Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — П Г. Ткачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Рис. 3. Логарифмические переменные концентрации озона в изучаемых районах.

эффектам, вероятно, вредным для здоровья, должен возглавлять список приоритетных веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

В то же время необходимо отметить важность уточнения аналитического метода. Мы использовали метод определения озона с 9—10 ди-гидроакридином [5], модифицированный для наших условий с высокой атмосферной влажностью. Этот ручной метод специфичен для определения

озона. Однако при использовании других наиболее распространенных ручных методов, например йодистого калия [8], результаты значительно изменяются от колебаний в ежедневном цикле до их среднего значения на более длительный срок. Это может приводить к изменению гигиенической оценки степени риска по показателю Р Пинигина [6]. Несоответствующие (спорные) данные требуют тщательного изучения для их сопоставления с целью унификации международных критериев, касающихся ручных методов.

Литература

1. Chapman Е. М. // IV Jornada Científica del Institute de Meteorología. Resúmenes ACC, 21.— 1980.

2. Dimitriades B. Photochemical Oxidants in the Ambient Air of the United States, Research Triangle Park (N. C.. US. Environmental Protection Agency (EPA) 600/3 — 76—017). 192), 1976.

3. Khogian A. et al. Atmospheric Oyone (Israel IPST) 90. 1967.

4. Lam R. G. Ц J. appl. Metereol.— 1977,—Vol. 16, N 8,— P. 780.

5. Manita Al. et al. Ozone in Atmospheric Air. Central Institute for Advanced Training of Physicians.— WHO Report.— Moscow, 1976.

6. Piniguin M. A. et al. Evaluación del grado de contaminación de la atmosfera. Aspectos higiénicos de la protección del medio ambiente (Publicación CAME, URSS, 30). 1981.

7. WHO. Photochemical Oxidants. Environmental Health Criteria N 7,—Geneva, 1978.—P. 110.

8. WHO. Selected Methods of Measuring Air Pollutants (Offset Publication. No 24. 88). 1976.

Поступила 10.10.91

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

© П. г. ТКАЧЕВ, 1993 УДК 613.95:93(43±57)

П. Г. Ткачев

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Рязанский медицинский институт им. И. П. Павлова

История науки и практики по охране здоровья детей и подростков насчитывает столетия. В народных традициях н сохранившихся рукописях изложены правила поведения, а также советы по воспитанию здоровых детей. Первые наставления по этим вопросам известны из трудов выдающегося врача Авиценны. В его «Каноне врачебной науки» имеются рекомендации по сохранению здоровья и правильного телосложения. В XI веке сведения о гигиене воспитания были изложены в «Поучении Владимира Манома-ха детям», в XV—XVI веках — в «Домострое», в XVII веке — в «Азбуковниках», «Гражданстве обычаев детских» Епифання Славнецкого, «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» Петра 1 и др. В этих памятниках отечественной педагогики и гигиены воспитания содержатся важные гигиенические рекомендации о режиме дня, личной гигиене, питании и воспитании детей. В XVIII веке М. В. Ломоносов в труде «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.) заботы об охране здоровья детей предлагал поднять до уровня государственных задач. Проблемы здоровья населения, в том числе детей, освещали врачи и ученые-энциклопедисты: С. Г. Зыбелин в труде «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащее к размножению в обществе народа» (1775 г.), А. Н. Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.), Н. М. Амбоднк-Максимович в сочи-

нении «Икусствэ повивания, или наука о бабнчьем деле» (1784 г.).

С появлением в XVIII и первой половине XIX столетия научной отечественной медицины и гигиены активно стала развиваться и гигиена детства. На этот процесс большое влияние оказали работы выдающихся русских врачей И. X. Вельчина, М. Я Мудрова, Г. А. Захарьина, Н. И. Пирогова. гигиенистов Ф. Ф. Эрнсмана. А. П. Добро-славина, Г. В. Хлопина и др.

Одним из основоположников школьной гигиены в России является А. С. Вирениус. В 1877 г. он провел санитарное обследование училищ Петербурга и 2500 школьников, издал работы «Гигиена учителя» (1888 г.), «К вопросу о переутомлении учащихся» (1891 г.), «Характеристика ребенка» (1906 г.). Первым русским педиатром, поставившим вопрос о значении гигиены в воспитании здоровых детей, является С. Ф. Хотовицкий. Врач-анатом П. Ф. Лесгафт впервые разработал систему физического воспитания с учетом анато мо-физнологических особенностей в детском и юношеском возрасте, заложил основу школьной гигиены в России. На основании исследования физического развития 800 учащихся Петербургских военных гимназий он дал рекомендации по гигиене одежды и быта, нормативы для конструирования школьной мебели, размеров помещений для занятий физическими упражнениями. Сконструированная им парта

применяется в школах до последнего времени. Ценные работы по школьной санитарии написал В. С. Лебедев. Одним из основоположников системы школьно-санитарного надзора, основанной на представлениях о социальной значимости последнего, является Д. Д. Бекарюков. В своих трудах он подробно изложил санитарно-гигиенические требования к планировке и благоустройству школьных зданий, методике преподавания гигиены, мерам по предупреждению заразных болезней, организации медико-санитарного обслуживания детей в школах и санитарному просвещению. Он осуществил гигиеническую оценку освещения и вентиляции в школах, создал программу работы школьных врачей. В. В. Го-риневский и А. А. Кисель особое значение придавали врачебному контролю за развитием и воспитанием детей. Ими предложена методика воспитания и обследования физического развития. В. В. Горнневский организовал одну из первых в России биометрическую лабораторию (1912 г.), кафедру по методике исследования физического развития на Высших курсах в Петербурге, кафедру физической культуры в Самарском университете и первую в СССР кафедру врачебного контроля. Н. П. Гундобин подчеркивал значение гигиены воспитания здоровых детей, необходимость связи педиатрии с педагогикой, написал работы «Жизнь ребенка» (1901 г.), «Школьная гигиена» (1902 г.), «Особенности детского возраста» (1906 г.), «Современные задачи школьной гигиены» (1907 г.).

В организации гигиены детей и подростков как науки и школьной санитарии в нашей стране после Октябрьского переворота 1917 г. принимали участие многие врачи и ученые. В. Е. Игнатьев способствовал организации Московского института физической культуры и спорта, школьной гигиены в педагогическом институте; его работы: «Рассеяние искусственного освещения классных комнат», «Физическое развитие детей», «Санитарное благоустройство лесных школ». В. М. Бонч-Бруевич, первый организатор советской школьной санитарии, член первой коллегии Наркомздрава РСФСР, разработала обширную программу охраны здоровья детей и развития физической культуры в стране, организации преподавания гигиены в школе. Вместе с ней В. П. Лебедева участвовала в организации системы охраны материнства и младенчества. Последняя — инициатор создания ЦИУ врачей в Москве по этой проблеме и специального издательства, а с 1924 г. заведовала кафедрой социальной гигиены матери и ребенка. Ей одной из первых в стране присуждена ученая степень доктора медицинских наук (1935 г.). А. В. Мольков организовал кафедру школьной гигиены при I и II ММИ и ЦИУ врачей, разработал санитарные нормы по планировке, благоустройству и оборудованию школ, детских садов и пионерских лагерей, создал школу советских специалистов по гигиене детей и подростков.

А. С. Дурново, первый в России земский школьно-санитарный врач (1910—1913 гг.), принимал активное участие в организации кафедры школьной гигиены в Нижегородском мединституте, работал в Костроме, Москве, Ленинграде, Ижевске, Баку. Он автор ряда литературных и профессиональных работ по гигиене воспитания. Л. Н. Заглухинская— основатель школьно-санитарной службы, главный государственный санитарный инспектор по школьной гигиене, начала изучать физическое развитие детей малочисленных народностей и создавать гигиенические нормативы к обоснованию строительства детских учреждений. Один из основоположников гигиены детей и подростков в стране П. М. Ивановский провел гигиеническое обоснование первой программы физического воспитания в школе экспериментального и физиологического направлений, выдвинул принцип внутрикварталь-ного размещения детских учреждений и много сделал для разработки теоретических и методических основ школьной гигиены, создания кафедры школьной гигиены в I ММИ. М. И. Корсунская, первый школьно-санитарный инспектор, создала отдел гигиены детей и подростков в Московском НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Ее работы посвящены вопросам строительства школ и детских учреждений, их оборудованию и благоустройству, организации медицинского обслуживания детского населения. Она написала первый в стране учебник по школьной гигиене для медицинских институтов (1934 г.), отредактировала первое «Руководство по гигиене детей и подростков для санитарных врачей» (1962 г.). А. Я. Гуткин организовал первую в России школьно-гигиеническую лабораторию в педиатрическом институте Санкт-Петербурга, начал подготовку школьных врачей, впервые выдвинул идею «блочной» школы. По этому проекту построено 16 школ. Совместно с архитектором он составил также

проект детского сада, получившего премию и ставшего типовым для многих регионов страны, создал первую экспериментальную школу и издал книги «Гигиенические основы планировки, строительства и санитарно-гигиенического оборудования школ». «Планировка и оборудование детских садов в гигиеническом отношении», «Гигиена политехнического обучения школьников». Врачу-гигиенисту Л. В. Писаревой принадлежит приоритет в создании первого Всеукраинского института гигиены воспитания в Киеве. С. К. Кунин написал учебник по гигиене школьного возраста, главы в учебнике ^г, для педагогических вузов и две монографии. Работал в Ленинградском институте охраны здоровья дете») и подростков, педагогическом и медицинском институтах. Умер перед очередной лекцией. С. Е. Советов, соратник Г. В. Хлоиина и Н. А. Семашко, написал учебник «Школьная гигиена» для студентов педагогических институтов, изданный в КНР, Венгрии, Чехословакии и Польше, работы «Режим для школьника», «Основные санитарные вопросы детских и подростковых учреждений», «Гигиенические основы проектирования, строительства и оборудования школ и детских дошкольных учреждений», «Анатомо-физиологические особенности и индивидуальная гигиена детей и подростков», «Гигиена в педагогических учебных заведениях». Н. А. Семашко назвал С. Е. Советова пионером внедрения гигиены в советскую школу. Н. В. Мананннкова принимала активное участие в организации первых детских и родовспомогательных учреждений в городах Казахстана. М. М. Эфенди-Заде в Азербайджанском медицинском институте прошел путь от старшего лаборанта до профессора. Изучал вопросы гигиены детей и подростков, санитарной охраны атмосфер- -ного воздуха промышленных районов, гигиенического обосно-вания нормативов микроклимата жилых помещений, гигиены воды и водоснабжения, планировки и медико-санитарного состояния населенных мест, проблемы акклиматизации, истории санитарного дела и гигиенической науки в Азербайджане. М. Д. Большакова, ученица А. В. Моль-кова, заведовала кафедрой гигиены детей и подростков 1 ММИ. Разработала программы для студентов санитарно-гигиенических и педиатрических факультетов, написала «Практическое руководство по гигиене детей и подростков», «Руководство для школьных врачей» (1958 г.), «Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков», работы по вопросам школьной гигиены, физического воспитания, состояния здоровья детей, режима общеобразовательных и специализированных школ, медико-санитарного обследования детей и подростков. А. И. Кан-чели—один из первых ученых-медиков Грузин, по инициативе которого в республике было построено много детских санаториев, первых домов младенцев и детей, социально-правовых кабинетов, детских больниц, поликлиник, кабинетов для подростков, организатор первых пионерских лагерей и домов отдыха, отделения гигиены раннего возраста в НИИ педиатрии, гигиены детей и школьного возраста в НИИ санитарии, гигиены подростков в НИИ гигиены труда и >> профзаболеваний. В. М. Левин руководил лабораторией гигиены труда подростков Ленинградского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, исследовал особенности физиологии и патологии подросткового организма, влияние факторов производственной среды и организации медицинских наблюдений подростков, разработал принципы и методы врачебной профессиональной консультации подростков с отклонениями в состоянии здоровья, а также медицинских противопоказаний к их работе и обучению. Особенность его работ— в тесной связи клинических и гигиенических направлений. Э. И. Кривицкая опубликовала более 40 научных работ по гигиенической оценке новых методов, в том числе программированного обучения. В. Н. Квиклис — видный уче-ный-гигиенист Литвы — работал директором республиканского НИИ санитарии и гигиены, заведовал кафедрой гигиены медицинского факультета Вильнюсского университета, много сделал для подготовки высококвалифицированных гигиенических кадров, гровел гигиеническую оценку физической и умственной нагрузки школьников Литвы. С. М. Громбах возглавлял отдел гигиены детей и подростков в НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, принимал активное участие в орга- ^ низации Института гигиены детей и подростков в Москве, написал труды «Гигиеническое обоснование нормальной температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста» (1956 г.), «Гигиена учебных'занятий в школе» (1959 г.), «Руководство по гигиене детей и подростков» (1964 г.), «Руководство для школьных врачей» (1966 г.), «Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе» (1975 г.). Он разработал основные теоретические и методн-

ческие положения в гигиене детей и подростков. С. Н. Бабаджа-нов выполнил свыше ста работ по вопросам гигиены детей и подростков Узбекистана, среди них «Гельминтофауна детей дошкольного и школьного возраста Ташкента» (1942 г.), «Полноценные антигены гельминтов и их роль в иммунитете» (1949 г.) и др. Г. Г. Никогосян заведовала кафедрой гигиены детей и подростков Ереванского медицинского института, написала работы по изучению здоровья детей и подростков, физического развития, гигиенических аспектов _ научно-воспитательного процесса, проектирования и строн-тельства детских учреждений Армении; она автор учебника по гигиене детей и подростков. Е. А. Шапошников организовал самостоятельный курс гигиены детей и подростков в Рязанском медицинском институте (1966 г.), установил факторы, способствующие росту заболеваемости ангиной, и дал новое объяснение ее сезонности; выявил объективные и постоянные нормы соматического развития детей, которые заменили многочисленные временные условные стандарты физического развития детей. А. М. Мамедов изучал вопросы гигиены труда подростков Азербайджана в нефтеперерабатывающей промышленности, получил новые данные по микроклиматическим особенностям различных биоклиматических зон республики, что явилось основанием для расширения курортного строительства и развития медицинской курортологии и климатофизиологии. Он автор монографии «Усовершенствование условий обучения, воспитания и охраны здоровья учащихся средних и профессионально-технических училищ» (1981 г.), 4 учебников и учебных пособий. А. М. Хакимова изучала здоровье детей Татарин в зависимости от геохимических естественных и техногенных условий, значение микро-V элементов для эндокринной системы детей. Особое внимание она уделяла здоровью сельских детей в связи с особенностями их питания и медицинского обслуживания, проблеме школьной реформы, влиянию профессионального обучения на здоровье подростков; издала монографию «Эндемический зоб и его профилактика» (1979 г.). Данные о содержании микроэлементов в окружающей среде вошли в таблицы химического состава пишевых продуктов. Работы Д. И. Кагановича посвящены комплексным исследованиям состояния здоровья детей и подростков Сибири, Севера и Дальнего Востока, изучению физического развития дегей-тувинцев. М. К. Исмаи-лов — автор многих работ и 6 монографий по проблеме гигиенической оценки местных продуктов Узбекистана. Он написал учебник по школьной гигиене на узбекском и русском языках (1958 г.). Академик Г. Н. Сердюковская осуществляет руководство ведущим в стране НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков, ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, координацией и разработкой проблем влияния факторов окружающей среды на здоровье детей в стране, профориентации

подростков, санитарно-гигиенических правил, нормативов и рекомендаций. Проблеме гигиены детства посвящены труды известных ученых В. Н. Кардашенко, А. Г. Сухарева, И. С. Дронова, М. А. Шаровой и др.

Для многих работ отечественных специалистов в области гигиены детей и подростков характерно проведение их по единым проблемным направлениям в масштабе регионов и страны, обмен опытом на республиканских и союзных конференциях, участие в работе научных медицинских обществ в стране и за рубежом, проявление истинных интернациональных качеств и стремление к сотрудничеству. Профессор Ева Шмидт-Кольмер — одна из создателей первых интернациональных связей нашей страны по гигиене детей и подростков. Эти связи в разное время поддерживали П. Ф. Лесгафт. В. С. Лебедев, Н. П. Гундобин, В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), Л. В. Писарева, В. П. Лебедева и др. Почетным членом международных научных обществ был С. М. Тромбах. В настоящее зремя Г. Н. Сердюковская и сотрудники ВНИИЦПМ также осуществляют широкие международные связи и комплексные научные исследования по гигиене детей и подростков с учеными зарубежных стран.

В результате исследований отечественных специалистов в области науки и практики гигиены детства получены фундаментальные и обширные результаты. Охрана здоровья подрастающего поколения стала важной государственной задачей, решением которой занимаются коллективы около 30 научно-исследовательских организации, кафедр и лабораторий. Разработаны система мер по предупреждению неблагоприятного воздействия занятий на учащихся, перечень физиологических критериев профессиональной подготовки подростков к более чем 400 профессиям. В практике здравоохранения используются перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, санитарные нормы и правила проектирования и строительства детских и подростковых учреждений. Предложена программа скрининг-тестов для массовых исследований состояния здоровья детей в разных регионах страны, комплексная схема оценки физического развития. Обоснованы критерии проведения и совершенствования государственного санитарного надзора и оценки эффективности работы отделений гигиены детей и подростков в санэпидстанциях. Разрабатываются методологические основы гигиенической науки и практики. Наряду с этим жизнь в своем многообразии и бесконечности выдвигает новые экологические, экономические, со-циально-гнгиеннческие проблемы, требующие своего решения. Исследования отечественных ученых и практических врачей во взаимодействии с зарубежными специалистами при соответствующем кадровом и материально-техническом обеспечении впишут новые главы в историю гигиены детей и подростков.

Поступила 12.04.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.3/.4:378.661

О. М. Хромченко, В. Я. Голиков, В. Г. Маймулов, А. Л. Зельдин

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ПРАВА

ЦИУВ Минздрава РФ, Москва; Санкт-Петербургский санитарно-гигиенический медицинский институт; Городской центр

Госсанэпиднадзора, Санкт-Петербург

Эффективность государственного санитарного надзора во многом зависит от уровня правовой подготовки санитарных врачей, полноты использования ими рычагов правового воздействия на санитарно-эпидемиологическое состояние объектов [I, 2|.

С 1976/77 учебного года в высших медицинских учебных заведениях введено преподавание курса «Советское право», отдельные вопросы советского права включены в программы последипломной подготовки санитарных врачей и руководителей СЭС, при этом до 50 % учебного времени отведено изучению трудового законодательства. Вопросам административного, гражданского, уголовного,'семенного права уделено, по нашему мнению, недостаточно внимания.

С целью выявления уровня осведомленности в вопросах советского права был проведен опрос 107 санитарных врачей различных специальностей (см. таблицу).

Опрос показал, что в целом санитарные врачи наиболее осведомлены в вопросах советского трудового и государственного права и проявляют наименьшую осведомленность в во-

просах гражданского, уголовного и семейного права. Несмотря на то что осведомленность увеличивается со стажем работы, уровень ее нельзя признать достаточным. Поэтому, необходимо создание системы последипломной подготовки врачей по вопросам советского права.

Основой последипломной подготовки должна стать единая программа, содержащая в обобщенном виде разрозненный нормативно правовой материал, опосредующий 'отношения, связанные с обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения. В качестве организационной формы обучения предлагаются тематические семинары продолжительностью 10 дней (60 ч) для санитарных врачей и эпидемиологов и 15 дней (79 ч) для главных врачей СЭС, их заместителей и заведующих отделами СЭС.

В качестве исходного должно рассматриваться понятие нрава на санитарно-эпидемиологическое благополучие, которое является частью конституционного права граждан на охрану здоровья. Это право представляет собой систему прав н обязанностей. Праву граждан на санитарно-эпн-демнческое благополучие должна соответствовать обязан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.