Научная статья на тему 'Профессиональное образование врачей санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований для работы при чрезвычайных ситуациях'

Профессиональное образование врачей санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований для работы при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Н. Векилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training o f sanitary-hygienic and anti-epidemics formation's physicians for extraordinary situations

In article is given the analysis of problems of professional training of stuff of sanitary-hygienic and anti-epidemics formations for work at natural and technogen accidents in Azerbaijan. It has shown, that the system of professional training of specialist is carried out in the A.Alieva's Azerbaijan State Institute of physician's improvement. In the Institute most are frequently applied cyclic preparation of physicians, with duration from 0,5 to 4 months, providing compulsory education of each doctor-specialist not less once in five years. Curriculums of all these cycles provide professional training and acquaintance with system of medicine o f accidents on the basis of public health department, health services and hygiene. Also the great value has process of planning undergraduate formations.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование врачей санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований для работы при чрезвычайных ситуациях»

Профессиональное образование врачей санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований для работы при чрезвычайных ситуациях

В. Н. Векилов

Азербайджанский Медицинский Университет, г.Баку

Ликвидация последствий природных и техногенных катастроф и максимальное снижение санитарных потерь в связи с инфекционными заболеваниями в первую очередь зависит от профессиональной подготовленности специалистов, включенных в состав медицинских гражданских формирований санитарно-гигиенического и противоэпидемического назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций (3). Поэтому постоянное совершенствование профессионального образования этих специалистов во всем мире считается главным направлением организации мероприятий по подготовке медицинских гражданских формирований для выполнения работ в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время штатно-организационная структура медицинских формирований санитарно-гигиенического и противоэпидемического назначения (группы эпидемиологической разведки, подвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады и прочие) предусматривает включение в их состав врачебных специалистов следующих наименований: санитарный врач по общей гигиене; санитарный врач по коммунальной гигиене; санитарный врач по гигиене питания; санитарный врач по радиационной гигиене (при потенциальной возможности радиационной опасности в зоне катастроф); врач-эпидемиолог; врач-инфекционист; врач-бактериолог; врач-дезинфекционист (6). Каждый из этих специалистов выполняет специфические виды работ в чрезвычайных ситуациях и их профессиональная подготовка отличается друг от друга (1, 4, 5).

Одним из общепризнанных принципов профессиональной подготовки врачебных кадров считается непрерывность обучения и это связано со спецификой условий их работы. В современном мире врач нуждается в постоянном совершенствовании своих навыков и знаний в соответствии с современными достижениями техники и медицинской науки. Поэтому в течение всего периода активной трудовой деятельности врача он нуждается в непрерывном приобретении новых специальных знаний.

Непрерывная система профессионального

образования предусматривает сочетание подготовки специалистов на местах (при выполнении своих повседневных обязанностей) и в специальных учебных заведениях. Обучение специалистов на местах имеет ряд преимуществ: врач не отрывается от профессиональной деятельности; обучение имеет явное прикладное направление; оптимально сочетается приобретение навыков и знаний; благоприятно влияет на социально-психологический и семейно-бытовой ритм жизни специалиста.

Для успешного выполнения этого этапа обучения на местах необходимо иметь: удовлетворительную материально-техническую базу учреждения; современные учебно-методические материалы и периодические издания по всем специальностям; кадровый потенциал, способный передавать свой опыт и обучать молодых специалистов; детально продуманная, взаимосвязанная, комплексная и системная программа обучения, проверки знания и контроль, за практической деятельностью специалистов.

Оценка состояния центров гигиены и эпидемиологии в Азербайджанской Республике, являющихся базами для медицинских гражданских формирований в условиях катастроф, по выше-отмеченным критериям показала наличие целого ряда проблем.

Во-первых, практически, все региональные центры гигиены и эпидемиологии не имеют адекватные материально-технические обеспечения.

Во-вторых, в стране отсутствует система подготовки учебно-методических материалов для использования на местах в качестве учебников, руководств и методических пособий при обучении санитарных врачей, врачей-эпидемиологов и бактериологов. В Республике не издаются специальные периодические журналы санитарно-гигиенического и эпидемиологического направления. В журналах медицинского профиля периодически публикуются материалы-фрагменты отдельных научных работ, которые малопригодны для обучения специалистов на местных базах. Отсутствуют в этих изданиях систематические материалы под рубрикой "помощь практическим врачам". За исключением

фрагментарных сообщений, не имеются реферативные и обзорные материалы о современных достижениях профилактической медицины, в целом, и медицины катастроф, в частности. Кроме того, эти журналы не доходят до центров гигиены и эпидемиологии. В стране нет объязательных условий приобретения учебно-методических и периодических изданий для всех лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждений. Таким образом, на местах практически отсутствует материальная, техническая и учебно-методическая база для обучения специалистов. Серьёзным препятствием в этом деле является скудный кадровый потенциал центров гигиены и эпидемиологии в районах Республиканского подчинения. Из 14 районов в южной зоне Республики количество врачей колеблется в пределах 0-5 по отдельным специальностям. Следовательно, взаимное обучение при таких скудных кадровых ресурсах невозможно организовать. Аналогичная, но более тревожная, ситуация сложилась в других областях. Так, например, из 22 городов и районов республиканского подчинения западной зоны области Куринс-кой межгорной впадины и Малого Кавказа только по эпидемиологии имеется более 3-х врачей в пяти районах. По остальным специальностям количество врачей колеблется в пределах от 0 до 2-х. Из 14 районов Юго-Восточной части Большого Кавказа только в Шекинском и Кубинском районах имеются 3 и более физических лиц по эпидемиологии, по всем остальным районам количество врачей всех специальностей не больше 2-х.

Следовательно, кадровый потенциал центров гигиены и эпидемиологии районов республиканского подчинения ограничен и не позволяет путём обмена опыта и обучения молодых специалистов решить проблемы совершенствования профессионального знания с использованием местных ресурсов. Таким образом, из-за чрезвычайной слабости одного звена (местной базы) системы профессионального образования специалистов медицинских формирований санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля не удается реализовать систему непрерывного обучения специалистов. Поэтому большая ответственность возлагается на систему профессионального образования специалистов в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. В настоящее время эта функция выполняется в основном в единственном государственном учебном заведении-в Азербайджанском Государственном Институте усовершенствования врачей им.А.Алиева Министерства здравоохранения Азербайджанской Республики. Основными формами повышения уровня профессиональных знаний являются: переподготовка специалистов с целью по-

лучения ими новой специальности или квалификации для выполнения нового вида профессиональной деятельности; длительное обучение специалистов в институте усовершенствования врачей (сроки обучения от 100 до 500 и выше учебных часов); тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 учебных часов); кратковременное (до 72 учебных часов) тематическое обучение.

В практике обучения врачей санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей на базе Азербайджанского института усовершенствования врачей им. А.Алиева применяются все перечисленные формы, но наиболее частным и регулярным являются цикловая подготовка продолжительностью: 0,5; 1; 1,5; 2; 3 и 4 месяца. Распределение выборочной группы специалистов (в каждой группе по 100 врачей) санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей, включенных в состав соответствующих формирований, по продолжительности циклов обучения приведено в таблице 1. Очевидно, что в основном продолжительность обучения превышает 2 месяца. В целом, все формы обучения в Институте усовершенствования относятся к длительному обучению (срок обучения более 100 часов). Следовательно, относительно длительный срок обучения специалистов на базе Института усовершенствования врачей позволяет курсантам освоить основы профессиональных навыков и знаний. Система обучения в Институтах усовершенствования врачей построена в соответствии с образовательными программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, составленными крупными учёными, специалистами и учёными с учётом мирового опыта, в первую очередь, опыта Российской Федерации [2, 4, 5].

В Азербайджане создана законодательная база для повышения квалификации врачей на базе Азербайджанского Института усовершенствования врачей. В частности, закон Азербайджанской Республики об охране здоровья населения предусматривает обязательное обучение каждого врача-специалиста не менее одного раза в пять лет. При выдаче лицензий на те или иные виды профессиональной деятельности врачей требуются документы, подтверждающие регулярность повышения квалификации.

Таким образом, второе звено непрерывного, профессионального образования врачей (на базе Института усовершенствования врачей) в Азербайджане функционирует успешно, имеет законодательную базу и соответствующий потенциал для реализации учебных программ.

Учебные программы всех циклов предусматривают профессиональное обучение и ознакомление с системой медицины катастроф на базе кафедры общественною здоровья, здраво-

Таблица 1. Распределение врачей санитарно-гигиенического и эпидемиологического профилей по продолжительности циклов обучения (в % к итогу, в каждой группе специалистов

было по 100 человек)

Продолжительность обучения 1,0 месяц и менее 1,5 месяца 2 месяца 3 месяца

Наименование специальностей:

Врач - бактериолог - - 60,0 40,0

Врач-эпидемиолог - - 65,0 35,0

Санитарный врач по общей гигиене - - 30,0 70,0

По коммунальной гигиене - - 20,0 80,0

По гигиене питания - - 40,0 60,0

По прочим специальностям - - 10,0 90,0

Врач-инфекционист 10,0 30,0 40,0 20,0

Врач-лаборант - 10,0 30,0 60,0

охранения и гигиены. В основном, распределение учебных часов по медицине катастроф осуществляется пропорционально: 18 часов при 3 месячных циклах (в среднем, 4% всех учебных часов) предусмотрены для ознакомления с организацией санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

Надо отметить, что в ряде стран мира в соответствии с порядком допуска к осуществлению профессиональной деятельности предусмотрено, что к занятию профессиональной деятельностью допускаются лица, получившие сертификат специалиста и лицензию. Это заставляет всех врачей регулярно повышать свою квалификацию, что гарантирует высокую профессиональную подготовку таких специалистов. В Азербайджане эти требования распространяются на работу в частном секторе здравоохранения. Специалисты государственных лечебно-профилактических учреждений, в том числе центров гигиены и эпидемиологии, которые являются потенциальными членами медицинских гражданских формирований, не получают сертификат и лицензию. Следовательно, отсутствует дополнительный мотив для повышения профессионального образования.

В России с 1995 года практикуется проверка освоения курсантами образовательных программ путём проведения обязательных итоговых квалификационных экзаменов (аттестации) специальной комиссией при образовательных учреждениях, осуществляющих последипломное обучение (2). Такой порядок аттестации повышает ответственность слушателей и преподавателей за уровень профессионального образования. В нашей стране в этом аспекте также имеется проблема, что снижает роль профессионального образования.

Для обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов важное значение имеет процесс планирования последиплом-

ного образования. В Российской федерации в этом аспекте накоплен положительный опыт (3, 4, 5).

В нашей стране система планирования последипломного образования слабая и не конкретная. Институт усовершенствования врачей без заявок местных органов и учреждений здравоохранения составляет календарные планы проведения циклов, утвержденные Министерством Здравоохранения, направляет с соответствующими путевками (количество для каждого органа здравоохранения определяется произвольно) в местные органы здравоохранения. При этом, часто потребность местных органов здравоохранения не соответствует запланированным циклом, и нарушаются системы укомплектования циклов повышения квалификации. Это создает проблему для охвата всех нуждающихся соответствующим последипломным образованием.

Потребность личного состава санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований в повышении квалификации зависит от: требований законодательных и нормативных документов (в частности, обязательное повышение квалификации не реже одного раза в пять лет); необходимости изменения специальности в связи с назначением на новую должность; осознания врачами нехватки профессиональных знаний для успешной профессиональной деятельности в связи с современными достижениями медицинской, гигиенической, эпидемиологической, бактериологической научной дисциплины; наличия риска катастроф и эпидемий, порождающего необходимость получения дополнительных знаний и навыков для применения в чрезвычайных ситуациях; прочих причин субъективного и объективного характера (текучесть кадров, кратковременное трудовое соглашение и др.).

Для полноценной оценки потребности личного состава санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований в повышении

Таблица 2. Распределение врачей личного состава санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований по изменениям занимаемой должности в течение

первых 10 лет трудового стажа

Наименование Санитарный врач Санитарный врач Санитарный Врач Врач

специальности по обшей гигиене по коммунальной гигиене врач по гигиене питания эпидемиолог бактериолог

Санитарный врач по общей гигиене 45,0 11,0 12,0 22,0 10,0

Санитарный врач по 5,0 85,0 10,0 - -

коммунальной гигиене

Санитарный врач по 5,0 15,0 75,0 5,0 -

гигиене питания

Врач-эпидемиолог 5,0 - - 90,0 5,0

Врач-бактериолог - - - - 100,0

квалификации необходимо учитывать все перечисленные факторы. В соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов потребность в повышении квалификации (общее усовершенствование) врачей в течение пять лет будет составлять столько, сколько имеется врачей в составе формирований при условии постоянности работы их на одной и той же должности. Такая ситуация характерна для врачей-инфекционистов и врачей-лаборантов. В этом случае ежегодная потребность в повышении квалификации дойдет до 20% от общего количества специалистов. Однако, в практике не всегда удается обеспечить это условие. По различным причинам врачи меняют специальность, в зависимости от частоты необходимости в этом изменяется потребность в специализации. По нашим наблюдениям, основная часть врачей в течение первых 10 лет после окончания учебного заведения редко меняют специальность. До истечения этого срока распределение врачей по изменчивости занимаемых должностей отражено в таблице 2. После 10-летнего срока работы врачей в одной и той же должности необходимость для изменения специальности возникает только в виде единичных случаев и в основном, в связи с расширением или сокращением отдельных должностей.

Из данных таблицы 2 очевидно, что врачи получившие квалификацию бактериолога, практически не меняют свою специальность, следовательно, потребность бактериологов в повышении квалификации состоит из первичной специализации и регулярного (один раз в пять лет) общего усовершенствования. В данном примере потребность в приобретении повышения квалификации для врачей бактериологов можно выразить по формуле:

где Кц1 - количество необходимых циклов повышения квалификации;

Сп1 - однократная первичная специализа-

ция;

Т - общая продолжительность трудового стажа врача;

Ti- продолжительность трудового стажа врача до первичной специализации.

Врачи-эпидемиологи также относительно реже меняют свою специальность. Однако часть эпидемиологов после первичной специализации по эпидемиологии меняют специальность и становятся либо бактериологами (5%), либо санитарными врачами (5%).

После первичной специализации по гигиене питания в течение 10 лет 5 % врачей занимают должности по общей гигиене, 15% по коммунальной гигиене и 5% по эпидемиологии, что порождает необходимость для первичной специализации по новой специальности. Сходная ситуация характерна для врачей, прошедших первичную специализацию по коммунальной гигиене, из которых 5% занимают должности врачей по общей гигиене и 10% по гигиене питания. Наиболее частым изменениям подвергаются занимаемые должности врачей, прошедших специализацию по общей гигиене: только 45% из них продолжают работать по этой специальности, а остальная часть переходит на работу по бактериологии (10%), коммунальной гигиене (11%), гигиене питания (12%) и эпидемиологии (22%). Таким образом, в зависимости от выбора специальности врача в начальном этапе трудовой деятельности изменяется потребность в специализации по новым профилям.

Поэтому рекомендуется учитывать роль этого фактора при планировании профессионального обучения личного состава гражданских медицинских формирований для работы в чрезвычайных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобышева O.A., Проклина Т.Л. К вопросу о повышении квалификации и специальной подготовки санитарных врачей и других специалистов, работающих в радиологических подразделениях Республики. - Гигиена и санитария, 1990, N.7, с.85-87; 2. Избранные лекции по медицине катастроф. - Под общ. ред. проф. С.В.Трифонова, М., 2001, 304 с.; 3. Муравьев М.В., Замотаев И.П.,

Вознесенский Б.Б. Аттестационный экзамен и его роль в оценке уровня профессиональной квалификации врача-терапевта. - Тер. архив, 1990, N.9, с.134-135; 4. Сухарев А.Г., Ребова Л.В., Каневская Л.Я. Состояние и перспективы: развития последипломного обучения санитарных врачей по гигиене детей и подростков. - Гигиена и санитария, 1990, N.3, с.79-81; 5. Сухарев А.Г., Ребова Л.В., Каневская Л.Я. и др. Система непрерывного последипломного обучения санитарных врачей и пути её оптимизации. - Советское здравоохранение, 1991, N.2, с.67-71; 6. Шапошников А.А., Карниз А.Ф. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях на современном этапе. - М., 1999, 234 с.

SUMMARY

Professional training of sanitary-hygienic and anti-epidemics formation's physicians for extraordinary situations V. Vekilov

In article is given the analysis of problems of professional training of stuff of sanitary-hygienic

and anti-epidemics formations for work at natural and technogen accidents in Azerbaijan. It has shown, that the system of professional training of specialist is carried out in the A.Alieva's Azerbaijan State Institute of physician's improvement In the Institute most are frequently applied cyclic preparation of physicians, with duration from 0,5 to 4 months, providing compulsory education of each doctor-specialist not less once in five years. Curriculums of all these cycles provide professional training and acquaintance with system of medicine of accidents on the basis of public health department, health services and hygiene. Also the great value has process of planning undergraduate formations.

Поступила 14.01.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.