Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки персонала в целях обеспечения биобезопасности работ с патогенными биологическими агентами'

Совершенствование подготовки персонала в целях обеспечения биобезопасности работ с патогенными биологическими агентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОБЕЗОПАСНОСТЬ / ПАТОГЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ / ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / BIOSAFETY / PATHOGENIC BIOLOGIC AGENTS / TRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малюкова Т. А., Ляпин М. Н., Кутырев В. В.

Профессиональная подготовка специалистов для работы с патогенными биологическими агентами представлена как комплексная задача. Приведено обоснование актуальности и приоритетности ее решения для обеспечения индивидуальной и общественной биобезопасности, намечены пути совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малюкова Т. А., Ляпин М. Н., Кутырев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the System of Personnel Training to Ensure High Levels of Biosafety While Handling Pathogenic Biologic Agents

Professional training of specialists who are to deal with pathogenic biologic agents is regarded as a complex problem. The priority and urgency of its resolution is substantiated and presented as a necessary background providing for individual and social biologic safety. The ways to its improving have also been outlined.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки персонала в целях обеспечения биобезопасности работ с патогенными биологическими агентами»

УДК 350.08:57

Т.А.Малюкова, М.Н.Ляпин, В.В.Кутырев

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОБЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ С ПАТОГЕННЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ

Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов

Профессиональная подготовка специалистов для работы с патогенными биологическими агентами представлена как комплексная задача. Приведено обоснование актуальности и приоритетности ее решения для обеспечения индивидуальной и общественной биобезопасности, намечены пути совершенствования.

Ключевые слова: биобезопасность, патогенные биологические агенты, подготовка персонала.

Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов - сложная системная проблема, для решения которой осуществляются организационные, технические, медицинские и социальные мероприятия, снижающие уязвимость учреждения (организации) за счет повышения надежности функционирования технических систем и технологических процессов, «человеческого фактора». Общепринят вывод о ведущей роли «человеческого фактора» (разработчиков, эксплуатационников, пользователей, руководителей всех уровней) в обеспечении надежности работ [4, 10, 30, 33]. Это в полной мере относится к учреждениям, использующим в своей деятельности патогенные биологические агенты 1-11 групп (ПБА), характеризующиеся высокой степенью индивидуальной и/или общественной опасности.

Для успешной и надежной профессиональной деятельности сотрудник, допущенный к работе с ПБА, должен не только отвечать квалификационным требованиям: знание на современном уровне теоретических и практических вопросов в области особо опасных инфекций (ООИ), знание принципов биобезопасности (ББ), владение навыками ее обеспечения, но и обладать определенной совокупностью психофизиологических качеств, поддерживающих должный уровень профессиональной адаптации. Надежность работы зависит и от состояния психосоматических характеристик здоровья, поскольку любые их отклонения могут повлиять на протекание психических и психофизиологических процессов, обеспечивающих профессиональную деятельность.

Подготовка кадров для работы с ПБА в разные годы имела различное содержание.

История становления и развития деятельности по подготовке кадров для работы с ПБА берет начало с противочумной лаборатории Петербургского института экспериментальной медицины, официально именовавшейся «Особая лаборатория Императорского института экспериментальной медицины по заготовлению противобубонно-чумных препаратов в форте «Александр I», где обучали специалистов на курсах по бактериологии и диагностике бубонной чумы. С 1917 г. Советское государство отпускает значительные средства на создание новых микробиологических институтов, подготовку кадров для организации противоэпидемической работы

и ее проведения. Конкретные меры по оздоровлению страны нашли отражение в декретах Советского правительства (более ста в период 1917-1921 г.)

[17]. На базе созданного в 1918 г. Краевого института микробиологии и эпидемиологии Юго-Востока России (ныне Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб») в Саратове начал функционировать микробиологический кружок, сыгравший большую роль в подготовке медицинских кадров для института и подчиненных ему противочумных лабораторий. В 1923 г. при институте открывают 3-месячные курсы по подготовке микробиологов, эпидемиологов, паразитологов, биологов, специалистов по борьбе с грызунами, а в 1924 г. - курсы специализации врачей по особо опасным инфекциям. Учитывая потребность в специалистах данного профиля, вызванную сложной эпидемиологической обстановкой в стране, а также положительный опыт, накопленный в институте «Микроб», курсы подготовки врачей, биологов, лаборантов были организованы на базе противочумных институтов в городах Ростов-на-Дону (1934 г.), Иркутск (1938), Алма-Ата (1948) Ставрополь (1952), Волгоград (1999) и Астраханской противочумной станции (1986).

Первоначально в качестве основного условия допуска к работе было определено обязательное обучение персонала на специализированных курсах. Это требование внесено в «Устав противочумной организации Наркомздрава Союза ССР» (1939 г.), «Устав противочумной организации Министерства здравоохранения Союза ССР» (1949 г.). В 1967 г. установлено, что обучение должно проходить в одном из противочумных учреждений или в соответствующих лабораториях ООИ, определяемых Минздравом союзных республик [9]. К самостоятельной работе с вирулентными штаммами возбудителей ООИ допускали сотрудников, имеющих не только специальную подготовку, но и опыт работы (в вирусологических лабораториях не менее 3 лет) [8]. В 1974 г. документально закреплена обязательность изучения требований обеспечения безопасности работ и проведения контроля полученных знаний (сдача зачета) [7]. Впервые введенные в действие в 1994 г. санитарные правила по безопасности работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности содержали комплексный подход к оценке пригодности претендента или работника. Оценка базирова-

лась на определении исходного уровня профессиональной подготовленности (высшее и среднее медицинское, биологическое, ветеринарное образование), здоровья (отсутствие противопоказаний к вак-цинопрофилактике и лечению специфическими препаратами), а также результатах обучения на курсах специализации по ООИ [2]. Для инженернотехнического персонала, дезинфекторов и лабораторных служителей было предусмотрено освоение требований безопасной работы в структурном подразделении. В действующих санитарных правилах по безопасности работ проведена корректировка условий допуска к работе с ПБА [3]. Исключено положение об «отсутствии противопоказаний к вак-цинопрофилактике» и введено об «отсутствии противопоказаний к работе в средствах индивидуальной защиты». Впервые сформулированы требования к подготовке врачей, обслуживающих изолятор, включившие, кроме общих критериев, клиническую подготовку по ООИ.

Таким образом, подготовка кадров для работы с ПБА всегда рассматривалась как приоритетная задача, поэтапно совершенствовались пути решения. Актуальность ее несомненна и в настоящий момент. Использование комплексного подхода, а именно, определение уровня профессионального здоровья, надежности профессиональной деятельности и профессиональной подготовленности сотрудников, позволит обеспечить биобезопасность работников и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения при проведении всех видов работ с ПБА.

Согласно действующим Санитарным правилам [3] к работе с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание микроорганизмов 1-11 групп патогенности, относятся диагностические исследования, включая ПЦР-диагностику; все виды экспериментальных работ с использованием микроорганизмов, гельминтов, токсинов и ядов биологического происхождения; работы по производству медицинских иммунобиологических препаратов с использованием микроорганизмов и продуктов их микробиологического синтеза; зооло-го-энтомологические исследования; сбор полевого материала на территориях природных очагов инфекций и его транспортирование; содержание диких позвоночных животных и членистоногих; работы в инфекционных очагах заболеваний, эвакуация больных особо опасными инфекциями; работы в больницах (госпиталях), изоляторах и обсерваторах; вскрытие трупов людей и павших животных; исследования по контролю качества продукции на наличие санитарно-показательных микроорганизмов.

Подобные работы проводят в противочумных и других научно-исследовательских, а также образовательных учреждениях медико-биологического профиля, лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) инфекционного и других профилей, центрах гигиены, эпидемиологии и территориальных управлениях Роспотребнадзора, организациях дезслужбы, гражданской обороны (ГО), по чрезвычайным ситуациям (ЧС) и др. с привлечением сотрудников различных специальностей и категорий, которым необходимо иметь базисное знание вопросов ББ. Востребованность специалистов в области ББ опре-

деляется многоуровневой структурой и задачами системы эпидемиологического надзора, контроля за особо опасными инфекционными болезнями и опасными промышленными объектами, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательных [18, 21] и нормативных документов [3] разработан ряд программ дополнительного образования на базе противочумных учреждений - курсы первичной специализации и повышения квалификации по особо опасным инфекциям, способствующие подготовке компетентных специалистов, владеющих широким спектром теоретических знаний и практических навыков. Руководителем Роспотребнадзора утверждены 10 образовательных программ: первичной специализации врачей, биологов по ООИ; первичной специализации лаборантов по ООИ; повышения квалификации врачей и биологов по ООИ; повышения квалификации врачей по специальностям «бактериология», «эпидемиология», «аллергология и иммунология»; повышения квалификации биологов по специальности «зоология» для зоологов противочумных учреждений, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; повышения квалификации лаборантов по ООИ; подготовки врачей санитарно-карантинных пунктов и отделов; подготовки специалистов по биологической безопасности. Отсутствуют курсы и программы подготовки вспомогательного и инженерно-технического персонала. Обучение проходит на рабочих местах

[18], что не гарантирует полного и адекватного освещения условий и требований безопасной работы. Нерешенным остается вопрос о подготовке сотрудников, по каким-либо причинам не работавших с ПБА продолжительное время, например, более 6 мес. (сроки требуют научного обоснования и закрепления в нормативных документах). Таким образом, важным направлением совершенствования обеспечения биобезопасности является разработка специализированных программ подготовки персонала всех категорий.

Совершенствование процесса подготовки специалистов для учреждений медико-биологического профиля становится еще более актуальным в связи с: пополнением в последние годы нормативной базы обеспечения ББ в Российской Федерации рядом законодательных, подзаконных актов и нормативно-методических документов, регламентирующих лицензирование деятельности и безопасность работ с возбудителями инфекционных заболеваний, санитарную охрану территорий, противодействие биотерроризму [23];

формированием биобезопасности как области специальных знаний и прикладных разработок, созданием концепции ББ [12, 13, 14, 31];

напряженной ситуацией в стране и мире по инфекционным заболеваниям, в т.ч. вызываемым возбудителями ООИ, вновь возникающими и возвращающимися патогенами [1, 19, 32];

угрозами возникновения массовых вспышек ООИ в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершения актов биотерроризма [24, 29];

необходимостью обеспечения безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов - учреждений с потенциально опасными технологиями [26, 27];

увеличением сложности и большей интенсивностью диагностической и экспериментальной деятельности с использованием ПБА [25];

увеличением объема научных и прикладных исследований в области биотехнологии, получением и широким использованием в различных сферах генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов [25, 37];

внедрением в учреждениях медико-биологического профиля современного защитного оборудования и средств индивидуальной защиты [3, 5, 6];

риском возникновения антропогенных аварий при осуществлении работ с ПБА, увеличением за последние годы случаев внутрилабораторных заражений, в т.ч. с летальным исходом [6, 11, 35, 36, 38, 39, 40];

нарушением преемственности поколений в коллективах за последние 15 лет вследствие снижения престижности работы в учреждениях медикобиологического профиля, в т.ч. научно-исследовательских [16];

регистрацией случаев нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения, утилизации опасных объектов и материалов [28].

Определяющим фактором эффективного противодействия ряду указанных негативных элементов является научное обоснование готовности кадрового состава учреждений и органов здравоохранения, в том числе НИИ медико-биологического профиля и учреждений Роспотребнадзора, соответствующих учреждений других министерств и ведомств к проведению штатной деятельности, а также профилактических, противоэпидемических и лечебных мероприятий при возникновении эпидемических или эпизоотических очагов различного происхождения [32] и реализация положений и регламентированных требований на практике.

Профессиональная подготовка специалистов для работы с ПБА должна включать отбор при приеме на работу, образовательный процесс, медицинские профилактические мероприятия, оценку надежности деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом.

Отбор при приеме на работу заключается в определении соответствия уровня профессиональных знаний претендента, состояния здоровья, наличия профессионально необходимых личностных характеристик, требуемых при выполнении конкретных должностных обязанностей. Полученные результаты должны быть использованы при определении исходного уровня надежности деятельности работника.

Дополнительное профессиональное образование включает переподготовку (обучение на курсах первичной специализации) и повышение квалификации по особо опасным инфекциям на базе противочумных учреждений. Широкий спектр рассматриваемых вопросов - микробиология, генетика, иммунология, эпидемиология, диагностика, клиника, лечение особо опасных инфекций, зоолого-парази-тологическая работа - обеспечивает высокий уро-

вень компетентности работника. Слушатели курсов получают необходимые теоретические знания и практические навыки лабораторной работы с возбудителями особо опасных и карантинных инфекций, осваивают комплекс мероприятий по борьбе с этими инфекциями. Практические занятия предполагают освоение слушателями современных методов исследований и навыков, требуемых в реальных условиях работы с возбудителями особо опасных инфекций. Возможность разносторонней подготовки определяется тем, что противочумные институты имеют лицензии на право проведения экспериментальных, диагностических и производственных работ с использованием микроорганизмов 1-1У групп патогенности. Вместе с тем освещению теоретических аспектов и научному обоснованию обеспечения биобезопасности при проведении работ с ПБА отведено несколько часов. Такая постановка вопроса не логична, в связи с тем, что, как было отмечено выше, персонал должен быть гарантом индивидуальной и общественной биобезопасности.

Центром образовательных программ для работников (врачи, лаборанты) противочумных и других учреждений медико-биологического профиля, ЛПУ инфекционного профиля, руководителей, эпидемиологов, врачей-бактериологов ЛПУ всех профилей, центров гигиены и эпидемиологии, сотрудников территориальных органов Роспотребнадзора, организаций, задействованных в ликвидации последствий ЧС, должны стать комплекс мероприятий по формированию культуры безопасности, современные представления о теоретических и прикладных основах в области биологической безопасности. Традиционные материалы программ подготовки необходимо трактовать с точки зрения «биологической опасности», «биологически опасных факторов и процессов», «оценки биорисков», обеспечения «биологической безопасности». Изменение подхода к профессиональному обучению потребует, соответственно, и разработку новых сертификационных тестов для оценки полученных знаний.

Проблема биологической безопасности приобрела международную значимость. Реальность применения биологических агентов в террористических целях, несовершенство механизмов контроля соблюдения Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия (1975 г.), обеспечение безопасности деятельности, связанной с использованием ПБА, в том числе генно-инженерной и биотехнологической, проблемы санитарно-эпидемиологической охраны территорий и здоровья граждан, увеличивающийся перечень биогенных опасностей, качество здоровья и жизни нации требуют осуществления глобального мониторинга работ, проводимых с использованием патогенных микроорганизмов. Подобная деятельность требует участия специально обученных кадров, необходимость подготовки которых определена положениями ряда законодательных и подзаконных актов [20, 22, 27, 29], а также соответствующих решений Совета безопасности России.

Сотрудниками лаборатории биобезопасности и отдела подготовки специалистов института «Микроб» разработаны программы последипломного обучения (первичная специализация и усовершен-

ствование) по вопросам оценки биологической опасности, повышению готовности Российского здравоохранения противостоять угрозе биотерроризма, обеспечению безопасности при организации и проведении работ с ПБА (в том числе и в очагах ООИ), а также осуществлению контрольных мероприятий. Программа усовершенствования по биологической безопасности утверждена Руководителем Роспотребнадзора в 2006 г.

Программы предназначены для специалистов, занимающихся обеспечением безопасности работ с ПБА на разных уровнях, а также контролем их проведения: научных сотрудников, врачей противочумных, научно-исследовательских, образовательных и других учреждений медико-биологического профиля, ЛПУ инфекционного профиля, руководителей, эпидемиологов, врачей-бактериологов ЛПУ всех профилей, центров гигиены и эпидемиологии, сотрудников территориальных органов Роспотребнадзора, организаций, задействованных в ликвидации последствий ЧС.

Предусмотрено освоение слушателями знаний по следующим основным разделам:

1. Теоретические аспекты общей и биологической безопасности.

2. Обеспечение биологической безопасности при работе с ПБА и проведение контрольных мероприятий, законодательная и нормативная документация, действующая на территории России и в зарубежных странах.

3. Угроза биотерроризма. Противодействие. Основные сведения о биологических агентах наиболее вероятных для применения в качестве средств террористических актов.

4. Специфическая индикация и идентификация возбудителей 1-11 групп патогенности.

5. Биобезопасность в очаге ООИ. Вопросы экстренной профилактики и лечения. Организация госпитальной базы.

6. Практические аспекты биологической безопасности. Основы безопасной работы с ПБА (ведущие принципы, практический опыт, методологические подходы, методические приемы).

7. Решение ситуационных задач, составленных на конкретных примерах из практики работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности, в том числе выявления и локализации случаев опасных инфекционных заболеваний.

Разработаны профессиональные требования к специалистам, окончившим курсы.

Информационным сопровождением представленных образовательных программ являются ежегодно выпускаемые с 2000 г. институтом «Микроб» реферативные сборники «Биологическая безопасность» по материалам, включенным в специализированную компьютерную базу данных «Биологическая безопасность» (свидет. об офиц. регистрации в РосПАТЕНТе № 2004620130 от 21 мая 2004 г.).

Неотъемлемая часть процесса обучения - оценка уровня знаний и навыков, проводимая на начальном этапе и после завершения. В РосНИПЧИ «Микроб» разработана компьютерная программа «Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с биологическими патогенными агентами 1-11 групп»

(свидет. об офиц. регистрации в РосПАТЕНТе № 2005612024 от 9 августа 2005 г.), центральным звеном которой является база данных «Биобезопасность: правила работы с патогенными микроорганизмами в вопросах и ответах» (свидет. об офиц. регистрации в РосПАТЕНТе № 2006620095 от 27 марта 2006 г.). Программа дает возможность пользователю осваивать информацию в режиме «самообучение», а преподавателям в режиме «тестирование» контролировать уровень знаний. Возможна адаптация материалов для подготовки (повышения квалификации) лаборантов, инженернотехнического персонала, задействованного в работе службы специальной техники безопасности, СПЭБов и др. в соответствии с должностными обязанностями и профессиональными требованиями.

Одним из основных этапов подготовки персонала к работе и важным элементом обеспечения индивидуальной и общественной биобезопасности является медицинское обслуживание в учреждениях, деятельность которых связана с ПБА 1-11 групп. Анализ современного состояния лечебно-профилактической работы в части регламентированных профилактических и противоэпидемических мероприятий, опыт их практического применения, изучение зарубежных документов позволили внести ряд корректировок в утвержденные в 2003 г. санитарные правила по безопасности работ с ПБА 1-11 групп [3]. Вместе с тем определены направления дальнейшего совершенствования медицинских профилактических мероприятий. Актуальными являются установление стандартных процедур и методов диспансерного наблюдения, включение в его план иммунологического обследования персонала и использование результатов в лечебно-профилактической работе; совершенствование вакцинации по профессиональным показаниям; стандартизация диагностических и профилактических мероприятий при выявлении больного (подозрительного на заболевание), контактного по каждой нозоформе; оценка надежности профессиональной деятельности работников и другие [15].

Для максимального снижения уровня антропогенных аварий при работе с ПБА необходима оценка надежности деятельности работников (коллективов) и риска ее снижения. По статистике 80 % инцидентов на потенциально опасных объектах, в т.ч. биоопас-ных, происходит по вине персонала, но вместе с тем до 70 % инцидентов было предотвращено в результате квалифицированных и своевременных действий персонала [цит. по 10]. Однако действующие национальные нормативы не предусматривают меру и технологию количественной оценки риска снижения профессиональной надежности. Актуальность проведения нормирования в данной области и практического внедрения положений обусловлена повышением вероятности антропогенных аварий в результате износа технических и технологических ресурсов помещений, оборудования, отступления от норм при строительстве/модернизации, производстве систем (средств); низкого уровня профессиональной подготовки технического, обслуживающего персонала; нарушения преемственности поколений в коллективах; повышения сложности используемых методик и технологий; регистрируемых нарушений действую-

щих санитарных правил, регламентирующих деятельность с ПБА; активизации террористических проявлений.

В условиях необходимости повышения готовности противодействия угрозе биотерроризма задача обеспечения надежности профессиональной деятельности работников приобретает еще большую актуальность.

Для адекватной оценки надежности деятельности и риска ее снижения должно быть проведено определение профессионально важных качеств персонала и показателей надежности выполнения профессиональной деятельности [4, 10, 30]. При этом необходимо разработать требования к психофизиологическим обследованиям работников, а также программы психофизиологического тестирования с целью выявления характерологических особенностей сотрудников и принимаемых на работу лиц, оценки вероятности возникновения стрессовых реакций, которые могут привести к созданию аварийной ситуации, нарушению трудоспособности, программу поддержки принятия решений для руководителей и т.д. Существующие концептуальная основа, методологические принципы и методический аппарат, апробированный и внедренный на ряде объектов с потенциально опасными технологиями [10, 30], целесообразно адаптировать к условиям проведения работ с возбудителями особо опасных инфекций. Внедрение подобных разработок в учреждениях, осуществляющих деятельность с ПБА 1-11 групп, актуально и приоритетно для совершенствования системного обеспечения условий труда [34] с целью увеличения надежности функционирования организации и сохранения профессионального здоровья.

Таким образом, в целях совершенствования нормирования и практической деятельности в вопросах подготовки специалистов необходимо:

- совершенствовать и регулярно пересматривать программы курсов первичной специализации и повышения квалификации врачей, биологов, зоологов, лаборантов с учетом современных представлений в области биологической безопасности;

- создать стандарт оценки исходного уровня (до начала обучения) подготовленности работника и контроля полученных знаний;

- переработать сертификационные тесты для бактериологов, эпидемиологов, аллергологов-иммунологов с учетом современных представлений в области биологической безопасности;

- разработать специализированные программы курсов для вспомогательного персонала, инженерно-технических работников; программы подготовки (восстановления практических навыков) для персонала, по каким-либо причинам не работавшего с ПБА продолжительный период;

- ввести специальность - «специалист по биологической безопасности»;

- разработать программы курсов первичной специализации по биобезопасности для врачей, биологов, эпидемиологов, руководителей учреждений/подразделений/лабораторий, а также лаборантов и инженерно-технических работников, занимающихся обеспечением безопасности различных видов деятельности с ПБА на разных уровнях и

контролем их проведения; разработать программы тестирования для специалистов в области биобезопасности;

- создать стандарт оценки надежности деятельности работника;

- разработать стандарт мониторинга профессионального здоровья сотрудников, перечня противопоказаний к приему и продолжению работ с ПБА;

- усовершенствовать стандарт вакцинации по профессиональным показаниям и контроля ее эффективности;

- разработать стандарты медицинского обеспечения персонала в условиях нештатной деятельности (стандарты оказания медицинской помощи больным ООИ, контактным лицам, лицам, оказавшимся в зоне аварии);

- создать пакет документов по оценке надежности деятельности с ПБА 1-11 групп: методические указания по проведению оценки надежности и риска ее снижения; автоматизированное рабочее место специалиста, проводящего оценку надежности деятельности; программы поддержки принятия решений для руководителей организаций;

- совершенствовать информационное сопровождение подготовки специалистов, в частности, поддержание и пополнение базы данных «Биологическая безопасность», перевод ее в электронную библиотеку с целью использования в процессе обучения, определения актуальных вопросов для нормирования обеспечения биобезопасности и их решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитическое обоснование концепции биологической безопасности. - Оболенск, 2003. - 64 с. - 2. Безопас-ность работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности. Санитарные правила. СП 1.2.011-94. Госкомсанэпиднадзор России. - М.: Информ.-издат. центр, 1994. - 152 с. - 3. Безопас -ность работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности (опасности). Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.3.1285-03 // Бюл. норм. и метод. док. госсанэпиднадзора. -2003. - № 3 (13). - С. 61-144. - 4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЭР СЭ, 2001. - 511 с. -5. Буянов В.В., Супрун И.П. Средства индивидуальной защиты для работ в микробиологических и вирусологических лабораториях. - Черноголовка, 2001. - 323 с. - 6. Дроздов

С.Г., Гарин Н.С., Джиндоян Л.С. и др. Основы техники безопасности в микробиологических и вирусологических лабораториях. - М.: Медицина, 1987. - 256 с. - 7. Инструкция о противоэпидемическом режиме работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителями чумы, холеры, сапа, мелиоидоза, натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза. - М., 1974. - 8. Инструкция о противоэпидемическом режиме работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний 1-11 групп патогенности. - М., 1979. -9. Инструкция по режиму работы с материалом, зараженным или подозрительным на зараженность возбудителями чумы, холеры, сапа, мелиоидоза. натуральной оспы, сибирской язвы, туляремии и бруцеллеза (для противочумных учреждений, отделов особо опасных инфекций санитарно-эпидемиологических станций и институтов и других противоэпидемических и лечебных учреждений. - М., 1967. - 10. Ипатов П.Л., Мартенс В.К., Сорокин А. В. и др. Профессиональная надежность персонала АЭС: Концепция и технология количественной оценки, практика управления. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 232 с. - 11. Ковалева Е.П., Семина Н.А. // Эпиде-миол. и вакцинопрофилакт. - 2006. - № 1 (26). - С. 45-47. -12. Концепция биологической безопасности Московской области (Проект). - 2002. - 13 с. - 13. Ляпин М.Н., Дроздов И.Г. // Санитарная охрана территорий государств-участ-ников Содружества Независимых Государств: проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму в современных

условиях: Матер. VI межгосуд. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2005. - С. 52-54.- 14. Ляпин М.Н., Ежов И.Н., Дроздов И.Г., Кутырев В.В. // Мол. мед. - 2006. - № 3. - С. 14-19. -15. Малюкова Т.А., Ляпин М.Н., Костюкова Т.А. и др. // Пробл. особо опасных инф. - Саратов. - 2004. - Вып. 2 (88). - С. 9-12. - 16. Малюкова Т.А. // Санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств: проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму в современных условиях: Матер. VI межгос. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2005. - С. 56-57. - 17. Николаев Н.М. Роль советского государства в создании противочумной системы СССР и организации борьбы с особо опасными инфекциями (1918-1932 гг.): Автореф. дис. ... канд. истор. наук. - Саратов, 1967. - 22 с. - 18. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610. - 19. Об обеспечении мероприятий по санитарной охране Российской Федерации. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 03.07.2006 - 20. О борьбе с терроризмом. ФЗ № 130 от 25 июля 1998 г. - 21. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. ФЗ № 125 от 22 августа 1996 г. - 22. О мерах противодействия терроризму. Постановление Правительства Российской Федерации № 1040 от 15.09.1999 г. -23. Онищенко Г.Г., Дроздов И.Г., Малюкова Т.А. и др. // Пробл. особо опасных инф. - 2005. - Вып. 2 (90). - С. 5-

11. - 24. Онищенко Г.Г. // ЖМЭИ. - 2005. - № 4. - С. 3337. - 25. Онищенко Г.Г., Дроздов И.Г., Федоров Ю.М. и др. // Санитарная охрана территорий государств-участ-ников Содружества Независимых Государств: проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму в современных условиях: Матер. VI межгос. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2005. - С. 7-8. - 26. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. ФЗ № 116 от 21 июля 1997 г. - 27. О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ № 52 от 30 марта 1999 г. - 28. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 04.12.03 г. Пр-2194. -29. О совершенствовании государственного санитарноэпидемиологического надзора по противодействию угрозе био-

терроризма. Постановление Главного гос. сан. врача РФ от 5 сентября 2005 г. № 21. - 30. Оценка риска нарушения профессиональной надежности персонала атомных электростанций: Метод. рекомендации. - М., 2004. - 29 с. - 31. Проект Федерального закона «О биологической безопасности». Общий технический регламент // Дез. дело. - 2006. - № 2. - С. 46-61. -32. Резолюция Межведомственного совещания по проблемам санитарно-эпидемиологической охраны территории Российской Федерации. - Волгоград, 2005. - 8 с. - 33. Руководство по биобезопасности в лабораториях. Второе издание (переработанное). - Женева, 2003. - 109 с. - 34. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05 // Бюл. норм. и метод. док. госсанэпиднадзора. -М., 2005. - № 3 (21). - С. 3-144. - 35. Самойлова Л.В., Николаев Н.И. // Пробл. особо опасных инф. - Вып. 6 (28). -1972. - С. 153-160. - 36. Семина Н.А., Ковалева Е.П. // Эпидемиол. и вакцинопрофилакт. - 2005. - № 1 (20). - С. 2326. - 37. Швец В.И., Победимский Д.Г., Быков В.Н. и др. // Биотехнол. - 2005. - № 4. - С. 84-94. - 38. Шюхель Р. // Московский комсомолец. - 2005. - 1 марта. - С. 5. - 39. Sewell

D.L. // Clin. Microbiol. Rev. - 1995. - Vol. 8, N 3. - P. 389-405. -40. Suspected Cutaneous Anthrax in a Laboratory Worker - Texas, 2002 // MMWR. - 2002. - Vol. 51, N 13. - P. 279-281.

T.A.Maliukova, M.N.Lyapin, V.V.Kutyrev

Improving the System of Personnel Training to Ensure High Levels of Biosafety While Handling Pathogenic Biologic Agents

Russian Anti-Plague Research Institute "Microbe "

Professional training of specialists who are to deal with pathogenic biologic agents is regarded as a complex problem. The priority and urgency of its resolution is substantiated and presented as a necessary background providing for individual and social biologic safety. The ways to its improving have also been outlined.

Key words: biosafety, pathogenic biologic agents, training of personnel.

Поступила 25.01.07.

УДК 616.981.452:616.9-036.2(519.3)

А.С.Марамович, С.А.Косилко, Г.А.Воронова, Т.И.Иннокентьева, Л.П.Базанова, А.Я.Никитин,

Л.П.Окунев

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ ОТ ЗАНОСА ЧУМЫ ИЗ МОНГОЛИИ

Научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, Иркутск

Широкие экономические, туристические связи с Монголией, где существуют активные природные очаги чумы и практически ежегодно отмечаются эпидемические осложнения по этой инфекции, таят угрозу заноса и распространения ее в регионы Сибири. Поэтому система мероприятий по санитарной охране территории в отношении чумы должна основываться на оценке эпизоотической ситуации в природных очагах Монголии, особенностях клинического течения и эпидемических проявлений болезни, анализе структуры миграционных потоков и грузовых перевозок, готовности учреждений здравоохранения, ТУ Роспотребнадзора, ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии, а также региональных противочумных станций к принятию экстренных мер по локализации и ликвидации заносного очага чумы.

Ключевые слова: чума, санитарная охрана территории, природный очаг, динамика заболеваний, источник инфекции, международные связи, занос инфекции.

Чума относится к группе карантинных инфек- вания в природных очагах, возможности возникно-

ций, степень опасности заноса и распространения вения эпидемических осложнений, направленности

которых зависит от закономерностей их существо- передвижения людей и грузов. Для региона Сибири

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.