Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР'

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР»

вии азотнокислой ртути в дозах 0,1 и 0,005 мг/л, причем большая дает более значительный токсический эффект.

Принятая в настоящее время ПДК неорганической ртути в воде водоемов 0,005 мг/л вызывает изменение количества ДНК и РНК в семенниках у экспонированных животных, повышение эмбриональной смертности, снижение процента выживае-

мости эмбрионов, у потомства — увеличение коэффициентов массы некоторых внутренних органов, рождение крысят с меньшей массой тела и изменение содержания РНК в семенниках. Принимая во внимание отмеченное, следует считать, что принятую предельно для неорганических солей ртути ПДК в воде водоемов на уровне 0,005 мг/л необходимо пересмотреть в сторону снижения.

ЛИТЕРАТУРА

Егорова Г. М. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1966, вып. 8, с. 33.

Милованов В. К■ Биология воспроизведения и искусственное осеменение животных. М., 1962. . „ _ ,„„ „ „ Disc he Z-, Schwarz К- — Mikrochim. Acta, 1937, Bd 2,

Малашенко А. M., Егоров И. Е. — Генетика, 1967. № 3, s 13—18

с. 759—768.

Поступила 2/VI 1980 г.

ON THE MAXIMUM ALLOWABLE CONCENTRATION FOR MERCUROUS NITRATE IN BODIES OF WATER

V. M. Ignatiev

Mercurous nitrate when administered chronically per os in experimental animals. Harmful effects of the compound i n a dose of 0.1 or 0.05 mg/1 had adverse effects on the male were also evident in the offspring from the exposed animals, gonads and on the course of pregnancy and fetal development

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 813/614-051:658.386.3(47 + 87)

Проф. В. Я■ Голиков, кандидаты мед. наук В. А. Жуков и Л. В. Рябова,

проф. А. Г. Сухарев

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Созданная после Великой Октябрьской социалистической революции система последипломного образования врачебных кадров призвана постоянно обеспечивать рост профессионального мастерства врачей всех специальностей, в том числе и врачей санитарно-гигиенического профиля.

Основные принципы организации последипломного образования врачей закреплены в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик здравоохранения», в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/1X 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», а также в целом ряде приказов министра здравоохранения СССР.

В этих документах последипломное образование врачебных кадров рассматривается как один из важнейших путей внедрения в практику здравоохранения современных достижений гигиенической науки.

В настоящее время в нашей стране последипломным обучением врачей санитарно-гигиенического

профиля занимаются 54 кафедры, 8 доцентских Р курсов в 12 институтах и на 7 факультетах усовершенствования врачей при медицинских вузах. Кроме того, главные врачи санэпидстанций проходят повышение квалификации на ряде кафедр социальной гигиены, организации и управления здравоохранением.

Как известно, основными формами последипломной подготовки врачебных кадров в институтах и на факультетах усовершенствования врачей являются специализация, общее и тематическое усовершенствование.

Для планирования и организации последипломного обучения врачей различных специальностей санитарно-гигиенического профиля необходимо знать структуру врачебных кадров и их численность по каждой специальности, а также показатели ох-вата врачей последипломным обучением на цен-тральных (институты и факультеты усовершенствования) и местных (санитарно-эпидемиологические станции) базах.

По данным нашего исследования, удельный вес врачей санитарно-гигиенического профиля в 1976 г. составил 5,74% от общего числа врачей в СССР. В структуре врачей санитарно-гигиенического профиля бактериологи, эпидемиологи и санитарные врачи по общей гигиене составили 71,40%. Удельный вес санитарных врачей по гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене питания в 1976 г. равнялся 22,62%. Санитарные врачи по гигиене детей и подростков и по радиационной гигиене в структуре врачебных кадров санитарно-гигиениче-ского профиля в СССР за 1976 г. составили соответственно 4,08 и 0,9%.

Следует отметить, что структура врачебных кадров санитарно-гигиенического профиля союзных республик 1976 г. имела некоторые различия, обусловленные спецификой организации санитарно-эпидемиологической службы на местах.

Нами был проведен анализ охвата санитарных врачей СССР различными видами последипломного обучения на центральных и местных базах за 1972— 1976 гг. В качестве источника информации использовались отчеты союзных республик за указанный период, а также результаты специального исследования, проведенного сотрудниками отделения научных основ планирования последипломной подготовки врачей Центрального института усовершенствования врачей совместно с кафедрами гигиенического профиля.

Для анализа объема и состояния последипломного образования санитарных врачей за 1974—1978 гг. по отчетным данным нами предложены и использованы следующие показатели за эти 5 лет: число случаев прохождения различных видов последипломного обучения на центральных базах; число случаев повышения квалификации на местных базах; число случаев прохождения последипломного обучения на центральных и местных базах1.

За этот период должны были пройти усовершенствование все врачи. В то же время число случаев прохождения последипломного обучения санитарными врачами в целом по СССР за указанный период составило 40,21 и было близко к значению этого показателя для всех врачей страны за этот же период (39,21 случая). Охват санитарных врачей последипломным обучением на центральных базах неодинаков в различных союзных республиках. Так, в Молдавской, Литовской, Азербайджанской союзных республиках на 100 санитарных врачей приходилось за пятилетний период от 63 до 79 случаев прохождения последипломного обучения в институтах и на факультетах усовершенствования. Недостаточен охват санитарных врачей последипломным обучением на центральных базах в Таджикской, Эстонской, Белорусской, Украинской, Армянской, Туркменской и Узбекской союзных республиках и особенно в РСФСР, Киргизской, Казахской, Латвийской и Грузинской ССР.

1 Все показатели даны в абсолютных числах и в расчете на 100 врачей каждой специальности.

ОI ЕЗ 2 О 3 Рис. 1. Число случаев прохождения усовершенствования и специализации санитарными врачами разных, специальностей на центральных базах в 1972—1976 гг. (наЛОО врачей данной специальности).

/ — специализация; 2 — усовершенств ванне; 3 — специализация

плюс усовершенствование. а — санитарные врачи всех специальностей; б — врачи по радиационной гигиене; в — врачи по гигиене детей н подростков; г — эпидемиологи; д — врача по коммунальной гигиене; е —[бактериологи; ж — врачи по гигиене питания; в — врачи по гигиене труда; и — дезинфекцинисты; к — врачи по общей гигиене.

Большие" колебания и низкие значения этого показателя в отдельных республиках следует объяснить отчасти не наличием или отсутствием в республиках институтов или факультетов усовершенствования врачей, а разницей в отношении главных санитарных врачей союзных республик к проблеме непрерывного повышения квалификации врачебных кадров.

В 1972—1976 гг. лучше всего были охвачены последипломным обучением на центральных базах врачи по радиационной гигиене (66,49 случая на 100 врачей данной специальности). Неудовлетворительно (рис. 1) обстояло дело с охватом специализацией и усовершенствованием врачей по коммунальной гигиене (22,09 случая), гигиене труда (33,41 случая), гигиене питания (37,96 случая), дезинфекционистов (32,56 случая).

Число кафедр и численность профессорско-преподавательских кадров по этим и другим специальностям не соответствовали в 1972—1976 гг. потребностям практического здравоохранения в путевках на соответствующие циклы. Основным видом обучения санитарных врачей в 1972—1976 гг. было общее и тематическое усовершенствование (32,83 случая на 100 человек). В ряде союзных республик (Таджикской, Азербайджанской, Молдавской, Узбекской, Литовской и Туркменской ССР) был высок охват санитарных врачей специализацией (от. 14,09 до 21,47 случая на 100 человек).

В 1972—1976 гг. значительную работу по последипломной подготовке санитарных врачей провели местные базы (санитарно-эпидемиологические станции). На 100 санитарных врачей в среднем приходилось (по стране) 24,72 случая прохождения повышения квалификации на местных базах (рис. 2). Особенно широко было организовано повышение

29,67

27/)',

26,03

1

I

1

23,t!

13¿6

12,72

1 2 3 « 5 6 7 8 9

Рис. 2. Число случаев повышения квалификации сани-

тарных врачей различных специальностей на местных ба-

зах СССР в 1972—1976 гг. (на 100 врачей данной специальности).

/ — все санитарные врачи: 2 — бактериологи: 3 — санитарные врачи по гигиене труда; 4 — эпидемиологи; 5 — санитарные врачи по

коммунальной гигиене: 6 — санитарные врачи но гигиене питании:

7 — санитарные врачи по гигиене детей и подростков; 8 — дезинфекционисты; 9 — санитарные врачи по общей гигнене.

квалификации бактериологов, санитарных врачей по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, эпидемиологов на базе республиканских, областных (краевых) и городских санэпидстанций. Хотя уровень подготовки на местных базах значительно ниже уровня подготовки в институтах и на факультетах усовершенствования врачей, органы здравоохранения вынуждены были сохранять этот вид последипломного обучения, так как институты и факультеты не могли в 1972—1976 гг. обеспечить их потребности в путевках на соответствующие циклы.

В будущем в связи с открытием новых институтов и факультетов усовершенствования врачей и увеличением в них численности кафедр санитарно-гигиенического профиля местные базы возьмут на себя организацию лишь краткосрочных курсов повышения квалификации санитарных врачей с учетом специфики задач местных санитарно-противо-эпидемических учреждений и качественных показателей их деятельности. При этом особое внимание должно быть уделено расширению объема подготовки общесанитарных врачей.

В последние годы санитарно-гигиеническими кафедрами Центрального института усовершенствования врачей была проведена большая и важная работа по созданию унифицированных программ последипломного обучения врачей различных специальностей и внедрению их в учебно-педагогическую практику.

Почти двухлетний опыт использования унифицированной программы для планирования и организации 12 циклов последипломного обучения санитарных врачей на кафедре коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей позволяет сделать вывод о необходимости

перехода от старых традиционных форм и методов обучения к новым, более прогрессивным.

С целью повышения эффективности последипломного образования необходимо в ближайшие 5—7 лет перейти к проблемно-целевому методу обучения санитарных врачей, шире внедрять самоконтроль, объективную оценку знаний, умений и навыков у курсантов.

В одиннадцатой пятилетке получат дальнейшее развитие заочно-очные формы обучения, выездные циклы, циклы с предцикловой подготовкой и др.

В деле дальнейшего совершенствования последипломного обучения санитарных врачей в стране большую роль должны сыграть республиканские, областные (краевые) научные общества гигиенистов. Важнейшими задачами в области последипломного образования санитарных врачей следует считать следующие:

— проведение 1 раз в 5 лет углубленного анализа состояния последипломного образования врачебных кадров области, края, республики (состояния учета, планирования, организации, охвата санитарных врачей последипломным обучением);

— изучение конкретных потребностей санитарных врачей различных специальностей, должностей и типов учреждений в последипломном обучении;

— разработку предложений по совершенствованию форм, методов и программ обучения санитарных врачей на базе местных учреждений с учетом конкретных и специфических задач и потребностей данной службы на местах.

Информационной основой для проведения анализа, планирования и оперативного управления последипломным образованием санитарных врачей должен стать персональный учет прохождения врачами последипломного обучения. Наиболее оптимальной системой учета прохождения врачами последипломного обучения следует считать систему учета на перфокарте с краевой перфорацией, разработанную сотрудниками Центрального института усовершенствования врачей и внедренную в Волгоградской области. В областях (краях) и республиках с большой численностью врачебных кадров желательно использовать для этих целей ЭВМ.

Проводимое сотрудниками института совместно с органами здравоохранения административных территорий РСФСР и БССР — Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Гомельской, Кемеровской, Пензенской и Свердловской областей, КОМИ и Калмыцкой АССР — комплексное исследование состава и структуры врачебных кадров, фактического охвата их различными видами последипломного образования на центральных и местных базах, потребностей врачей различных специальностей в последипломном образовании и т. д. является научной основой ряда конкретных мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы последипломного обучения санитарных врачей в СССР.

Поступила 11/VI 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.