а у нас успешно осуществляются педиатрией, советская гигиена детей и подростков значительно глубже и разносторонне изучает влияние многообразных факторов внешней среды на организм детей и подростков и представляет собой комплексную науку, объединяющую по существу все отрасли гигиены по отношению к лицам в возрасте до 18 лет.

Возрастные границы ее, конечно, условны. Нижняя граница была сначала обусловлена возрастом поступления в детский сад (4 года), где проходил водораздел и в практическом здравоохранении между охраной материнства и младенчества (ОММ) и ОЗДиП. Затем этот водораздел в значительной степени устранился как в связи с созданием системы единого педиатрического обслуживания, так и в еще большей степени в связи с созданием объединенных детских учреждений — яслей-садов. Тем не менее традиция сохранилась и ряд существенных вопросов

гигиены раннего возраста (вопросы питания и воспитания, в том числе физического) по-прежнему разрабатывается педиатрией, тогда как на долю гигиены детей и подростков приходится научное обоснование организации всего материального окружения младенцев.

Что касается верхней возрастной границы, то она на протяжении всех истекших 50 лет не изменялась. Но по всей вероятности ей придется измениться. При этом, вопреки непреложно установленному факту некоторого ускорения развития, более раннего созревания ряда систем человеческого организма за последнее время, гигиена детей и подростков должна, по-видимому, не снизить, а, наоборот, повысить свою возрастную границу. Это диктуется рядом соображений.

Во-первых, несмотря на некоторое ускорение развития организма, оно все же полностью не заканчивается к 18 годам и с позиций научной лопики гигиена детей и подростков, или, иначе говоря, гигиена растущего организма, должна изучать влияние факторов внешней среды на него вплоть до полного окончания его роста и развития. Во-вторых, в международной практике школьная гигиена обычно объединяется с университетской гигиеной. В этом есть определенный смысл. С одной стороны, ликвидируется известная «гигиеническая беспризорность» студенчества (ни одна другая отрасль гигиены студентами не занимается), а с другой — есть все же при несомненных различиях много общего в принципах гигиенического построения обучения в средней и высшей школе.

Гигиена детей и подростков изучает влияние условий жизни детей и подростков путем учета реакций их организма на воздействие различных факторов, т. е. с помощью физиологических исследований. Советская гигиена детей и подростков одной из первых среди других отраслей гигиены освободилась от санитарно-технического направления и приобрела направление физиологическое, неуклонно совершенствуя и углубляя его. Большинство исследований выполняется в обстановке естественного эксперимента, т. е. протекает в естественных условиях жизни и деятельности детей и подростков.

Объективно оценивая путь, пройденный советской гигиеной детей и подростков, следует отметить ряд ее несомненных достижений. Нет почти ни одной отрасли общественного воспитания подрастающего поколения, разные стороны которой не были бы изучены и оценены с гигиенических позиций, т. е. с точки зрения их влияния на здоровье детей и подростков. На основе этого разработаны гигиенические нормативы и рекомендации, которые в значительной степени приобрели силу закона и внедрены в жизнь. Это касается организации воспитательной работы в детских садах, объема учебной нагрузки и построения учебного процесса в школах, объема и характера трудовой деятельности детей и подростков, строительства и оборудования детских дошкольных учреждений и учебных заведений разного типа, их воздушного и светового режима, нормирования факторов производственной среды для работающих подростков, физической культуры и спорта и т. д.

Научные достижения гигиены детей и подростков нашли отражение в периодической печати, а также в ряде руководств и сборников трудов Института физического воспитания и школьной гигиены, Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, Московского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Института гигиены детей и подростков, Украинского института коммунальной гигиены, Ленинградского института гигиены труда и профзаболеваний и др.

В 1947 г. в Институте им. Ф. Ф. Эрисмана состоялась первая Всероссийская научная конференция по гигиене детей и подростков. С тех пор регулярно происходят всесоюзные, республиканские и областные конференции (в Москве, Ленинграде, Киеве, Ачинске, Харькове, Свердловске и других городах).

С 1956 г. советские специалисты по гигиене детей участвуют в международных конгрессах, конференциях и симпозиумах по школьной гигиене, выступая с докладами и сообщениями. На международном семинаре по вопросам гигиены детей и подростков в 1963 г. в Либлице (ЧССР) советская концепция о содержании, задачах и методах гигиены детей и подростков получила признание представителей социалистических стран.

Достигнутые результаты, однако, не могут удовлетворить нас, гигиенистов. Дальнейшее развитие гигиены детей и подростков, по нашему мнению, должно пойти в следующих основных направлениях. Во-пер-вых, гигиене детей и подростков необходимо избавиться от присущей ей до последнего времени «оценочной» роли, т. е. от такого положения, когда научные исследования «оценивают» с гигиенических позиций те или иные государственные мероприятия уже после их осуществления. Необходимо, чтобы они предваряли эти мероприятия, заранее определяя характер и степень их воздействия на здоровье подрастающего поколения. Должны шире, смелее проводиться эксперименты в комплексе с теми специалистами, которые эти мероприятия подготовляют (педагоги, архитекторы, экономисты и т. п.).

Во-вторых, следует глубже проникать в существо изучаемых явлений. Так, до сих пор учебная и трудовая нагрузка, составляющая одну из основных проблем гигиены детей и подростков, оценивалась и нормировалась в основном по ее длительности, тогда как характер такой нагрузки, ее содержание имеют не меньшее, если не большее, значение для гигиены, чем объем нагрузки. И, наконец, в-третьих, нужно расширить социально-гигиенический аспект гигиены детей и подростков, значительно больше и лучше изучать состояние здоровья массовых детских и подростковых контингентов и его динамику, так как по существу именно динамика здоровья лучше всего служит критерием эффективности гигиенических нормативов и наиболее убедительным аргументом для их внедрения.

Все это, несомненно, повысит теоретический уровень гигиены детей и подростков, ее роль в общегосударственном масштабе, позволит осуществить лозунг, который был провозглашен Н. А. Семашко при открытии II Всероссийского съезда по школьной санитарии (1919): «Где только дело касается лечебно-санитарной компетенции, голос врача должен быть слышен громче других»

Поступила 17/У 1967 г.

УДК 613.72.001.8(47)(09!)

НАУЧНАЯ РАБОТА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И СПОРТА В СССР

Проф. А. А. Минх, И. Н. Малышева (Москва)

В развитии гигиены физических упражнений и спорта в СССР большую роль сыграл проф. В. В. Гориневский, выдающийся деятель спортивной медицины. Развертыванию научно-исследовательской работы в этой области способствовало создание кафедр гигиены в институтах физической культуры. Значительную помощь в организации и проведении научной работы оказал проф. Н. А. Семашко, первый нарком здравоохранения и председатель Высшего совета физической культуры при ВЦИК.

1 Правда, 23/УШ 1919 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.