Выводы
1. Соблюдение технологического режима, эксплуатации контактных осветлителей может обеспечивать уровень содержания остаточного алюминия в водопроводной воде, требуемый ГОСТом «Вода питьевая» (не более 0,5 мг/л).
2. Отмечавшиеся в период исследований случаи повышения против требований ГОСТа цветности и содержания остаточного алюминия в очищенной воде можно, по-видимому, связать с нарушениями технологического режима эксплуатации контактных осветлителей, в том числе с увеличением продолжительности фильтрцикла (на 20—24 ч) сверх обусловленной временем защитного действия фильтрующей загрузки осветлителя.
Поступила 9/И 1977 г.
УДК 614.3/4-074:658.386.3
А. В. Рощин, Е. П. Макеева
ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАНТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ХИМИКОВ) САНЭПИДСТАНЦИЙ
Центральный институт усовершенствования врачей Москва
На химических производствах, как правило, имеет место сложная гигиеническая обстановка, характеризующаяся присутствием в воздухе рабочих помещений промежуточных и конечных продуктов синтеза, а также продуктов их окисления, гидролиза, термического разложения и т. д. Воздушная атмосфера промышленных предприятий часто представляет собой сложную многокомпонентную систему, содержащую отдельные компоненты в долях миллиграмма на 1 м3, поэтому перед промышленио-санитарными химиками санэпидстанций очень часто возникают сложные задачи, связанные с разделением такой системы, выбором чувствительности, специфического и избирательного метода анализа.
Объектами санитарно-химических исследований служат воздушная среда производственного помещения, кожные покровы и спецодежда рабочих, производственное оборудование, стены и полы рабочих помещений.
Существуют средства периодического и непрерывного контроля. Более современным и надежным средством для контроля загазованнссти воздуха являются автоматические газосигнализаторы, однако они разработаны далеко не на все производственные вредности. До настоящего времени в подавляющем большинстве случаев определение наличия в воздухе примесей осуществляется средствами периодического контроля. Эти задачи могут быть решены только при условии оснащения лабораторий современной техникой, позволяющей резко повысить производительность труда химика и объективность исследований. От химика санэпидстанции требуются знания, необходимые для квалифицированного решения вопроса о количественном составе воздуха промышленных предприятий. Такой специалист должен уметь разобраться в сложных технологических процессах, чтобы распознать все примеси, находящиеся в воздухе, правильно оценить многокомпонентную воздушную систему, чтобы применить методы, гарантирующие правильность анализа воздуха на исследуемые загрязнения.
В настоящее время разработано множество способов определения воздушных загрязнений, но отсутствие унифицированных методов вносит большие затруднения при оценке анализов промышленной атмосферы, проведенных на различных санэпидстанциях. Существует 500 методов определения в воздухе приблизительно 700 веществ. С целью получения более объективных, точных и быстрых результатов, показывающих содержание химических веществ в воздухе, необходим комплекс химических, физико-химических и физических методов анализа. Эти задачи должны решаться с помощью отделений физико-химических методов исследования, созданных при республиканских, краевых и областных санэпидстанциях. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР изданы методические рекомендации по организации работы отделений физико-химических методов исследования санэпидстанци. Методической секцией по промышленно-санитарной химии при проблемной комиссии «Научные основы гигиены труда и профессиональной патологии» подготовлены методические рекомендации, касающиеся санитарно-химических исследований на промышленных предприятиях.
Усложнение и расширение вопросов, ввязанных с исследованиями в промышленно-санитарной химии, ставят перед гигиеной труда новые задачи в деле совершенствования знаний аналитиков санитарной химии. Несмотря на резко возросшую потребность в таких специалистах, ни один вуз страны их не готовит, поэтому специализация и усовершенствование химиков для санэпидслужбы приобретают первостепенное значение.
Большую роль в решении этого вопроса сыграл приказ Министерства здравоохранения СССР № 810 от 11/Х1 1971 г. «Об улучшении организации качества специализации и усовершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических .работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения», определивший цели и задачи усовершенствования химиков, периодичность и сроки проведения очной сессии. На базе кафедры
промышленной, гигиены Центрального института усовершенствования врачей с 1966 г. осуществляется тематическое усовершенствование химиков по промышленно-санитарной химии.
В деле совершенствования химиков, работающих с гигиенистами труда, кафедра накопила значительный опыт: создана учебно-лабораторная база и подготовлены специалисты для этой работы.
На кафедре Института усовершенствования врачей совершенствуются по промышленно-санитарной химии заведущие лабораториями и лаборанты с высшим образованием отделений гигиены труда санэпидстанций. С 1976 г. проходят тематическое усовершенствование химики отделений физико-химических методов исследования. С 1966 по 1975 г. 300 химиков прослушали на кафедре курс тематического усовершенствования. При этом используется как заочно-очная, так и очная форма усовершенствования. Химик, зачисленный на курсы, проходит первую фазу — заочное обучение. Такая система позволяет химику совершенствовать свои знания и повышать научный уровень без длительного отрыва от работы и семьи. Химик, зачисленный на курсы, изучает учебно-методическую литературу, высылаемую кафедрой, и рекомендуемую литературу, а затем выполняет контрольные работы.
Заочно-очная форма обучения хороша тем, что она вырабатывает у курсанта-химика навыки самостоятельной работы с литературой, в результате чего значительно расширяется объем его знаний. Одновременно с литературными данными при выполнении контрольных работ используются собственные наблюдения. Предцикловая подготовка (заочное обучение) помогает критически оценить результаты работы лаборатории, увидеть ошибки и уже в процессе учебы устранить их. Продолжительность заочной части обучения — от 4 до 6 мес, число контрольных работ — 2—3. Проведенная специальная оценка усвоения знаний при заочном обучении показала его высокую эффективность; такая форма обучения положительно оценивается и обучающимися.
Программа и учебный план очного обучения, разработанные на кафедре, перерабатываются каждые 3—5 лет. Периодическое обновление программы обусловлено тем, чтобы дать химику самые новые сведения в области промышленно-санитарной химии, которые трудно самостоятельно выбрать из текущей аналитической и специальной литературы, выходящей в большом объеме в разных странах.
Программа по промышленно-санитарной химии включает теоретический курс, практические занятия в лабораториях и на промышленных предприятиях, итоговые семинары по темам занятий и семинары по обмену опытом работы. По видам учебных занятий месячный цикл (156 ч) распределяется следующим образом: на лекции отводится — 55 ч, на практические занятия — 92 ч, на семинарские занятия — 6 ч. Исходя из необходимости гигиенических знаний для санитарных химиков, половину лекционного курса посвящают гигиеническим вопросам. В теоретическом курсе находят отражение теоретические основы физико-химических методов анализа, применяемых в промышленно-санитарной химии, оценка этих методов по чувствительности избирательности в сравнении с ПДК, групповые методы определения веществ, встречающихся в различных производствах.
Вопросы гигиены включают оценку химического и пылевого факторов производства, состава пыли и газовыделений, их источников на всех этапах технологических процессов в основных отраслях промышленности. Главное внимание уделяется ознакомлению с общими закономерностями, определяющими динамику и степень загрязнения воздушной среды, оценке эффективности оздоровительных мероприятий, мерам профилактики химических загрязнений. Химики знакомятся также с вопросами гигиенического нормирования и установления ПДК вредных веществ производственной среды, с токсикологической классификацией этих веществ и содержанием ядов в биоматериалах.
Учитывая специфику работы промышленно-санитарного химика, большое внимание уделяется организации санитарно-химического исследования на производстве и индивидуальной работе на приборах. На практических занятиях химики изучают современную аппаратуру, применяемую при физико-химических методах анализа, и осваивают методику работы на спектрофотометре, полярографе. хроматографе. При обучении химиков широко практикуются семинары по обмену опытом работы. На таких семинарах они выступают с докладами по оценке методов анализа, используемых в промышленно-санитарной химии. В процессе обучения применяются активные формы, способствующие эффективному усвоению знаний и практических навыков.
Проблема организации последипломного обучения химиков-аналитиков по промышленно-санитарной химии не может считаться до конца решенной. Описанное тематическое усовершенствование проходят химики, имеющие стаж по специальности не менее 3—5 лет. До этого они, работая в санэпидстанции, не имеют никакой специальной подготовки.
Поскольку химики с высшим образованием не имеют навыков работы по санитарной химии, необходимо ввести специализацию сразу после окончания вуза с целью подготовки их для работы на санэпидстанциях. Программа специализации должна предусматривать подготовку химиков не только по промышленно-санитарной химии, но и по другим разделам санитарной химии. На усовершенствование желательно принимать только химиков, прошедших специализацию. Усовершенствование необходимо распространить и на химиков, работающих в области коммунальной ^гигиены, гигиены питания и т. д.
Поступила 29/XI 1976 г.