УДК 57
Г.Г.Онищенко1, И.Г.Дроздов4, Т.А.Малюкова3, М.НЛяпин3, М.В.Пчелинцева2, В.Е.Безсмертный2, С.Д.Кривуля1, Ю.М.Федоров1, С.В.Нетесов4, В.В.Кутырев3
НОРМИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ 1-11 ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ
'Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
2Противочумный центр Роспотребнадзора, Москва;3Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов;4Государственный научный центр вирусологии
и биотехнологии «Вектор», Кольцово
Рассмотрено состояние нормирования условий и правил осуществления деятельности с патогенными биологическими агентами (ПБА) 1-Н групп в Российской Федерации. Определены конкретные задачи и пути его совершенствования.
Сложившаяся к концу 90-х гг. нормативная база обеспечения биобезопасности (ББ) в Российской Федерации в последние годы была пополнена рядом законодательных [10, 15, 17, 25, 26, 29], подзаконных [9, 11-14, 18-22, 28, 31-35] актов и нормативнометодических документов [1, 23, 24, 30, 36, 38, 39, 41, 42], регламентирующих лицензирование деятельности и безопасность работ с возбудителями инфекционных заболеваний, санитарную охрану территорий, противодействие биотерроризму. Это обусловлено вполне конкретными факторами, обозначенными в «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [26]:
- увеличение количества опасных объектов с близкими к предельным или исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
- снижение уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала;
- нарушение правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения, утилизации опасных объектов и материалов;
- отступление от технических и технологических норм при производстве специализированного оборудования, технических систем (средств), от требований и условий, предусмотренных проектно-монтажной документацией, при строительстве (модернизации) опасных объектов;
! - активизация террористических проявлений в отношении опасных объектов;
- недостаточно эффективное государственное управление и регулирование в области обеспечения безопасности населения при увеличении угроз техногенного, природного и террористического характера;
- ослабление государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения биобезопасности.
Основными задачами обеспечения ББ до 2010 г. и на ближайшую перспективу, в том числе
по вопросам нормирования, являются [26]:
-разработка и внедрение технических регламентов (общих и специальных) для различных видов промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований биобезопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов;
- гармонизация нормативно-правовой базы РФ в области обеспечения ББ с нормами международного права, международными договорами и соглашениями, участницей которых является Россия;
- совершенствование физической защиты и охраны опасных объектов и материалов в соответствии с национальными нормами и международными правилами;
- разработка средств и методов своевременного выявления угроз, оценки опасности и выработки предложений в области обеспечения биологической безопасности и ликвидации последствий;
- разработка для опасных объектов экономически приемлемых технологий, исключающих или в максимальной степени снижающих использование в технологическом цикле патогенных микроорганизмов и минимизирующих их негативное действие на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему.
Существенным элементом обеспечения ББ является нормирование деятельности с использовани-; ем возбудителей особо опасных инфекций (ООИ), что обусловлено их высокой степенью опасности для здоровья работников и/или эпидемического распространения заболевания.
Цель настоящей работы - анализ нормирования деятельности с ПБА 1-П групп патогенности, определение задач и путей его совершенствования.
Нормирование есть установление пределов чего-либо, введение нормы [2, 16]. Норма, в свою очередь, определяется как узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
Процедура нормирования есть установление
нормы на основании знания опасности, обусловленного уровнем развития науки и практики на настоящий момент времени. Норма должна характеризоваться нормативом(ами) [3, 16] - например, техническими характеристиками, количественным показателем затрат времени, материальных ресурсов. Таким образом, норматив является экономическим или техническим показателем нормы, в соответствии с которым производится планирование различных видов деятельности. Вместе с тем не все нормы, в том числе в случае деятельности с ПБА, основаны на конкретно разработанных нормативах.
Нормативы могут лишь в определенной мере соответствовать нормам, т.к. в значительной степени зависят от субъективных конкретных целей и задач определенных видов деятельности. Например, при проведении работ с антибиотикоустойчивыми ПБА регламентировано наличие в подразделении не менее двух эффективных лечебных препаратов [1], однако в случае манипуляций с ПБА, против которых не созданы средства эффективной профилактики или лечения, данный норматив не может быть применен.
Нормативы не произвольны, а разрабатываются на основе всестороннего изучения взаимоотношений организма и окружающей среды, в нашем случае - неблагоприятных факторов, присутствующих при осуществлении деятельности с ПБА. Так, в основу санитарно-гигиенического нормирования положены принципы сохранения постоянства внутренней среды организма и обеспечения его единства с окружающей средой, зависимости реакций организма от интенсивности и длительности воздействия факторов окружающей среды, пороговое™ в проявлении неблагоприятных эффектов, допустимости при исследовании воздействия факторов среды на организм человека и условия его жизнедеятельности' [3]. При обосновании используются результаты, полученные с использованием комплекса физиологических, биохимических, физико-математических и других методов исследования для выявления начальных признаков вредного влияния факторов на организм. Окончательная апробация нормативов осуществляется при их использовании на практике путем изучения состояния здоровья людей, контактирующих с нормируемым фактором. При полу1 чении новых научных данных об опасности, а также при изменении целей, задач и условий выполнения работ нормативы могут пересматриваться.
В результате на основании полученных данных формируется образец (правила), которому должны соответствовать объекты и процессы (в случае организации и осуществления деятельности с патогенами - условия всех видов обращения ПБА), а соответственно и нормативно-технический документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правила осуществления и выполнения работ или оказания услуг - стандарт [2, 5, 27]. В него также могут быть включены требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Стандарты основываются
на обобщенных научных, технических результатах и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы и безопасности для общества.
Существует ряд категорий нормативных документов по стандартизации, различающихся по объекту стандартизации, уровню утверждения и статусу (обязательный, рекомендательный, добровольный) [27].
Нормирование деятельности с ПБА 1-П групп осуществляется с помощью нормативно-методиче-ских документов (санитарные и санитарно-эпиде-миологические правила, руководства, методические указания), включающие как обязательный, так и рекомендательный статус использования стандартов. Относительно новым для России является введение в перечень нормативных документов технического регламента [29]. К техническим регламентам относят законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие требования, нормы и правила технического характера, государственные стандарты Российской Федерации в части обязательных установленных требований, нормы и правила федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с государственным законодательством входит установление обязательных требований [27]. Технический регламент содержит требования стандартов непосредственно или путем ссылки на стандарт.
Основными документами, нормирующими условия и правила всех видов обращения с ПБА 1-П групп патогенности (опасности), на данный момент являются санитарные правила [1, 30, 36].
В законе о техническом регулировании [29] определяется необходимость разработки общего и специальных технических регламентов. Общий технический регламент по биологической безопасности должен отражать политические, правовые, экономические и организационные мероприятия в области обеспечения ББ. Специальные технические регламенты - обязательные требования ББ к продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требования разрабатываются и применяются на основе научных данных, в том числе с учетом степени фактического научно обоснованного риска причинения вреда (здоровью лиц, непосредственно контактирующих с ПБА, отдельных категорий населения, окружающей среде), а также с учетом соответствующих международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является Российская Федерация, сведения о распространенности заболеваний и переносчиков, а также применяемые меры по борьбе с ними, экологические условия, экономические последствия, связанные с противоэпидемическими, либо профилактическими мероприятиями.
Правительство Российской Федерации разрабатывает управленческие решения и механизмы по обеспечению соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровням
материально-технического и научно-технического развития; а также международным нормам и правилам [29]. В этих целях Постановлениями правительства утверждается программа создания документов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться. В план 2005 г. включены следующие регламенты: по биологической безопасности (общий); требования безопасности при воздействии биологических факторов производственной среды; требования и правила обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автотранспортом; о средствах индивидуальной защиты; требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций для потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения; о безопасности биотехнологических . производств; требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, общие положения [40].
Примеры подобных федеральных целевых программ немногочисленны. Кроме Федеральной Программы разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., существовала ФНТП «Создание методов и средств защиты населения, среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 гг.», которая в. 2002 г. была аннулирована. Часть исследований по ББ была перенесена в ФНТП «Приоритетные направления науки и техники 2002-2004 гг.». Вместе с тем разработка научных основ совершенствования санитарно-эпидемиологического нормирования работ, связанных с использованием микроорганизмов 1-1У групп патогенности, является одним из важнейших направлений в области обеспечения биологической безопасности.
Основными целями нормирования являются обеспечение ББ населения, безопасности при проведении работ с использованием ПБА, надзор за обеспечением ББ. При этом особое внимание должно уделяться нормированию ББ работ с возбудителями особо опасных инфекций, относящимся к 1-П группам патогенности в связи с высокой степенью их индивидуальной и/или общественной опасности. За последние годы в этом направлении предприняты конкретные шаги.
В 2003 г. утверждена новая редакция российских санитарных правил по безопасности работ с микроорганизмами 1-П групп патогенности [1]. Основными: задачами, решаемыми разработчиками, были: совершенствование условий организации и осуществления деятельности с ПБА на базе современного санитарного законодательства, накопленных научных данных и обобщения практического опыта работы, модернизации технологических процессов, профилактических и диагностических мероприятий; интеграция национальных требований с международными правилами.
: В процессе переработки документа было проведано следующее:
- изменение структуры: разукрупнение, введение: новых подразделов (Требования к медицинскому наблюдению за персоналом; дополнительные требования к диагностическим, экспериментальным и максимально изолированным лабораториям; тре-
бования к порядку действий при ликвидации аварии; к использованию средств индивидуальной защиты; к обеззараживанию материала, уборке помещений; к работе в блоке для инфицированных животных), ликвидация ряда подразделов (работа с вирусами, риккетсиями, токсинами); включение но: вых Приложений (Рабочая и защитная одежда; типы СИЗ для микробиологических лабораторий, профилактических мероприятий и работы в очаге, патоло-го-анатомической работы; контроль качества мер-тиолята натрия и формалина);
- изложение СП в вйде принципиальных положений, устранение излишней детализации;
- изменение зонирования подразделений, учреждения и выработка универсального: алгоритма -деление на две зоны («чистая» и «заразная») для работы с ПБА, независимо от группы опасности;
- изложение требований к лабораториям по принципу «от простого - к сложному»;
- включение требований к организации работ и условиям обеспечения ББ при проведении ПЦР-ис-следований и т.д.;
-регламентация использования сертифицированных и прошедших поверку приборов и оборудования;
- изменение требований для замены вентиляционных фильтров;
г корректировка медицинского обслуживания сотрудников; регламентация проведения оценки напряженности специфического иммунитета до и после вакцинации;
- расширение раздела «Нормативные ссылки»: 37 документов законодательного, подзаконного и нормативно-методического характера, положения которых отражены в 11 разделах и 2 Приложениях СП.
Вместе с тем не все предложения нашли отражение в новой редакции СП [1]. Нами определены конкретные задачи совершенствования нормирования.
Проведенный в работе [43] сравнительный анализ прежних редакций Российских и зарубежных законодательных, нормативных документов показал недостаточность системного подхода в терминологии. Кроме того, были выявлены разночтения в ряде определений (в частности, «биологическая опасность»), общие по сути, но имеющие различное обозначение понятия («биологическая безопасность» и «сдерживание», «ПБА» и «биологический продукт», «авария» и «инцидент» и т.д.), а также отсутствие^ некоторых существенных определений («обеззараживание», «инактивация», «стерилизация» и т.д.). Упорядочение и использование единой терминологии необходимо для формирования и совершенствования нормативной базы по биобезопасности на государственном и международном уров-нях, однозначного толкования данных материалов, а также трактовки результатов научных исследований. Актуальной является разработка методического документа, содержащего термины и определения, используемые при рассмотрении вопросов ББ. Подобная работа проводится специалистами РосНИПЧИ «Микроб» на основе материалов базы данных «Биологическая безопасность» (свидетельство об официальной регистрации в Реестре баз данных № 2004620130 от 21 мая 2004 г.)'.
Научного решения требуют проблемы разработки и регламентации критериев отнесения и механизма пересмотра принадлежности конкретных микроорганизмов к группе патогенности с учетом национальных, возможно региональных и территориальных особенностей, разработка критериев деления манипуляций по группам опасности, определение безопасных условий работы с ПБА с учетом совокупности вышеуказанных критериев. Целесообразность этого не вызывает сомнений как в связи с появлением новых, так и изменением социальной значимости известных возбудителей инфекционных заболеваний. Отсутствие в нормативных документах официально установленных критериев оценки опасности биологических факторов затрудняет и определение степени аттенуации патогенных микроорганизмов.
Результаты решения данных вопросов заложат основу формирования специальных мероприятий при обеспечении биобезопасности работ с ПБА, а именно, в нормирование: штатных работ с ПБА, в том числе при повышении готовности к работе в условиях угрозы биотерроризма; действий в нештатных ситуациях; подготовки специалистов.
Нормирование штатных работ предполагает, что для патогенов и/или манипуляций конкретного уровня опасности необходимо создание стандартов условий обеспечения ББ работ (подготовка персонала и его медицинское обслуживание, средства индивидуальной защиты (СИЗ), правила проведения манипуляций, обеззараживания и т.д.) и специальных строительных норм и правил для проектирования и оборудования лабораторий с высшими уровнями биобезопасности. Регламентация уровней безопасности лабораторий и проводимых в них работ позволит обеспечивать безопасную работу как с известными, так и неизвестными агентами. Одновременно необходимо создание стандартов учета, хранения, транспортирования и утилизации патогенов. В машелщее время идет подготовка новой редакции СП 1.2.036-95 [36].
При переработке СП по безопасности работы с микроорганизмами I—II групп патогенности было принято за основу формулирование положений в виде основных принципов, устранение излишней детализации. Детали должны быть изложены в документах, иерархически стоящих ниже. Подобный подход придает, с одной стороны, большую стабильность СП, с другой - большую гибкость методическим документам, способствуя внедрению в практику новых технологий, методов и средств, в частности, дезинфицирующих. Однако по ряду конкретных вопросов подобные документы либо отсутствуют (оценка напряженности специфического поствакцинального иммунитета, проведение контроля специфической стерильности препаратов, приготовленных из возбудителей ООИ (кроме чумы и холеры) и т.д.), либо отличаются давностью создания и недостаточной проработкой в плане биобезопасности (например, методические указания по отлову, учету и прогнозу численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций; методические указания по сбору, учету и подготовке к лабораторному исследованию кровососущих
членистоногих - переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций; методические рекомендации по выявлению циркуляции арбовирусов, вирусологическим и серологическим исследованиям с ними; методические рекомендации по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации; методические указания по проведению патолого-анатомических исследований умерших от особо опасных инфекций и забору материала для лабораторных исследований и т.д.). Следовательно, первоочередным направлением совершенствования нормативной базы должна быть разработка документов, регламентирующих реализацию на практике декларированных в СП положений. Необходимо модернизировать или разработать требования безопасной работы с инфицированными или потенциально инфицированными объектами: лабораторными животными и эктопаразитами, культурами клеток и тканями, биологическими токсинами, вирусами, риккетсиями, возбудителями микозов, рекомбинантными молекулами ДНК. Актуальными являются регламентирование условий обеспечения биобезопасности при исследованиях с использованием генетических методов, а также регламентирование медицинского обслуживания лиц, работающих с ПБА 1-П групп, в т.ч. оценки напряженности поствакцинального специфического иммунитета. Данные вопросы должны быть изложены в виде стандартов, руководств, методических указаний.
Не решенным остается пока вопрос сертификации СИЗ, защитного и лабораторного оборудования, стандартизации их использования при работах с ПБА, дезинфекции и эксплуатации после ее проведения (защитная эффективность масок и фильтрующих противогазов и т.д.). На настоящий момент в СП при проведении работ предлагается для защиты персонала использовать либо различные типы классического противочумного костюма, либо боксы безопасности различных классов в сочетании с вариантами СИЗ. Считается, что специализированное направление по разработке защитной одежды для микробиологических работ в нашей стране начало развиваться в 80-х гг. прошлого века [4, 6]. Однако на данный момент сертифицированным является только противочумный костюм «Кварц». Аналогичная ситуация и с боксами безопасности, в том числе III класса, выпускаемыми российскими производителями, которые не имеют ни названия «бокс биологической безопасности», ни сертификатов соответствия, ни стандартов производства и применения.
Наиболее проработанными по части нормирования в СП [1] являются вопросы обеззараживания объектов. Вместе с тем изучение эффективности дезинфицирующих средств традицидйка проводится на объектах, характерных дяя лечебно-профилактических учреждений - посуда, белье, выделения больного, поверхности и воздух в помещении [8]. Эти модели не учитывают в полной мере специфику осуществления различных видов деятельности с микроорганизмами. Соответственно получаемые при этом результаты не могут быть автоматически применены при работе с ПБА в условиях лабораторий/производств. Получить авторитетную консуль-
тацию по вопросам обеззараживания практически невозможно, так как в СП официально не установлены ответственные организации (лица).
Сложности возникли при решении вопроса утилизации объектов после дезинфекции/стерилизации. Согласно одним документам [1] они считаются обеззараженными, т.е. неопасными й утилизируются как бытовые отходы, а по другим'[37] даже после соответствующей обработки они продолжают относиться к разряду опасных (II класс опасности).,
Подобные вопросы требуют тщательного изучения и разработки единых подходов к их решению;
Нормирование действий в нештатных ситуациях предполагает создание:
- стандарта оперативного плана ликвидации нештатных ситуаций, включая варианты аварий с ПБА при проведении работ, акты биотерроризма, несчастные случаи, нарушение энерго-, водоснабжения, пожар и т.д.;
- стандарта оперативного плана действий при выявлении больного сотрудника, подозрительного на заболевание, контактного лица, скоординированного с аналогичными документами по городу (району, области);
- протоколов ведения и лечения больных отдельными. нозоформами ООИ, а также подозрительных на заболевание и контактных лиц в изоляторах (инфекционных госпиталях);
- стандарта оперативного плана взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций (в том числе в результате биотерроризма) с полным согласованием между ведомствами и координацией с аналогичными документами по городу (району, области);
- стандартов проектирования, оснащения, организации работы изолятора (инфекционного госпиталя), видов, объемов деятельности и оценки ее результатов;
- стандартов проведения тренировочных занятий по ликвидации нештатных ситуаций различных видов.
В целях совершенствования нормирования в вопросах подготовки специалистов необходимо разработать:
- стандарт (программа) специализированной подготовки в области обеспечения ББ (организация и проведение работ с микроорганизмами 1-1У групп патогенности, контроль обеспечения биобезопасности, повышение готовности учреждений здравоохранения к работе в условиях угрозы биотерроризма);
• - стандарты контроля полученных знаний, навыков;
- стандарт мониторинга профессионального здоровья сотрудников, перечень противопоказаний к приему и продолжению работ с ПБА;
- стандарт вакцинации по профессиональным (эпидемическим) показаниям и контроля ее эффективности;
’ - комплекс мероприятий по формированию культуры безопасности. Существенным принципом при этом остается выработка рациональных навыков соблюдения требований биобезопасности при проведении работ с ПБА.' Национальные СП [1] предусматривают подготовку специалистов (врачей,
лаборантов) на курсах по ООИ с акцентом на обеспечение биобезопасности конкретных манипуляций. Вспомогательный и инженерно-технический персонал проходит подготовку на рабочих местах без привлечения квалифицированных профильных специалистов, что не гарантирует полного и качественного .освещения условий и требований безопасной работы. Важным направлением в сфере совершенствования системы биобезопасности является разработка . специализированных программ подготовки всех категорий работников. В настоящее время сотрудниками РосНИПЧИ «Микроб» создана программа подготовки профильных специалистов, включающая в том числе вопросы оценки биологической опасности, повышения готовности учреждений здрёвоохранения к работе в условиях угрозы биотерроризма, обеспечения, безопасности при, организации и проведении работ с ПБА (в том числе и в очагах ООИ), а также осуществления контрольных мероприятий;
- стандарт оценки надежности профессиональной деятельности с использованием ПБА I—II групп патогенности и риска ее снижения. Особого внимания заслуживает вопрос обеспечения надежности профессиональной деятельности персонала для максимального снижения уровня антропогенных аварий. По статистике 80 % инцидентов на потенциально опасных объектах, в т.ч. биоопасных, происходит rio вине персонала, но вместе с тем до 70 % инцидентов было предотвращено в результате квалифицированных и своевременных действий персонала [цит. по 7]- Действующие национальные нормативы не предусматривают системы профессионального отбора, специальных ограничений для сотрудников, получающих доступ к ПБА, меру и технологию количественной оценки риска снижения профессиональной надежности работающего человека. Недостаточное внимание, уделяемое разработке данной проблемы недопустимо, так как квалификация и моральные качества персонала («человеческий фактор») были, есть и еще, по-видимому, долго будут ведущими факторами, определяющими надежность эксплуатации объектов с опасными технологиями. В условиях необходимости повышения готовности противодействия возрастающей угрозе биотерроризма задача обеспечения надежности профессиональной деятельности работников приобретает еще большую актуальность. Нормирование действий при повышении готовности к работе в условиях угрозы биотерроризма объединяет стандарты организации и проведения штатных работ, дей:, ствий в нештатных ситуациях и подготовки специалистов. Необходимо разработать:
• вероятные сценарии развития ситуации в результате применения биологического агента, оценку объемов исследований, материальных затрат (среды, диагностикумы, дезинфекционные средства, СИЗ, количество специалистов для проведения ра-бо;г и т.д.);
i • стандарт оценки уровней опасности манипуляций и объектов исследования;
| «стандарт определения условий необходимой защиты для проведения работ (боксы биологической безопасности, СИЗ, обеззараживание объектов);
• стандарт подготовки персонала (формирование рабочих групп, вакцинация, обучение на курсах, тренировочные занятия по обеспечению ББ при доставке, приготовлении проб, ликвидации возможных аварий);
• стандарт оперативного плана межведомственного взаимодействия при ликвидации ЧС, в т.ч. в случае биотерроризма, скоординированный с аналогичными документами по городу (району, области) и планы проведения учений по взаимодействию;
• стандарты, названные ранее: оперативного плана ликвидации последствий аварии при работе с ПБА в1 подразделении (учреждении); оперативного плана действий при выявлении больного сотрудника, подозрительного на заболевание, контактного лица, скоординированного с аналогичными документами по городу (району, области); ведения и лечения больных ООИ, подозрительных на заболевание и контактных лиц по каждой нозоформе; оснащения и организации работы изолятора (инфекционного госпиталя) по ведению больных ООИ.
Данное исследование позволило рассмотреть состояние обеспечения ББ работ с ПБА на сегодняшний день и выделить актуальные задачи, которые необходимо решать в области безопасного осуществления работ с возбудителями ООИ (штатные, нештатные условия) и при повышении готовности к работе учреждений медико-биологического профиля в условиях угрозы биотерроризма. Совершенствование обеспечения ББ деятельности с использованием ПБА отвечает основным направлениям государственной политики, изложенным в программных документах [26, 29, 40]. Это актуальнейшая многоплановая и полидисщшлинарная задача, решение которой направлено на укрепление национальной безопасности России. Основа совершенствования - результаты целенаправленных, специализированных исследований, к узловым моментам которых следует отнести установление показателей опасности й риска для разработки и введения нормативов и стандартов, используемых при обеспечении биобезопасности всех видов деятельности с ПБА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безопасность работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). Санитарные правила. СП 1.3.1285-03. - 2. Безопасность России. Словарь терминов и определений. - М.: МГФ «Знание», 1999. - 361 с. - 3. Большая медицинская энциклопедия. - М., 1978. - Т.9. - 4. Буянов В.В., Супрун И.П. Средства индивидуальной защиты для работ в микробиологических и вирусологических лабораториях. - Черноголовка, 2001. - 324 с. - 5. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ Р 1.0-92. - 6. Дроздов С.Г., Гарин Н.С., Джиндо-ян Л.С. и др. Основы техники безопасности в микробиологических и вирусологических лабораториях. - М.: Медицина, 1987. - 256 с. -7. Ипатов П.П., Мартенс В.К., Сорокин A.B. и др. Профессиональная надежность персонала АЭС: Концепция и технология количественной оценки, практика управления. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 232 с. -8. Методы испытаний дезинфекционных средств для оценки их безопасности и эффективности. - М., 1998. - 72 с. - 9. Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 29.04.97. Приказ № 126.-10.0 борьбе с терроризмом ФЗ № 130 от 25 июля 1998 г. - 11. Об организации и проведении меро-
приятий по профилактике чумы. Приказ М3 РФ от 19.01.04 № 7. - 12. Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Приказ МЧС РФ от 28.02.03 № 105. - 13. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований). Приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. №83. - 14. О взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и проведения мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций. Приказ Минздрава России от 05.02.04 №37. - 15.0 государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности. ФЗ № 86 от 05.06.96г. (йзм. 12.07.00г.). - 16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изД., дополн. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 421. - 17. О лицензировании отдельных видов деятельности. ФЗ № 128 от 10 августа 2001 г. - 18. Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы. Приказ М3 РФ от 19.01.04 №7. -19.06 организации лицензирования медицинской деятельности. Приказ М3 РФ № 238 от 26.07.02. - 20. Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Постановление Правительства РФ от 01.12.04 №715. - 21.0 Правительствен ной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 09.02.05 № 64. - 22. О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 16.05.05 №303. - 23. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 1.1. Общие вопросы. СП 1.1.1058-01. - 24. Организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, малярией, атипичной пневмонией (ТОРС) и инфекционными болезнями неясной этиологии, имеющими важное международное значение, утв. на XVII заседании Совета по сотруд. в обл. здрав. СНГ. - Душанбе, 2005. -
25.0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ № 52 от 30.03.99 г.- 26. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Пр-2194 от 04.12.03. - 27. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - Ростов н/Д, 2002. - 192 с. - 28. О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора по противодействию угрозе биотерроризма. Постановление от 05.09.05 г. N 21. -
29. О техническом регулировании. ФЗ № 184 от 27.12.02. -
30. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I—IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 1.2.1318-03. - М.: Минздрав России, 2003, - 39 с. - 31. Положение об организации работы по охране труда в органах управления и учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. Приказ М3 РФ от 29.04.97 № 126. - 32. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства РФ от
24.07.00 № 554. - 33. Положение о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов. Постановление Правительства РФ от 16.02.01 № 120. - 34. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Постановление Правительства РФ от 20.06.01 № 474. - 35. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Постановление Правительства РФ от 30.06.04 № 322. - 36. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I—IV групп патогенности. Санитарные правила. СП 1.2.036-95. - М.: Госкомсан-
эпиднадзор России, 1996. — 80'с. - 37. Правила сбора, хранения й утилизации отходов ЛПУ. Санитарные правила и нормы. СанПин ¡2.1.7.728-99. - М.: Минздрав России, 1999. -9с.-38. Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой. Санитарно-эпидемические правила. СП 3.1.1086-02. - 39. Профилактика, чумы. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.1.7.1380-03. - 40. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.11.04 № 1421-р. - 41. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 3.4.1328-03..- 42. Санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств. СанПиН, утв. на XVII заседании Совета по сотруд. в обл. здрав. СНГ. -Душанбе, 2005 г. - 43. Stavsky Е.А., Johnson В., Hawley R.J. et al. Comparative Analysis of Biosafety Guidelines of the USA, WHO, and Russia (Organizational and Controlling, Medical and Sanitary-epidemiological aspects) //.; Applied Biosafety. -2003'. - Vol. 8, N3.-P.'118-127..'
G.G Onischenko, I.G.Drozdov, T.A.Maliukova, M.N.Lyapin, M.V.Pchelintseva, V.E.Bezsmertny, S.D.Krivulya, Yu.M.Feodorov, , S.V.Netesov, V.V.Kutyrev
Standardization as an Element of the System Guaranteeing Security to Professionals Working , . with Biologic Agents Pathogenicity Groups I and II
i Federal Service of Consumers'Rights and Human Welfare Protection;
' Rospotrebnadzor Plague Control Center, Moscow; Russian Anti-Plague Research Institute "Microbe", Saratov; Stale Research Center of Virology and.Biotechnology "Vector", Koltsovo .
The situation is viewed as concerns standardization of the, rules and conditions to regulate the activities associated with the use of I—II groups pathogenic biologic agents (PBA) in the Russian Federation. Individual tasks, have been fixed and the ways to their perfection appointed. •
, . • ' Поступила 17.10.05.
УДК 576.8
С.П.Заднова, Ю.В Лозовский МЕХАНИЗМЫ СЕКРЕЦИИ ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫХ БАКТЕРИЙ
Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов
• ' г - 1
В обзоре рассмотрены пять систем секреции, присутствующие у патогенных грамотрицательных бактерий, с. помощью которых происходит транспорт белков на поверхность бактериальной клеткиили внутрь клеток хозяина. У многих микроорганизмов гены, кодирующие секретируемые белки и систему секреции, расположены на островах патогенности, что указывает на их важную роль в патогенности. При повреждении секреторных систем бактерии становятся авирулентными.
Как известно, секретируемые белки необходимы для жизнедеятельности патогенных и непатогенных бактерий, так как они участвуют в метаболизме клетки, построении клеточной оболочки, жгутика, пилей, выполняют защитную функцию, взаимодействуют с системами макроорганизма и т.д. В грамположительньлх бактериях внеклеточные и поверхностные белки транспортируются по «генеральному секреторному пути» или GSP (от англ. general secretory pathway) с использованием sec системы непосредственно во внешнюю среду. Наличие внешней мембраны у грамотрицательных микроорганизмов привело в процессе эволюции к формированию различных по структуре и функциям системам секреции [8]. Некоторые исследователи даже выделяют в особую группу системы транспорта, участвующие в переносе белков только через внешнюю мембрану [31].
Термин «секреция» обозначает активный транспорт белков из цитоплазмы, где они синтезируются во внешнюю среду через цитоплазматическую и внешнюю мембраны. У грамотрицательных бактерий секреция белков на поверхность клеток или внутрь клеток хозяина осуществляется с использованием пяти основных типов секреторных механизмов. Первый тип (I) или ATP-binding cassette (ABC, по классификации транспортных систем (transporter classification) обозначается как ТС #3.А. 1); II тип, включающий генеральный секреторный путь (Sec, ТС #З.А.5) и «главную терминальную ветвь» (от англ. main terminal branch) (МТВ,-ТС #З.А.15); III
тип секреторной системы (от англ. type three secretion systems - TTSSs), связанный с системой экспорта субъединицы (Fla) жгутика (ТС #З.А.6); IV тип секреции (TFSSs), включающий систему конъ-югативного переноса плазмид, иногда объединяют с V типом секреции (ТС #З.А.7). Для транспорта белков по II, IV и V типам секреции необходима sec система, тогда как для I и III механизмов секреции данная система не требуется. Первый тип секреции, Fla-система и TFSSs присутствуют как у грамотрицательных, так и у грамположительных бактерий, а III тип и МТВ система только у грамотрицательных' [11, 31, 36]. У многих микроорганизмов гены, кодирующие систему секреции, расположены на островах патогенности, чаще всего с островами патогенности ассоциированы гены Ш-го и IV-го типа секреции [18].
Первый тип секреции впервые описан и хорошо изучен у уропатогенной Escherichia coli (UPEC) при продукции а-гемолизина. Лейкотоксин Pasteurelia haemolytica, протеаза Pseudomonas aeruginosa, аде-нилат циклаза Bordetella pertussis также транспортируются через данный путь [3, 11, 18]. По первому типу секретируются в основном ферменты, которые не подвергаются аминотерминальному, процессингу, т.е. протеолитическому расщеплению и сигналом для секреции является набор из 60 аминокислот внутри карбонатной области секретируемых белков. Гены, кодирующие аппарат секреции I типа, и гены секретируемых белков расположены на хромосоме рядом, образуя кластер [18]. Рассмотрим систему