топов с поверхности кожи в случае загрязнения ее а-излучателями последние распределяются в следующий ряд: Ро210, Am241, Np237. Так, при обработке кожи хозяйственным мылом остаточная активность на ней после загрязнения Ро210, Am241 и Np23 7 составляла соответственно 3,5, 1,6 и 0,5% исходных уровней. Следовательно, при оценке радиационной опасности загрязнения кожи а-излучателями, равно как и другими радиоактивными веществами ({J—у), наряду с определением эффективных периодов полувыведения изотопов из кожи необходимо оценивать эффективность очистки кожи от конкретных радиоактивных изотопов.
Выводы
1. Np237 выводится из кожи с 2 эффективными периодами полувыведения: Тэфф 1 сут и Тэфф2=20 сут.
2. При оценке радиационной опасности загрязнения кожных покровов в случае идентичного распределения радиоактивных изотопов в коже необходимо учитывать оба критерия — эффективный период полувыведения изотопа из кожи и эффективность очистки.
Л И Т Е Р А Т У Р А. И л ь и н Л. А., НорецТ. А., Ш в ы д к о Н. С. и др. Радиоактивные вещества и кожа. М., 1972,—О с а н о в Д. П., Клыков О. В., А р,-хиповаЭ. Э. и др.—«Гиг. и сан.», 1974, № 1, с. 54—58,—Т арасенко Н. Ю., X о -дыреваМ. А., Воробьев А. М. Защита и очистка кожных покровов от радиоактивных загрязнений. М., 1972. — Ходырева М. А. — «Мед. радиол.», 1965, № 10, с. 42—45. — I Ь у i п L. А., К h о d у г е v а М. A., S i t к о R. Ya. et a. — In.: Health Physies problems of Internal Contamination. Budapest, 1973, p. 203—213.— T г e -gear R. T. — «J. Physiol. (Lond.)», 1961, v. 156, p. 307—313.
Поступила 5/XI 1974 г.
THE EFFECTIVE PERIODS OF HALF-REMOVAL OFa-RADIATORS FROM ^THE SKIN A. V. Simakov, R, Ya. Sitko, M. A. Khodyreva
The effective period of half-removal of Np437 from the skin was determined in experiments performed on young pigs. The periods of half-removal of other a-radiators such as Po210, Am241 and Pn 238 are given for comparison.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
/ *
УДК 613(075.5)(049.3)
Г. И. Румянцев, Е.фП. Вишневская, Т. А. Козлова
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Кафедра общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
В настоящее время преподавание гигиены представляет определенные трудности, так как постоянное сокращение числа учебных часов (в прошлом—до 260 ч, последняя программа — 126 ч) при возрастающем объеме информации не позволяет полностью изложить актуальные вопросы профилактики заболеваний. Существующая программа не отвечает требованиям современного состояния гигиенической науки.
Мы задались целью по возможности не только изменить и усовершенствовать существующую программу с учетом современного уровня знаний, но и глубоко переосмыслить задачи преподавания гигиены студентам лечебного факультета, определить принципиально новую программу, излагающую основные проблемы гигиены на современном этапе и вооружающую будущего врача знаниями в области профилактики заболеваний неинфекционной этиологии. При составлении новой программы мы стремились четко сформулировать круг вопросов профилактики, которые должен глубоко знать и уметь использовать в своей работе врач лечебного профиля, представить определенный объем «общей» информации о воздействии внешней среды на здоровье человека с точки зрения влияния ее загрязнения и урбанизации на организм, связи научно-технической революции с условиями труда и характером трудовых профессий человека и т. д.
Необходимо было установить объем некоторых нормативных данных, которыми врач должен уметь воспользоваться и применить их в повседневной деятельности, а также объем информации о санитарных органах в СССР, их задачах и формах связи лечебной и профилактической медицины. Исходя из этого, мы считаем возможным пересмотреть ныне существующие представления о целесообразности преподавания ряда разделов гигиены, таких, как методы исследования внешней среды, санитарная техника, вентиляция, очистка, планировка и т. д., которые являются компетенцией санитарных врачей, но традиционно переходят из программы в программу лечебного факультета. Существующая программа повторяет ряд материалов, которые изучаются в курсе физики (термометрия, гигрометрия, психометрия, радиационный фактор и др.), патофизиологии и микробиологии. Это не означает, что мы стоим на позиции узкого утилитаризма. Кругозор современного врача должен быть широким, поэтому очень важно определить в новой программе соотношение главного, утилитарного и «общего», научную теорию и практические знания. Студент должен представлять основные «глобальные» проблемы, относящиеся к человеку и окружающей его среде, очень хорошо в будущей врачебной работе использовать гигиенические знания в различных ситуациях, уметь связывать заболевания или особенности течения их с условиями жизни, труда, питания и др.^",)
Часто возникает вопрос о том, что каждый врач в какие-то моменты своей жизни должен будет решать задачи, выходящие за рамки его врачебной компетенции. Это безусловно правильно, но ясно и то, что предвидеть все возможные ситуации невозможно, а следовательно, и останавливаться на них в процессе преподавания не следует. В то же время студенту необходимо дать сведения о том, в какие органы и к каким специалистам должен обращаться врач в тех или иных экстремальных ситуациях
Таким образом, первым и, очевидно, важнейшим выводом из сказанного является вопрос о конкретизации знаний студентов лечебного^факультета в области гигиены. Это несомненно будет способствовать росту у них популярности предмета.
В последнее время в печати справедливо подчеркивается важнейший современный принцип создания учебных программ: «Максимум общих фундаментальных знаний за счет сокращения конкретных знаний»1. Вероятно, подходя к построению новой программы, нельзя игнорировать этот принцип, поскольку он отражает взгляды крупнейших специалистов в области педагогики. Что же, однако, следует понимать под фундаментальными и конкретными знаниями применительно к нашей дисциплине? Вероятно, правильно будет определить фундаментальные знания как основные, касающиеся влияния ряда конкретных факторов внешней среды на возникновение и течение отдельных заболеваний. Здесь речь может идти и о краевой патологии, связанной с микроэлементами, и о производственных процессах, способных привести к профессиональным заболеваниям, и ряде других мо-
1 Наука и жизнь, 1973, № 9.
ментов. Конкретные же знания — это нормы, цифры, которые меняются со временем и не подлежат заучиванию. Представление о нормировании факторов внешней среды как основе профилактики — тоже знания, относящиеся к фундаментальным.
В связи с этим и названия отдельных разделов программы следовало бы заменить. Названия разделов «Гигиена воздушной среды», «Солнечная ради'ация, климат и погода», «Гигиена воды и водоснабжения» и др. предусматривают изложение исчерпывающей информации о рассматриваемом объекте. Однако это невозможно в отведенное время, да и нецелесообразно'. Предлагаемые нами названия разделов «Роль врача в адаптации и акклиматизации человека», «Профилактика заболеваний, связанных с загрязнением внешней среды», «Гигиенические аспекты профилактики эндемических заболеваний» позволяют конкретизировать вопрос и изложить его более фундаментально, применительно к действиям врача лечебного профиля.
Учебная программа, на наш взгляд, должна состоять из 2 частей. В первой части следует излагать современные, наиболее важные гигиенические проблемы, решение которых требует комплексных усилий как медиков различного профиля, так и техников и экономистов, а в отдельных случаях и философов. Речь идет о темах: «Научно-технический прогресс и важнейшие проблемы профилактики заболеваний населения», «Урбанизация и здоровье», «Проблема обеспечения населения доброкачественной водой и продуктами питания». Таких проблем должно быть несколько, они должны излагаться обзорно, на высоком научном уровне и давать студенту представление о месте гигиены в системе наук, ее исключительной важности и огромных возможностях на современном этапе, особенно в условиях социалистической системы. Этот раздел расширяет кругозор врача и определяет профилактическую направленность, являющуюся основой и отличительной особенностью советской медицины.
Второй раздел программы «Профилактика как основа лечебной медицины» сообщает будущему врачу лечебного профиля знания о профилактике различных заболеваний. Материалы его должны освещать гигиенические аспекты повседневной работы врача лечебного профиля в различных медицинских учреждениях и школах. При этом рассматриваются вопросы рационального питания, профессиональной патологии и неспецифической заболеваемости, организации условий пребывания в стационарах различного профиля, профилактики школьных болезней. Последнему вопросу, а также вопросам профилактики профессиональных заболеваний должно быть уделено особое внимание.
Раздел мог бы состоять из нескольких глав. Одна из этих глав может иметь название «Профилактика заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием климатических факторов». Здесь должен быть отражен ряд факторов — погода и ее влияние на течение ряда заболеваний, компенсация Уф-недостаточности, закаливание.
В обзорной лекции не следует касаться гигиены воздушной среды и нужно лишь осветить влияние экстремальных факторов, профилактику последствий такого влияния.
Вторая тема: «Гигиенические аспекты рационального питания и профилактика заболеваний, связанных с нерациональным, недостаточным и избыточным питанием; пищевые отравления различной этиологии». При изучении этой темы необходимо рассмотреть современные материалы о построении пищевых рационов в различных условиях быта и труда, о профилактике гипо- и гипервитаминозных состояний и т. п. Студент, кроме того, должен получить представление о пищевой ценности различных продуктов питания, условиях их использования и нормах потребления, научиться составлять и оценивать меню-раскладку, владеть методами оценки адекватности питания. Следует коснуться также организации больничного питания. Студент должен выработать ясное представление о сущности пищевого отравления, уметь самостоятельно поставить дифференциальный
клинический диагноз его с привлечением современных методов исследования, правильно оформить нужную документацию.
Третья тема: «Гигиенические аспекты профилактики эндемических заболеваний». При изучении этой темы должна быть раскрыта роль воды и продуктов питания в возникновении и течении флюороза, эндемического зоба и других эндемических заболеваний, показаны меры их профилактики.
Особо нужно остановиться на разделе «Больничная гигиена», предусмотренном существующей программой; он предполагает изложение широкого круга вопросов — от выбора участка для больницы до условий пребывания в ней. Вместо этого раздела следует раздел «Гигиена лечебных учреждений», где разбирается организация больничного участка, особенности организации режима эксплуатации и планировки специализированных учреждений (соматические больницы, хирургические, акушерские, инфекционные, радиологические отделения и т. п.). Сюда уже следовало бы включить некоторые вопросы водоснабжения, очистки и устройства пищеблока, а также гигиенические аспекты организации труда врачей различного профиля. В частности, должна идти речь о санитарно-дозиметрическом контроле при применении радиоактивных веществ с лечебными и диагностическими целями. Это — один из наиболее крупных разделов учебной программы, и решение вопроса о его содержании является принципиально важным. Необходимо очень четко отграничить объем знаний, необходимых врачу лечебного профиля, исключив все то, что касается предупредительного надзора, так как это не входит в его компетенцию.
Вместо темы «Гигиена детей и подростков» излагается тема «Современные гигиенические аспекты лечебной работы в детских и подростковых коллективах». Задачи и обязанности врачей детских учреждений в борьбе за здоровье и лучшие показатели физического развития детей. При изучении этой темы должны рассматриваться различные аспекты деятельности педиатра-гигиениста с акцентом на медицинское обслуживание детей школьного возраста, причем рекомендации в этой области должны базироваться на знании возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма. Студент должен хорошо овладеть техникой антропометрии и другими методами оценки физического развития детей и подростков, разбираться в тонкостях профессиональной ориентации.
Традиционными в программе лечебного факультета являются вопросы гигиены труда. Еще в 1931 г. С. И. Каплун писал: «Наша задача дать студенту лечебного факультета главным образом тот материал, который тесно увязывает предмет гигиены труда с его будущей деятельностью и который будет ему необходим на каждом шагу его работы. Основой преподавания нашего предмета на лечфаке, главным стержнем программы должен быть учет знания вредностей, связанных с неправильной организацией трудовых и производственных процессов, в качестве этиологических моментов индивидуальной и массовой заболеваемости рабочих, конкретное изучение специфических моментов профпатологии, а также уяснение тех путей, которые приводят к «здоровому и радостному труду».
В настоящее время курс гигиены труда рассчитали примерно на 6—8 ч лекций и 10—12 ч практических занятий, что безусловно не является оптимальным. Название курса «Гигиена труда» не отражает современного состояния его преподавания. Курс можно было бы сформулировать иначе — «Гигиенические проблемы медико-санитарного обслуживания промышленных рабочих, профилактика общей и профессиональной заболеваемости». Следует детально ознакомить студентов со всеми сторонами работы цеховых врачей, с причинами современных форм профессиональных болезней — конечно, в профилактическом аспекте. Учебный план лечебного факультета отводит профессиональным болезням некоторое количество часов в курсе госпитальной терапии, но профессиональные болезни — область не только терапии, но и других клинических дисциплин. Будущий врач должен четко представлять себе, какую профессиональную патологию можно ожидать в
тех или иных профессиях, хорошо знать методы организации предупредительных и периодических-осмотров, понимать специфику профессиональных заболеваний, особенности неспецифического воздействия профессиональных вредностей на организм и т. д. Он должен быть ознакомлен с методами исследования внешней среды на промышленных предприятиях с тем, чтобы уметь понимать и использовать данные этих исследований в своей деятельности.
Новой и важной, с нашей точки зрения, темой, излагаемой только в лекционном курсе, является тема «Связь санитарной службы СССР с медицинскими учреждениями лечебного профиля». Студенту должна быть представлена исчерпывающая информация обо всех формах связи лечебных и санитарных органов и разграничении их функций при работе на различных объектах. Будущий врач должен хорошо знать о характере той помощи, которую он может получить от санитарных органов в его профилактической работе, о тех требованиях, которые в свою очередь могут быть предъявлены к нему.
Необходима тесная взаимосвязь преподавания гигиены и физики, микробиологии, патофизиологии, биохимии, патологической анатомии и других дисциплин, при изучении которых студент получает соответствующую подготовку. Поэтому проект новой программы должен быть увязан с программами предыдущих и параллельных курсов, причем должен быть определен исходный уровень знаний студентов. В целях оптимизации учебного процесса этот вопрос является одним из важнейших.
Кроме теоретических знаний, студент в результате прохождения курса гигиены должен приобрести ряд практических навыков. Сюда относятся умение читать анализы воды и воздушной среды, оценить меню-раскладку, фактическое питание, знание основных официальных документов и ГОСТ, владение методами оценки физического развития, а также некоторыми физическими приборами для оценки микроклимата и радиационной обстановки.
Будущий врач должен уметь пользоваться некоторыми расчетными формулами и таблицами. Перечень таких практических навыков должен «замыкать» программу.
Реализации изложенных выше положений в оптимальном варианте при условии изменения учебного плана будет способствовать предоставление на преподавание гигиены минимально 162 ч, перенесение преподавания на седьмой — восьмой или восьмой —девятый семестры, преподавания курса медицинской статистики до начала преподавания гигиены.
Вопрос о новой программе заслушивался на заседании методической комиссии Министерства здравоохранения СССР по преподаванию гигиенических дисциплин и получил одобрение его участников.
Поступила 8/IV 1975 г.
УДК 613/.614(477*43) «18»
Е. В. Мазурик
КНИГА ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ И. РОЛЛЕ, ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (ОЧЕРКИ ГИГИЕНЫ НА ПОДОЛИИ, СОГЛАСНО СТАТИСТИКЕ1)
Каменец-Подольская городская больница им. В. И. Ленина
В истории нашей страны конец XVIII и первая половина XIX века явились периодом усиленного разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, дальнейшего развития в его недрах нового, капиталистического способа производства. Рост капиталистических отношений
1 «Szkic hygieny Podola oparty na jego statystyce> Warszawa, 1864.