Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение и перспективы последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля'

Кадровое обеспечение и перспективы последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трусова Л. Н., Ананьев В. Ю., Дыняк Г. С.

Despite of reforming, prophylaxis faculty of VSMU has kept strong connections with the new system of institutions of Federal service in sphere of protection of the rights of consumers and well-being of the person in Far East federal district. Prophylaxis faculty not only answers the state order on specialists training, but also actively cooperates with the Center of hygiene and epidemiology in Primorsky Krai in new organizational and educational technologies at a postgraduate stage of specialists training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL PROBLEMS AND PROSPECTS OF POSTGRADUATE TRAINING OF PROPHYLAXISSPECIALISTS

Despite of reforming, prophylaxis faculty of VSMU has kept strong connections with the new system of institutions of Federal service in sphere of protection of the rights of consumers and well-being of the person in Far East federal district. Prophylaxis faculty not only answers the state order on specialists training, but also actively cooperates with the Center of hygiene and epidemiology in Primorsky Krai in new organizational and educational technologies at a postgraduate stage of specialists training.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение и перспективы последипломной подготовки специалистов медико-профилактического профиля»

УДК 613+614]:378.661(571.63):378.06 Л.Н. Трусова, В.Ю. Ананьев, Г.С. Дыняк

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Владивостокский государственный медицинский университет,

Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае (г. Владивосток)

Ключевые слова: медико-профилактический факультет, кадровое обеспечение, последипломное обучение.

В настоящее время полностью завершена структурная реформа органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Специалистов для службы готовят медико-профилактические факультеты медицинских вузов страны, в том числе и ВГМУ, начиная с 1966 г.

Выпускники медико-профилактического факультета обучаются по специальности 060104 «медикопрофилактическое дело», получая квалификацию «врач». Плановый прием студентов на медико-профилактическом факультете ВГМУ в 2006 г. составил 75 мест, из них 60% предоставлено абитуриентам, поступавшим по договору целевой контрактной подготовки от территориальных организаций Федеральной службы Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Прошедший год был юбилейным — 40 лет со дня основания факультета. В 2006 г. состоялся 35-й выпуск. За этот период подготовлено 3774 специалиста и прошли последипломную подготовку более трех тысяч врачей [1, 4].

Сегодня медико-профилактический факультет Владивостокского государственного медицинского университета является единственным и основным в системе кадровой подготовки и переподготовки специалистов медико-профилактического профиля в дальневосточном регионе.

На совещании ректоров и деканов медико-профилактических факультетов медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения 25—26 апреля 2006 г. с программным докладом выступил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), главный государственный санитарный врач России, академик Российской академии медицинских наук Г.Г. Онищенко. В докладе были освещены проблемы, связанные со стратегией

кадрового обеспечения организаций и учреждений Федеральной службы, а также совместной работы вузов и службы в решении вопросов совершенствования дипломного и последипломного обучения на медико-профилактических факультетах страны. Особый акцент придавался совместной организаторской работе вузов и территориальных органов и учреждений Федеральной службы по вопросам повышения престижа врача медико-профилактического профиля, организации целевой подготовки, развитию прохождения практики и первичной специализации по месту будущей работы, а также внедрению новых форм взаимодействия и образовательных технологий, особенно на последипломном этапе обучения .

Весьма позитивно в докладе были отражены вопросы развития системы медико-профилактического образования в свете участия медицинских вузов в Болонском процессе [2]. В этом плане вполне реальным является внедрение тематических дисциплинарных модулей, развитие проблемно-ориентированного обучения, дистанционного обучения, внедрение информационных технологий, что значительно активизировало бы последипломное образование с последующим переходом на непрерывную профессиональную подготовку специалистов медико-профилактического профиля.

На сегодняшний день более востребованным рынком труда для выпускников медико-профилактических факультетов являются Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) — центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе. Соответственно от них поступает основная часть заявок на подготовку специалистов медико-профилактического профиля на циклах первичной профессиональной подготовки и на сертификационных циклах. Это вполне объяснимо с позиции изменившихся функций территориальных управлений Роспотребнадзора. Основная их функция — это контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, надзор в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей.

Специалисты, работающие в управлениях Федеральной службы, получили статус государственных служащих, при этом обязательным является то, что они должны иметь специальное образование — медико-профилактическое. То есть после окончания вуза для них также должна быть предусмотрена первичная специализация в форме интернатуры или ординатуры, после окончания которой они получат сертификат по одной из специальностей медикопрофилактического профиля. Далее по истечении срока действия сертификата с учетом общепринятых требований он должен быть подтвержден на этапе последипломной подготовки. Следовательно, повышение квалификации данного контингента в течение последующих пяти лет станет актуальным

ПЕДАГОГИКА

I

89

для надзорных органов Федеральной службы и планирование обучения их должно осуществляться так же, как и специалистов других учреждений службы.

Учитывая, что в центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах ДВФО фактическая укомплектованность врачебными кадрами составляет 70—80%, высока доля специалистов, находящихся в пенсионном возрасте (20—25%), имеется достаточно большой резерв для вливания молодых кадров. Очевидным становится роль кафедр медико-профилактического факультета ВГМУ в подготовке выпускников на этапе интернатуры и организации разных форм усовершенствования на последующих этапах послевузовского обучения.

В 2006 г. значительно активизировалась работа со стороны руководства центров гигиены и эпидемиологии в Магаданской, Сахалинской, Амурской и Камчатской областях, Хабаровском и Приморском краях, Республике Саха (Якутия), ЕАО, ЧАО по вопросам кадрового обеспечения и профессиональной подготовки специалистов.

Выполняя социальный заказ территориальных организаций и учреждений Федеральной службы ДВФО, кафедрами медико-профилактического факультета совместно с деканатом факультета повышения квалификации были подготовлены документы к лицензированию интернатуры по специальностям «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», «бактериология», «санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Закономерно отмечается уменьшение интенсивности профессиональной подготовки по узким гигиеническим специальностям, таким как «коммунальная гигиена», «гигиена детей и подростков», «гигиена питания», «радиационная гигиена». В настоящее время наибольший поток обучающихся как в интернатуре, так и на сертификационных циклах специализируется по эпидемиологии и общей гигиене.

Следует заметить, что первичная специализация в форме клинической интернатуры и повышения квалификации специалистов медико-профилактического профиля ведется с 1998 г., а в базовой интернатуре — с 2000 г. С выходом приказа МЗ РФ № 227 от 28.07.1998 г. «О создании Дальневосточного центра профессионального образования» на кафедрах медико-профилактического факультета Владивостокского государственного медицинского университета стала осуществляться подготовка врачей на этапе последипломной подготовки от территориальных организаций и учреждений служб девяти субъектов ДВФО. Около 60% выпускников обучались в интернатуре, из них около 79,8% — в клинической интернатуре и 21,8% — в базовой интернатуре по месту будущей работы (табл.).

Важным компонентом реализации любой технологии, в том числе и образовательной, является результативность. Как правило, в практике последипломного образования ведущим критерием качества и

Таблица

Динамика кадровой подготовки врачей-интернов медикопрофилактического профиля за 1998—2006 гг.

эффективности образовательного процесса является удовлетворенность обучающихся на циклах усовершенствования, их руководства и сотрудников кафедр [3]. По данным анкетирования слушателей удовлетворенность качеством образования на кафедрах МПФ составила 99,9%. Регулярно в адрес руководства вуза и факультета приходят благодарственные отзывы от руководителей органов и учреждений Роспотребнадзора ДВФО.

Таким образом, несмотря на реформирование, медико-профилактический факультет ВГМУ сохранил крепкие связи с качественно новой системой органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Дальневосточном федеральном округе, и это, пожалуй, сегодня самое главное. Медико-профилактический факультет не только выполняет государственный заказ по подготовке специалистов, но и активно взаимодействует с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по внедрению новых организационных и образовательных технологий на этапе последипломной подготовки.

В свете вышеизложенного перспективами дальнейшего развития этого направления являются:

• реализация последипломной подготовки и переподготовки специалистов медико-профилактического профиля по заявкам территориальных учреждений Федеральной службы Дальневосточного федерального округа;

• внедрение новых организационных и образовательных технологий (дисциплинарных модулей, дистанционного обучения, информационных технологий, использование системы зачетных единиц — кредитов и пр.);

• дальнейшее совершенствование совместной деятельности в рамках учебно-научно-производственного комплекса, особенно в части эффективности ресурсного обеспечения (материально-техническая база, издания учебно-методической литературы и т.д.);

• использование мультимедийных и интерактивных средств обучения в дополнение к традиционным формам (обучающие компакт-диски, книги, учебники, учебные пособия, презентации, фильмы, тесты и пр.);

• проведение научно-практических конференций по защите курсовых и дипломных работ слушателей факультета повышения квалификации, издание материалов.

Литература

1. Каминский Ю.В. // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2003. — № 2. — С. 5—11.

2. Пальцев М.А., Перфильева Г.М, Денисов И.Н., Чек-нев Б.М., // Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (медико-профилактическое образование). — Выпуск IX. — М. : Русский врач, 2006. — С. 65-96.

3. Трусова Л.Н. // Актуальные вопросы развития санитарно-карантинной службы в ДВР: сб. материалов

УДК 613.68:656.612

А.А. Полежаев, К.Х. Нехай, Е.В. Алейникова,

А.Г. Шкуратов

РЕШЕННЫЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОРСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: морская медицина, обучение, гепатология.

Кафедра морской медицины, входившая в состав факультета усовершенствования врачей Владивостокского государственного медицинского института, была организована в 1984 г. Одна из трех существующих на то время в Советском Союзе кафедр, занимающихся проблемами судовой медицины, она была единственной кафедрой хирургического профиля. Возглавил ее работу д.м.н., профессор Анатолий Федорович Малышев (1937—2004). В штате кафедры состояли 1 профессор — доктор медицинских наук, 3 доцента и 1 ассистент — кандидаты медицинских наук, 2 преподавателя без степени.

Медицинская помощь на судах Дальневосточного бассейна при заболеваниях и травмах возможна, как правило, в рамках первой медицинской и первой врачебной. Оказание квалифицированной медицинской помощи осуществляется лишь на отдельных судах — плавбазах и плавзаводах. Специализированная медицинская помощь в условиях судового медицинского пункта и лечебно-профилактического учреждения плавбаз и плавзаводов невозможна из-за отсутствия необходимого оборудования и специалистов нужного профиля. Поэтому большинство медицинских мероприятий прово-

НПК, посв. 80-летию СКС России. — Владивосток, 2003. - С. 12-17.

4. Трусова Л.Н., Шепарев А.А. // Тихоокеанский медицинский журнал. — 200б. — № 3. — С. б—10.

Поступила в редакцию 21.02.2007.

PERSONNEL PROBLEMS AND PROSPECTS

OF POSTGRADUATE TRAINING OF PROPHYLAXIS’

SPECIALISTS

L.N. Trusova, V.Yu. Ananjev, G.S. Dynyak

Vladivostok State Medical University, Center of hygiene and

epidemiology in Primorsky Krai (Vladivostok)

Summary — Despite of reforming, prophylaxis faculty of VSMU has kept strong connections with the new system of institutions of Federal service in sphere of protection of the rights of consumers and well-being of the person in Far East federal district. Prophylaxis faculty not only answers the state order on specialists training, but also actively cooperates with the Center of hygiene and epidemiology in Primorsky Krai in new organizational and educational technologies at a postgraduate stage of specialists training.

Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 88—90.

дятся в рамках внебольничной помощи. Учитывая сложные условия работы при возникновении заболеваний и травм в условиях автономного плавания, судовые медицинские работники должны иметь специальную подготовку по медицинской помощи в море. На кафедре морской медицины ВГМУ было организовано обучение судовых врачей всего Дальневосточного региона на курсах общего и тематического усовершенствования. Для выпускников медицинского института стало возможным проходить последипломное обучение в интернатуре и ординатуре по специальности «хирургия», включающее изучение вопросов неотложных состояний в морской медицине.

С 1991 г. на кафедре введена подготовка научных кадров в аспирантуре. Учебно-методическую работу, а также руководство лечебной работой кафедра стала осуществлять в сотрудничестве с судовыми отделами Приморского края, Сахалинской, Магаданской, Камчатской областей, речных пароход ств Восточной Сибири, в которых тогда работало 650— 700 судовых врачей. Уделялось большое внимание не только обучению медицинских кадров для работы в море, но и вопросам оснащения морских лазаретов и медицинских пунктов необходимым оборудованием, диагностической и лечебной аппаратурой, медицинскими инструментами, предметами ухода за больными. Уделялось особое внимание вопросам организации санитарно-гигиенического и эпидемиологического контроля, лекарственного обеспечения, вопросам организации и осуществления круглосуточной консультативной помощи по радиосвязи с лечебными береговыми учреждениями. В результате этого с 1984 по 1995 г. в 2 раза снизилась обращаемость за медицинской помощью в иностранные порты, в 2,5 раза уменьшилось число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.