Научная статья на тему 'О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.Д. Габович, Е.И. Гончарук, И.В. Савицкий, И.Н. Моргунов, В.А. Луненок-Бурмакина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

ческие занятия курсантов на кафгдре и базах кафедры. Специфика предмета обусловливает определенные трудности при проведении таких занятий. Однако благодаря активному участию работников радиологических групп санэпидстанций Москвы и Московской области эти занятия проходят успешно и вызывают большой интерес у слушателей.

Опыт предварительной подготовки базы, ее оборудования и совершенствования показывает, что работу в этом направлении следует продолжать и расширять. Очень полезны также обсуждения на кафгдре актов и предложений, которые даются курсантами во время их производственной практики.

Наша кафгдра придает большое значение обмену передовым опытом среди курсантов. На специально запланированных семинарах обсуждаются выступления специалистов с мест, заслушиваются их доклады по актуальным вопросам радиационной гигиены. Поскольку некоторые курсанты имеют большой опыт работы по специальности (15—20 лет и более) и в совершенстве овладели ею, эти семинары обычно превращаются в интересные дискуссии.

На кафгдре все эти годы проводилась большая методическая работа, и каждый преподаватель внес свой вклад в дело повышения эффективности занятий, в частности путем внедрения современных форм и методов обучения.

Выездные циклы (в Киеве, Ростове-на-Дону и др.) показали, что такая форма последипломного обучения врачей и на нашей кафедре имеет много положительных сторон и должна сочетаться с очным и очно-заочным обучением.

Кафгдра занимается также подготовкой учебно-педагогических кадров. Под руководством профессорско-преподавательского состава защищено более 40 докторских и кандидатских диссертаций, в том числе несколько болгарскими специалистами.

Наряду с учебной работой на кафедре проводятся научные исследования, в основном комплексно с другими учреждениями. Они связаны с изучением радиационной безопасности при использовании источников ионизирующих излучений в медицине, с гигиеническими аспектами захоронения радиоактивных отходов, с вопросами гигиены труда при применении источников ионизирующих излучений в промышленности, с вопросами охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений и др.

Сотрудники кафедры активно участвуют в разработке таких основополагающих документов, как «Нормы радиационной безопасности», «Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений», а также многих частных санитарных правил радиационной безопасности и др.

Постоянно растет число врачей различных специальностей, связанных в своей работе с применением источников ионизирующих излучений. Однако многие из них еще недостаточно знакомы с радиационной безопасностью. Это ставит перед кафедрой в качестве одной из основных задач на ближайшее время дальнейшее расширение контингента обучаемых с одновременным повышением качества учебного процесса, в частности путем увеличения числа учебных баз и повышения эффективности проводимых на них занятий.

Последипломная подготовка врачей по радиационной гигиене затрудняется отсутствием руководства или учебника для врачей-гигиенистов.

Развитие атомной техники является одним из ведущих направлений научно-технического прогресса и органы санитарно-эпидемиологической службы должны быть готовы к осуществлению государственного санитарного надзора по р1диа-ционной гигиене во все возрастающем масштабе. Кафедра радиационной гигиены ЦОЛИУВ старается вносить свой вклад в это важное дело.

Поступила 26/IX 1980 г.

УДК 378.661.3/.4

Профессора Р. Д. Габович, Е. И. Гончарук, И. В. Савицкий, И. Н. Моргунов, В. А. Луненок-Бурмакина, И. И. Слепушкина, А М. Шевченко и В. П. Широбоков, доктор мед. наук Я. Ф. Борисенко, Е. А. Безденежных, М. Г. Корнеева, Г. А. Степаненко, В. И. Циприян

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт

Среди задач, вытекающих из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979),

важнейшее место принадлежит формированию у будущих специалистов коммунистического мировоззрения.

Безусловно, основу всей методологической работы в высшей школе составляет преподавание общественных наук и прежде всего марксистско-

ленинской философии. Однако общая задача формирования научного коммунистического мировоззрения может быть успешно решена при условии творческого союза кафедр общественных наук с кафедрами гигиенического, клинического и общенаучного профиля. Это отмечено в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», в котором, в частности, подчеркивается необходимость совершенствования мировоззренческой подготовки специалистов на базе всего комплекса наук.

Для успешной разработки методологических основ преподавания важно четко определить понятие методологической направленности учебного процесса в медицинском институте. Она состоит в формировании у студентов коммунистического мировоззрения, вооружении их диалектико-материа-листическим методом исследования и обобщения научных результатов, воспитании навыков творческого применения полученных знаний при решении конкретных задач медицинской науки и практики. Методологическая направленность преподавания включает также критику идеалистических и метафизических течений при изучении истории медицины в современной зарубежной медицине и в здравоохранении.

Осуществление методологической направленности учебного процесса, в основе которого лежит ленинская идея тесного союза марксистской философии и естествознания, находит отражение в работе В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма»1. Однак сторона этого процесса состоит в том, что в преподавании философских дисциплин следует учитывать специфику медицинского вуза и факультета, уделять постоянное внимание освещению методологических проблем будущей специальности студентов. Другую сторону составляет постоянное раскрытие в преподавании специальных дисциплин значения принципов, законов, категорий марксистско-ленинской философии для медицины и здравоохранения.

Возможны два пути реализации такого двустороннего подхода. Первый, более простой и распространенный, заключается в иллюстрации какого-либо философского положения примерами из медицины и фундаментальных наук. Он методически оправдан, но эффективность такого иллюстративного способа невысока. Второй, более сложный и эффективный путь — решение частной проблемы при помощи общих философских принципов. Этот путь более эффективен для раскрытия связи философии по отношению к частным наукам, к решению конкретных проблем медицины и здравоохранения. Одно из главных направлений дальнейшего совершенствования методологической направленности учебного процесса—тесное сотрудничество, постоянное взаимодействие сотрудников кафедр

'Ленин В. И. Полное собранне соч. 5-е изд., т. 45, с. 23—33.

общественных наук с преподавателями естественных и специальных дисциплин. При недостаточно взаимосогласованной связи между кафедрами общественных и специальных наук не в должной мере используются частнонаучные знания для аргументации тех или иных философских положений или, наоборот, не умеют оперировать философскими понятиями и положениями при анализе проблем специальных наук. В Киевском медицинском институте для упрочнения связей проводятся объединенные заседания кафедры философии с естественнонаучными и профильными кафедрами, совместные заседания цикловых комиссий разных кафедр. На этих заседаниях обсуждаются актуальные философские проблемы частных наук и методика отражения их в учебных курсах. Так, на одном из последних совместных заседаний цикловых комиссий общественных и физико-химических дисциплин обсуждены вопросы интеграции преподавания философии, физики, химии при изучении темы «Материя и основные формы ее существования».

В современных условиях роль научной методологии возрастает. Именно поэтому чрезвычайно важно всесторонне раскрыть методологическое значение марксистско-ленинской теории для специальных наук, находить философские и частно-научные стыковые моменты курса диалектического и исторического материализма, с одной стороны, и специальных наук — с другой. Конечно, нет необходимости стремиться к всеохватывающей стыковке буквально всех разделов или тем. Здесь каждая кафедра должна определить в соответствии с особенностями своего предмета и программой курса методически целесообразный круг освещаемых в лекциях и на практических занятиях методических проблем. Эту работу имеет смысл координировать с другими кафедрами факультета, что помогло бы обеспечить преемственность и избежать дублирования в преподавании.

Важный элемент коммунистического мировоззрения будущего специалиста-медика — правильное, марксистско-ленинское понимание проблем здоровья и здравоохранения. Одним из основных, ключевых аспектов этих проблем является взаимоотношение социального и биологического. Социальные проблемы медицины выдвинулись на передний край, причем научно-техническая революция, охватившая в настоящее время все сферы общественной жизни, обусловила появление ряда новых социальных проблем в медицине и здравоохранении. Поэтому философское осмысление данных проблем с правильных методологических позиций имеет огромное теоретическое и практическое значение как для дальнейшего развития советского здравоохранения, так и для оценки направлений, форм и методов зарубежного здравоохранения. Это приобретает особую важность в условиях обострения современной идеологической борьбы.

Весь курс философии имеет методологическую направленность. Методологическая направленность

преподавания философии в медицинском вузе включает как один из важных компонентов связь преподавания философии с изучением важнейших вопросов современной биологической и медицинской науки и практики советского здравоохранения, которые находят отражение во всех темах лекций и семинарских занятий, по ним готовятся студенческие рефераты и доклады на конференциях.

В курсе физики формируются такие фундаментальные понятия, как пространство и время, энергия и масса и их взаимосвязь, законы сохранения в их наиболее широком аспекте. Основные черты материалистической диалектики иллюстрируются множеством физических явлений, ,фактов и процессов: сила, трактуемая как категория взаимодействия, теория агрегатных состояний и свойства излучений демонстрируют переход количества в качество, развитие теории света от корпускул Ньютона к фотонам Эйнштейна подтверждает закон отрицания и т. д. Естественно стремление решать трудную задачу воспитания диалектико-материалистического мышления у студентов с наибольшей степенью наглядности. Особенно полезны в этом отношении лабораторные занятия, на которых основные черты марксистского диалектического метода — всеобщая связь и взаимозависимость явлений в природе (развитие как переход количественных изменений в качественные и развитие как борьба противоположностей) раскрываются при непосредственном изучении студентами физических явлений и закономерностей.

Важнейшие методологические вопросы химии рассматриваются на конкретных примерах. Изучение курса начинается с рассмотрения материи и форм ее движения, единства этих форм, места химии в классификации естественных наук. При знакомстве с периодическим законом Д. И. Менделеева подчеркивается его общефилософское значение. При изложении темы «Строение атома и химическая связь» рассматривается ленинский путь познания истины и подчеркивается, что квантово-химические представления включают основные положения предшествующих теорий, но на основе более глубокого проникновения в сущность проблемы.

Методологическая направленность имеют также практические занятия по курсу качественного и количественного анализа. С точки зрення борьбы противоположностей, например, освещаются ам-фотерность соединений, гидролиз солей, окнсли-тельно-восстановительные свойства веществ и др.

Методологическая направленность в преподавании микробиологии предполагает решение сложной задачи, в которой можно выделить несколько аспектов: формирование, упрочение и совершенствование диалектико-материалистического мировоззрения студента на основе конкретного материала, выработку умения самостоятельно применять марксистско-ленинскую методологию при решении конкретных задач науки и практики, воспитание у студентов на основе коммунистического мировоз-

зрения личных качеств советского врача — гуманизма, пролетарского интернационализма, идейности, этических норм и др.

На конкретных примерах углубляется освоение студентами основных закономерностей диалектического материализма. Так, при изучении структуры и функции вирусов обосновывается диалектический тезис глубокого взаимодействия, взаимообусловленности этих категорий. Для понимания проблемы целостности с методологических позиций рассматриваются процессы интеграции вирусного и клеточного геномов при персистенции вирусов, при вирусном онкогенезе, при образовании Л-форм бактерий. При рассмотрении основных гипотез происхождения и природы вирусов аргументируется материалистический взгляд в отношении возникновения жизни на Земле, определения понятия «жизнь» и др.

В лекционном курсе и на практических занятиях особое внимание уделяется социальным вопросам, а именно: зависимости инфекционной заболеваемости и охраны здоровья населения от социального строя. Раскрывается противоположность капиталистической и социалистической систем здравоохранения при решении задач по борьбе с инфекционной патологией, рассказывается о заботе Коммунистической партии и Советского правительства о здоровье народа (на примерах ликвидации и резкого снижения заболеваемости, возвратным тиформ, риккетсиозами, малярией и др.). При изложении курса в лекциях и на практических занятиях обязательно приводятся достижения научно-технической революции, влияющие на развитие микробиологии.

Проведенный нами специальный педагогический эксперимент по изучению в 4 медицинских институтах Украины прочности знаний выпускников показал, что в таких вузах изучение общих методологических вопросов медицины и гигиены, в частности, нуждается в существенном совершенствовании. За 4 года учебы на 6 кафедрах гигиены (общей, питания, детей и подростков, труда, коммунальной, социальной и организации здравоохранения) студент обязан приобрести прочные знания по следующим основополагающим вопросам: внешняя среда и здоровье человека, определяющее влияние социальных условий на здоровье человека, здоровье человека и его эволюция как следствие изменения человеком его природного и социального окружения, гигиена и генетика, методологические и социальные проблемы генетики человека, научно-технический прогресс и здоровье, урбанизация и здоровье, современная критика мальтузианства и неомальтузианства, методологические основы гигиенического нормирования, научно-технический прогресс и концепция «болезней цивилизации», коммунистическое воспитание как социальный фактор здоровья и др. Гигиенические кафедры должны составить межкафедральную программу по изучению студентами основных методологических вопросов. В ней должно быть указано, на каких ка-

федрах студент впервые знакомится с тем или иным методологическим вопросом, а на каких продолжает и завершает изучение. Как показал опыт, лишь в случае многократного повторения и рассмотрения методологического вопроса на разных гигиенических кафедрах и на различных примерах обеспечивается твердое усвоение методологических основ.

Кроме этого, преподаватели каждой кафедры должны рассматривать методологические аспекты специфических вопросов своей дисциплины.

Методологические вопросы общей гигиены освещаются на всех лекциях и практических занятиях курса. На наиболее важных, основополагающих вопросах методологии дисциплины останавливаются на первой, вводной лекции (им посвящена та ее часть, в которой характеризуется динамическое взаимодействие человека и окружающей среды при главенствующей роли социальных условий как методологической основы гигиенической науки) Специально этот вопрос обсуждается на последующем практическом занятии «Методы гигиенических исследований», на лекции «Социально-гигиенические аспекты труда и быта населения в условиях современной НТР» (и на семинаре по данной теме), а также на заключительной лекции «История развития и дифференциации гигиенической науки». На других лекциях и практических занятиях методологические вопросы затрагиваются попутно, в порядке иллюстраций и дополнений основных положений частными примерами.

При изложении лекционного курса по гигиене питания философские категории частного и общего рассматриваются в разделе об отдельных пищевых веществах. При обсуждении физиологических норм питания характеризуется влияние на организм человека недостаточного и избыточного поступления энергетических и биологически активных веществ пищи в организм человека.

При изложении курса гигиены труда рассматриваются такие основополагающие понятия, как труд, трудовой процесс и его организация, производственные вредности, оздоровительные мероприятия. Отмечается связь этих факторов с особенностями социально-экономической формации и законами биологии.

При изучении вопросов физиологии и психологии труда подчеркивается диалектико-материалистиче-ская основа этих наук. Уделяется внимание услов-норефлекторной природе психических процессов. При трактовке и использовании закономерностей психологии труда как науки для научной организации трудового процесса отмечается роль социальной структуры общества. Подчеркивается, что, родившись под давлением капиталистического производства, психология труда с- первых шагов служила интересам эксплуататорских классов. Указывается, что вопросы профотбора и профориентации разрабатываются с учетом ошибок «психотехников» и «клерковская» психология несостоятельна.

Значительное место отводится вопросам методо-

логии при изучении раздела промышленной токсикологии. Например, понятия кумуляции, пороговое™, комбинированного действия промышленных ядов рассматриваются с точки зрения перехода количественных изменений в качественные. С диалектических позиций трактуются предельно допустимые концентрации вредных веществ и т. п.

При построении лекционного курса и практических занятий по гигиене детей и подростков исходят из предпосылок в трактовке проблем этой науки, из положения диалектического материализма о том, что состояние здоровья ребенка и коллектива может быть правильно понято, изучено и оценено только в том случае, если его рассматривают в тесной связи с окружающей средой, включая в понятие среды социальные и материальные условия жизни.

В ходе преподавания коммунальной гигиены используются разнообразные возможности представить студентам не только фактические примеры заботы партии и правительства о здоровье населения, улучшении санитарных условий жизни и охране окружающей среды, но и глубоко раскрыть социальные истоки снижения заболеваемости и смертности населения, дать научную оценку улучшения здравоохранения в Советском Союзе. Логика развития и познания изучаемых коммунальной гигиеной явлений прослеживается при освещении вопросов развития научных требований к степени чистоты отдельных сред биосферы, основных положений теории нормирования вредных веществ в питьевой воде, водоемах, почве и атмосферном воздухе.

Методологические вопросы освещаются на протяжении всего курса по общей и частной эпидемиологии. Так, в лекции «Эпидемиология как наука» подчеркивается, что социалистический общественный строй и диалектико-материалистическое мировоззрение являются основными предпосылками для формирования научной теории эпидемиологии. Обращается внимание студентов на то, что борьба с механическими и идеалистическими извращениями в эпидемиологии с позиции марксистско-ленинской теории н обобщение опыта борьбы с эпидемиями в СССР привели к созданию в нашей стране диалек-тико-материалистической теории эпидемиологии.

Обращается внимание на то, что определение эпидемиологии, даваемое зарубежными учеными, как чисто биологической науки («медицинская экология») и представление ее как приема изучения массовых явлений («неинфекционная эпидемиология») позволяют сводить чисто социальные беды капиталистического общества к биологическим (эпидемиология проституции, самоубийств и т. п.), что свидетельствует о проникновении буржуазной идеологии в науку.

Таким образом, приведенный краткий и далеко не полный круг вопросов, которые изучаются на кафедрах гигиены, иллюстрирует многообразную работу в направлении совершенствования методологических основ преподавания теоретических и

профильных дисциплин. Вместе с тем недостаточно выражена преемственность и согласованность между ними при решении этой важной задачи подготовки врача.

С целью совершенствования разработки методологических основ преподавания теоретических и профильных дисциплин на факультете разработаны

и утверждены на ученом совете конкретные меры, реализация которых будет способствовать более эффективному сочетанию обучения и воспитания, развитию творческих способностей будущего специалиста-медика, формированию целостного научного мировоззрения.

Поступила а/УП 1980 г.

УДК 614.3/.4-06I.007.13658.386.3

О. М. Хромченко, А. В. Сапегина

ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ВРАЧЕЙ

ЦОЛИУВ, Москва

Ведущий принцип советского здравоохранения — профилактика — наиболее ярко проявляется в деятельности санитарно-эпидемиологической службы, направленной на создание здоровых условий труда и быта населения.

В условиях научно-технического прогресса усложняются задачи санитарно-эпидемиологической службы, возрастает ее роль в охране здоровья советских людей. Это требует усиления государственного санитарного надзора, улучшения качества и эффективности санитарно-противоэпидемической деятельности, дальнейшего совершенствования управления службой. В выполнении указанных задач велика роль ее организатора — главного врача санэпидстанции, являющегося одновременно и главным санитарным врачом административной территории. От его профессиональной подготовки в области организации и управления санитарно-эпидемиологической службой, умения возглавить коллектив санэпидстанции, правильно организовать и направить его деятельность, объединить усилия различных учреждений здравоохранения и других организаций для выполнения санитарно-противо-эпидемических мероприятий зависит качество работы санэпидстанции.

В связи с этим специальная последипломная подготовка врача — организатора санитарно-эпидемиологической службы является необходимым звеном в повышении качества санитарно-эпидемиологической деятельности.

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения ЦОЛИУВ с 1956 г. функционирует стройная система повышения квалификации главных врачей санэпидстанций по социальной гигиене и организации деятельности санитарно-эпидем иологической службы.

Руководители республиканских, краевых и областных санэпидстанций обучаются только на базе ЦОЛИУВ.

За 25 лет в ЦОЛИУВ прошли обучение около

1000 руководителей санитарно-эпидемиологической службы республик, краев и областей.

Эти циклы комплектуются министерствами здравоохранения СССР и союзных республик.

Определенный интерес представляет анализ распределения курсантов по союзным республикам.

За последние 5 лет ежегодно полностью используются возможности усовершенствования главных врачей санэпидстанций министерствами здравоохранения РСФСР, Украинской, Белорусской и Казахской ССР. В то же время руководители санитарно-эпидемиологической службы Закавказских республик направляются на учебу редко — за последние 5 лет из Грузии и Азербайджана на курсах были только по 1 главному врачу, из Армении же за этот период — ни одного. Кроме того, далеко не всегда в точном соответствии с профилем цикла ведется комплектование, что затрудняет процесс обучения, так как у курсантов одной группы различный уровень базовых знаний и неодинаковый интерес к отдельным разделам учебного плана и программы.

Следует отметить, что проведение одного цикла в год для главных врачей республиканских и областных санэпидстанций (30—35 человек) явно недостаточно для того, чтобы обеспечить систематическое раз в 5 лет обучение этого контингента.

Кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения проводятся систематическая работа и совершенствование программы обучения руководителей санитарно-эпидемиологической службы республик и областей. Эволюция программы обучения за истекшие 25 лет соответствует изменению условий работы санитарно-эпидемиологической службы, потребности в совершенствовании процесса управления в связи с расширением кадровой и материально-технической базы санэпидстанций и необходимости повышения качества государственного санитарного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.