Научная статья на тему 'ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — A M. Шевченко, Н Ф. Борисенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

Рекомендации, касавшиеся улучшения общественного здоровья, которые привел И. Ролле в своей книге «Szkic hygieny Podola oparty na jego statystyce» («Очерки гигиены на Подолин, согласно статистике») в условиях царского режима не могли, естественно, привести к конкретным результатам. Стремясь добиться улучшения здоровья народа, прогрессивный врач обращался к чувству справедливости и человеколюбия помещиков и сахарозаводчиков. Он не понимал, что бедственное положение народа, болезни, тяжелые антисанитарные условия труда и быта имели более глубокие корни, которые надо было искать в социально-экономической действительности царской России начала второй половины XIX века, в пережитках феодально-крепостнического строя. Не удивительно, что И. Ролле, выражая отрицательное отношение к царскому режиму, к обогащению господствующего класса за счет народа, в практической деятельности не выходил за рамки реформизма и культурничества.

Несмотря на это, его книга показывала демократически настроенной врачебной общественности Подольской губернии и всего юго-запада России пороки существующего строя, звала ее бороться за осуществление различных санитарных мероприятий, пропагандировать гигиенические навыки среди населения, добиваться оздоровления труда и быта угнетенного народа, улучшать общественное здоровье.

ЛИТЕРАТУРА. — «Мед. вестн». СПб., 1864, № 36, с. 348. — Отаманов-с к и й В. Д. — »Сов. здравоохр.», 1962, № 8, с. 75—77. — Rolle I. Szkic hygieny Podola oparty na jego statystyce. Warszawa, 1864.

Поступила 3/1II 1975 г.

УДК 613.6:378.661

Проф. A.M. Шевченко, Н. Ф. Борисенко

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ

ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Профессиональную ориентацию выпускников санитарно-гигиенического факультета следует рассматривать как явление безусловно прогрессивное, требующее постоянного изучения и совершенствования. Оригинальные, заслуживающие внимания суждения о |профилизации как прогрессивной форме обучения на санитарно-гигиеническом факультете уже высказывались на (страницах журнала Мы хотим продолжить обсуждение вопроса о повышении уровня профессиональной подготовки санитарных врачей.

Кафедрой гигиены труда и профзаболеваний накоплен определенный опыт профессиональной подготовки будущих врачей-гигиенистов труда. Мы разделили эту работу условно на несколько этапов. Первый этап обучения осуществляется на базовых санэпидстанциях промышленных районов Киева. При этом студенты изучают и осваивают содержание работы врачей-гигиенистов труда по основным ее разделам (организационная деятельность, предупредительный и текущий санитарный надзор). Этой работой субординаторы занимаются в течение 1 мес. По первому разделу, касающемуся организационной деятельности, мы рекомендуем врачу-субординатору освоить и отработать методику планирования работы отделения гигиены труда и промышленно-санитарной лаборатории, общие принципы составления комплексных планов по профилактике общей и профессиональной заболеваемости, а также по оздоровлению условий труда рабочих, занятых в промышленности. Большое внимание уделяется ознакомлению субординаторов с особенностями организационной работы в медицинских учреждениях, об-

1 «Гигиена и санитария« 1974, № 9, с. 51.

служивающих промышленных рабочих, при подготовке и проведении периодических медицинских осмотров. Подчеркивается роль врача-гигиениста труда в этой профилактической работе.

Субординаторы под руководством опытных врачей-гигиенистов труда и профессорско-преподавательского состава кафедры учатся сложной тактике взаимоотношений и сотрудничества и инженерно-техническими работниками отделов охраны труда и техники безопасности предприятий, общественными инспекторами по охране труда фабрично-заводских комитетов и самими этими комитетами, принимают участие в составлении коллективных договоров между администрацией и фабрично-заводскими комитетами предприятий и т. п. Внимание обучающихся сосредоточивается также на особенностях организации ведомственной санитарной службы и ведомственных лабораторий по контролю за состоянием воздушной среды и лаборатории научной организации труда. Программой обучения предусмотрено также участие субординаторов в подготовке общественных санитарных инспекторов, чтение лекций для рабочих и инженерно-технических работников по специальной программе, рассчитанной на них, и т. п.

Вместе с врачами санэпидстанций субординаторы готовят справки о состоянии условий труда и заболеваемости рабочих промышленных предприятий партийным, советским и профсоюзным органам, а также проекты решений этих организаций. Нет нужды доказывать, насколько это важно будущему государственному санитарному врачу.

По разделу, касающемуся предупредительного санитарного надзора, субординаторы осваивают особенности этого вида деятельности при выборе и отводе площадок под промышленное строительство, участвуют в выборочной санитарной экспертизе проектов промышленного строительства или отдельных частей проектов, осуществляют контроль за ходом строительства отдельных промышленных объектов и по возможности участвуют в рабочей и государственной комиссии по приемке промышленных объектов в эксплуатацию.

В связи с тем что во время занятий по гигиене труда на одиннадцатом семестре студенты осваивают общую методику санитарного обследования промышленного объекта, задания по текущему санитарному надзору конкретизируются и углубляются. Особое внимание уделяется наиболее сложным для освоения вопросам, в частности таким, как гигиеническая оценка технологических процессов, машин и производственного оборудования, санитарная характеристика и паспортизация вентиляционных установок промышленного предприятия, анализ материалов заболеваемости и результатов периодических медицинских осмотров, фнзиолого-гигиеническая характеристика детальной профессии, разработка и обоснование мероприятий по оздоровлению условий труда и т. п.

За этот период 2 дня каждый субординатор работает в промышленной санитарной лаборатории, где самостоятельно проводит инструментальные и санитарно-химические исследования.

Субботние дни используются для семинаров по частной гигиене труда, которые проводятся в павильонах выставки передового опыта в народном хозяйстве (ВПОНХ). К каждому семинарскому занятию разработаны методические указания, в которых приведены перечни контрольных вопросов, основной и дополнительной литературы, которую субординаторы должны зареферировать. Семинар проходит в определенном тематическом павильоне (например, тема «Основные вопросы гигиены труда в машиностроении» изучается в павильоне «Машиностроение»). Вначале разбираются теоретические вопросы, затем проводится экскурсия; заключительная часть семинара сопровождается демонстрацией тематических кинофильмов! Использование для семинарских занятий ВПОНХ, с нашей точки зрения, весьма целесообразно, так как это позволяет субординаторам ознакомиться с современными достижениями научно-технической мысли в какой-либо отрасли народного хозяйства, с помощью преподавателя определить целесообраз-

ность с гигиенических позиций применения той или иной новинки в производстве.

Первый этап подготовки завершается итоговым занятием, на котором подводятся итоги по всем перечисленным выше разделам работы врача. Субординаторы представляют на кафедру копии всех документов, составленных ими на санэпидстанции.

Второй этап обучения преследует цель ознакомить субординаторов с особенностями медико-профилактического обслуживания рабочих ведущих отраслей народного хозяйства (добыча угля, руды, металлургия, химия). Для этого кафедра использует промышленные районы республики (Донецкая и Днепропетровская области). Субординаторы работают на санэпидстанциях этих районов и изучают условия труда в горно-рудной, металлургической и угледобывающей промышленности, знакомятся с гигиеническими особенностями технологического процесса в металлургии, изучают состояние здоровья и заболеваемость занятых в ней рабочих. Работа субординаторов в высокоразвитых промышленных районах с хорошо организованной промышленно-санитарной службой воспитывает у будущего врача сознание полезности и необходимости его труда для общества, уважение к своей профессии и чувство долга. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что за 3—4 нед пребывания в Донбассе даже не очень дисциплинированные студенты преображаются. Итоговое занятие по материалам, полученным в промышленных районах, проводится на кафедре. Субординаторы сдают подробные акты-отчеты санитарного обследования объектов.

На третьем этапе обучения каждая подгруппа (3—5 человек) получает тематическое задание и выполняет его на одном из промышленных предприятий города. Субординаторам предлагаются темы: «Особенности условий труда в производстве искусственных волокон», «Гигиена труда в современном мебельном производстве» и др. В течение месяца они под руководством преподавателей кафедры выполняют тематическое задание и оформляют письменный отчет; его основные разделы следующие: введение, обзор литературы, гигиеническая характеристика архитектурно-строительных и планировочных решений производственных зданий, характеристика технологического процесса и производственного оборудования, оценка организации режима труда и отдыха на производстве, физиолого-гигиеническая характеристика детальных профессий, оценка санитарно-технического оснащения производственных помещений, характеристика мероприятий по технике безопасности и охране труда, оценка условий труда женщин и подростков, оценка спецодежды и средств индивидуальной защиты, характеристика санитарно-бытового обслуживания рабочих, анализ материалов, характеризующих состояние здоровья, заболеваемость и особенности медикопрофилактйческо-го обслуживания рабочих, общее заключение, научное обоснование мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и медико-профилактического обслуживания, указатель использованной литературы. Субординаторы при выполнении тематического задания руководствуются методическими указаниями по гигиеническому обслуживанию рабочих промышленных предприятий, разработанными сотрудниками кафедры в 1973 г.

Завершающим этапом специализации является итоговая конференция по материалам тематического задания. Кроме преподавателей кафедры и студентов, на конференции присутствуют врачи-гигиенисты труда, врачи районных медицинских объединений, обслуживающие рабочих предприятий, где выполнялись тематические задания, а также инженерно-технические работники предприятий. К конференции субординаторы относятся с полной ответственностью, готовят интересные, содержательные доклады, иллюстрируют свои положения таблицами, графиками и рисунками. На конференции сами студенты — и слушатели и рецензенты. Мы стараемся организовать работу так, чтобы задавали вопросы докладчику и давали оценку доклада студенты-субординаторы. По нашему убеждению, такая форма подведения итогов специализации целесообразна. Она позволяет каждому студенту вы-

ступить с научно-практическим сообщением перед аудиторией, воспитывает умение общаться с аудиторией, приучает к участию в прениях и обсуждении сообщений товарищей и т. п.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что профилизация — явление безусловно положительное, так как оно помогает субординатору освоить основы его будущей специальности. Но это новое дело нуждается в дальнейшем совершенствовании. И в связи с этим представляются целесообразными совершенствование планов и программ профилизации, повышение квалификации врачей-гигиенистов труда, обучающих субординаторов, оснащение лабораторий кафедр и базовых санэпидстанций современными приборами и аппаратурой в достаточном количестве, разработка типовых проектов и строительство помещений базовых санэпидстанций с предусмотренными рабочими местами для субордннаторов. Таков далеко не полный перечень мероприятий, реализация которых будет способствовать улучшению качества подготовки специалистов..

Поступила 10/11 1975 г.

Методы исследования

УДК 613.632.4-074:543.544.25

Ю. Г. Широков, Ю. С. Другое, Г. В. Муравьева, Г. А. Летуновская (Москва)

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ ВОЗДУШНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ

Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, Москва

В настоящей статье на примере анализа смесей углеводородов, а также газовыделений из резины, каучука и некоторых полимеров показаны возможности идентификации компонентов сложных смесей органических соединений при использовании метода газовой хроматографии для анализа воздуха производственных помещений.

При исследовании углеводородов, как и более сложных смесей, пробы воздуха отбирали с помощью электроаспиратора в концентрационную трубку с силикагелем АСМ (фракция 0,1—0,3 мм) длиной 5 см и внутренним диаметром 3 мм. Отбор проводили при комнатной температуре со скоростью 0,3—1 л/мин. Объем пробы воздуха определяли концентрацией веществ в анализируемой смеси и составлял не более 20—30 л. Сконцентрированные на силикагель вещества вымывали 0,3 мл ацетона или хлороформа и 10—20 мкл полученного раствора анализировали на хроматографе ЛХМ-8МД (7-я модель) с пламенно-ионизационным детектором. Разделение компонентов исследуемых смесей производили на капиллярных колонках со скваланом или пропиленгликолем (длина колонки 50—70 или 120 м и внутренний диаметр 0,25 мм) при 100°.

Анализ углеводородов, загрязняющих воздух рабочих помещений некоторых производств (сборка автомобильных шин, вулканизация лакированной резиновой обуви, производство полистирола), не представляет большого труда, поскольку в состав этих смесей не входят производные углеводородов, содержащие атомы других элементов (сера, азот, кислород, галогены). Идентификацию пиков на хроматограмме бензина проводили по индексам удерживания Ковача и по температурному сдвигу индексов при 30 и 80°, а также по чистым веществам. Правильность идентификации углеводородов, содержащихся в парах бензина-растворителя БР-1, проверяли по температурной зависимости индексов Ковача, а также с использованием таб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.