Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ'

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.А. Буштуева, Г.И. Муравьева, Л.Е. Безпалько, С.Н. Кимина, М.М. Гасилина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ»

УДК 614.7-051:658.386.3

К. А. Буштуева, Г. И. Муравьева, Л. Е. Безпалько, С. Н. Кимина,

М. М. Гасилина

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

В 1980 г. исполняется 50 лет со дня основания Центрального ордена Ленина института усовершен-' ствования врачей (ЦОЛИУВ). Кафедра коммунальной гигиены была организована в числе первых, что свидетельствует о том первостепенном значении, которое придавалось правительством профилактическому направлению в медицине.

Ее первым руководителем был А. Н. Сыснн — крупнейший организатор санитарной службы в стране.

В те годы еще не проводилась подготовка гигиенистов в медицинских вузах, поэтому основной задачей кафедры являлась переподготовка врачей лечебного профиля в специалистов санитарной службы.

Значение коммунальной гигиены возрастало в «• связи с индустриализацией страны и усложнением проблемы загрязнения окружающей среды. В 50-е годы охрана окружающей среды стала одним из ведущих вопросов социального развития. В этот период кафедру коммунальной гигиены ЦОЛИУВ возглавил ведущий гигиенист страны, крупный санитарный деятель профессор В. А. Рязанов. Новые задачи санитарной организации потребовали совершенствования системы последипломной подготовки специалистов по коммунальной гигиене, которое касалось изменения как содержания преподавания, так и формы последипломного обучения. Впервые появляются циклы тематического усовершенствования, позволяющие вести более направленную подготовку санитарных врачей.

* Кафедра коммунальной гигиены первая среди гигиенических кафедр вводит и развивает предцик-ловую подготовку, что позволяет повысить эффективность подготовки. Именно в это время на кафедре создаются учебные пособия в виде отдельных курсов лекций, предназначенных специально для последипломной подготовки санитарных врачей, чему способствовала высокая квалификация преподавателей кафедры, среди которых были известные специалисты в области гигиены планировки населенных мест — проф. К. Г. Берюшев, гигиены водоснабжения — проф. Н. Н. Трахтман. Изданные институтом курсы лекций явились основой для ряда разделов «Руководства по коммунальной гигиене». Этот вид деятельности кафедра продолжает и в настоящее время, совершенствуя издаваемые лекционные курсы для предцикловой подготовки

* в соответствии с достижениями гигиенической науки и санитарной практики.

Интересная форма последипломной подготовки, возникшая в те же годы,— выездные циклы на ме-

стные базы, что позволяет вести преподавание с учетом особенностей деятельности санитарной службы различных районов страны. Совершенствуя эту форму усовершенствования, кафедра проводит комплексные выездные циклы, а также выездные циклы с предцикловой подготовкой.

Передовые традиции, заложенные в преподавание коммунальной гигиены акад. АМН СССР В. А. Рязановым, развиваются кафедрой и в направлении дальнейшего совершенствования циклов тематического обучения. Так, в 1973 г. на кафедре создан и с тех пор проводится ежегодно тематический цикл «Санитарная охрана окружающей среды», предназначенный преимущественно для заведующих санитарными отделами. Это цикл позволяет дать комплексную подготовку по всем гигиеническим дисциплинам применительно к теме цикла и уделить большое внимание вопросам организации санитарного дела, что необходимо для данного контингента. Организуются также тематические семинары для работников санитарно-эпидемиологических управлений министерств здравоохранения союзных и автономных республик по актуальным вопросам охраны окружающей среды.

Последние 2 года все циклы последипломного усовершенствования по коммунальной гигиене|кафедрой ведутся по унифицированной программе. Идея ее создания для последипломной подготовки возникла в ЦОЛИУВ в связи с необходимостью повышения эффективности подготовки специалистов. Принципиальное отличие унифицированной} программы от традиционных учебных планов и программ состоит в представлении конкретной дисциплины как целого с определением преемственности всех уровней подготовки от специализации до тематического усовершенствования и четком разграничении знаний и навыков. Это позволяет внедрить более совершенные формы обучения и контролировать его эффективность.

Унифицированная программа последипломной подготовки специалистов по коммунальной гигиене одобрена Министерством здравоохранения СССР одной из первых в 1978 г. В этой программе в соответствии с принятой структурой представлены учебные планы всех циклов специализации, общего и тематического усовершенствования и перечень знаний и навыков, составляющих содержание дисциплины. Главной особенностью унифицированной программы является четкое определение знаний и навыков, которыми должен овладеть курсант по каждому курсу, разделу и теме. Проект унифицированной программы, подготовленный^ кафедрой

коммунальной гигиены ЦОЛИУВ, был детально обсужден на экспертном совещании с участием руководителей профильных кафедр институтов усовершенствования врачей, ведущих медицинских вузов и руководителей санитарной службы страны. Это позволило учесть в программе социальный заказ органов здравоохранения и предусмотреть его практическое претворение в системе последипломной подготовки специалиста.

Практическое использование унифицированной программы показало необходимость создания целенаправленного учебного материала для курсантов, поэтому на кафедре коммунальной гигиены ЦОЛИУВ для проведения циклов тематического усовершенствования в соответствии с унифицированной программой были пересмотрены, пополнены или сформулированы заново ситуационные задачи, учебные задания по прогнозным расчетам состояния окружающей среды, целенаправленно выбраны базы для самостоятельной работы курсантов, приобретены проектные и другие материалы.

Особое внимание уделялось ситуационным задачам как важному разделу самостоятельной работы курсантов. Эти задачи создавались на базе фактического материала и, несмотря на сложность, наилучшим образом приближали обучающегося к практическим ситуациям. Примером таких задач могут служить ситуационные задачи по оценке прогнозируемого загрязнения атмосферного воздуха при строительстве предприятий ведущих отраслей промышленности, использующих новейшую технологию и размещаемых в разных природно-климатических и градостроительных условиях. На фактическом материале построены и ситуационные щзадачи по другим курса дисциплины.

Кафедрой сделана попытка создать учебное пособие в виде ситуационных задач с возможностью самоконтроля их решения по отдельным этапам и в целом по материалу, а также другие пособия, позволяющие курсанту приобрести практические навыки по многим темам унифицированной программы. Эта работа продолжается.

К созданию таких учебных пособий привлекаются и кафедры институтов усовершенствования врачей, что позволяет рационально распределить силы профессорско-преподавательского состава с учетом профессиональной квалификации каждого преподавателя. Кроме того, это способствует расширению традиционных связей кафедры коммунальной гигиены с профильными кафедрами институтов усовершенствования врачей, которые складывались еще со времени проведения первых циклов для преподавателей'и семинаров для заведующих кафедрами в конце 50-х годов.

Дальнейшее улучшение подготовки специалистов в системе последипломного усовершенствования связывают с переходом обучения от традиционных форм к проблемно-целевому (М. Д. Ковригина и соавт.), которое направлено на индивидуализацию целей обучения и максимальную конкретизацию знаний и умений, необходимых специалисту

в зависимости от места работы и занимаемой должности. Эта система подготовки может быть эффективной лишь при большой самостоятельной работе каждого врача по приобретению знаний и навыков.

Вместе с тем до сих пор курсант мог приобретать теоретические знания в основном на устном курсе лекций. Для организации же проблемно-целевого ^ обучения необходим специально подобранный теоретический материал, который позволил бы приобрести конкретные знания на необходимом уровне, однако издание таких материалов еще не планируется. В то же время унифицированная программа ' может явиться основой плана подобных изданий с уже готовой аннотацией.

Повышение объема самостоятельной работы курсантов в учебном процессе ставит вопрос о более продуманной системе контроля приобретенных им знаний и навыков. Унифицированная программа уже сейчас позволяет конкретизировать его содержание, выделяя контроль на уровне знаний и уровне умений. Если первый может проводиться в основном с помощью карт тестового контроля, то второй невозможен без специальных учебных пособий. Поэтому кафедра занимается созданием системы полноценного базисного, рубежного и итогового контроля в соответствии с требованиями •» унифицированной программы и применительно (на первом этапе) к разным тематическим циклам.

Таким образом, нам представляется, что создание целенаправленных учебных пособий для самостоятельной работы курсантов и системы контроля приборетенных знаний и умений на базе унифицированной программы может стать методической основой для организации проблемно-целевого обучения. Обязательным условием такого обучения является наличие профессионально-должностных требований, которые и определяют объем знаний и умений, требующихся врачу, занимающему конкретную должность. Унифицированная программа дает представление обо всем объеме знаний и умений, необходимых специалисту по коммуналь- * ной гигиене с позиций кафедры (преподавателя).

Разработка профессионально-должностных требований к специалистам по коммунальной гигиене встречает большие трудности. Это связано как с отсутствием в системе Министерства здравоохранения СССР профессиональных инструкций для специалистов по коммунальной гигиене, так и с крайне нечетким разграничением функций между санитарно-эпидемиологической службой и другими министерствами и ведомствами. Необходимо также учитывать, что деятельность врача по коммунальной гигиене регламентируется многими общесоюзными ГОСТами, СНиПами и другими документами.

Работу по созданию профессионально-должностных требований целесообразно вести поэтапно в соответствии со схемой, предложенной Ю. Н. Касаткиным и Б. Б. Вознесенским. Так, элементы * указанной схемы первого этапа «Специалист с точки зрения преподавателя» и «Специалист с точки зрения специалиста» (самооценка) могут наполнить-

ся конкретным содержанием уже в ближайшее время. Как говорилось выше, унифицированная программа последипломного обучения специалиста по коммунальной гигиене позволяет определить по каждому курсу, разделу или теме полный объем знаний и навыков, которыми должен владеть специалист. На этой основе могут быть разработаны и критерии оценки профессиональной компетентности.

Второй этап — определение профессионально-должностных требований к специалисту с точки зрения руководителя — более сложный и требует прежде всего совместной работы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР и профильных кафедр Центрального и других институтов усовершенствования врачей. Целесообразно внести это в план мероприя-

тий по Министерству здравоохранения СССР и в план работы кафедр институтов усовершенствования врачей на ближайшее время.

Таким образом, совершенствование подготовки специалистов требует более серьезного подхода как при определении социального заказа в области последипломной подготовки специалистов, так и при создании инструктивно-методической базы для них (специальных руководств, планируемых издательством «Медицина», доступных каждому специалисту инструктивно-методических материалов в соответствии с профессионально-должностными требованиями).

Только совместная деятельность кафедр институтов усовершенствования и руководителей санитарной службы может обеспечить необходимый уровень последипломной подготовки специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

Ковригина М. Д., Касаткин Ю. Я., Чижиков В. А. — М., 1978, с. 5—7.

В кн.: Научные основы усовершенствования врачей. Касаткин Ю. Н., Вознесенский Б. Б. — Там же, с. 15—27

Поступала 12/V 1980 г.

УДК 613.6-051:658.386.3

А. В. Рощин, И. В. Коэик, И. В. Шалганова, Л. Н. Архангельская, Е. П. Макеева, В. И. Баранов (Москва)

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА

В конце 1980 г. исполняется 50 лет со дня рождения Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ). Вскоре после его создания организованы 22 основные кафедры института, в том числе кафедра промышленной гигиены.

Необходимость в таком институте диктовалась потребностями советского здравоохранения в вы-сококвалифицированных врачебных кадрах, требующихся для построения социализма в нашей стране.

Развернувшаяся индустриализация была невозможна без надлежащего санитарного надзора в промышленности, который могли обеспечить только хорошо подготовленные в области гигиены труда специалисты. Их подготовка была начата в I Московском медицинском институте 50 лет назад на санитарно-гигиеническом факультете. Дальнейшее усовершенствование знаний по гигиене труда осуществлялось на кафедре промышленной гигиены, которая за годы своего существования превратилась в научно-методический центр по усовершенствованию знаний врачей в области гигиены труда.

Первым заведующим кафедрой был ныне академик АМН СССР лауреат Ленинской и Государст-венной премий проф. А. А. Летавет, который руководил ею на протяжении 23 лет и внес большой вклад в развитие всего дела последипломной подготовки врачей по гигиене труда в нашей стране.

Сотрудниками А. А. Летавета были известные в то время гигиенисты проф. Л. К. Хоцянов, Р. Г. Лейтис и др. В дальнейшем кафедру возглавляли Л. К- Хоцянов, 3. Б. Смелянский, А. С. Архипов, способствовавшие активизации работы кафедры по усовершенствованию знаний врачей.

С момента основания до настоящего времени научно-исследовательская деятельность кафедры строилась с учетом содержания учебных программ и целей последипломной подготовки врачей.

Так, в начальном периоде индустриализации нашей страны первостепенное значение имело создание мощной черной и цветной металлургии, машиностроения. На данном этапе особенно актуальными научными проблемами были теплообмен организма с внешней средой в условиях перегревающего микроклимата в горячих цехах, профилактика нарушений терморегуляции в производстве, гигиена труда в металлургии и машиностроении. Эти вопросы в довоенный период были предметом научных исследований, проводившихся на базе Института гигиены труда и профзаболеваний им. В. А. Обуха.

Гигиена производственного микроклимата, как и ряд других важнейших разделов — физиология труда, производственные аэрозоли, вентиляция и освещение — были в центре внимания на циклах усовершенствования врачей.

В 50-х годах кафедра все большее внимание стала уделять научным исследованиям по гигиене

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.