Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ КАДРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА НАРКОМЗДРАВА РСФСР (1918—1932 гг.)'

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ КАДРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА НАРКОМЗДРАВА РСФСР (1918—1932 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ КАДРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА НАРКОМЗДРАВА РСФСР (1918—1932 гг.)»

В данном сообщении мы остановились только на некоторых работах и статьях Зардаби. Его многогранная деятельность в области распространения научно-медицинских знаний в Азербайджане подлежит дальнейшему специальному исследованию.

Поступила 24/VIII 1960 г.

ТЙГ Ъ Ъ

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ КАДРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА НАРКОМЗДРАВА РСФСР

(1918—1932 гг.)

Е. А. Кустова

Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко

С начала становления советского здравоохранения Коммунистическая партия и Советское правительство много внимания уделяли обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны и в связи с этим вопросам подготовки врачебных кадров, в том числе санитарных врачей, эпидемиологов и бактериологов.

Значительное место занимал вопрос о медицинских кадрах (подготовка врачей, их стажирование, усовершенствование и специализация) и в деятельности Ученого медицинского совета Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Эта работа отражена в ряде архивных материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. Достойны быть особенно отмеченными выступления по этому вопросу Д. К- Заболотного, Л. А. Тарасевича, П. Н. Диатро-птова и других видных деятелей медицины.

Большой интерес представлял доклад проф. Д. К- Заболотного «О подготовке врачей-специалистов по эпидемиологии» на заседании Ученого медицинского совета 1 ноября 1918 г. Этот вопрос имел в то время большую остроту в связи с грозной опасностью распространения эпидемических заболеваний. Д. К- Заболотный отметил необходимость учреждения на всех существовавших тогда медицинских факультетах трех новых кафедр — общей бактериологии, эпидемиологии и социальной медицины, инфекционных болезней с клиникой. Эти предложения Ученым медицинским советом были приняты.

Почти через два года 17—20 июня 1920 г. Ученый медицинский совет вновь вернулся к рассмотрению вопроса о подготовке врачебных кадров, в том числе санитарных. Он вынес решение, чтобы при преподавании гигиены на медицинских факультетах университетов было предусмотрено прохождение раздела по организации врачебно-санитарного дела. Было признано необходимым организовать кафедру медицинской микробиологии, а также рекомендовано ввести на медицинских факультетах преподавание истории медицины как научной дисциплины

На этом же заседании было принято постановление о создании на медицинских факультетах университетов новых кафедр: социальной гигиены, санитарной статистики, эпидемиологии, профессиональной и школьной гигиены в связи с новыми стоявшими тогда задачами значительного укрепления врачебно-санитарного дела в стране2. Ученый медицинский совет считал также весьма важным включить в число госу-

1 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), фонд 482, опись 25, ед. хран, 103.

2 Т а м же

дарственных экзаменов на право врачебной практики, помимо основных лечебных дисциплин, и профилактические, а именно гигиену с эпидемиологией, профилактической и общественной медициной К

Эти решения Ученого медицинского совета были затем проведены в жизнь. Впервые кафедра эпидемиологии была организована в Одессе в 1920 г. Ее возглавлял Д. К- Заболотный. Кафедра социальной гигиены впервые была учреждена в I Московском университете в 1922 г. под руководством Н. А. Семашко, а во II Московском университете в 1923 г. под руководством вначале А. В. Молькова, а затем с 1924 г.— 3. П. Соловьева. В последующие годы такие кафедры были созданы и при других университетах. Первая кафедра гигиены труда была создана при II МГУ в 1924 г. и возглавлялась С. И. Каплуном, кафедра гигиены воспитания — также при II МГУ в 1924 г. под руководством А. В. Молькова. К началу 1928 г. в РСФСР при высших медицинских учебных заведениях имелось уже 28 кафедр экспериментальной гигиены, 18 кафедр социальной гигиены, 9 кафедр гигиены труда и 4 кафедры гигиены воспитания.

В соответствии с профилактическим направлением советской медицины вопросы подготовки врачей рассматривались Ученым медицинским советом под углом зрения осуществления профилактических задач. Так, в докладе председателя Ученого медицинского совета Л. А. Та-расевича на заседании, проходившем 28 декабря 1923 г., было указано на необходимость расширения и пересмотра программы преподавания по экспериментальной и социальной гигиене и обеспечения преподавания основных вопросов коммунальной гигиены, санитарной техники, профессиональной и школьной гигиены, исходя из необходимости дать студентам теоретическую и практическую подготовку не только в области лечебной, но и профилактической медицины. Л. А. Тарасевич подчеркнул значение методики преподавания, указал, что, помимо изучения студентами техники лабораторных исследований, необходимо ознакомление их с учреждениями профилактического характера и применением гигиенических норм в практической жизни2. Ученый медицинский совет признал правильными положения, высказанные докладчиком.

Практически это выразилось во включении уже с 1926 г. в учебный план всех медицинских факультетов преподавания социальной гигиены, гигиены труда и гигиены воспитания. Почти по всем указанным дисциплинам были введены обязательные практические занятия.

Эти установки Ученого медицинского совета в отношении внедрения начал профилактики во всю систему подготовки врачей нашли яркое выражение в реформе всего дела подготовки санитарных врачей. Для подготовки санитарных врачей Наркомздравом РСФСР с начала 1930/31 учебного года в медицинских институтах (I Московском, II Ленинградском, Нижегородском, Воронежском, Пермском, Казанском, Самарском, Саратовском, Ростовском, Томском и Иркутском) был организован санитарно-профилактический факультет со сроком обучения 4 года. На этих факультетах были образованы профильные кафедры по всем отраслям гигиены: коммунальной, пищевой, промышленной, школьной и социальной. На 1932 г. контингент приема в медицинские институты РСФСР был установлен в 16 000 человек, из них на санитарно-профилактический факультет — 3155 человек, что составляло около 20% общего плана приема учащихся в медицинские вузы республики 3.

Наряду с важными вопросами подготовки врачей Ученый медицинский совет рассматривал также проблему усовершенствования и специализации врачей. Уже на заседании 19 декабря 1919 г. был заслушан представляющий значительный исторический интерес доклад

1 ЦГАОР, фонд 482, опись 25, ед. хран. 103.

! Там же, ед. хран. 279.

3 Там же, опись 24, ед. хран. 20.

4*

51

Л. А. Тарасевича «Об основах организации и специализации врачей». В докладе было охарактеризовано неудовлетворительное состояние врачебно-санитарной помощи населению, отставание уровня знаний практических врачей от уровня научных знаний того времени и чрезвычайно низкое'развитие специализации врачей.

Ученый медицинский совет постановил принять неотложные меры к устранению всех этих недостатков путем увеличения пропускной способности медицинских факультетов и устройства курсов по усовершенствованию и специализации при Клиническом институте в Петрограде, включая организацию курсов усовершенствования и специализации для санитарных врачей по различным отраслям санитарного дела

Положения, высказанные Л. А. Тарасевичем об основах усовершенствования и специализации врачей, были детализированы в докладе проф. А. С. Бруштейна на заседании Ученого медицинского совета 17—20 июня 1920 г. Докладчик рекомендовал наряду со специальными курсами, читаемыми на факультетах, создать институты для усовершенствования врачей. Особо было подчеркнуто, что развитие медицины и повышение требований, предъявляемых к практическим врачам, вызывают необходимость в их специализации. При этом А. С. Бруштейн указал, что специализация не должна осуществляться во время прохождения курса обучения на медицинских факультетах университетов, а должна начинаться лишь по их окончании. Он отметил, что специализация достигается главным образом путем длительных (2—3 года и более) занятий и работ в соответствующих санитарных учреждениях, больницах, лабораториях и институтах2. Предложения А. С. Бруштейна были приняты Ученым медицинским советом.

Актуальным был доклад по этому же вопросу ответственного секретаря организационно-научной секции Ученого медицинского совета Б. Д. Владимирова «Об организаци курсов усовершенствования врачей в связи с районированием РСФСР» на заседании 28 июня 1928 г. Б. Д. Владимиров на первый план выдвинул организацию местных курсов, в том числе для санитарных врачей, бактериологов, эпидемиологов наряду с существующими курсами усовершенствования врачей при центральных институтах усовершенствования врачей. Он указал, что центральные институты усовершенствования врачей должны взять на себя обслуживание более квалифицированной части врачей, которые по своей подготовке не подходят для местных курсов, и основное внимание уделять дифференцированной специализации врачей и усовершенствованию специалистов. Эту задачу он поставил и перед научно-исследовательскими институтами, например санитарно-гигиеническим, который от общих курсов для санитарных врачей должен будет перейти на проведение дифференцированных курсов для врачей по коммунальной, пищевой, школьной гигиене и т. д. Кроме того, Ученый медицинский совет предложил организационно-научной секции проработать вопрос о заочных курсах для врачей3.

Все указанные решения были осуществлены. Для обеспечения усовершенствования и специализации врачебных кадров, в том числе санитарных, Наркомздравом РСФСР за период 1918—1932 гг. было вновь открыто 3 института усовершенствования врачей: в Казани — в 1920 г., в Томске — в 1927 г., в Москве — в 1930 г. (помимо существующего с 1885 г. Ленинградского института усовершенствования врачей), которыми была проделана исключительно большая работа в этой области. Так, Центральным институтом усовершенствования врачей (Москва) за первые 54/2 месяцев своего существования (с 15 марта по 1 сентября 1931 г.) было проведено 24 цикла с общим охватом 1 100 человек4. " 1 ЦГАОР, фонд 482, опись 25, ед. хран. 2.

г Там же.

"Там же, ед. хран. 472.

«Там же, опись 24, ед. хран. 3. .

В дальнейшем усовершенствование санитарных кадров значительно расширилось.

Местные курсы для усовершенствования врачей были организованы в те годы органами здравоохранения в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Тамбове, Ростове-на-Дону и ряде других городов. Заочное обучение врачей и среднего медицинского персонала нашло некоторое практическое разрешение с осени 1931 г. Первые заочные курсы были организованы Центральным институтом усовершенствования врачей для эпидемиологов со сроком обучения 7 месяцев. По окончании заочного обучения врачи приезжали на месяц на очную сессию. В августе 1937 г. на этих заочных курсах числился 161 врач. Хотя в 1937 г. и был поставлен вопрос о проведении таких же заочных курсов по гигиеническим дисциплинам, однако этого не удалось осуществить из-за значительных трудностей (отсутствие необходимых руководств, учебных пособий и т. д.). Исключение составляет социальная гигиена с организацией здравоохранения, по которой заочные курсы успешно проводились в те годы.

Кроме указанных проблем, ученый медицинский совет много внимания уделял вопросу стажирования врачей. На одном из первых заседаний Ученого медицинского совета (1 ноября 1918 г.) было принято предложение проф. Д. К- Заболотного об организации стажирования для подготовки практических санитарных врачей, бактериологов, эпидемиологов и инфекционистов в течение 3 лет в виде опыта при Петроградской военно-медицинской академии, Институте экспериментальной медицины и медицинском факультете Московского университета с предоставлением возможности этим учреждениям подготовить по пяти специалистов в каждом

По вопросу о стажировании врачей на заседании 17—20 июня 1920 г. Ученый медицинский совет считал, что 6-й практический год медицинского образования обязателен для всех студентов медицинских вузов, и лица, не прошедшие его, не могут получить звания врача. Что касается разделения стажа на циклы, то принято было два основных цикла: готовящихся к практической лечебной деятельности и к практической работе по санитарии и гигиене2.

Большое значение имело решение Ученого медицинского совета о стажировании врачей, оканчивающих медицинские вузы, в области профилактической медицины, принятое 2 марта 1923 г. по докладу комиссии медицинского образования «О стажировании оканчивающих врачей в области профилактической медицины». Председателем Ученого медицинского совета Л. А. Тарасевичем был доложен проект «Положения о стаже для оканчивающих высшие медицинские учебные заведения в 1923 г.». Из высказываний по этому вопросу заслуживает внимания выступление П. Н. Диатроптова, который отметил, что большое значение имеют курсы для санитарных врачей и что для правильной постановки стажирования врачей, оканчивающих медицинские учебные заведения по санитарному циклу, следует учитывать наличие благоустроенных лабораторий, подготовленного преподавательского персонала. Советом было решено, что право врачебной практики предоставляется врачам, оканчивающим медицинские вузы, лишь при удовлетворительном прохождении стажа и что стаж следует разделить на 2 цикла — лечебной и предупредительной медицины 3.

Вскоре — 30 марта 1923 г. — на заседании Ученого медицинского совета П. Н. Диатроптов доложил заключение комиссии по вопросам медицинского образования — «О стаже по санитарному циклу для врачей, оканчивающих высшие медицинские школы в 1923 г.».

1 ЦГАОР, фонд 482, опись 25, ед. хран. 2.

2 Там же, ед. хран. 103.

3 Там же, ед. хран. 236.

Комиссия высшего медицинского образования в составе членов совета В. С. Гулевича, П. Н. Диатроптова, В. Е. Игнатьева, С. С. Орлова и В. А. Барыкина и санитарных врачей П. И. Куркина, И. В. Попова и др. после подробного рассмотрения этого вопроса пришла к заключению, что одной из главных задач санитарного цикла является усовершенствование лиц, окончивших медицинские учебные заведения и желающих посвятить себя работе в области профилактической медицины.

Комиссия также отметила, что санитарный цикл следует разделить на две части, из которых первая должна предусмотреть практическую санитарную деятельность в течение 9 месяцев, вторая — теоретическое усовершенствование стажирующихся продолжительностью 3 месяца. Большое внимание было уделено и системе проведения санитарного цикла. При этом комиссия предлагала первую часть санитарного цикла проводить путем прикомандирования стажирующихся для практической работы к санитарным учреждениям и санитарным организациям. Что касается второй части санитарного цикла, то комиссия прежде всего установила, что она должна состоять в усовершенствовании стажирующихся в области бактериологии, эпидемиологии, гигиены и санитарно-статистических работ и ознакомлении с врачебно-санитарным законодательством страны и с организацией санитарной и лечебной помощи, а также с постановкой лечебно-санитарного дела в различных странах1.

Стажирование оканчивающих лечебные факультеты было организовано в виде опыта в Москве и Ленинграде лишь для небольшого количества врачей. Решение Ученого медицинского совета о стажировании по санитарным специальностям не было осуществлено. Причиной этого служили, во-первых, недостаточные выпуски врачей, далеко не удовлетворявшие потребности страны, что диктовало необходимость их использования немедленно по окончании, а не после стажирования.

В центре внимания Ученого медицинского совета были и вопросы подготовки научных санитарных кадров. Впервые этот вопрос был поднят проф. Д. К- Заболотным на заседании Ученого медицинского совета 1 ноября 1918 г. в докладе «О подготовке врачей-специалистов по эпидемиологии». Д. К. Заболотный указал на необходимость широко организованной подготовки научных кадров по различным отраслям санитарного дела на соответствующих кафедрах высших медицинских учебных заведений. В решении Ученого медицинского совета от 20 апреля 1920 г. наряду с установлением четкой системы подготовки врачей, в том числе и специалистов санитарного дела, были даны указания об обеспечении подготовки научных работников путем организации при высших медицинских учебных заведениях института по подготовке научных кадров, комплектуя его лицами из числа оканчивающих медицинские вузы и способных к научной работе. Эти решения Ученого медицинского совета были реализованы на практике.

Основной формой подготовки научных кадров явилась аспирантура, введенная в 1925 г. Так, на 1 января 1934 г. в аспирантуре 10 научно-исследовательских институтов эпидемиологии, микробиологии, гигиены и санитарии Наркомздрава РСФСР занималось 167 аспирантов при общем количестве 500 аспирантов, что составило 33,4%. По медицинским институтам РСФСР прием в аспирантуру на гигиенические кафедры составил в 1933 г. 17,5% общего приема.

Все это говорит о том, что основные вопросы советской системы подготовки и усовершенствования санитарных кадров разрабатывались в течение ряда лет Ученым медицинским советом Наркомздрава РСФСР и его решения имели большое значение для организации санитарного обслуживания населения в нашей стране.

Поступила 11/VII 1960 г.

1 ЦГАОР, фонд 482, опись 25, ед. хран. 236.

-й" -й -Й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.