Научная статья на тему 'Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации'

Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2096
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BIOLOGICAL SAFETY / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS / ПАТОГЕННЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ / PATHOGEN BIOLOGICAL AGENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Юрий Алексеевич, Малюкова Татьяна Анатольевна, Тихомирова Людмила Александровна, Кутырев Владимир Викторович

В работе представлен системный подход к подготовке специалистов по биологической безопасности как одного из основных направлений обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обоснована актуальность совершенствования образовательного процесса и определены приоритетные и перспективные направления повышения эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Юрий Алексеевич, Малюкова Татьяна Анатольевна, Тихомирова Людмила Александровна, Кутырев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of training of specialists in biological safety in the Russian Federation

The article presents systemic approach to training of specialists in biological safety, one of the main areas of provision of sanitary and epidemiological welfare of the population. Substantiated is actuality of training process improvement, determined are areas of priority and most promising ones as regards enhancement of training efficiency.

Текст научной работы на тему «Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система подготовки специалистов по биологической безопасности в Российской Федерации

Ю.А. Попов, Т.А. Малюкова, Л.А. Тихомирова, В.В. Кутырев

ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"» Роспотребнадзора, Саратов

В работе представлен системный подход к подготовке специалистов по биологической безопасности как одного из основных направлений обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обоснована актуальность совершенствования образовательного процесса и определены приоритетные и перспективные направления повышения эффективности обучения.

Ключевые слова:

биологическая безопасность, подготовка специалистов, патогенные биологические агенты

System of training of specialists in biological safety in the Russian Federation

Yu.A. Popov, T.A. Malyukova, L.A. Tikhomirova, V.V. Kutyrev

Russian Research Anti-Plague Institute "Microbe", Saratov

The article presents systemic approach to training of specialists in biological safety, one of the main areas of provision of sanitary and epidemiological welfare of the population. Substantiated is actuality of training process improvement, determined are areas of priority and most promising ones as regards enhancement of training efficiency.

Keywords:

biological safety, training of specialists, pathogen biological agents

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения базируется на четырех основных направлениях: санитарная охрана территории; эпидемиологический надзор за природно-очаговыми зоо-нозными и другими опасными инфекционными болезнями; предупреждение и противодействие чрезвычайным ситуациям санитарно-эпидемиологического характера; обеспечение биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) [1]. В соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил (2005 г.), указанные направления функционально интегрируются в рамках национального эпидемиологического над-

зора и контроля (ответных мер на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера). Каждое из них, в том числе обеспечение биологической безопасности работ с ПБА, содержит профилактическую (предупредительную) и противоэпидемическую (экстренную, локализацию и ликвидацию эпидемических очагов) компоненты.

На территории РФ свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность с ПБА 1-11 групп [2]. Обеспечение биологической безопасности подобных работ определено рядом законодательных, подзаконных актов Российской Федерации как актуальное и приоритетное

направление обеспечения национальной безопасности России [3-6]. При этом основной задачей является исключение или максимально возможное снижение биологического риска1 вследствие какого-либо неблагоприятного события: аварии, внутрилабораторного инфицирования персонала, выхода микроорганизмов в окружающую среду. С этой целью на предприятиях и в учреждениях, использующих в своей деятельности ПБА 1-11 групп, регламентирован комплекс мероприятий: организационных, инженерно-технических, санитарно-профилактических (противоэпидемических), контрольных [7].

В приоритете работы предприятий и учреждений, использующих в своей деятельности ПБА 1-11 групп, - обеспечение биобезопасности с целью снижения риска аварий при работе с микроорганизмами, заражения работников, исключение выхода инфекционных агентов за пределы учреждения с последующим инфицированием населения и окружающей среды. Это осуществляется за счет повышения надежности оборудования с использованием дублирующих систем безопасности, совершенствования средств индивидуальной защиты, тщательного изучения досье претендентов на работу, проведения медицинских осмотров для выявления противопоказаний к работам с микроорганизмами, разработки регламентов проведения работ и стандартных операционных процедур, совершенствования обучения специалистов [7, 8].

В последние годы основными путями совершенствования обеспечения биобезопасности работ с ПБА являются внедрение новых инженерно-технических систем и оборудования, а также усиление контроля за обращением ПБА.

Вместе с тем анализ аварийных ситуаций в противочумных учреждениях Роспотребнадзора свидетельствует о том, что более 90% нарушений и аварий происходит по вине человека. Роль работников в возникновении биорисков при работе с ПБА отражена в положениях Международного стандарта по управлению лабораторными биорисками [9]. В документе перечислены 10 основных манипуляций, выполняемых персоналом, которые связаны с риском неблагоприятных событий. К этим манипуляциям отнесены выполнение надлежащих микробиологических процедур; эксплуатация инженерно-технических систем, включая защитное и лабораторное оборудование; использование средств индивидуальной защиты; обращение ПБА; транспортирование ПБА; инактивация биологических агентов и токсинов; обращение с отходами; нарушение физической защиты микробных культур, образцов для исследования, потенциально загрязненных материалов, отходов.

Однако общеизвестно, что около 70% аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах в различных отраслях были предотвращены в результате квалифицированных действий специалистов. Следовательно, управление биорисками должно быть направлено на профилактику неблагоприятных

событий, обусловленных человеческим фактором2, в том числе при помощи специализированной профессиональной подготовки по вопросам биологической безопасности работ.

Актуальность подготовки специалистов по биологической безопасности обусловлена появлением угроз и вызовов, определяемых как биологический терроризм, возможным возникновением генных войн, разработкой нового поколения биологического оружия, ростом значимости технологий двойного назначения на фоне устойчивой тенденции появления новых (неизвестных) или возвращающихся инфекций, а также эпидемиологическим неблагополучием в отношении социально значимых инфекционных болезней. Перечисленные угрозы современного мира диктуют необходимость совершенствования мер предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций биологического характера, масштаб последствий которых сопоставим с угрозой национальной и международной безопасности [1], выделения дисциплины «биологическая безопасность» в отдельную специальность в перечне, утвержденном Минобрна-уки России. В «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу» в качестве приоритетных направлений определены укрепление кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов. Для обеспечения биологической безопасности необходимо создание условий для повышения уровня подготовки кадров, включая обслуживающий персонал, который осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов. В связи с этим требуются разработка и внедрение новых учебных программ тематического усовершенствования по вопросам анализа рисков негативного воздействия биологических факторов и применения технологий управления рисками, проведение учений и тренировочных занятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на биологически опасных объектах [6].

В результате анализа действующих документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и дополнительного профессионального образования в Российской Федерации [6-8, 11] установлено, что система профессионального образования для работы с ПБА включает три обязательных последовательных этапа.

I этап. Высшее (5-6 лет) или среднее (2-4 года) профессиональное (медицинское, биологическое, ветеринарное) образование.

В учебные программы включены отдельные вопросы обеспечения биологической безопасности. Например, циклы занятий, освещающие основы биологической безопасности в широком понимании (национальная биологическая безопасность; международные системы биобезопасности; санитарная охрана территорий; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера; инфекционные болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории; меры профилактики инфек-

1 Биориск - сочетание вероятности возникновения вредного воздействия и степени вредного воздействия биологического агента или токсина на здоровье человека (работника, населения) и окружающую среду.

2 Человеческий фактор - многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях [10].

ционных болезней как основа национальной безопасности и др.) и узкой трактовке (обеспечение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах; локализация и ликвидация очагов инфекционных заболеваний; методы дезинфекции; обеззараживание и утилизация медицинских отходов; средства индивидуальной защиты при работе в очаге инфекции и др.).

II этап. Дополнительное (послевузовское) профессиональное образование (профессиональная переподготовка) -обучение на курсах объемом занятий 500 ч и более -обязательное условие для оформления допуска к работе с ПБА. Подготовку бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, допускаемых к работам с ПБА 1-11 групп, проводят по четырем образовательным программам, согласованным руководителем Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.

Одной из основных целей подготовки на втором этапе является освоение правил обеспечения биологической безопасности; выработка навыков их соблюдения при рутинных манипуляциях, входящих в должностные обязанности; формирование у специалиста культуры безопасного поведения. Таким образом, профессиональная переподготовка призвана обеспечить как индивидуальную, так и общественную биобезопасность.

Обучение правилам работы с ПБА 1-11 групп проводят на базе противочумных учреждений Роспотребнадзора: в ФКУЗ «РосНИПЧИ "Микроб"» - с 1924 г.; в Ростовском-на-Дону НИПЧИ - с 1934 г.; в НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока -с 1938 г., в Ставропольском НИПЧИ - с 1952 г., в Волгоградском НИПЧИ - с 1999 г., на Астраханской противочумной станции - с 1986 г.

Центральная часть образовательных программ представлена комплексом мероприятий по формированию культуры безопасности, современных представлений о теоретических и прикладных основах биологической безопасности. Материалы, обеспечивающие учебный процесс, разработаны с учетом основных понятий: «биологическая опасность», «биологически опасные факторы и процессы», «оценка биорисков», «обеспечение биологической безопасности». Во все учебные программы в 2013 г. введен раздел «Профессиональные требования», включающий перечень знаний и умений, необходимых, в том числе, для обеспечения биобезопасности работ с ПБА, которые должен приобрести специалист, завершивший обучение.

В настоящее время сформирован учебный модуль по проблемам биобезопасности, биозащиты и обеспечения

биобезопасности работ с ПБА, включающий лекционные и практические занятия (табл. 1, 2).

Материалы учебного модуля используют при проведении курсов профессиональной переподготовки бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов и курсов повышения квалификации специалистов различных профессиональных групп.

IIIэтап. Повышение квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

В настоящее время на базе противочумных институтов реализуют 15 учебных программ, согласованных руководителем Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека. В 2013 г. в учебные планы и содержание всех программ внесена коррекция с учетом современных взглядов на проблему биобезопасности, биозащиты и подходов к обеспечению биобезопасности работ с возбудителями особо опасных инфекционных болезней человека. Во все учебные программы введен раздел «Профессиональные требования», включающий перечень знаний и умений, необходимых в том числе для обеспечения биобезопасности работ с ПБА, которые должен приобрести специалист, завершивший обучение.

При проведении курсов повышения квалификации используют материалы учебного модуля, приведенного в таблицах.

Внедрение современных информационных технологий позволяет вывести процесс обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификции на качественно новый уровень. В настоящее время разработан ряд электронных учебно-методических пособий, видеолекций (презентаций), тематических электронных баз данных, учебных видеофильмов, 2D- и 3D-анимаций, электронных контрольно-измерительных материалов. Информационным сопровождением процесса обучения на данный момент являются:

■ материалы, размещенные на сайте ФКУЗ «РосНИПЧИ "Микроб"» (www.microbe.ru) и других противочумных учреждений;

■ научно-практический журнал «Проблемы особо опасных инфекций», выпускаемый 4 раза в год (с 1968 г.);

■ компьютерная база данных «Биологическая безопасность», содержащая около 2000 законодательных, нормативных, правовых, методических документов, статей, монографий и др. (свидетельство об офици-

Таблица 1. Распределение трудоемкости учебного модуля и видов учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость

1 объем в зачетных единицах 1 объем в академических часах (очная форма обучения) 1

Аудиторная работа 10 360

В том числе: лекции 1 36

практические занятия 8 288

самостоятельная работа 1 36

Промежуточная аттестация 1 36

Итого 11 396

Таблица 2. Разделы учебного модуля, виды учебной работы и формы текущего контроля

Тема модуля Виды учебной работы (в академических часах) Оценочные

Л ПЗ СР всего средства

Биологическая безопасность 2 2 КВ

Обеспечение биобезопасности при работе с ПБА 6 250 4 260 ТЗ СЗ

Обеспечение биобезопасности при работе с генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами 2 - 2 4 КВ

Средства индивидуальной защиты 2 5 4 11 ТЗ СЗ

Инженерно-технические мероприятия и средства обеспечения 4 12 КВ

биобезопасности работ с ПБА ТЗ

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия обеспечения биобезопасности работ с ПБА 4 - 2 6 КВ

Обеспечение биобезопасности работ в изоляторе 2 4 4 10 КВ СЗ

Хранение, учет, передача, экспорт ПБА 2 6 4 12 СЗ ТЗ

Аварии при работе с ПБА. Внутрилабораторные заражения 4 6 4 14 СЗ ТЗ

Организация и проведение первичных мероприятий при выявлении больного ООИ, патологоанатомического заключения ООИ, человека с подозрением на заболевание ООИ

Проведение текущего и планового контроля обеспечения 4 10 СЗ

биобезопасности работ с ПБА ТЗ

Противодействие биотерроризму 2 - 1 3 КВ

Профессионально важные качества персонала, допускаемого к работам с ПБА, и психологические аспекты работы с ПБА 2 6 - 8 ТЗ

Итого 36 288 36 360

Примечание. Л - лекции, ПБА - патогенные биологические агенты, ТЗ - тестовые задания, КВ - контрольные вопросы, СЗ -ситуационные задачи, ООИ - особо опасные инфекции.

альной регистрации в Роспатенте № 2 004 620 130 от 21.05.2004);

■ ежегодно выпускаемые с 2000 г. институтом «Микроб» тематические реферативные сборники «Биологическая безопасность» по материалам, включенным в базу данных, а также ежегодные реферативные сборники «Методические документы и отчеты по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации»;

■ книга «Биологическая безопасность. Термины и определения», первое и второе издания [12];

■ учебно-методические пособия для практических занятий по обеспечению биологической безопасности при работе с ПБА в микробиологической лаборатории (ФКУЗ «Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока», ФКУЗ «РосНИПЧИ "Микроб"»);

■ учебное пособие по биобезопасности [13];

■ электронный учебно-методический комплекс «Актуальные особо опасные инфекционные болезни: микробиология, эпидемиология, лабораторная диагностика, обеспечение биологической безопасности», разработанный в соответствии с распоряжением Правительства РФ по поддержке внедрения и реализации положений Международных медико-санитарных правил в государствах - участниках СНГ от 07.10.2014 № 1965-р;

СЗ КВ

■ более 20 учебных аудио- и видеофильмов, иллюстрирующих выполнение отдельных манипуляций с ПБА в соответствии с правилами обеспечения биобезопасности.

Однако внедрение электронного и дистанционного образования в процесс обучения на базе противочумных учреждений сопряжено с необходимостью наличия специального оборудования, программного обеспечения, электронных обучающих средств и т.д., а также специализированной подготовки преподавателей, а следовательно, требует адекватного целевого финансирования.

Неотъемлемой составной частью процесса обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации является оценка уровня знаний, навыков и умений использовать приобретенные знания. Для входного и итогового контролей используют тестовые задания с учетом материалов базы данных «Правила биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами 1-11 групп» (свидетельство №2 004 620 130 об официальной регистрации базы данных в Реестре баз данных от 21.05.2004). Задания предусматривают освоение действующих санитарных правил и инструкций:

■ «Безопасность работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности (опасности)» СП 1.3.3118-13;

■ «Безопасность работы с микроорганизмами Ш-1У групп патогенности (опасности) и возбудителями парази-

тарных болезней» СП 1.3.2322-08. «Безопасность работы с микроорганизмами Ш-1У групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней». СП 1.3.2518-09. Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08;

■ «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности». СП 1.2.036-95;

■ «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности, генно-инженерно-модифи-цированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами» СП 1.2.1318-03;

■ инструкции учрежденческого уровня.

При разработке тестовых заданий использован дифференцированный подход, учитывающий специфику работы специалистов разного профиля (бактериологи, зоологи и паразитологи, эпидемиологи, вирусологи, сотрудники здравпункта (изолятора, медицинской части), административные работники разного уровня). Кроме этого, в тест входят вопросы общего характера и задания, контролирующие знания уровня допуска к работе с ПБА (по должностным обязанностям врача/научного сотрудника, лаборанта, дезинфектора).

Одним из компонентов организации и проведения автоматизированного процесса обучения и контроля знаний по вопросам биобезопасности у персонала, допускаемого к проведению всех видов работ с ПБА, является Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенами !-П групп (свидетельство № 2 005 612 024 об официальной регистрации программы в Реестре программ для ЭВМ от 09.08.2005) [14].

Комплексная программа позволяет:

■ сотрудникам учреждения провести самоподготовку по нормативно-методическим документам и отработать навыки проверки знаний в тестовой форме;

■ лицам, проводящим оценку уровня знаний, осуществлять контроль с целью оформления допуска к работе с ПБА; повышать собственный уровень знаний; участвовать в корректировке и пополнении базы данных, содержащей вопросы и ответы;

■ администрации учреждения организовать контроль, в том числе оперативный, знаний правил биологической безопасности работ с ПБА у персонала; получать информацию для принятия решений по повышению уровня профподготвленности работника; повышать качество обучения правилам биобезопасности работ с ПБА; получать базовые данные для оценки надежности профессиональной деятельности работника и использовать информацию для совершенствования паспорта безопасности учреждения; повышать эффективность обеспечения биобезопасности учреждения; повышать эффективность управления персоналом учреждения.

Вместе с тем отсутствуют программы и, соответственно, курсы подготовки и повышения квалификации по вопро-

сам обеспечения биобезопасности для вспомогательного и инженерно-технического персонала учреждений, осуществляющих деятельность с ПБА. Обучение проходит на местах в подразделениях, где они работают [7, 8], что не гарантирует полного и адекватного освещения условий и требований безопасной работы. Определенные шаги для решения задачи предпринимаются. В настоящее время на базе ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб» разработана и реализуется программа подготовки по биологической безопасности членов специализированных противоэпидемических бригад НИПЧИ Роспотребнадзора, имеющих инженерно-техническое образование. Пока нерешенным остается также вопрос о краткосрочной переподготовке сотрудников, по каким-либо причинам не работавших с ПБА продолжительное (более 6 мес) время (сроки требуют научного обоснования и закрепления в нормативных документах) с целью тренинга и контроля сохранения навыков выполнения манипуляций в соответствии с правилами обеспечения биологической безопасности.

Система обеспечения биологической безопасности работ с ПБА в качестве одной из основных групп мероприятий включает контрольные [7], для реализации которых в учреждениях (организациях) формируют Комиссию по биологической безопасности (КББ), состоящую из высококвалифицированных специалистов. В состав КББ входят сотрудники, осуществляющие разные виды деятельности: диагностическую, экспериментальную, производственную. Вместе с тем в учреждениях, работающих с ПБА, отсутствует должность «специалист по биологической безопасности», подготовка которых становится актуальной в связи с:

■ широким кругом организаций, осуществляющих различные виды работ с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание микроорганизмов I-II групп патогенности: диагностические исследования, включая детекцию нуклеиновых кислот; все виды экспериментальных работ с использованием микроорганизмов, гельминтов, токсинов и ядов биологического происхождения; работы по производству медицинских иммунобиологических препаратов с использованием микроорганизмов и продуктов их микробиологического синтеза; зоо-лого-энтомологические исследования; сбор полевого материала на территориях природных очагов инфекций и его транспортирование; содержание диких позвоночных животных и членистоногих; работы в инфекционных очагах заболеваний, эвакуация больных особо опасными инфекциями; работы в больницах (госпиталях), изоляторах и обсерваторах; вскрытие трупов людей и павших животных; исследования по контролю качества продукции на наличие санитарно-показательных микроорганизмов [7];

■ необходимостью квалифицированных действий при организации обеспечения биологической безопасности функционирования учреждений (организаций), осуществляющих указанные виды работ с ПБА, и при проведении контрольных мероприятий;

■ пополнением в последние годы нормативной базы обеспечения биобезопасности в Российской Федерации рядом законодательных, подзаконных актов

и нормативно-методических документов, регламентирующих лицензирование деятельности и безопасность работ с возбудителями инфекционных заболеваний, санитарную охрану территорий, противодействие биотерроризму;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ формированием биобезопасности как области специальных знаний и прикладных разработок, созданием концепции биологической безопасности [1, 15, 16];

■ внедрением современных защитных инженерно-технических средств.

Следовательно, актуальной является подготовка на тематических курсах специалистов, участвующих в организации работ с ПБА в учреждениях (организациях) и проведении контрольных мероприятий (плановый, текущий, внеплановый контроль).

Востребованность их определяется многоуровневой структурой и задачами системы эпидемиологического надзора, контроля за особо опасными инфекционными болезнями и опасными промышленными объектами, прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории РФ.

В связи с этим в 2007 г. специалистами противочумных институтов была разработана и согласована руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека программа повышения квалификации «Биологическая безопасность». Цель обучения - совершенствование знаний и навыков в области обеспечения биобезопасности при организации и проведении всех видов работ с ПБА. В разделе «Профессиональные требования» четко определен перечень знаний и умений, которые должен за время обучения приобрести специалист.

Обучение расчитано на 163 учебных часа, из них 101 ч отведен на практические занятия для совершенствования навыков обеспечения биобезопасности непосредственно при: проведении манипуляций с ПБА, включая упаковку и транспортирование; осуществлении локализации и ликвидации аварий разных видов; работе в изоляторе; проведении планового и текущего контролей обеспечения биобезопасности в подразделении/учреждении; решении ситуационных задач. Теоретический раздел включает занятия по следующим темам: основы биобезопасности (терминология, биологические угрозы, оценка биологических рисков, противодействие биотерроризму); национальные и международные системы биобезопасности; источники биологических рисков и угроз; патогенные биологические агенты; обращение с ПБА; потенциально опасные объекты; средства индивидуальной защиты; инженерные системы обеспечения биологической безопасности; физическая защита ПБА; методы обеззараживания ПБА; хранение, обеззараживание и утилизация медицинских отходов; аварии при работе с ПБА; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; контрольные мероприятия; формирование культуры безопасного поведения; профессионально важные качества специалистов, допускаемых к работам с ПБА; оценка профессиональной адаптации и надежности профессиональной деятельности работников.

Программа предназначена для специалистов, занимающихся обеспечением безопасности работ с ПБА на разных уровнях, а также контролем их проведения:

■ руководителей учреждений, подразделений, лабораторий, врачей и биологов противочумных, научно-исследовательских и других учреждений Роспотреб-надзора и других ведомств, осуществляющих работы с ПБА;

■ сотрудников управлений Роспотребнадзора в субъектах РФ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, руководителей, эпидемиологов, врачей-инфекционистов и других специалистов учреждений здравоохранения, различных организаций, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Необходимость подготовки указанных специалистов обусловлена положениями федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также «Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 01.11.2013 № Пр-2573).

Заключение

Таким образом, подготовка специалистов по биобезопасности является цельной системой непрерывного профессионального образования, раскрывающей современную концепцию обеспечения биологической безопасности. Вопросы обеспечения национальной биологической безопасности, противодействия биологическому терроризму и биобезопасности при выполнении конкретных манипуляций в соответствии с профессиональными обязанностями и задачами включены во все учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на базе противочумных учреждений Роспотребнадзора. Особой задачей является подготовка профессионалов, занимающихся организацией работ с ПБА и осуществлением контрольных мероприятий в области обеспечения биологической безопасности.

Необходимо разработать специализированные программы обучения для дезинфекторов, инженерно-технических сотрудников и работников, не осуществлявших манипуляции с ПБА более 6 мес.

Направлениями повышения эффективности функционирования системы подготовки специалистов по биологической безопасности являются применение информационно-коммуникационных технологий (электронного и дистанционного образования) и внедрение системы профессиональной оценки работников (профессионально важных качеств, профессиональной адаптации, профессионального здоровья, профессиональной подготовленности, успешности, надежности, разработка которой была начата в рамках работ по ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 гг.)».

Актуальность совершенствования подготовки и оценки надежности профессиональной деятельности персонала обусловлена рядом факторов, в том числе:

■ регистрацией внутрилабораторных заражений, в том числе с летальным исходом [16-18];

■ регистрацией случаев нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения, утилизации опасных объектов и материалов [19-23];

■ материальными затратами на ликвидацию последствий каждой аварии в соответствии с действующими нормативными документами в сфере биобезопасно-

сти работ и стандартами ведения лиц, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций.

Часть представленных результатов была выполнена в 2010 г. в рамках работ по ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 гг.)» и Распоряжения Правительства РФ поддержке внедрения и реализации положений ММСП в государствах - участниках СНГ от 07.10.2014 № 1965-р.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"» Роспотребнадзора, Саратов: Попов Юрий Алексеевич - доктор биологических наук, профессор, заведующий отделом образовательных программ и подготовки специалистов Е-таН: rusrapi@microbe.ru

Малюкова Татьяна Анатольевна - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела образовательных программ и подготовки специалистов Е-таН: rusrapi@microbe.ru

Тихомирова Людмила Александровна - кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела образовательных программ и подготовки специалистов Е-таН: rusrapi@microbe.ru

Кутырев Владимир Викторович - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор Е^аН: rusrapi@microbe.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В. и др. Концептуальные основы биологической безопасности. Ч. 1 // Вестн. РАМН. 2013. № 10. С. 4-13.

2. Доброхотский О.Н. Оценка и управление биологическими рисками при работе с патогенными биологическими агентами (современное состояние вопроса в России) // Биозащита и биобезопасность. 2010. Т. 2, № 3 (4). С. 18-22.

3. О мерах по реализации полномочий Единой Государственной Федеральной централизованной системы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности. Распоряжение № 50 Руководителя Роспотребнадзора от 4.08.2009.

4. Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2005 № 893.

5. Об утверждении Федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)»: постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791.

6. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу : приказ Президента РФ от 01.11.2013 № Пр-2573.

7. Безопасность работ с микроорганизмами I—II групп патогенности (опасности). Санитарные правила. СП 1.3.3118-13 // Бюл. норм. и метод. докум. Госсанэпиднадзора. 2013. № 3 (13). С. 95-115.

8. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней: сани-

тарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08. М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 75 с.

9. The International Biorisk Management Standard (CWA 15793: 2008). Canada, 2008. 43 p.

10. Salvendy G. Handbook of Human Factors and Ergonomics. 3rd ed. N.Y : Wiley, 1987. 814 p.

11. Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора: методические рекомендации. М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 38 с.

12. Биологическая безопасность. Термины и определения. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Кутырева. М. : Медицина, 2011. 152 с.

13. Дмитриева В.А., Боронин А.М., Дмитриев В.В., Доброхотский О.Н. и др. Учебное пособие по биобезопасности. Тула : Изд-во ТулГУ, 2013. 500 с.

14. Ляпин М.Н., Малюкова Т.А. Филимонов Е.С., Головко Е.М. и др. Комплексная программа самообучения и контроля знаний правил биологической безопасности работ с патогенными биологическими агентами I-II групп // Официальный бюл. Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии ИМС. 2005. № 4 (53). С. 90.

15. Ляпин М.Н., Ежов И.Н., Дроздов И.Г., Кутырев В.В. Эволюция взглядов на проблему биобезопасности и формирование области специальных знаний // Мол. мед. 2006. № 3. С. 14-19.

16. Проект Федерального закона «О биологической безопасности»: Общий технический регламент // Дезинфекц. дело. 2006. № 2. С. 46-61.

17. Безсмертный В.Е., Иванова С.М., Филатов Н.Н., Родина Л.В. и др. Определение подходов к обеспечению биологической безопасности населения крупного города на примере Москвы // Пробл. особо опасных инфекций. 2006. Вып. 92. С. 35-38.

18. Fatal laboratory-acquired infection with an attenuated Yersinia pestis Strain - Chicago, Illinois, 2009 // MMWR. Morb. Mortal. Wk1y Rep. 2011 Feb 25. Vol. 60, N 7. P. 201-205.

19. Инспекторы CDC выявили ряд опасных нарушений в системе обеспечения биобезопасности гослабораторий. URL: http:// www.univadis.ru/medica1-news/Inspektory-CDC-vyyavi1i-ryad-opasnyh-narushenij-v-sisteme-obespecheniya-biobezopasnosti-goslaboratorij

20. 300 vials labeled flu, dengue found at US lab (Update). URL: http:// medica1xpress.com/news/2014-07-via1s-inf1uenza-dengue-1ab.htm1

21. CDC обнаружил существенные нарушения при перевозке опасных штаммов H5N1. URL: http://www.univadis.ru/medica1-news/ CDC-obnaruzhi1-suschestvennye-narusheniya-pri-perevozke-opasnyh-shtammov-H5N1

22. Officia1: U.S. CDC says 84 1ab workers possib1y exposed to 1ive anthrax bacteria. URL: http://medporta1.ru/mednovosti/news/2014/ 06/20/470anthrax/

23. O1d via1s of sma11pox found in US storage room (Update). URL: http://medica1xpress.com/news/2014-07-forgotten-via1s-sma11pox-storage-room.htm1#in1R1v

REFERENCES

1. Onishchenko G.G., Smolenskiy V.Yu., Ezhlova E.B., Demina Yu.V. et al. Conceptual bases of biological safety. Part 1. Vestnik Rossiiskoi Akademii Meditsinskikh Nauk [Annals of the Russian Academy of Medical Sciences]. 2013; 10: 4-13. (in Russian)

2. Dobrokhotskiy O.N. Assessment and management of environmental risks when working with pathogenic biological agents (current state of the question in Russia). Biosecurity and biosafety. 2010; Vol. 2, N 3 (4): 18-22. (in Russian)

3. On measures to implement the powers of Federal State Unified centralized system of state sanitary and epidemiological surveillance in the area of biological and chemical security. Order №50 from the head of Rospotrebnadzor from 04/08/2009 (in Russian)

4. On approval of the registration of the declaration of industrial safety of dangerous industrial objects and the list of information to be included in it: Order of Federal Service for Ecological, Technological and Atomic Supervision from 29.11.2005 № 893. (in Russian)

5. On approval of Federal Target Program "The national system of chemical and biological safety of the Russian Federation (2009-2013)": the decision of the Government of the Russian Federation from 27.10.2008 № 7910.2008 № 791. (in Russian)

6. Basics of the state policy in the field of chemical and biological security of the Russian Federation for the period up to 2025 and beyond: the order of the President of the Russian Federation of 01.11.2013 № Pr-2573. (in Russian)

7. Safety of work with microorganisms of I-II pathogenicity groups (hazard chance). Sanitary Regulations. SR 1.3.3118-13. Bulletin of normative and methodological documents of Gossanepidnadzor. 2013; 3 (13): 95-115. (in Russian)

8. Safety of work with microorganisms of III-IV pathogenicity groups (hazard chance) and agents of parasitic diseases: sanitary-epidemiological rules SR 1.3.2322-08. Moscow: Federal Center of Hygiene and Epidemiology, 2009, 75 p. (in Russian)

9. The International Biorisk Management Standard (CWA 15793:2008). Canada, 2008, 43 p.

10. Salvendy G. Handbook of human factors and ergonomics (3rd ed.). NY: Wiley, 1987. 814 p.

11. Organization of training of medical and preventive Profile-based agencies and Rospotrebnadzor organizations: guidelines. Moscow: Federal Center of Hygiene and Epidemiology, 2009; 38 p. (in Russian)

12. Onishchenko G.G., Kutyreva V.V., eds. Biosecurity. Terms and Definitions. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Meditsina, 2011. 152 p. (in Russian)

13. Dmitrieva V.A., Boronin A.M., Dmitriev V.V., Dobrokhotskiy O.N. et a1. Tutoria1 on Biosafety. Tu1a: Pub1isher of Tomsk State University. 2013; 500 p. (in Russian)

14. Lyapin M.N., Ma1yukova T.A. Fi1imonov E.S., Go1ovko E.M. et a1. A comprehensive program of se1f-training and contro1 of know1edge of the ru1es of eco1ogica1 safety of works with pathogenic bio1ogica1 agents of groups I-II. Ofitsia1'nyy byu11eten' «Programmy d1ya EVM. Bazy dannykh. Topo1ogii integra1'nykh mikroskhem» [Officia1 Bu11etin "Computer Programs. Databases. Topographies of integrated circuits"]. 2005; 4 (53): 90. (in Russian)

15. Lyapin M.N., Ezhov I.N., Drozdov I.G., Kutyrev V.V. The evo1ution of views on the issue of biosafety and formation of specia1ist know1edge. Mo1eku1yarnaya meditsina [Mo1ecu1ar Medicine]. 2006; 3: 14-9. (in Russian)

16. The draft federa1 1aw "On Bio1ogica1 Safety". Genera1 Technica1 Regu1ations. Dezinfektsionnoe de1o [Disinfection Dea1]. 2006; 2: 46-61. (in Russian)

17. Bessmertnyy V.E., Ivanova S.M., Fi1atov N.N., Rodina L.V. et a1. Defining approaches to the bio1ogica1 safety of the popu1ation of a 1arge city on the examp1e of Moscow. Prob1emy osobo opasnykh infektsiy [Prob1ems of Specia1 Danger Infection]. 2006; 92: 35-8. (in Russian)

18. Fata1 Laboratory-Acquired Infection with an Attenuated Yersinia pestis Strain - Chicago, I11inois, 2009. MMWR Morb Morta1 Wk1y Rep. Vo1. 60, N 7: 201-5.

19. CDC inspectors identified a number of dangerous breaches in biosafety of government 1aboratories / http://www.univadis.ru/medica1-news/Inspektory-CDC-vyyavi1i-ryad-opasnyh-narushenij-v-sisteme-obespecheniya-biobezopasnosti-gos1aboratorij

20. 300 via1s 1abe1ed f1u, dengue found at US 1ab (Update) / http:// medica1xpress.com/news/2014-07-via1s-inf1uenza-dengue-1ab.htm1

21. CDC обнаружил существенные нарушения при перевозке опасных штаммов H5N1/http://www. univadis.ru/medica1-news/CDC-obnaruzhi1-suschestvennye-narusheniya-pri-perevozke-opasnyh-shtammov-H5N1

22. Officia1: U.S. CDC says 84 1ab workers possib1y exposed to 1ive anthrax bacteria /http://medporta1.ru/mednovosti/news/2014/06/20/ 470anthrax/

23. O1d via1s of sma11pox found in US storage room (Update) / http:// medica1xpress.com/news/2014-07-forgotten-via1s-sma11pox-storage-room.htm1#in1R1v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.