Научная статья на тему 'Реализация стратегии развития последипломного образования по медико-профилактическим специальностям'

Реализация стратегии развития последипломного образования по медико-профилактическим специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-ND
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маймулов В. Г., Чернякина Т. С., Якубова И. Ш., Суворова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии развития последипломного образования по медико-профилактическим специальностям»



РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

В,Г. Маймулов, Т.С. Чернякина, И.1Л. Якубова, A.B. Суворова Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И. Мечникова

Кафедра профилактической медицины образована на факультете повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова в 1998 г. В состав кафедры вошли специалисты всех гигиенических специальностей в виде курсов: общая гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиеническое воспитание, коммунальная и радиационная гигиена.

Реализация стратегии развития последипломного образования по медико-профилактическим специальностям с учетом 10-летнего опыта работы кафедры профилактической медицины базируется на основе следующих положений:

I. Реформирование как системы здравоохранения (Национальный проект «Здоровье»), так и системы образования (Национальный проект «Образование»), конечным результатом которого должно стать повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения, повышение доступности качественных образовательных услуг.

2. Реализация основных положений Бо-лонской декларации: неразрывность учебного и научного процесса, внедрение модульных технологий построения образовательных программ и организация учебного процесса по тематическим дисциплинарным модулям, внедрение накопительной системы зачетных единиц - кредитов, развитие дистанционного обучения с использованием современных информационно-аналитических технологий.

3. Реформа в области технического регулирования по обеспечению санитарно-эпи-демиологического благополучия населения, которая обусловила значительное обновление и изменение нормативно-правовой и законодательной базы в сфере общественного здоровья.

4. Реформа госсанэпидслужбы России в связи с усложнением задач, расширением функций - появлением новых функций по надзору и контролю на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей, изменением правовых, экономических и организационных условий деятельности специалистов.

5. Внедрение системы менеджмента качества образования: модернизация образовательной деятельности с ориентацией на конечный результат - высокое качество подготовки специалиста, определяемое его востребованностью на рынке труда, создание кафедральной системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образовательного процесса, само- и взаимоконтроль эффективности образовательной деятельности.

6. Разработка и внедрение национальных стандартов, соответствующих международным нормативам, в связи с планируемым вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры профилактической медицины в системе последипломного образования реализуется по всем разделам работы: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская.

Модернизация учебной работы включает, прежде всего, изменение содержания образования путем внесения изменений и дополнений в действующие образовательные стандарты, учебные планы и программы подготовки специалистов меди ко-профилактического профиля на последипломном уровне. Преподаватели кафедры принимали участие в разработке, утверждении и введении в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального последипломного образования по медико-профилактическим специальностям и примерного учебного плана подготовки специалистов, сформированных на основе компетентного подхода и системы зачетных единиц.

В связи с этим внесены изменения в содержание учебных планов и программ, методического обеспечения учебного процесса, разработки новых технологий обучения и контроля знаний с помощью тестирования. Включено изучение новых вопросов: основы санитарного законодательства, администра-

тивного, гражданского и уголовного права (ответственность за нарушение прав граждан в области охраны здоровья), правоприменительной практики при защите прав потребителей и судопроизводства; основы экономики здравоохранения (механизмы и методики ценообразования, учета трудозатрат, оплаты труда и социальной защиты сотрудников), деятельность в условиях бюджетирования, ориентированного на конечный результат, в рамках среднесрочного финансового планирования, обоснование и разработка региональных целевых программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, выполнение ведомственных целевых программ; освоение навыков организации и проведения социально-гигиенического мониторинга, методов математико-статистического анализа причин-но-следственных связей и системного анализа эколого-гигиени ческой ситуации с применением в Р Э-при ем н и ко в для географической привязки данных о среде обитания, с использованием данных дистанционного зондирования территории (методики дешифрирования данных космического снимка территории и определение зон повышенного теплового испускания) для определения загрязнений от промышленной деятельности предприятия, изучение медико-экологической ситуации с использованием сетевого и трехмерного ГИС-анализа и оценки риска для здоровья населения от воздействия неблагоприятных факторов среды обитания.

Программы переработаны в соответствии с требованиями Болонской конвенции: каждая программа тематического усовершенствования по одной из медико-профилактических специальностей продолжительностью 144 часа представлена шестью 24-часовыми тематическими дисциплинарными модулями (кредитами); программа сертификационного цикла продолжительностью 216 часов представлена девятью кредитами; программа профессио-

нальной переподготовки продолжительностью 504 часа представлена двумя видами обучения - очным (216 часов), состоящим из 9 кредитов, и обучением на рабочем месте (288 часов) с использованием дистанционных технологий, включающих проведение консультаций, руководство выпускными работами, проверку и прием рефератов, контрольных работ, отчетов по самостоятельной работе.

Внедрению накопительной системы зачетных единиц (кредитов) препятствует отсутствие рекомендаций, какие виды самостоятельно полученных знаний и навыков учитывать, какими документами они должны подтверждаться и какова стоимость в кредитах участия в работе конференций, семинаров, школ; выступление на съездах и конференциях с опубликованием тезисов докладов; выступление с докладом на заседании научного общества, участие в заседании научного общества; работа в сети Интернет. Учитывая, что основным принципом кредитной системы является не затраченное время, а достижение новой профессиональной компетенции, как суммы знаний, умений и навыков, нами разрабатывается система аттестации специалистов с учетом всех возможных форм повышения квалификации: аудиторные занятия, тестовый контроль знаний, самостоятельная работа с оформлением и защитой аттестационной работы.

Углубленная и серьезная последипломная подготовка специалиста на современном этапе модернизации образования не требует продолжительной аудиторной работы, а может проводиться дискретно, путем внедрение модульных технологий построения образовательных программ. Учебные планы и программы становятся более гибкими, ориентированными на углубление и индивидуализацию образования. На циклах профессиональной переподготовки реализуются инновационные педагогические технологии, такие как: индивидуаль-

ное динамическое моделирование учебных программ в зависимости от современных профессиональных требований, накопленного опыта и конкретных производственных задач; активные методы обучения - решение реальных ситуационных задач, выполнение научно-практических работ, деловые игры, дискуссии, конференции и др. Каждый специалист учреждений Роспотребнадзора может в течение 1-5 лет выполнять по индивидуальному плану самостоятельную работу по программам дополнительного профессионального образования, а затем прибыть на очную часть обучения в академию и завершить повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

Развитие дистанционного обучения с использованием современных информационно-аналитических технологий позволяет специалистам овладевать практическими навыками современных технологий Госсанэпиднадзора, санитарно-эпидемиологической экспертизы и социально-гигиенического мониторинга, проявляя максимальную самостоятельность при выборе источников информации, высокую мотивацию овладения необходимыми профессиональными навыками при минимальных затратах времени на очное обучение.

Нами разработана и успешно апробирована инновационная система повышения квалификации специалистов Роспотребнадзора по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований, обследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, включающая выполнение аттестационной работы, очное обучение на цикле тематического усовершенствования с выдачей свидетельства о повышении квалификации государственного образца, сдачу квалификационного экзамена, защиту аттестационной работы и аттестацию специалиста на признание компетентности в заявленной области аттестации с выдачей

сертификата академии. Для целей аттестации в СПбГМА им, И.И. Мечникова создан специальный орган - Аттестационный совет, состоящий из ведущих специалистов учреждений Роспотребнадзора и высококвалифицированных, компетентных специалистов академии, участвующих в выполнении санитарно-эпидемиологических экспертиз. Разработано и согласовано с юридической службой временное положение об аттестации, которое утверждено на Ученом совете. Данная форма обучения с аттестацией специалиста на вид деятельности «санитарно-эпидемиологическая экспертиза» значительно повысила востребованность цикла тематического усовершенствования.

С 2006 г, на кафедре осуществляется подготовка специалистов в интернатуре и ординатуре по очно-заочной форме. Для проведения интернатуры нами разработана программа, включающая практическую и теоретическую подготовку. Практическая работа осуществляется на рабочем месте в учреждениях Роспотребнадзора в объеме 1512 часов, очное обучение проводится на цикле в объеме 216 часов. В программу включены: профессиональная подготовка по шести гигиеническим дисциплинарным модулям - коммунальная гигиена и охрана окружающей среды, радиационная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков; гигиеническое обучение и воспитание по четырем основным направлениям деятельности специалистов Роспотребнадзора - государственный надзор, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, защита прав потребителей и социально-гигиенический мониторинг;подготовка по вопросам управления деятельностью учреждений Роспотребнадзора и ФГУЗ и по смежным дисциплинам - эпидемиология, медицинская статистика и информатика, лабораторная диагностика факторов окружающей среды. Значительное место в программе подготовки интерна и ординатора занимает

выполнение научно-практической работы по проблемам, приоритетным для данной территории.

Результаты самостоятельной работы оформляются в виде дневника, к которому прикладываются копии документов, подготовленных по результатам обследований и гигиенических оценок. Результаты научно-практической работы оформляются в виде аттестационной работы в соответствии с требованиями ГОСТ к оформлению научных отчетов. Оценка уровня компетенции интерна и ординатора осуществляется в процессе обучения по результатам рецензирования материалов самостоятельной работы и контрольных работ, а по окончании обучения -по результатам сдачи выпускного квалификационного экзамена в тестовой форме на компьютере со случайным набором вопросов и в форме собеседования, а также по актуальности, содержанию, практической значимости и успешности защиты аттестационной научно-практической работы.

В представленной системе подготовки специалиста в интернатуре и ординатуре реализуется единство научного и образовательного процессов, их тесная связь с экономическим, социальным, технологическим развитием территории, реализуется инновационная деятельность в системе образования, происходит развитие научного творчества молодежи.

В целях повышения конкурентоспособности качества и эффективности деятельности по последипломной подготовке кадров по медико-профилактическим специальностям кафедра явилась инициатором создания функционального учебно-научно-практичес-кого комплекса, в состав которого входят учебные центры, расположенные на базах учреждений Роспотребнадзора Санкт-Петер-бурга, Ленинградской, Вологодской, Калининградской, Липецкой областей, Республики Коми, Ханты-Мансийского автономного округа. Кафедра привлекает к учебной работе на

основе штатного совместительства специалистов учреждений Роспотребнадзора и научно-исследовательских институтов, развивает творческие связи с центрами современных научных технологий, такими как: Центр интеллектуальных географических информационных систем (Москва), Центр биотической медицины (Москва), Институт ядерной физики РАМН (Санкт-Петербург), НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека Медбио-экстрем МЗ РФ (Санкт-Петербург), Центр «Эко» (Санкт-Петербург), Центр общественного здоровья (Санкт-Петербург), Центр реабилитации при ГП № 88 (Санкт-Петербург), НИИ детской экопатологии (Пермь).

Структура комплекса, базирующаяся на единой стратегии, позволяет строить гибкую систему подготовки специалистов, проводить стационарные и выездные циклы обучения специалистов Роспотребнадзора, оказывать им помощь в организационной, научно-практической и научно-методической работе, выполнять совместные научные исследования, использовать интеллектуальный и технический потенциал учреждений. Многолетний опыт работы комплекса позволил в условиях недостаточного бюджетного финансирования решать вопросы материально-технического оснащения учебной и научной деятельности, обеспечить непрерывность и преемственность процесса образования, продолжить крупномасштабные научные исследования на территориях экологического неблагополучия, подготовить высококвалифицированные научные кадры (кандидатов и докторов медицинских наук) для учреждений Роспотребнадзора, проводить разработку обоснованных санитарно-гигиенических нормативов, опубликование учебно-методических и научно-исследовательских материалов.

Инновационная деятельность преподавателей кафедры включает использование в учебном процессе современных креативных аудиовизуальных, телекоммуникационных и

информационно-аналитических технологий. В частности, одним из перспективных направлений реализации последних является создание на базе методического кабинета кафедры электронной библиотеки и компьютерного читального зала со свободным доступом в информационную систему «Консультант Плюс», онлайновых полнотекстовых ресурсов по специальностям для учреждений Роспотребнадзора, ЛПУ. индивидуального пользователя, электронной базы знаний и опыта, электронных учебников, виртуального университета, подготовка и проведение Интернет-конференций.

В повышении квалификации врачей любой специальности важное значение приобретают знания по комплексным проблемам гигиены, что обусловлено переходом от узкой специализации в деятельности специалистов учреждений Роспотребнадзора к работе по функциональным направлениям. Возникла необходимость интегрирования знаний и в учебном процессе. В связи с этим кафедра профилактической медицины активно реализует программу междисциплинарной интеграции при обучении врачей-гигиенистов. Так, цикл усовершенствования врачей по общей гигиене предполагает участие всех курсов кафедры: управления санэпи дел уж-бой, экономики и права; питания человека; гигиены труда; охраны здоровья детей и подростков; коммунальной и радиационной гигиены; гигиенического воспитания; лабораторной диагностики.

Внедрение системы менеджмента качества образования, целью которого является создание дополнительной ценности, требует, прежде всего, глубокого анализа существующей системы организации последипломного образования и выявления ее дефектов на разных стадиях, создания реестра типовых процессов и видов деятельности, разработки формальных моделей организационных процессов в системе, определения состава и под-

готовки вспомогательных и профессорско-преподавательских кадров, формирующих учебно-методическую базу, организующих и реализующих учебный процесс, разработки системы мотивации - морального и финансового поощрения участников образовательного процесса, координации совместной работы коллективов (групп).

В частности, требует научного обоснования и унификации существующий регламент делопроизводства, в котором для выполнения не требующей привлечения специалиста с ученой степенью и званием задачи по оформлению слушателей на сертификационный цикл обучения (сбор документов, составление служебных записок в деканат и в отдел договоров бухгалтерии, контроль за перечислением средств организациями и оплаты физическими лицами за обучение, рассылка документов об обучении, внешняя переписка) привлечены высококвалифицированные специалисты - преподаватели кафедр.

Вместе с тем особенности современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса - интеллектуалоемкий характер предметных областей, высокая степень индивидуализации учебных программ под заказчика, быстрое моральное старение методического материала в условиях усложнения знаний, возрастания темпа изменения знаний и потока новой информации, потребность в аудиовизуализации и информационном обеспечении не только по предметным областям, но и по смежным дисциплинам -требуют значительного увеличения времени преподавателя на подготовку как отдельного учебного занятия и учебной программы в целом, так и программы практической, самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий.

Следует остановиться на трудностях, не позволяющих преподавателям активно развивать современные технологии образовательного процесса.

С 1997 г. норма учебной нагрузки на одного преподавателя необоснованно увеличена до 6 курсантов в месяц, или 60 курсантов в год. До 1997 г. норма учебной нагрузки составляла 3,75 курсанта в месяц (37,5 курсанта в год), что позволяло планировать работу преподавателя по основным разделам деятельности, закрепленным должностными инструкциями (учебная - 600 часов, учебно-методическая - более 500 и научно-исследовательская работа - не менее 400). При нагрузке на одного преподавателя в месяц 6 курсантов (нормативная численность одной группы на факультете последипломного образования 6-7 курсантов) аудиторное рабочее время на одном цикле при 24 рабочих днях в месяц по 4 часа в день (нормативное время учебной нагрузки преподавателя в день) составляет около 1000 часов в год при годовом бюджете рабочего времени преподавателя - 1584 часа. Оставшиеся 584 часа в год должны были быть распределены на учебно-методическую и научную работу. Следовательно, преподаватели кафедры тратили и тратят свое личное время на подготовку новых тематических курсов по изучению гражданско-правовых отношений в деятельности учреждений госсанэпидслужбы, гражданской, административной, экологической, уголовной ответственности за нарушение прав граждан в области охраны здоровья, механизмов и методик ценообразования, учета трудозатрат, оплаты труда и социальной защиты сотрудников, методов математи-ко-статистического анализа причин но-следст-венных связей между окружающей средой и здоровьем населения, на разработку заданий в совершенно новой, тестовой форме.

Разница 22,5 курсанта в год на одного преподавателя весьма существенна - более 50 %, Увеличение нагрузки в «курсанто-месяцах» привело к значительному увеличению доли учебной нагрузки в академических часах в годовом бюджете рабочего времени преподавателя, неравноценному распределе-

нию рабочего времени на три обязательных вида деятельности - учебную, учебно-методи-ческую и научно-исследовательскую работу, увеличению фактической продолжительности ежедневной работы в связи с необходимостью исполнять должностные инструкции (что является нарушением Трудового Кодекса РФ), а также поставило в неравные условия различные образовательные учреждения и факультеты, осуществляющие последипломную подготовку (например, 3,75 курсанта в месяц в СПбМАПО и 6 курсантов в месяц в СПбГМА им. И.И. Мечникова).

Таким образом, в целях дальнейшего развития последипломного образования на уровне мировых стандартов в условиях усложнения знаний, возрастания темпа изменения знаний и потока новой информации, соответственного изменения и усложнения содержания последипломного профессионального образования, введения новых форм и современных методов обучения, введения системы менеджмента качества обучения считаем целесообразным:

1. Ходатайствовать перед Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации:

о пересмотре норм в «курсанто-месяцах» педагогической нагрузки преподавателей, осуществляющих последипломное образование на факультете повышения квалификации, для создания преподавателям условий, позволяющих сочетать преподавание с активной научной работой, что обеспечит реализацию принципа неразрывности учебного и научного процессов, повышение качества учебного процесса;

об обновлении приказа Минздрава СССР от 6 июня 1986 г. №804 «Об утверждении примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-

преподавательским составом вузов» с включением современных видов деятельности, на которые нет норм: участие в работе факультетского ученого совета, участие в работе факультетского методического совета, участие в разработке государственных стандартов, составление ситуационных задач, разработка сценариев деловых игр, аудиовизуализация учебных занятий (аудиолекции, мультиме-диалекции, учебные фильмы, электронные библиотеки и учебники, виртуальный университет и др.), разработка телекоммуникационных сценариев для дистанционного обучения (лекции, телеконференции, заседания научного общества, тренинги), составление рекламной информации и обновление веб-сайта кафедры.

2. Ввести в структуру академии центр (или расширить задачи кафедры медицинской информатики) по разработке и внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий, предусмотрев в его штатном составе должности операторов вычислительных машин, программистов, режиссеров и дизайнеров для создания единой интеллектуальной информационной среды дистанционного обучения. Задачами центра должны стать: поиск в Интернете необходимых программных продуктов, общее управление программным обеспечением, обучение навыкам работы на аналитической компьютеризированной технике, используемой в учебном и научном процессе, для гигиенической и функциональной диагностики, создание уникальных, эксклюзивных программных продуктов по учебным дисциплинам, получение информационных услуг через Интернет и доступа к электронным ресурсам для науки и образования, разработка конфигурации библиотек по предметным областям и смежным дисциплинам, внедрение в учебный процесс предметных информационных систем, создание аудиовизуального сопровождения процесса обучения.

3. В связи с внедрением системы менеджмента качества необходимо четко распределить полномочия и ответственность за различные процессы при реализации программ дополнительного образования, включая назначение ответственных лиц. В структуру управления последипломного образования целесообразно ввести новые штатные должности специально подготовленных специалистов: маркетолога, осуществляющего диагностику рынка образовательных услуг и потребителей, анализ рисков невыполнения плана по показателю «курсанто-месяц»; менеджера по коммуникациям и комплектованию циклов.

что позволит освободить высококвалифицированных специалистов - преподавателей от выполнения функций, не соответствующих их квалификации и не являющихся их полномочиями, отсутствующих в их должностных инструкциях, и исключить дублирование функций (лишнее звено и бумаготворчество) в процессе оформления приказа о зачислении слушателя на циклы обучения; системного администратора, определяющего трудоемкость и ресурсное обеспечение процесса обучения при изменении его содержания в условиях модернизации и реформирования образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.